Вечерняя Москва, 1932, № 298, 25 декабряКАТЕР В ОКЕАНЕСЕГОДНЯ СИБИРСКИЙ ПОЕЗД ДОСТАВИЛ В МОСКВУ т. И. А. ЛАНДИНА И ЕГО СПУТНИКОВ.*
Весной 1931 года Главное управление гражданского воздушного флота снарядило экспедицию на побережье Ледовитого океана.
Начальник экспиедиции — дважды краснознамёнец И. А. Ландин. Состав: инженер воздушных сообщений, инженер-гидрограф, геодезист, зоолог, геолог, радист, 2 капитана дальнего плавания, 2 моториста, переводчик.
На чем ехать?
Был разработан исключительно смелый и необычный в наши дни способ передвижения во льдах.
Решили сделать два катера по японскому образцу («кавасаки»), специально приспособленных для ледового плавания.
Известный полярный капитан П. Г. Миловзоров сделал чертежи. И на свет появились два катера — »Уэлен» и «Лена». Размер их напоминал «Кочи» Семена Дежнева, еще в 1648 г. впервые прошедшего по этому же пути.
А путь таков: селение Уэлен (у мыса Дежнева) — до устья реки Лены. Задача экспедиции — изыскать воздушную линию в этом районе.
Предстояло обследовать. пробираясь по малым глубинам между берегом и льдом, 40 пунктов, установив возможность летной работы. провести зимовку в Средне-Колымске и в 1932 г. продолжить поход до устья Лены.
«ЛЕНА» И «Уэлен» двинулись из Владивостока вдоль берегов. Из Владивостока катеры доставлены к мысу Дежнева на палубе парохода «Лейтенант Шмидт».
Лед. Страшный, грозный лед. Беспрерывная, упорная борьба и.., авария за аварией. Катеры были все же слабы, их восполняла сила коллектива и воля к победе. Путь загражден. Рвали льды. Льдины отбуксировывали в сторону, чтобы освободить путь.
Не раз, убегая от напиравшего льда, приходилось разгружать катеры и вшестером вытаскивать, избегая аварии, шестисотпудовые катеры на берег.
На середине пути, у мыса Северного, новое препятствие — невзломанный лед задержал экспедицию на 13 дней.
Дальше ходу нет. Плану работ грозит срыв...
Люди решались на невиданное дело—пройдем посуху до чистой воды. Всю ночь велась напряженная работа — рыли траншею через перешеек мыса Северного. Вырыли 35 метров и после 28 часовых усилий катеры посуху были перетащены на другую сторону мыса. Здесь был разреженный лед, и экспедиция двинулось в дальнейший путь.
Изнурительная борьба со льдами не остановила личный состав. Он систематически занимался исследовательскими работами: топограф производил съемку местности, измерялись глубины, определяли астрономические пункты, геолог делал свои записи, зоолог намечал пути развития морского зверобойного промысла, велась тщательная опись берега.
В Чаунской губе экспедиция испытала жесточайший шторы, едва не закончившийся трагически для одного из катеров. «Уэлен» не справлялся с штормовыми горами волн. С большим риском для себя «Лена» забуксировала своего коллегу и помогла ему выгребать против волн. Так выбрались...
Устье реки Колымы. Добравшись сюда, экспедиция доказала осуществимость выбранного ею способа передвижения. Такая большая шхуна, кая «Чукотка», как известно, погибла в этих местах раздавленная льдами. Два мощных парохода из-за льда не успели вернуться в вынуждены была стать на зимовку.
И в то же время два утлых суденышка победоносно прошли 2.175 километров, затратив всего 54 дня.
Энтузиазм и упорная работа победили пургу, туманы, штормы и льды Северного полярного моря.
*
Поднявшись на 650 километров вверх по Колыме, экспедиция встала на 8-месячпую зимовку.
Собранный материал послали в Москву. Уже этим летом результаты экспедиции сказались: пользуясь материалами Ландина. самолеты, делавшие ледовую разведку для судов Северо-восточной экспедиции Наркомвода, успешно ВЫПОЛНИЛИ свою задачу. Самолет «Комсеверопути», производивший аэрофотосъёмку на Чукотском полуострове, также использовал эти материалы.
Добытый материал интересен не только для авиации. Составленная экспедицией карта на 40 процентов исправляет существующие морские карты. Подробно описав каждый километр побережья. Это важно, так как со времени плавания «Таймыра» и «Вайгача» лоция побережья не издавалась.
Стали известны глубины лагун, описаны подходы к ним для мелкосидящих в воде зверобойных судов.
*
ЗИМОЙ ОТ экспедиции отделилось звено в 3 человека и отправилось к устью р. Индигирки. Дождавшись взлома прибрежного льда, смельчаки на открытом вельботе. незащищенном от пурги, туманов и морских брызг, с трудом прошли 440 километров, отделяющих р. Колыму от Индигирки.
Совершив этот беспримерный в истории полярных исследований поход, звено соединилось с остальными участниками экспедиции, которые к этому времени, сменив два своих катера на одну шхуну «Пионер», вышли в море.
Это было 14 июля.
Малые глубины прибрежной полосы не давали возможности шхуне приблизиться к берегу. Участникам экспедиции, чтобы попасть на берег, приходилось, навьючив инструменты и походное имущество, совершать пешие переходы по колено в ледяной воде на расстояние в 15—18 километров.
И все же экспедиция упорно продвигалась к устью р. Лены.
В сентябре — вновь жестокие штормы. Во время одного из них неподалеку погибли два парохода — «Лена» и «Эстафета». «Пионер» отправился на помощь и спас 62 человека. Ни один человек не утонул с погибших судов благодаря своевременной помощи ландинцев.
... Всего экспедицией пройдено 5.750 километров.
... Еще не найдено таких слов, чтобы выразить всю гордость подвигами наших славных завоевателей Арктики.
Фотографии в статье:
• Сентябрь 1931 г. Катера Восточной полярной экспедиции входят в реку Колыму.
• Начальник Восточной полярной экспедиции «Аэрофлота» т. И. А. Ландин.
• Улица г. Средне-Колымска. Стены ее домов обливаются водой и покрываются толстым слоем льда, который защищает дом от холода.