1931-40: Полярные экспедиции Третьего Рейха

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Полярные экспедиции Третьего Рейха

Сообщение Иван Кукушкин » 29 Октябрь 2009 16:23

slava_zz пишет:наконец- понял
траулер- не транспортное судно
пароход на жаргоне- любое

Причем тут жаргон. Просто если не интересно чего как было - то достаточно вообще сказать: "В войну фашисты высадили в Арктике несколько солдат".
Если интересно - то "парохода" мало, потому как совсем непонятно чего там плавало и как.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11852
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Полярные экспедиции Третьего Рейха

Сообщение slava_zz » 02 Ноябрь 2009 11:00

поиском в сети - самое старое упоминание про Лену и немцев
газета Гудок 2001 , рассказ про 1975
http://www.transsib.ru/Gudok/article-gudok110701.htm
Подводный десант в Якутию
секретная подводная база кригсмарине была обнаружена в дельте Лены


...Рассказывают множество полярных баек, не особо следя за точностью - главное, было бы весело и загадочно....
В тот день в миниатюрной гостинице, кроме нас, остановился экипаж Ми-8. Ребята из Якутского управления гражданской авиации почти постоянно работали с геологами. Командир с первых дней, другие чуть позже облетали весь БАМ, всю Якутию и сопредельные регионы. И у них было что порассказать. Когда очередь дошла до командира - звали его Алексей, а вот фамилию не запомнил и по глупости не записал, - он поведал совершенно потрясающую историю.
- Было это летом семьдесят пятого, летал я тогда, молодой летчик, вторым пилотом. Выполняли мы санзадание - на одном из островов в устье Лены геолог сорвался со скалы, получил сложные переломы....
Николай Домбковский

UPD
в фильме Андрея И вертолетчик говорит:
"в 1975 в Тикси еще не было вертолетов МИ-8"

он путает дальше
-название и автора книги "Секретный фарватер"-
-Летом сорокового года мы в обстановке сугубой секретности провели из Атлантики в Тихий океан отряд немецких военных кораблей. В него входили три крейсера и штук пять вспомогательных судов. (на деле-был один "Комет", но при этом он ссылается на Аккуратова!
то ли для пущей важности. то ли тот на старости стал путать)
-Но за всю историю войны на Севморпути не было ни одной торпедной атаки
Раскова, транспорты, тральщики- бесследные электроторпеды с лодок

Не много ли косяков для одной статьи?

ищем еще писания этого автора-находим про двойника Сталина
http://www.solovki.ca/general_03/lubenski.php
обращаем внимание на примечание редакции в конце- это уже про журналиста- трепача :-)
От Ред.: В 1949 году Соловецкий лагерь особого назначения уже 10 лет как не существовал. Указом Лаврентия Берии от 1939 года СЛОН был упразднен, а его заключенные были перенаправлены в другие концлагеря (в большинстве в Норлаг, г.Норильск).
На этом мы заканчиваем печатать цитаты о "горькой соловецкой судьбе" двойника Иосифа Сталина. Полный текст байки: Николай Домбковский. "Призрак на трибуне мавзолея". Газета "Гудок", Москва. 19.12.2000)



все остальные упоминания про Лену- либо ссылка на Ковалева, либо книгу "Свастика над Антактидой"-
якобы иностранный автор, только его нигде нельзя найти...
Последний раз редактировалось slava_zz 09 Июнь 2010 13:17, всего редактировалось 2 раз(а).
slava_zz
 
Сообщения: 726
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50

Полярные экспедиции Третьего Рейха

Сообщение slava_zz » 02 Ноябрь 2009 11:09

Ковалев:
...в бухту Берулия, севернее Новой земли. Вот посмотрите, кто сейчас карту видит, ходили и там был, ну, можно назвать концлагерь. Естественно, это бериллий добывали наши военнопленные....
http://www.memorial.krsk.ru/Articles/2006Larkov.htm
2. Отдельный лагерный пункт (ОЛП) «Бирули» в составе Норильского ИТЛ (широта 76 град. 10 мин., 1100 км. к северу от Полярного круга). Основной задачей заключённых была разведка месторождения слюды (мусковита), открытого в 1936-1938 гг. геологической экспедицией П.В.Виттенбурга (в начале 1930-х гг. - один из геологов-заключённых в Вайгачлаге). В 1946 г. на месторождении начала работу Бирулинская экспедиция треста «Арктикразведка». В 1948 г. добытая слюда была вывезена пароходом (РГАЭ, ф. 9570, оп. 2, ед. хран. 1716, лл. 163-165). В 1949 г. Бирулинская экспедиция была передана из ГУСМП в МВД, приказ МВД № 009 о создании там ОЛП относится к 3 января 1950 г. («Система …», с. 338-339). По состоянию на 12 сентября 1951 г., начальником ОЛП был Горелкин, командиром взвода охраны – ефрейтор Ананьев; списочный состав заключенных – 63 человека (по материалам музея Норильского горно-металлургического комбината).

если это те же Бирули- там наши работали и никакого бериллия не видели.
в той электротехнике слюда- изолятор была важна -в войну даже Алсибовские борта возили ее с Алдана

а что уж может быть севернее Новой Земли- даже не представляю...
прочел еще раз, по его словам- бухта- в юго-восточной части Карского моря, видимо- ходили туда севернее НЗ..
"кто ясно мыслит- ясно излагает"
Последний раз редактировалось slava_zz 03 Ноябрь 2009 19:34, всего редактировалось 5 раз(а).
slava_zz
 
Сообщения: 726
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50

Полярные экспедиции Третьего Рейха

Сообщение Alexander Belov » 02 Ноябрь 2009 11:33

Коллеги,

Во-первых, "Гудок" всегда отличался сомнительной сенсационностью публикуемых сообщений. В годы катастройки "пара гнедых" - "Гудок" и "Труд" публиковали массу откровенно недостоверных материалов ("метровые крысы в московском метро", "снежный человек в Подмосковье" - таких примеров можно вспомнить массу). Был в свое время опубликован фантастический роман о "сверхсекретной" базе немцев на северном острове. Может, "звон" пришел оттуда?

В рассуждениях о "суперсекретной базе немцев" есть еще одно противоречие.

Почему имея все эти базы, операции кригсмарине в Карском море базировались, тем не менее, на норвежские порты? Где хоть одно свидетельство о ремонте ПЛ, рейдера (а ведь "Шеер" таки получил попадания 152-мм и 76-мм снарядами у Диксона!) или хотя бы дозаправке топливом? Зачем срочно уводить рейдера из Карского моря, где практически нет ударной авиации СССР, если его можно залатать в такой "супер-пупер-базе"? Почему все ПЛ немцев уходили в Норвегию?

Все передвижения ПЛ тщательно документировались. Бортовые журналы ПЛ сейчас доступны. Номера ПЛ, оперировавших в Карском и Баренцевом морях известны или легко устанавливаемы. Если нам нужны материалы - обращаемся в архив, получаем копии и - дело сделано. Факты - на лицо. И не надо изобретать "пропавшие материалы".

Но если фактов нет, то ссылка "пропавшие документы" становится основой доказательств.

И еще вопрос к "журналистам": прикиньте, сколько потребуется рейсов транспортов и танкеров для создания и поддержания такой базы? Сколько потребуется людей для постройки подземного сооружения, способного принять хотя бы одну ПЛ? Это должен быть бассейн длиной около 100 метров! И как такую стройку скрыть?

Для сравнения можно обратиться к "мурзилке" о укрытиях немецких ПЛ во Франции. Это - циклопические сооружения, потребовавшие огромных материальных затрат.

Готов поверить, что упоминавшиеся сооружения реально существуют, но были построены чуть позднее, во второй половине 40-х годов. Построены советскими военными. Как были в конце 40-х - начале 50-х годов построены аэродромы и радиотехнические посты ПВО, прикрывавшие северное направление. При их закрытии даже технику не вывозили, так и оставались брошенными устаревшие поршневые истребители, РЛС метрового диапазона (П-3 к примеру).
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1109
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Полярные экспедиции Третьего Рейха

Сообщение slava_zz » 02 Ноябрь 2009 11:50

я предлагал Ковалева в порку идиотов перенести- но ИМХО так лучше, так как здесь и по делу есть информация
а поскольку у всех конспирологов сплетается правда и ложь- пусть и здесь будет уточнение реальных подробностей с разоблачением вымышленных обстоятельств
разделить все это - ну кто будет по пунктам бред анализировать?

вот Ковалев помянул Гудым (в звуке, на текстовом файле что- то я не нашел его) - где якобы была лаборатория немецкая :-)
это военный городок в Анадыре, построен после войны, ЯБП были, оттого подземка, секретность и слухи
я полез искать- на Чукотских форумах- сначала такая пурга, постепенно все выяснилось
http://forum.chukotken.ru/index.php?showtopic=2025

вот по теме Комета на Эхе:
    В.ДЫМАРСКИЙ: Вот, как некоторые, ветеран-подводник – видите, тоже свое имя не пишет, не раскрывает – пишет, что перед войной немцы заходили в Обскую губу и складировали оружие.
    С.КОВАЛЕВ: Вполне могли.
    В.ДЫМАРСКИЙ: Но перед войной, имеется в виду, до июня 1941-го.
    С.КОВАЛЕВ: Да-да-да. Крейсер «Комет», скорее всего, в это время. Согласен.
-на Комете были наши лоцманы,они же и сообщили об истиннном устройстве судна- наверное, все его передвижения нашим стали известны тут же- ну кто б ему дал лазить там? а тем более подходить к берегу и разгружаться


по снабжению
недавно видел рассуждение: современные горнорудные комапнии в Заполярье- на человека в год надо три тонны груза- еда, топливо, снаряжение.

вроде как у немцев в Киркенесе была только плавмастерская, не было полноценного судоремонта- тоже трудно доставить все это..Это так?
где был ближайший судоремонт?
Последний раз редактировалось slava_zz 02 Ноябрь 2009 13:29, всего редактировалось 1 раз.
slava_zz
 
Сообщения: 726
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50

Полярные экспедиции Третьего Рейха

Сообщение Alexander Belov » 02 Ноябрь 2009 13:21

Ближайший судоремонт для боевых кораблей, если верить справочникам тех лет (Jane's, наши справочники) - это сама Германия (Вильгельмсхафен, Киль, Гамбург, Бремен и порты Балтики). Все, от миноносца (torpedoboote) и крупнее шло чиниться в Германию. В Норвегии не было возможности проводить ремонт механизмов, только ремонты подвижными базами.

Могу ошибаться, но сообщений о ремонтах в оккупированных портах не встречал.

Кстати, после атаки "Тирпица" английскими сверхмалыми ПЛ, его латали спомощью кессонов, доков таких размеров в Норвегии не было.

Вред таких конспирологов именно в смешении правды и откровенной лжи.

P.S. Отправил постинг с третьего захода на сайт... :(
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1109
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Полярные экспедиции Третьего Рейха

Сообщение slava_zz » 02 Ноябрь 2009 13:27

дык- люди в сказки верят охотнее, и сердятся, ежели начинаешь уточнять :oops:
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-27125/
смотреть комменты
slava_zz
 
Сообщения: 726
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50

Полярные экспедиции Третьего Рейха

Сообщение Alexander Belov » 02 Ноябрь 2009 14:00

Н-да-а-а-а... Почитал... :shoked:

Credo quido absurdum - Верю, потому что это - абсурд!

Дискутировать с такой публикой, ИМХО, бесполезно...
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1109
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Полярные экспедиции Третьего Рейха

Сообщение slava_zz » 02 Ноябрь 2009 14:03

вт еще один капраз-ветеран-журналист про базы на севере. Чтоб не раздувать пост- там все как у Ковалева. Кто кого повторяет- бог весть. Но у нас уже два капраза пишут про полярные секреты рейха! моряки СФ! они лучче знают!
http://www.archive.vpk-news.ru/print.as ... history_01
Вадим КУЛИНЧЕНКО, капитан 1-го ранга, ветеран-подводник
ТЕНЬ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА НАД АРКТИКОЙ (НЕМЦЫ ЗНАЛИ ОБСТАНОВКУ НА СЕВЕРНОМ МОРСКОМ ПУТИ ЛУЧШЕ РУССКИХ)

а вот на писания оного журналиста пишет другой моряк- ветеран.
Тут речь не о северных базах, а о гораздо более известных событиях (человек служил на той же лодке и участвовал в тех же событиях)
- и о разнице в их изложении, о Кулинченко как источнике
http://duel.ru/199941/?41_6_1
ОШИБКА ЭКИПАЖА
В очередной раз "Дуэль" (N21) предоставляет место для публикации "штатному" "специалисту-маринисту", капитану 1 ранга в отставке, лауреату всероссийского конкурса журналистов, ветерану-подводнику... и прочее Вадиму Кулинченко. Не знаю, чего или кого в нем больше, журналиста или подводника, но в любой ипостаси то, что он пишет, мягко говоря, вызывает удивление. Процитирую Кулинченко: "Мало кто знает о гибели "К-219", стратегического атомного подводного ракетоносца, лежащего на дне Саргассова моря. Не распространяются об этом и падкие на сенсации американцы, причастность которых к гибели этого корабля небезосновательна. Меня до сих пор мучает вопрос, не спланированной ли ВМС США была та авария нашей лодки "К-219"? Ведь трагедия по времени совпала со встречей Рейгана с Горбачевым в Рейкьявике и не хотел ли Рейган дать понять генсеку, чтобы он вел себя не очень задиристо? К тому времени американцы уже научились прятать концы в воду от таких акций как столкновение под водой "К-131" в Баренцевом море в 1967 г. с английской подлодкой".
Честно говоря, более бредового предположения, чем об умышленном таране нашей "К-219" американской подводной лодкой, трудно и придумать.
Представьте, в западной прессе появилась статья специалиста-летчика, который на полном серьезе утверждает, чтобы устранить конкурирующие с нашими самолетами "Боинги", Российские спецслужбы организовали в воздухе несколько столкновений "Боингов" с нашими ТУ-134 или ТУ-154. Не нужно быть специалистом в авиации, вообще нет необходимости быть каким-то специалистом, чтобы понять, что у автора или авторов такого заявления поехала крыша. Ведь даже столкновения самолетов с птицами часто заканчиваются трагически. А столкновение двух самолетов практически стопроцентно заканчивается их гибелью. (Вспомните трагедию футбольной команды "Пахтакор").
Конечно, спланировать (хотя бы в воспаленном мозгу) столкновение двух самолетов еще можно (самолеты видны на локаторах, даже "Стелс" летают строго по определенным коридорам, их можно засечь со спутников и т.д.). Но вот как спланировать столкновение двух подводных лодок наверное знает только Кулинченко.
Несмотря на бурное развитие электроники, особенно в военной области, подводные лодки (ПЛ), в том числе и атомные (АПЛ) с ядерной энергетической установкой, практически невидимы для противника. Теоретически, конечно, ПЛ обнаружить можно (радиоакустические буи, засекающие шумы и передающие их на корабль или вертолет авианосного соединения, акустические станции, работающие в активном режиме, приборы, реагирующие на радиоактивный след, слежение со спутников и т.д.), но практически ПЛ неуловимы.
Поскольку я, как и "капраз" (капитан 1 ранга) Кулинченко, имею некоторое отношение к флоту, в частности подводному, в том числе и атомному, приведу один пример.
В 1967 г. наша лодка (АПЛ) была направлена на боевое дежурство в район Средиземного моря. Это была первая советская атомная подводная лодка, посланная в район Средиземного моря на боевое дежурство. Цель - "отследить" американские субмарины 6-го флота США, определить маршруты и зоны патрулирования, места базирования, районы учебных стрельб и т.д. До этого район патрулировали корабли и дизельные подводные лодки средиземноморской эскадры, базирующиеся в Египте (Александрия) и Алжире.
Не знаю, какую цель преследовало командование ВМФ, а если быть точным, советское правительство, посылая в глубоководную "лужу" атомную подлодку, ведь в отличие от дизельных, атомные подводные лодки не ложатся на грунт, их практически невозможно удерживать на глубине в неподвижном положении. У них другие задачи, им нужны просторы. Запас хода на АПЛ не ограничен, пресная вода "варится" из морской, на некоторых ПЛ были электролизные установки, добывающие кислород из морской воды. Поэтому продолжительность пребывания под водой зависела от запаса продуктов и регенерации ("наперекись натрия" - вещество, активно поглощающее углекислый газ и выделяющий кислород).
Рискну предположить, что в преддверии очередного арабо-израильского конфликта необходимо было срочно усилить средиземноморскую эскадру. Авианесущих крейсеров у нас тогда еще не было. ("Москва", "Ленинград" появились позднее, да и не были они в полном смысле "авианесущими").
Очевидно, имелась вероятность поддержки нашими кораблями Египетских ВМС и вступление в конфликт (на стороне Израиля) кораблей 6-го флота США. Дело в том, что наша атомная ПЛ так называемого 675 проекта была оснащена четырьмя спаренными поднимающимися контейнерами (за что получила прозвище "раскладушка"), в которых находились 8 крылатых ракет, оснащенных системой самонаведения или наведения с помощью высотного самолета. Лодки этого проекта задумывались специально как охотники за авианосцами, поэтому наша ПЛ должна была стать "кулаком" средиземноморской группировки...
... Из базы вышли на дизелях, которые на лодках подобного типа выполняют вспомогательную роль, служат в основном для небольших переходов и швартовки, а иногда и для запуска СЭУ. Энергетическую установку, а попросту атомный реактор левого борта, начали запускать, еще не отходя от пирса. Процедура запуска долгая, занимает не один час, энергии требует десятки киловатт. В начале запуска "качаем" электроэнергию с берега - (8 толстенных кабелей), затем переходим на питание от дизель-генератора, что дает нам возможность двигаться самостоятельно, крутить винты гребными электродвигателями (ГЭДами). Пока выходили "на просторы волны", т.е. в открытое море, реактор "вышел" на минимальную мощность, что дало возможность турбинистам запустить турбину и раскрутить турбогенератор.
Теперь можно "глушить" дизели и погружаться на глубину. Из "центрального" постоянно поступают команды: "погружаемся на глубину 30 м, осмотреться в отсеках", "глубина 30 (50, 100, 120 и т.д.) м, осмотреться в отсеках".
Погрузившись в Баренцевом море на глубину за сотню метров и ориентируясь только по "гирокомпасу", начинаем "круиз" вокруг Европы. Это наш первый "дальний поход" и первое серьезное испытание для молодого экипажа. Вся надежда на штурманскую службу, ведь движение под водой - это ходьба по лесу темной ночью с завязанными глазами. Справились штурманы неплохо.
Меньше чем за неделю обогнули Европу и вышли в район Гибралтара. Ночью на несколько минут всплываем на перископную глубину. Цель - определиться по звездам, уточнить свои координаты. По несколько хвастливым заявлениям "штурманят" вышли точно к Гибралтарскому проливу. Снова погружаемся на глубину и, поймав подходящий момент, проходим Гибралтарский пролив. Подходящий момент - это какая-то "транспортная" посудина, которая шумом своих винтов маскирует шумы наших винтов. Пристроившись под ней, проходим мимо английской военной базы.
Далее сплошные "боевые тревоги" - то мели, то старые, со времен Второй мировой, немецкие минные поля. Наконец выходим в район боевого дежурства. Одна из задач, как я уже упоминал, определить "маршруты" подводных лодок США.
Утром очередная боевая тревога. О том, что это утро, а не вечер определяем в основном по шикарному завтраку (сыр, масло, копченая колбаса, яйца, красная игра, сок, кофе). По корабельной трансляции объявили: "начинаем совместные учения со средиземноморской эскадрой". Суть учений - своеобразная игра в кошки-мышки. Эскадре "выдают" квадрат, где находится наша АПЛ. Она должна нас обнаружить, атаковать и условно уничтожить. Наша задача - не дать себя обнаружить, маневрами выйти из-под "опеки" эскадры.
За все время учений (около 12 часов) эскадре так и не удалось нас не то, что "накрыть", но даже и обнаружить, за что командующий Черноморским Флотом объявил экипажу благодарность.
Еще несколько дней маневров - и вот, наконец, акустики засекают настоящую цель. По шуму винтов определяют, что это атомная подводная лодка Usa navy
Возвращаясь к нашей цели, скажу, что более суток мы следовали за американской ПЛ, нанося на карту маршрут следования, а затем цель внезапно исчезла. Либо засекли шумы наших винтов и несколькими маневрами "оторвались" от нас, либо, к чему склонялись акустики, просто изменили глубину погружения, и этого оказалось достаточно, чтобы стать "неслышимыми".
В морях и океанах часто имеют место слои воды с различной плотностью, и на границах таких слоев звук может отразиться или исчезнуть совсем.
Приведенные мною два конкретных примера показывают, что процесс обнаружения ПЛ противника зачастую случаен и подобен ловле черной кошки в абсолютно темной комнате, застланной пушистым ковром. Но даже такое сравнение еще не дает конкретного представления о сложности "поимки" ПЛ. Кошки по крайней мере не бегают по потолку, а подводные лодки могут менять глубину погружения на сотни метров. Кроме того, представьте, что комнат (районов боевого дежурства) несколько и размером они, по сравнению с кошкой, с два футбольных поля. Поэтому выйти на ПЛ можно только, если знать примерный район боевого дежурства и засечь цель или же знать точное время и координаты прохождения. В подтверждение своих слов процитирую Г.Г. Дрожжина ("Дуэль", N29, 1999 г.), судя по содержанию статьи, действительно специалиста-подводника: "... даже дизельные подводные лодки, а также атомные первого поколения, несвободные от многих существенных недостатков, зачастую не только успешно преодолевали все противолодочные рубежи наших противников, как в Атлантике, так и в Тихом океане, но только одним своим присутствием вблизи районов конфликтов играли существенную сдерживающую агрессоров роль. Блестящим примером, подтверждающим вышесказанное, является несение боевой службы в Средиземном море во время арабо-израильского конфликта в 1973 г. нашей ракетной атомной подводной лодкой (подводная лодка 1-го поколения, 8 крылатых ракет надводного старта с дальностью 500 км). Даже эта "шумящая корова", как ее называли сами подводники из-за значительной шумности, скрытно несла боевую службу в районе, буквально кишащем американскими кораблями. При этом не только плавала в готовности нанести ракетно-ядерный удар по Израилю, но и, вынужденная часто подвсплывать на перископную глубину для принятия команд из Москвы и передачи информации по обстановке на командный пункт с помощью системы сверхбыстродействующей связи (СБД), ни разу за все достаточно длительное время не была обнаружена противником. В какофонии гидроакустических шумов, в хаосе радиоизлучений разного рода радиолокационных и связных станций, средств радиоэлектронной борьбы и т.п. никто ее не обнаружил. А если бы даже кто-то "засек" шумы ее винтов или радиосистемы, классифицировать и тем более определить координаты источника излучений не смог бы; повторяю: речь идет об атомной подводной лодке 1-го поколения".
Как видно из вышеприведенной цитаты, абсолютно абсурдно утверждение ветерана-подводника журналиста Кулинченко об умышленном столкновении (таране) американской ПЛ "Августа" с нашей ПЛ "К-219". Специально выйти на конкретную АПЛ практически невозможно.
Скорее всего (если было именно столкновение) американцы, как и в нашем случае, засекли "К-219" (по шумам) случайно и так же, как и мы, следовали за ней, нанося на карту маршрут следования
Возможно, при изменении курса "К-219" (т.е. когда, меняя курс, лодка делала поворот) характер шума винтов изменился и командир "Августы" прибавил ход, посчитав, что дистанция увеличивается, а может быть неверно определил расстояние. Есть вероятность, хотя и мизерная, что курсы субмарин пересеклись случайно. Как бы то ни было, такие столкновения никогда не бывают умышленными, т.к. в силу особенности конструкции любое столкновение, как и столкновение двух самолетов, одинаково опасно для обеих сторон.
Если упрощенно, конструкцию (модель) подводной лодки, можно представить в виде герметичного толстенного цилиндра, внутри которого находятся приборы и механизмы. Если бросить такой цилиндр в воду, он камнем пойдет на дно. Чтобы цилиндр не тонул, привяжем к нему десятка два вертикально стоящих вверх донышками, пустых жестяных банок из-под пива или пепси-колы. Пока в банках будет сохраняться воздух, цилиндр будет находиться на плаву. Для того, чтобы погрузить его под воду, в донышках банок необходимо проделать отверстия и выпустить воздух. Чтобы наш цилиндр всплыл, отверстия в донышках нужно закрыть (залепить) и через горловины банок подать в них воздух. Как только воздух вытеснит воду, наша лодка-цилиндр всплывет. По такому принципу сконструированы все подводные лодки.
В действительности диаметр прочного корпуса (цилиндра) достигает величины 3-4-х этажного дома. Его длина превышает длину футбольного поля. Жестяные банки выполняются в виде сплошного обтекаемого легкого корпуса, разделенного перегородками на цистерны погружения, вентиляционные отверстия которых закрываются и открываются управляемыми клапанами. Воздух в цистерны подается из баллонов, расположенных внутри прочного корпуса.
При столкновении двух исполинов, а масса подводных лодок колеблется от 5 до 16 тыс. т, легкий корпус рвется, как бумага. Даже если уцелел, не дал трещину прочный корпус, подобная авария зачастую грозит гибелью обеим субмаринам. Кроме того, удар носовой частью (а судя по статьям, американская подводная лодка произвела удар носовой частью, в район ракетных шахт, т.е. в борт "К-219"), может привести к поломке гидроакустической станции, выходу из строя носовых рулей, разгерметизации прочного корпуса в районе торпедных аппаратов и т.д.
Такая авария делает лодку слепой, лишает маневренности, а трещины в прочном корпусе могут привести к течи, пожару и гибели корабля. Поэтому предположение, что Рейган накануне встречи с Горбачевым в Рейкьявике дал команду протаранить нашу "К-219", не то, что абсурдно - это даже не бред сивой кобылы, а скоре из серии ОБС - одна баба сказала.
Поэтому непрофессионал Е. Киселев, к сожалению, оказался гораздо профессиональней "профессионала" В. Кулинченко, когда говорил об аналогичной аварии на "К-219". ("Дуэль", N21 май, 1999 г.): "... Не исключено, столкновение произошло в результате поворота нашей подводной лодки на новый курс, маршрута, своевременно не замеченного командиром "Суордфиш", когда наша лодка подставила борт. Американская ПЛА непреднамеренно ударила верхней частью своей рубки в днищевую часть центрального поста "К-219". Подводная лодка с затопленным центральным отсеком пошла на дно".
Не менее бредово предположение "ветерана-подводника" "в период разрядки... отказаться от опасной практики (слежения)..." и далее: "Этика отношений в море между участниками совместных плаваний... не мешать друг другу" ("Дуэль", N40, 1998 г., "Дуэль", N21, 1999 г.)
"Ребята, давайте жить дружно! Период разрядки. Поделим районы патрулирования. Согласуем маршруты и время, чтобы не столкнуться ненароком. Обменяемся, на брудершафт, шифрами и кодами".
Помнится один "Вадим", уже воплотил подобное в жизнь. В "период разрядки" выдал схему размещения подслушивающих устройств в американском посольстве. То же, видно, хотел отказаться от опасной практики слежения, исходя из "этики отношений".
Современные подводные лодки воплотили в себе самые передовые, самые сверхсекретные достижения. Здесь достижения в акустике и радиосвязи, атомной физике и технике, ракетостроении и авиации. Но, несмотря на собранные вместе секреты, самыми секретными являются маршруты патрулирования ПЛ. Один залп такой передвижной ракетной базы может уничтожить Великобританию. Зная не то что маршрут, а хотя бы примерный район патрулирования, имеет смысл во время боевых действий "накрыть" этот район сотнями, тысячами глубинных бомб. Как говорится, овчинка выделки стоит. И если такой удар будет нанесен, то нанесен внезапно, без предупреждения. Поэтому ни о какой договоренности в "период разрядки" (неужели есть еще дураки, верящие в такой "период") не может быть и речи. Не для того создавались подводные стратегические ракетоносцы, чтобы выходить строго по расписанию и ходить строго по маршрутам, как трамваи из депо, а для нанесения внезапного мощного удара.
Поэтому процесс "слежения", т.е. противодействия, так же естественен, как и процесс боевого патрулирования, иначе сооружение АПЛ теряет смысл.
Наконец, еще об одной "версии" В. Кулинченко. В "Дуэли", N21 за 1999 г. он пишет: "Автор этого материала испытал "удовольствие" подводного столкновения в Баренцевом море на глубине 80 м еще в ноябре 1967 г. Об этом я начал писать в 1989 г. После моего рассказа "Столкновение под водой" в различных газетах и журналах об этой теме заговорили открыто, до этого она была закрыта не только у нас, но и на Западе. Материалы на тему слежения и столкновения под водой я отсылал и в США, но, естественно, никаких ответов не получил..."
"Не буду повторять свой рассказ о столкновении атомной подводной лодки СФ "К-131" с английской дизельной подлодкой в ноябре 1967 г. Скажу только - я был тогда на ней помощником командира, столкновение произошло в полигонах боевой подготовки в Баренцевом море при изменении "К-131" глубины погружения с 80 м на 69 и уменьшении скорости хода с 17 до 12 узлов. Это очень важный момент для понимания всего процесса "случайных" столкновений, так как под водой отсутствует один очень важный фактор наблюдения за целью - визуальный или зрительный. Тогда, как говорят, мы отделались "легким испугом", без жертв, но повреждения были серьезные с обеих сторон. Англичане тогда, да и позже, об этом случае не спешат распространяться".
К сожалению, я не читал рассказ Кулинченко "Столкновение под водой" и не отсылал материалы в США, но, насколько мне известно, "К-131" в ноябре 1967 г. ни с какой подводной лодкой не сталкивалась.
В ноябре 1967 г. "К-131" вышла в район Баренцева моря на учения, или, как тогда говорили, "для сдачи задач". Вместе с экипажем шел обеспечивающий из штаба дивизии. При погружении на глубину 30 м из-за ошибки экипажа лодка провалилась на глубину 120 м и зацепила днищем грунт.
Учения были прекращены и обеспечивающий немедленно вернул "К-131" на базу для разборки причин возникновения аварийной ситуации.
Расследование подтвердило, что ситуация возникла из-за грубой ошибки экипажа. Дело в том, что даже с целиком заполненными балластными цистернами подводная лодка погружается довольно медленно, особенно из надводного положения. Поэтому при срочном погружении часть воды запускают внутрь прочного корпуса, в так называемую "цистерну быстрого погружения" (ЦБП). Лодка, приобретя отрицательную плавучесть, камнем идет на дно. На глубине 30 м ЦБП положено продуть, при этом ПЛ приобретает уже небольшую положительную плавучесть и на глубине удерживается горизонтальными рулями за счет хода.
В данной ситуации с заполненной водой цистерной быстрого погружения ПЛ проскочила глубину 30 м и продолжала падать. Увидев это, центральный пост (ЦП) дал команду увеличить скорость и попытаться выправить ситуацию с помощью рулей, но, к несчастью, погружение происходило при работе гребных электродвигателей, а их скорость ограничена 120 оборотами в минуту, чего для такой махины явно не хватило.
(После учений и анализа причин "контакта" с грунтом были приняты рекомендации: погружения производить при работе линии вала от турбины - 550 об/мин). При разборе выяснилась еще одна любопытная деталь: глубиномеры показали глубину 120 м, а по карте глубина была всего 110 м, т.е. "К-131" по идее должна была не коснуться, а со всего маху врезаться в грунт. Естественно, штабом были приняты строгие меры, виноватым в таких случаях признается командир корабля.
Любимец команды командир корабля "капраз" (капитан I ранга) Шиховцов за несколько дней осунулся и постарел лет на 10.
Моряки, выполняющие команды "центрального", говорили, что командовал тогда погружением помощник командира (сразу оговорюсь, что не уверен в достоверности этой версии). Это был на тот момент молодой (27 лет) розовощекий, с маленькой, слегка напоминающей птичью, головой капитан III ранга, получивший от моряков прозвище "еб...й в рот". (Чтобы казаться старше и солидней, он через каждые 2-3 слова петушиным фальцетом вставлял эту фразу, что очень потешало экипаж.)
Почему же у В. Кулинченко чуть ли не официально проходит версия о столкновении "К-131" не с грунтом, а с иностранной ПЛ? Рискну предположить, что в штабе дивизии или Северного флота решили таким образом скрыть от высшего руководства аварийную ситуацию. В те времена между флотами шло соревнование, и подобная ситуация резко ухудшала показатели...
... Наверное у читателя данной статьи может возникнуть вопрос, почему я так самоуверенно опровергаю специалиста-подводника В. Кулинченко. Дело в том, что, как и Кулинченко, я имею отношение к подводному флоту, в том числе и атомному (служил с 1964 по 1968 г. на Северном флоте в городах Северодвинске и Североморске). Кроме того, по странному совпадению подводная лодка, на которой я служил, как и упоминавшаяся В. Кулинченко, имела индекс... "К-131". И по не менее странному совпадению фамилия помощника командира была... Кулинченко и звали его Вадим.
Валерий МУСТЯЦ, Луганск
P.S. Несмотря на некоторые резкие выражения в стиле "Дуэли", я абсолютно ничего не имею лично против капитана I ранга Кулинченко. Он был сравнительно неплохим специалистом, экипаж, хотя и посмеивался над ним, относился к нему в общем неплохо. Но если ты уж вышел на страницы газеты не как журналист, а как специалист, то, извини, истина дороже.
Последний раз редактировалось slava_zz 15 Ноябрь 2009 14:11, всего редактировалось 5 раз(а).
slava_zz
 
Сообщения: 726
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50

Полярные экспедиции Третьего Рейха

Сообщение slava_zz » 15 Ноябрь 2009 14:00

http://www.polarpost.ru/video/zona_sudby.avi
Фильм Андрея И. про поиски в устье Лены
1. Быковская протока- мелководна, до 2,5м, к острову Столб с моря морским судам не пройти
2. Вертолетов МИ-8 в 1975 в Тикси еще не было
3. в фильме он стоит на берегу залива Неелова. Видно- мутная вода на мелководье
4. его рассуждения о том, что моряк зайти не мог, но могли со склада возить припасы на малом судне, на большое, которое стояло где-то в море-
ИМХО неверны. ПЛ не возьмет на борт приличный баркас, а большому кораблю такой баркас будет возить по чайной ложке.
4. Говорил с речником-штурманом, работавшим в низовьях Лены в 1957-1960. В 40-50 годы населенность побережья была плотнее. От Тит-Ары вниз по Лене и по Быковской протоке , вплоть до поселка Быковского, где был рыбозавод- рыбаки стояли на всех удобных местах. Так как моторов не было, а на веслах проверять сети- далеко не поездишь.
Он же с ходу :-) сказал , что глубины в Быковской 2,5 метра, фарватер сложный- и что в сибирские реки морские могут заходить только по Енисею до Игарки.

5. Такая же плотность отдельных землянок и яранг была на побережье Чукотки до укрупнения колхозов в 60е, это видно на старых картах.
На Таймыре- в эпизодах с обнаружением лодок и самолетов- тоже упоминаются рыбаки, то есть они и в войну стояли. Оно и понятно- еда нужна.
На Колыме ниже Зырянки был лагпункт Ожогино- работа- только рыбалка
6. Следовательно- место, где база была бы не обнаружена сразу же - только в полностью (тогда) ненаселенных местах.
Кроме Северной земли и ЗФИ- такие на ум не приходят, на НЗ до полигона и выселения- тоже были промысловики.
slava_zz
 
Сообщения: 726
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50

Полярные экспедиции Третьего Рейха

Сообщение Alexander Belov » 18 Декабрь 2009 23:13

Загадочное фото:

Изображение

Где немецкие подводники высаживались на берег в такой спокойной обстановке? Фотография опубликована в разделе "Операция Вундерланд", т.е. датирована 1942 годом. Другой информации на страница источника фото нет:

http://www.wlb-stuttgart.de/seekrieg/43 ... rland2.htm
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1109
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Полярные экспедиции Третьего Рейха

Сообщение Александр Андреев » 18 Декабрь 2009 23:20

Это может и не полярная станция, а просто охотничья зимовка или фактория на Новой Земле. Смущает несколько антенна...
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3100
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Полярные экспедиции Третьего Рейха

Сообщение slava_zz » 18 Декабрь 2009 23:29

для серьезной рации слабенькая, для приемника хватит,
а вот были ли в те времена батарейные бытовые приемники?
послевоенный - из известных мне, самый старый -
" Родина" на сухих батареях- валялся по всем северам, а до войны?

а это достоверно НЗ? не какая нибудь Норвегия?
slava_zz
 
Сообщения: 726
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50

Полярные экспедиции Третьего Рейха

Сообщение Александр Андреев » 19 Декабрь 2009 00:01

slava_zz пишет:не какая нибудь Норвегия?


Кстати, вполне вероятно.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3100
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Полярные экспедиции Третьего Рейха

Сообщение Иван Кукушкин » 19 Декабрь 2009 02:14

Александр Андреев пишет:Это может и не полярная станция, а просто охотничья зимовка или фактория на Новой Земле. Смущает несколько антенна...

Наверное, могли и свою воткнуть? ( viewtopic.php?p=16011#p16011 )
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11852
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Пред.След.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения