Принятое в июне 2010 года Российско-американской комиссией по белому медведю решение о возможном разрешении добычи белых медведей на Чукотке охотниками коренных национальностей в случае его применения несет угрозу выживанию белого медведя в Российской Арктике и будет иметь не только экологические, но и серьезные для нашей стороны негативные социальные и политические последствия.
Глобальные изменения климата на планете наиболее сильно затронули Арктику. Из-за таяния арктических морских льдов в последние два десятилетия критически сократились наиболее важные для жизни белого медведя места обитания. В Российском секторе Арктики исчезновение основных ледовых местообитаний белого медведя происходит наиболее сильно. Одновременно с этим с начала 1990-х годов в Российской Арктике и, особенно, на Чукотке резко увеличилось браконьерское истребление белых медведей. С начала 1990-х годов на Чукотке ежегодно убивали до 300 белых медведей. Масштабы отстрелов белого медведя на Чукотке в последние два десятилетия сопоставимы с масштабами охоты на белого медведя в 1960-х годах, когда охота уже приводила этот вид на грань исчезновения. Различие в том, что в современных условиях истребление белых медведей происходит в условиях критического ухудшения их среды обитания.
На этом фоне решение Российско-американской комиссии о выделении квоты на охоту на белых медведей и применение этого решения на российской стороне обеспечит фактическую легализацию браконьерства, создаст новые условия для коррупции в целях коммерческого использования добываемых по квоте и сверх нее белых медведей, создаст этнические противоречия между коренными охотниками и охотниками-резидентами некоренных для Чукотки национальностей.
Это решение будет иметь и политический аспект. До настоящего времени Россия являлась арктической страной, наиболее последовательно осуществлявшей охрану и восстановление популяций белого медведя в своем секторе Арктике. В России полный запрет на любую охоту на белого медведя был введен с 1 января 1957 года, задолго до подписания пятистороннего соглашения 1973 года, и сохраняется до настоящего времени. Ни одна другая арктическая страна не осуществляла охрану и восстановление белого медведя так последовательно и прогрессивно, как Россия. Можно уверенно говорить, что это наша страна обеспечила сохранение и восстановление чукотско-аляскинской популяции белых медведей после ее подрыва охотой в 1950—1960-х годах. До настоящего времени Россия, таким образом, была лидером в сохранении белого медведя. Эта роль была частично утрачена только в 1990-х годах, когда из-за разрушения механизмов контроля соблюдения закона началось массовое браконьерство.
Российско-американское Соглашение о совместном сохранении и управлении чукотско-аляскинской популяцией было подписано в 2000 году и ратифицировано в 2007. Это Соглашение было инициировано американской стороной как инструмент введения на Аляске ограничений на ранее неограниченную охоту аляскинских аборигенов на белых медведей.
Решение об открытии аборигенной охоты на белого медведя на Чукотке лоббируется отдельными заинтересованными группами лиц с обеих сторон Берингова пролива, связанными корпоративными интересами, но не отражает действительного отношения к белому медведю коренных народов Чукотки и их потребностей в традиционном природопользовании.
Сама оценка Комиссией размера квоты не выдерживает никакой критики. За основу расчетов принята абсолютно умозрительная величина в 2000 особей, в то время как наиболее авторитетным органом в данном вопросе (Группа специалистов по белому медведю МСОП) в 2009 году было признано, что размер популяции НЕИЗВЕСТЕН, но очевиден тренд ее сокращения.
Очевидно, что в складывающихся условиях необходимо думать не о легализации части браконьерства (что неизбежно повлечет рост общего пресса нелегальной добычи белого медведя), а о введении дополнительных мер по охране популяции. Более конструктивным представляется вовлечение коренного населения в экологический туризм, научные и природоохранные проекты, чем культивирование среди них нездорового осознания собственной исключительности в вопросах природопользования и, соответственно, в отношении национального законодательства.
Немаловажен экономический аспект рассматриваемой проблемы. Согласно Статье 14 Федерального закона «О животном мире», пользователи животным миром обязаны ЕЖЕГОДНО проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять полученные данные в соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. В этой связи необходимо отметить, что учет численности белого медведя — чрезвычайно трудоемкое и дорогое мероприятие. Ориентировочная оценка одного такого учета порядка 5—8 млн. долларов США. Кроме того, в случае открытия добычи необходимо наладить ее действенный мониторинг и контроль, что тоже потребует немалых средств из бюджета страны. Не сложно подсчитать, что один белый медведь, добываемый для «традиционных нужд» коренного населения, обойдется бюджету страны в сотни тысяч долларов.
Сбор подписей под обращением к Президенту Российской Федерации проводится в помещении музея Арктики и Антарктики по адресу: Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 24а. От имени общественного Движения в защиту белого медведя просим жителей и гостей Санкт-Петербурга поставить свою подпись под обращением в защиту белого медведя!