Валентин Аккуратов: Этот огненный, разумный, жестокий шар http://www.polarpost.ru/Library/Akkurat ... -shar.html
- ... Случилась эта история в феврале 1946 года над лесным массивом Вологодской области. Наш экипаж возвращался из дальней ледовой разведки на базу полярной авиации в Москве. Позади остались почти ежедневные, длительные полеты в морях Арктики и в высоких широтах океана. Мы были изрядно измотаны. Но задание было успешно выполнено, и мы испытывали вполне законное удовлетворение: добытые сведения о состоянии и подвижках льдов позволят ученым Арктического института составить ледовый прогноз на время навигации по Северному морскому пути. Итак, на своем большом четырехмоторном "Петлякове-8" мы возвращались домой. В кабине навигатора, которая находилась в носовой части корабля, нес вахту штурман первого класса Зубов, я занимал левое боковое сиденье в трех метрах сзади него.
Вели самолет прекрасные опытные летчики командир корабля Задков и второй пилот Самохин.
Под их кабиной располагалась рубка радиста, где сидел пятый член экипажа, наш "снайпер эфира" Олег Куксин....
Евгений Сузюмов: Северный Полюс — Москва http://www.polarpost.ru/Library/Suzumov ... oskva.html
- ... Теперь остается подготовить машину Задкова под номером «Н-419» — четырехмоторный гигант типа Пе-8.
Интересна судьба этой машины. В первые годы войны была она в авиации дальнего действия (АДД). Темными ночами поднималась она в воздух и несла в фашистские тылы полный груз бомб. Потом, когда появились новые, более совершенные тяжелые бомбардировщики, самолеты Пе-8 списали с вооружения. А после войны летчики полярной авиации— среди них было немало служивших в частях АДД и летавших на самолетах Пе-8 — раскопали где-то на тыловой базе старый бомбардировщик, отремонтировали его, вернули к жизни, приспособив к полетам в Арктике. В нашей экспедиции Пе-8 показал себя незаменимым работягой. На этой машине экипаж Василия Никифоровича Задкова совершал регулярные рейсы из Тикси и с других береговых баз на лед океана, подвозя горючее для заправки самолетов. В любую погоду Задков водил самолеты на расстояние две тысячи километров и мастерски сажал свою многотонную громадину на дрейфующие льды.
В полярной авиации, так уже повелось, экипажи подбирались по складу характера командира: у Ивана Ивановича Черевичного оказывались шутники и весельчаки; у Михаила Алексеевича Титлова — люди с уравновешенным характером; у Ильи Павловича Мазурука — люди решительные, высоко ставившие авторитет своего командира, а у Василия Никифоровича Задкова собрались летчики степенные, неторопливые, с редкой выдержкой. Таковы были второй пилот Георгий Самохин — богатырь, скупой на слова; штурман Николай Зубов— небольшого роста, круглолицый, никогда не унывающий; бортрадист Олег Куксин — неутомимый «снайпер эфира»; старший механик Иван Максимович Коротаев — великий мастер по части техники, заботливый хозяин всевозможных механизмов; второй механик Володя Водопьянов — сын знаменитого летчика, многому научившийся у своих старших товарищей.
А про Василия Никифоровича Задкова, возглавлявшего экипаж, высокого, широкоплечего человека с крупными чертами лица, достаточно сказать одной фразой: за многие годы работы в Арктике у него не было ни одной аварии...