ТРЕТЬЯ КОМПЛЕКСНАЯ АНТАРКТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ (1957—1959 ГГ. )
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Континентальную часть Третьей КАЭ возглавлял Герой Советского Союза Е.И.Толстиков, морскую — доктор географических наук В.Г.Корт.
Всего в экспедиции участвовало (включая экипажи судов) 445 человек, из них 184 (с учетом «обменного» ученого) остались на зимовку, в сезонный состав входило 20 человек, в морскую экспедицию — 110 человек, экипажи судов включали 131 человек.
В состав континентальной экспедиции входило 8 отрядов, а также личный состав станций Пионерская (начальник Г.М.Силин), Комсомольская (М.А.Фокин), Восток (В.С.Сидоров), Советская (В.К.Бабарыкин), Оазис (Б.И.Имереков) и вспомогательный персонал. Аэрометеорологический отряд возглавлял В.А.Бугаев, аэрофотосъемочный — М.Г.Бурлаченко, гляциологический — Х.Я.Закиев, геофизический — М.Е.Острекин, авиационный — В.М.Перов.
Морская экспедиция на д/э «Обь» включала 10 отрядов: аэрометеорологический (начальник Г.И.Голышев), гидрологический (начальник К.В.Морошкин), гидрохимический (начальник А.Н.Богоявленский), геологический (начальник А.В.Живаго), геофизический (начальник А.И.Фролов), биологический (начальник А.П.Андрияшев), астрономогеодезический (начальник Е.А.Калинин), радиоаэрофотосъемочный (начальник А.Г.Пожарский), гидрографический (начальник И.П.Швидченко), отдельный авиационный (командир К.Ф.Михаленко).
По соглашению между СССР и США в обсерватории Мирный работал американский метеоролог М.Д.Рубин, на станции ЛитлАмерика — синоптик П.Д.Астапенко. В обсерватории Мирный в составе советской экспедиции проводил научные наблюдения чехословацкий геофизик др А.Мркос.
Личный состав экспедиции и грузы были доставлены в Антарктиду в ноябре—декабре 1957 г. судами д/э «Обь» (капитан И.А.Ман) и т/х «Кооперация» (капитан А.С.Янцелевич). Общий вес грузов составлял 5280 т; среди них были два самолета ИЛ12, самолет ЛИ2 с моторами, оборудованными турбокомпрессорами, 10 гусеничных тягачей, 5 вездеходов «Пингвин», 15 тракторов С100, 41 сани. Д/э «Обь» доставил 3600 т, т/х «Кооперация» — 1680 т груза.
Предварительный выбор трассы на припае производился обычно с самолета, после чего намеченный район обследовался наземным транспортом. По пути движения измерялись толщины льда и снега, обследовались трещины и флажками намечалась трасса. Для нормальной переправы тракторов необходимая толщина льда равнялась 80 см. Весной 1957 г. все грузы были благополучно перевезены через трещину шириной 20 см, самовольная попытка одного из трактористов пересечь более широкую трещину окончилась аварией, трактор провалился.
Самолетами авиаотряда было перевезено в общей сложности около 595 т грузов: на станцию Советская было доставлено 16 т, на Комсомольскую — 250 т, на Пионерскую — 39 т, на Восток — 31 т. Кроме того, около 110 т груза — оборудование, стройматериалы, жилой домик, продовольствие — были доставлены на станцию Восток саннотракторным поездом 26 января 1958 г.
Во время Третьей КАЭ самолеты авиаотряда побывали над всеми полюсами Антарктиды — географическим, магнитным, относительной недоступности, геомагнитным и полюсом холода, покрыв расстояние в 688 000 км.
23 декабря 1957 г. на самолете ИЛ12 для определения рельефа местности был совершен разведывательный полет из Мирного в район Полюса относительной недоступности. На борту самолета, управляемого начальником авиаотряда В.М.Перовым и штурманом Б.С. Бродкиным, находились начальники Второй и Третьей КАЭ А.Ф. Трешников и Е.И. Толстиков, будущий начальник станции Советская В.К. Бабарыкин (это был второй полет в этот район, первый был совершен 3 марта 1956 г.). 1 октября 1958 г. на самолете ИЛ12 из Мирного был совершен беспосадочный перелет в глубь материка общей протяженностью около 3000 км. Маршрут самолета пролегал через станции Пионерская, Комсомольская, Восток и Советская. На последние две станции на парашюте были сброшены продовольствие и различные материалы (850 кг груза). 24—26 октября 1958 г. самолет ИЛ12 (командиры В.М. Перов, В.В. Афонин) совершил полет по маршруту Мирный—Советская—Южный полюс—Мак-Мердо. На борту находились Е.И.Толстиков, В.А. Бугаев, В.М. Макушонок. Это были первые советские полярники, пролетевшие над Южным полюсом с посещением американской базы МакМердо.
Для походов в глубь материка экспедиция была оснащена различным наземным транспортом. Во второй континентальной экспедиции для этой цели использовались тягачи со средним удельным давлением гусениц 0,65 кг/см2 и деревянные сани со стальными полозьями шириной 20 и 40 см. В Третьей КАЭ применялись тягачи со средним удельным давлением гусениц 0,37 кг/см2 и металлические сани, рассчитанные на полезную грузоподъемность 20 т, с шириной полоза 0,5 м, удельным давлением 0,22—0,26 кг/см2 и дорожным просветом 0,5 м. Наиболее трудным для прохождения тягачей являлся участок санногусеничных походов от станции ВостокI до Комсомольской, характеризующийся особенно рыхлыми и сыпучими снегами, где при движении тягача с двумя санями на прицепе была отмечена средняя глубина колеи 0,58 м и буксование 17%.
Во время Третьей КАЭ была проведена операция по спасению бельгийских полярников, самолет которых потерпел аварию в районе Кристалльных гор (72° ю.ш., 29° в.д.), в 250 км от бельгийской станции Король Бодуэн. На поиски бельгийских полярников вылетел самолет ЛИ2, пилотируемый В.М.Перовым. 15 декабря с самолета были обнаружены четыре члена бельгийской экспедиции во главе с капитаном Гастоном де Жерлашем. Они были взяты на борт самолета и доставлены к месту стоянки вертолета, который впоследствии доставил их на станцию. За время спасательной операции самолет ЛИ2 пролетел более 11 тыс. км, произвел пять посадок в глубине континента, в неисследованной местности со сложным рельефом.
ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ЭКСПЕДИЦИИ
За период работы Третьей КАЭ получены следующие результаты:
1. В центральных районах материка при помощи саннотракторных поездов и авиации были созданы новые внутриконтинентальные станции Советская и Полюс Недоступности. Одновременно осуществлялось обеспечение необходимым оборудованием, материалами и продовольствием всех остальных внутриматериковых станций.
Таким образом, участники Третьей КАЭ проводили научноисследовательские работы на шести южнополярных станциях: Мирный, Оазис, Пионерская, Комсомольская, Восток и Советская. На станции Полюс Недоступности был выполнен кратковременный цикл комплексных наблюдений.
По результатам наблюдений на станциях получен ценный материал, значительно пополнивший сведения о природе шестого континента. Составлена карта среднегодовых изотерм Восточной Антарктиды. В районе станции Восток открыт новый полюс холода планеты (зафиксирована температура минус 87,4°). Получены новые данные о климате центральных районов Антарктиды. Собран обширный материал наблюдений за магнитным полем Земли, ионосферными явлениями, космическими лучами, полярными сияниями.
2. Впервые был осуществлен гляциологический разрез от побережья моря Дейвиса до Полюса относительной недоступности протяженностью более 2100 км. Этот разрез был выполнен в начале и конце 1958 г. тремя санногусеничными поездами. Сопоставление данных сейсмического зондирования ледниковой толщи с результатами гравиметрических работ позволило построить подледный профиль Восточной Антарктиды.
3. Анализ полетов с научноисследовательскими целями дал возможность построить профили антарктического щита по различным маршрутам, из которых некоторые имели протяженность до 2000—3000 км. Полученные результаты позволили построить первую гипсометрическую карту значительной части Восточной Антарктиды.
4. Морская часть экспедиции с д/э «Обь» провела аэрофотосъемку побережья Восточной Антарктиды от моря Дейвиса до Земли Виктории, в результате которой было значительно уточнено положение береговой черты, обнаружено много новых географических объектов. Кроме того, она осуществила комплексные океанографические исследования на юге Тихого океана и на разрезе Антарктида — ов Пасхи—Вальпараисо. Выполнено 155 океанографических станций.
В этом рейсе с д/э «Обь» впервые в СССР с экспедиционного судна (31 декабря 1957 г .) был произведен запуск метеорологической ракеты с целью исследования верхних слоев атмосферы в Южной полярной области.
На конечном этапе плавания 24 июля 1958 г. с борта дизельэлектрохода был запущен первый в истории исследований актинометрический радиозонд.
5. Выполнен значительный объем строительных работ. В Мирном построен ряд балков, сделаны бревенчатые мостыпереходы через кабельные линии (плансхема обсерватории Мирный на 1 января 1958 г. показана на рис. 20); на станции Пионерской сооружен аэрологический павильон для выпуска шаровпилотов; на станции Комсомольской — каркасный склад для хранения продовольственных и материальнотехнических грузов; на станции Восток из пяти балков на деревянных санях площадью 14 м2 каждый и из одного балка на стальных санях составлен один большой дом площадью 178 м2 , в котором расположились жилые и служебные здания. После разрушения в июле ураганным ветром аэрологического павильона сделан новый павильон из снега.
6. Было продолжено укрепление контактов с экспедициями иностранных государств, выражающееся в ежедневном обмене по радио метеорологическими сводками, различных консультациях по научным вопросам, дружеской переписке, взаимных визитах и обмене научными специалистами.
САННОТРАКТОРНЫЕ ПОХОДЫ ТРЕТЬЕЙ КАЭ
Во время Третьей КАЭ были осуществлены следующие саннотракторные походы:
1. Поход первого поезда тягачей в район двух полюсов Антарктиды начался 26 декабря 1957 г.; в нем участвовали 32 человека под руководством А.Ф. Николаева. Транспортные средства поезда состояли из 10 тягачей и 20 саней грузоподъемностью по 20—25 т. Во время передвижения поезда по ледяному плато значительную помощь оказывала авиация.
По прибытию на станцию Комсомольскую семь тягачей с грузом для станции Восток направились к южному геомагнитному полюсу, а оставленные на Комсомольской экипажи трех тягачей и личный состав станции Советской начали готовить другой поезд для похода в район Полюса относительной недоступности. 3 февраля 1958 г. поезд из 8 тягачей и 12 груженых саней вышел из Комсомольской в югозападном направлении. По пути следования поезда выполнялись метеорологические, актинометрические и гляциологические наблюдения, которые дали первые представления о метеорологическом режиме и структуре льда в этом районе Антарктиды.10 февраля, пройдя 1420 км на юг от Мирного и поднявшись на высоту 3570 м над уровнем моря, поезд достиг конечной точки маршрута с координатами 78°24\ ю.ш., 87°35\ в.д.
Здесь участники похода приступили к созданию новой внутриматериковой станции Советская. Она была открыта 18 февраля 1958 г., после чего поезд вышел в обратный путь и прибыл в Мирный 5 марта.
Общая протяженность маршрута Мирный—Комсомольская— Восток—Комсомольская—Советская—Комсомольская—Мирный составила около 4000 км.
2. На вездеходах «Пингвин» к Пионерской.
В декабре 1957 г. на теплоходе «Кооперация» в Антарктиду были доставлены пять новых вездеходов «Пингвин», обладавших высокой проходимостью. Эти вездеходы были дважды испытаны во время походов по маршруту Мирный—Пионерская (летний и осенний походы). Во время второго похода отрабатывалась методика сейсмических исследований в районах, где толщина снежного покрова над ледяным щитом составляет несколько десятков метров; выполнялись гляциологические исследования. Научными работами руководил начальник гляциологического отряда экспедиции Х.Я.Закиев. На основании материалов наблюдений О.Г.Сорохтиным и В.И.Коптевым был построен сейсмический разрез по профилю Мирный — Пионерская.
Весной был предпринят еще один поход на вездеходах «Пингвин» в район станции Комсомольской под руководством Г.Ф.Бурханова, который являлся одним из инженеровконструкторов новых машин. В задачи похода входило сейсмозондирование через каждые 50 км на маршруте от Пионерской до Комсомольской, а также выполнение гляциологических и метеорологических наблюдений.
3. Поход поезда тягачей к Полюсу относительной недоступности.
23 октября 1958 г. поезд из шести тяжелых тягачей, одного вездехода «Пингвин» и семи саней вышел из Мирного в глубь Антарктиды. Личный состав состоял из 22 человек, начальник поезда — А.Ф.Николаев.
12 ноября 1958 г. поезд прибыл на Комсомольскую, где его переформировали. Для доставки грузов на станцию Восток было намечено направить три вездехода и один тягач, а к станции Советской и к Полюсу относительной недоступности — пять тягачей и один сопровождающий вездеход с горючим.
В заключительном этапе похода участвовало 18 человек вместе с начальником экспедиции Е.И.Толстиковым. 14 декабря научноисследовательский поезд остановился в наиболее удаленной от всех берегов точке шестого континента, именуемой Полюсом относительной недоступности (82°06\ ю.ш., 54°58\ в.д.). Здесь была создана новая советская станция — Полюс Недоступности, на которой установлен жилой балок с необходимой радиоаппаратурой, оборудована метеоплощадка.
18 января 1959 г. поезд, пробывший в походе 88 суток и прошедший около 4300 км, прибыл в Мирный.
На протяжении всего похода велись регулярные научные наблюдения в области метеорологии, гляциологии, актинометрии, гравиметрии и земного магнетизма; проводилось сейсмическое зондирование.
За время походов, выполненных во время Третьей КАЭ, был пройден путь по снегам Антарктиды, равный 13 тыс. км.
31 декабря 1958 г. Международный геофизический год закончился, и дальнейшие исследования в Антарктиде проводились под эгидой Международного геофизического сотрудничества (МГС). По завершению МГГ были законсервированы станции: Пионерская, Советская, Оазис и Полюс Недоступности, в результате чего объем исследований, проводимых Советским Союзом в южной полярной области несколько сократился.
Впоследствии станцию Полюс Недоступности посетили участники санногусеничного похода 1—6 февраля 1964 г. (Девятая САЭ).
Всего в экспедиции участвовало (включая экипажи судов) 445 человек, из них 184 (с учетом «обменного» ученого) остались на зимовку, в сезонный состав входило 20 человек, в морскую экспедицию — 110 человек, экипажи судов включали 131 человек.
В состав континентальной экспедиции входило 8 отрядов, а также личный состав станций Пионерская (начальник Г.М.Силин), Комсомольская (М.А.Фокин), Восток (В.С.Сидоров), Советская (В.К.Бабарыкин), Оазис (Б.И.Имереков) и вспомогательный персонал. Аэрометеорологический отряд возглавлял В.А.Бугаев, аэрофотосъемочный — М.Г.Бурлаченко, гляциологический — Х.Я.Закиев, геофизический — М.Е.Острекин, авиационный — В.М.Перов.
Морская экспедиция на д/э «Обь» включала 10 отрядов: аэрометеорологический (начальник Г.И.Голышев), гидрологический (начальник К.В.Морошкин), гидрохимический (начальник А.Н.Богоявленский), геологический (начальник А.В.Живаго), геофизический (начальник А.И.Фролов), биологический (начальник А.П.Андрияшев), астрономогеодезический (начальник Е.А.Калинин), радиоаэрофотосъемочный (начальник А.Г.Пожарский), гидрографический (начальник И.П.Швидченко), отдельный авиационный (командир К.Ф.Михаленко).
По соглашению между СССР и США в обсерватории Мирный работал американский метеоролог М.Д.Рубин, на станции ЛитлАмерика — синоптик П.Д.Астапенко. В обсерватории Мирный в составе советской экспедиции проводил научные наблюдения чехословацкий геофизик др А.Мркос.
Личный состав экспедиции и грузы были доставлены в Антарктиду в ноябре—декабре 1957 г. судами д/э «Обь» (капитан И.А.Ман) и т/х «Кооперация» (капитан А.С.Янцелевич). Общий вес грузов составлял 5280 т; среди них были два самолета ИЛ12, самолет ЛИ2 с моторами, оборудованными турбокомпрессорами, 10 гусеничных тягачей, 5 вездеходов «Пингвин», 15 тракторов С100, 41 сани. Д/э «Обь» доставил 3600 т, т/х «Кооперация» — 1680 т груза.
Предварительный выбор трассы на припае производился обычно с самолета, после чего намеченный район обследовался наземным транспортом. По пути движения измерялись толщины льда и снега, обследовались трещины и флажками намечалась трасса. Для нормальной переправы тракторов необходимая толщина льда равнялась 80 см. Весной 1957 г. все грузы были благополучно перевезены через трещину шириной 20 см, самовольная попытка одного из трактористов пересечь более широкую трещину окончилась аварией, трактор провалился.
Самолетами авиаотряда было перевезено в общей сложности около 595 т грузов: на станцию Советская было доставлено 16 т, на Комсомольскую — 250 т, на Пионерскую — 39 т, на Восток — 31 т. Кроме того, около 110 т груза — оборудование, стройматериалы, жилой домик, продовольствие — были доставлены на станцию Восток саннотракторным поездом 26 января 1958 г.
Во время Третьей КАЭ самолеты авиаотряда побывали над всеми полюсами Антарктиды — географическим, магнитным, относительной недоступности, геомагнитным и полюсом холода, покрыв расстояние в 688 000 км.
23 декабря 1957 г. на самолете ИЛ12 для определения рельефа местности был совершен разведывательный полет из Мирного в район Полюса относительной недоступности. На борту самолета, управляемого начальником авиаотряда В.М.Перовым и штурманом Б.С. Бродкиным, находились начальники Второй и Третьей КАЭ А.Ф. Трешников и Е.И. Толстиков, будущий начальник станции Советская В.К. Бабарыкин (это был второй полет в этот район, первый был совершен 3 марта 1956 г.). 1 октября 1958 г. на самолете ИЛ12 из Мирного был совершен беспосадочный перелет в глубь материка общей протяженностью около 3000 км. Маршрут самолета пролегал через станции Пионерская, Комсомольская, Восток и Советская. На последние две станции на парашюте были сброшены продовольствие и различные материалы (850 кг груза). 24—26 октября 1958 г. самолет ИЛ12 (командиры В.М. Перов, В.В. Афонин) совершил полет по маршруту Мирный—Советская—Южный полюс—Мак-Мердо. На борту находились Е.И.Толстиков, В.А. Бугаев, В.М. Макушонок. Это были первые советские полярники, пролетевшие над Южным полюсом с посещением американской базы МакМердо.
Для походов в глубь материка экспедиция была оснащена различным наземным транспортом. Во второй континентальной экспедиции для этой цели использовались тягачи со средним удельным давлением гусениц 0,65 кг/см2 и деревянные сани со стальными полозьями шириной 20 и 40 см. В Третьей КАЭ применялись тягачи со средним удельным давлением гусениц 0,37 кг/см2 и металлические сани, рассчитанные на полезную грузоподъемность 20 т, с шириной полоза 0,5 м, удельным давлением 0,22—0,26 кг/см2 и дорожным просветом 0,5 м. Наиболее трудным для прохождения тягачей являлся участок санногусеничных походов от станции ВостокI до Комсомольской, характеризующийся особенно рыхлыми и сыпучими снегами, где при движении тягача с двумя санями на прицепе была отмечена средняя глубина колеи 0,58 м и буксование 17%.
Во время Третьей КАЭ была проведена операция по спасению бельгийских полярников, самолет которых потерпел аварию в районе Кристалльных гор (72° ю.ш., 29° в.д.), в 250 км от бельгийской станции Король Бодуэн. На поиски бельгийских полярников вылетел самолет ЛИ2, пилотируемый В.М.Перовым. 15 декабря с самолета были обнаружены четыре члена бельгийской экспедиции во главе с капитаном Гастоном де Жерлашем. Они были взяты на борт самолета и доставлены к месту стоянки вертолета, который впоследствии доставил их на станцию. За время спасательной операции самолет ЛИ2 пролетел более 11 тыс. км, произвел пять посадок в глубине континента, в неисследованной местности со сложным рельефом.
ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ЭКСПЕДИЦИИ
За период работы Третьей КАЭ получены следующие результаты:
1. В центральных районах материка при помощи саннотракторных поездов и авиации были созданы новые внутриконтинентальные станции Советская и Полюс Недоступности. Одновременно осуществлялось обеспечение необходимым оборудованием, материалами и продовольствием всех остальных внутриматериковых станций.
Таким образом, участники Третьей КАЭ проводили научноисследовательские работы на шести южнополярных станциях: Мирный, Оазис, Пионерская, Комсомольская, Восток и Советская. На станции Полюс Недоступности был выполнен кратковременный цикл комплексных наблюдений.
По результатам наблюдений на станциях получен ценный материал, значительно пополнивший сведения о природе шестого континента. Составлена карта среднегодовых изотерм Восточной Антарктиды. В районе станции Восток открыт новый полюс холода планеты (зафиксирована температура минус 87,4°). Получены новые данные о климате центральных районов Антарктиды. Собран обширный материал наблюдений за магнитным полем Земли, ионосферными явлениями, космическими лучами, полярными сияниями.
2. Впервые был осуществлен гляциологический разрез от побережья моря Дейвиса до Полюса относительной недоступности протяженностью более 2100 км. Этот разрез был выполнен в начале и конце 1958 г. тремя санногусеничными поездами. Сопоставление данных сейсмического зондирования ледниковой толщи с результатами гравиметрических работ позволило построить подледный профиль Восточной Антарктиды.
3. Анализ полетов с научноисследовательскими целями дал возможность построить профили антарктического щита по различным маршрутам, из которых некоторые имели протяженность до 2000—3000 км. Полученные результаты позволили построить первую гипсометрическую карту значительной части Восточной Антарктиды.
4. Морская часть экспедиции с д/э «Обь» провела аэрофотосъемку побережья Восточной Антарктиды от моря Дейвиса до Земли Виктории, в результате которой было значительно уточнено положение береговой черты, обнаружено много новых географических объектов. Кроме того, она осуществила комплексные океанографические исследования на юге Тихого океана и на разрезе Антарктида — ов Пасхи—Вальпараисо. Выполнено 155 океанографических станций.
В этом рейсе с д/э «Обь» впервые в СССР с экспедиционного судна (31 декабря 1957 г .) был произведен запуск метеорологической ракеты с целью исследования верхних слоев атмосферы в Южной полярной области.
На конечном этапе плавания 24 июля 1958 г. с борта дизельэлектрохода был запущен первый в истории исследований актинометрический радиозонд.
5. Выполнен значительный объем строительных работ. В Мирном построен ряд балков, сделаны бревенчатые мостыпереходы через кабельные линии (плансхема обсерватории Мирный на 1 января 1958 г. показана на рис. 20); на станции Пионерской сооружен аэрологический павильон для выпуска шаровпилотов; на станции Комсомольской — каркасный склад для хранения продовольственных и материальнотехнических грузов; на станции Восток из пяти балков на деревянных санях площадью 14 м2 каждый и из одного балка на стальных санях составлен один большой дом площадью 178 м2 , в котором расположились жилые и служебные здания. После разрушения в июле ураганным ветром аэрологического павильона сделан новый павильон из снега.
6. Было продолжено укрепление контактов с экспедициями иностранных государств, выражающееся в ежедневном обмене по радио метеорологическими сводками, различных консультациях по научным вопросам, дружеской переписке, взаимных визитах и обмене научными специалистами.
САННОТРАКТОРНЫЕ ПОХОДЫ ТРЕТЬЕЙ КАЭ
Во время Третьей КАЭ были осуществлены следующие саннотракторные походы:
1. Поход первого поезда тягачей в район двух полюсов Антарктиды начался 26 декабря 1957 г.; в нем участвовали 32 человека под руководством А.Ф. Николаева. Транспортные средства поезда состояли из 10 тягачей и 20 саней грузоподъемностью по 20—25 т. Во время передвижения поезда по ледяному плато значительную помощь оказывала авиация.
По прибытию на станцию Комсомольскую семь тягачей с грузом для станции Восток направились к южному геомагнитному полюсу, а оставленные на Комсомольской экипажи трех тягачей и личный состав станции Советской начали готовить другой поезд для похода в район Полюса относительной недоступности. 3 февраля 1958 г. поезд из 8 тягачей и 12 груженых саней вышел из Комсомольской в югозападном направлении. По пути следования поезда выполнялись метеорологические, актинометрические и гляциологические наблюдения, которые дали первые представления о метеорологическом режиме и структуре льда в этом районе Антарктиды.10 февраля, пройдя 1420 км на юг от Мирного и поднявшись на высоту 3570 м над уровнем моря, поезд достиг конечной точки маршрута с координатами 78°24\ ю.ш., 87°35\ в.д.
Здесь участники похода приступили к созданию новой внутриматериковой станции Советская. Она была открыта 18 февраля 1958 г., после чего поезд вышел в обратный путь и прибыл в Мирный 5 марта.
Общая протяженность маршрута Мирный—Комсомольская— Восток—Комсомольская—Советская—Комсомольская—Мирный составила около 4000 км.
2. На вездеходах «Пингвин» к Пионерской.
В декабре 1957 г. на теплоходе «Кооперация» в Антарктиду были доставлены пять новых вездеходов «Пингвин», обладавших высокой проходимостью. Эти вездеходы были дважды испытаны во время походов по маршруту Мирный—Пионерская (летний и осенний походы). Во время второго похода отрабатывалась методика сейсмических исследований в районах, где толщина снежного покрова над ледяным щитом составляет несколько десятков метров; выполнялись гляциологические исследования. Научными работами руководил начальник гляциологического отряда экспедиции Х.Я.Закиев. На основании материалов наблюдений О.Г.Сорохтиным и В.И.Коптевым был построен сейсмический разрез по профилю Мирный — Пионерская.
Весной был предпринят еще один поход на вездеходах «Пингвин» в район станции Комсомольской под руководством Г.Ф.Бурханова, который являлся одним из инженеровконструкторов новых машин. В задачи похода входило сейсмозондирование через каждые 50 км на маршруте от Пионерской до Комсомольской, а также выполнение гляциологических и метеорологических наблюдений.
3. Поход поезда тягачей к Полюсу относительной недоступности.
23 октября 1958 г. поезд из шести тяжелых тягачей, одного вездехода «Пингвин» и семи саней вышел из Мирного в глубь Антарктиды. Личный состав состоял из 22 человек, начальник поезда — А.Ф.Николаев.
12 ноября 1958 г. поезд прибыл на Комсомольскую, где его переформировали. Для доставки грузов на станцию Восток было намечено направить три вездехода и один тягач, а к станции Советской и к Полюсу относительной недоступности — пять тягачей и один сопровождающий вездеход с горючим.
В заключительном этапе похода участвовало 18 человек вместе с начальником экспедиции Е.И.Толстиковым. 14 декабря научноисследовательский поезд остановился в наиболее удаленной от всех берегов точке шестого континента, именуемой Полюсом относительной недоступности (82°06\ ю.ш., 54°58\ в.д.). Здесь была создана новая советская станция — Полюс Недоступности, на которой установлен жилой балок с необходимой радиоаппаратурой, оборудована метеоплощадка.
18 января 1959 г. поезд, пробывший в походе 88 суток и прошедший около 4300 км, прибыл в Мирный.
На протяжении всего похода велись регулярные научные наблюдения в области метеорологии, гляциологии, актинометрии, гравиметрии и земного магнетизма; проводилось сейсмическое зондирование.
За время походов, выполненных во время Третьей КАЭ, был пройден путь по снегам Антарктиды, равный 13 тыс. км.
31 декабря 1958 г. Международный геофизический год закончился, и дальнейшие исследования в Антарктиде проводились под эгидой Международного геофизического сотрудничества (МГС). По завершению МГГ были законсервированы станции: Пионерская, Советская, Оазис и Полюс Недоступности, в результате чего объем исследований, проводимых Советским Союзом в южной полярной области несколько сократился.
Впоследствии станцию Полюс Недоступности посетили участники санногусеничного похода 1—6 февраля 1964 г. (Девятая САЭ).
Дополнительные материалы на сайте:
Мартианов В.: Шестой континент, пятый океан. Авиация Третьей советской континентальной антарктической экспедиции (ноябрь 1957 — январь 1959 года).