Почта и ездовые собаки

Обсуждения, предложения, каталоги и справочники
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Почта и ездовые собаки

Сообщение Влада Кугуракова » 31 Март 2009 04:54

В 2009 победитель определяется по лучшему времени, после прохождения 3 этапов
Amundsen Race. Март 27-29.
Pasvik Trail. Апрель 2-3.
Arctic Barents Race Pilot. Апрель 5-11.

Призовой фонд 100 000 евро
С уважением,
Кугуракова Влада
Казань
Аватара пользователя
Влада Кугуракова
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 19 Сентябрь 2008 18:41
Откуда: Казань

Почта и ездовые собаки

Сообщение Влада Кугуракова » 31 Март 2009 04:58

Amundsen Race http://www.amundsenrace.com/english/start.htm
Общая длина около 400км, поделенных на следующие пункты:
Ostersund - Ljungdalen: 130 km.
Ljungdalen -Tanndalen: 70 km.
Tanndalen - Grovelsjon: 70 km.
Grovelsjon - Tufsingdalen: 80 km.
Tufsindalen - Roros: 70 km.

Pasvik Trail http://www.pasviktrail.com/pasviktrail/english/english.htm
Общая длина около 300км
Kirkenes – Vaggatem (prox. 95 km)
Vaggetem – Neiden (prox. 100 km)
Neiden – Kirkenes (prox. 105 km)

Arctic Barents Race http://arcticbarentsrace.ru/
Общая длина около 560км
5 апреля 2009 Киркенес (Норвегия) – Раякоски (Россия)120 км
6 апреля 2009 Раякоски – Талвикюля – пос. Приречный100 км
7 апреля 2009 пос. Приречный – о. Партизанский110 км
8 апреля 2009 о. Партизанский – пос. Верхнетуломский 74 км
9 апреля 2009 Т/Б "Печа"
10 апреля 2009 Т/Б "Печа" – пос. Лопарская 90 км
11 апреля 2009 пос. Лопарская – Мурманск 65 км
С уважением,
Кугуракова Влада
Казань
Аватара пользователя
Влада Кугуракова
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 19 Сентябрь 2008 18:41
Откуда: Казань

Почта и ездовые собаки

Сообщение Влада Кугуракова » 31 Март 2009 05:01

на 2010 пока подали предварительную заявку
1. Николай Эттыне (Чукотский АО)
2. Виктор Симонов Скифы-Тур http://www.skif.onego.ru/people.php
3. Александр Печень (или кто то из его команды) "Беренгия"
4. Олег Тюрюмин? Байкал - Нет подтверждающих данных о прохождении длинных дистанций

по правилам на гонку будут отбираться гонщики из 10 лучших по результатам гонок протяженностью более 500км (Femundlopet, Finmarkslopet, Iditarod, Youkon Quest, La Grand Odysee и т.п.), которые уверены, что смогут пройти ВСЮ дистанцию 3000км, не выбиваясь из графика, со средней скоростью 120км/сутки.

10 резерв за гонщиками из Норвегии
10 иностранцы
3-5 представители России
С уважением,
Кугуракова Влада
Казань
Аватара пользователя
Влада Кугуракова
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 19 Сентябрь 2008 18:41
Откуда: Казань

Почта и ездовые собаки

Сообщение Иван Кукушкин » 19 Апрель 2009 12:11

[ Сашенков Е.П., Полярная почта, Москва; "Связь", 1975 http://www.philately.h14.ru/Pol/contents.html ]

2.3. Марки «собачьей почты»

Полярная почта, доставленная через сотни километров в упряжке ездовых собак... Пожалуй, нет более романтичного способа организации почтовой связи. О «собачьей почте» не раз писали еще в русских периодических изданиях начала века, не упускали ее из поля зрения и филателистические журналы зарубежных стран. Рассказывал о ней в своих аляскинских историях и Джек Лондон. Однако очень долгое время в различных европейских странах оставались в неведении о специализированных марках «собачьей почты».

Кстати, для изучения развития специфических методов почтовой связи — локальной почты Севера — марки местных выпусков дают больше материала, чем официальные, коммеморативные. В связи с этим представляется заслуживающей внимания точка зрения, высказанная на страницах «Филателии СССР» № Ъ за 1969 г. (стр. 22) в статье о марках специальной почты:

«Жаль, что сейчас лишь отдельные энтузиасты-филателисты занимаются коллекционированием марок этой группы, а большинство каталогов даже не упоминает о них. В то же время среди марок специальной почты существует много своих «британских Гвиан», «голубых Маврикиев» и «саксонских троек». К числу вот таких интересных выпусков, о которых пишет журнал, можно отнести и малоизвестную марку «собачьей почты».

Но прежде несколько слов о «собачьей почте» 2. Многие десятилетия, когда люди еще не знали, что почтовой связи в отдаленных полярных районах послужит авиация, самым удобным средством для пересылки корреспонденции была обыкновенная собачья упряжка. Она нашла широкое применение у нас в северной части Сибири, в Канаде и на Аляске. Выходивший в Петербурге «Почтово-телеграфный журнал» (октябрь 1912 г., стр. 780— 781) рассказывал читателям о том, как на обширных пространствах русского Севера — в Якутии и на Камчатке — применялась собачья и оленья почта.

На трех-четырех нартах помещали не только почту с ямщиком, но и путника. Собаки запрягались по двенадцать в одни нарты при одной собаке-вожаке. В течение суток такая закладка пробегала до 200 верст, доставляя двух пассажиров и почту.

О «собачьей почте» в других странах упоминается в книге Г. А. Аграната «Зарубежный Север»: «Протяженность маршрутов зимних поездок на собаках в восточном секторе Канадской Арктики зачастую измеряется 2—3 тыс. км. Собачья упряжка проходит по нетронутому снегу много дней подряд, преодолевая в сутки до 100, а с малым грузом — до 150—200 км» 3.


Изображение

Локальная марка «собачьей почты», выпущенная в 1908 г. для оплаты корреспонденции на маршруте Диа — Скагуэй (арктическая Аляска). Еще один очаг полярной почты Севера


В 1908 г. на Аляске находилась в обращении локальная марка, получившая в свое время известность как выпуск «Экспресса Мак Крили». Это единственный в своем роде знак почтовой оплаты. Историю его рассказал впервые некто С. К. Мэркиус на страницах издававшейся в канун 20-х годов в США «Филателистической газеты».

...Жители небольшой северо-канадской деревушки Диа, которая находится на самой границе с Аляской, долгое время не имели возможности пользоваться услугами регулярной почты. Ближайший пункт, куда могли заходить маленькие суда — Скагуэй. Туда, на берег Аляскинского залива, и переправляли почтовую корреспонденцию из Диа. А вся встречная почта лежала на пирсе в Скагуэе до тех пор, пока кому-либо не вздумается забрать ее оттуда.

Предприимчивый мистер Мак Грили, ежедневно выезжавший на собаках в Скагуэй и возвращавшийся обратно в Диа, взял на себя заботы по отправке и получению почты на пирсе Скагуэя. За эту услугу он взимал по 25 центов за каждое доставленное письмо. Познакомившись с добровольным почтальоном, С. К. Мэркиус предложил ему пользоваться марками. Сделка состоялась. Мак Грили согласился заниматься почтой Мэркиуса безвозмездно при условии, если тот предоставит ему свои марки.

И вот марки «собачьей почты» заказаны в Сан-Франциско. За несколько дней до 1 апреля 1908 г. тираж марок был доставлен в Диа. Компаньоны успели, однако, израсходовать только одну сотню экземпляров марок. С первого апреля в тех краях объявился почтовый инспектор — некто мистер Крумм. Он установил регулярную государственную почтовую линию между обоими пунктами. Естественно, это вмешательство лишило Мак Грили его бизнеса... На этом и закончилась короткая история марок «собачьей почты».

Умерла ли почтовая собачья упряжка?

Нет, она оказалась весьма живучей. Даже теперь, когда авиация доказала свою силу в Арктике, полярная почта еще продолжает прибегать к помощи собачьей упряжки. Почтовая служба в Арктике, знающая цену механического вида транспорта и предпочитающая гусеничные машины «собачьей тяге», тем не менее, и по сие время не может подчас обойтись без романтичной собачьей упряжки. На просторах арктической части Канады доставка почты с помощью собак и поныне отмечается специальными «каше» — иллюстрированными сопроводительными штемпелями.

В русской географической литературе в прошлом нередко можно было встретить упоминания «собачьей почты» в Сибири. В конце минувшего столетия этот способ доставки почтовой корреспонденции описали в своих заметках многие очевидцы. Еще в 20-е годы прошлого века его наблюдали побывавшие на Севере Восточной Сибири путешественники: русский мореплаватель Фердинанд Врангель, руководивший географической экспедицией (известен и как главный правитель русских колоний на Аляске в 1829—1835 гг.), и немецкий ученый Адольф Эрман.

Интересно, что в 1901 г. — на другой год после открытия транссибирской железной дороги — петербургский «Почтово-телеграфный журнал» опрометчиво предсказал отмирание почтовых собачьих упряжек в связи с появлением железной дороги... Жизнь доказала, однако, что на Севере «собачья почта» фактически вне конкуренции, коль скоро речь идет о внутрирайонных и даже межрайонных связях.

[ Сашенков Е.П., Полярная почта, Москва; "Связь", 1975 http://www.philately.h14.ru/Pol/contents.html ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11571
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Почта и ездовые собаки

Сообщение Иван Кукушкин » 19 Апрель 2009 12:13

Изображение

6 Aprile 1937, lettera trasportata in Alaska con la slitta trainata da cani (ZANNA BIANCA?)

[ IMMAGINI RELATIVE AI MIEI MESSAGGI per il FORUM FILATELIA e FRANCOBOLLI pagina 41 http://www.cifr.it/forum41.html ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11571
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Почта и ездовые собаки

Сообщение Зотов Дмитрий » 04 Июнь 2009 16:20

Ездовые собаки России

Север – традиции, люди, собаки…

Известно, что без ездовых собак вряд ли были бы возможны многие географические открытия и освоение человеком Арктики. Так, оба полюса Земли покорены на собачьих упряжках: в 1909 г. Пири с их помощью достиг Северного полюса, Амундсен в 1911 г. водрузил флаг Норвегии на Южном полюсе, пройдя на собаках в тяжелейших условиях Антарктиды 2980 км за 99 дней. В России, начиная с ХУШ в., со времен Великой северной экспедиции Петра 1, и до 70-х годов нашего века ни одна северная, особенно арктическая, научная экспедиция не обходилась без собачьих упряжек. Езда на собаках в течение многих веков, а в ряде случаев и тысячелетий, была важнейшей частью традиционного образа жизни коренных (аборигенных) народов и старожильческого, особенно русского, населения Российского Севера. Недаром великий Амундсен писал: «В езде на собаках русские и чукчи стоят выше всех, кого мне приходилось видеть».

Немного истории

Специалисты полагают, что ездовое собаководство гораздо старше езды на оленях - появилось оно несколько тысячелетий назад на северо-востоке Азии, там, где теперь Якутия, Чукотка и Камчатка, Веские подтверждения этому представили недавно наши ученые. В начале 90-х годов на острове Жохова (архипелаг Новосибирские острова) была обнаружена охотничья стоянка, которую обследовал
петербургский археолог Владимир Питулько. Он нашел остатки нарт, собачьей упряжи и хорошо сохранившиеся кости собак. Датировки радиоуглеродным методом показали, что возраст находок лежит в интервале 7800-8000 лет. Это самая древняя стоянка в высокоширотной Арктике. Московские палеоэкологи под руководством доктора биологических наук Л.Г.Динесмана раскопали кости собак в древнеэскимосских поселениях Чукотского полуострова и определили их возраст по радиоуглероду в 2480-2630 лет. Там же впервые найдено погребение древней собаки с полностью сохранившимся скелетом. Один из исследователей, Аркадий Савинецкий, сообщил мне, что ископаемые кости, достаточно разнородные по своим размерам, свидетельствуют о том, что эскимосы ели своих собак. Отечественные этнографы М.Г.Левин (1946), А.В.Смоляк (1978) и другие отмечают, что с древнейших времен вплоть до наших дней для аборигенов Севера и Дальнего Востока ездовые собаки всегда были универсальными животными; на них ездили и перевозили грузы, их мясо употребляли в пищу, а из шкур шили зимнюю одежду, собака была культовым животным - ее приносили в жертву и совершали другие религиозные обряды. Если в таежной зоне одновременно сосуществовали и охотничьи, и ездовые собаки, то тундровые народы, как правило, не имели специализированных охотничьих собак. Они высоко ценили своих ездовых, более того, ощущали кровную связь с ними - у азиатских эскимосов, например, не принято было лечить заболевшую собаку, ее болезнь могла перейти на хозяина. Породы ездовых собак России На территории России до 1950-х годов существовали, по Э.И.Шерешевскому (1946), другим авторам и архивным материалам, следующие аборигенные породы ездовых собак: гиляцкая (амурская и сахалинская группы), камчатская (ительменская и корякская группы), анадырская, чукотская, якутская (индигирская и колымская группы), енисейская (несколько групп). Термином «группа» обозначены возможные популяции собак, но в настоящее время трудно показать их генетическую самостоятельность, Ездовые Таймыра и Новой Земли, вероятно, не были отдельными породами. Интересно, что в этом списке отсутствуют ездовые породы Западной Сибири и Русского (Европейского) Севера. Так, в работах Э.И.Шерешевского и А.П.Мазовера нет даже упоминания о самоеде, ездовой собаке ненцев (самоеды - старинное название этого народа), хотя порода как одна из красивейших была достаточно известна в России начиная со второй половины XIX в. В 1954 г, А.П.Мазовер "упразднил" все аборигенные породы ездовых собак, объединив их в единую породу "северо-восточная ездовая собака" и стандартизировав ее в основном по экстерьеру камчатских ездовых. Однако и эта сборная порода таинственным образом исчезла из официального списка отечественных пород где-то в конце 60-х годов. По времени это совпало с началом широкомасштабного индустриального освоения Севера, когда традиционный образ жизни коренных северян был объявлен " не имеющими перспективы архаическими пережитками", а вездеходы, снегоходы и вертолеты активно вытесняли собачий транспорт. Ездовое собаководство уцелело только там, где жители не хотели отказываться от своих «товарищей по риску» и где никакая техника не могла заменить собак. Чукотская ездовая За долгие годы моей работы на Севере и Дальнем Востоке просто невозможно было не встретиться с ездовыми собаками. Я осмотрела упряжки Ненецкого автономного округа (поселки Коротаиха, Усть-Кара, Варнек на острове Вайгач, куда вывезли своих собак новоземельские ненцы), Ямала (поселок Новый порт, где упряжки использовались безоленными ненцами-рыбаками), Чукотского полуострова (9 национальных поселков) и Сахалина, там в 1972 г. мне единственный раз довелось увидеть особо ценимых нивхами собак тигрового окраса. Во всех обследованных регионах ездовые собаки были представлены двумя типами. Первый, довольно немногочисленный, — крупные длинношерстные животные грубого сложения с тяжелой мордой, висячими на хрящах или сильно закругленными стоячими ушами. Второй тип, который численно везде преобладал, имел экстерьер, характерный для шпицев - крепкое сложение, шерсть средней длины, клинообразная морда с сухими губами, небольшие стоячие уши, овальные косо посаженные темные глаза. Оказалось, что самое многочисленное и единообразное по породным признакам поголовье ездовых второго типа обитает в национальных поселках Чукотского полуострова. Будучи в то время руководителем зоологической экспедиции, я приняла решение о создании в составе экспедиции кинологической группы специально для изучения собак Чукотки. Идея была поддержана академиком В.Е.Соколовым, академиком ВАСХНИЛ Е.Е.Сыроечковским и членом-корреспондентом АН СССР Ю.И.Черновым, и в 1985г, началось кинологическое обследование собак Чукотского полуострова. Для бонитировки всего поголовья ездовых были приглашены ветеринарный врач Николай Носов и кинологи, Владимир Беленький и Игорь Фрадин. В проведении исследований помогали журналы "Вокруг света" и "Северные просторы", значительная часть работ выполнена при финансовой поддержке фонда Сороса "Культурная инициатива". За пять лет, с 1985 по 1989 гг., нами было осмотрено около 2500 собак в 9 национальных поселках Чукотки. В 1988 г. удалось провести поголовную перепись упряжек одновременно во всех поселках, которая показала, что на 4192 коренных жителей, включая стариков и детей, приходилось тогда 149 упряжек, объединявших 1594 собаки. Из этого количества чистопородными по экстерьерным признакам и рабочим качествам можно было признать около 400 собак, остальные представляли собой метисов разной степени кровности, в том числе и с длинношерстными ездовыми, отмеченными во всех поселках. Основное поголовье ездовых собак и в то время, и теперь сосредоточено в северных поселках полуострова, где зимой ведется промысел нерпы с припая, который просто невозможен без собачьей упряжки. В национальных поселках Новое Чаплино, Янракыннот, Лорино, Уэлен, Инчоун, Нешкан и Марково у собак были определены значения семи основных стандартных промеров; высота в холке, косая длина туловища, обхват груди, длина передней ноги, обхват пясти, длина головы, длина морды. На основе промеров, изучения рабочих качеств и поведения было сделано описание породы и разработан ее стандарт. Впервые он опубликован Российской федерацией служебного собаководства в 1993 г., в настоящее время после доработки передан на утверждение в Российскую кинологическую федерацию. Выдержки из нового стандарта приведены в конце статьи. В первых публикациях 1991 г. Николай Носов и я описывали чукотских ездовых, опираясь на их родство и большое внешнее сходство с неаборигенной породой Аляски «сибирский хаски», основу которой положили несколько упряжек, вывезенных с Колымы и Чукотки во времена «Золотой лихорадки». Однако за прошедшие десятилетия обе породы значительно разошлись не только по экстерьеру, но и по рабочим качествам. Чукотские и колымские собаки так и остались аборигенными, неприхотливыми в еде и содержании, удивительно работоспособными, а сибирский хаски стал на Аляске заводской породой, в формировании которой были использованы и другие породы. Так, например, стандарт сибирского хаски допускает голубые глаза и разноглазие ("сорочий глаз"). Для чукотской ездовой оба признака являются дисквалифицирующими пороками. Традиционно чукчи уничтожали собак с голубыми глазами, считая, что они обладают худшим шерстным покровом, хуже работают, особенно на припае во время охоты на нерпу, и слишком много едят. В заключение этого раздела мне хочется сказать несколько слов о моих коллегах по работе. Без их самоотверженности, умения уговорить владельцев упряжек предоставить собак для измерений у нас ничего бы не получилось. Основную тяжесть работ взял на себя Николай Носов, который внес выдающийся вклад в северное собаководство. Он не только участвовал в биометрических исследованиях, но разработал комплексную систему мероприятий по сохранению чистопородных аборигенных ездовых, которую можно использовать в любых регионах Севера, Помимо этого Николай Носов описал и измерил оленегонных собак чукотского питомника Маркова, эти промеры легли в основу стандарта породы "ненецкий оленегонный шпиц". После завершения работ на Чукотке Николай Носов и Игорь Фрадин участвовали в организации и проведении первой гонки "Берингия", трасса которой проходила через 21 поселок Камчатки, Корякин и Чукотки. Там им впервые удалось осмотреть камчатских ездовых, находящихся в несравненно худшем состоянии, чем чукотские собаки. Важным результатом работы профессиональных кинологов на Чукотке и Камчатке стала активность коренных жителей-владельцев упряжек по сохранению и разведению чистопородных ездовых.

Рабочие качества и поведение ездовых собак

Ездовые собаки должны совмещать в себе, казалось бы, несовместимые качества. Для успешной работы в упряжке им надо подавить охотничьи инстинкты, но в то же время они должны суметь защитить своего хозяина от медведя, помочь ему в охоте на нерпу. Знаменитые чукотские собаки-луночницы отбираются из ездовых. Во время зимней охоты на нерпу охотник выезжает на припай, оставляет упряжку в приметном месте, а сам идет в торосы с одной или двумя собакам, великолепно чуящими лунки (продухи) нерпы под снегом и определяющими, какие из них посещаются зверем. Упряжка много часов терпеливо ждет хозяина - собаки свернулись в клубки и уткнули носы в пушистые хвосты. Бывает, что и снегом их занесет, но они все равно будут лежать на том же самом месте, изредка приподымая головы и прислушиваясь, не возвращается ли охотник. Заменить собачьи упряжки на зимней охоте не может никакая техника. На каждом шагу охотника подстерегает здесь опасность, тонкий слой снега или хрупкий молодой лед скрывают полыньи и трещины, сильный ветер может разломать припай и оторвать его от берега. Легко заблудиться в хаотическом нагромождении торосов. А если налетит пурга с ураганным ветром, залепляющим лицо мокрым снегом? Только собаки могут спасти охотника - они найдут самую безопасную дорогу к поселку, минуя снежные надувы и проламывающийся лед. Тут многое, если не все, зависит от вожака упряжки. Вот такого опытного и очень старого пса довелось увидеть Николаю Носову у чукчи Рильхина из поселка Уэлен. Псу было уже 14 лет, но он продолжал работать, полностью оправдывая свою кличку Компас. В дальних поездках хозяин даже возил его на нарте и ставил во главе упряжки только в самых сложных ситуациях. Компас во время пурги и бездорожья всегда находил дорогу домой, не было случая, чтобы он ошибся. Такие собаки пока еще на Чукотке не редкость. Старики вспоминают, как прежде собаки помогали охотиться на белого медведя. Упряжка, разогнавшись, резко сворачивала в сторону перед грозным противником, а нарта с усиленной передней дугой по инерции летела вперед и, словно таран, останавливала медведя или даже сбивала его с ног. Тут-то охотник и пускал в ход свое копье. На юге Чукотки в наше время ездовых собак используют для пастьбы оленей, отбирая пригодных по спокойному, неохотничьему отношению к оленям. Летом собаки буксируют лодки, перевозят во вьюках грузы, тянут нарты по заболоченной тундре. Им больше нравится работать, чем день за днем сидеть без дела на привязи. Характер ездовых собак спокойный, уравновешенный, к человеку они относятся неагрессивно. Встречаются животные с явно выраженной пассивно-оборонительной реакцией не только на посторонних, но даже на хозяина, однако это не значит, что они хуже обучаются и работают. " Собаки принимают своего хозяина целиком; с его скверным характером, с его ошибками, признают его власть и законы, подчас жестокие, когда этого требует спасение человеческих жизней,"- так коротко определил взаимоотношения человека и ездовых собак француз Пьер Маньян, Вожаки Каждая упряжка - это маленькая стая со своей иерархической структурой, во главе которой стоит человек. Он управляет этой стаей через одного-двух вожаков. Один вожак умеет наилучшим образом выбрать дорогу, провести упряжку по тонкому льду, правильно сориентироваться среди торосов или в пургу. Именно таков Компас, о котором говорилось выше. Другой вожак организует работу всех собак упряжки, бдительно следит, чтобы они работали в полную силу и подчинялись хозяину. Вожаки вовсе не обязаны сильнее всех тянуть потяг - главная их задача заставить упряжку работать даже тогда, когда собаки уже устали. По команде каюра вожаки выбирают темп движения, наиболее приемлемый для всех. Некоторые вожаки вполне по-человечески не терпят лентяев и, как только предоставляется возможность, жестоко наказывают их. Вспоминаю курьезный случай, В поселке Барроу на Аляске биолог Крейг Джордж показывал мне свою новую упряжку из великолепных очень крупных гренландских ездовых. Когда он начал запрягать собак, я с удивлением увидела, что передовиками поставлены две невзрачные беспородные собачонки размером с фокстерьера. Заметив мое удивление, Крейг сказал, что этих собачек прежний хозяин упряжки отдал в качестве бесплатного, но обязательного приложения к дорогим гренландским псам, пояснив, что без них собаки слаженно работать не будут. Мы тронулись в путь, и это оказалось правдой - малютки уверенно выбирали дорогу среди торосов и командовали огромными собаками, словно несмышлеными детишками. Вот что рассказал о своем вожаке Михаил Зеленский, выросший в старинном чукотском селе Нунямо. — Я с детства знаю чукотский язык и обычаи этого народа. И, как все мужчины нашего поселка, чуть подрос, завел себе упряжку. Упряжка была неплохая, а вожак - просто умница. Однажды ему надоело ночевать в снегу на морозе. По приставной лестнице он залез на чердак и улегся там (на ночь я собак не привязывал). Ну, думаю, пусть ночует на чердаке. Однако, переночевав, вожак решил, что и остальным собакам наверху тоже будет лучше, и в следующую ночь увел за собой на чердак всю упряжку. Сам-то он хорошо лазил по лестнице вверх и вниз, а вот другие, как оказалось, - только вверх. Утром - вой, сразу и не поймешь, откуда. Наконец, разобрались, спустили собак. Но потом пришлось всю упряжку учить лазить по лестнице вниз - каждую ночь вожак уводил ее на чердак, Выбор вожака - дело сложное, и у каждого народа есть свои способы. На юге Чукотки вожака определяют, когда щенки еще слепые. Их сажают в глубокий таз, куда брошена шкура. По ней щенки выбираются на край таза и начинают ходить по нему. Один за другим они сваливаются, но бывает, что остаются один-два, которые долго могут уверенно ходить по краю. Вот из них-то и следует брать вожака. Такие собаки, став взрослыми, хорошо чувствуют пространство и даже в темноте не поведут нарту по снежному надуву, под которым пустота. Вожака обучают года два, он - особая ценность и гордость хозяина, посредник между ним и остальными собаками упряжки.

Формирование, содержание и кормление упряжки

Формирование упряжки у разных народов основано на разных принципах, но в главном все едины - в упряжке должны быть по преимуществу однопометные собаки и собирать упряжку лучше из молодых животных, которые легче привыкают друг к другу. Южные чукчи составляяют упряжку из одних кобелей, каждый хозяин оставляет у себя одну-двух сук для разведения, остальных уничтожает. Северные чукчи и азиатские эскимосы на Чукотском полуострове собирают упряжки из кобелей и сук, но большинство кобелей кастрируют, сохраняя на племя всего нескольких. Говорят, можно собрать упряжку и из некастрированных кобелей, но работать на ней трудно: регулярно возникают драки не на жизнь, а на смерть, упряжка, увлекаемая течной сукой, может умчаться, не подчиняясь ни вожаку, ни хозяину. Создавая новую упряжку, можно приобрести несколько взрослых рабочих собак и постепенно добавлять к ним молодых, еще не обученных. Не стоит думать, что разведением и отбором ездовых собак может заниматься каждый коренной житель - это особый талант. Известный гонщик Николай Эттыне из поселка Нешкан рассказал, что в их семье «собачками» занимается его мать, а он только ездит на них, .(Северяне никогда не скажут про ездовых «собаки» а только ласково - «собачки»). На Чукотке и Камчатке обычное число собак в упряжке 8-12, однако на зимнюю охоту на морского зверя запрягают 6-8 - более длинная упряжка с трудом маневрирует среди торосов. Способ запряжки - цуг. Впереди ставят вожаков, за ними располагаются обученные, хорошо тянущие собаки, ближе к каюру - молодые, а также плохо слушающиеся и ленивые животные, на них при необходимости легко воздействовать на ходу: можно наказать остолом или, наоборот, подбодрить, соскочив с нарты и потрепав собаку по загривку. Ездовых собак содержат привязно, упряжками, располагая их в той же последовательности, в какой запрягают. Летом в сырых местах для упряжек иногда делают настилы из досок, но если собаки могут дотянуться до земли, они вырывают глубокие ямы, где и сидят большую часть времени. Одна из основных причин сокращения количества упряжек в нашей стране - необеспеченность полноценными кормами в большинстве регионов Севера. Многие местные жители хотели бы держать упряжки или увеличить число ездовых собак, но не могут позволить себе этого - собак трудно и дорого прокормить. На Камчатке, где ездовых традиционно кормили рыбой, каюрам долгое время не выделяли лимитов на содержание упряжек, хотя по берегам рек во время хода лососевых гниют груды красной рыбы, выпотрошенной браконьерами на икру. В поселках Чукотского полуострова положение с кормами, вероятно, наилучшее - там издавна собаки существуют на отходах от морского зверобойного промысла, Мясо и жир морского зверя, моржей, нерпы, серых китов, по своей пищевой ценности намного превосходят все другие источники животных белков и жиров. То же самое можно сказать и о лососевых, остатками которых подкармливают своих собак морские охотники Чукотки. При таком питании чукотские ездовые долго сохраняют рабочую форму, а зубы, когти и шерсть даже у 8-10 летних собак находятся в хорошем состоянии. Развитое и экономически выгодное ездовое собаководство может существовать только там, где есть достаточное количество дешевого белкового корма - ведь у этих собак сохранился белково-жировой тип обмена веществ. Для них не пригодны нормы кормления, принятые в отечественном служебном собаководстве, которые рекомендуют восполнять энергетические затраты за счет углеводов, а не жиров, Переизбыток углеводов отрицательно сказывается на состоянии здоровья ездовых собак; страдает печень, собаки набирают избыточный вес, становятся рыхлыми и, наконец, теряют свою работоспособность и выносливость. Лучше кормить упряжку теми кормами, которые традиционны для каждого региона, на Колыме и Камчатке - рыбой, на Чукотском полуострове - мясом морского зверя с добавлением рыбы, которая благотворно влияет на состояние шерсти. При этом всегда следует учитывать возраст и физиологическое состояние животных и соответственно подбирать рационы.

* * *

Аборигенные породы ездовых собак, как и другие отечественные породы домашних животных народной селекции, являются частью национального достояния России, уникальными объектами ее культурного и природного наследия. Состояние большинства пород, перечисленных в этой статье, внушает серьезные опасения, мы даже не знаем, существуют ли они еще. Пока не поздно, необходимо спасти хотя бы те породы или породные группы, которые сохранились в глухих уголках нашей страны. Будущее аборигенных ездовых самым тесным образом связано с судьбой коренных северян, ведущих традиционный образ жизни. Охотники и рыбаки - чукчи, эскимосы, коряки, ительмены, нивхи, ненцы, - только они в полной мере могут сохранить замечательные качества своих собак. Однако, многое способны сделать и любители-собаководы каждого северного региона, взяв на себя задачу выявления и сохранения генофондов местных аборигенных пород ездовых и охотничьих собак. Думается, что это наш общий долг перед предками и будущими поколениями, В заключение хочу сказать, что во всех странах, где мне довелось побывать, я видела трепетное и бережное отношение общества и государства к своим породам собак. Повсюду они - предмет национальной гордости и уважения. Неужели мы совсем другие?

Людмила Богословская, доктор биологических наук

Оригинал статьи
Аватара пользователя
Зотов Дмитрий
 
Сообщения: 305
Зарегистрирован: 22 Март 2009 13:33
Откуда: г. Междуреченск, Кемеровская область

Почта и ездовые собаки

Сообщение Зотов Дмитрий » 04 Июнь 2009 16:28

Для тех, кто вдруг решит заняться доставкой почты на собачьих упряжках, есть сайт Аляскинский маламут питомник Усадьба Авериных :) . Там можно найти довольно много об этих замечательных песиках, а при желании - даже приобрести щенков. Дерзайте! :)
Аватара пользователя
Зотов Дмитрий
 
Сообщения: 305
Зарегистрирован: 22 Март 2009 13:33
Откуда: г. Междуреченск, Кемеровская область

Почта и ездовые собаки

Сообщение Зотов Дмитрий » 02 Июль 2009 06:39

Из книги Сашенков Е. П. "Северный Ледовитый — в океане филате­лии" М., «Связь», 1976.:

В мире осталось не так уж много маршрутов почто­вой связи, которые обслуживаются собаками или оленя­ми. «Собачьи» почтовые трассы, протяженность которых лишь в редких случаях превышает несколько сотен кило­метров, сейчас существуют и в некоторых районах Гренландии. Иногда организуется и специальная отправка почты на собаках. В феврале 1970 г., когда дат­ские филателисты проводили национальную филатели­стическую выставку «Фалькофия 1970», в Гренландии организовали спецрейс.
Специальная доставка почты на собаках состоялась между такими пунктами, как Родебай и Якобсхавн. Местечко Родебай находится в высокоширотной, точке — 69° 21' сев. шир., то есть севернее полярного круга. От­туда почта, погруженная в собачью упряжку, 13 февра­ля 1970 г. была отправлена в Якобсхавн, и в тот же день она прибыла в пункт назначения. Фактически же Якоб­схавн явился транзитно-сортировочным пунктом, откуда почтовые отправления разошлись по всему миру. Марки Гренландии, которые были наклеены на всех 10 тысячах конвертов и открыток, гасились в Якобсхавне специаль­ным почтовым штемпелем. На рисунке — голова собаки, несущей почтовую службу в суровых условиях Арктики.


 мои - Арктика - Гренландия (почта на собачьих упряжках) 1.jpg
 мои - Арктика - Гренландия (почта на собачьих упряжках) 2.jpg
На обратной стороне открытки напечатана (на английском, немецком и, видимо, гренландском или датском языках) легенда, связанная с изображением на марке, наклеенной на самой открытке. Под рисунком - автограф (судя по инициалам, можно предположить, что автограф принадлежит автору рисунка).
"Воля покоряет вершины!"
Аватара пользователя
Зотов Дмитрий
 
Сообщения: 305
Зарегистрирован: 22 Март 2009 13:33
Откуда: г. Междуреченск, Кемеровская область

История почты. Собачьи упряжки

Сообщение Polarstern » 30 Август 2011 20:18

Бофарулл Сальвадор. История почты. Собачьи упряжки (Справочник) М.: Марка, 2009. – 80 с.

История почты. Собачьи упряжки : upryazhki_cover.jpg
В 2008 году в Испании и США в свет вышла книга, автор которой – г-н Сальвадор Бофарулл – посвятил своё произведение... собаке. И не просто собаке, а конкретному существу – известному и любимому испанцами Пако. Это беспризорный пёс, живший в Мадриде, чёрный с белой грудкой, как утверждают, весьма умная дворняжка. Имя ему дал прохожий, встретивший собаку перед церковью Святого Франсиска. Оставшегося неизвестным мадридца привлекло весёлое поведение пса, и он сказал: «Привет, Пако!» (уменьшительное от Франсиско). Позднее один из музыкантов назвал своё произведение «Полькой пса Пако», оно стало очень популярным. Пако изображали известные художники, среди них Л. Табернер. Мадридские газеты того времени «Эль-Либерал» и «Эль-Импарсиал», бывало, сообщали о его местонахождении...
История жизни этой собаки и стала началом серьёзного и глубокого исследования по использованию собак в качестве почтальонов в мирной жизни и на фронтах Первой и Второй мировых войн. Особое внимание автор этой монографии уделяет Камчатке, Сахалину, Сибири, Якутии, Аляске и Канаде – регионам, где почтовые собаки издавна использовались очень широко и поныне остаются надёжными помощниками человека. С. Бофарулл приводит редкие документы: почтовые открытки и письма, доставленные с помощью собачьей почты, карты маршрутов почтовых упряжек, старые фотографии. Весьма интересна, например, старинная гравюра «Собаки, тянущие почтовую лодку вверх по реке Енисей»: художник запечатлел на ней Туруханский край.
Предлагаем нашим читателям несколько сокращённый вариант книги Сальвадора Бофарулла. Обращаем ваше внимание, что термины, употребляемые в данной работе, не всегда совпадают с принятыми в нашей популярной литературе. Это издание интересно не только с историко-филателистической точки зрения – для исследователей, с ним с удовольствием ознакомится самый широкий круг читателей.

Istoriya_pochtyi._Sobachi_upryazhki.pdf [История почты. Собачьи упряжки, 10.21 МБ Скачиваний: 281]


Источник: http://flibusta.net/b/181030
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 725
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Виннипег

Почта и ездовые собаки

Сообщение Екатерина Малафеева » 05 Апрель 2013 19:40

И ничего о сахалинских ездовых собаках и сахалинской почте!!!!!!
Обидно, понимашь....


почта в Александровске Сахалинском : 161369_600.jpg

у здания почты в Александровске Сахалинском в 1902 году


Именно "сахалинцы" стали прототипами фильмов американского "Белый плен" и японского "Антарктика" - это они выжили брошенными в японской экспедиции 1958 года.

"сахалинцы" Таро и Дзиро из арктической экспедиции 1958 г. : Таро и Дзиро из арктической экспедиции 1958 г..jpg

"сахалинцы" Таро и Дзиро из антарктической экспедиции 1958 г.



марка, в честь выживших  Таро и Дзиро : k0007211.jpg

марка, в честь выживших "сахалинцев" Таро и Дзиро




фильм Антарктическая история : Nankyoku_Monogatari_poster.jpg

японский фильм "Антарктика" (другое название "Антарктическая повесть") 1983 года режиссера Корэёси Курахара. Обратите внимание на музыку гениального Вангелиса (Vangelis)! Это музыкальный шедевр! Именно по этому фильму позже американцами будет снят фильм "Белый плен", где "сахалинцев" сыграют канадские хаски


Именно "сахалинцы" были в экспедиции Р.Скотта с русским каюром Дмитрием Гиревым.

Dimitri, and dog team ready to start South. November 5th 1911 : 61972_600.jpg

Dimitri, and dog team ready to start South. November 5th 1911


Именно "сахалинцы" были в антарктической экспедиции японца Сирасэ Нобу 1910-1913 гг. с каюрами айнами с Сахалина Ямабэ Ясуноскэ (айнское имя Яёманэку) и Ханамори Синкичи (айнское имя Сисиратока)

Сирасэ Нобу : 161686_600.jpg


памятник в п.Лесное на южном Сахалине в честь собак экспедиции Сирасэ Нобу : 67491_600.jpg

памятник в п.Лесное на южном Сахалине в честь собак экспедиции Сирасэ Нобу

Сахалинцев или "гиляцких" собак (их разведением главным образом занимались гиляки или нивхи жившие в районе севера Сахалина и Николаевска-на-Амуре) описывают такие книги, как
"Пегий пёс, бегущий краем моря" Чингиза Айтматова;
"Дикая собака Динго, или повесть о первой любви" Фраермана, чьё действие происходит в Николаевске-на-Амуре.

Когда-то эта собака считалась одной из лучших, как ездовая для освоения районов крайнего Севера и активно вывозилась, в том числе и на и на Чукотку и на Таймыр. В 1920–30-х гг. гиляцкая ездовая успешно применялась в Красной Армии и считалась в СССР одной из лучших военных собак.

А потом этих собак начали уничтожать, потому, что они ели красную рыбу (нивхи специально сушили её для собак) - а наши советские деятели посчитали это через чур жирным кормом.
развешанная юкола : 205417_600.jpg

сушка рыбы у нивхов

отрывок из книги Кантаровича "Сахалинские очерки" 1932 года:
"Революция в быту только тогда может расчитыватьна успех, когда она опирается на революцию в экономике. Хозяйственная деятельность гиляка до советизации острова заключалась в летнем лове рыбы (одних лососёвых пород), и заготовке её в прок для себя и собак и в зимней охоте на пушного зверя. К этому присоединялся доход от каюрства (извоза) на собаках.
Кета и горбуша - экспортная рыба, имеющая огромную ценность. Скармливать её собакам в виде юколы - хозяйственное преступление. Собака съедает двести рыбин в год. На Сахалине перепись обнаружила две тысячи взрослых собак; эта свора пожирает около трёх четвертей миллиона экспортных рыбин. Это составляет примерно 4 тысячи тонн рыбы, которые отнимаются от нашего экспорта и в то же время выпадают из дохода гиляков. Доход от каюрства на собаках не может компенсировать этих убытков. Но собаки - коренная особенность гиляцкого быта. С ними гиляки расстаются очень неохотно. Борьба с "собачим уклоном" гиляцкого хозяйства ведётся неумело."



Ну а сейчас мы и забыли, что у нас были такие собаки. И только на севере Сахалина в посёлке Некрасовка старенький нивх Сергей Любых ещё продолжает выращивать этих собак

каюр Сергей Любых из Некрасовки на севере Сахалина : 67839_600.jpg
Екатерина Малафеева
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 05 Апрель 2013 16:01

Почта и ездовые собаки

Сообщение Екатерина Малафеева » 05 Апрель 2013 20:55

Сахалинская почта.

Александровская почта : ps0039.preview.jpg

В 1886 г. на тракте Николаевск – пост Александровский было основано шесть почтовых станков. К середине 90-х гг. XIX в. их стало уже девять. На
всех станках постоянно находились надзиратели, а в пяти были размещены небольшие военные отряды (по десять человек в каждом).

Помещения почтовых станков делились на две части: в одной половине помещались надзиратели и воинская команда, в другой – проезжающие по тракту.

Для езды по зимнему тракту использовались собачьи упряжки.
упряжка на севере Сахалина : 205217_600.jpg

упряжка на севере Сахалина

Путешествие было крайне тяжелым. Торосы и частные метели мешали продвижению почтовых нарт.
Особенно опасна была езда во время пурги по льду амурского лимана. Иногда для того, чтобы переждать пургу, каюрам приходилось по нескольку дней отсиживаться в сугробах.
у Николаевска : 160459_600.jpg


Из Николаевска и обратно сахалинская зимняя почта отправлялась два раза в месяц. Первая почта уходила на Сахалин 15-20 декабря.
гиляцкие лайки в упряжке : гиляцкие лайки в упряжке.jpg

При благоприятной погоде и хорошей дороге почта добиралась до Александровского поста за пять дней. Если же дорога была занесена снегом или при пурге – за семь-восемь, а иногда и за двенадцать дней.
Николаевск : b2addd777633.jpg

Последняя зимняя почта направлялась на Сахалин в середине марта. При организации зимнего сообщения между Сахалином и материком, а также между отдельными населенными пунктами на острове как российская администрация, так и частные лица широко использовали запряженные собачьими упряжками гиляцкие нарты.
у здания почты : почта в Ал-ке.jpg


«Гиляцкие собаки принадлежат к той же породе, которая распространена по всей Сибири и вместе с эскимосами перешла в Северную америку.
длинношерстные, с короткими ушами, похожие на волка, они бывают всевозможных мастей: черные, белые, бурые, рыжие, как лисицы, пегие и чаще всего,
подобно волку, серовато-желтые. (Л.И.Шренк- "Зимняя езда гиляков" 1899. С.167).
собаки в Александровске в 1928 : 159910_600.jpg


В нарты впрягали от трех до тринадцати собак, которых вел передовик. То была наиболее опытная ездовая собака, которая столько же слушалась команды каюра, сколько и своего собственного необыкновенного чутья. (Штернберг-1933. С. 29).

Собак в пути кормили два раза в день: первый раз днем, во время остановки для отдыха, другой раз – вечером, во время остановки на ночлег. Если у каюра было много корму, то он давал собакам каждый раз по целому сухому скелету рыбы, а иногда и по куску тюленьего сала. Если же корму было недостаточно, то рыбу делили на две части: одну половину собаке давали днем, другую – вечером. Во время езды собаки вместо воды употребляли снег, который во время бега они хватали по сторонам дороги. В том случае если снег был слишком рыхлым и собаки не могли тащить нарты, то один гиляк шел на лыжах впереди упряжки и прокладывал собакам дорогу, а другой сидел на нарте и управлял собаками. (Крейнович-1930. С.30-36).

Гиляцкая собачья нарта, просуществовавшая до первой четверти хх в., имела следующие характерные особенности: прямые копылья, загнутые с обоих концов полозья и две горизонтальные дуги – спереди и сзади. Длина нарты колебалась от 3 до 4,5 м, примерная высота 30 см, ширина не превышала 45 см. (Антропова-1961а. С.56-57).
гиляцкая собачья нарта по Шренку : Гиляцкая собачья нарта по Шренку.jpg
Гиляцкая собачья нарта по Шренку

Гиляцкая нарта, изготовленная из дерева, скрепленная деревянными гвоздями, рыбьим клеем и кожаными ремнями, отличалась легкостью и большой упругостью. Она была приспособлена для езды по неровному льду рек и морей, в лесистой местности, по неровной почве. (Таксами-1975. С.61).
Ввиду крайне малой ширины, гиляцкая собачья нарта была очень неустойчива. Поэтому возница сидел верхом, держа ноги на лыжах, которые скользили вдоль нарт. Расставляя и сдвигая лыжи, возница изменял по мере необходимости центр тяжести, придавая, таким образом, устойчивость нартам. На крутых местах он удерживал нарты посредством палок с железными наконечниками, втыкаемыми между полозьями и верхней перекладиной. Эти же палки при сильном разбеге служили тормозом. (Штернберг-1933а. С. 29).
Упряжка состояла из ремня-потяга, к которому на равном расстоянии друг от друга привязывались, чередуясь, собаки: если первая шла слева, то вторая – справа, третья – опять слева и т.д. Упряжь представляла из себя петлю, которую надевали собаке на шею и с помощью короткого соединительного ремешка пристегивали к потягу. (Антропова-1961а. С.56-57).

В конце XIX в. традиционная гиляцкая нарта начинает вытесняться восточно-сибирской (или русско-сибирской), которая была крупнее и имела большую грузоподъемность. Восточно-сибирская нарта имела следующие характерные особенности: прямые, вертикально стоящие копылья (4-5 пар), загнутые только спереди полозья, одна горизонтальная и одна вертикальная дуги спереди нарты, неглубокий кузов на настиле. одновременно на Сахалине появляется упряжка цугом и восточно-сибирская упряжь: собаки тянут нарту грудью, а не шеей. (Антропова-1961а. С.57; Таксами-1967. С.190).
Восточносибирская нарта : Восточносибирская нарта колл. МАЭ.jpg
Восточносибирская нарта



Отрывок из малоизвестной книги 1928 года Бориса Ивановича Еллинского "Сахалин чёрная жемчужина":

Весь живой инвентарь гиляка состоит из собак. Остроухие, остромордые — они очень напоминали бы волков, как ростом, так и всей повадкой (не лают, а воют по-волчьи), если бы не пестрая, очень пушистая шерсть и не обрубленный начисто хвост.
без хвоста : 205850_600.jpg


На собаках гиляк зимою ездит сам и возит тяжести, запрягая нечётное количество их в лёгкие, узкие и длинные (метров до 4х) нарты (сани на высоких копыльях); «нечётное» количество — потому, что одна собака, передовая, служит вожаком и слушается отрывистых окриков хозяина; остальные же попарно расположены на ошейниках по обеим сторонам длинного каната, идущего от передней дужки нарт.
лайки в упряжке : 161796_600.jpg


Из шкур собак гиляк шьёт себе зимнюю одежду, причём вместо ниток, употребляет выделанные сухожилия. В голодные годы собаки идут в пищу, но это — лишь в крайнем случае.

Обычную пищу гиляков составляет рыба: летом варёная и вяленая, а зимой сушённая (юкола), или замороженная до крепости кости и затем мелко наструганная острым ножом (очень вкусно, если слегка посолить). Рыбой же, летом сырой, а зимой юколой, они кормят и своих собак.
кормёжка собак : Кормят ездовых собак.jpeg
кормление собак у нивхов

Количеством собак определяется степень зажиточности гиляка, причём ценность этого «домашнего скота» весьма различна. Рядовую собаку можно было приобрести за 50 копеек до 1 рубля, смотря по тому - бывала ли она в упряжке; передовая же расценивается от 5 и даже до 25 рублей, в зависимости от её опытности и послушания.
гиляцкие собаки : s640x480.jpg


Почтовые «каюры», т.е. ямщики, возившие почту на собаках между Николаевском-на-Амуре и Александровским постом на Сахалине (480 километров), могли спокойно дремать на своих нартах; в самый сильный буран, когда в двух шагах ничего не видно, передовая собака чутьём найдёт дорогу, вернее, направление, так как дороги среди ежедневно передвигающихся торосов не существует (торос — это вертикально вставшая глыба льда).

Вожжей в нартовой упряжке нет, и всё управление ведётся голосом. Лишь когда нужно почему-либо спешно остановить разбежавшуюся нарту, каюр, сидя на ней верхом, закладывает остроконечные палки между копыльями и тормозит сани. В нарты с 160 килограммами (10 пудами) груза и каюром впрягается обыкновенно 13-15 собак; при меньшем количестве — соответственно меньше.

Нетерпеливо оглядываясь на каюра и тихонько повизгивая в ожидании знакомого - «тах, тах!» - собаки натягивают постромки и круто берут с места полным карьером, как только сигнал подан. Дух захватывает у непривычного пассажира от бешеного бега по ослепительной снежной равнине. Нарты, как птица, взлетают на каждом сугробе, ложатся боком на косогорах, готовые перевернуться каждую минуту; но каюр ловким движением просунутых между копыльями палок тут же, на бегу, выпрямляет крен; а пассажир, прислонившийся к задней, высокой спинке нарт и вытянувший ноги по лубочному днищу, крепко укутан оленьими шкурами и, при желании, увязан веревками, так что выпасть не может.

Вещи при таких поездках опытные люди упаковывают обыкновенно в длинные, метра в полтора, узкие чемоданы из мягкой кожи, которые кладутся прежде всего на дно нарты вместо постели; такой же мягкий чемодан, но только короткий, ставится в изголовье — и готов диван, на котором вы катите километров по 20 в час, полулёжа, как турецкий паша какой-нибудь.

Часа через 1 1\2 -2 собаки угомонятся и переходят на крупную рысь, на ходу хватая снег пересохшими глотками и двигаясь всё же значительно быстрее обыкновенной лошади.
фотография гиляцкой упряжки сделанная на севере Сахалина в 1906 году : фотография гиляцкой упряжки сделанная на севере Сахалина в 1906 году.jpg
фотография гиляцкой упряжки сделанная на севере Сахалина в 1906 году

Так нарты бегут весь день до заката солнца, лишь один раз остановившись где-нибудь за высоким торосом для 10-15-минутной передышки.

Переход до Николаевска совершается в 3 дня. Остановки рассчитаны так, чтобы ночевать в гиляцких деревушках, где собак кормят юколой. Пить не дают вовсе; воду заменяет снег.
у николаевска : 160119_600.jpg
Последний раз редактировалось Екатерина Малафеева 06 Апрель 2013 10:42, всего редактировалось 1 раз.
Екатерина Малафеева
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 05 Апрель 2013 16:01

Почта и ездовые собаки

Сообщение Екатерина Малафеева » 05 Апрель 2013 21:57

Мой прадед Илья Арефьевич Черепанов - почтовый чиновник с 1906 по 1913 служивший на севере Сахалина в Александровском, Погиби, Виахту;
с 1913 по 1920 в городе Николаевск-на-Амуре с женой - учительницей Ириной Максимовной
1906 : 25a4e082b550.jpg


Ирина Максимовна с мужем-телеграфистом и дочерью Лизой 1907 Сахалин.preview : Ирина Максимовна с мужем-телеграфистом и дочерью Лизой 1907 Сахалин.preview.jpg
девочка на фото их дочь Лиза - моя бабушка 1907 Сахалин.



1918 : s9280670.jpg
фотография 1918 года в Николаевске-на-Амуре

Илья Арефьевич был убит во во время "николаевского инцидента" в 1920 году .
Екатерина Малафеева
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 05 Апрель 2013 16:01

Почта и ездовые собаки

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Апрель 2013 23:37

Екатерина Малафеева пишет:Сахалинская почта.


Текст до Елинского это "М.С. Высоков, комментарий к книге А.П. Чехова "остров Сахалин" ?
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11571
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Почта и ездовые собаки

Сообщение Екатерина Малафеева » 06 Апрель 2013 00:26

Да.
Екатерина Малафеева
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 05 Апрель 2013 16:01

Почта и ездовые собаки

Сообщение Екатерина Малафеева » 06 Апрель 2013 10:50

Иван Кукушкин пишет:
Екатерина Малафеева пишет:Сахалинская почта.


Текст до Елинского это "М.С. Высоков, комментарий к книге А.П. Чехова "остров Сахалин" ?


Высоков, в своё время (это был конец 80-х), писал диссертацию по почтовой и телеграфной связи Сахалина и Нижнего Амура, так что в комментарии по Чехову он вставил кое-что оттуда.
Екатерина Малафеева
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 05 Апрель 2013 16:01

Пред.След.

Вернуться в В помощь коллекционерам



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения