Корабельная сторона
Номер от 26 ноября 2001 г.Арктика - глазами радиста Гиршевича
Он является рекордсменом по числу плаваний в Арктике
На «Садко» - в высокие широты
Известнейший в среде моряков Севера и полярников 30 - 40-х годов судовой радист, потомственный архангелогородец Евгений Николаевич Гиршевич (1900-1980) является, пожалуй, рекордсменом по числу плаваний в Арктике. Он участвовал в 12-ти полярных экспедициях и пять раз прошел по всей трассе Северного морского пути в обоих направлениях. Руководители самых ответственных арктических плаваний всячески старались заполучить себе этого опытнейшего радиооператора, великолепного знатока корабельной радиоаппаратуры того времени и исключительно добросовестного работника.
а склоне лет Евгений Николаевич написал интересные воспоминания о своих плаваниях и о встречах с людьми, которых до войны знала вся страна. Они, несомненно, представляют интерес для истории освоения советской Арктики. Так получилось, что обширный личный архив Е.Н. Гиршевича в начале 2001 года оказался в Северодвинске. И мы посчитали полезным познакомить с некоторыми материалами наших читателей.
6 июля 1935 г. архангелогородцы, уже привыкшие отправлять в арктические рейсы многие важные научные экспедиции, провожали в дальний поход ледокольный пароход «Садко». Это судно, семнадцать лет пролежавшее на дне Кандалакшского залива, было поднято и введено в строй в 1934 г. На «Садко» в неизведанные районы Арктики шла первая советская высокоширотная экспедиция. Ее возглавлял прославленный полярник Г.А.Ушаков, а научным руководителем стал известный полярный ученый Н.Н.Зубов. Цель экспедиции состояла в том, чтобы проникнуть как можно дальше в область полярного моря и обследовать громадные «белые пятна», все еще остававшиеся на картах к северу от Шпицбергена, Земли Франца-Иосифа и в северной части Карского моря. Кроме того, экспедиция на «Садко» должна была своими сводками и прогнозами погоды обеспечить перелет летчика С.А. Леваневского через Северный полюс в Америку. (Последнее обстоятельство, ввиду неудачи этой первой попытки трансконтинентального полета Леваневского, который был вынужден, миновав Землю Франца-Иосифа, возвратиться из-за неисправности в масляной системе самолета, редко упоминается в исторических описаниях похода «Садко» в 1935 г.). Но эта дополнительная задача еще более усложнила напряженную работу радиостанции «Садко» и ее старшего радиста Е.Н. Гиршевича. Евгений Николаевич был назначен на «Садко» по личному ходатайству начальника экспедиции Г.А.Ушакова, который знал его со времен совместного плавания на «Седове» в 1930 г. к Северной Земле. В подчинении у Гиршевича находились еще два радиста: С. Иванов и А. Михайлов.
В этом историческом рейсе, подробно описывать который нет необходимости, «Садко» в свободном плавании достиг рекордной широты 82 градуса 41 минута. За 85 дней нахождения в море судно под командованием капитана Н.М.Николаева прошло 6500 миль, из них 3200 миль - за пределами 80 параллели. Был проделан громадный объем исследований, произведено 107 комплексных океанографических станций.
Но в этом плавании был установлен еще один рекорд - рекорд судового радиообмена. Неся круглосуточную вахту, радисты «Садко» приняли и передали за время рейса 314350 слов радиограмм синоптических сводок, научных сообщений, оперативной радиосвязи и корреспонденций в 23 газеты страны, которые внимательно следили за высокоширотной экспедицией. Это означало, что в сутки радиостанция «Садко» принимала и передавала 4490 слов. Такого в практике судового радиообмена еще не было! В своих воспоминаниях Е.Н. Гиршевич пишет, что и он раньше не сталкивался с таким напряженным режимом работы. Высокую оценку ей дал начальник экспедиции на «Садко» Г.А.Ушаков, заявивший: «Поистине можно сказать, что радиорубка ледокола была сердцем всей оперативной работы экспедиции».
В воспоминаниях Е.Н.Гиршевича есть описания наиболее ярких эпизодов этой экспедиции. Приведем некоторые из них.
В начале рейса, после выполнения разрезов в Гренландском море, «Садко» зашел в Баренцбург на Шпицбергене для бункеровки и пополнения запасов пресной воды.
И здесь, как пишет Е.Н.Гиршевич:
«Жители нашей колонии в Баренцбурге встречали нас тепло, радушно и гостеприимно. Но еще теплее и душевнее провожали они нас для дальнейшего выполнения задания. На митинге преподнесли нам огромный 32-килограммовый торт с художественно выполненным на нем макетом «Садко». Заносили его на борт судна на носилках. Торт был изготовлен прославленным кулинаром Баренцбурга тов. Золотом. Он был испробован всем экипажем судна и экспедиционным научным составом».
Во время экспедиции «Садко» произошла новая встреча Е.Н.Гиршевича со старым знакомым, известным полярным летчиком М.С.Бабушкиным. Они стали друзьями еще в 1926 г. на острове Моржовец, откуда Бабушкин, впервые в истории зверобойного промысла в Белом море, летал на поиск залежей тюленей. На «Садко» М.С.Бабушкин возглавлял авиагруппу, состоявшую из двух небольших самолетов-амфибий. Полеты летчиков во многом способствовали успеху экспедиции. Е.Н. Гиршевич так пишет об этом:
- Вторым пилотом у Михаила Сергеевича стал Геннадий Власов. Самолеты были приспособлены как для взлета с воды, так и с ледяного поля. Летали они поочередно. Бабушкин обычно с Ушаковым и капитаном судна Н.М.Николаевым. Авиаразведка во многом помогала отыскивать более легкий проход во льдах.
Радист Е.Н.Гиршевич снова отмечает привлекательные человеческие черты знаменитого летчика: «Михаил Сергеевич и тут быстро завоевал себе авторитет и большое уважение среди экипажа судна и научного экспедиционного состава как бывалый опытный летчик и как прекрасный человек. У него не было заметно, чтобы в обращении он делил людей на ранги - будь то матрос или кочегар - он всегда разговаривал со свойственной ему легкой улыбкой на лице. В свободное время он очень увлекался играми, особенно при стоянке судна во льдах. Частенько и я сражался с ним на бильярде - он все время старался добиться преимущества надо мной. Не скрою, что я играл неплохо, и соперников у меня на судне было мало».
«Садко» возвратился в Архангельск 28 сентября 1935 г. В результате работы экспедиции был собран исключительно ценный и важный материал, позволивший раскрыть механизм процессов, происходящих в Полярном бассейне.
Е.Н.Гиршевич оказался в родном Архангельске. Но его пребывание на берегу было недолгим. В следующем, 1936, году, ему предстояло новое плавание, вошедшее как в историю освоении Арктики, так и в историю советского Военно-Морского Флота. Это был рейс по трассе Северного морского пути на ледорезе «Литке».
©
Леонид ШМИГЕЛЬСКИЙ© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010.