Александр Андреев » 20 Март 2008 06:09
НА ПОИСКИ САМОЛЕТА ЛЕВАНЕВСКОГО.
НИКАКИЕ ТРУДНОСТИ НЕ ОСТАНОВЯТ НАС.
Правда 24 августа 1937
Мы вылетаем на поиски самолета Леваневского. Воздушная спасательная экспедиция отправляется на тех же машинах, которые побывали на Северном полюсе. В частности, я лечу на самолете «АНТ-6» с опознавательными знаками «Н-170». Как и в экспедиции на Северный полюс, «Н-170» является флагманским самолетом. Это прекрасная машина, обладающая всеми качествами, необходимыми для полета в Арктике.
Нас ожидают на пути огромные трудности, и мы представляем их себе отчетливо. Если советский сектор Арктики мы знаем довольно хорошо, то американский сектор почти неизвестен. Тт. Чкалов и Громов, летавшие над американской Арктикой, накопили для нас кое-какой опыт, который мы используем. Однако этого недостаточно; нам придется всерьез самостоятельно осваивать американскую Арктику.
Экспедиция пойдет по следующему маршруту: Москва — Архангельск, Архангельск — остров Рудольфа. Это в случае благоприятной погоды, если же погода испортится, возможна промежуточная посадка в Амдерме. От острова Рудольфа летим дальше на Северный полюс.
Участок Москва — Архангельск не представляет трудностей и хорошо известен нам. Второй участок — от Архангельска до острова Рудольфа — гораздо труднее. Однако здесь нас буду обслуживать все метеостанции побережья, и мы надеемся преодолеть его с успехом. Разумеется, самым трудным участком является остров Рудольфа— Северный полюс.
Больше всего занимает сейчас вопрос, какая погода нас встретит за полюсом, ибо это решает успех поисков Спасательные работы мы будем вести развернутой колонной, несколькими машинами сразу, чтобы охватить район в несколько десятков километров.
Мы отправляемся в экспедицию на колесах. Это не помешает, однако, садиться на льдины, ибо колеса у самолетов огромные, диаметром в два метра что дает возможность приземляться не только на специальных аэродромах, но и на ледяных полях.
Мы готовы к тому, что придется летать бреющим полетом для того, чтобы полностью обыскать все льдины, которые встретятся нам по пути.
В Арктике подстерегают неожиданности на каждой шагу. Надо быть готовым к тому, что с каждым из кораблей может что-либо произойти: то ли вынужденная посадка из-за плохой погоды, то ли посадка из-за неисправности в. самолете и т. д.
Экипажи всех самолетов обеспечены каждый полугодовым запасом продовольствия. Оно прочно запаковано в резиновые мешки для предохранения от воды, бензиновых паров, масла и проч. Каждый самолет имеет по три радиостанции: мощную всеволновую, запасную (действующую на волне 600 метров) и третью с ручным приводом. Каждая из радиостанций снабжена двойным комплектом питания.
Во время подготовки в Москве мы уделили исключительное внимание радиооборудованию самолетов и можем заявить с полным правом, что самолеты снабжены великолепными радиостанциями.
Я уверен, что эти радиостанции обеспечат нам не только постоянную связь с экипажами других самолетов, но и прямую радиосвязь с Москвой.
Самолеты снаряжены также рядом других необходимых вещей. Так например, мы взяли с собой подогревательные лампы, на которых будем готовить пищу, шелковые палатки. Нарты и лыжи, погруженные на самолеты также пригодятся в случае посадок и во время работы экспедиции.
На моем самолете «Н-170» летят начальник экспедиции М. И. Шевелев, флаг-штурман экспедиции комбриг И. Т Спирин. В полете мы будем связаны друг с другом пневматической почтой и специально устроенными телефонами. На борту моего самолета находится экипаж в составе: радиста С. А. Иванова, известного по экспедициям на «Челюскине» и на Северный полюс, бортмеханика Ф. И. Бассейна, с которым мы неразлучно летаем во все ответственнейшие экспедиции, его помощников, прекрасных работников Петенина и Морозова, также принимавших участие в перелете на полюс.
Необычайно возрастает в этой экспедиции роль флаг-штурмана, обязанности которого выполняет т. Спирин. И Т. Спирину предстоит выполнить сложнейшее дело—провести корабли в совершенно неисследованных широтах американской Арктики. Не имея карт и ориентиров, Спирин должен будет решить труднейшую задачу и направить наши самолеты по маршруту полета Леваневского и к предполагаемому месту посадки самолета «Н-209».
Но мы знаем, какими огромными знаниями обладает товарищ Спирин, который раз уже провел наш воздушный отряд из Москвы на Северный полюс и обратно. Вот почему мы уверены, что он справится со своей задачей.
Спасательная экспедиция учла, что Леваневского придется, быть может, искать в полярных сумерках. Поэтому мы взяли с собой много разнообразных осветительных ракет. Пущенная ракета способна гореть 3—4 минуты, освещая при этом довольно большую территорию.
В Москве у нас было очень мало времени для подготовки экспедиции, но каждый из нас, обладая большим опытом работы в Арктике, сделал все, чтобы подготовка прошла образцово.
Спасательная экспедиция организована по решению правительства, по указаниям товарища Сталина. Мы знаем, что за нашей работой следят партия, правительство, вся страна, которые тревожатся за судьбу экипажа «Н-209». Вот почему нас не остановят никакие трудности и мы сделаем все для того, чтобы выполнить ответственное задание, которое нам поручили правительство и товарищ Сталин
М. ВОДОПЬЯНОВ
Командир звена самолетов
в флагманского самолета «Н-170»
Герой Советского Союза