PBN-1 № 02826 (ВВС ВМФ)

ВВС, ВВС ВМФ, Пограничная служба и пр.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

PBN-1 № 02826 (ВВС ВМФ)

Сообщение Кара » 07 Апрель 2012 19:24

Собственно в этой статье http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=8&t=1994, выложенной padsee и говорится, что во время перегона первой группы, его экипаж пропал без вести:
Самую первую “эскадрилью” из пяти гидросамолетов возглавил лично командир спецгруппы.
Промежуточную посадку совершили в исландском Рейкьявике. На взлете оттуда случилось ЧП: летчик Бойченко доложил, что его “лодка” неисправна. Отправив первые три амфибии дальше по маршруту, Васильев решил дождаться, пока закончат ремонт, и лететь дальше в паре с “потерпевшим” товарищем. Предстоял самый опасный участок пути — прячась от немецких наблюдателей и самолетов-разведчиков, шли в условиях плохой видимости, почти на бреющем, прижимаясь как можно ближе к скалистому норвежскому побережью. До Мурманска добрался лишь самолет Бойченко, а командирская “Каталина” пропала без вести. Возможно, ее все-таки выследили и сбили фашисты, возможно, крылатая машина наскочила в тумане на скалы Северной Норвегии… Предпринятые поиски результатов не дали.
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 887
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Васильев Виктор Николаевич, полковник

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Апрель 2012 19:55

 Васильев Виктор Николаевич.jpg
Номер записи 75505548
Фамилия Васильев
Имя Виктор
Отчество Николаевич
Последнее место службы ЦУ, 65 АП спец. назнач. гл. упр. ВВС
Воинское звание полковник
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия 18.06.1944
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Пропажа экипажа В.Васильева

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Апрель 2012 23:01

© Котельников В.Р., Петров Г.Ф., Соболев Д.А., Якубович Н.В.
«Американцы» в России. – М.:РУСАВИА, 1999. – 160 с.:ил.

 Экипажи.jpg
Для перегонки самолетов из США в начале 1944 года сформировали специальную авиагруппу под командованием полковника В.Н. Васильева. В нее вошли по десять экипажей с Северного и Тихоокеанского флотов и шесть – с Черноморского. Перед отправкой летчиков потренировали на гидросамолетах, ведь многие их них из-за нехватки техники долго летали на сухопутных машинах и в какой-то степени утратили специфические навыки.

Сдачу летающих лодок предполагалось организовать на военно-морской базе Элизабет-сити недалеко от Нового Орлеана. Первыми на место прибыли тихоокеанцы, переброшенные по трассе АЛСИБа. Они появились в Элизабет-сити 2 апреля. Там их уже ожидали подготовленные к сдаче 25 PBN-1. Для переподготовки советских экипажей сформировали специальную учебную эскадрилью лейтенанта Харпера. В обучении принимали участие и специалисты, откомандированные NAF, в том числе заводской испытатель капитан Стюард.
Поскольку в США PBN-1 почти не эксплуатировались, то подготовка началась с проведения совместных испытаний самолета при различных вариантах загрузки. С советской стороны в испытаниях участвовал Н.Ф.Пискарев.

Первая группа закончила подготовку за 20 дней. В завершение каждый экипаж совершил по два 6-часовых полета над Атлантикой для тренировки в работе с радио- и навигационной аппаратурой. Тихоокеанцев использовали в качестве инструкторов для остальных летчиков, прибывших на месяц позже. Они приплыли из Мурманска морем.
Первые машины должны были отправляться на север — для авиации Северного флота и Беломорской военной флотилии. Лодки разбили на шесть отрядов по четыре самолета. Последняя, 25-я, стала командирской. Поскольку наши экипажи имели мало опыта длительных полетов, пришлось обратиться к помощи союзников, причем не американцев, а англичан. К каждый экипаж вошли английские летчик и радист. «Выделенные <...> английские летчики имели звание не ниже капитана. Они обладали большим опытом участия в длительных полетах. Некоторые из них пересекали океан до 53 раз», — писал в своем отчете Пискарев.
Самолеты летели по маршруту Элизабет-сити - оз. Гандер — Рейкьявик — Мурманск. Несмотря на тщательную подготовку, не обошлось без происшествий. На подходе к Исландии гидропланы так сильно обледенели, что оборвались антенны. В Рейкьявике советские летчики распростились с британскими коллегами. Последний этап предстояло преодолеть самостоятельно. 4 июня 1944 года первые четыре PBN-1 сели в губе Грязной. На одном из самолетов в конце полета кончился спирт в бачках антиобледенителей. Скрепя сердце пришлось слить туда виски и ром, выданные на дорогу.
На третий день после посадки перегонщики, отдохнув, совершили полет с инспектором по пилотированию ВВС Северного флота майором Макаровым. Три из четырех первых лодок перегнали затем в Лахту для авиации Беломорской флотилии. В тот же день на одном PBN-1 вылетел экипаж командира полка С.M.Рубана.

К 16 июня в Советский Союз прилетели 24 лодки из 25. Один «Номад», подполковника Н.ВП. Романова, на борту которого находились Васильев и флаг-штурман Мосцепан, пропал без вести. До 28 июня советские и английские самолеты искали эту машину, но безуспешно. После гибели Васильева группу перегонщиков возглавил полковник М.Н. Чибисов, а непосредственно перегонкой руководил Н.Ф. Пискарев.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мосцепан Иван Федосеевич, полковник, гл.штурман ВВС ВМФ

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Апрель 2012 23:13

ЦВМА ф.12, оп.5, д.314
 012-0000005-0314-00000080.jpg
 012-0000005-0314-00000081.jpg
Номер записи 76787054
Фамилия Мосцепан
Имя Иван
Отчество Федосеевич
Последнее место службы ВМФ, ВВС
Воинское звание полковник
Причина выбытия погиб (пропал без вести)
Дата выбытия 18.06.1944
Название источника информации ЦВМА
Номер фонда источника информации 12
Номер описи источника информации 5
Номер дела источника информации 314
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Пропажа экипажа В.Васильева. (PBN-1 № 02826 ВВС ВМФ)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 08 Апрель 2012 08:48

ЦВМА ф.864, оп.1, д.1342, лл.177,179.
ОРСО БВФ СФ исх.№01088 от 25 июля 1944 г., ЦБУП УПУ ВМФ вх.№2660с от 31 июля 1944 г.

Именной список безвозвратных потерь. Экипаж самолета 16 ТАО БВФ.

 864-0000001-1342-00000245.jpg
 864-0000001-1342-00000247-16-й ТАП.jpg
1. РОМАНОВ Николай Петрович, подполковник, ком.самолета ГСТ 16 ТАО, 1904 г.р., г.Москва.
2. СКВОРЦОВ Анатолий Михайлович, ст.техник-лейтенант, механик самолета ГСТ 16 ТАО, 1915 г.р., Горьковская обл.
3. КУЗНЕЦОВ Николай Ефимович, старшина, в/стрелок-радист 16 ТАО, 1913 г.р., Западная обл.
Вылетели с Исландии, к месту назначения не прибыли. Погибли в пути 16.06.44 г.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

КУЗНЕЦОВ Николай Ефимович, старшина, в/стрелок-радист 16 ТАО

Сообщение [ Леспромхоз ] » 08 Апрель 2012 09:06

 к4-КУЗНЕЦОВ Николай Ефимович.jpg
Номер записи 76138583
Фамилия Кузнецов
Имя Николай
Отчество Ефимович
Дата рождения __.__.1913
Место рождения Западная обл.
Место призыва неизвестный РВК
Последнее место службы БВФ, 16 ТАО
Воинское звание старшина
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 16.06.1944
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Пропажа экипажа В.Васильева

Сообщение Кара » 08 Апрель 2012 12:51

padsee, спасибо.
Из выложенных Вами архивных карточек можно сделать вывод, что упоминаемая в статье Авиагруппа специального назначения – это 65-й АПСпН ГУ ВВС и что экипаж, за исключением штурмана, был из 16-го ТАО БВФ, базировавшегося в Нарьян-Маре. Правда, неясно, в качестве кого летел Васильев – командира или второго лётчика. Скорее всего - второе, поскольку здесь http://aviaforum.ru/showthread.php?t=31016&page=2 говорится об экипаже Романова.
Там же приводится ссылочка http://ktsorens.tihlde.org/flyvrak/andotten.html, согласно которой 17.06.1944 самолёт в тумане столкнулся со скалами Андоттена в Северной Норвегии. В ней, правда, указывается на его принадлежность 118-му ОРАП, что можно считать ошибочным.
На Авиафоруме также приводится и номер самолёта – 02862. Я полагаю, что это сокращённый регистрационный, полный вид которого вероятно 44-02826
Наверное тему можно переименовать PBN-1 «02826» или «02826» (PBN-1) и переместить в Авиапарк раздела Полярной авиации.
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 887
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

PBN-1 № 02826 (ВВС ВМФ)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 08 Апрель 2012 13:32

Кара, спасибо за дополнительную информацию.
Название сменил, а оставить логичнее здесь - машина ВВС СФ.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

PBN-1 № 02826 (ВВС ВМФ)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 08 Апрель 2012 13:34

ЦВМА ф.787, оп.2, д.138
 0787-0000002-0138-00000076.jpg
 0787-0000002-0138-00000078 Романов Скворцов.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

PBN-1 № 02826 (БВФ СФ, 16 ТАО)

Сообщение Кара » 10 Апрель 2012 20:37

Думаю, что в скобках правильнее указать принадлежность самолёта 65-му АПСпН. Ведь неизвестно, куда его передали бы по прилёту в Союз
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 887
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

PBN-1 № 02826 (ВВС ВМФ)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 10 Апрель 2012 20:47

Мне кажется 65 АПСпН не занимался эксплуатацией.
Если экипаж был из 16 ТАО, то и машина по идее должна была уйти в ВВС СФ (БВФ).
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мосцепан Иван Федосеевич, полковник, гл.штурман ВВС ВМФ

Сообщение [ Леспромхоз ] » 10 Апрель 2012 21:12

 pervyi_vypusk_aeronavigatorov.jpg
Первый выпуск военных аэронавигаторов в 1921 году

14 мая 1921 г. школа произвела 1-й выпуск военных аэронавигаторов, который послужил основой для развития штурманской службы Красного Воздушного Флота. ...
Многие выпускники школы в 1921 г. стали выдающимися специалистами аэронавигационной службы. Это А.В. Беляков (в первом ряду третий слева) и С.А. Данилин (в четвертом ряду слева), ставшие Героями Советского Союза, М.А. Бабиков, И.Ф. Мосцепан, Г.С. Френкель и десятки других видных деятелей науки, генералов, известных военачальников, пионеров развития штурманского дела в Красном Воздушном Флоте.

...
В конце 1930 г. аэронавигационный отдел разделился на два курса:
— аэронавигационный;
— инструкторов по аэронавигации.
А.В. Беляков, возглавлявший аэронавигационный отдел, переводится в Военно-воздушную академию. Начальником аэронавигационного курса назначается И.Ф. Мосцепан, впоследствии ставший флаг-штурманом ВВС Военно-Морского Флота, а начальником курса назначается В.В. Кудров, который впоследствии будет возглавлять метеоцикл.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

PBN-1 № 02826 (БВФ СФ, 16 ТАО)

Сообщение Кара » 11 Апрель 2012 17:23

padsee пишет:Мне кажется 65 АПСпН не занимался эксплуатацией.

Он занимался перегонкой. Но это ничего не меняет. При получении машины он должен быть указан в формуляре как эксплуатирующая организация.
padsee пишет:Если экипаж был из 16 ТАО, то и машина по идее должна была уйти в ВВС СФ (БВФ).

Совсем не обязательно. Думаю, что экипаж был откомандирован в состав Авиагруппы (т.е. 65-го полка) для перегонки техники, как имеющий опыт её эксплуатации.
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 887
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

PBN-1 № 02826 (ВВС ВМФ)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 11 Апрель 2012 18:53

Исправил на ВВС ВМФ, еще есть возражения?
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

PBN-1 № 02826 (ВВС ВМФ)

Сообщение Кара » 11 Апрель 2012 21:30

Да нет, что Вы! Это даже лучше. Такая "нейтральность", может быть, ближе всего к истине! :)
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 887
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

След.

Вернуться в Потери военной авиации в Арктике



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения