(фото явно того же времени, что и первые снимки в альбоме С.И. Семёнова)
Вяхирев М.И. «В краю пурги и льдов»:
... Вскоре "Лейтенант Шмидт" ушел к Медвежьим островам и на мысе Северном осталась бригада строителей и 10 полярников. ... Наступавшие холода заставили ускорить темп строительных работ, и 6 сентября 1933 года полярники из палаток перешли жить в еще пахнущие смолой дома. На некогда пустынном берегу Северной бухты теперь стояли три жилых дома, баня, склад, радиостанция и мачты высотой 24 метра с туго натянутой антенной. В просторных домах кроме полярников разместились экипаж самолета "СССР Н-4" под командованием Ф. К. Куканова, зачисленный в конце августа в штат полярной станции, и небольшой отряд пограничников.
... Вскоре "Лейтенант Шмидт" ушел к Медвежьим островам и на мысе Северном осталась бригада строителей и 10 полярников. ... Наступавшие холода заставили ускорить темп строительных работ, и 6 сентября 1933 года полярники из палаток перешли жить в еще пахнущие смолой дома. На некогда пустынном берегу Северной бухты теперь стояли три жилых дома, баня, склад, радиостанция и мачты высотой 24 метра с туго натянутой антенной. В просторных домах кроме полярников разместились экипаж самолета "СССР Н-4" под командованием Ф. К. Куканова, зачисленный в конце августа в штат полярной станции, и небольшой отряд пограничников.
"к полету №45. бухта м.Северного, перед взлётом."
Экипаж Куканова входил в состав Северо-Восточной летной группы, возглавляемой Г.Д. Красинским, экипажи двух других самолетов авиагруппы находились в Уэлене. Перед авиагруппой стояла задача исключительной важности: выполняя ледовую авиаразведку в Восточно-Сибирском и Чукотском морях, способствовать выходу парохода "Челюскин" в Берингов пролив.
В адрес О. Ю. Шмидта данные ледовой разведки стали поступать от Красинского в начале сентября, когда судно пробивалось сквозь тяжелые льды у мыса Якан. С наступлением осени погода ухудшилась. Покрывшееся белыми барашками море стало неспокойным, небо потемнело, усилившиеся ветры несли с собой белую крупу, которая таяла на земле, не успевая превращаться в снег. Нередкими стали дни, когда все вокруг неожиданно закрывала густая пелена тумана. Взлет и посадка на водную поверхность усложнились и требовали от летчика предельного внимания, хладнокровия и мужества. Куканов обладал всеми этими качествами. Продолжая вести ледовую разведку для "Челюскина", он сделал несколько рейсов, отыскивая для судов Северо-Восточной экспедиции Наркомвода проходы во льдах.
В адрес О. Ю. Шмидта данные ледовой разведки стали поступать от Красинского в начале сентября, когда судно пробивалось сквозь тяжелые льды у мыса Якан. С наступлением осени погода ухудшилась. Покрывшееся белыми барашками море стало неспокойным, небо потемнело, усилившиеся ветры несли с собой белую крупу, которая таяла на земле, не успевая превращаться в снег. Нередкими стали дни, когда все вокруг неожиданно закрывала густая пелена тумана. Взлет и посадка на водную поверхность усложнились и требовали от летчика предельного внимания, хладнокровия и мужества. Куканов обладал всеми этими качествами. Продолжая вести ледовую разведку для "Челюскина", он сделал несколько рейсов, отыскивая для судов Северо-Восточной экспедиции Наркомвода проходы во льдах.
Отлет самолета Куканова с Шмидтом и Буйко на остров Врангеля.
(иллюстрация из книги «Поход Челюскина», М. 1934)
Через несколько дней Красинский предложил Шмидту самому оценить ледовую обстановку, а заодно посетить полярную станцию на острове Врангеля. Это предложение было принято. 15 сентября возле "Челюскина" заскользил по волнам гидроплан Куканова, а через некоторое время со шлюпки на самолет перебрался начальник Главсевморпути и новый начальник полярной станции на острове Врангеля П. С. Буйко.
С высоты птичьего полета хорошо было видно, как вдоль береговой черты тянулась свободная от льдов полоса воды причудливой конфигурации, изменявшаяся по ширине от сотен метров до нескольких километров. Однако на дальних подступах к острову Врангеля все чаще стали попадаться ледяные перемычки, большие массивы разреженного льда. Подходы к острову были перекрыты сплоченным паковым льдом, преодолеть который "Челюскин" не мог, и это обстоятельство ставило под сомнение возможность замены зимовщиков и выгрузки.
В конце дня самолет был уже на острове Врангеля. Беседуя с зимовщиками, О. Ю. Шмидт рассказал о цели экспедиции на "Челюскине" и тяжелой ледовой обстановке в северной части пролива Лонга. Зимовщики станции согласились остаться еще на год на острове, если судно не сможет к ним пробиться.
С высоты птичьего полета хорошо было видно, как вдоль береговой черты тянулась свободная от льдов полоса воды причудливой конфигурации, изменявшаяся по ширине от сотен метров до нескольких километров. Однако на дальних подступах к острову Врангеля все чаще стали попадаться ледяные перемычки, большие массивы разреженного льда. Подходы к острову были перекрыты сплоченным паковым льдом, преодолеть который "Челюскин" не мог, и это обстоятельство ставило под сомнение возможность замены зимовщиков и выгрузки.
В конце дня самолет был уже на острове Врангеля. Беседуя с зимовщиками, О. Ю. Шмидт рассказал о цели экспедиции на "Челюскине" и тяжелой ледовой обстановке в северной части пролива Лонга. Зимовщики станции согласились остаться еще на год на острове, если судно не сможет к ним пробиться.
"к полету №65. к прилету Шмидта на м.Северный."
В полдень 16 сентября после проведения дополнительной ледовой разведки по маршруту следования "Челюскина" самолет Куканова с находившимися на его борту Шмидтом и Буйко совершил посадку в одной из бухт мыса Северного. На берегу прибывших радушно встретила группа полярников. ...
"к полету №70. м.Северный."
"к полетам №72-74. рулёжка после посадки."
(аналогичное фото, но лучшего качества, имеется в альбоме С.И. Семёнова)
Начавшаяся зима сделала положение экипажей и пассажиров пароходов "Север", "Анадырь" и "Хабаровск" экспедиции Наркомвода еще более трудным. Скученность людей, недостаточный запас продовольствия и антицинготных средств представляли немалую опасность. Поэтому в октябре 1933 года правительство приняло решение часть пассажиров и заболевших членов экипажей вывезти из Чаунской губы на материк, и в частности на мыс Северный, а потом отправить в Провидения или Лаврентия. ... Доставить пассажиров и членов экипажей судов экспедиции на материк поручили Ф. К. Куканову - самому опытному из всех находившихся на Чукотке летчиков. Кроме того, его самолет имел закрытые пилотскую и пассажирские кабины и поэтому мог быть использован для перевозки людей зимой.
"к полетам №72-75."
слева - Ф.К. Куканов
справа - скорее всего ст. бортмеханик В.И. Шадрин (?)"к полетам №72-75. погрузка больных."
Свой первый спасательный рейс в Чаунскую губу Куканов совершил 13 октября 1933 года, посадив тяжелую машину на аэродром, подготовленный на льду в 2 километрах от вмерзших в лед пароходов. Приняв первую группу женщин с детьми и тяжелобольных, он сумел поднять перегруженный самолет только с третьей попытки.
"к полетам №76-81. выгрузка больных на м.Северном."На мысе Северном самолет уже ждали. Как только машина коснулась лыжами ледового аэродрома, устроенного в Северной бухте, к ней на собачьих упряжках выехали жители мыса Северного. Ослабевших больных они на руках переносили на нарты и, укутав в шубы, везли к домам полярной станции, специально оборудованным для приема пассажиров экспедиции Наркомвода.
"м.Северный"
© С. Ларьков. «Челюскинская эпопея: историческая мифология и объективность истории (версии и трактовки некоторых событий)» :
И всё же в роковой для «Челюскина» день 17 ноября, когда потерпел аварию базирующийся на нём самолёт «Ш-2» М.С.Бабушкина, Куканов решился на полёт к «Челюскину» и «Литке» для ледовой разведки, но при взлёте с мыса Северного снёс себе шасси. Это стало последней каплей в чаше неудач «Челюскина» и комсостав корабля и экспедиции вынужден был принять решение отпустить «Литке». Однако, описывая все эти перипетии, челюскинцы ни разу не упомянули имени Куканова!
Удача операции по эвакуации самолётом «пассажиров Дальстроя» стала решающим аргументом при выборе из многочисленных вариантов спасения челюскинцев именно использование самолётов. Наверное, поэтому 15 июня 1934 года, через два месяца после решения о награждении челюскинцев и их спасателей, вспомнили и о людях, им помогавших. Этим днём датировано Постановление ЦИКа, по которому «за выдающееся участие в организации и проведении спасения челюскинцев и сохранении научных материалов экспедиции» Ф.К.Куканов был награждён орденом Красной Звезды, как и все челюскинцы.
И всё же в роковой для «Челюскина» день 17 ноября, когда потерпел аварию базирующийся на нём самолёт «Ш-2» М.С.Бабушкина, Куканов решился на полёт к «Челюскину» и «Литке» для ледовой разведки, но при взлёте с мыса Северного снёс себе шасси. Это стало последней каплей в чаше неудач «Челюскина» и комсостав корабля и экспедиции вынужден был принять решение отпустить «Литке». Однако, описывая все эти перипетии, челюскинцы ни разу не упомянули имени Куканова!
Удача операции по эвакуации самолётом «пассажиров Дальстроя» стала решающим аргументом при выборе из многочисленных вариантов спасения челюскинцев именно использование самолётов. Наверное, поэтому 15 июня 1934 года, через два месяца после решения о награждении челюскинцев и их спасателей, вспомнили и о людях, им помогавших. Этим днём датировано Постановление ЦИКа, по которому «за выдающееся участие в организации и проведении спасения челюскинцев и сохранении научных материалов экспедиции» Ф.К.Куканов был награждён орденом Красной Звезды, как и все челюскинцы.