Героический рейс "Литке"ИЗ ВЛАДИВОСТОКА В МУРМАНСК В ТРИ МЕСЯЦА.ЦК ВКП(б) — т.т. СТАЛИНУ и КАГАНОВИЧУ.
СНК СССР — т.т. МОЛОТОВУ и КУЙБЫШЕВУ.
Наркому обороны — т. ВОРОШИЛОВУ.
Главсевморпуть — т. ШМИДТУ.Успешно преодолевая на огромном протяжении Северного Морского пути ледяные препятствия, экспедиция «Литке» за 83 дня сквозного похода выполнила следующие задачи:
Выйдя из Владивостока 26 июня, после ожесточенной борьбы с тяжелыми льдами Чукотского моря, 12 августа прибыла к островам Самуила для освобождения зимующих судов первой Ленской экспедиции. Начиная с 18 августа, в течение пятидневной упорной работы, ледорез «Литке» взломал сплошной многолетний лед и вывел на ледяного плена три парохода: «Товарищ Сталин», «Правда» и «Володарский», дав им возможность вступить в строй для выполнения своих производственных заданий.
«Литке» совместно с ледоколом «Ермак» 12 августа участвовал в проводке второй Ленской экспедиции, проведя на своем буксире от мыса Челюскин через забитый льдами пролив Вилькицкого до моря Лаптевых речной пароход «Партизан Щетинкин».
Выполнив целиком задание партии и правительства, ледорез «Литке» сверх плана принял участие в проводке Карской экспедиции и оказал существенную помощь английскому пароходу «Марклин», сняв его с мели.
Во время плавания «Литке» произведены всесторонние научные, исследования, имеющие большое значение в деле освоения северных морей. Продвигаясь настойчиво вперед, «Литое» получил ряд повреждений в корпусе Только благодаря исключительной преданности экипажа своему делу высокой квалификации специалистов, напряженным темпам, была восстановлена судовыми средствами боеспособность ледореза и он смог приступить к выполнению своих дальнейших задач.
Победа одержана, трудности преодолены, благодаря сплоченному коллективу, проводившему работу испытанными большевистскими методами: соцсоревнованием и ударничеством, на основе железной дисциплины, твердого единоначалия, указаний великого вождя ленинской партии тов СТАЛИНА и решении XVII партсъезда.
Начальник экспедиции ДУПЛИЦКИЙ.
Капитан НИКОЛАЕВ.
Помполит ЩЕРБИНА.
Зам. нач. экспедиции БРОНШТЕЙН.
Руководитель научной части ВИЗЕ.
Секретарь партколлектива ТРОФИМОВ.
Председатель судкома ДЕШЛАКОВ.
С ВОСТОКА НА ЗАПАД.28 июня этого года из Владивостокского порта вышел в новый арктический поход ледорез «Литке». «Литке» должен был пройти Великий Северный морской путь в одну навигацию.
Начальником этой знаменательной экспедиции из Владивостока в Архангельск был капитан Дуплицкий. Научную часть экспедиции возглавлял профессор Визе.
4-го июля, утром, «Литке» пришел в Петропавловск.
Закончив погрузку угля и воды. 7-го июля ледорез «Литке» вошел в воды Берингова моря.
12 июля ледорез «Литке» покинул бухту Провидения, держа курс на Уэллен. 14 июля, в 3 час. 30 мин., «Литке» прошел место гибели «Челюскина».
В 30 милях к востоку от мыса Шмидта «Литке» вынужден был сделать первую остановку, в связи с большим скоплением льдов. Стоянка была использована для производств различных научных работ по изучению льда и моря.
22 и 23 июля ледовая обстановка изменилась и «Литке» двинулся дальше.
6-то августа, в 9 часов утра, «Литке» бросил якорь в самом северном порту мира — в бухте Тикси. Взяв здесь уголь, «Литке» двинулся дальше, преодолевая тяжелые льды. 12-го августа навстречу ледорезу вышла группа зимовщиков Северной земли во главе с геологом Урванцевым. Около островов Самуила «Лите» занялся выводкой зимующего здесь первого Ленского каравана.
Пройдя около 5 тысяч миль, преодолев исключительно тяжелые ледовые условия пролива Вилькицкого, острова Самуила и мыса «Челюскина». «Литке» вышел к острову Диксон для проводки судов Карской экспедиции.
Успешно закончив свою работу, ледорез «Литке» направился в Мурманск и прибыл туда благополучно, доказав еще раз возможность прохода в одну навигацию Великого Северного морского пути.
НА СНИМКЕ: ледорез «Литке»: вверху — нач. экспедиции капитан Д. С. Дуплицкий; внизу — зам. нач. экспедиции по научной части лроф. В. Ю. Визе.