1938: Рейсы ледокола "Ермак"

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1938: Рейсы ледокола "Ермак"

Сообщение ББК-10 » 12 Октябрь 2025 15:33

Советская Арктика, 1939, № 2, с.72-76.

 Советская Арктика 1939_2 - 0001.jpg
Я. ВОЛЬСКИЙ-ВАРИЕС

ПОХОД „ЕРМАКА" К КАРАВАНУ „САДКО"
(В навигацию 1938 года)


... 18 августа 1938 года экипаж „дедушки ледокольного флота", ледокола „Ермак", закончил проводку пароходов „Уралмаш", „Мироныч" и „Сталинград" через тяжелый лед пролива Вилькицкого и западной части моря Лаптевых. Дальнейший путь этих пароходов лежал к бухтам Тикси и Нордвик через свободную ото льда южную часть моря Лаптевых.
Это была уже четвертая операция 1938 года, успешно законченная „Ермаком". С момента выхода из Мурманска в сверхранний рейс к Земле Франца-Иосифа ледокол освободил три зимовавших в Арктике каравана. 15 транспортных и ледокольных судов были возвращены в строй действующих кораблей нашего торгового флота. Большинство освобожденных судов сразу же включилось в арктическую навигацию, получив самостоятельные оперативные задания.
Во льдах центральной Арктики оставалось еще три ледокольных парохода — „Садко", „Седов" и „Малыгин", унесенных стихией полярного дрейфа далеко на север.
Поход к ним был связан с трудностями работы в совершенно неизученном районе, где еще никогда никто не плавал.
Закончив приемку угля и воды с пароходов, пришедших с запада, „Ермак" начал свой путь для производства глубокой разведки в северовосточной части моря Лаптевых.
Когда свободные от вахт ермаковцы собрались в столовой ледокола, чтобы заслушать доклад Героя Советского Союза А. Д. Алексеева о достижениях советской авиации, над ледоколом неожиданно появился самолет. Это была оранжевая двухмоторная летающая лодка „Н-243" летчика-орденоносца Матвея Козлова. Самолет сделал два круга над ледоколом, прощальное покачивание корпусом и ушел в ледовую разведку.
На карте моря Лаптевых, лежащей в штурманской рубке ледокола, был проложен курс почти по 76 параллели на восток к острову Котельному.
Зеркальная поверхность моря, отражавшая широкий луч солнечного света, свободна ото льда вплоть до самого горизонта. Измеренные эхолотом глубины не превышают 20—25 метров. Скорость приходится сбавлять и делать в час не более 7—8 миль.
Весь переход до Котельного прошел по чистой воде. Долго господствовавшими южными ветрами лед унесло на север.
Только около самого Котельного появился лед. Остров со всех сторон был окружен припаем. Подойти к полярной станции для выгрузки авиабензина самолету летчика Купчина ледокол не смог. Решили снабдить самолет горючим прямо в море.
Отыскав недалеко от острова широкую полынью, ледокол стал на якорь, а летающая лодка „Н-238" села на воду и подрулила почти к самому борту.
Заправив самолет горючим, молодой полярный летчик Георгий Купчин, желая полностью использовать установившуюся прекрасную погоду, сразу же вылетел в разведку.
Через несколько часов с самолета было получено радио, сообщавшее, что он долетел до 78 параллели, нигде в пределе видимости не обна-
[72]

 Советская Арктика 1939_2 - 0002.jpg
ружив льда. Там он оказался окутанным туманом и был вынужден повернуть обратно.
Получив столь благоприятное сообщение, ледокол быстро выбрал якорь и лег на курс „норд".
Перед нами вновь расстилалось бесконечное водное пространство, чистое ото льда. Ледокол двигался вдоль 136 меридиана восточной долготы.
Часто измеряемые глубины начали резко падать. Измерение это представляло большой интерес, так как при его помощи можно было выяснить координаты края так называемой материковой ступени. Край ее является границей между мелководным морем Лаптевых и океанскими глубинами Центрального полярного бассейна. Отыскание места перехода материковой ступени в ложе полярного океана представляет большой научный интерес.
Но, к великому сожалению, на „Ермаке“ не оказалось глубоководной автоматической лебедки! При помощи же эхолота можно было измерить лишь глубины до 500 метров. Последняя глубина, которую нам удалось взять эхолотом, была 474 метра на счислимой широте 74°30'. Далее начались океанские глубины Полярного бассейна, измерить которые мы не могли. 1
Двигаясь полным ходом вдоль меридиана по чистой воде, ледокол приближался к 78 параллели.
Там, где летчик Купчин оказался окутанным туманом, мы также встретили туман. Вскоре появился лед. Поля его становились плотнее. Разводий попадалось все меньше и меньше. Видимость попрежнему не улучшалась. Произвести авиаразведку невозможно.
К северу от 79 параллели положение не изменилось. Ледокол, хотя и медленно, все же двигался к своей цели.
22 августа на широте 80°21' густой туман окутал ледокол, которому трудно стало отыскивать себе путь среди льдов. Не желая далеко уклоняться от основного направления, определяемого теперь главным образом по радиопеленгу, решили остановиться и лечь в дрейф.

Ледокол „Ермак“ в навигацию 1938 года
Фото В. Назарова
[73]

 Советская Арктика 1939_2 - 0003.jpg
В ожидании улучшения видимости ледокол находился в дрейфе около четырех суток. Определить скорость и направление дрейфа, для уточнения прокладки счислений, было невозможно.
Густой туман закрывал небо. Стояла пасмурная, а иногда дождливая погода. Определить астрономически свое место не удавалось. Нельзя было определить дрейф и с помощью лота—под килем были океанские глубины Центрального полярного бассейна.
Уже на второй день дрейфа, когда через слегка ослабевающий туман можно было рассмотреть отдельные небольшие разводья, стало ясно, что торопиться с походом не следует: дождливая погода ослабляла лед. Он постепенно разрушался и таял. Прямо на глазах образовывались новые разводья. Предстоящая схватка с полярным льдом сильно облегчалась.
Эта вынужденная четырехдневная стоянка была удачным маневром.
* * *
Вечером 26 августа, не дожидаясь полного рассеивания тумана, начали двигаться дальше.
Пробираясь разводьями и преодолевая небольшие ледовые препятствия, упорно двигались к северу.
Единственным орудием в руках водителей корабля был радиопеленг, и он вывел нас прямо к дрейфующим судам.
Севернее 82 параллели появилась новая навигационная неожиданность. В истории полярного мореплавания не было подобных походов, и потому все существующие морские карты имеют предельно-высокую широту 82°.
Штурманы и гидрографы ледокола рассчитали и построили новую карту, по которой и вели дальнейшую прокладку курса, вплоть до момента подхода к „Садко“.
Эта карта — исторический документ рекордного похода в район Полярного бассейна.
Вечером 27 августа ледокол подошел к сплошному многолетнему ледяному полю. Счислимое место в этот момент отстояло от каравана всего лишь на 30 миль. Но за точность счисления нельзя было ручаться, так как необычные условия плавания и четырехсуточный дрейф могли вызвать ошибки.
Резко усилившаяся слышимость рации „Садко" говорила о том, что караван где-то совсем близко. Но путь к северу преграждает непреодолимое ледяное поле. Попытки его форсирования не привели к желательным результатам. Лед не ломался даже под тяжестью наползавшей на него носовой части судна.
Неожиданно, после небольшого рассеивания тумана вахтенный штурманский помощник заметил на горизонте дым и трубы дрейфующих судов.
Это известие моментально облетело все судно. Люди высыпали на палубу. Когда цель так близка, не страшны уже никакие препятствия.
Отступив назад, отыскиваем более слабый участок льдины и начинаем его форсировать. Работа была тяжелой. Толщина выворачивавшихся из-под штевня обломков льда доходила до 6 метров. Стояли оглушительный треск и скрежет. На горизонте яснее стали вырисовываться силуэты усиленно дымивших пароходов.
[74]

 Советская Арктика 1939_2 - 0004.jpg
Наконец, в 5 часов утра 28 августа „Ермак" врезался в лед, служивший перемычкой между „Малыгиным” и „Садко". Дорожки, в течение года протоптанные зимовщиками, были разбиты.
Люди, обреченные на трехлетнюю зимовку, вдруг увидели своего освободителя. Радостным приветствиям не было конца.
Зимовщики каравана достойно подготовились к этой долгожданной встрече. Они сделали все необходимое для того, чтобы быстрее начать обратный рейс: ликвидировали следы вынужденной зимовки, приготовили к работе законсервированные машины и механизмы, развели пары. Эта работа требовала огромных усилий от одиннадцати человек команды на каждом судне. Люди не спали в течение нескольких суток, но выполнили эту работу прекрасно. Никаких задержек для начала обратного рейса не было, машины и механизмы судов, несмотря на перенесенную тяжелую зимовку, работали хорошо.
Своим подходом к каравану „Садко", находившемуся на 83° 4'.5 северной широты, „Ермак" установил мировой рекорд свободного плавания в высоких широтах. Он был всего в 415 милях от полюса, на 300 миль севернее всех судов, плававших ранее в этих долготах. Однако „Ермак" пришел туда не ради рекорда. Ему нужно было вырвать из ледяного плена советские суда. Но даже и эта широта не является максимальным пределом возможного плавания в Арктике. Если было бы нужно, мы пробились бы и дальше на север.
Но подход к каравану „Садко" — это только первая и, как потом выяснилось, значительно более легкая часть работы. Самое главное и наиболее тяжелое было еще впереди. С освобожденными из дрейфа судами надо было пробиться через тяжелый лед на юг.
Скопление многолетнего 11-балльного льда создавало исключительные трудности для движения с караваном судов. Это еще более усугублялось необходимостью буксировки аварийного „Седова". На его

Заправка самолета в открытом море Фото В. Назарова
[75]

 Советская Арктика 1939_2 - 0005.jpg
проводку затрачивалось слишком много времени и энергии, что могло сорвать успех всей операции. „Седова" решено было оставить в дрейфе и превратить его в научную дрейфующую станцию.
Снабженный самым лучшим снаряжением, оборудованием и продовольствием из запасов „Ермака", „Седов", выведенный на небольшое разводье, остался в ледяной пустыне среди бесконечных полярных льдов. На его борту —15 отважных советских патриотов, добровольно оставшихся на зимовку. В их числе шесть молодых моряков „Ермака", отобранных из 40 ермаковцев, изъявивших желание зимовать на дрейфующей научной станции „Седов".
Ледоколы „Малыгин" и „Садко" преодолели все трудности обратного пути в тяжелых льдах, несмотря на новое осложнение в связи с потерей второго винта „Ермака" и ослаблением на 60% его мощности и на 75% маневренности.
Помогая друг другу на тяжелых участках, все три корабля пробились к 78 параллели. Там, у кромки тяжелых льдов, их дожидались ледорез „Литке" и пароход „Моссовет", пришедшие с грузом угля. После бункеровки „Садко" и „Малыгин" включились в арктическую навигацию, получив самостоятельные оперативные задания: „Садко" направился для снабжения полярной станции на острове Котельном, а „Малыгин" — в бухту Прончищевой.
Операция по выводу последнего каравана зимовавших в Арктике судов была успешно завершена.

Расположение судов каравана „Садко" при подходе к нему „Ермака"
Фото В. Назарова
[76]
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 12126
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1938: Рейсы ледокола "Ермак"

Сообщение ББК-10 » 12 Октябрь 2025 19:12

Белов М.И. История открытия и освоения СМП. Том IV.

 Навигация-1938 - 0009.jpg
Рис. 34. Вывод зимовавших судов в навигацию 1937/38 г.

1 Вывод судов каравана "Русанов" ледоколом "Ермак".
2 Вывод судов каравана "Литке" ледоколом "Ермак".
3 Вывод судов каравана "Ленин" ледоколом "Красин".
4 Вывод судов "Малыгин", "Садко" ледоколом "Ермак".
5 Вывод каравана испанских судов ледоколом "Ермак".
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 12126
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1938: Рейсы ледокола "Ермак"

Сообщение ББК-10 » 12 Октябрь 2025 19:15

Полярная правда, № 206(3576), 8 сентября 1938 г.

 Полярная правда,  № 206(3576) ЕРМАК-ДИКСОН -8 сентября 1938 г..jpg
РАДИОГРАММА С "ЕРМАКА"

БОРТ ЛЕДОКОЛА «ЕРМАК», 5. Вчера «Ермак» вышел к бухте Прончищевой, где примет уголь и пойдет на Диксон.
Одновременно «Садко» ушел к острову Котельному, а «Малыгин» — к бухте Прончищевой.
Все выведенные «Ермаком» суда участвуют уже в арктической навигации этого года.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 12126
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1938: Рейсы ледокола "Ермак"

Сообщение ББК-10 » 12 Октябрь 2025 19:19

Полярная правда, № 210(3580), 12 сентября 1938 г.

 Полярная правда,  № 210(3580) ЕРМАК МЫС ЧЕЛЮСКИН -12 сентября 1938 г..jpg
"ЕРМАК" У МЫСА ЧЕЛЮСКИНА

БОРТ ЛЕДОКОЛА «ЕРМАК», 10. (По радио от нашего спецкорра).
Войдя с востока в пролив Вилькицкого, «Ермак» 9 сентября бросил якорь у мыса Челюскина, недалеко от полярной станции. Вечером ледокол посетили зимовщики полярной станции, которые рассказали о своей работе. Сейчас на станции идет подготовка к предстоящей зиме, непрерывно ведется большая научная работа. Зимовщики успешно охотятся на морского зверя.
Пароход «А. Пушкин», снабдив полярную станцию продовольствием и снаряжением, после пополнения запасов пресной воды ушел на запад.
Экипаж «Ермака» с нетерпением ожидает встречи с флагманом арктического флота ледоколом «Иосиф Сталии». Предполагают, что «И. Сталин» подойдет к мысу Челюскина утром 12 сентября.
ПАВЛЯК.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 12126
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1938: Рейсы ледокола "Ермак"

Сообщение ББК-10 » 12 Октябрь 2025 19:21

Полярная правда, № 213(3583), 16 сентября 1938 г.

 Полярная правда,  № 213(3583) ЕРМАК-И.СТАЛИН ВСТРЕЧА -16 сентября 1938 г..jpg
ВСТРЕЧА ДВУХ ЛЕДОКОЛОВ

БОРТ ЛЕДОКОЛА «ЕРМАК» 13. Сегодня в 7 часов утра в море Лаптевых у острова «Комсомольской правды» произошла встреча двух мощных ледоколов: дедушки ледокольного флота «Ермака» и флагмана арктического флота «Иосиф Сталин».
Ледокол «Иосиф Сталин» пойдет к острову Котельному, где примет уголь. Он будет производить работы в море Лаптевых.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 12126
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1938: Рейсы ледокола "Ермак"

Сообщение ББК-10 » 13 Октябрь 2025 09:05

Известия, 1938, № 215 (6682), 14 сентября.

 Известия 1938-215 (6682)_14.09.1938 Ермак Котельный.jpg
Полярники
И. ОСИПОВ

Ледокол «Ермак» стоит у берега самого северного выступа нашего материка — мыса Челюскина. Суровый берег обжит советскими полярниками. У моря раскинулся поселок, высоко подняты мачты рации, тарахтит вездеход, снует катер. Коровы и свиньи бродят возле отведенных им помещений.
Полярная станция оживлена прибытием смены зимовщиков. «Ермак», закончив проводку каравана судов, ожидает встречи с ледоколом «Иосиф Сталин».
В этом году «Ермак» повстречался со всеми судами, плавающими на западе Арктики.
Всякий раз, когда, обменявшись приветственными гудками, встреченные нами суда пришвартовывались к крутым бортам «Ермака», просторная кают-компания ледокола заполнялась гостями. Приходят проведать друзей зимовщики, являются с официальными «визитами дружбы» капитаны, старшие механики.
На стоянке в бухте Прончищевой, когда «Ермак» оказался в обществе судов, направлявшихся на запад, среди гостей нашей кают-компании обращал на себя внимание бородатый мужчина с застенчивой улыбкой, светлыми глазами и молодыми, не соответствующими громадной бороде, движениями. Говорил он неторопливым басом, много и жадно курил, искренно и громко хохотал и пытливо расспрашивал о жизни на Большой Земле, о московском метро, о троллейбусах, театральных постановках.
Три года назад к острову Котельному подошла шхуна «Темп». Зимовщики Котельного доставили много беспокойства — в течение долгого времени они не подавали никаких признаков жизни. Оказалось, что малоопытный радист погубил радиостанцию. Выход мог быть только один, и радист шхуны Александр Павлович Васильевич Бабич сошел на берег, взяв с собой аварийную рацию шхуны. Бабич неожиданно стал зимовщиком.
Шхуна ушла, новый радист сел к ключу, Котельный возобновил радиосвязь с Большой Землей. В эфир полетели первые после долгого перерыва метеосводки, научные материалы. Живой энергичный и веселый радист прожил на острове три года. В это время почти все зимовщики сменились. На последний год оставались в доме полярной станции трое — начальник Соколов, Бабич и механик Бем. Дела было по горло. Охотились на песцов, объезжали остров на собаках, несли полярную вахту в северном секторе моря Лаптевых.
В этом году Бабич почувствовал недомогание и обратился по радио к врачу бухты Тикси. Врач по радио поставил диагноз: катар желудка и назначил диэту.
Не легко было на зимовке соблюдать диэту. По вскоре прилетели самолеты отряда Алексеева, направлявшиеся к каравану «Садко». Одна из больших четырехмоторных машин доставила радисту диэтические продукты.
Сейчас он чувствует себя хорошо. «Садко» зашел на Котельный, забрал радиста и механика. Начальник зимовки т. Соколов остался на несколько дней один; шхуна «Темп» везет ему из бухты Тикси смену.
Три года, прожитые на далеком острове, вспоминаются нашим гостем как самый замечательный этап его жизни. И если первая зимовка выпала на его долю случайно, то можно быть уверенным, что не за горами тот день, когда радист Бабич предложит свою кандидатуру для очередной смены на одной из полярных станций.
Механик «Садко» Николай Николаевич Розов принес в кают-компанию «Ермака» свои фотоснимки. Он запечатлел на них быт, работу, жизнь зимовщиков каравана «Садко».
Среди множества снимков есть один, не привлекающий особого интереса, но много говорящий самому автору снимка. На фото изображен высокий и крутой берег острова Генриетты. Здесь в 1937 г. во время выгрузки полярной станции, Розов лишился двух пальцев левой руки. Он хотел поправить соскользнувший трос лебедки. Как-раз в это время под напором льда судно сдвинулось, трос натянулся и прихватил пальцы механика.
«Садко», «Седов», «Малыгин» были затерты льдами. Прошла зима. Весной этого года самолеты сняли с дрейфующих судов большинство людей. Разумеется, Розов мог улететь на Большую Землю. Казалось вполне естественным, что он не останется дрейфовать с поврежденной рукой. Но суда надо было сохранить, на них должны были остаться опытные механики, которые смогли бы вдохнуть жизнь в застывшие, скованные льдом корабли. Механик Розов остался.
Он работал за троих, нес свою героическую вахту во льдах Центрального Полярного бассейна. Комсомолец Розов поступил так, как поступают в ответственную минуту советские люди. Он и сейчас продолжает нести вахту у машины «Садко», который немедленно после выхода из дрейфа принялся за работу. «Садко» ходил на Котельный, отправился сейчас на, остров Домашний, куда доставит грузы для полярной станции.
Ночью во время стоянок и встреч с судами кают-компания «Ермака» наполняется до отказа. В столовой команды проходят два-три киносеанса.
Много гостей бывает на «Ермаке».
Мы встречаемся с советскими полярниками, и встречи эти останутся памятны на всю жизнь.

БОРТ ЛЕДОКОЛА «ЕРМАК», 12 сентября. (По радио от нашего спец. корр.).
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 12126
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1938: Рейсы ледокола "Ермак"

Сообщение ББК-10 » 13 Октябрь 2025 09:09

Советская Сибирь, 1938, № 218, 21 сентября.

 Советская Сибирь, 1938, № 218 (1938-09-21) Ермак у мыса Челюскин.jpg
"ЕРМАК" У МЫСА ЧЕЛЮСКИН

БОРТ ЛЕДОКОЛА «ЕРМАК», 18 сентября. (Радио спец. корр. ТАСС).
«Ермак», находясь у островов «Комсомольской Правды», забункеровал ледокол «Литке», отправившийся в море Лаптевых на соединение с ледоколом «Иосиф Сталин». Сегодня в 2 часа 30 минут отправились на запад. В 9 часов подошли к мысу Челюскин и начали выгрузку грузов продовольствия и технических материалов для полярной станции. Ледокол «Малыгин» и пароход «Диксон» следуют вместе с «Ермаком» на запад, ледокол «Ленин» ожидает подхода парохода «Моссовет». Затем они вместе пойдут к острову Диксон.
«Ермак» предполагает 20 сентября подойти к о. Диксон и в конце месяца прибыть в Мурманск.
ДЬЯКОВ.

Полярная правда, № 218(3588), 22 сентября 1938 г.

 Полярная правда,  № 218(3588) ЕРМАК-МОРЕ ЛАПТЕВЫХ -22 сентября 1938 г..jpg
Радиограмма с "Ермака"

БОРТ ЛЕДОКОЛА «ЕРМАК», 20. (По радио от нашего спецкорра).
18 сентября, закончив свои операции в море Лаптевых, «Ермак» снялся с якоря у островов «Комсомольской правды» и направился к проливу Вилькицкого. С ледоколом вышли «Малыгин» к «Диксон». К 12 часам подошли к мысу Челюскин, где пополнили запасы продовольствия и снаряжения полярной станции.
Пролив Вилькицкого совершенно чист от льда. «Диксон» и «Малыгин» ушли вперед без нашей помощи.
Вчера в 9 часов прошли архипелаг Сергея Кирова. Переходу благоприятствует хорошая погода. Скоро — остров Диксон.
Как сообщают с дрейфующего ледокола «Седов», 19 сентября он находился на широте 83 градуса 31 минуте и долготе 143 градуса 5 мин. Температура 0 град.
ПАВЛЯК.

Полярная правда, № 220(3590), 24 сентября 1938 г.

 Полярная правда,  № 220(3590) ЕРМАК У ДИКСОНА -24 сентября 1938 г..jpg
У ОСТРОВА ДИКСОН

БОРТ ЛЕДОКОЛА «ЕРМАК» (По радио, наш спецкорр). 20 сентября в 20 часов «Ермак» бросил якорь у острова Диксон. Рейд бухты Диксон очень оживлен. Здесь стоят пароходы «Уралмаш», «Ильмень», «Балхаш», ледокол «Малыгин», теплоход «Косарев», несколько мелких гидрографических судов. Кипит круглосуточная работа в заполярном порту Диксоне — одном из крупнейших портов Советского Союза. «Ермак» примет здесь уголь и выйдет в Мурманск — порт, откуда он начал свою славную арктическую навигацию этого года. Несмотря на трудности арктических условий работы — восьмибалльный шторм в Карском море, встретивший ледокол на обратном пути, — ермаковцы жизнерадостны, здоровы, готовы принять любое задание партии и правительства. Экипаж включился в соревнование за переходящее красное знамя Главсевморпути.
ПАВЛЯК.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 12126
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения