Вилькицкий Борис Андреевич (1885-1961)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Вилькицкий Борис Андреевич (1885-1961)

Сообщение Иван Кукушкин » 12 Январь 2009 17:02

С форума альманаха "Кортик"
http://kortic.borda.ru/?1-2-0-00000025-000-0-1-1231591182
Мурад Аджиев. "Пионер Арктики Борис Вилькицкий", Из сборника "Прометей" . Год неизвестен.
OCR : viewtopic.php?f=52&t=1666
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11574
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Вилькицкий Борис Андреевич (1885-1961)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 03 Июнь 2009 21:14

Вилькицкий Борис Андреевич (22.03.(03.04)1885-06.03.1961)
Контр - адмирал (16.10.1919)
В службе с 1901 года. Памятный знак «200 -летний юбилей Морского Кадесткого корпуса» (1901). Окончил Морской Корпус в 1903 году. Произведен в чин 6.5.1903 года. 11.05.1903 года - назначен на блокшив № 5. Получает назначение на ЭБР «Цесаревич» (4.6.1903). Штурманский офицер «Цесаревича» с 17 08 1903. Гидрограф - геодезист. 9.03.1904 г. - Командирован в Харбин в распоряжение Штаба Заамурского округа Отдельного корпуса Пограничной стражи. Прибыв в Харбин, назначается помощником начальника Морского отдела Заамурского округа Отдельного корпуса Пограничной стражи (12.03.1904). 9.04.1904 года - командируется в Порт Артур, куда прибывает 13.4.1904. В составе экипажа эскадренного броненосца «Цесаревич» по 27.5.1904. В распоряжении начальника порта Артур. Вахтенный начальник транспорта «Ермак». Испытания экспериментальной подводной лодки. Ранен пулей на вылет в грудь при обороне позиции на Высокой горе - 18.11.1904. С 22.12.1904 по 18.01.1905 пребывает в японском плену. Назначается в распоряжение адмирала. Григоровича - 20.01.1905. Вахтенный начальник крейсера «Крейсер» с 10.05.1905. Старший штурманский офицер крейсера «Азия» с 20.05.1905. Лейтенант - 6.12.1905.
10 12 1905 назначен в Морской батальон предназначенный для усмирения бунта в Лифляндской губернии. За участие в русско - японской войне награжден орденами: Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (10.1.1905), Святой Анны 4-й степени „за храбрoсть” (12.12.1905), Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом за оборону Порт - Артура (29.11.1904). Звание лейтенанта за отличие (1905). Серебряная медаль в память о войне 1904 - 1905 годов (1906). Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом (19.3.1907). В декабре 1908 года назначается на крейсер «Олег». Старший Лейтенант (6.12.1908). Окончил ВМА в 1908 году (Гидрографический отдел, штурманская специализация), с вручением академического значка. Старший штурманский офицер (31.12.1909) крейсера «Олег». Старший штурманский офицер ЛК «Император Павел Первый» (7.5.1910). Золотой значок в память об окончании курса Морского Корпуса (1910). Старший офицер канонерской лодки «Грозящий» (3.06. - 22.11.1910). Назначен флагманским штурманским офицером штаба начальника. 2-й минной дивизии Балтийского моря (30.11.1910). Греческий орден Спасителя кавалерского креста (1910), Бухарская золотая звезда 3-й степени и орден Святого Станислава 2-й степени (6.12.1911). ИО флагманского штурманского офицера штаба командующего Балтийским флотом (12.4.1912). Капитан 2- го ранга (6.12.1912). Православный, холост (1912). Флагманский штурманский офицер штаба командующего морскими силами Балтийского моря ( 12.6.1912 - 7.4.1913). Светло - бронзовая медаль в память 300 - летия царствования. Дома Романовых (1913). 7.4.1913 - 1.10.1915 - в ЗВ кап. 2-го ранга и командуя ледокольным транспортом «Вайгач» (1913) руководит полярной экспедицией ("Таймыр" и "Вайгач"). Одновременно является начальником гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (16.08.1913 - 1.10.1915). Открытие и описание побережья Северной земли (Земля Николая II). Первое сквозное плаванье по Северному Морскому пути из Владивостока в Архангельск (За две навигации.). Первая в истории попытка применения самолета в Арктике. Орден Святой Анны 2-й степени (6.12.1914). Флигель - адъютант Его Императорского Величества (20.3.1914). Награжден знаком защитника крепости Порт Артур (1914) и подарком с Вензельным изображением Высочайшего Имени (9.10.1915). Светло - бронзовая медаль в память 200- летия Гангутского сражения (1915). С 23.11.1915 по 1917 год командует ЭМ «Летун» в составе БФ. Награждается Георгиевским оружием (29.10.1916). Женат. Одна дочь (1916). Капитан 1-го ранга за отличие ( 30.07.1916). Назначен Штабным офицером Временного оперативного отделения при Начальнике Службы связи Балтийского моря (30.4.1917 -1918) Июнь 1918 года - начальник гидрографической экспедиции Западно - Сибирского района для обеспечения вывоза хлебных грузов в Европейскую часть России. В Архангельске переходит на сторону Колчаковского правительства. Произведен в контр-адмиралы (16.10.1919). По оставлении белогвардейцами Архангельска в феврале 1920 - руководит эвакуацией правительства генерала Миллера и штаба адмирала Л. Л. Иванова на ледоколе «Минин». В 1920 - 1923 годах по приглашению СССР возглавлял третью и четвертую советские товарообменные экспедиции в Карском море. В 1920 rоду эмигрировал в Англию, в Чехословакию возвратился на время научной экспедиции в течении 1923-24. Эмиграция. Гидрограф в Бельгийском Конго. Умер в Брюсселе. Перезахоронен в 1996г (Смоленское кладбище). Сын генерал - лейтенанта Вилькицкого А. И. В 1919 экспедицией Р. Амурсена были открыты и названы именем Вилькицкого острова в море Лаптевых и пролив соединяющий моря Лаптевых и Карское. Памятная доска отцу и сыну Вилькицким установлена на доме № 96 канала Грибоедова (Екатерининском) Санкт - Петербурга.


Источник:
http://li-k.narod.ru/2006/0270.mht
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: Вилькицкий Борис Андреевич

Сообщение [ Леспромхоз ] » 03 Июнь 2009 21:20

Валерий Купецкий.
Пролив Иванова
из сборника «В Арктику мы еще вернемся»
http://www.polarpost.ru/Library/Kupetsk ... vanov.html

В начале 60-х годов мою статью о Борисе Вилькицком, именем которого назван один из главных проливов на трассе Севморпути, ленинградская цензура вырезала из уже отпечатанного журнала «Известия Географического общества»: мол, Вилькицкий — враг народа. Хотя статья как раз и была написана, чтобы доказать обратное. В начале 80-х годов в книге о полярной экспедиции на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» в 1910-1915 годах редакция ленинградского издательства «Наука» категорически запретила мне приводить список участников — всего-то 40 человек на каждом судне. Дотошный редактор тщательно вымарал все предосудительные имена из текста и даже косвенные намеки из библиографии, сократив ее вдвое — с 800 названий до 360. И только когда я, потеряв терпение, малодушно согласился на эти требования, книга после 20 лет ожидания смогла увидеть свет.
Кстати, за меня перед читателями извинился американский журнал «Полярная география и геология». В 1985 году, перепечатав наш текст, он отметил, что по цензурным причинам ряд русских полярников всецело исключен из советских исторических работ.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: Вилькицкий Борис Андреевич

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Июнь 2009 12:12

Фотографии Б.А. Вилькицкого.
Из собрания Резунова (Автроилъ)

 avtroil-volkitskiy.jpg
 vilkitsk.jpg
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11574
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Вилькицкий Борис Андреевич

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Июнь 2009 12:19

 ea10d0d430f7.jpg
С форума альманаха "Кортик"
Dmitry_N : http://kortic.borda.ru/?1-19-30-00000037-000-150-0#100
Смоленское кладбище Санкт-Петербурга
Перезахоронение: Контр-адмирал Борис Андреевич Вилькицкий. 1885-1961
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11574
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Вилькицкий Борис Андреевич (1885-1961)

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Июнь 2009 13:42

Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11574
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Вилькицкий Борис Андреевич (1885-1961)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 29 Декабрь 2009 21:43

Иван Кукушкин пишет:С форума альманаха "Кортик"
http://kortic.borda.ru/?1-2-0-00000025-000-0-1-1231591182
Мурад Аджиев. "Пионер Арктики Борис Вилькицкий", Из сборника "Прометей" . Год неизвестен.
OCR : viewtopic.php?f=52&t=1666


Его властно манила Арктика, ее бескрайние и заснеженные просторы. И Вилькицкий в 1918 году стал руководителем первой советской полярной экспедиции. Снова низкий деревянный Архангельск, где на рейде стояли до боли в сердце знакомые «Таймыр», «Вайгач» и другие суда Северного флота.
Долго бродил Борис Андреевич по берегу, любуясь судами. Мечты, как волны, сменяли одна другую. Хотелось как следует организовать новую полярную экспедицию.
Однако начать исследовательские работы не смогли. Началась гражданская война, и город захватили интервенты. Случилось так, что Вилькицкий, избирая пути своей дальнейшей жизни, эмигрировал в Англию, потом в Бельгию, но связи с Родиной не порвал.



Модрах Сергей Карлович

Прочие сведения: призван в РККА, как авиационный специалист. Бежал. В июне 1918 г. с группой офицеров-авиаторов, под началом А.А. Козакова, пробрался на север России, где вступил в Славяно-Британский авиационный корпус. С 15.08.1918 г.- на фронте, в составе 1-го Славяно-Британского авиационного отряда. Принимал участие в операциях в районе стан. Обозерской. 17.09.1918 г. переведен с отрядом в район Березника. С октября 1918 г. участвовал в операциях в районе Сельца и в наступлении вдоль железнодорожной линии Вологда-Архангельск, а затем в боях у Сийского монастыря. Весной 1919 г. принял командование над 1-м Славяно-Британским авиационным отрядом. В июле 1919 г. получил предложение занять пост начальника Полевого управления авиации Сибирской армии адмирала А.В. Колчака. Уехал в Архангельск. Оттуда, с экспедицией капитана Вилькицкого добрался до устья р. Енисей. Вступил в должность. После поражения А.В. Колчака перебрался в Крым. Военный инженер при начальнике Инженерно-технического отдела Управления снабжения ВСЮР. С 11.07.1920 г. - на солдатской должности при Управлении начальника авиации Русской армии генерала П.Н. Врангеля. 24.08.1920 г. переведен во 2-й авиационный парк. Эмигрировал в Англию.

(Вроде даже свой самолет сконструировал и испытал несколько)


Сергей ПОПОВ. ПЕРВАЯ СОВЕТСКАЯ АРКТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
В 1919 г. Матисен был направлен молодой Советской властью для участия в гидрографической экспедиции Восточно-Сибирского района Северного Ледовитого океана.

Оказавшись в 1919 г. на занятой белогвардейцами территории, Матисен установил контакт с учеными Сибири и с помощью золотопромышленников организовал небольшую рекогносцировку к устью Лены. К сожалению, ввиду позднего прибытия он смог пробыть там всего неделю.

Через год, сразу после восстановления Советской власти в Восточной Сибири, Матисену было поручено возглавить экспедицию для гидрографического обследования устья Лены — Первую Советскую арктическую экспедицию. Сколько их потом будет — больших и малых? Десятки, а может быть, сотни тысяч. Но эта была первой!



Есть вопросы:
-первая советская (или не первая? и не советская?) экспедиция Вилькицкого, или Матисена?.
-советская экспедиция Вилькицкого перевозила кадры из Архангельска в армию Колчака?
-подробности "ухода" из Архангельска на "Козьме" (капитан Вилькицкий Б.А.) были на форуме Падении Северной области и ДЕЛО ВОЕННОГО МОРЯКА НИКОЛАЕВА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Вилькицкий Борис Андреевич (1885-1961)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Апрель 2010 19:10


© Черкашин Н.А. Командоры полярных морей. // М.:Вече, 2003.-480 с.,илл.(16с.)(Особый архив)

 1-1.jpg
 1-2.jpg
 1-4.jpg
 1-3.jpg
 1-6.jpg
 1-5.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Вилькицкий Борис Андреевич (1885-1961)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Апрель 2010 19:45

© Черкашин Н.А.
Командоры полярных морей.
М.:Вече, 2003.-480 с.,илл.(16с.)(Особый архив)
 8-1.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Вилькицкий - Плавание Гидрографической экспедиции СЛО в 1913

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Июль 2011 15:57

 002.jpg
Вилькицкий, Б.А., Плавание Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана в 1913 г. : Сообщ., сдел. кап. 2-го ранга Б.А. Вилькицким в Мор. собр., 26 с., 1 л. карт. ; 24., Владивосток, 1913.
Отт. из № 2072-2075, 2079, 2082 и 2083 газ. "Далекая окраина". Без тит. л. и обл.

Онлайн: Электронная память Арктики http://www.emaproject.com/lib_about.html?id=pb00002388

Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11574
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Вилькицкий Борис Андреевич (1885-1961)

Сообщение Сергей Шулинин » 06 Сентябрь 2014 11:34

Очень интересная книга. Главное редкая. С удовольствием прочитал. Не думал, что меня будут восхищать антибольшевики. Старею, наверное.

vilkitskiy2.pdf [24.59 МБ Скачиваний: 126]
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3151
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Вилькицкий Борис Андреевич (1885-1961)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 06 Сентябрь 2014 21:57

OCR на скорую руку (дачный вариант)
:)
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Вилькицкий Борис Андреевич (1885-1961)

Сообщение Сергей Шулинин » 06 Сентябрь 2014 23:11

У меня сначала был вордовский вариант, потом pdf появился. Но вордовский файл был из частной коллекции, поэтому я не знал из какой он книги взялся. Поэтому выставил pdf. Потом может сравню вордовские версии, может одно и тоже.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3151
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Вилькицкий Борис Андреевич (1885-1961)

Сообщение Сергей Шулинин » 07 Сентябрь 2014 00:51

Некоторые фото. Откуда они я не знаю.

 Taymyr_Sred.jpg
 Taymyr_Ocean.jpg
 Schastny.jpg
 Schastn_Jena.jpg
 Oficers.jpg
 Off_Shtatsk.jpg
 Lager-1.jpg
 Komet_kreyser.jpg
 Johov`s_wife.jpg
 Johov`s_tomb.jpg
 Vilk_sisters.jpg
 Vaygach.jpg
 Tranze_semia_K.jpg
 Tranze_semia_E.jpg
 Tranze_otez.jpg
 Tranze_Nikol.jpg
 Tranze_Alexandr.jpg
 Tranze_1915.jpg
 Taymyrzy.jpg
 Taymyr_Vaygach_ice.jpg
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3151
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Вилькицкий Борис Андреевич (1885-1961)

Сообщение Сергей Шулинин » 07 Сентябрь 2014 00:57

Последнее плавание
и открытия экспедиции Ледовитого океана

(открытие земли Императора Николая II)
Борис Андреевич Вилькицкий

Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана состоит из двух транспортов – ледоколов "Таймыр" и "Вайгач", по 1500 тонн водоизмещении: Команду каждого корабля составляют семь офицеров, врач и 39 матросов военного флота. Транспорты построены специально для плавания в Ледовитом океане и, насколько возможно, приспособлены для борьбы со льдами. Они снабжены разборными санями для пешеходных экскурсий, лыжами и теплым платьем, принимают большие запасы угля, дающие возможность пройти при спокойном море 12000 миль, берут консервов на 16 месяцев на случай неожиданной зимовки, и имеют кое-какое специальное снаряжение, которое возможно взять при ограниченности места и необходимости предусмотреть всякие случайности.
Эта экспедиция имеет целью исследование глубин моря, подробное изучение его жизни, опись и составление карт малоизвестных берегов, изучение климата и распределения льдов и, наконец, собирание коллекций и разные наблюдения по всем отраслям естественных наук.
В 1913 году экспедиция под командой генерал-майора Сергеева покинула Владивосток 26 июня. Зайдя на несколько часов в Петропавловск-на-Камчатке для закупки свежей провизии, она пошла в залив Провидения, расположенный недалеко от Берингова пролива. В одной из бухт этого залива, называемой бухтой Эмма, в селении, состоящем из двух деревянных домов, находится резиденция начальника нашей северо-восточной окраины, то есть Чукотского уезда. Здесь экспедицию поджидал транспорт "Аргун", чтобы в последний раз снабдить запасом угля, воды и свежим мясом.
Придя в бухту Эмма, суда приступили к погрузкам и через несколько дней были готовы идти в Ледовитый океан. Но внезапная серьезная болезнь начальника экспедиции заставила следовать в ближайший пункт, откуда можно было дать знать начальству о случившемся и получить указания, что делать.
Суда пошли к селению Ново-Мариинску, расположенному в устьях реки Анадырь, где есть беспроволочный телеграф. Анадырский залив был еще забит льдами и корабли пробирались с большим трудом.
Здесь экспедиции пришлось стоять около недели, дожидаясь дальнейшей судьбы.
В эти дни случился ход кеты, одной из пород красной рыбы, которая в определенные дни приходит издалека с моря и устремляется огромными массами в устья рек, чтобы метать икру и погибнуть за продолжение рода. Команда экспедиции неводом в несколько часов наловила больше 200 штук рыбы, фунтов по 15 каждая. Позже этот запас довольно долго скрашивал консервный стол офицеров и команды.
10 июля было получено приказание генерал-майору Сергееву сдать экспедицию старшему из командиров, а именно мне, пишущему эти строки, а самому возвращаться во Владивосток. Ледоколы снялись с якоря, нашли транспорт "Аргун" в Анадырском лимане, приняли от него еще немного угля и воды, передали больного ив ту же ночь пошли в море.
Транспорты разделились. "Вайгач" пошел на север, имея в виду обогнуть остров Врангеля, "Таймыр" повернул к западу вдоль берега.
Ледовитый океан принял, мореплавателей ласково, ветер был слабый, светило солнце, льдов не было видно и только киты, выплывающие то там, то здесь, разрушали иллюзию теплого моря. Но уже наследующий день ветер засвежел, размахи качки дошли до 400 на борт, а вечером того же дни транспорты вошли в редкий лед. Океан поспешил показать свой суровый характер. Неожиданно "Таймыр" увидел стоящий у льдины норвежский пароход, промышляющий моржей и уже успевший их набить около 700 штук. "Таймыр" передал ему почту, дал поправку хронометра, снабдил свежей кетой, пойманной в Анадыре и пошел дальше.
Лед все сгущался, оба транспорта шли с трудом, и уже через день "Вайгач" донес, что повернул обратно, не дойдя до Врангеля вследствие непроходимых льдов.
Затем "Таймыр" пробился на чистую воду у Чаунской губы, очень похожей по форме и величине на Рижский залив. Эту губу, не имевшую на карте ни одной глубины, решено было обследовать. Когда вошли в нее, льды исчезли, опять светило и грело солнце, и только совершенно светлые ночи и непривычно унылая природа берега настойчиво напоминали о севере.
Выйдя из губы, опять вошли в лед. "Вайгач" в это время уже ушел вперед, пробившись в чистую воду у мыса Биллингса. У этого мыса два года тому назад был поставлен железный знак близ Чукотского селения, но, при подходе "Вайгача", на его месте оказался шест, а чукчи махали флагом и стреляли из ружей. Оказалось, что знак повален ветром, чукчи же, не имея сил поставить его вновь, установили шест и при приближении судов стреляли и махали, чтобы указать это место. Затем у них оказалось оставленное несколько лет тому назад письмо одному русскому промышленнику, которое они с большой добросовестностью старались передать по назначению и отдали на "Вайгач". Отблагодарив их за такую преданность, "Вайгач" пошел дальше. В следующую ночь он повстречался с пароходом добровольного флота "Ставрополем", шедшим в Колыму, который добрался до тех же мест и был затерт льдами. "Вайгач" пробовал его освободить, но лед больше уплотнялся, попытку пришлось бросить, оставить "Ставрополь" ждать более благоприятного ветра.
Так ледоколы пробирались передними и задними ходами к Медвежьим островам, иногда становились на якорь, ожидая помощи ветра и пользуясь этим временем для приема пресной воды из больших льдин с озерками талого снега. Озерки попадались таких размеров, что с одной льдины можно было принять больше 10000 ведер.
3 августа суда соединились, стали на якорь в открытом море, милях в пятидесяти от берега, и, обсудив. дальнейшие действия, опять разошлись. "Вайгач" пошел вдоль берега к Лене, а "Таймыр" на север в обход Ново-Сибирских островов. Было назначено место встречи у Таймырского берега и условлено, что делать, если один из кораблей на рандеву не придет.
Огибая редкие полосы льда с запада и считая себя милях в 30 от острова Новой Сибири, "Таймыр" попал на глубину в 19 футов, сидя носом столько же. Изменив курс, получил увеличение глубины, затем опять 19 футов, повернул в другую сторону, пришел опять на малые глубины, искал выход по другим направлениям, но всюду притыкался к мелям. Весь следующей день делал промеры со шлюпок, чтобы найти выход. Берега не. было видно; в нескольких милях только стояла огромная стамуха *, может быть, та же самая, которую в 1903 году видел Колчак.
Через день ветер засвежел и с севера понесло массу льдов, Продолжать промер шлюпками было нельзя. "Таймыру" пришлось сняться с якоря и идти самому искать путь, ежеминутно рискуя сесть на .мель. По временам ставили вешки, которые помогали возвращаться с опасных мест на большую глубину и искать прохода по другому направлению. Целый день "Таймыр" томился в безуспешных поисках и только к вечеру нашел проход на север и увидел берег Новой Сибири. Глубины стали больше, началась сильная качка, а льды перестали показываться.
Рано утром 7 августа транспорт почувствовал себя опять в свободном море. Вскоре на горизонте показались неясные очертания не то огромной стамухи, не то неведомого острова. Взяли курс прямо на него и прибавили ходу. Глубина увеличивалась по мере подхода к острову, названному ныне именем генерала Вилькицкого **, и у самого берега, где "Таймыр" стал на якорь, достигла 17 сажен. Большой белый медведь показался на вершине, разглядывая непрошеных гостей. Много моржей плавало вокруг корабля; еще больше их лежало на берегу, оглашая воздух страшным ревом. Огромное количество чаек летало вокруг. Недалеко от берега спал, свернувшись клубком, другой белый медведь небольших размеров, по-видимому, молодой. Сейчас же была снаряжена охотничья партия убить его и нескольких моржей. Вельбот пошел делать промер бухты. С корабля производились наблюдения солнца для определения широты и долготы. После обеда была снаряжена экспедиция на вершину горы для водружения флага, а доктор Старокадомский пошел отдельно собирать коллекции. Взбираться наверх было трудно, лицом к лицу несколько раз встречались с медведями, но, к счастью, они пугались не меньше наших охотников. Безоружному доктору, за которым с тревогой наблюдали с корабля, удалось спокойно уйти с площадки на вершине острова, где вместе с ним гуляли три медведя; а партии, которая водружала флаг; пришлось убить из самообороны трех- других и бросить их; летние шкуры не представляли большого интереса, тащить же их на корабль было чрезвычайно трудно по такой дороге. Захватили только череп для Академии Наук.
Достигнув вершины острова, старший офицер "Таймыра" старший лейтенант Нидендер водрузил там на огромной бамбучине национальный флаг, частью врыв его в скалу, частью завалив камнями. В прорез мачты была вложена записка о дне открытия и присоединения острова к владениям Его Императорского Величества.
В 7 часов вечера "Таймыр" пошел делать опись острова, через час уже обошел его кругом и направился к острову Беннетта.
При совершенно чистом ото льда море, 9 августа, в 3 часа ночи, справа по носу с корабля увидели высокий берег загадочного Беннетта. Трагическая участь американского лейтенанта де-Лонга и его команды, открывших этот остров, гибель барона Толля и спутников, исследовавших его, воспоминания о лихом походе Колчака на вельботе на поиски своего начальника переносили участников экспедиции в какой-то сказочный мир. Неожиданно было видеть остров свободный ото льда, хотелось сойти на берег, чтобы найти и взять коллекции барона Толля, которые он оставил, ища спасения от голодной смерти в невероятно рискованном походе пешком через движущиеся льды, в бесконечную полярную ночь. Но из-за двух дней, потерянных на мелях у Новой Сибири, "Таймыр" уже опаздывал на место встречи с "Вайгачем" и не мог уделить нужное время для отыскания коллекций. "Таймыр" заглянул на остров с севера, со стороны, с которой его еще никто не видел, и пошел дальше. Погода была туманная, шел снег.
После полудня этого дня, 9 августа, погода разъяснилась, горизонт стал совершенно чистым, видимость большая. Смотрели, не покажется ли загадочная земля Санникова, которая в течение 100 лет изображалась к северу от острова Котельного.
Появление на картах Ледовитого океана этой земли относится к тому времени, когда отважные, предприимчивые русские люди в поисках новых мест промысла пушнины и мамонтовых Клыков уходили постепенно на север, открывали один за другим острова Ново-Сибирского архипелага, проводили на них по многу лет и, теснимые конкуренцией, стремились все дальше и дальше.
Первые казенные экспедиции, описывавшие наш север, не доходили до этих земель, и лишь при Императоре Александре I особая экспедиция обследовала один за другим острова, открытые русскими купцами, и нанесла их на карту. Остались еще два неисследованных острова, о которых говорил Санников, проведший много лет подряд в этих местах и открывший последовательно Столбовой, Фаддеевский и Новую Сибирь. С разных мест в 1805 и 1806 годах далеко на север он видел еще очертания гор, но не мог добраться до них ни сам, ни с экспедицией чиновника Геденштрома, в которой участвовал. Также не увенчались успехом попытки Анжу в двадцатых годах прошлого столетия достигнуть их.
В 1881 году де-Лонг открыл вторую из этих земель, названную островом Беннетта, а в 1885 г. барон Толль, ходивший на Котельный с доктором Бунге, подтвердил указания Санникова о другой земле, и лишь после плавания Нансена на "Фраме" и того же Толля на "Заре" в начале нашего века стали серьезно сомневаться в существовании ее и перестали наносить на карты. В этом году "Таймыр" проходил как раз по тому месту, где изображалась первая земля Санникова, но никаких признаков ее" не видел. Пожалуй, теперь можно бесспорно установить ошибку Санникова и Толля. Вероятно, они приняли за землю куполообразные облака, которые часто представляются похожими на далекие горы.
10 августа, через двое суток похода от Беннетта, транспорту открылись по курсу возвышенности Таймырского полуострова.
Через несколько времени он получил телеграмму "Вайгача", затем увидел за горизонтом его типичные мачты и наконец и весь контур транспорта, который держал свои позывные. В седьмом часу вечера оба стали на якорь в бухте у западного берега острова Преображения.
За время раздельного похода "Вайгачу", хотя и не посчастливилось открыть остров, но его плавание не обошлось без приключений. Описывая бухту Нордвик, "Вайгач" обнаружил очень неровные глубины; с 10-11 сажень они сразу падали до 19-20 футов. Во избежание посадки на камни, транспорт делал шлюпочный промер и дальше следовал по найденному фарватеру; но за время одной из стоянок на якоре вдруг стал медленно крениться, так как вода при отливе ушла на 5 футов. Переждав ночь, с наступлением полной воды "Вайгач" снялся и, обогнув остров Бегичева с востока и севера, подошел к Преображению.
На острове бегали олени, а у берега лежал белый медведь. Оба корабля снарядили охотничьи партии и убили двух медведей и одного оленя. Другого оленя охотники загнали в воду, и он поплыл в открытое море, но был настигнут и заарканен со шлюпки. Таким образом, раздобылись опять свежим мясом. Первый медведь, убитый на острове генерала Вилькицкого, уже несколько раз шел на приготовление котлет команде для ужина, и с каждым днем число скептиков, не желающих есть медвежатину, уменьшалось:
На вершине острова был найден кем-то когда-то оставленный чугунный крест. Он упал и лежал на земле, сравнявшись с ее поверхностью. Его осмотрели, очистили и поставили на том же месте.
На следующий день корабли приступили к описи восточного берега Таймыра. "Вайгач", между прочим, пошел обследовать большую бухту в широте около 750 с половиной, нанесенную пунктиром лейтенантом Харитоном Лаптевым в царствование Императрицы Анны Иоанновны. О нем известно, что 14 августа 1740 года недалеко от этого места его дубель-шлюп "Якутск" был раздавлен льдами и команда принуждена была идти пешком по льду на берег, спасая, сколько возможно, провизию и все необходимое. Против места крушения его кораблика были обнаружены следы .одной поварни, при входе в залив – второй и в глубине его – третьей. Две поварни были тщательно осмотрены экспедицией, но никаких указаний на то, кто были их обитатели, найти не удалось. Поварни – это маленькие избушки с печкой, сложенной из камней. Строятся они обыкновенно по одному типу из плавника, то есть леса, выброшенного морем, которого здесь достаточно, и служат для приготовления пищи и отдыха посетителей этих мест. Лаптев пробыл здесь больше месяца и частью осмотрел эту бухту, но где ее вершина, за дальностью не изведал. Вероятно, поварни построены его командой.
Бухта оказалась очень извилистой, глубоко вдавшейся в берег. "Вайгач" прошел 15 миль, но не видел ее конца; затем, поворачивая вдоль изгиба берега, неожиданно сел на мель. Попытки сняться собственной силой не увенчались успехом. Тогда вызванный по телеграфу "Таймыр" вернулся к "Вайгачу", за ночь перекачал от него пресную воду и с утренней полной водой стащил с мели.
При завороте берега к западу стали встречаться сначала редкие льды, а затем большие скопления их и, наконец, значительные ледяные поля, припаянные к берегу. На льду часто видели гуляющих белых медведей. Когда корабль подходил, медведь доверчиво шел навстречу до расстояния верного ружейного выстрела, после чего, сраженный пулей, погружался на корабль.
17 августа начали опись залива Фаддея.
Относительно этого глубоко вдавшегося в материк залива существует легенда, что это пролив, выходящий на западную сторону Челюскина, Он еще не был никем описан, а потому представлял особый интерес. К сожалению, дойдя до глубин, при которых "Таймыр" часто притыкался к мели, он еще не видел конца залива, а туман, дождь, снег и льды очень затрудняли работу.
19 августа оба ледокола, окончивши каждый съемку своего участка, встретились в сорока милях от Челюскина. Около берега был сплошной лед, море же было довольно чисто. Обсудив дальнейшие работы, пошли дальше. Был поднят сигнал: "Рандеву мыс Челюскин".
Участникам экспедиции, избалованным отсутствием льда в тех районах, где все предыдущие мореплаватели встречали большие скопления его, казалось, что в нескольких десятках миль уже нельзя ждать большой перемены и что через неделю или две транспорты будут стоять в спокойной гавани Мурмана. Но в тот же вечер оба ледокола подошли к сплошному ледяному полю и, ища прохода, повернули вдоль его кромки. "Вайгач" шел на север, предполагая обогнусь поле, "Таймыр" спускался на юг, рассчитывая найти проход между льдом и берегом. Скоро корабли встретились и соединенно пошли к мысу Челюскину. Там, у этого мыса, где находили проход у самого берега все посетившие эти воды корабли; а именно "Вега", "Фрам" и "Заря", теперь стояло припаянное к земле сплошное поле мощного льда, простиравшееся далеко к северу и таким образом неожиданно загородившее дорогу. Корабли стали на ледяные якоря, лед показывал непривычную глубину в 100 сажен. Неожиданное препятствие, завершившее такой благоприятный поход, повергло всех в раздумье. Идти на север казалось и бесполезным, и опасным. Литература указывала, что очень близко к Челюскину спускается граница полярного пака, того хаоса огромных, ледяных гор, бесконечных полей и мощных нагромождений, который заполняет всю центральную часть Ледовитого океана. Этим полярным паком была раздавлена "Жаннета", когда в 1879 г. вошла во льды, из которых два года не могла выбраться. В этом же паке три года носился несокрушимый "Фрам", обеспеченный провизией на долгое время. Но непреодолимое желание состава экспедиции пройти в Европу побудило по крайней мере убедиться в полной невозможности этого прохода, и транспорты утром 20 августа пошли на север вдоль самой кромки ледяного поля.
В три часа дня стали разбирать на горизонте какие-то крупные образования и, подойдя ближе, неожиданно обнаружили, что это полоса земли. Пошли ее описывать – "Вайгач" южный берег, а "Таймыр" восточный и северный. Оказалось, что это остров. К южному и северному берегам было припаяно бесконечное поле льда, препятствовавшее проследить остров до конца. Удалось проложить на карту береговую черту на протяжении 46 верст. Южный берег этого острова, названный именем цесаревича Алексея, возвышается футов на 30-40 над водой, северный же отлого спускается к морю, образуя несколько длинных песчаных кос. Остров состоит из песка и плотного ила, сверху покрыт слабой тундряной растительностью, в которой были найдены низшие насекомые. На нем были замечены белые медведи, песцы, моржи и чайки. Окончив съемку, пошли дальше на север, вдоль кромки ледяного поля. Льды попадались чаще, то мелкий разбитый, то полосы сплоченного. Глубины, упавшие у острова до 10 сажен, опять возросли до 90. В эту ночь экспедиции начали встречаться ледяные горы, высотой в пять-шесть сажен над водой, следовательно, глубиной сажен 50. Дул штормовой ветер от зюйд-веста, который услужливо относил плавающие льды от сплошного ледяного поля и таким образом расчищал дорогу.
На следующий день, рано утром, из-за поднявшихся туч показались мощные горы неведомой земли. Открытие ее вознаграждало экспедицию за неудачу, окончательно разбивая надежды пройти в Европу. Льды становились все теснее, перемена ветра грозила загородить льдами путь к отступлению, а земля тянулась все дальше и дальше. "Таймыр" шел с описью ее берега, а "Вайгач" стал на якорь для получения астрономического пункта. Вот уже казалось, что дошли до северного предела земли и нашли узкий проход между мощными ледяными полями, одним, припаянным к берегу, а другим, плавающим. Снова воскресала надежда на проход в Европу, как вдруг опять показались горы и земля потянулась дальше к северу. В11 часов утра 22-го августа, сделав опись всего доступного берега, "Таймыр" соединился с "Вайгачем", который, не дождавшись солнца, пересек большой залив новооткрытой земли, Императора Николая II напрямик и стал на ледяные якоря у ледяного припая близ берега.
Это был международный день исследования высоких слоев атмосферы, поэтому "Таймыр" подымал змеи с метеорографом; командир "Вайгача" старший лейтенант Новопашенный получил астрономический пункт, который отметил установкой столба. Затем была установлена мачта, и в 6 часов пополудни 22 августа я объявил собравшимся экипажам кораблей о присоединении земель к владениям Его Императорского Величества, поздравив команду с открытием. После этого при кликах ура на мачте был поднят национальный флаг. В этот день команда получила по чарке, которой не получает обычно в Ледовитом океане, и был сделан улучшенный ужин.
Земля Императора Николая II представляет собой с северо-восточной стороны гористую возвышенность не ниже 1000 футов со сползающими в некоторых местах ледниками; кое-где вдоль гор тянется низменная прибрежная полоса в несколько верст ширины. Посреди земли море вдается в берег. Быть может, это пролив, разделяющий ее на два больших острова.
Вечером пошли дальше. Ночью вошли в густой разбитый лед. В этом жесте берег земли круто завернул на запад и скрылся из виду. Положить на карту удалось береговую черту новооткрытой земли на протяжении около 370 верст. Через час вошли в тупик. Сплошное ледяное поле было со всех сторон, лишь за кормой оставался узкий канал. Небо по горизонту всюду было бело, только на северо-западе виднелось сероватое пятно, обозначавшее отражение на облаках небольшой полыньи или еще нового острова за горизонтом. Лед был слишком мощный, чтобы пробовать его ломать, а широта и время года такие, что не давали надежды дождаться чистого пути в ближайшие дни. Экспедиция повернула обратно.
24 августа вернулись к Челюскину и стали на якорь. Границы ледяного покрова заметно не изменились, барометр стоял высоко и еще медленно подымался. Простояли так весь следующий день, наблюдая течения, делая другие обычные наблюдения и выжидая помощи ветра. В следующую ночь суда стало заносить льдами и они пошли к острову Цесаревича Алексея, укрыться под берегом. Простояв там сутки, "Таймыр" опять пошел к Челюскину посмотреть, что сделал свежий ветер. Став на ледяные якоря у припая, как можно ближе к Челюскину, "Таймыр" отправил пешую партию осмотреть, насколько далеко тянется ледяное поле на запад. Партия состояла из доктора Старокадомского, лейтенанта Лаврова и пяти нижних чинов, с двумя санями, нагруженными провизией, далаткой "другим необходимым. Они благополучно прошли, по льду ,к берегу, поздно вечером вышли к знаку, установленному в 1901 году экспедицией барона Толля, там разбили палатку и остались на ночь. Упомянутый знак был сложен командой "Зари" из плитняка на предполагавшемся Толлем самом северном пункте Азии, но по последующим вычислениям астронома Зееберга оказавшемся на две мили восточнее мыса Челюскина, Рано утром следующего дня партия пошла опять на запад, имея в виду дальше обследовать, состояние льда. На действительном месте Челюскина .она сложила новый знак и выбила соответствующую надпись. Все видимое пространство моря было покрыто сплошным льдом, небо было у горизонта белое, и только на северо-запад виднелось слабое пятно синевы, показывающее небольшую полынью, а вернее, отражение поверхности новооткрытой земли, свободной от снежного покрова. Получив такие неутешительные сведения, партия захватила свои сани у знака "Зари" и вечером вернулась на корабль.
Оставшиеся на транспорте занимались бурением льда для определения его толщины и веди обычные наблюдения. Лед оказался толщиной от 3 до 5 футов.
Тут часто к кораблю подходили белые медведи. К этому времени команда приспособилась на них охотиться, что было довольно просто. Оказалось, что медведи быстро убегают от человека, замечая какие-либо агрессивные его намерения, достаточно побежать к нему, чтобы обратить в бегство. Охота же заключается в том, что два или три человека, завидя медведя, осторожно идут на сближение, пока он не станет настораживаться. Как только он обратит внимание на охотников, они ложатся на лед и ждут приближения жертвы. Медведь, не зная людей, принимает черные пятна на льду за тюленей и начинает осторожно подкрадываться, воображая, что его никто не замечает, Тут самообладание охотников должно подпустить его как можно ближе, .чтобы убить на месте, так как подраненный зверь убегает со скоростью доброго коня и старается спастись морем. Плавающего медведя тоже трудно догнать и убивать бесполезно, так как вероятнее всего он потонет. К концу стоянки у Челюскина число убитых медведей перевалило за двадцать и мяса их хватило на полтора месяца.
29 августа пришел к "Таймыру" "Вайгач", которого стало заносить льдами у острова. На следующий день было решено испробовать последнее средство для прохода на запад, а именно: колоть лед, работая рядом обоими кораблями. По запасам угля, для обеспечения обратного пути, выходило, что надо проходить в сутки миль 10, чтобы заглянуть дальше, чем могла видеть береговая партия, и не поплатиться за это необходимостью зимовать без топлива.
В 4 часа дня начали работу; рядом ударяли в лед оба корабля и отламывали куски, которые уносились западным ветром в море, но дело подвигалось медленно. На следующий день ветер стих и начал задувать с другой стороны. Весь обломанный лед уже оставался тут же и делал невозможной дальнейшую работу, так как нельзя было отходить задним ходом, чтобы опять с разбега ударить в лед. Оказалось, что транспорты прошли всего миль пять: Тогда повернули обратно и через полчаса миновали канал, который пробивали сутки. Потеряв последнюю надежду на проход в Европу, имея в виду позднее время, начало морозов, ограниченность остатков угля и необходимость чистить котлы, решили возвращаться во Владивосток.
Выйдя из канала, корабли пошли к островам де-Лонга. Первые два дня пришлось постепенно спускаться к югу, обходя встречаемые льды, но с вечера 2 сентября море стало чистым. Ветер все свежел, качка дошла градусов до 40 на борт. Скорость хода вследствие противного ветра уменьшилась до 4 узлов. Земли Санникова опять не видели, а проходили еще севернее, чем раньше. При этих условиях с рассветом 5 сентября показался остров Беннетта, и корабли поспешили укрыться под его северным берегом. Было решено, в видах сбережения угля, переждать противный ветер. В этот день на "Таймыре" лопнула труба холодильника, в котлы проникла соленая вода, образовалась накипь, но пока о чистке котлов нельзя было и думать.
Не теряя времени, руководствуясь указаниями Колчака о том, где он видел коллекции, собранные бароном Толлем, послали их отыскивать партию, состоявшую из трех офицеров, доктора Старокадомского и 16 нижних чинов. На корабле же изготовили крест с доской и установили его на возвышенности полуострова имени баронессы Толль в память самоотверженного ее мужа и его спутников, заплативших жизнью за исследование острова.
Партия вернулась на следующий день. -
Коллекции были найдены на месте, где их оставил Колчак, взяв .несколько образцов, не имея возможности захватить всего на вельбот. Состояли они из окаменелостей и отпечатков растений, образцов каменного угля, двух кусков мамонтова клыка, всего весом свыше семи пудов. Помещены они были в одной корзине и четырех ящиках из плавника, частью разбитых прибоем. Колчак видел на каждом предмете этикетку с номером, а у барона Толля был, вероятно, подробный их каталог. Но этикетки теперь были смыты набегавшими в течение десяти лет волнами, а каталог погиб вместе с его составителем в полярной пучине. У избушки, также разрушенной ветром и прибоем, были найдены некоторые предметы снаряжения, а именно: искусственный горизонт, ложка, берданка, костяная пила, остатки шкур, ящиков, веревок. Замок от заржавленной казенной берданки, оставленной казаком, был вынут и взят с собой, вероятно, для сдачи.
Ветер стих только на четвертый день, 9 сентября перед рассветом "Таймыр" снялся с якоря, прошел описью остров и, соединившись с "Вайгачем", пошел дальше.
На следующий день наблюдались слева на горизонте возвышенности острова Жаннеты, а справа долго и хорошо был виден, открытый месяц тому назад, островок генерала Вилькицкого. Вечером транспорты вошли сначала в молодой блинчатый лед, затем в новообразовавшийся сплошной и наконец подошли к сплоченной массе старого льда. Пришлось сворачивать к югу. Мороз ночью дошел до 140 по Реомюру.
Самый тонкий лед затруднял плавание, так как в нем часто попадались отдельные мощные льдины, скрытые от наблюдателя снежной пеленой. Корабль неожиданно ударялся в ледяную глыбу и останавливался, приходилось поворачивать обратно. Так шли двое суток, то блинчатым льдом, то салом, то пробиваясь между старых торосистых льдин, постепенно забираясь все южнее и южнее, а временами и западнее.
12 сентября вышли на чистую воду и решили застопорить машину для зоологической и гидрологической станции, чего не могли себе позволить последние, дни, торопясь выбраться из опасного района. При выбирании трала на "Таймыре" запутавшимся платьем был втянут между барабанами лебедки стоявший на оттяжке кочегар Беляк, получивший смертельные увечья. Несчастный скончался через полтора часа. Неожиданная потеря человека при условиях повседневной работы, к которой все уже хорошо привыкли, была для корабля тяжелым ударом. Покойный был скромным, хорошим работником, пользовался общей любовью команды и офицеров.
13-го опять вошли в сало и разбитый лед, спаянный сплошным молодым. Опять спускались к югу. Эти дни похода были тяжелы. Ввиду наступивших морозов и образования льда, который крепчал с каждым днем, экспедиция не смела тратить времени на остановки, приходилось идти круглые сутки. В темные ночи трудно была что-нибудь видеть, все время можно было с полного хода удариться в большую льдину, смотреть надо было вовсю.
Последние ночи участников экспедиции развлекали частые северные сияния, большею частью имеющие вид зеленоватой волнующейся завесы, а также дугообразные. Утром 16-го подошли к Колючинской губе, где решили остановиться, чтобы похоронить погибшего Беляка. Место для могилы было выбрано на конце косы, отделяющей губу от океана, около имеющегося там астрономического пункта генерал-лейтенанта Жданко. На могиле поставили большой крест, который на будущее время облегчал бы вход в бухту, чтобы таким образом могила Беляка не была забыта. .Во время печальной церемонии похорон на конец косы приехали на двух собачьих нартах чукчи и с любопытством смотрели на странные суда, которые ничего у них не покупают и сами не продают. Им объяснили, что под крестом лежит один из людей "менгетанге", то есть русский, один из слуг "Тыркирыма", то есть Солнечного Владыки, как они называют Государя Императора, и что они должны беречь могилу. Чукчи слушали с благоговением слова о Тыркирыме и знаками объяснили, что за могилой будут смотреть. Одарив их чаем, сахаром, спичками и табаком, корабли пошли в глубь бухты производить ее опись. На косе обратили на себя внимание многочисленные следы обуви культурных людей и остатки летних селений чукчей. Надо полагать, что тут один из летних рынков американской хищнической торговли. К тому же чукчи понимали некоторые английские слова, ничего не зная по-русски. Обследованием Колючинской губы закончились работы экспедиции в Ледовитом океане.
Производя опись, "Таймыр" приступил к чистке одного котла, ввиду обнаруженной накипи. Было решено идти до Дежнева под другим, но, по выходе из губы, свежевший ветер и сильные течения не позволили машине выгребать, нашедшая же пурга закрыла вход в бухту. Пришлось отдать якорь в открытом море, дойдя до достаточных глубин, и ждать сутки, пока не будет готов второй котел. Размахи качки во время отлива из бухты, когда течение ставило транспорт боком к ветру, доходили до 49 градусов на борт, что на якоре явление довольно необычное, С тревогой наблюдали за якорями, так как если бы они не выдержали напора ветра, то корабль был бы моментально прибит к берегу, но хорошие якоря и крепкие канаты держали превосходно.
На следующий день соединились с показавшимся из бухты "Вайгачем" и пошли к выходу из Ледовитого океана, а вечером 22 сентября прошли мыс Дежнева. Ветер было стих, но под утро стал опять свежеть. В 11 часов утра размахи качки дошли, до 55 градусов на борт, пришлось привести против волны и ждать окончания шторма в море. До бухты Провидения оставалось миль 40. Волна, благодаря мелководью, была очень крутая.
Около полночи "Таймыр" перестал слушаться руля. Оказалось, что лопнула рулевая цепь, корабль медленно ставило боком к ветру, и размахи качки все увеличивались, дойдя до 59 градусов на борт. Еще бы немного, и корабль должен был опрокинуться, но, вот, с большим трудом удалось перейти на ручное управление рулем и вновь привести к ветру. Ход, несмотря на полное число оборотов машины, был всего около узла. В третьем часу ночи скрылись огни "Вайгача", который штормовал поблизости. С рассветом таймырцы напрасно всматривались в горизонт, "Вайгача" не было видно.
Вечером зыбь стала стихать, хотя ветер дул с прежней силой, – это показывало близость берега, и скоро "Таймыр" стал на якорь, прикрытый от волн принадлежащим американцам островом Святого Лаврентия, В установленные часы "Таймыр" вызывал "Вайгача" по телеграфу, но ответа не было, Это не на шутку тревожило личный состав. . Только на следующий день около полдня получили телеграмму, что он тоже добрался до берега Святого Лаврентия. Оказалось, что штормом у "Вайгача" был сорван телеграф. Благодаря последним штормам, морозам, засорению котлов и накипи соли в них, расход угля очень увеличился и остававшиеся запасы не давали надежды дойти до Петропавловска, Тогда решили идти в Америку, в селение Сан-Майкель, пытаться там получить уголь и чистить котлы.
Сан-Майкель, или Михайловский редут, как он назывался раньше, был основан в 1833 году русским лейтенантом Михаилом Тебеньковым и служил одним из оплотов русского владычества на Аляске и станцией Русско-Американской Компании. В настоящее время это конечный пункт речного пароходства по реке Юкону, через него идет сообщение большого золотоносного района с Америкой и Канадой. Здесь стоит одна рота войск Соединенных Штатов, есть школа иезуитов, католическая церковь, две больницы, а посреди селения за оградой остался кусок русской территории, на котором стоит православный храм и два пустующих домика: один для священника, другой для псаломщика. Новая православная церковь построена в 1883 году на средства прихода, состоящего из 200 человек, перешедших в американское подданство, потомков русских людей и эскимосов.
Гарнизон и население встретило экспедицию чрезвычайно радушно. Офицерам и всей команде устраивались поочередно приемы, развлекали, чем могли. Благодаря случаю удалось купить необходимое количество угля у парохода, который должен был его выгрузить в Ном, но не мог это сделать, так как набережные этого города были разрушены последними штормами. Перед своим уходом экспедиция получила в подарок одно из старых русских орудий, которые стоят в бывших русских фортах и сохраняются как исторические памятники.
Приняв уголь, почистив котлы, перебрав механизмы, исправив мелкие повреждения и поломки, происшедшие во время шторма, экспедиция, напутствуемая лучшими пожеланиями американцев, 6 октября вышла в Петропавловск, куда и прибыла благополучно, переждав в море еще один шторм.
Здесь обратили опять все силы на переборку механизмов и чистку котлов, погрузили уголь и воду и пошли дальше. Несмотря на скверную осеннюю погоду, экспедиция счастливо пришла 12 ноября во Владивосток.
Развевающиеся на мачтах сигналы командующего флотилией и командира порта приветствовали корабли со сделанными открытиями и благополучным .возвращением. Полученные вслед за сим письма и телеграммы начальствующих лиц, родных, знакомых и разных обществ принесли много радости участникам экспедиции, показав общий интерес и внимание к порученному им делу. Наконец, приказы по Морскому, ведомству, один с повелением Его Императорского Величества именовать открытые экспедицией острова "Землей Императора Николая II" и "островом Цесаревича Алексея", а другой с изъявлением особой признательности Государя Императора начальнику, монаршего благоволения офицерам и Царского "спасибо" нижним чинам, щедро вознаградили личный состав экспедиции за пережитые тяжелые дни и лишения.

("Армия и флот", № 10, 1914 г.)
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3151
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

След.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения