Бюллетень Арктического Института, №1-2, 1935 г. Л., изд-во Главсевморпути. с. 4-6.
ПОЛЯРНОЕ ПЛАВАНИЕ ЛЕДОКОЛА „ЕРМАК" В 1934 Г.
Для решения крупных задач, связанных с основанием Северного морского пути, Главное Управление Северного Морского пути направило в Арктику в навигацию 1934 г. ледокол „Ермак“, под начальством тов. П. В. Орловского. Экспедиции были даны следующие задания: 1) провести морские суда Карской экспедиции в устья рек Оби и Енисея 2) провести три парохода через льды Карского моря с грузом для Усть Ленского порта; 3) провести обратно от мыса Челюскина через Карское море на запад 6 пароходов до Новой Земли; 4) оказать в случае надобности содействие и помощь ледоколам и ледокольным пароходам, проводящим самостоятельные операции в Карском море.
„Ермак“ вышел 30 июня из Ленинграда и 10 июля прибыл в Мурманск, где принял запас угля, и затем 15 июля вышел на пролив Маточкин Шар. 17 июля ледокол вошел в Карское море и сразу же встретил там лед. С этого времени началась ледокольная работа „Ермака". Прежде всего пришлось произвести ледовую разведку для проводки первых караванов транспортов через южную часть Карского моря в Енисей. На основании результатов этой разведки „Ермак" дал распоряжение „Малыгину" подвести из Югорского Шара к о-ву Белому первый караван в составе З-х пароходов Ленской экспедиции. Приняв эти пароходы и проведя их через льды к о-ву Диксона, „Ермак" провел затем 12 августа Карским морем еще 2 группы транспортов в Енисей. Далее на основании данных авиоразведки и прогноза погоды „Ермак“ провел от о-ва Диксона к мысу Челюскина караван, состоявший из З-х пароходов и 1 небольшого буксирного парохода. Весь этот переход сопровождался туманом, мглой и плохой видимостью. Лишь благодаря опытности штурманских работников экспедиции 17 августа „Ермак" без всяких повреждений провел через льды весь караван до мыса Челюскина, значительно превысив этим среднюю норму как проходимости, так и проводимости судов через льды.
На мысе Челюскина, где Всесоюзным Арктическим институтом была построена в 1932 г. полярная станция, „Ермак" выгрузил при весьма трудных условиях привезенный из Мурманска разборный дом. Дальнейшая проводка пароходов на восток представлялась невозможной, так как пролив Вилькицкого был забит сплошным льдом. 18 августа „Ермак“ вышел на ледовую разведку, пытаясь форсировать пролив и пробиться затем в море Лаптевых. Но, пройдя около 70 миль, „Ермак" был вынужден возвратиться к мысу Челюскина. С 20—23 августа ледокол 8 раз прошел через льды пролива Вилькицкого в море Лаптевых и обратно, проведя за это время л/п „Русанов", и п/х п/х „Садко", „Молотов", „Байкал", „Сталин". 24 августа „Ермак" направился к л/п „Садко", дрейфовавшему в тяжелом льду в северовосточной части Карского моря. При выполнении этой операции „Ермак" оказал также помощь ледорезу „Литке" у Русского о-ва, а на обратном пути помог выйти из льдов л/п „Русанов" и г/с „Циркуль" и вывел л/п „Малыгин”, который застрял в тяжелом льду в районе Русского о-ва. Во время этого рейса был открыт ненанесенный на карты остров. Была сделана его опись и определено приближеннее местоположение: ? = 77°32' 14, ? = 91° 55' Е. Этот остров назван островом С. Кирова. {1} Следует упомянуть, что при подходе к л/п „Садко" и при форсировании тяжелого льда, „Ермак" сломал один из своих З-х винтов, что значительно понизило ледокольные качества судна.
11 сентября в установленный планом срок и без опоздания „Ермак" снова подошел к мысу Челюскина и 12 сентября тронулся оттуда в обратный путь с грузовыми пароходами и л/п „Сибиряков", чтобы вывести их все через льды на чистую воду. Условия этого перехода были весьма тяжелы по многим причинам. Наибольшее затруднение состояло в том, что пароходы без груза сидели слишком высоко, и потому винты их выходили из воды. Приходилось всячески оберегаться от ударов винтов об лед во избежание их поломки. Вторым препятствием была темнота, так как уже наступала полярная осень, и солнце на несколько часов скрывалось за горизонтом. Однако, благодаря опытности руководящего состава экспедиции в плавании в полярных водах, караван из 5 балластных пароходов прекрасно шел за „Ермаком", и 15 сентября „Ермак" прибыл к о-ву Диксона, закончив таким образом Ленскую операцию.
Пребывание „Ермака" в Карском море продолжалось до 11 октября, когда из устья Енисея в Баренцово море прошел последний караван транспортов. 12 октября „Ермак" ушел в Мурманск за углем, а 28 октября прибыл в Ленинград.
Всего ледокол прошел свыше 11 000 миль, из них 6 000 миль в Карском море. Наиболее важным и интересным для мореплавания, но вместе с тем и самым трудным, было плавание „Ермака" в восточном и северном районах Карского моря, сравнительно малоисследованных и труднодоступных для судоходства. Во время плавания „Ермака" все время измерялись морские глубины (получено 400 глубин, которые могут быть нанесены на карту), а также изучались гидрометеорологические условия, ледовый режим и собирались сведения, облегчающие навигацию в этих областях.
Кроме о-ва Кирова был открыт еще один остров, ненанесенный на карту. Координаты его: φ = 77°00' N и λ = 89°42' Е.
{1} В Бюлл. № 11—12, стр. 397, неправильно показано φ = 73°33' N; λ = 91°36' О.
Капитан дальнего плавания Ю. ПЕТРОВ