1923: Первый советский рейс на Колыму

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1923: Первый советский рейс на Колыму

Сообщение ББК-10 » 09 Март 2015 14:32

М.И. Белов. История открытия и освоения Северного Морского пути.
Том III. Ленинград: изд-во «Морской транспорт», 1959 г. стр. 224-228

Первый советский рейс на Колыму в 1923 г.

Советские Колымские рейсы, как и морские Карские экспедиции, по своему xaрактеру резко отличались от дореволюционных. В прошлом они непременно преследовали коммерческие цели и служили обогащению той или иной группы капиталистов. Фирмы, принимавшие участие в организации плавания, искусственно повышали стоимость ввозимых на Колыму товаров с таким расчетом, чтобы выручка от их продажи не столько возмещала затраты на фрахт специального судна, содержание команды и прочие расходы {1}, сколько давала достаточно высокие прибыли Основная тяжесть расходов по рейсам перекладывалась на плечи местного населения, вынужденного в силу необходимости покупать товары по любым высоким ценам. Естественно, что в дореволюционных условиях эти мероприятия не привели, да и не могли привести к сколько-нибудь значительному подъему производительных сил отдаленной окраины России. На колымских операциях хотела нажиться кучка дальневосточных и якутских предпринимателей.
Само собою разумеется, что в советских условиях на первый план выдвигались совсем иные задачи, обеспечивающие подъем экономической и культурной жизни отставшего в своем развитии населения Чукотки и Колымского района. Это гарантировалось тем, что организатором Колымских экспедиций являлось Советское государство. Ясно отдавая себе отчет в том, что завоз грузов на Колыму даже в перспективе с коммерческой точки зрения будет убыточным, правительство поддержало Колымские рейсы материально. Специальными решениями по каждому рейсу определялась государственная дотация для покрытия убытков.
В проведении плаваний на Колыму наглядно проявилась дальновидная политика Советского государства, направленная на подъем производительных сил далеких северо-восточных окраин страны. Колымские рейсы дали серьезный толчок к изучению северо-восточных морей, создали предпосылки для систематической эксплуатации восточного участка Северного морского пути.
Последняя досоветская экспедиция из Владивостока в устье реки Колымы была снаряжена колчаковцами в 1919 г., которые пытались поправить свои дела за счет вывоза на мировой рынок пушнины. Во время этого рейса на пароходе «Ставрополь», кроме продовольствия, было отправлено на Колыму некоторое промышленное оборудование для Эндыбальского (Верхоянского) свинцово-плавильного завода купца А. Семенова {2}. Колымский рейс 1919 г. не удался. Встретив в Чукотском море тяжелые льды, пароход «Ставрополь» (капитан Гросберг) вынужден был вернуться обратно. На обратном пути он попал во льды и за-

{1} Царское правительство а/о «Доброфлот» на покрытие расходов по фрахту парохода Колымских рейсов выдавало дотацию.
{2} ААН. ф. 47, оп 1, д. 900. Журнал совещания представителей местных торговых фирм по вопросу снабжения Колымского округа продуктами первой необходимости. Совещание состоялось 30 января 1919 г. в Якутске.

[224]
 с.225.jpg
Рис.80. Схема Колымских рейсов в 1923-1932 гг.
[225]
зимовал в районе Колючинской губы. Во Владивосток пароход вернулся только летом следующего (1920) года {1}.
В 1921 г., после восстановления на Дальнем Востоке Советской власти, сразу же развернулась подготовка к новому Колымскому рейсу. Пароход с грузом уже готовился к отходу. Однако в результате бунта меркуловцев рейс был сорван. Белогвардейцы захватили судно и увели его в Охотск {2}.
В 1922 г. банды, орудовавшие на Охотско-Камчатском побережье, поддержанные американцами, направили в Колымский рейс американскую шхуну, которая не достигла цели, встретив в Чукотском море тяжелые льды {3}.
Политическая обстановка на Дальнем Востоке позволила осуществить первый советский рейс на реку Колыму только, в навигацию 1923 г. Это первое плавание организовал Наркомторгпром ЯАССР. В рейс был направлен зафрахтованный у Доброфлота пароход «Ставрополь» (капитан П. Г. Миловзоров). На борту судна находилось 23 500 пудов различных товаров, закупленных в Шанхае на сумму в 150 тысяч золотых рублей. Пароход вышел в арктические моря без сопровождения ледокола. Покинув Владивосток 21 июля, он 29 числа благополучно прибыл в Петропавловск-на-Камчатке {4}.
Первое плавание советского парохода на р. Колыму началось в условиях, когда в Колымско-Индигирском районе еще бесчинствовали банды Бочкарева. Не исключена была возможность встречи с американо-японскими оккупантами. Поэтому на пароходе «Ставрополь» разместился военный отряд из 50 красноармейцев, который возглавлял представитель якутского правительства.
Приняв некоторые грузы в Петропавловске-на-Камчатке, «Ставрополь» проследовал на север. Посетив Ново-Мариинск (Анадырь) и бухту Провидения, 9 августа через Берингов пролив он вошел в Чукотское море. У селения Уэлен была встречена и задержана в советских территориальных водах американская парусно-моторная шхуна, незаконна торговавшая с чукчами. Владелец шхуны согласился продать ее советским властям вместе с находившимися на борту товарами {5}. Капитану шхуны было приказано следовать за «Ставрополем». До мыса Северного {6} шхуна шла под проводкой «Ставрополя», а затем, следуя самостоятельно, прибыла в Нижне-Колымск.
Во время стоянки в Уэлене капитан П. Г. Миловзоров собрал подробные сведения у местных жителей о состоянии льдов на предстоящем переходе. Сведения были благоприятными. Действительно, первые льды «Ставрополь» встретил лишь на параллели Колючинской губы. Почти не сбавляя хода, судно легко миновало их. 11 августа пароход достиг

{1} ААН, ф. 47, oп. 1, д. 30, лл. 2—10, д. 161; лл. 1—8. В 1919 г. шхуна «Беллинда»,
принадлежавшая американцу Костеллу, совершила плавание на Колыму из Нома. При повторном рейсе, возвращаясь с Колымы, она зазимовала у м. Якан. В 1919 г. Ванкарем посетила шхуна Свенсона «Бельведер».
{2} М. Кротов. Борьба с контрреволюцией в северо-восточной Якутии. «Пролетарская революция», 1928, № 5 (76), стр. 66—112.
{3} М. Кротов. Указ. соч., стр. 110. Кроме того, в 1922 г. из Нома в устье Колымы плавало пять американских шхун. Они зазимовали у мыса Северного.
{4} ААН. ф. 47, oп. 1, д. 30. При описании Колымских советских рейсов использована работа П. Г. Миловзорова «Плавание морских судов в Восточно-Сибирском и Чукотском морях в навигации 1911—1928 гг. » (хранится в научных фондах Арктического и антарктического института, по просьбе которого работа была написана автором незадолго до смерти).
{5} ААН, ф. 47, oп. 1, д. 30. Шхуна называлась «Уайт Маунтин».
{6} Ныне мыс Шмидта.

[226]
 с.227.jpg
мыса Северного и, обследовав расположенную недалеко от мыса американскую факторию, направился к устью Колымы.
Встреченные на пути льды не представляли трудностей; густота их едва достигала 3—5 баллов. Только у мыса Биллингса льды стали гуще и тяжелее. Но опытный капитан умело вел судно. Правда, в тумане приходилось часто останавливаться и выжидать изменения ледовой обстановки. У мысов Кекурного и Шалаурова Изба плавание осложнилось встречей с многочисленными стамухами, осевшими на мелководье. Миновав этот район и выйдя в полосу разреженных льдов, 14 числа пароход прибыл к месту Шелагскому. Здесь остановились, так как вход в Чаунскую губу закрывали тяжелые льды.
15 числа П. Г. Миловзоров решил продвигаться вперед на запад, пользуясь разводьями, но вскоре обстановка ухудшилась, и «Ставрополь» лег в дрейф. От острова Айон путь на Колыму преградили сплошные ледяные поля. Прохода на Колыму не было. Капитан сделал еще одну попытку.
Приблизившись вплотную к острову, насколько позволяла осадка судна, он повел его вдоль берега по окраине сильно сплоченных льдов. Имея мористее себя эти льды, «Ставрополь» в тумане миновал район скопления их у о. Айон и 16-числа пришел к мысу Большой Баранов. Проход был найден. Искусство опытного капитана одержало победу над ледяной стихией.
От мыса Большой Баранов передвигаться было легче: отсюда из Колымы проходят теплые речные воды и море здесь часто свободно от льдов. Но уже вблизи от цели случилось непредвиденное. Из-за слабой гидрографической изученности Колымского устья (у мыса Медвежьего), имея 18-футовую осадку, пароход сел на мель. Сняться с нее было нелегко. Выгрузка на берег 13 тысяч пудов груза не помогла. Пришлось ожидать подъема воды, наступившего через 11 дней. Драгоценное время истекало. Поэтому, оставив у мыса Медвежьего выгруженные товары, пароход поспешил в Нижне-Колымск.
Плавание по реке Колыме проходило под проводкой опытного лоцмана. 30 августа «Ставрополь» пришел в Нижне-Колымск. Впервые советский пароход прибыл сюда из Владивостока. Любопытно отметить, что за 4 дня до этого на западе в Усть-Енисейский порт пришли суда Карской экспедиции: «В. Русанов», «Кооператор» и «Андре Марти». Таким образом, почти одновременно наши суда бороздили арктические воды на западном и восточном флангах Северного морского пути.. Но
[227]
между Колымой и Енисеем еще лежало огромное пространство, которое предстояло преодолеть в будущем.
Население Колымы, терроризированное бандами Бочкарева, с радостью встретило прибытие советского парохода. Разгрузка товаров производилась дружно и окончилась 8 сентября. Одновременно с помощью прибывшей на Колыму парусно-моторной шхуны перевозились грузы с мыса Медвежьего.
Вечером 8 сентября, по окончании работ, «Ставрополь» возвестил гудками о своем отбытии во Владивосток.
Обратное плавание не представило трудностей. На пути пароход встретил лишь разреженные льды. 11 сентября он прибыл к мысу Северному, где по поручению Владивостокской морской обсерватории П. Г. Миловзоров привлек местных жителей к круглогодичной регистрации состояния льдов. 13 сентября вошли в Берингов пролив. Из-за позднего времени поручение владивостокских морских властей посетить остров Врангеля П. Г. Миловзоров выполнить не смог.
22 октября «Ставрополь» прибыл во Владивосток.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1923: Первый советский рейс на Колыму

Сообщение ББК-10 » 09 Март 2015 14:48

Власть труда 1923 № 173 (1113), 4 августа.

 Власть труда 1923 № 173(1113) (4 авг.) Экспедиция СТАВРОПОЛЬ.jpg
ЭКСПЕДИЦИЯ В КОЛЫМСКИЙ КРАЙ.

ВЛАДИВОСТОК, 23. (Дальроста). 22 июня на пароходе «Ставрополь» отправилась экспедиция в Колымский край. «Центросоюзом» погружено 25000 пуд. продуктов первой необходимости. Экспедиция продолжится около 3-х месяцев.


Власть труда 1923 № 177 (1117), 10 августа.

 Власть труда 1923 № 177(1117) (10 авг.) Колымская торговая экспедиция.jpg
КОЛЫМСКАЯ ТОРГОВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

организована по инициативе и силами и средствами исключительно Наркомторгпромом ЯАССР на средства Якутреспублики, с частичным ассигнованием на эту экспедицию средств центром Федерации.
Центросоюз является техническим аппаратом по отправке товаров экспедиции и погрузке их на пароход во Владивостоке, где Наркомторгпром своего технического аппарата не имеет. Для этой цели Ирконторой Наркомторгпрома в Харбин и Владивосток быв командирован специальный агент, при участии и посредничестве которого и было выполнено с технической стороны дело организации экспедиции — Центросоюзом.
Общая сумма расходов по организации экспедиции выразилась в 500. 000 руб. золотом, кооперация в этой экспедиции участвует в лице Холбоса суммой в 25.000 руб. Всего товаров, а также хлеба, сахара и проч. погружено и отправлено до 25.000 пудов.
Пароход "Ставрополь" зафрахтован у Доброфлота Ирконторой. Экспедиция направляется в Колымск, как экспедиция Наркомторгпрома ЯАСССР, в распоряжение которого и поступают все грузы экспедиции по прибытии их в Колымск. Торгово-бухгалтерской отчетностью экспедиция также подчинена, согласно распоряжения Наркомторгпрома ЯАСССР, исключительно Ирконторе.
Последний раз редактировалось ББК-10 09 Март 2015 15:41, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1923: Первый советский рейс на Колыму

Сообщение ББК-10 » 09 Март 2015 14:50

Советская Сибирь, 1923, № 206, 14 сентября.

 Советская Сибирь, 1923, № 206 (1923-09-14) Колымский рейс Ставрополь.jpg
Экспедиция в устье Колымы.

МОСКВА, 11 сентября. Доброфлоту удалось после пятилетнего перерыва снарядить экспедицию в Ледовитый океан в устье Колымы, с целью снабжения Якутского края предметами первой необходимости. Снаряженный экспедицией пароход "Ставрополь" отбыл по назначению.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1923: Первый советский рейс на Колыму

Сообщение ББК-10 » 19 Июнь 2020 22:56

Советская Сибирь, 1924, № 162, 18 июля

 Советская Сибирь, 1924, № 162 (1924-07-18) Ставрополь. Колыма.jpg
Колымский округ Якутии.
(От нашего корреспондента).

Пространство и население. — Богатства края — Звериный промысел и рыболовство. — Приход «Ставрополя» — Морские рейсы в прошлом. — Колымский окружный съезд Советов.

На крайнем северо-востоке Якутии расположен Колымский округ. На пространстве в 603.000 кв. верст имеется всего 8.000 чел. населения (русские, якуты, тунгусы, ламуты, чукчи и юкагиры), частью оседлого, частью бродячего.
По многочисленным рекам, озерам и «вискам» (маленьким речкам) расселились или кочуют обитатели Колымского края, влача жалкое, полное лишений существование и постепенно вымирая.
Богатства округа: олени, рыба, звери, полезные ископаемые. Рыболовство служит подспорьем, а нередко единственным источником пропитания для большинства населения.
К февралю, марту, а иногда и того ранее (в зависимости от улова предыдущего года) у колымчанина на исходе все запасы рыбы — его главной пищи. Он ждет с нетерпением мая, июня вскрытия рек. Последнее для него величайшее событие. Вода несет рыбу, несет жизнь.
Все лето кипит работа: почти круглые сутки колымчанин в воде, вытаскивав тоню за тоней.
Появляется известное «довольство», беспечность; колымчанин начинает шиковать, раздаривая направо и налево пойманную
рыбу и почти не заготовляя ее впрок. В результате — к весне голодовка, поедание прошлогодних потрохов, налимьих кож и т. п.
Большинство бродячих инородцев в округе заняты звероловством, как основным или подсобным промыслом. Сведении, даже приблизительных, о количестве добывавшейся в прежние годы пушнины по Колымскому округу нет. Правда, они были и собирались полицией, статистич. комитетом и частными лицами, но все они находятся между собой в таком противоречии, что на основании их трудно вывести даже и средние цифры.
Песец (полярная лисица), лисица, белка, горностай, соболь — вот почти главные виды зверей, служащих предметом охоты для зверолова.
Добыча пущного стоит в зависимости от набега зверей, состояния оружия и огнеприпасов у охотников, их материального положения, т. к. бывают случаи таких голодовок, когда зверопромышленник (это особенно наблюдается среди юкагиров с р. р. Нелемной и Ясачной, притоков Колыма) настолько обессиливает, что оказываются уже не в состоянии итти на промысел.
Главно оружие охотника севера — однозарядная берданка, доставлявшаяся Якутском.
Чукча, бродящий по тундре вдоль берегов океана, нередко заходящий в Чукотский полуостров, тот уже многие годы пользуется винчестерами американцев, доставлявшимися ему предприимчивыми янки в обмен на пушнину и оленьи шкуры.
Регулярное сообщение Якутска с Колымским округом прекратилось в 1920 г. Почти 4 года округ был отрезан от центра Якутии.
Только осенью 1923 г. в Колыму из Владивостока пришел пароход "Ставрополь", привезший продовольствие и товары и освободивший север от остатков белобандитских офицерских отрядов.
К этому времени обнищавшее население округа поистрепало последние неводы и мережи (т. к. конский волос, оно получало из Якутска), уже давно потратило последние запасы пороха и свинца.
Положение создавалось трагическое.
Пароход привез хлеб, мануфактуру и огнеприпасы, но население настолько обеднело, что не имеет средств на покупку самого необходимого.
Подробно обо всем этом не так давно — в средних числах мая — стало известно Якутску от приехавших из Колымска нескольких партработников, которые обрисовали создавшееся в округе положение.
Обком партии, обсудив этот вопрос, уже принял ряд решений, направленных к восстановлению жизни Колымск. окр. Из них надо отметить: снабжение на льготных условиях, а частично и безвозмездно, бедняков-звероловов огнеприпасами и оружием, рыболовов конским волосом, льготный кредит населению, уценку всех товаров в
Колымск окр. на 50 проц., предложение НКТП организовать подвижные фактории вдоль побережья (Сев. Лед. океана и ряд других.
Маленькая справка о морских рейсах из Владивостока в устье Колымы.
Путь от Якутска до Ср. Колымска — около 2400 верст — очень тяжел и неудобен, длится 2—3 месяца; оборудованного тракта, конечно, нет. Дорога идет то вдоль рек, то через горы и хребты, то пересекает бурные горные речки.
Провоз очень дорог. Средства передвижения — олени, лошади.
Мысль о морском сообщении возникла давно.
Первым в устье Колымы из Владивостока пришел пароход «Колыма» в 1911 г. Рейс был пробный, доставили около 30000 п. казенной муки и соли.
С тех пор ежегодно до 1918 г. (кроме 1914 г., когда вторично посылалась «Колыма») — приходил пароход "Ставрополь" с полным грузом всех необходимых для округа товаров и продуктов. Его рейсы способствовали экономическому возрождению края и избавили колымское население от хронических голодовок. С 1918 г., когда рейсы прекратились, население осталось без подвоза товаров и муки.
Понятно, с какой радостью был встречен им приход парохода «Ставрополь» осенью 1923 г.
Немедленно по восстановлении соввласти в Колымском округе закипело советское и партийное строительство.
Организована ячейка РКИ, три — комсомола, райпрофсовет, начались улусные съезды, конференции и т. д. А в марте уже был созван Колым. окр. съезд советов.
Собралось 32 представителя от улусов, г. Ср. Колымска, партии.
В повестке дня стояло 16 разнообразных вопросов, начиная с информационных о структуре соввласти и Красной армии, затем останавливавших особое внимание на экономическом положении края и кончая рядом мелких — о высылке б. белых офицеров из округа, представительстве в ЯЦИК и др.
Съезд длился 7 дней, им принят ряд постановлений, проведение каковых в жизнь, при поддержке центр. правительства Якутии, несомненно, оживит жизнь округа. Обком партии уже кликнул клич: «Добровольцы на север», призывая ехать. на сов. и парт. работу партийцев и комсомольцев.
Добровольцы нашлись. Отправляют на работу в округа и наркоматы: НКФ — финагента. НКПР — заключил договор с 5 учителями и 1 врачом, НКЗ — посылает ветфельдшеров.
Все едущие будут отправлены в Иркутск, а оттуда через Владивосток, морем, к осени доберутся до Колымска.
Красный флаг, взвившийся над безбрежной тундрой находится в надежных руках Якутской Автономной Советской Республики.
Гордо развеваясь по ветру, несущемуся с Ледовит. океана, он будет говорить о необъятном просторе Союза Советск, Республик, занимающего шестую часть земной суши, от подтропического Кавказа и Крыма до приполярных Верхоянского и Колымского округов Якутии.
М. Кротов
2 июня, 1924 г.
г. Якутск.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения