Полюс Недоступности
Географические координаты 82° 07' ю.ш., 55° 02' в.д.
Высота над уровнем моря (м) — 3719
Высота ложа ледника над уровнем моря(м) — 769
Мощностьледника (м) — 2950
Расстояние от Мирного(км) — 2110
Дата начала и конца полярной ночи (расчетные данные) 15.04-29.08
Дата открытия станции 14.12.1958г
Синоптический индекс — 89550
Средняя годовая температура воздуха в этом районе минус 56,8° С, средняя скорость ветра 3—4 м/с.
Работы Третьей КАЭ (1957-1959 гг.) были полностью посвящены исследованиям по программе МГГ, который официально был завершен 31 декабря 1958 г. Эту экспедицию возглавлял Герой Советского Союза Евгений Иванович Толстиков. 16 февраля 1958 г. на 1040 км к юго-западу от станции Мирный с помощью очередного СГП была открыта станция Советская, а 14 декабря — станция Полюс Недоступности. Последняя находилась на удалении 2100 км от Мирного. Таким образом, наша страна создала целую сеть внутриконтинентальных станций (Пионерская, Комсомольская, Восток, Советская, Полюс Недоступности), а также две станции в прибрежных районах (Мирный и Оазис), полностью выполнив возложенные на СССР обязательства международного антарктического сообщества с целью выполнения программы МГГ.
23 декабря 1957 г. на самолете ИЛ-12 для определения рельефа местности был совершен разведывательный полет из Мирного в район Полюса относительной недоступности. На борту самолета, управляемого начальником авиаотряда В. М. Перовым и штурманом Б. С. Бородкиным, находились начальники Второй и Третьей КАЭ А. Ф. Трешников и Е. И. Толстиков, будущий начальник станции Советская В. К. Бабарыкин (это был второй полет в этот район, первый был совершен 3 марта 1956 г.). 1 октября 1958 г. на самолете ИЛ-12 из Мирного был совершен беспосадочный перелет в глубь материка обшей протяженностью около 3000 км. Маршрут самолета пролегал через станции Пионерская, Комсомольская, Восток и Советская. На последние две станции на парашюте были сброшены продовольствие и различные материалы (850 кг груза). 24—26 октября 1958 г. самолет ИЛ-12 (командиры В. М. Перов, В. В. Афонин) совершил полет по маршруту Мирный—Советская—Южный полюс—Мак-Мердо. На борту находились Е. И... Толстиков, В. А. Бугаев, В. М. Макушонок. Это были первые советские полярники, пролетевшие над Южным полюсом с посещением американской базы Мак-Мердо.
Для походов в глубь материка экспедиция была оснащена различным наземным транспортом. Во второй континентальной экспедиции для этой цели использовались тягачи со средним удельным давлением гусениц 0,65 кг/см2 и деревянные сани со стальными полозьями шириной 20 и 40см. В Третьей КАЭ применялись тягачи со средним удельным давлением гусениц 0,37 кг/см2 и металлические сани, рассчитанные на полезную грузоподъемность 20 т, с шириной полоза 0,5 м, удельным давлением 0,22—0,26 кг/см2 и дорожным просветом 0,5 м. Наиболее трудным для прохождения тягачей начался участок санногусеничных походов от станции Восток-1 до Комсомольской, характеризующийся особенно рыхлыми и сыпучими снегами, где при движении тягача с двумя санями на прицепе была отмечена средняя глубина колеи 0,58 м и буксование 17%.
23 октября 1958 г. поезд из шести тяжелых тягачей, одного вездехода «Пингвин» и семи саней вышел из Мирного в глубь Антарктиды. Личный состав состоял из 22 человек, начальник поезда — А. Ф. Николаев.
12 ноября 1958 г. поезд прибыл на Комсомольскую, где его переформировали. Для доставки грузов на станцию Восток было намечено направить три вездехода и один тягач, а к станции Советской и к Полюсу относительной недоступности — пять тягачей и один сопровождающий вездеход с горючим.
В заключительном этапе похода участвовало 18 человек вместе с начальником экспедиции Е. И. Толстиковым. 14 декабря научно-исследовательский поезд остановился в наиболее удаленной от всех берегов точке шестого континента, именуемой Полюсом относительной недоступности (82° 06 'ю.ш., 54°58 'в.д.). Здесь была создана новая советская станция — Полюс Недоступности, на которой установлен жилой балок с необходимой радиоаппаратурой, оборудована метеоплошадка.
Сооружения станции Полюс Недоступности состояли из небольшого домика, в котором разместились радиостанция, оборудованная всеволновым радиопередатчиком мощность 70 Вт и радиоприемником, электростанция мощностью 12 кВт, электрокамбуз и жилое помещение на 4 человека, обогреваемое электропечью. Рядом была разбита метеорологическая площадка, пробурена 60-метровая скважина для измерения температуры снежной толщи. Вблизи от жилого помещения была подготовлена взлетно-посадочная полоса размером 30x1200 м, на которую в декабре 1958 г. впервые совершил посадку самолет.
Официальное открытие станции состоялось 14 декабря 1958 г. Станция была организована для эпизодических наблюдений, поэтому до прибытия полевых партий Четвертой САЭ все ее сооружения были законсервированы. Начальником станции был назначен В. К. Бабарыкин, прибывший со станции Советской на санно-гусеничном поезде. До 18 декабря 1958 г. на станции находилось 18 человек, из них пять научных сотрудников. После 18 декабря на ней осталось 14 человек, в том числе четыре научных сотрудника.
В период пребывания на станции участников экспедиции (с 14 по 26 декабря 1958 г.) быт проведен цикл наблюдений по метеорологии, актинометрии и гляциологии, а также магнитные наблюдения.
По завершению строительства станции и выполнению научных наблюдений санно-тракторный поезд 26 декабря двинулся в обратный путь.
18 января 1959 г. поезд, пробывший в походе 88 суток и прошедший около 4300 км, прибыл в Мирный.
На протяжении всего похода велись регулярные научные наблюдения в области метеорологии, гляциологии, актинометрии, гравиметрии и земного магнетизма; проводилось сейсмическое зондирование.
Наблюдения, проведенные на станции, явились завершением комплексного научно-исследовательского разреза, осушествленного советскими полярниками от моря Дейвиса через центральные районы Антарктиды до Полюса Недоступности. Эти исследования дали первые сведения о толщине и структре льда, метеорологических и геомагнитных условиях в этой неизученной области.
31 декабря 1958 г. Международный геофизический год закончился, и дальнейшие исследования в Антарктиде проводились под эгидой Международного геофизического сотрудничества (МГС). По завершению МГГ были законсервированы станции: Пионерская, Советская, Оазис и Полюс Недоступности, в результате чего объем исследований, проводимых Советским Союзом в южной полярной области несколько сократился.
Впоследствии станцию Полюс Недоступности посетили участники санно-гусеничного похода 1 —6 февраля 1964 г. (Девятая САЭ).
[ Л.М. Саватюгин, М.А.Преображенская, «Российские исследования в Антарктике, Том I (Первая — двадцатая Советская Антарктическая Экспедиция)» ]