Добролет: RR-DAA ("Моссовет")

Авиатехника, люди, события - отдельные авиаотряды, история и современность.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Добролет: RR-DAA (

Сообщение ББК-10 » 23 Декабрь 2015 09:03

В какой-то газетной заметке было сказано, что первым рейсом летят представители печати, Внуторга и комитета Севера.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6638
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Добролет: RR-DAA (

Сообщение ББК-10 » 23 Декабрь 2015 13:20

В дополнение. Публикации из газет "Власть труда" и "Советская Сибирь" о полете "Моссовета" в Туруханск в 1926 г.

Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6638
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Добролет: RR-DAA (

Сообщение Кара » 24 Декабрь 2015 00:49

ББК-10 пишет:В какой-то газетной заметке было сказано, что первым рейсом летят представители печати, Внуторга и комитета Севера.

18.03.1926 г. в газете "Власть труда" была напечатана статья "По "Воздуху в тундру". Её автора Н.Попова представляют участником экспедиции Комсода (Комитета по содействию народам Севера). Может он и есть третий пассажир?
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 627
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Добролет: RR-DAA (

Сообщение ББК-10 » 24 Декабрь 2015 07:28

Её автора Н.Попова представляют участником экспедиции Комсода (Комитета по содействию народам Севера). Может он и есть третий пассажир?

Что-то многовато Поповых :) Ниже заметка с сайта Школьного музея "Моя малая Родина", в ней правда инициалы другие и представлен он как единственный пассажир:
участник.jpg

http://polar.11y.ru/aviation.html
Последний раз редактировалось ББК-10 24 Декабрь 2015 08:44, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6638
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Добролет: RR-DAA (

Сообщение ББК-10 » 24 Декабрь 2015 07:37

Кара пишет:18.03.1926 г. в газете "Власть труда" была напечатана статья "По "Воздуху в тундру". Её автора Н.Попова представляют участником экспедиции Комсода (Комитета по содействию народам Севера).

Может речь идет о газете "Красноярский рабочий" или минусинской а не иркутской "Власти труда"?
В имеющемся у меня 8 стр.-номере (№62-1867) "Власти труда" за 18.03.1926 г., есть только эта заметка:
Власть труда 1926 № 062(1867) (18 марта)=.jpg

P.S. :) Заметка была в другом номере ("Власть труда" 1926 № 063(1868), 20 марта).
Сам постил и забыл.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6638
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Добролет: RR-DAA (

Сообщение ББК-10 » 24 Декабрь 2015 09:48

 ПОПОВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ.jpg
 Попов. Пища тунгусов.jpg
Кара пишет:... статья "По "Воздуху в тундру". Её автора Н.Попова представляют участником экспедиции Комсода (Комитета по содействию народам Севера). Может он и есть третий пассажир?

Мне кажется, что это маловероятно. Во всяком случае в своей статье про эту экспедицию Н.П. Попов про полеты на самолете не упоминает.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6638
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Добролет: RR-DAA (

Сообщение Кара » 26 Декабрь 2015 18:36

ББК-10 пишет:заметка с сайта Школьного музея "Моя малая Родина", в ней правда инициалы другие и представлен он как единственный пассажир

Читал я заметку на этом сайте. В других газетных публикациях, приводимых Вами и ранее и сейчас, говорится и о двух (Власть труда" от 28.02.1926), и о трёх (Власть труда" от 06.03.1926) пассажирах. Так что два пассажира было точно - Плотников и Попов, поскольку имеются их репортажи с точек по трассе. А вот был ли третий? Если на обсуждаемом фото все участники перелёта, то пассажиров таки да, трое. И третий, если верить газетным публикациям - представитель Комсода или торговой организации.
Правда, возможен и другой вариант. В выложенной Вами подборке есть заметка "Моссовет" готов к полёту", что в Енисейске, облёт после ремонта был совершён с "председателем рика Томиловым и рабочим от станка Дудкевичем". И меня терзают смутные сомнения (с) :scratch: , что этот снимок сделан в Енисейске. Парень, стоящий крайним справа, что-то не тянет на представителя внуторга/Комсода, а вот на "рабочего от станка" - вполне. Да и человек в очках слева от Галышев явно "ответработник", а не от сохи станка. Я так думаю! (с)
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 627
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Добролет: RR-DAA (

Сообщение ББК-10 » 26 Декабрь 2015 21:35

Да и человек в очках слева от Галышев явно "ответработник", а не от сохи станка. Я так думаю! (с)

Истина где-то рядом :)
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6638
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Добролет: RR-DAA (

Сообщение ББК-10 » 26 Декабрь 2015 21:54

Да и человек в очках слева от Галышев явно "ответработник", а не от сохи станка. Я так думаю! (с)

Предположим, что это Михаил Павлович Плотников (Сибиряков)

С. Марков. «Югорская рапсодия» (Сибирские огни, 1973, № 11)

 5cede3190bea - копия.jpg
Сначала я увидел остроконечную шляпу с дырками, по тому времени очень модную; потом — золотые очки, широкое, совершенно багровое лицо и прямую черную трубку. <…> На нем был хорошо сшитый френч, бриджи, краги и ботинки на толстой подошве
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6638
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Добролет: RR-DAA (

Сообщение Кара » 26 Декабрь 2015 23:02

Кара пишет:Истина где-то рядом

И я снова прошёл мимо неё :(

ББК-10 пишет:золотые очки, широкое, совершенно багровое лицо и прямую черную трубку. <…> На нем был хорошо сшитый френч, бриджи, краги и ботинки на толстой подошве

Похож! :)
Стало быть, четверых идентифицировали. Спасибо Вам и коллеге Добролёту.
А может Вы и пятого знаете? 8)
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 627
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Добролет: RR-DAA (

Сообщение ББК-10 » 27 Декабрь 2015 11:57

Кара пишет:Стало быть, четверых идентифицировали. Спасибо Вам и коллеге Добролёту.

Если сделанное мною предположение верно, то нас коллеги, можно поздравить с маленьким литературно-историческим открытием :)
Это будет ВТОРАЯ известная на сегодня фотография Михаила Павловича Плотникова!
Пока была известна только эта (от 19-07-1940 г.):
 Вото из дела 19-07-1940.jpg

Кара пишет:А может Вы и пятого знаете? 8)

Увы... :(
Точнее, кто был пятым известно, это представитель Комитета Севера Адам Петрович Курилович, но на усатого человека в шлеме с очками по моему он не похож...

Я буду очень удовлетворен, если пятый окажется Романом Александровичем Батуриным :yes:

В январе 1926 г. летчик Сиблета в г. Новониколаевске (ныне Новосибирске) Николай Мартынович Иеске сообщил красноярскому пилоту Батурину что пробный перелет в Туруханский край возможно будет совершить в начале марта 1926 г. причем передовым пойдет Батурин. Иеске предложил Батурину озаботиться подготовкой для пробного перелета бензина, масла и спирта. Летчик Батурин был назначен начальником базы по подготовке к перелету. Планы поменялись и в Туруханский край полетел Виктор Львович Галышев на самолете Ю-13 «Моссовет». Батурин занимался подготовкой посадочных площадок по маршруту перелета.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6638
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Добролет: RR-DAA (

Сообщение Кара » 27 Декабрь 2015 19:48

ББК-10 пишет:кто был пятым известно, это представитель Комитета Севера Адам Петрович Курилович, но на усатого человека в шлеме с очками по моему он не похож...

Ну, в принципе, да. Нашёл я в интернетах ( http://nikolay-istomin.livejournal.com/4661443.html ) фото Адама Петровича
Изображение
ББК-10 пишет:Я буду очень удовлетворен, если пятый окажется Романом Александровичем Батуриным

Думаю, что это малаловероятно.
Во-первых, мне кажется, что не похож. Во всяком случаю, по сравнении с его фото на нашем ресурсе. Вот, кстати, оно полностью
Изображение
(Роман Александрович с механиком А.П.Потылицыным), взято с http://enag.livejournal.com/2021.html
Правда, разные ракурсы, но здесь http://arhivrh19.ru/assets/files/Doklad ... ousova.pdf
есть такая картинка
Изображение
Здесь http://aviator.guru/blog/43422678258/Pe ... asnoyarske.
ещё пара его изображений
Изображение и Изображение
Тут я уже не знаю, но если кто и увидит сходство :scratch: (я - чесслово, не вижу), то - КОГДА? Ведь во время перелёта, Батурин с экипажем "Моссовета" не пересекался - во главе наземной экспедиции он 10 февраля выехал из Красноярска в Дудинское, а самолёт с экипажем прибыли в Красноярск спустя две недели (25 или 26-го)
Ну и во-вторых, на снимке "юнкерс" на колёсах, т.е. фото сделано уже по возвращении в Красноярск. Или - в Енисейске, где его переобули на обратном пути из Туруханска.
Во время оценки техсостояния батуринского "Красноярца" Грошев и Галышев пересечься с Батуриным тоже не могли. Комиссия была создана 15 апреля, а из выложенной Вами газетной публикации "Советской Сибири" от 18 апреля, Роман Александрович 17-го только добрался до Дудинки. Не знаю правда, как долго экипаж загорал в Красноярске, может он и дождался там возвращения Батурина, но был был бы уже май месяц и фанера с радиатора была бы снята. Да и Плотникову, думаю, не позволили бы торчать ещё полмесяца (и это - как минимум) в Красноярске ради совместной "фотосессии"...
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 627
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Добролет: RR-DAA (

Сообщение ББК-10 » 27 Декабрь 2015 21:08

Колеса, самый веский аргумент.
А фоторяд так, для визуальных размышлений :)
Человек в шлеме и Батурин:
Батурин=шлем=.jpg

Человек в шлеме и Курилович:
АПКурилович-фоторяд.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6638
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Добролет: RR-DAA ("Моссовет")

Сообщение ББК-10 » 28 Декабрь 2015 20:48

ББК-10 пишет:Может быть и оцифруется когда-нибудь:

Публикации М. Сибирякова:
Советская Сибирь, 1926, № 089 (1926-04-20) Из кабины Моссовета. Туруханская республика
Советская Сибирь, 1926, № 090 (1926-04-21) Из кабины Моссовета. Туруханская республика
Советская Сибирь, 1926, № 091 (1926-04-22) У полярного круга. Туруханск
Советская Сибирь, 1926, № 098 (1926-04-30) Случайные люди Туруханского края
Пришел "когда-нибудь" :)

Советская Сибирь, 1926, № 089, 20 апреля.

„Туруханская республика".
(ИЗ КАБИНЫ САМОЛЕТА «МОССОВЕТ»)

«Завтра мы вылетаем в Туруханский край — так записано у меня в кратком путевом дневнике 15 марта. —Завтра мы покидаем гостеприимный Енисейск, который сегодня, по старинке празднует последний день масленицы.
Умирающий город тронуло тление, но косная старина продолжает жить. По улицам разъезжают енисейцы с женами и детьми, ездят терпеливо из конца в конец улицы до самых потемок, как бы справляя очень нужное дело. Молодежь катается с разукрашенной цветными фонариками и елками катушки, а интеллигенция и служилый люд терпеливо ждут начала спектакля в клубе, который, согласно афиш, отпечатанных в местной типографии, в количестве десяти экземпляров - должен начаться ровно, в 8 часов. Но, по твердо установленному порядку, спектакль, и на этот раз, начинается ровно в 10 часов вечера.
После спектакля — танцы. В антрактах оркестр из трех душ, отдавая дань моде, старается подогреть после тяжелых блинов енисейцев, самым модным танцем: "Разрешите вас просить на шимми".
В чистый понедельник — 16 марта Енисейск принял великолепный вид. Блины сменились редькой с квасом, а "шимми" — унылым звоном четырнадцати енисейских церквей.
В этот день, под великопостный звон церквей, под гудок электрической станции, извещавший енисейцев о нашем отлете в Туруханский край, мы покинули этот город, продолжающий жить еще прошлым столетием.
Под крыльями снова тайга. Мелькают мертвые северные деревни. Одинокие фигуры людей провожают нас глазами.
Граница «Туруханской республики» начинается с деревни Суховатки. Об этой «республике» не упоминается ни в одном советском учебнике, она не значится в официальных картах и т. д., но все же мы, летавшие на самолете «Моссовет», склонны думать. что такая недоразуменная республика существует. С существующими в ней порядками, правами и обычаями мы познакомились на собственной шкуре.
16 марта в час тридцать пять минут дня самолет плюхнул в глубокий снег на р. Подкаменной Тунгусске, с позволения сказать, в самой средине «аэродрома» — около проруби с самоловами на налимов, которых в свободное время от сна и выбирания кредитов промышляют трудолюбивые жители Подкаменной Тунгусски.
Нас встретило немногочисленное население, которое, осмотрев невиданную штуку, немедленно удалилось.
Главное внимание встретивших привлекла вытяжная труба, ввиду чего они авторитетно решили, применительно к туруханским условиям, что «без зелезной печки не полетишь».
Толпа разошлась. Мы около двух часов еще возились около самолета, и, основательно продрогнув и проголодавшись, решили двинуться в деревню. Необходимо было найти караульного.
Сельские власти при встрече отсутствовали.
С большим трудом мы узнала, что в толпе находятся зам. предсельсовета, тов. Бубенчиков, а милиционер пребывает
в безвестной отлучке. Ничего не оставалось, как караульного напять непосредственно. Комендант, поймав за рукав какого-то парня, начал горячо увещевать:
— Мы тебе даем три рубля за восемь рабочих часов, если ты будешь караулить сутки, то получишь девять рублей.
Парень колеблется. Восьми-часовой рабочий день никак не укладывается в его голове. Наконец. после долгих уговоров он с товарищем соглашается по очереди окарауливать машину.
В это время на сцену выступает 'власть — сам зампредсельсовета Бубенчиков. Сплюнув сквозь зубы, он коротко рекомендует сагитированному нами парню:
— Проси цервонец за восемь цасов, и баста!
Наша агитация сорвана. Парень и тов. Бубенчиков немедленно откатывают па лыжах. Мы беспомощно разводим руками.
Но не без добрых душ на свете. Находится доброжелатель, который конфиденциально сообщает нам:
Караульного вам не нанять.. У нас есть тут один дурачок, так я его присоветую вам, он, пожалуй, согласится. Ему, дураку, все равно». Мы согласны и на «дурака», который оказался на деле далеко не дураком. Вручив ему госторговскую двухстволку, мы с облегчением поплелись по колено в снегу к деревне.
Туруханский крестьянин, по существу, охотник-промысловик или рыбак. О земледелии, огородничестве он
не имеет никакого понятия. Живет он за счет белки и эта "белка" при широком кредитовании заготовителей пушнины его испортила. Никаких налогов,
воинских повинностей и т. д. туруханский крестьянин не знает. В этом отношении, как и туземцы края, он находится на особо привилегированном положении.
В Подкаменной Тунгусске не более 50 дворов с 350 жителями. Заготовителей пушнины шесть: РАСО, Сырье, Госторг, Енсоюз, Сельскосоюз и местный кооператив. Жители Подкаменной Тунгусски усердно кредитуются во всех этих организациях, считая выгодным жить, главным образом, за счет кредита, который им предлагается чуть-ли не на перебой.
Между прочим, ассортимент товара в факториях свежего человека более, чем удивит. Обычно, с окраиной связывается понятие о сжатом, самом ходовом, жизненном ассортименте товаров и продуктов. В действительности, дело обстоит не так. В факториях найдутся в изобилии: дорогие шоколадные конфекты, ландрин, высокие сорта папирос, крупчатка, консервированные фрукты, моссельпромовское варенье, колбасы, кольца, броши, брелки, колокольцы, какао, мед, соя, пикули и т. д., но нет сахару, дешевых сортов папирос, табаку, разных круп и многого другого.
Нам, привыкшим курить «Сафо» за 45 копеек, пришлось, в силу необходимости, покупать «Люкс» и «Госбанк», и чесать затылок.
Чем же объясняется такой ассортимент? Все тем-же кредитом. Туруханцы и туземцы так набалованы им, что их теперь «тошнит» с крупчатки, и кроме «Люкса», они не могут курить других папирос. Местные гастрономы, на наших глазах, кушали сушки с медом, маслом и какао, запивая это «блюдо» ягодным сиропом и вареньем.

(Окончание следует).
М. СИБИРЯКОВ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6638
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Добролет: RR-DAA (

Сообщение ББК-10 » 28 Декабрь 2015 20:57

„Туруханская республика".
(Окончание).

В факториях висят модные дамские пальто, которые охотно разбирают туземцы, неумудренные в законах моды. А заведующие, продав «наимоднейший клеш», весело потирают руки и говорят: «пусть остяк щеголяет в бабьем пальто». Надо сознаться, система торговли не изменилась. Как и встарь, легкомысленному туземцу в кредит вручают ненужные вещи, и это считается «коммерческим шиком».
Заготовители продолжают пользоваться услугами тунгусятников. Например, в Подкаменную Тунгусску из Красноярска Госторгом был командирован матерый тунгусятник Калутский, высланный из Туруханского края за темные дела. Теперь этот Калутский собирает задолженность туземцев.
В потребиловке сидит местный кулак Никита Игнатов, бывший осиновский тунгусятник. Как говорят, он чувствует себя весьма недурно.
Из центра шлют циркуляры об изжитии конкуренции, контактной работе, шлют постановления о синдицированных ценах и т. д. Но здесь, в медвежьих углах, вроде Подкаменной Тунгуски, считают, что это все не для них писано и ведут ожесточенную войну, вплоть до рукопашных сражений, разбираемых народным судом. Местные «деятели» оправдываются тем, что синдицированные цены — одно, а заготовительный план — совсем другое.
Единственный выход из положения — сокращение числа заготовителей до минимума и запрещение Сельскосоюзу вести заготовки через собственный аппарат, т. к. борьба двух видов кооперации здесь действует крайне разлагающе на население, особенно туземцев.
Ввиду запрещения. ввоза спирта в Туруханский край, надо было думать, что он является страной трезвости. Но, в действительности, пьянство — здесь обычное явление. Варится сногсшибательная бражка, в деревне Осиновой курится высокоградусный самогон, а ямщики, проезжал «буфер» — село Назимово, крайний пункт продажи вина, запасаются им и по дороге, продают его по 15 рублей бутылку.
В общем, запрещение не достигает цели. Население пьет, при чем пропивает значительно больше, а пропитые деньги и пушнина идут всецело в кар-
ман самогонщиков и контрабандистов.
Над этим вопросом следовало-бы задуматься, и разрешить ограниченную продажу хлебного вина.
С навигацией ввоз спирта и вина в край по словам местных жителей достигает громадных размеров. Но цена на бутылку водки не бывает ниже 7 руб. 50 коп. Твердое основание самогонному делу положили прошлым летом рабочие, работавшие по постройке радио и попутно оборудовавшие на «Старом жилище» усовершенствованный самогонный завод, который до сего времени хранится где то в Подкаменной Тунгусске.
Наши мытарства в Подкаменной Тунгусске не кончились поисками караульного для самолета. Севший в глубокий снег самолет без подготовки площадки для подъема не мог подняться. Необходимо было приготовить, путем уминания снега, площадку, длиною в 150 сажен и шириною в 20 сажен. Через заведующем факторией Госторга, тов. Беляева, все время оказывавшего нам горячее содействие, начались переговоры с жителями Подкаменной Тунгусски, на предмет утаптывание снега. «Дипломатические переговоры» длились ровно 3 суток. Каждое утро нанятые жители аккуратно выезжали на реку, где должна была быть приготовлена площадка. Они курили, рассуждали, бранились, а потом возвращались в деревню, и повышали плату на новую полсотню рублей — сверх договоренной утром.
Мы старались увещевать. Говорили о значении авиации для Советского Союза, о будущих воздушных войнах, о многом другом, но крепкие на голову подкаменно-тунгуссцы неизменно отвечали:
— Не нузно на это дело. Вася масина будет таскать пуснину, а мы се будем возить? Позалуй, вы бельсишку у нас испузаете, се мы будем делать?
Между прочим, изобретательный предсельсовета Никита Игнатов, не ударивший палец о палец, чтобы оказать нам какое либо содействие, предложил довольно остроумный проект приготовления площадки:
— Купите, товарищи, 10 возов сена, наймите нас разбросать его по иродрому, мы бесплатно пригоним скот, скот съест сено, утопчет снег, а навоз мы уберем в три поденщины рублей так за сто каждую.
От «выгодного» проекта мы отказались.
Другой гражданин «вчинил» нам словесный иск. Сплюнув сквозь зубы, он строго заметил летчику Галышеву:
— По какому такому праву здесь снег топчете?
Последовало пространное объяснение
тов. Галышева. Но оно не удовлетворило гражданина. Тот приступил к делу:
— Вот, видите ямы, — гражданин ткнул в трехверстные пространства Енисея, — я бью ямы и ловлю налимов самоловами из под льда. Где вы топчете, я хотел бить ямы. Теперь бить ямы нельзя, и я терплю убыток 10 рублей в день, которые вы должны мне уплатить.
От иска также отказались и предложили ловцу налимов бить ямы в другом месте. К тому-же трехверстная ширина Енисея это вполне позволяла. Ловец налимов хватил через край. Темные во всем, кроме получения денег и кредита, подкаменно-тунгуссцы и те возмутились:
— Се, ты, парень, рази на десять рублей в день налимов наловишь?!
— Столько за зиму не наловишь! Сейчас налим совсем не идет. Се ты?
— Не идет, вот поэтому я и прошу, — мрачно заяви ловец налимов, и, закурив «Госбанк», отправился в деревню.
19 марта аэродром был готов, но мы сумели вылететь только 22, так как «воевали» с телеграфистом Поздеевым и начальником почтово-телеграфной конторы Поповым, о которых расскажем в следующий раз.
М. СИБИРЯКОВ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6638
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: ГВФ, ВВС, Аэрофлот, современность.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения