"Пахтусов", гидрографическое судно

От ладьи и коча до атомохода.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

"Пахтусов", гидрографическое судно

Сообщение Иван Кукушкин » 14 Ноябрь 2008 22:13

 0_2584a_e2b1ad14_orig.jpeg
«Гидрографическое судно СФ "Пахтусов"» на Яндекс.Фотках
Та же фотография на shipspotting.com : Vitaliy Kostrichenko http://www.shipspotting.com/modules/mya ... lid=650295

Гидрографическое судно СФ "Пахтусов"(после 01.01.1932 "Маяк")

Водоизмещение 1545 т. Размерения 53.1 х 7.9 х 4.4 м. ГЭУ котломашинная одновальная, 400 л.с. Скорость 8/7 узлов, дальность 4400 миль. Экипаж 52 чел.

Построен в 1898 г. в Англии. Первоначально числился пароходом и до 17.07.1916 г. входил в состав БФ. 27.09.1907 г. переклассифициро ван в транспорт, а 7.07.1915 г. - в гидрографическое судно. Участвовал в Первой мировой войне. 17.02.1918 г. перешел на сторону Советской власти. В августе 1918 г. захвачен белогвардейцами и интервентами в Архангельске. В марте 1920 г. оставлен белогвардейцами при эвакуации. 18.04.1920 г. включен в состав Гидрографической экспедиции Белого моря. 26.05.1922 г. переведен в состав Убеко Севера, летом 1933 г. - в состав Северной военной флотилии и 11.05.1937 г. - СФ. В 1939 г. переформирован в самоходную плавбазу. Во время советско-финлянд ской и Великой Отечественной войн обеспечивал базирование малых охотников за подводными лодками. Имел бортовой №105. Потоплен 6.10.1943 г. авиацией противника в Кувшинской Cалме. Поднят в 1944 г. и включен в состав ОВР главной базы СФ в качестве отопителя. Сдан на слом после войны.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11601
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Пахтусов", гидрографическое судно

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Июль 2011 15:26

 пароходы Пахтусов и Овцын.jpg
Вилькицкий А., "Северный морской путь ( с приложением: Ведомость о плаваниях по Карскому морю с 1874 по 1905 г.)", Труды Общества изучения Сибири и улучшения ея быта. Выпуска III., С.-Петербургъ. Типография Морского Министерства, в Главном Адмиралтействе., 1912.
http://www.polarpost.ru/biblios.html#vilkitskiy

... В 1898 году на пароходе «Пахтусов» я (прим.: автор, А. Вилькицкий) с своей экспедицией работал в Югорском шаре, льдов в нем уже с конца июля не было.

Сделанный по приходе рейс по Карскому морю показал, что оно было чисто ото льда, за исключением лишь Белого острова, мимо которого еще шел лед, вынесенный из Байдаратской губы.

Визе В.Ю., Моря Советской Арктики: Очерки по истории исследования. viewtopic.php?f=52&t=2021&p=16939#p16939

... Интенсивная работа по съемке берегов Карского моря началась с 1894 года, когда была учреждена Гидрографическая экспедиция для изучения устьев рек Оби и Енисея и части Карского моря. Эта экспедиция, руководившаяся А. И. Вилькицким, произвела в 1894—1897 годах опись Обской губы и Енисейского залива. В 1898 году эта экспедиция была реорганизована в Гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана, и с этого времени на берегах Карского моря для нужд мореплавания было поставлено много опознавательных знаков. В 1898—1901 годах экспедицией Северного Ледовитого океана руководил А. И. Вилькицкий, в 1902 году — А. И. Варнек и в 1903—1904 годах — Ф. К. Дриженко.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11601
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Пахтусов", гидрографическое судно/"Маяк", плавбаза

Сообщение [ Леспромхоз ] » 25 Март 2012 19:07

 pahtusov.jpg
М. В. Зефиров, Д. М. Дегтев, Н. Н. Баженов.
Тени над Заполярьем. Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев.
АСТ Москва. 2009

До прихода новой полярной ночи Люфтваффе успело нанести еще один серьезный удар Северному флоту. Вскоре после полудня 6 октября 1943 г. три FW-190A совершили внезапный налет на корабли ОВР главной базы Северного флота, находившиеся в Кувшинской Салме. Одна из сброшенных бомб попала в левый борт плавбазы «Маяк», и, пробив его насквозь, взорвалась уже в воде. Серьезные повреждения получили как сама плавбаза, так и два торпедных катера. Последние из-за угрозы затопления пришлось срочно отбуксировать к берегу, а затем поднять для осушки и ремонта.
Спустя два часа «Фокке-Вульфы» повторили бомбежку Кувшинской Салмы, и ее последствия оказались гораздо тяжелее, чем в предыдущий раз. Немцы все-таки добили плавбазу «Маяк», которая, получив еще одно прямое попадание бомбы, затонула. Она представляла собой пароход водоизмещением 1545 тонн, построенный в 1898 г. в Англии и носивший до 1932 г. наименование «Лейтенант Пахтусов».
Он имел долгую военную биографию, поскольку уже с сентября 1907 г. числился в составе Балтийского флота сначала как транспорт, а потом – как гидрографическое судно. Пароход участвовал в Первой мировой войне, а потом – в Гражданской войне, причем как на стороне советской власти, так и на стороне белогвардейцев. Последние во время эвакуации в марте 1920 г. бросили «Пахтусов» в Архангельске, и тот снова перешел на службу советской власти. Летом 1933 г. он уже под названием «Маяк» был включен в состав Северной военной флотилии и затем в 1939 г. переоборудован в плавучую базу, обеспечивавшую действия малых охотников за подводными лодками.[99]

[99] В 1944 г. плавбазу «Маяк» подняли, после чего она использовалась как отопитель. После войны ее списали на слом.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Пахтусов", гидрографическое судно/"Маяк", плавбаза

Сообщение [ Леспромхоз ] » 25 Март 2012 19:17

Голованов К. П. Катерники. — Л.: Дет. лит., 1985.
Книга на сайте: http://militera.lib.ru/prose/russian/go ... index.html

Глава 5.
Второе рождение катера
Сентябрь-декабрь 1943 года

После боевого дежурства в Пумманках особенно хорошо спалось в тёплой двухэтажной казарме, прозванной «Белым домом». Она и была для катерников родным домом, поставленным не на берегу некоей заокеанской реки, а на Лопском мысу, который шёл поперёк узкого пролива. Пролив местные старожилы называли Салмой, хотя только в большую воду он был сквозным, напоминая большую реку с каменными берегами. Ленинградцы грустно шутили: вроде Невы. В остальное время Салма пересыхала, и по мокрому песчаному перешейку в крупных и гладких валунах, в солёных лужах, в скользкой тине и бородатой морской траве можно было попасть на два скалистых острова, лежащие напротив.
Летом на этих островках росли грибы и ещё больше брусники с голубикой. Туда повадились лакомиться коровы, которых держали ради молока для раненых моряков. Но лето в Заполярье короткое. «Морские» коровы в основном питались водорослями и, бывало, отрезанные от хлева приливом, возвращались с островов вплавь. Их рогатые морды рассекали волну друг за другом, совсем как катера.
На ближайшем острове размещались склады с разным имуществом, а также ремонтный сарай, громко именуемый эллингом. К сараю вела наклонная деревянная площадка — слип с рельсами, по которым на специальных тележках вытаскивали из воды малые боевые корабли.
Во время отлива «река» съёживалась в уютную бухту, которая, постепенно расползаясь, снова становилась вольной протокой. Так, перемежаясь два раза за сутки, Салма бывала то тесной, то широкой, то бухтой, то проливом. Здесь, у причалов мыса Лопского, стояли плавучие базы «Маяк» и «Ветер», много малых «охотников» за подводными лодками и отряд торпедных катеров. Здесь же кроме казармы, столовой и других сугубо служебных зданий имелся деревянный клуб, где по вечерам крутили кино, а потом краснофлотцы крутились в танцах.
Пошли уже четвёртые сутки после возвращения в Салму ТКА-15. Его поставили на почётном месте, неподалёку от плавбазы «Маяк». Боцман Александр Филинов, не доверяя никому, лично накрасил киноварью по трафарету цифру «два» на передней наклонной стенке ходовой рубки. Уже были вручены боевые награды, уже в матросских курилках со смаком и смехом обсуждены каждая мелочь и, особо, шутки старшего лейтенанта Дмитрова, который не потерял духа при неожиданном промахе.
— Потому и ухлопал транспорт, — заметил боцман Филинов. — Красиво потопил второй торпедой.
— Только зачем разболтал подробности? — удивлялся один умудрённый коллега, поучительно прибавляя: — Одной торпедой или двумя? Какая разница. В бою важен результат: потопил и точка!
— Мы тоже спрашивали: зачем? Наш командир объясняет, что для будущих боёв куда важнее правильная оценка результата. Для того чтобы не ошибаться другим.
— Вот его и оценили, — засмеялся коллега с другого катера. — Полумазилой...
— Ты брось! — рассердился Николай Рязанов. — Война ещё не кончилась...
— Так! А покамест подсчитайте, сколько орденов у нашего и сколько у вашего...
— Война ещё не кончилась! — упрямо повторил Рязанов, а боцман Филинов согласно кивнул.
Это был старый спор: некоторым из моряков важнее всего казались награды, а старший лейтенант Дмитров предпочитал копить боевой опыт. Ведь опыт состоит из подробностей, приятных и неприятных. Зато все вместе они становятся наукой побеждать. С таким командиром, как Евгений Сергеевич Дмитров, команда ТКА-15 воевала уверенно.
Ужин заканчивался, как вдруг за окнами столовой залаяли зенитки. Короткий свист оборвался дробным взрывом, а здание качнулось раз и другой, будто стояло на плаву. Только потом завизжала сирена. Андрей Малякшин услышал её на бегу. Береговая команда базы по сигналу воздушной тревоги укрывалась по щелям, но поздновато. Одиночный «юнкерс», подобравшись на бреющем полёте, сбросил всего четыре бомбы и скрылся за сопками.
— Кричу: «Як!»... «Як!», то есть наш, значит, а он шмяк бомбы в «Маяк», — возбуждённо объяснял какой-то салага.
Но Малякшин, подбегая, видел, что плавбаза «Маяк» цела, зато ТКА-15 осел кормой, и вахтенный на растяжках Володя Яшенко тщетно пытался удержать его на плаву.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Маяк", плавбаза

Сообщение [ Леспромхоз ] » 25 Март 2012 19:35

Единственный погибший?
 Дорофеев А.П..jpg
Номер записи 75766462
Фамилия Дорофеев
Имя Александр
Отчество Петрович
Дата рождения __.__.1924
Место рождения Татарская АССР, Чистопольский р-н
Место призыва Чистопольский РВК, Татарская АССР, Чистопольский р-н
Последнее место службы СФ, ББ ОВР
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия умер от ран
Дата выбытия 06.10.1943
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА

 4038-0000054-0013-00000087.jpg
 4038-0000054-0013-00000089.jpg
Номер записи 77743295
Фамилия Дорофеев
Имя Александр
Отчество Петрович
Дата рождения __.__.1924
Место рождения Татарская АССР, Чистопольский р-н, с. Старо-Иманасево
Дата и место призыва __.__.1943 Чистопольский РВК, Татарская АССР, Чистопольский р-н
Последнее место службы СФ, ОВР п/б "Маяк"
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия умер от ран
Дата выбытия 06.10.1943
Название источника информации ЦВМА
Номер фонда источника информации 4038
Номер описи источника информации 54
Номер дела источника информации 13
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Маяк", плавбаза

Сообщение [ Леспромхоз ] » 25 Март 2012 19:48

ЦВМА ф.4038, оп.54, д.23
 4038-0000054-0023-00000079.jpg
 4038-0000054-0023-00000081.jpg
Номер записи 77744078
Фамилия Дорофеев
Имя Александр
Отчество Петрович
Дата рождения __.__.1924
Место рождения Татарская АССР, Чистопольский р-н, с. Старо-Иманасево
Дата и место призыва Чистопольский РВК, Татарская АССР, Чистопольский р-н
Последнее место службы СФ, ОВР п/б "Маяк" ГБ
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия погиб
Дата выбытия Не позднее 06.10.1943
Название источника информации ЦВМА
Номер фонда источника информации 4038
Номер описи источника информации 54
Номер дела источника информации 23
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Пахтусов", гидрографическое судно

Сообщение Егор Сельский » 17 Октябрь 2017 04:49

 Пахтусов 1906.jpg
Архангельск. Пароход "Пахтусов" в устье реки Лапоминки. Открытка 1906 года по фотографии Якова Ивановича Лейцингера.
Взято отсюда: https://vk.com/photo-12288779_456242333
Егор Сельский
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 09 Февраль 2016 21:22


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения