Доронин Иван Васильевич (1903-1951)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Доронин Иван Васильевич (1903-1951)

Сообщение Иван Кукушкин » 11 Июнь 2009 02:10

Интернет проект "Герои Страны" http://www.warheroes.ru/index.asp

Доронин Иван Васильевич
5. 5. 1903 - 2. 2. 1951

Герой Советского Союза
Даты указов
1. 20.04.1934 ( медаль № 7)

Памятники: Аннотационная доска в Севастополе

Доронин Иван Васильевич – лётчик Полярной авиации, один из первых Героев Советского Союза.

Родился 22 апреля (5 мая) 1903 года в селе Каменка ныне Пугачёвского района Саратовской области. Русский. Учился в школах в городах Берёзово и Балаково Саратовской области.

В армии с 1920 года. Служил на Балтийском флоте, поступил на курсы флотских техников, летом 1921 года выходил в море на миноносце «Уссуриец», затем учился в военно-морском училище.

В 1924 году был откомандирован в Егорьевскую авиационно-теоретическую школу. В сентябре 1924 года переведён в Севастопольскую военную авиационную школу морских лётчиков, которую окончил в 1925 году. Служил лётчиком в ВВС Черноморского флота, затем – лётчиком-инструктором в Севастопольской военной авиационной школе морских лётчиков.

С 1930 года летал в Гражданской авиации командиром транспортного самолёта, совершал регулярные рейсы на авиалинии Иркутск–Якутск–Бодайбо, первым проложил воздушную трассу из Иркутска в Усть-Среднекан на Колыме, в пути в сложных метеоусловиях при практически нулевой видимости преодолел Верхоянский хребет. В 1930 году участвовал в экспедиции, исследовавшей Карское море.

Для участия в экспедиции по спасению челюскинцев вместе с М.В.Водопьяновым и В.Л.Галышевым в сложнейших метеорологических условиях совершил перелёт Хабаровск–Ванкарем протяжённостью около 6.000 км.

За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Доронину Ивану Васильевичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ему вручена медаль «Золотая Звезда» № 7.

В 1939 году окончил инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. В 1939-1940 годах – начальник лётно-испытательной станции (ЛИС) авиационного завода № 1 (город Москва). В 1940-1947 годах – начальник ЛИС авиационного завода № 301 (город Химки Московской области). С 1947 года полковник И.В.Доронин – в отставке.

Продолжал работать на авиационном заводе № 301 заместителем начальника ЛИС по лётной части.

Жил в Москве. Умер 2 февраля 1951 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён 2 орденами Ленина (1934, 1946), орденами Красного Знамени (1945), Отечественной войны 1-й степени (1944), Красной Звезды (1944), медалями.

Именем Героя названы улицы в Астрахани, Москве и Севастополе, школа в городе Балаково Саратовской области.

Биография предоставлена А.А.Симоновым

Источники
Водопьянов М.В. Повесть о первых Героях. - М.: ДОСААФ, 1980
Герои Советского Союза и России Северного АО г.Москвы. М., 2001
Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 1. М.: Воениз., 1987
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11701
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Доронин Иван Васильевич (1903-1951)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 16 Октябрь 2009 19:48

 1.jpg
Оригинал .
Портрет летчика И.В.Доронина.
Дата съемки: август 1936
Место съемки: Ленинград
© ЦГАКФФД
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Доронин Иван Васильевич (1903-1951)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Октябрь 2009 21:14

© Газета "Областная"
Выпуск # 106 (106) от 24/11/2006


s-363.jpg
Первопроходцы воздушных маршрутов
Газета «Областная» продолжает знакомить читателей с историей развития гражданского воздухоплавания в Восточной Сибири. Пионерам иркутской авиации мы посвящаем цикл публикаций, подготовленный заслуженным работником транспорта РФ, бывшим старшим штурманом одного из иркутских авиаотрядов Анатолием Фатиным.

Иван Васильевич Доронин

Один из первых героев Советского Союза, открыватель воздушных линий Сибири и Дальневосточного Севера, родился в 1903 году в селе Каменка Пугачевского района Саратовской области. В 1920 году добровольно пошел в Красную армию. В 1925 году с отличием окончил авиашколу морских летчиков Севастополя и продолжил службу в морской авиации Черноморского флота. В его выпускной характеристике было записано: «…годен к полетам как инструктор, разведчик, истребитель и пилот тяжелых самолетов».

После демобилизации Доронин работал в Московском отделении общества «Добролет» гражданской авиации. В июне-октябре 1930 года он вместе с известным полярным летчиком Борисом Чухновским проводит ледовую разведку в Арктике и оказывает помощь в проводке судов Карской экспедиции. В декабре 1930 года пилот Иван Доронин по личной просьбе переводится в Иркутск и начинает полеты на сложнейших авиалиниях в Якутск и Бодайбо.

16 августа 1931 года Иван Доронин назначается пилотом-инструктором созданного при Боковской аэростанции тренировочного звена и приступает к обучению всех летчиков Сибири и Дальнего Востока пилотированию в условиях «слепого» полета (без видимости земных ориентиров – Авт.). Некоторое время он выполнял полеты на регулярной международной авиатрассе из Верхнеудинска (сейчас Улан-Удэ) в Улан-Батор. В этом же году ему доверили срочный спецрейс с гостями на празднование десятилетия Якутской АССР. Выполняя это задание, Доронин показал высший класс летного мастерства и первым из пилотов долетел из Иркутска до Якутска за 18 часов. Правительство Республики Якутия наградило его Почетной грамотой и премировало мехом на пальто (на суму 600 рублей).

Авиатехник Михаил Вышинский вспоминал, как ждали возвращения пилота из этого перелета: «…Стало смеркаться, а Доронина нет. Однако никто и не подумал уйти. Все твердо верили – раз летит Доронин, значит, прилетит обязательно. Действительно, около 11 часов вечера в темнеющем воздухе показался знакомый самолет и вскоре с шумом приводнился на Ангаре. Так впервые Доронин долетел из Якутска в Иркутск за один день. Это был рекордный полет. За короткую летнюю ночь мы подготовили самолет к очередному рейсу. Едва лишь забрезжил рассвет, Доронин снова улетел в Якутск».

Во второй половине 1934 года Ивану Доронину поручили выполнить полет из Иркутска в Якутск и далее по маршруту Якутск – Крест-Хольджай – Оймякон – поселок Среднекан на реке Колыме. Ранее попытки других летчиков выполнить этот перелет не удались из-за сложных метеоусловий на Верхоянском хребте. Доронин первым установил воздушный мост между столицей Якутии и поселком золотодобытчиков.
Известный исследователь воздушных линий Семен Корф говорил о Доронине: «…крепкий, как дуб». Именно богатырское здоровье помогало летчику выполнять сложнейшие полеты. И надо отметить, он не щадил себя, когда товарищам требовалась помощь.

Как спасали челюскинцев

13 февраля 1934 года в Чукотском море Северного Ледовитого океана затонул пароход «Челюскин», более 100 человек высадились на лед. Узнав об этом, Иван Доронин сразу загорелся желанием помочь челюскинцам – он понимал, что спасти этих людей могут только летчики… Из Иркутска в Хабаровск пилоты Виктор Галышев и Иван Доронин прибыли на поезде, вместе с разобранными самолетами. В месте назначения иркутские авиаторы сгружали воздушные суда с платформ и сразу их собирали. Бывший моторист иркутского гидроаэропорта Павел Шергин вспоминал: «…пурга не унималась. Сейчас трудно себе представить, как в такую погоду можно было собирать самолеты. За несколько шагов ничего не было видно. Но все же мы работали споро… Мы все, знавшие близко Доронина, Галышева, Молокова и бортмехаников Савина, Федотова, не могли не верить, что дело кончится успешно».
Гидроаэродромы по маршруту предстоящего перелета располагались друг от друга на большом расстоянии и, чтобы взять больше горючего, экипажи сняли с самолетов все лишнее: пассажирские кресла, некоторые запчасти и даже свои кожаные пальто. Экипажам предстояло преодолеть более 6 тыс. км в ненастную весеннюю погоду. В Хабаровске к иркутянам примкнул московский экипаж Михаила Водопьянова на самолете Р-5. Скорость у этого судна была больше, чем у самолетов из Иркутска.

Из Хабаровска иркутяне вылетели раньше Водопьянова. В полете началась пурга. «И вдруг, – вспоминал Водопьянов, – перед самым носом моей машины в воздухе появился темный силуэт! Я рванул ручку на себя и чудом не столкнулся с самолетом товарища…». Это был самолет Доронина.

Несмотря на сложнейшие метеоусловия, мужественные авиаторы упорно пробивались к цели. В Анадыре, чтобы вдвое сократить время полета до поселка Ванкарем (центр спасательных работ на берегу Чукотского моря), пилоты Иван Доронин и Михаил Водопьянов приняли рискованное решение – следовать напрямую над Анадырским плоскогорьем горной тундры, а не вдоль побережья Чукотского полуострова. Следовавшие впереди летчики группы Николая Каманина не рискнули лететь напрямую. Они понимали, что в случае вынужденной посадки самолет наверняка разобьется, а экипаж погибнет. Но смелый Иван Доронин первым совершил полет над ледяными пиками гор.

Перелет продолжался 25 дней. Иван Доронин оказался в числе семи из 18 летчиков, вылетевших на помощь к челюскинцам, кто сумел добраться до лагеря Шмидта. Он вывез несколько человек со льда Арктики. 12 апреля 1934 года, в предпоследний день полетов, на самолете Доронина при разбеге подломилось шасси. Где взять стойку на льдине? Выручила смекалка – трубчатая стойка шасси была соединена с помощью куска обычного лома. Облегчив самолет и взяв только двух пассажиров, пилот взлетел. Но стойка снова не выдержала, и лыжа повисла в воздухе. В Ванкареме пилот мастерски посадил самолет с креном на одну лыжу.

Герой Советского Союза

13 апреля все челюскинцы были спасены. В рапорте ЦК ВКП(б) и СНК СССР Правительственная комиссия докладывала: «…Советская авиация победила. Наши люди на наших машинах доказали всему миру высокий уровень авиационной техники и высокое качество пилотажа. Подвергаясь громадным опасностям, рискуя жизнью, они вели самолеты к намеченной цели и этой цели с успехом добились».
16 апреля 1934 года в нашей стране было учреждено звание Героя Советского Союза – высшая степень отличия за заслуги перед государством. 20 апреля иркутский пилот Иван Доронин был удостоен этого высокого звания. Ему еще не исполнился 31 год.

…Из Владивостока в Москву летчики и челюскинцы ехали специальным поездом. По просьбе Доронина и Галышева правительство разрешило им 14 июня 1934 года сделать остановку в Иркутске на полтора часа. На площади перед вокзалом состоялся многотысячный митинг. Принимая поздравления земляков, Иван Доронин улыбался и скромно говорил: «Каждый советский летчик, будь он на моем месте, сделал бы то же самое».

В этот же день, 14 июня, Иркутский городской Совет депутатов трудящихся принял постановление:

«Отмечая исключительные заслуги перед СССР летчика Восточно-Сибирского краевого гражданского Воздухофлота Героя Советского Союза тов. Доронина, принявшего непосредственное участие с другими летчиками… в спасении челюскинцев, горсовет постановляет: присвоить средней школе № 4 имя Героя Советского Союза пилота Доронина И.В. Переименовать улицу Дегтевскую в улицу имени Доронина. Поручить горкомхозу в соответствии с этим разработать конкретный план благоустройства улицы».

После окончания операции по спасению челюскинцев в стране пели песню, в которой были фамилии иркутских пилотов: «… Там был Михаил Водопьянов, Доронин, Каманин, Слепнев».

2 июня 1934 года Иван Доронин был назначен командиром первого звена, образованного в Иркутске гидроавиаотряда № 11. 7 января 1935 года он был зачислен слушателем воздушно-технического факультета Военно-воздушной инженерной академии РККА им. Жуковского. Был членом ЦИК СССР и Совета по гражданской авиации. Затем работал летчиком-испытателем, начальником испытательной станции авиазавода, дал путевку в жизнь многим новым самолетам и внес большой вклад в развитие отечественной авиации. В 1947 году полковник Иван Васильевич Доронин по болезни ушел в отставку. Замечательный иркутский летчик умер в 1951 году, он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

P.S. Изучая историю иркутской авиации, невольно задаешься вопросом: почему в Иркутске нет улиц с именами первопроходцев сибирских авиалиний, знаменитых летчиков, внесших особый вклад в историю города? Почему названная именем Доронина улица была переименована в Российскую? Что напоминает горожанам, и в первую очередь нашей молодежи, о подвигах иркутских летчиков при спасении челюскинцев.


© Анатолий Фатин
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Доронин Иван Васильевич (1903-1951)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Ноябрь 2009 23:26

 12-4.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Доронин Иван Васильевич (1903-1951)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Июль 2014 21:40

ВСП 1931 № 174 (7 августа.)
 ВСП 1931 № 174 (7 авг.) Доронин.Иркутск-Бодайбо.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Доронин Иван Васильевич (1903-1951)

Сообщение ББК-10 » 31 Март 2015 20:18

ВСП 1934 № 259, 11 ноября.

 ВСП 1934 № 259 (11 нояб.) И.Доронин. Не узнать края.jpg
НЕ УЗНАТЬ КРАЯ

И. Доронин.
Герой Советского Союза.

Три года я работал в Иркутске. Не раз летал над городами, шахтами, приисками, полями и лесами Восточной Сибири. Какой необъятный край! Какие огромные природные богатства имеются на его территории!
Известно, что в прошлые годы этот край отставал. Летишь, бывало, над колхозными полями поздней осенью и видишь: хлеб еще не убран, скирдов нет, зачастую урожай стоит даже нескошенный. На сплавных реках лес раскидан по берегам, а то и прямо застрял в русле — не успели во-время по большой воде доставить к гаваням.
Первого марта я уехал во Владивосток на помощь челюскинцам. Восемь месяцев я не был в Восточной Сибири. Кажется, небольшой отрезок времени. А какие большие изменения произошли в вашем крае!
В ряды действующих предприятий вступили: завод имени Сталина, государственный авторемонтный завод № 4. На Улан-Удэнском ПВРЗ уже ремонтируются паровозы. Канский мелочно-консервный завод выпустил на рынок сотни тысяч банок прекрасного спущенного молока. Начали работать новые мелькомбинаты.
В прошлом году золотая промышленность была в большом прорыве. В нынешнем году дело налаживается.
Ударники Балея встретили XVII годовщину Октября выполнением одиннадцатимесячной программы. А горняки Ленинского прииска, рудника Аяхты, старатели Южного Енисея, Пита и Дарасуна уже перевыполнили годовой план.
Шахтеры Черембасса тоже добилась известного перелома в работе. Весной почти все шахты срывали заданна. А теперь Восточносибирская кочегарка вот уже третий месяц выполняет план.
Но особенно ярко бросаются в глава успехи, достигнутые в сельском хозяйстве. Бесспорно, серьезным достижением является выполнение годового плана хлебосдачи на два месяца раньше прошлого года.
Под большевистским руководством Краевого Комитета ВКП(б), возглавляемого тов. Разумовым, Восточная Сибирь преодолевает отставание. Это чувствовалось на Октябрьской демонстрации в Иркутске. Многочисленные колонны рабочих фабрик и заводов пришли на площадь с плакатами и знаменами, отражающими производственные победы и достижения.
Я очень рад, что вместе с рабочими Иркутска встретил славную Октябрьскую годовщину. На меня октябрьская демонстрация произвела большое впечатление. Она была проникнута беззаветной преданностью к коммунистический партии, горячей любовью к великому вождю тов. СТАЛИНУ, непреклонной волей к новым победам в борьбе за социализм.
Впереди — большие, ответственные задачи. Нужно много поработать над тем. чтобы действительно превратить Восточную Сибирь в передовой, цветущий край нашей родины.
Хотя край в целом и закончил годовой план хлебосдачи, но ряд отстающих колхозов не выполнил свои обязательств перед государством. Надо подтянуться, товарищи колхозники. Позорно отставать! Нельзя забывать тех огромных льгот, которые предоставлены нашему краю партией правительством.
Колхозники Восточной Сибири в этом году приблизились к зажиточной жизни. Жить зажиточно — значит жить культурно. Очень радует то, что сами колхозники заботятся об укреплении производственной базы сельскохозяйственных артелей — выделяя хлебные фонды для продажи кооперации и государству, она приобретает машины, строительные материалы т. д. Радует и то, что, имея хороший трудодень, колхозники продают кооперации хлеб и приобретают нужные им товары.
Нужно поставить дело так, чтобы в Восточной Сибири не было отстающих колхозов, совхозов, предприятий.
В первую очередь это требование надо предъявить к железнодорожникам. Дороги нашего края все еще занимают последние места в публикуемых «Правдой» сводках. Это наносит большой ущерб хозяйству нашего края и всей страны. Я думаю, что товарищи железнодорожники, развертывая соревнование, сумеют добиться образцовой работы транспорта.
Слабо поставлена в нашем крае работа Осоавиахима. Проезжая по стране, я встречал не мало заводов, фабрик, колхозов, где созданы и прекрасно работают аэроклубы.
Я прошу руководителей местных партийных и профессиональных организаций оказать Осоавиахиму активную помощь в организации аэроклубов, играющих огромную роль в деле подготовки летных кадров.
Я убежден, что рабочие я кол то. пики края под руководством Крайкома ВКП(б) добьются блестящих успехов борьбе за превращение Восточной Сибири в цветущую окраину Советске Союза.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5799
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Доронин Иван Васильевич (1903-1951)

Сообщение Historik » 27 Сентябрь 2018 09:11

Встреча челюскинцев на Красной площади в Москве, 19 июня 1934 г. К.Е.Ворошилов здоровается с И.В.Дорониным(за наркомом обороны - М.И.Калинин - председатель ЦИК СССР и Г.К.Орджоникидзе - нарком тяжёлой промышленности).
 Челюскинцы-Доронин2.jpg

 Челюскинцы-Доронин.jpg

И.В.Доронин - третий справа (первый справа - М.Т.Слепнёв).
Из архива фотокора Сергея Коршунова - https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... ate_page=5
 Водопьянов-Слепнёв-Доронин.jpg

И.В.Доронин - первый справа (в центре - М.В.Водопьянов, первый слева - М.Т.Слепнёв) на Мавзолее В.И.Ленина.
Из архива фотокора Марка Борисовича Маркова-Гринберга (1907-2010) - https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... 0%BE%D0%B2
 лётчики-мавзолей.jpg

Панорама склеена их 3-х частей. И.В.Доронин- третий слева (за М.В.Водопьяновым). Далее на трибуне Мавзолея стоят (слева направо): А.В.Ляпидевский, К.Е.Ворошилов, О.Ю.Шмидт, И.В.Сталин, М.С.Бабушкин, Н.П.Каманин, В.С.Молоков -четвёртый справа).
 Доронин-Сталин.jpg

Слева-направо: И.В.Доронин, М.В.Водопьянов, А.В.Ляпидевский, А.И.Микоян, К.Е.Ворошилов, И.В.Сталин. На трибуне Мавзолея В.И.Ленина.
Из архива фотокора Виктора Антоновича Тёмина (1908-1987) - https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... ate_page=2
Historik
 
Сообщения: 492
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Доронин Иван Васильевич (1903-1951)

Сообщение Historik » 01 Октябрь 2018 16:32

 Доронин.jpg

1934 г. Неизвестный автор - https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... ate_page=1
 Доронин-бортмеханик.jpg

И.В.Доронин с бортмехаником (возможно, Я.Г.Савиным) в период экспедиции по спасению челюскинцев. 1934 г.
 Доронин-Розенфельд.jpg

И.В.Доронин с Розенфельдом (возможно, Анатолий Анатольевич (1897-1956) - лётчик - участник Первой мировой войны, на момент съёмки - сотрудник Центрального института авиамоторостроения). 1934 г.
Из архива фотокора Владислава Владиславовича Микоши (1909-2004), предоставленного его супругой Д.С.Фирсовой-Микошей – https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... ate_page=1
 челюскинцы-Сатира.jpg

Челюскинцы в гостях у артистов театра «Сатира». Москва, 1934 г. Во втором ряду сидят лётчики - первые Герои Советского Союза: Н.П.Каманин (в центре, в форме), А.В.Ляпидевский (слева от него), В.С.Молоков (справа от него). В третьем ряду сидят: О.Ю.Шмидт - начальник ГУСМП (с бородой), лётчики М.Т.Слепнёв (справа от него) и Б.Г.Чухновский (третий слева от него). Стоят лётчики: первый слева - М.В.Доронин, третий - С.А.Леваневский.
Фото из архива фотокора А.В.Устинова -https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1840-1999/?index=7&page=6&paginate_page=6&query=%D1%87%D0%B5%D0%BB%D1%8E%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%86%D1%8B
Historik
 
Сообщения: 492
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения