Спасти Леваневского.Грандиозная поисковая операция в Арктике

[ Раздел работает в отладочном режиме ]

Спасти Леваневского.Грандиозная поисковая операция в Арктике

Сообщение veligzhanin » 03 Сентябрь 2025 09:58

Издательство-фонд "Русские Витязи": Николай Велигжанин, "Спасти Леваневского. Грандиозная поисковая операция в Арктике", 2025 г.
 Cover-Levanevs-1618x2048.jpg
От издательства: В книге впервые представлена документально выверенная и подробная хроника поисков в Арктике экипажа самолёта под командованием Героя Советского Союза С.А. Леваневского, пропавшего в августе 1937 года во время беспосадочного перелёта в США
От автора: Не буду приводить здесь подробную издательскую аннотацию. Просто напишу, откуда, из каких предпосылок выросла эта книга.

1. Сама по себе операция 1937 года по поискам пропавшего «Н-209» - это грандиозная эпопея. По затраченным средствам, географическому и временному размаху, по последствиям и жертвам – мало что можно поставить в сравнение. При этом всем – она очень неоднозначная. Это приводит к следующим пунктам

2. Описания поисков самолета «Н-209» фальсифицировалась с самого начала, прямо по ходу событий, в 1937/1938 годах.

3. В последующие десятилетия вокруг событий накрутили легенд и небылиц. Их вал продолжает увеличиваться. История превратилось в набор странных сказок, имеющих очень далекое отношение к действительности.

И главная причина возникновения этих нереальных легенд – отсутствие подробной и непрерывной хроники поисков. Она никогда не была написана. Автор книги решил восполнить пробел, и описать события, как они происходили, то есть вернуть их к первоначальному виду. Возможно, это не сможет оставить поток фантазий, но сделает их очевидными (для тех, кто прочитает книгу).

Эта книга не про современные поиски следов катастрофы самолета «Н-209». Это историческое расследование событий 1937 года. Сделанное на открытых источниках.

В другой ветке уже прозвучал упрек, что книга дорогая, и к тому же опирается на газетные и прочие публикации сталинского периода, поэтому не имеет смысла. Отвечаю: цену определяет издательство, а не автор. А газетные источники не хуже других, а чем-то даже лучше, потому что фиксируют информацию на определенную дату, и показывают динамику. Что издано, то уже не вырубишь… Но это частности.
Ценность книги, как мне кажется, определяется не качеством бумаги, и не продажной ценой, а тем, что в ней содержится. То есть:

- правдивостью
- новизной
- аналитической работой
- выводами.
- (Ну и стилем, и легкость изложения, но это уже виньетки).

Так вот, это книга правдивая (опирается на реальность), новаторская, в ней проведена аналитическая работа, и сделаны выводы. Часть из них совершенно очевидные, какая часть (когда не хватало данных), в виде предположений, но свободных для дискуссий.

А кроме исследования открытых источников в книге проведена и совершенно элементарная работа в естественно-научном ключ: по координатам определены расстояния, посчитаны скорости, проведены сравнения с тактико-техническими характеристиками самолетов и тому подобное. (Удивительно, но никто этого ранее не делал)

И вот самые простые действия, проведенные над простыми данными, привели к совершенно удивительным открытиям, некоторые из которых являются вполне сенсационными. Самую острую, в смысле выводов, часть книги рецензировали два Заслуженных штурмана СССР, и не смогли их опровергнуть. Перечислю небольшую открытий часть:

- Когда состоялся первый поисковый вылет и кто его совершил?
- Сколько предприняла поисковых полетов советская авиация?
- Сколько всего было поисковых полетов?
- Полет к полюсу экипажа М. В. Водопьянова 7 октября 1937 года – куда они в результате летали и зачем?
- Где приземлились М.В. Водопьянов и О.Ю. Шмидт 21 мая 1937 года? На каком удалении от полюса?
- Кто из людей оставил первый след на Северном полюсе?
- Могла ли дрейфующая станция «Северный полюс -1» стать базой для поисков Леваневского?
- Сколько человек погибло в ходе поисковой операции?
- Какие последствия операция в Арктике оказала на события на большой земле и в Москве?

Могу продолжить, но лучше прочитать это в книге. И можно обсудить это здесь.
(Ошибки, хотя и на мой взгляд, небольшие в книге тоже есть. Потому что приближение к истине происходит постепенно. Я бы назвал их недочетами. Но мне интересно, как быстро знатоки их заметят).

Да, есть еще один вывод, с одной стороны, простой, но с другой стороны, не слишком очевидный для современных энтузиастов поисков следов катастрофы:

- Где на самом деле искали С. А. Леваневского?

 05.jpg

Подвожу итог: это историческое исследование, хроника поисков, но с неожиданными результатами.

[url=https://rusvitbook.ru/product/%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%]Ссылка на книгу на сайте издательства[/url]
veligzhanin
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 30 Июнь 2023 15:26

Спасти Леваневского.Грандиозная поисковая операция в Арктике

Сообщение veligzhanin » 15 Сентябрь 2025 08:14

Время от времени буду приводить в этой ветке ответы на поставленные в первом посте вопросы. (Да и на другие тоже). Сегодня отвечаю на первый:

Когда состоялся первый поисковый вылет и кто его совершил?

Какую литературу не возьми, везде тиражируется одно и то же: пропавший самолет Леваневского искали сразу же и очень активно. Вот, например, первая попавшаяся цитата из книги М. Маслова «Поиски Леваневского»: «направленные в Арктику самолеты пролетели надо льдами 63 тысячи километров, обследовали районы общей площадью 68 тысяч квадратных километров». Эти тысячи километров буквально завораживают (и отключают разум (зачеркнуто). Можно приводить и другие цитаты, согласно им десятки самолетов бороздили небо в восточном и западном секторах Арктики на протяжении месяцев.

Так когда же начались полеты? В датах и цифрах это выглядит так:
Первые три вылета 14 августа совершили из Фербенкса три американских самолета, нанятых советскими представителями, приехавших туда заранее для встречи «Н-209». Поначалу советских граждан было трое: журналист «Правды» Л.Хват, военный метеоролог М. Беляков, и радиоинженер С. Смирнов. От Фербенкса до побережья довольно далеко, порядка 600км. Один зафрахтованный самолет слетал от Фербенкса до побережья и обратно по меридиану перелета. В море практически не залетал. Два других самолета: один сгонял от Фербенкса на северо-запад на 400 км и вернулся. Второй на северо-восток, примерно на такое же расстояние.
Все три полета можно назвать скорее символическими, чем поисковыми. На Аляске не было самолетов, способных летать далеко в океан. Но тем не менее, в качестве жеста можно их посчитать.

В тот же день, 14 августа, советские представители вышли на американского летчика Джимми Маттерна, и предложили ему принять участие в поисках. У Маттерна был новый самолет «Локхед-Электра», переоборудованный для дальних полетов: точнее, это не его самолет, а спонсорский, Маттерн им пользовался, но не владел. С Маттерном заключили контракт, в которой входила страховка. Советская пресса упоминала всегда только одного Маттерна, но в его команду входило несколько человек, включая второго пилота и двух механиков. Через два дня, 16 августа Маттерн прилетает на Аляску.

Еще через 5 дней, 21 августа, Маттерн вылетает из Фербенкса на север по 148-му меридиану, ровно по которому должна была проходить трасса «Н-209». В первый день Маттерн долетел до 75° сш, он удалился в океан на 530 км от берега, затем развернулся и прошел обратно до берега по 150 -му меридиану, затем вдоль берега отправляется для посадки в Пойнт-Барроу. Это самый первый по-настоящему поисковый полет. Он прошел спустя неделю после исчезновения «Н-209», или, скажем, на восьмой день

500 км в океан – вроде не очень далеко? Маттерн утверждал, что это максимум дальности, который он мог достичь из Фербенкса, учитывая, короткую взлетную полосу местного аэродрома. При большей топливной загрузке ему бы не хватило разбега. Он рассчитывал при дальнейших полетах использовать самолет-заправщик, который для него перегоняли из Калифорнии. Однако 22 августа заправщик разбился в окрестностях Фербенкса.
24 августа Маттерн летал в океан второй раз – на север от мыса Барроу. Его вторая северная отметка - 74° сш. После этого самолет вернулся в Фербенкс. В тот же вечер Маттерн вполне спокойно пообщался с советским журналистом Л. Хватом, и тот дал об этой беседе короткую информацию в газету.

В это время в Нью-Йорке происходят следующие события: 17 августа дипломат К.А.Уманский покупает новую летающую лодку «Консолидейтед» у Американского музея естественной истории за довольно круглую сумму в 230.000 долларов. У музея были на нее свои планы, но денежная ставка стала решающим аргументом. Лодка обладала дальностью полета до 7 000 км и способна была продержаться в воздухе сутки. По своим характеристикам она превосходила злосчастный «ДБ-А».

19 августа советские представители заключают контракт с известным полярным исследователем Хьюбертом Уилкинсом (советская пресса тогда называла его Хуберт Вилкинс). Уилкинс очень быстро формирует команду из 6 человек, закупает одежду, снаряжение и продукты, и уже 20 августа самолет вылетает из Нью-Йорка. Поразительная оперативность!

22 августа самолет достигает места базирования на арктическом побережье. И уже 23 августа первый раз вылетает в океан на поиск. (Спустя два дня после первого полета Маттерна, и до его второго полета). Таким образом – Уилкинс хронологически второй поисковик. Полет продолжался 18 часов, с удалением от берега 1200 км. Уилкинс назвал свой первый полет неудачным, поскольку имелись технические проблемы.

Второй раз Уилкинс полетел в океан 24 августа, тогда же, когда и Маттерн. Причем их зоны полетов не пересекались.
А 27 августа советские представители в Фербенксе увольняют Маттерна. Что именно произошло, скрыто покровом умолчания. Но после разрыва в советской прессе начинается волна клеветы и очернения Маттерна. Его называют трусом, жадным скрягой, и пишут, что он тянул время, слетал один раз, или вообще никуда не летал, хотя всё это заведомая неправда.

Но причиной для увольнения, скорее всего, стало подписание договора с Уилкинсом.
А когда начали летать советские летчики - посмотрим в следующий раз. Это очень интересный вопрос.
(или смотрите книгу, там всё с картами и схемами)
Последний раз редактировалось veligzhanin 15 Сентябрь 2025 18:43, всего редактировалось 1 раз.
veligzhanin
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 30 Июнь 2023 15:26

Спасти Леваневского.Грандиозная поисковая операция в Арктике

Сообщение Historik » 15 Сентябрь 2025 16:19

Очень интересно и познавательно.
- По тексту "дипломат Уминский покупает новую летающую лодку «Консолидейтед»...".
Правильно - Константин Александрович Уманский, на том момент советник Полномочного представительства СССР в США (1936—1939), в 1938—1939 гг. — поверенный в делах СССР в США, в 1939—1941 гг. — полномочный представитель СССР в США, а 9 мая 1941 г. — 5 ноября 1941 г. — чрезвычайный и полномочный посол СССР в США.
Речь идёт о гидросамолёте PBY-1, "Guba" - будущем "Н-243" УПА ГУСМП - см. viewtopic.php?t=237

- "У Маттерна был новый самолет «Локхед-Электра»..." - речь идёт о самолёте Lockheed Electra 10-Е, будущем "Н-214" - viewtopic.php?t=229
Historik
 
Сообщения: 672
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Спасти Леваневского.Грандиозная поисковая операция в Арктике

Сообщение veligzhanin » 15 Сентябрь 2025 18:51

Historik пишет:Правильно - Константин Александрович Уманский,

Да, спасибо, фамилию дипломата исправил.
Historik пишет:Речь идёт о гидросамолёте PBY-1, "Guba" - будущем "Н-243" УПА ГУСМП

Совершенно точно!
Historik пишет:"У Маттерна был новый самолет «Локхед-Электра»..." - речь идёт о самолёте Lockheed Electra 10-Е, будущем "Н-214"

Сожалею, но вот тут не согласен. У Маттерна был свой самолет и он у него и остался. А тот самолет, что вы указываете, купили Уилкинсу позже, для зимних полетов.
veligzhanin
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 30 Июнь 2023 15:26

Спасти Леваневского.Грандиозная поисковая операция в Арктике

Сообщение Historik » 16 Сентябрь 2025 12:29

Принято. Да я больше по написанию Локхид "Электра"...
Справку с регистрацией Локхидов в СССР см. тему - viewtopic.php?f=20&t=229
Historik
 
Сообщения: 672
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Спасти Леваневского.Грандиозная поисковая операция в Арктике

Сообщение veligzhanin » 22 Сентябрь 2025 09:52

Продолжаю отвечать на вопросы, поставленные в начальном посте. Итак, сколько поисковых полетов во время розысков «Н-209» сделали советские летчики? Боюсь, что прямой ответ на этот вопрос может показаться слишком эпатажным и радикальным. Поэтому сначала посмотрим, КОГДА советские авиаторы сделали первый поисковый вылет.

Самым первым стал вылет летающей лодки «Дорнье-Валь» с номером «Н-2» под управлением лётчика В.Н. Задкова и с штурманом В.П. Падалко, он произошел 27 августа (спустя 14 дней после исчезновения «Н-209». Самолет Задкова летал на север от побережья Аляски вдоль 149-го меридиана с удалением от берега на 75 миль (примерно 139 км). Примерно по этой же трассе 21 августа летал Маттерн, который углубился в океан на 530 км, т.е. на 400 км дальше.

Интересно, как освещала эти полеты советская пресса: про Маттерна писали, что он достиг 75° широты, а про Задкова, что летал на 75 миль. Как видим, цифры по номиналу совпадают ))) :yes: . Только сравнить их содержание непросто.

Полет Задкова 27 августа является поисковым очень-очень условно. Полет в одну сторону продолжался меньше часа. Вероятнее всего, летали на проверку оборудования: на самолет только что установили купленный здесь же на Аляске радиокомпас, монтажом занимался инженер Савва Смирнов.

2 сентября самолет Задкова прилетает к ледоколу «Красин», 3 сентября – В.Н. Задков с капитаном ледокола М.П. Белоусовым вылетают на ледовую разведку и из-за тумана остаются во льдах, на двое суток. Возвращаются к ледоколу только 5 августа, и в тот же вечер летающая лодка получает пробоину от нанесенного ветром льда и тонет рядом с ледоколом. Люди не пострадали. Зачем на ледовую разведку гоняли именно летающую лодку, остается загадкой, поскольку на борту «Красина» имелись два У-2 и два Р-5. Один У-2 к тому времени разбили (31 августа), но еще один У-2 оставался. В отличии от летающей лодки «Н-2», имевшиеся на борту «Красина» Р-5, а тем более У-2, даже теоретически не годились на поиски Леваневского, поскольку имели недостаточную дальность. Таким образом 5 августа был потерян единственный советский самолет, который мог искать «Н-209». Следующие надежды были связаны только с амфибией «Н-207» экипажа А.Н. Грацианского (штурман А.П. Штепенко).

Амфибия Грацианского прилетает на Аляску 15 сентября – через месяц и два дня после исчезновения «Н-209». Уилкинс к тому времени совершил уже 4 поисковых полета и достиг точки 85° с.ш. 148° з.д.

Сколько поисковых полетов сделал Грацианский? Вопрос неоднозначный. 8) Позднее ему приписывали пять или шесть. Из них первые два – явно задним числом.
Самый первый состоялся – 18 сентября. Амфибия летала из Пойнт-Барроу строго на запад, на рандеву с «Красиным», полет продолжался час, и поначалу целью называлось «настройка радио оборудования». «Леваневского» в том районе (к западу от Барроу) не могло оказаться ни при каких условиях. «Красин» шёл на встречу с пароходом «Микоян», чтобы заправится углем и перегрузить на транспорт летный отряд Каминского.

20 сентября – второй часовой полёт экипажа А.Н. Грацианского. Куда летал – неизвестно, но скорее всего опять к «Красину». С этого дня миссия «Красина» становится секретной, газеты писать про него перестают. Однако «Красин» после заправки углем разворачивается и возвращается к Аляске. В дальнейшем ледокол «Красин» и амфибия Грацианского действуют явно в паре, но информация о них тщательно фильтруется. «Красина» на Аляске как бы нет, а экипаж Грацианского, в частности сам летчик и его штурман Штепенко, в последующих мемуарах писали о своей деятельности что-то крайне невразумительное.

23 сентября – следующий полёт А.Н. Грацианского, до отметки 74°10′ с.ш. 149°20′ з.д. Теоретически точка лежит близко к трассе «Н-209», несколько западнее её. Месяцем ранее над этой точкой пролетал Маттерн. Полет 23 сентября с некоторой натяжкой можно назвать поисковым. С большим допущением – это самый первый поисковый полет советской авиации, но в область, уже обследованную Маттерном.

29 сентября – самолёт А.Н. Грацианского совершает из Пойнт-Барроу большой четырёхчасовой полёт строго на восток, параллельно побережью Аляски. Это очень странный маршрут для поисков «Н-209». Самая дальняя точка на маршруте – 71°15′ с.ш. 152° з.д., сильно западнее трассы «Н-209». Похоже, что прибрежные воды интересовали экипаж больше, чем пропавший самолет. Где-то здесь же находился и «Красин».

5 октября – следующий поисковый полёт А.Н. Грацианского на Аляске. Его обычно называют «пятым», но по сути он «второй». Достигнута точка 75°30′ с.ш. 148°30′ з.д. – это почти повторение дальности первого полета Дж. Маттерна, только на полтора месяца позже. «Рекорд» американца оказался побит, примерно километров на 50. Справедливости ради надо отметить, что для амфибии «Сикорский С-43» такая дистанция от Пойнт-Барроу близка к предельной. Дальше на север ему было не добраться чисто по техническим характеристикам.

А никакого шестого полета у Грацианского и не было, по крайней мере он нигде не отразился.

Экипаж вместе с инженером С. Смирновым прожили в Барроу еще полтора месяца и улетели в Фербенкс в середине ноября. Что они там делали, остается только догадываться. Когда «Красин» покинул воды Аляски, мне неизвестно, вероятно, после 5 октября, поскольку его радиостанция использовалась для ориентирования амфибии Грацианского во время полетов.

Таким образом, со стороны Аляски советская полярная авиация с 13 августа до 6 октября 1937 года совершила от двух до трех поисковых полетов, в зависимости от желания считать их поисковыми. Если подходить совсем строго, то ни одного.

А в западном (советском) секторе вообще ни одного, даже спорить не о чем. Вылет М.В. Водопьянова 7 октября стал первым. Его стоит рассмотреть отдельно.
 41 штепенко.jpeg

P.S. Прикладываю схему «поисковых» полетов самолета Грацианского из книги А.П. Штепенко.
С одной стороны, схема явно ложная (или назовите её условной). Координатам полетов она никак не соответствует. Разве что третий имеет какое-то отношение к действительности (и возможно, он объединен с пятым). Первый и четвертый полеты нарисованы с большим размахом, и загнуты не в те стороны. Про второй полет пресса не писала, за исключением того, что он продолжался час.
С другой стороны, "поиски" равномерно покрывают пространство вокруг мыса Барроу. Причем искать Леваневского западнее мыса не имело никакого смысла.

Подробней обо всем в книге "Спасти Леваневского. Грандиозная поисковая операция в Арктике"
veligzhanin
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 30 Июнь 2023 15:26

Спасти Леваневского.Грандиозная поисковая операция в Арктике

Сообщение петрович » 26 Сентябрь 2025 19:49

veligzhanin пишет:2 сентября самолет Задкова прилетает к ледоколу «Красин», 3 сентября – В.Н. Задков с капитаном ледокола М.П. Белоусовым вылетают на ледовую разведку и из-за тумана остаются во льдах, на двое суток. Возвращаются к ледоколу только 5 августа, и в тот же вечер летающая лодка получает пробоину от нанесенного ветром льда и тонет рядом с ледоколом. Люди не пострадали. Зачем на ледовую разведку гоняли именно летающую лодку, остается загадкой, поскольку на борту «Красина» имелись два У-2 и два Р-5. Один У-2 к тому времени разбили (31 августа), но еще один У-2 оставался. В отличии от летающей лодки «Н-2», имевшиеся на борту «Красина» Р-5, а тем более У-2, даже теоретически не годились на поиски Леваневского, поскольку имели недостаточную дальность.


Мощно, мощно... Если Р-5, теоретически, ещё мог иметь штатные поплавки и взлетать с воды, то для У-2 эти полезные приспособления отсутствовали как класс, что исключало его старт с воды и посадку на воду.
петрович
 
Сообщения: 296
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Спасти Леваневского.Грандиозная поисковая операция в Арктике

Сообщение veligzhanin » 27 Сентябрь 2025 11:27

Да, утопить единственный самолет, имеющий хоть какую-то приемлемую дальность - это значительно лучше! :no:
Радиус действия Р-5 - 400 ну 450 км. Если бы "Красин" дошел 73 гр широты, то оттуда Р-5 смог бы долететь до 76 широты. И зачем? Какой в этом смысл? Р-5 для поисков "Н-209" были совершенно бесполезны.
А для чего У-2 или Р-5 взлетать с воды? Можно было продолжать искать подходящую льдину и взлетать с неё. Если уж "Красин" собирался идти на север и штурмовать льды, то рано или поздно льдину длиной в 100 метров смог бы найти
veligzhanin
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 30 Июнь 2023 15:26

Спасти Леваневского.Грандиозная поисковая операция в Арктике

Сообщение ББК-10 » 27 Сентябрь 2025 18:32

И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти,
Ты стоишь мне на пути»
Черный брат ответил: «Ме,
Вы в своем, баран, уме?
Пусть мои отсохнут ноги,
Если я сойду с дороги!»
...
"В этой речке утром рано утонули два барана"
Последний раз редактировалось ББК-10 28 Сентябрь 2025 09:07, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 12062
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Спасти Леваневского.Грандиозная поисковая операция в Арктике

Сообщение петрович » 27 Сентябрь 2025 19:41

veligzhanin пишет:Да, утопить единственный самолет, имеющий хоть какую-то приемлемую дальность - это значительно лучше! :no:
Радиус действия Р-5 - 400 ну 450 км. Если бы "Красин" дошел 73 гр широты, то оттуда Р-5 смог бы долететь до 76 широты. И зачем? Какой в этом смысл? Р-5 для поисков "Н-209" были совершенно бесполезны.
А для чего У-2 или Р-5 взлетать с воды? Можно было продолжать искать подходящую льдину и взлетать с неё. Если уж "Красин" собирался идти на север и штурмовать льды, то рано или поздно льдину длиной в 100 метров смог бы найти


Ну так четче надо формулировать вводные, а то сначала "Зачем на ледовую разведку гоняли именно летающую лодку, остается загадкой" а потом "И зачем? Какой в этом смысл? Р-5 для поисков "Н-209" были совершенно бесполезны." Потому и гоняли, что взяли с берега неподходящие моменту машины. Вопрос в том, зачем взяли и кто давал команду, но ответ на него есть в материалах дел фонда 9570 РГАЭ, а не в прессе.

На счет 100 метров тоже доставило. :yes:
петрович
 
Сообщения: 296
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Спасти Леваневского.Грандиозная поисковая операция в Арктике

Сообщение veligzhanin » 28 Сентябрь 2025 10:42

Кто дал команду направить «Красин» с самолетами Р-5 на поиски – это невеликий секрет. Политбюро во главе с Иосифом Виссарионовичем Сталиным, секретным постановлением от 14 августа 1937. Но с подачи Отто Юльевича Шмидта, надо думать. Обнародовали в прессе это решение 15 августа от лица «Правительственной комиссии по поискам»
А руководил операцией на борту «Красина» начальник экспедиции Ф.И. Дриго. Отчёты он слал Шмидту и указания получал от него же. Можно догадаться о якобы рациональных причинах направить на ледовую разведку Дорнье Валь: на У-2 не было радиостанции, не говоря уж о радиокомпасе, а на летающей лодке они были. Она могла удаляться дальше и не заблудиться.
Но! участие Р-5 в поисках с самого начала было бесполезным. При любых фантастических допущениях эти самолеты, летая со льда, не смогли бы долететь выше 78 градуса широты. А летающая лодка Дорнье-Валь могла достичь этой широты, летая от побережья. И более высоких широт тоже. Поэтому стараться дотащить как можно севернее Р-5 не имело никакого смысла, это в любом случае была имитация. Но в ходе имитирования имитации утопили самолёт, который мог быть полезен. И этот самолет был единственным полезным. Поэтому решение использовать для разведки Дорнье Валь не является по настоящему рациональным - реальность стала жертвой имитации.
Таковы результаты.

петрович пишет: Вопрос в том, зачем взяли и кто давал команду, но ответ на него есть в материалах дел фонда 9570 РГАЭ, а не в прессе.

А какой же ответ есть в материалах дел фонда 9570 РГАЭ ? Может быть поделитесь? Наверное, вы имеете ввиду телеграммы Каминского Шмидту? Но вроде бы там никаких ответов нет?

петрович пишет:
На счет 100 метров тоже доставило. :yes:

Что же именно вас развесилило? По многочисленным воспоминаниям современников У-2 был способен садится на лесных полянах и деревенских огородах. Пусть это некоторые преувеличения. Ну добавьте 50 м. Площадку длиной 150 команда ледокола могла расчистить?
veligzhanin
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 30 Июнь 2023 15:26

Спасти Леваневского.Грандиозная поисковая операция в Арктике

Сообщение петрович » 28 Сентябрь 2025 14:04

veligzhanin пишет:Кто дал команду направить «Красин» с самолетами Р-5 на поиски – это невеликий секрет. Политбюро во главе с Иосифом Виссарионовичем Сталиным, секретным постановлением от 14 августа 1937. Но с подачи Отто Юльевича Шмидта, надо думать. Обнародовали в прессе это решение 15 августа от лица «Правительственной комиссии по поискам»


Так "надо думать" или "знаем"? И вот прямо сам ИВС определял этим секретным решением куда пойдет "Красин" и где и что он возьмет на борт? Не мелковаты вопросы для Политбюро?

veligzhanin пишет:А руководил операцией на борту «Красина» начальник экспедиции Ф.И. Дриго. Отчёты он слал Шмидту и указания получал от него же. Можно догадаться о якобы рациональных причинах направить на ледовую разведку Дорнье Валь: на У-2 не было радиостанции, не говоря уж о радиокомпасе, а на летающей лодке они были. Она могла удаляться дальше и не заблудиться.


Опять же - мы "догадываемся" или "знаем"? Потому, что если "знаем", то можем оценить соответствие фактических действий поступившим ЦУ, а если "догадываемся", то...

петрович пишет:А какой же ответ есть в материалах дел фонда 9570 РГАЭ ? Может быть поделитесь? Наверное, вы имеете ввиду телеграммы Каминского Шмидту? Но вроде бы там никаких ответов нет?


Там много чего - одной переписки с Уманским на счет привлечения американцев 3 дела, не считаю попутно отложившихся. Всего в 9570 по этому вопросу более 20 дел(и переписка с Чукотской группой есть, и с Грацианским, и с Водопьяновым/Молоковым, и с полярными станциями, и с НКО, и с прочими наркоматами/организациями, и отчеты) -тысячи листов документов. А если к этому добавить документы и дневниковые записи из хранящихся в РГАЭ личных фондов Шевелева, Алексеева, Штепенко, Иванчишина -Писарева и прочих участников поисков.... А ещё есть документы в РГВА/РГАСПИ/ГАРФ/ РГАНИ и архивах более низкого уровня. Если всем делится, так проще новую книгу написать.

veligzhanin пишет:Что же именно вас развесилило? По многочисленным воспоминаниям современников У-2 был способен садится на лесных полянах и деревенских огородах. Пусть это некоторые преувеличения. Ну добавьте 50 м. Площадку длиной 150 команда ледокола могла расчистить?


Развеселило то, что услышал данную сентенцию от автора книги о челюскинских делах.
Для начала нужно понять, на чем собирались летать - на лыжах или колесах, т.к. это влияет на величину разбега/пробега.
Во вторых - а что там вообще было на тот момент по ледовой обстановке?
А вот после этого и можно говорить, нашли бы они эту льдину или нет, сколько времени бы заняла у экипажа расчистка полосы и как долго её можно было поддерживать в рабочем состоянии.
петрович
 
Сообщения: 296
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Спасти Леваневского.Грандиозная поисковая операция в Арктике

Сообщение veligzhanin » 28 Сентябрь 2025 20:23

петрович пишет: Так "надо думать" или "знаем"?

Что написано в постановлении политбюро – знаем. Что за этим решением стоял Шмидт, и оно писалось на основе его слов и обещаний – предполагаем. Но в этом предположении я уверен на 98%. «Знание принципов избавляет от необходимости знать подробности»

петрович пишет:И вот прямо сам ИВС определял этим секретным решением куда пойдет "Красин" и где и что он возьмет на борт?»

- Да именно так. Подпись Сталина стоит на протоколе. И в протоколе прямо прописано: куда и когда идти «Красину» и сколько и каких самолетов взять на борт. Впрочем, см ниже скан этого решения.
петрович пишет: Не мелковаты вопросы для Политбюро

– Сталинское Политбюро ежедневно занималось всякой ерундой и мелочовкой: покупкой каких-то станков и кабелей, решало сколько грузовиков отправит в свекловодческие хозяйства, сколько человек расстрелять в какой-нибудь области, и какой приговор вынести некоему стрелочнику. Тов. Сталин, Молотов, Каганович и Ворошилов регулярно в ручном режиме отслеживали массу всего. Так что общий ответ на ваш вопрос – для политбюро никакой вопрос не мелок, если ему хочется его рассмотреть. А исчезновение сталинского фаворита – это очень даже крупный вопрос. За первые две недели после катастрофы политбюро обсуждало вопрос поисков 5 раз, и вынесло на этот счет 5 решений. Каждый серьезный поворот утверждался на самом верху.
Вот скан:
 поиски леваневского 1.png

Протокол от 14 августа 1937
Вложения
 Поиски Леваневского 2.png
veligzhanin
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 30 Июнь 2023 15:26

Спасти Леваневского.Грандиозная поисковая операция в Арктике

Сообщение veligzhanin » 28 Сентябрь 2025 20:34

Прдолжаю отвечать на ваши вопросы (а то прошлый ответ со сканом не запланировано отправился)
петрович пишет:
veligzhanin пишет:А руководил операцией на борту «Красина» начальник экспедиции Ф.И. Дриго. Отчёты он слал Шмидту и указания получал от него же. Можно догадаться о якобы рациональных причинах направить на ледовую разведку Дорнье Валь: на У-2 не было радиостанции, не говоря уж о радиокомпасе, а на летающей лодке они были. Она могла удаляться дальше и не заблудиться.


Опять же - мы "догадываемся" или "знаем"? Потому, что если "знаем", то можем оценить соответствие фактических действий поступившим ЦУ, а если "догадываемся", то...


То что Дриго было руководителем «на месте» - знаем. Что он регулярно отчитывался перед Шмидтом и получал от него указания – тоже знаем. Кто именно из них двоих принял решение пригнать летающую лодку Задкова к «Красину» - мне неизвестно. И почему решение было таким – тоже. Именно поэтому я написал: «Зачем на ледовую разведку гоняли именно летающую лодку, остается загадкой…». По крайней мере, загадкой для меня. (но могу принять упрек, что неаккуратно выразился) Если вы знаете ответ – хорошо. Я не знаю. У меня есть предположение, но я им не делюсь, потому что писал хронику поисков, а не расследование. Я рассматривал фактически произошедшие действия и их последствия. Но решение насчет использования для ледовой разведки летающей лодки оценить можно. Оно откровенно бессмысленное и абсурдное. Если считать стратегической целью поиски «Н-209», то «Красин» с Р-5 для этого бесполезен, как бы далеко на север ледокол не прошел. А Дорне-Валь не бесполезен. Но для решения тактической (и бесполезной) задачи используется ценный ресурс и в процессе уничтожается. И стратегическая задача гарантирована проваливается. Это то, что известно точно. (Микроскопом заколачивали гвозди и в процессе разбили).

А зачем и почему это сделали – для исторической хроники это детали. И своей задачей поиск ответов на эти вопросы я не ставил. Это другая проблема, хотя и интересная. Чтобы на них ответить, стоит задуматься, а какие настоящие цели были, допустим, у Шмидта? Исходя из возможных вариантов получим возможные ответы. Только после этого появится смысл обсуждать на колесах собирались летать или на лыжах, что там было с ледовой обстановкой, почему не расчистили площадку и т.п. Но это мы немного в сторону ушли.
петрович пишет: Если всем делится, так проще новую книгу написать

Я было подумал, что у вас есть короткий ответ по конкретному пункту. А большого анализа я, конечно же, не ждал. Если напишите книгу на этой основе этих материалов – я с удовольствием прочитаю. А то в последние десятилетия на эту тему исключительно мифы циркулировали. Считаю, что нужно вернуть историю на твердую документальную базу. :good:
veligzhanin
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 30 Июнь 2023 15:26

Спасти Леваневского.Грандиозная поисковая операция в Арктике

Сообщение Historik » 29 Сентябрь 2025 10:42

Поддерживаю. Работать с источниками, с архивами не каждый может. А главное не хочет, предпочитая "видеть бой со стороны". Нужно вводить в оборот все доступные, главным образом, документы.
Historik
 
Сообщения: 672
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

След.

Вернуться в Библиотека и архив



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения