"Северный Полюс - 19"

Тема: Дрейфующие станции. Ледовые, судовые, сезонные и долговременные.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

"Северный Полюс - 19"

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Январь 2009 18:10

http://www.aari.nw.ru/resources/d0014/np/#np-19
Дрейфующая станция "Северный полюс-19"


Дрейфующая станция "Северный полюс-19" (первая смена)
 89.jpg
Начальник Чилингаров А.Н.

Принята смена: 7 ноября 1969 г. 74°34' с.ш.; 161°48' в.д.
окончена смена: 25 октября 1970 г. 77°55' с.ш.; 151°35' в.д.
Станция продолжала работу до весны 1973 г.

Личный состав:

    Чилингаров А.Н.- начальник
    Воробьев А.Н.- аэролог
    Волдаев В.Н.- аэролог
    Сафронов В.А.- аэролог
    Ремез Б.М.- локаторщик
    Евсеев М.П.- метеоролог-актинометрист
    Прозоров В.Н.- метеоролог-актинометрист
    Саруханян Э.И.- океанолог
    Углев В.Д.- океанолог
    Селезнев П.В.- гидрохимик
    Сериков М.И.- ледоисследователь
    Смелков О.Н.- ледоисследователь
    Струин Ю.А.- ионосферист
    Иванов Ю.Н.- радиоинженер
    Молочников Ю.А.- радиоинженер
    Васильев Л.В.- заврадио
    Кривошеин В.К.- радиотехник
    Быков А.Ф.- механик
    Судаков М.Е.- механик
    Горбунов Г.А.- врач
    Дондуков В.Н.- повар
Жилые и подсобные помещения:
домики(15).

Транспорт:
трактор Т-38 с бульдозерным устройством.

Общие сведения:
Продолжительность дрейфа 336 суток.
Дрейф в генеральном направлении со скоростью 1'29 км/сут 453 км; суммарный дрейф со скоростью 6,3 км/сут 2223 км.
Размер льдины в начале смены 13 600х7400 м' толщина льда 3500 см. В январе льдина села на мель (к юговостоку от ов-ов ДеЛонга) и раскололась. Станция оказалась на осколке айсберга, размеры которого 1500х1000 м. В марте лагерь перенесли на оставшуюся часть острова размером 12 000х6000 м.
Завезено 342 т груза.
Принято 283 самолета (ЛИ-2, АН-2, ИЛ-14, вертолет МИ-4).
Всего на льдине побывал 80 человек.



Дрейфующая станция "Северный полюс-19" (вторая смена)
 NP19_2st.jpg
Начальник Еремин Н.Н.

Принята смена: 5 октября 1970 г. 77°55' с.ш.; 151°35' в.д.,
окончена смена: 11 апреля 1972 г. 88°52' с.ш.; 148°24' в.д.
Станция продолжала работу до весны 1973 г.

Личный состав:

    Еремин Н.Н.- начальник
    Агафонов В.В.- аэролог
    Ипполитов В.С.- аэролог
    Пигузов В.М.- локаторщик
    Макурин Н.В.- аэролог
    Улитенок И.Ф.- локаторщик
    Заяц Ф.П.- метеоролог-актинометрист
    Иванов О.П.- метеоролог-актинометрист
    Дубко О.Д.- гидролог
    Селезнев П.В.- гидрохимик
    Заводчиков В.А.- гидролог
    Чугуй И.В.- гидрохимик
    Легеньков А.П.- океанолог
    Струин Ю.А.- ионосферист
    Иванов Ю.Н.- радиоинженер
    Молочников Ю.Н.- радиоинженер
    Мальцев А.Я.- ионосферист
    Матвеев Ф.Ф.- радиоинженер
    Кацнельсон Ю.А.- радиоинженер
    Иванов Ю. Г.- ионосферист
    Смагин В.М.- радиохимик
    Трипольников В.П.- радиофизик
    Пронин И.И.- радиофизик
    Куликов С.И.- заврадио
    Маркович В.Г.- радиотехник
    Забарсакин В.А.- врач
    Пономарев В.Н.- врач
    Иванов А.А.- механик
    Голубев П.А.- механик
    Баулин А.А.- повар

    Группа Зотикова И.А.- 4 человека.
    Группа Томары Г.А.- 2 человека.

Жилые и подсобные помещения:
домики (15).

Транспорт:
трактор Т-38 с бульдозерным устройством.

Общие сведения:
Продолжительность дрейфа в течение 531 сутки.
Дрейф в генеральном направлении со скоростью 2'3 км/сут 1200 км; суммарный дрейф со скоростью 6,3 км/сут 3270 км.
Размер льдины 12 000х6000 м.
Завезено 235 т груза.
Принято 288 самолетов (ИЛ-14, ЛИ-2, АН-2, вертолет МИ-8).
163 амбулаторных посещений врача.
Всего на льдине побывало 216 человек.



Дрейфующая станция "Северный полюс-19" (третья смена)
Начальник Константинов Ю.Б.

Начало смены: 11 апреля 1972 г. 88°52' с.ш.; 148°24' в.д.,
станция закрыта: 14 апреля 1973 г. 83°09' с.ш.; 15°17' з.д.

Личный состав:

    Константинов Ю.Б.- начальник
    Иванов Ю.Г.- ионосферист
    Корнеев Ю.В.- ионосферист
    Кочеров С.И.- ионосферист
    Николаев М.И.- аэролог
    Белоусов Б.Г.- магнитолог
    Борзенко Б.М.- аэролог
    Чичигин В.Т.- аэролог
    Губкин В.Н.- аэролог
    Антонов В.С.- гидролог-астроном
    Павлов Г.Л.- гидрохимик
    Серебряков Н.М.- метеоролог
    Стоялов А.Н.- радист-метеоролог
    Флоридов Г.В.- заврадио
    Быков А.Ф.- механик
    Боровский Н.С.- механик
    Баргман Л.С.- врач
    Евграфов Е.М.- повар
Жилые и подсобные помещения:
домики(15).

Транспорт:
трактор Т-38 с бульдозерным устройством.

Общие сведения:
Продолжительность дрейфа в течение 368 суток.
Дрейф в генеральном направлении со скоростью 2'15 км/сут 890 км; суммарный дрейф со скоростью 6,3 км/сут 3214 км.
Размер льдины 12 000х6000 м, толщина льда 3500 см.
Завезена 161 т груза.
Принято 134 самолета (АН-24, ИЛ-14, ЛИ-2).
123 амбулаторных посещения врача.
Всего на льдине побывало 73 человек.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11848
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: "Северный Полюс - 19"

Сообщение Иван Кукушкин » 01 Сентябрь 2009 17:01

 275673212.jpeg
Вечеркина Л., Антарктида Чилингарова // Журнал "Марка" 1/2003 http://www.marka-art.ru/magazines/Stamp ... ?id=424254

- А что за история была на "СП-19" с пропавшими ящиками конвертов?

- Это произошло в ночь с 4 на 5 января 1970 года. Льдина, на которой базировалась наша комсомольско-молодежная станция "СП-19", села на мель, раскололась, и часть обломков перевернулась. Именно под палаткой с почтовым хозяйством прошла линия разлома. Все оборудование этой палатки и почти весь тираж специальных конвертов "СП-19" с комсомольским значком оказались под водой. Но через четыре года обломок льдины достиг Гренландии и, по свидетельству очевидцев, среди оборудования "СП-19" был найден и один ящик с конвертами.

За два месяца работы станции до вышеописанных событий было погашено и отправлено не более 50 таких конвертов. Так что, по признанию полярных коллекционеров, конверты, погашенные и отправленные со станции "Северный полюс-19" до 4 января 1970 года, стали филателистической редкостью, мечтой каждого коллекционера.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11848
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: "Северный Полюс - 19"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 01 Сентябрь 2009 20:03

Антарктида Чилингарова
Людмила Вечеркина
01_06.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: "Северный Полюс - 19"

Сообщение Иван Кукушкин » 01 Сентябрь 2009 20:27

О, спасибо, добавил.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11848
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: "Северный Полюс - 19"

Сообщение Иван Кукушкин » 01 Сентябрь 2009 20:31

Сашенков Е.П., Полярная почта, Москва; "Связь", 1975 http://www.philately.h14.ru/Pol/9.html

«Северный» полюс-19»

Станция начала работать 7 ноября 1969 г. в 1000 км от Большой Земли, к северо-востоку от архипелага Де-Лонга. Состав ее был скомплектован из молодых сотрудников ААНИИ, коллектив назвали комсомольско-молодежным. Возглавил его А. Н. Чилингаров.

Поиски льдины продолжались несколько месяцев. Наконец, для новой научной лаборатории был найден ледяной остров. Он имел 30-метровую толщину и площадь в 100 кв. км. Кстати, именно на этом острове годом ранее была организована станция СП-18. Впервые высадка дрейфующей станции производилась в столь позднее время, в условиях полярной ночи. Переброска людей и грузов выполнялась в кратчайший срок, рейсов было относительно немного.

Еще один самолет прибыл 31 декабря 1969 г., чтобы доставить новогоднюю почту. А еще через четыре дня на станции возникла критическая ситуация... Случаев разломов ледовых островов в Арктике ранее не наблюдалось. Казалось, «почва» под ногами вполне устойчивая. Однако остров приготовил молодым зимовщикам особый сюрприз. В ночь с 4 на 5 января 1970 г. произошел разлом льдины. Она села на мель вблизи островов Де-Лонга. Часть ледового острова была раздроблена на небольшие обломки, многие из них перевернулись. Трещины прошли под палаткой с различными грузами, среди которых были и ящики со служебными конвертами.

Впоследствии А. Н. Чилингаров сообщил, что «почтовое хозяйство» понесло особенно ощутимый урон. Когда перевернулись обломки, в трещинах погибла часть построек и складов. В период высадки станции, пока курсировали самолеты, то есть до 20-х чисел ноября, а также 31 декабря успело разойтись по свету только около 50 фирменных конвертов первой смены. Их отличительный признак — дополнительное изображение комсомольского значка у верхней кромки конверта, справа от изображения карты Арктического бассейна. В аварийную ночь пошел ко дну почти весь тираж служебных конвертов — около 4500 экземпляров. На глазах у зимовщиков они скрылись в пучине Ледовитого океана. Комментируя это происшествие, журнал «Филателия СССР» отмечал: «...иногда филателистические редкости возникают при обстоятельствах, о которых коллекционер узнает из дневников, воспоминаний, бесед с теми, чья жизнь и работа — сплошные «исключительные обстоятельства». И поэтому получить от них долгожданные письма всегда приятно» 22.

В середине марта 1970 г. участники дрейфа перебазировались с обломка на «основную» льдину с помощью вертолета. По существу, станция СП-19 была организована заново. Но научные наблюдения, несмотря на чрезвычайные обстоятельства, все это время не прекращались. В апреле самолеты часто садились в лагере, завозя грузы.

Новая смена станции начала наблюдения 29 октября 1970 г. Руководил ею Н. П. Еремин. Состав станции 2-й смены не менялся до весны 1972 г. Это был исключительно долгий дрейф одной смены. Арктический и Антарктический институт выпустил для второй смены служебные конверты с измененным рисунком. Тираж выпуска — 10 тысяч.

В последние дни 1970 г. на льдине совершил посадку самолет, на борт которого была погружена почта. Затем на протяжении четырех месяцев почту не отправляли. Но как только на смену полярной ночи пришло весеннее солнце — 23 марта 1971 г. — на станции совершил посадку первый самолет. Улетая на материк, он забрал с собой и письма.

Во время дрейфа третьей смены — с 28 июня до середины июля

1972 г. — льдина «блуждала» в приполюсном районе Ледовитого океана. Впервые за всю историю советских арктических исследований ледяной остров с полярниками 28 июня 1972 г. прошел непосредственно через точку Северного полюса. О дрейфе этой смены писали как об одном из самых удачных и интересных для науки.

Третью смену станции СП-19 возглавлял Ю. Б. Константинов. В апреле 1973 г. станцию посетила группа ученых Кубы. 11 апреля они подняли над СП-19 национальный флаг. Год спустя годовщина этого события была отмечена специальной открыткой и спецштемпелем в Карденасе (провинция Матанзас). 17 апреля

1973 г., пройдя за четыре года существования около четырех тысяч километров, станция закончила свою работу. Интересно, что первые три года гашение производилось почти исключительно черной краской, а последний год преимущественно фиолетовой.

Полеты в период 1-й смены

    7.11.1969 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 11.12.1969 г.
    21.11.1969 г. Гашение черной краской. Прибытие в Ленинград — дата не разборчивая.
    5.4.1970 г. Гашение черной краской. Прибытие в Ригу 22.4.1970 г.
    22.4.1970 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 11.6.1970 г.

Полеты в период 2-й смены

    30.10.1970 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 19.11.1970 г.
    25.12.1970 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 6.1.1971 г.
    7.3.1971 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 24.3.1971 г.
    30.3.1971 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 27.4.1971 г.
    22.4.1971 г. Гашение черной краской. Транзитный штемпель: Тикси, 25.4.1971 г. Прибытие в Москву 28.4. 1971 г.
    12.10.1971 г. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Москву 1.11.1971 г.
    19.2.1972 г. Гашение фиолетовой краской. Транзитный штемпель: Ленинград, 27.3.1972 г. Прибытие в Москву 29.3.1972 г.
    27.3.1972 г. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Москву 18.4.1972 г.

Полеты в период 3-й смены

    10.4.1972 г. Гашение фиолетовой краской. Транзитный штемпель: Ленинград, 18.4.1972 г. Прибытие в Москву 20.4.1972 г.
    7.11.1972 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 17.11.1972 г.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11848
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: "Северный Полюс - 19"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 01 Сентябрь 2009 21:44

Про "СП-19" была хорошая книжица:
А. Чилингаров, Э. Саруханян, М. Евсеев
"Под ногами остров ледяной".

Первое издание большого формата с цветными иллюстрациями вроде было в 1971 году.
К сожалению утрачено :(
В 1986 году в Гидромете было переиздание карманного формата.

Айсберг меняет курс
Отрывок из книги «Под ногами остров ледяной» на сайте журнала "Вокруг света" №9 (2552) | Сентябрь 1971.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: "Северный Полюс - 19"

Сообщение Иван Кукушкин » 01 Сентябрь 2009 22:00

"Под ногами остров ледяной".
Первое издание большого формата с цветными иллюстрациями вроде было в 1971 году.
К сожалению утрачено


Аналогично.
Помню эту здоровую книженцию, но на "алибе" всплывают только переиздания :(
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11848
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: "Северный Полюс - 19"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 01 Сентябрь 2009 22:07

- А что за история была на "СП-19" с пропавшими ящиками конвертов?

Вроде "утопленики" у нас уже всплывали?
Или я что-то путаю?
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: "Северный Полюс - 19"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 01 Сентябрь 2009 22:11

НЕОБЫЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ КОНВЕРТОВ

Особенно интересны штемпеля на специальных служебных конвертах, которыми станцию снабжает ордена Ленина Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ), находя­щийся в Ленинграде. Самыми редкими являются служебные (фирменные) конверты, погашенные во время работы первой смены «СП-19» в период с 7.11.1969 г. до 31.12.1969 г. Таких конвертов разошлось по свету всего около 50 шт. История их такова. «СП-19» начала работать 7 ноября 1969 г. в 1000 км от Большой земли, к северо-востоку от архипелага Де-Лонга: Коллектив состоял из молодых сотрудников ААНИИ и был назван комсомольско-мо.чодежным. Его возглавил Артур Николаевич Чилингаров. Поиски льдины продолжались несколько месяцев. Наконец, был найден ледяной остров 30-метровой толщины площадью в 100 кв. км. Са­молеты доставили на льдину сотрудников и все необходимые грузы, среди них и специальные служебные конверты. В левой половине каждого из них — карта бассейна Северного Ледовитого океана, рядом с ней вверху справа — комсомоль­ский значок (им и отличаются конверты, отправленные в указанный период). Над картой текст: «Ордена Ленина Арктический и Антарктиче­ский научно-исследовательский институт Главного управления гидрометеослужбы при СМ СССР». Внизу под картой подпись: «Комсомолкско-молодежная дрейфующая научно-исследователь­ская станция «Северный полюс-19». Нижний текст и комсомольский значок напечатаны красной краской, все остальное— синей.

На станцию было доставлено около 4500 таких конвертов, из которых, как уже говорилось, было отправлено около 50, большинство из них — самолетом, который 31 декабря 1969 г. доставил на станцию новогоднюю почту и елки.

А еще через четыре дня, в ночь с 4 на 5 января 1970 г. случилось непредвиденное: возникла критическая ситуация. Льдина, прочнее которой, казалось, трудно найти, села на мель вблизи острова Де-Лонга. Часть ледового острова была раздроблена на небольшие обломки, многие из них перевернулись. Гидрологи Эдуард Саруханян и Михаил Сериков вытаскивали из палатки приборы и вдруг почувствовали, как их, словно на оборвавшемся лифте, уносит вниз. Обломок острова оторвался и уходил в океан вместе с людьми. А. Чилингаров спас людей, бросив им лестницу. Палатка медленно погрузилась в воду вместе с ящиком со служебными конвертами...

В марте 1970 г. участники дрейфа с помощью вертолета перебазировались с обломка на «основную» льдину. Научные наблюдения все время продолжались. 29 октября 1970 г. начала работать новая смена станции под руковод­ством Н. П. Еремина. Этой смене были доставлены новые служебные конверты «СП-19» с измененным рисунком. Их тираж—10 тысяч. Но вот тех первых конвертов филателистам досталось очень мало.

Однако дело не только в филателистах. Эта история имела совершенно необычное продолже­ние.

Минуло более 5 лет, и летом 1975 г. в Ленинград в адрес ААНИИ пришел пакет из далекой Гренландии, в котором было письмо гренландских школьников и конверт из числа «погибших» в ту страшную ночь с 4 на 5 января 1970 г. Школьники писали, что весной 1975 г. они заметили на прибившейся к берегу льдине ящик. Добравшись до него, сняли крышку и, к своему удивлению, увидели в нем советские конверты. Эта находка помогла ученым: она дала новые ценные сведения о дрейфе льдов в Северном Ледовитом океане. Ранее ученые не имели данных о том, с какой скоростью льды плывут по Датскому проливу на пути к Гренландскому морю, теперь же находка в проливе Девиса дала возможность заполнить пустующую страницу в истории изучения Арктики.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: "Северный Полюс - 19"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 01 Сентябрь 2009 22:21

Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: "Северный Полюс - 19"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 01 Сентябрь 2009 22:37

Полеты в период 1-й смены
7.11.1969 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 11.12.1969 г.
21.11.1969 г. Гашение черной краской. Прибытие в Ленинград — дата не разборчивая.
5.4.1970 г. Гашение черной краской. Прибытие в Ригу 22.4.1970 г.
22.4.1970 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 11.6.1970 г.


"Имеем" выше три конверта.
Два с датой 7.11.69 и один с датой 22.4.70.
Осталось найти недостающие 47!

ИМХО. Ради "спортивного интереса" можно открыть темку по розыску конвертов СП-19 из разошедшейся полсотни :)
Может коллеги-владельцы отзовутся :no:
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: "Северный Полюс - 19"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 01 Сентябрь 2009 22:43

Еще есть 4-й у И. Капустина :)
 sp19.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: "Северный Полюс - 19"

Сообщение Иван Кукушкин » 01 Сентябрь 2009 22:46

Пока добавлю: из сканов ВР второй "служебник"

 4204.JPG

ХМК посвященный истории СП-19 из относительно свежих:

 new_SP19.jpg
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11848
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: "Северный Полюс - 19"

Сообщение Иван Кукушкин » 01 Сентябрь 2009 22:48

padsee пишет:Еще есть 4-й у И. Капустина :)
sp19.jpg

Сашенков, "Полярная Почта".
Не прицеплял его к тексту, т.к. в качестве иллюстрации оригинал из аналогов подошел больше. :)
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11848
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Северный Полюс - 19"

Сообщение Александр Андреев » 24 Февраль 2010 21:34

 1971_СП-19.jpg
CП-19 Вторая смена. Домик аэрологов. Второй слева (внизу) - В. С. Ипполитов
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

След.

Вернуться в Дрейфующие научно-исследовательские станции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения