Конвой БД-5 ( 1944 )

Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 22 Август 2008 17:51

Ankabut пишет:На мой взгляд, самая вопиющая неточность - то, что по этой книге можно заключить, что ТЩ-116 потопил подводную лодку и подобрав всех, кто находился в воде, спокойно вернулся на базу.

Я, честно говоря, когда читала этот отрывок, так и не смог понять логику автора по отношению к эпизоду. Что к чему? Пока разбирался, голова заболела. Где забирал? кто забирал? во время чего забирал? когда потопил? где потопил? что потопил? какую подводную лодку? Пока задумался над первым вопросом встал второй, потом третий. Не хотелось бы автора разбирать его здесь по косточкам на этой ветке ворума. Есть специальная, где им (авторам) и место.

Всё-таки есть и рациональные зёрна у этого автора. Но встаёт вопрос: а стоит ли им доверять, если автор ошибается? Может и здесь он что-то перепутал?
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3171
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение [ Леспромхоз ] » 28 Август 2008 16:34

Иван Кукушкин пишет:Еще 116-й. К сожалению, дата снимка не известна:

[url]http://www.polarpost.ru/f/uploads/thumbs/3_110214306.jpg[/url] [url]http://www.polarpost.ru/f/uploads/thumbs/3_110214305.jpg[/url] [url]http://www.polarpost.ru/f/uploads/thumbs/3_110214303.jpg[/url]

Прислал Макарыч ( http://more7007.ya.ru/go.xml )

Заметка в газете "Правда Севера" от 28.08.2008 г.

В МОРСКИХ КОНВОЯХ

31 августа, как обычно, архангельские участники плаваний в конвоях соберутся в Соломбале у закладного камня будущего памятника (когда же власти возьмутся доводить дело до конца?) погибшим на Великой Отечественной войне. Почему 31-го? Потому что в этот день 67 лет назад в Архангельск прибыл первый союзный конвой, получивший название «Дервиш». На шести транспортах находились 64 самолета, 3800 глубинных бомб и магнитных мин, около 10 тысяч тонн каучука, другие грузы.


В 1941-1945 годах в Мурманск и Архангельск был отправлен с грузами по ленд-лизу из шотландских и исландских портов 41 конвой в составе 839 судов, из них к месту назначения пришел 741 транспорт. (На переходах 61 судно погибло, 37 вернулись в порты).
Из Советского Союза вышло 36 конвоев (738 судов), из них до портов назначения дошли 699, погибло 30, вернулось восемь. (См. статью «Конвои северные» в томе «История Архангельского Севера» Поморской энциклопедии).
«Это был ад», - говорят о плаваниях в конвоях иностранные моряки. Наши - сдержаннее. Притом что гибли, конечно, и транспорты, и боевые корабли - наши и союзнические. Море становилось братской могилой моряков всех стран антифашистской коалиции.
Конвои были и внутренние, которые тоже несли потери. Об одной из страшных страниц войны рассказал недавно в «Правде Севера» (31 июля, 7 августа, «Трагедия в Карском море») краевед из Салехарда Сергей Шулинин: о гибели конвоя БД-5 (Белое море - Диксон № 5). Тогда был потоплен немецкой подлодкой U-365 транспортный пароход «Марина Раскова», на борту которого находилось больше 350 человек: команда; очередная смена полярников; члены семей работников Диксона, в том числе дети; военнослужащие Беломорской военной флотилии; вольнонаемные работники Севспецстроя и так далее.
Пароход вез больше шести тысяч тонн грузов для создаваемой на Диксоне Карской военно-морской базы, «Нордвикстроя» и полярных станций Главного управления Северного морского пути. Транспорт сопровождали три тральщика, построенные в США, - Т-114, Т-116, Т-118. Первый и последний из них тоже были потоплены.
116-й спасал людей и с «Марины Расковой», и с тральщиков. Спасенных было больше 100 человек. Сергей Шулинин пишет, что по одним данным - 145, по другим - 178. Он же говорит о том, что перед командиром В. А. Бабановым «стояла нелегкая задача: продолжать спасательные операции или выйти из опасного района, оставив на произвол судьбы плававших на плотах и кунгасах людей. Он решил уйти, спасти тральщик и находившихся в нем людей».
По примерным подсчетам, на плавсредствах осталось 120-130 человек. Небольшую часть из них удалось вызволить из беды мужественным морским летчикам экипажа М. И. Козлова. Некоторые моряки спаслись в шлюпке, добравшись до острова Белый, откуда их доставили в госпиталь Диксона опять же морские летчики. (Среди этих спасенных был минер ТЩ-116 Анатолий Пожинский).
На очерк салехардского краеведа откликнулся 87-летний архангелогородец В. П. Лаптев - моряк того самого уцелевшего корабля, ТЩ-116. Валентин Прокопьевич приготовил книги и документы и стал ждать журналиста «Правды Севера».

Валентин Лаптев родился 12 августа - как раз в день трагедии. Не до дня рождения было ему в 1944-м... Но по порядку.
После выпуска из Соловецкого учебного отряда старшина первой статьи Лаптев служил в 1943 году в штабе Северного флота, в Полярном. Шифровальщик, он контактировал с самыми высокими флотскими начальниками. Служба шла в общем-то спокойно и можно было оставаться в штабе до окончания войны, а потом рассказывать детям и внукам, как приносил шифровки самому командующему Арсению Григорьевичу Головко. Но 21-летнему сибиряку хотелось в моря, туда, где его однокашники, защищая Отечество, уже заслужили ордена. Поэтому Лаптев написал два рапорта с просьбой перевести его на корабль. Начальство дало «добро» - и Валентин стал шифровальщиком ТЩ-116.
Такого типа корабли моряки называли «амиками». (Другое название серии - АМ). Эти тральщики занимались не только тралением мин (на счету 116-го их десятки), но и конвоированием транспортов союзников и наших, поиском и уничтожением подводных лодок. Для всего этого они были неплохо вооружены, надолго запасались горючим (хватало на месяц), хорошо маневрировали, имели свои опреснители воды, пекарни и так далее. То есть годились для автономного плавания. Команда состояла из 100 человек.
Остров Медвежий (где происходило «рандеву» судов сопровождения, наших и союзников), Диксон, Новая Земля, Земля Франца-Иосифа - эти и многие другие географические точки знакомы В. П. Лаптеву не понаслышке. Его делом была не только шифровка сообщений. В частности, 12 августа 1944 года он поднимал на борт тральщика спасенных.
Валентин Прокопьевич рассказал о трагическом событии следующее:
«Во-первых, спасибо вашему автору - правильно написал. Только мы не с правого борта от «Марины Расковой» шли, а с левого, то есть наш тральщик был левым курсовым. У нас служили прекрасные акустики, и если бы мы держали правый курсовой, то они немецкую лодку обнаружили бы...
Во-вторых, я знаю, что видел. Когда произошел взрыв, командир конвоя капитан первого ранга Шмелев (он шел на переднем тральщике, ТЩ-118) приказал всем снимать людей с парохода, который потерял ход. 118-й вскоре торпедировали, он затонул... Мы спустили катер, кунгас, шлюпки и проводили спасательные работы. То же делал и 114-й. Он стоял на якоре. А наш командир - капитан-лейтенант Василий Александрович Бабанов - на якорь не вставал. Торпеда утопила 114-й за четыре минуты... Там был командир конвоя, которого спасли после взрыва на 118-м, - и он погиб.
Когда мы шли в конвое, на море был полный штиль, а когда спасали людей, разыгрался шторм. Кошмар: солярка с тральщиков, лесоматериалы с «Расковой», волны... В этих условиях мы и принимали людей на спасательные средства, затем на тральщик. Многие из них были ранены.
Одним из катеров командовал капитан третьего ранга, руководитель практики курсантов фрунзенского военно-морского училища - из Ленинграда. Офицер и его ребята заметили перископ подводной лодки, которая направлялась к нам. Капитан третьего ранга доложил об этом командиру. А у нас столько народу!.. К тому же мы думали, что рядом минное поле. Вот почему 114-й встал на якорь...
Бабанов принял решение уйти в Хабарово, это в Югорском шаре на Новой Земле, где находилась охра - охрана водного района. Туда прилетело командование, разбиралось в том, что произошло; нашего командира, конечно, ругали, но не наказали. Командование само, наверно, виновато было: летающие лодки, «Каталины», не сопровождали нас, не вели разведку.
На следующий день нас направили протралить район трагедии и искать людей. Протралили, мин не обнаружили. При сильном шторме - волны до четырех метров - людей не нашли. Затем получили другой приказ - конвоировать «дикую эскадру»: так моряки называли баржи, речные пароходы, небольшие танкера...»
116-й отомстил противнику.

26 августа немецкая подводная лодка U-362 потопила в Карском море наше гидрографическое судно «Норд». На поиск лодки направились с Диксона самолеты и ТЩ-116. 5 сентября он обнаружил врага и открыл огонь из многоствольного бомбомета. После четвертого залпа с расстояния два кабельтовых лодка затонула. Затем она была обследована нашими водолазами, которые увидели в ней пять пробоин, что зафиксировано в деле, хранящемся в Центральном военно-морском архиве. (И. А Козлов, В. С. Шломин. «Краснознаменный Северный флот», Москва, 1977). В конце октября тральщик участвовал в уничтожении еще одной фашистской субмарины. Он атаковал ее; лодка, получив повреждения, легла на грунт; ее добили самолет, сторожевой корабль № 20, сторожевой катер «МО-25» и эсминец «Доблестный». А всего благодаря умелым действиям моряков 116-го нашли свою погибель три немецкие подводные лодки.
Двумя медалями «За боевые заслуги», медалью Ушакова, орденами Красной Звезды и Отечественной войны первой степени отмечена во время войны служба В. П. Лаптева. Он не оставил море и после Победы. («Когда объявили о капитуляции гитлеровцев, в Архангельске моряку пройти было невозможно: как увидят, так качают. По себе знаю»). В запас ушел капитаном второго ранга.
Валентин Прокопьевич по-просил назвать в газете имена боевых товарищей, которые вместе с ним воевали на ТЩ-116, а после войны обосновались в Архангельске и в области. Увы, они теперь покойные... Это Николай Орлов, Василий Ледовский, Василий Лапин, Юрий Строгалев, Григорий Макаровский, Анатолий Пожинский. Вечная им слава!

Сергей ДОМОРОЩЕНОВ.
28/08/2008

Copyright © 2008, Правда Севера.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Иван Кукушкин » 04 Сентябрь 2008 17:26

Сообщение от коллег с "Кортика":

Юрген: Немного потерпите, уже отдан в печать фундаментальный 2-х томный труд М. Морозова и А. Платонова. Где подробнейшим образом на основе двухсторонних данных рассмотрены все события на северных коммуникациях. Обращусь к Платонову, если Андрей Витальевич даст добро, то сброшу его материал по этому конвою. С уважением Ю.

[ http://kortic.borda.ru/?1-5-0-00000112-000-0-0 ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11701
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 20 Сентябрь 2008 23:15

Спасибо, Сергею Николаевичу Доморощенову, заместителю главного редактора газеты "Правда Севера" (г. Архангельск) за активное участие в разработке темы конвоя БД-5 на страницах архангельской газеты.
Хотелось бы выразить благодарность всем, кто участвует в осуществлении этого проекта. Я считаю, что наш форум более корректно, благонравно и аккуратно подходит к разыгравшейся трагедии в Карском море 12 августа 1944 года и к судьбам людей, которые волей судьбы оказались её участниками. И в этом отношении я горжусь, что являюсь участником имеено этого форума. Я считаю, что в этом большая заслуга администраторов "Полярной почты".
Как мне один умный человек сказал, что это тебе зачтётся на небе. Я думаю и Вам всем тоже.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3171
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 03 Октябрь 2008 17:08

Интересную ссылку дал Alexander Belov о книге "Огненные мили".

Вот некоторые выдержки из неё посвящённые "Марине Расковой":

...В 1943 году начальник политотдела Северного морского пароходства Н. Д. Кольтяков обратился с письмом ко всем капитанам и помполитам. В письме отмечались экипажи, которые правильно, с чувством высокой ответственности подошли к воспитанию и обучению молодых моряков. Приводился в пример пароход «Марина Раскова». Ребята, пятеро из которых
были сиротами-партизанами, нашли на судне вторую семью. К каждому прикрепили опытных моряков. Руководил их обучением старший механик Б. В. Архангельский. Немало внимания уделял им помполит С. И. Вергун. Все они были подготовлены к вступлению в комсомол...

...Ослабление партийно-политической работы на флоте не мог не заметить Архангельский обком партии. Он принял ряд практических мер по ее усилению. По его указанию Октябрьский райком выделил для работы на флоте специальных инструкторов. В пароходстве ввели должность парторга обкома партии. На эту работу был направлен старший механик теплохода «Марина Раскова» Б. В. Архангельский...

...25 марта (1943 - С.Ш.) прибыл из США и вступил в состав действующего флота Северного пароходства пароход «Айронклед» грузоподъемностью 7345 тонн, получивший вскоре название «Марина Раскова»...

...В октябре 1943 года пароход «Марина Раскова» — крупный транспорт водоизмещением 12 тысяч тонн — вышел ив Архангельска на Новую Землю. В трюмах и на палубе были боеприпасы, самолеты и другая техника, а также одежда и продовольствие для военно-морских баз и полярных станций. Кроме груза, на борту находилось около 150 пассажиров. Уже в Горле Белого моря пароход взяли под охрану эсминцы «Гремящий» и «Громкий». В пути с Новой Земли поступило сообщение, что западным ветром к острову пригнало большое количество мин. Разыгравшийся ураган увеличил опасность уплавания.

На четвертый день пути сильным ударом волны у «Марины Расковой» сломало баллер руля, судно потеряло управление. Командир «Гремящего», приняв смелое решение, подошел при огромной волне носом к корме «Марины Расковой», после нескольких попыток на транспорт был подан буксир. «Марина Раскова» двинулась вперед, эсминец «Гремящий» выполнял роль ее руля. Так прошли 40 миль, но судно постоянно сбивалось с курса. Решили подать буксир с носа. В это время «Гремящий», обнаружив подводную лодку, атаковал и отогнал ее. После нескольких часов работы в лютую стужу и шторм четыре четырехдюймовых стальных троса были поданы на транспорт и закреплены на корабле. Но через некоторое время тросы лопнули. Запасные были только в трюме транспорта. Экипаж и пассажиры «Марины Расковой» вытащили эти многотонные стальные тросы и подали их на эсминец.

Когда до Новой Земли оставалось около 100 миль, заметили, что на караван несет мину. Пришлось обрубить буксирный трос, а затем вновь подавать. После трех дней плавания конвой прибыл в губу Белушью.

тобы выйти в обратный рейс, требовалось отремонтировать рулевое управление. Устранение нанесенных судну повреждений было под силу лишь крупной судоремонтной базе, которой в Белушьей, разумеется, не было. Основная тяжесть ремонтных работ пала на машинную команду. Смекалку и исключительное упорство проявили механики Гуляев и Семенов, машинисты Сумников и Семенов, по 18—20 часов не отходившие от рабочего места. Для изготовления поковок на палубе соорудили своеобразную кузницу. Кузнецы-кочегары, используя вместо молота кувалду, выковали необходимые детали. Особую трудность представляла сверловка дюймовых отверстий для клепки руля, а их требовалось огромное количество. Вся эта работа производилась лишь с помощью ручных дрелей. За два дня до конца выгрузки ремонт руля был закончен, и приемная комиссия скрепя сердце все же дала судну право самостоятельно следовать в Архангельск. 6 ноября моряки привели «Марину Раскову» в порт...

...И все же 12 августа вражеская подводная лодка потопила в Карском море, на пути из Северодвинска на Диксон, пароход «Марина Раскова». Это была тяжелая потеря. Из 354 человек команды и пассажиров спаслось только 145 человек, затонуло 6503 тонны генерального груза...

Братцы, а где взять книги про историю Беломорской военной флотилии? Северного морского пароходства? Они нужны для проведения поиковых операций.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3171
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Октябрь 2008 19:26

Shulc пишет:В офисе общественнной организации "Полярный конвой" (г. Санкт-Петербург) на стене висит картина "Трагедия в Карском море "12 августа 1944 г.)". Автор - Адаев Венедикт Николаевич.

Фотография более лучшего качества:

Изображение

Прислал VicSer
Спасибо!
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11701
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 07 Октябрь 2008 13:33

Обновилась информация о поиске людей. Сокращен основной список, расширен дополнительный (выявлены новые совпадения). http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=788

Новые данные таковы:

1. Количество участников конвоя БД-5 (основной список) – 591 человек.
2. Количество погибших – 343 человек.
3. Количество спасённых – 234 человек.
4. Количество участников с невыясненной судьбой – 14 человек.
5. Количество данных на участников конвоя (дополнительный список) – 145

Данные по транспортному судну "Марина Раскова":
Количество находившихся на борту судна - 383 человека.
Команда - 44 человека (включая 4 человек "военного кадра команды тр. "М. Расковой").
Пассажиры - 338 человек.
Неизвестна принадлежность - 1 человек.
Из них 212 человек погибло, 168 человек спаслось, 3 человек судьба неизвестна.

Это новые данные о трагедии конвоя БД-5. Раньше говорилось о 354 или 359 человек, находившихся на борту "Марины Расковой". Но это пока предварительные данные. После уточнения данных по дополнительному списку, данные по численности людей находившихся на борту транспортного судна "Марины Расковой" будут корректироваться.

Эти данные взяты из основного списка. Анализируя данные дополнительного списка можно сделать только предположения. Данные дополнительного списка по транспортному судну "Марина "Раскова":
1. 90 записей учётных данных (45 пар).
2. 26 записей учётных данных как члена команды (13 пар).
3. 64 записей учётных данных как пассажира (32 пары).
Из этих данных у 66 записей учётных данных (33 пары) стоит статус спасённых. Погибших среди них нет. Это пока тоже предварительные записи, так как у 13 записей учётных данных (5 пар и 1 тройка) противоречивы или отсутствует информация о судне.

Проводится дальнейший анализ списка участников конвоя БД-5.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3171
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 08 Октябрь 2008 13:30

Друзья!
Ответьте, пожалуйста на вопросы. ГГУ - это гидрографическое управление? УПС - управление полярных станций?

Где узнать количество команды на минных тральщиках ТЩ (АМ), участвовавших в конвоях БД-5? Их штатное расписание?

Требуется помощь специалистов, знающих историю Нордвикстроя. Возможно, пассажиры, находившиеся на транспорте "Марина Раскова" были репрессированными. Подтверждения этому нет, но косвенные основания для предположения есть.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3171
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Иван Кукушкин » 08 Октябрь 2008 15:32

Shulc пишет:Друзья!
Ответьте, пожалуйста на вопросы. ГГУ - это гидрографическое управление? УПС - управление полярных станций?

Необходимо смотреть где применяется сокращение. Одна из расшифровок УПС была уже найдена - Управление правительственной связи

Shulc пишет:Требуется помощь специалистов, знающих историю Нордвикстроя. Возможно, пассажиры, находившиеся на транспорте "Марина Раскова" были репрессированными. Подтверждения этому нет, но косвенные основания для предположения есть.

Здесь наверняка можно обратится в "Мемориал" - http://www.memorial.krsk.ru
По Арктике там много чего полезного может рассказать С. Ларьков
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11701
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Иван Кукушкин » 08 Октябрь 2008 15:39

Shulc пишет:Где узнать количество команды на минных тральщиках ТЩ (АМ), участвовавших в конвоях БД-5? Их штатное расписание?

В англоязычной википедии есть статьи по этим тральщикам:

Т-118 как USS Armada (AM-145) http://en.wikipedia.org/wiki/USS_Armada
Т-114 как USS Alchemy (AM-141) http://en.wikipedia.org/wiki/USS_Alchemy

Указывается экипаж в 104 человека, но без подробностей.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11701
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Александр Андреев » 08 Октябрь 2008 15:39

Shulc пишет:Друзья!
Требуется помощь специалистов, знающих историю Нордвикстроя. Возможно, пассажиры, находившиеся на транспорте "Марина Раскова" были репрессированными. Подтверждения этому нет, но косвенные основания для предположения есть.

Сомнительно. Охраны, конвойных нет в списке. В Нордвикстрое работали далеко не только репессируемые.
Хотя согласен с И. К. С. А. Ларьков - серьезный специалист по истории полярных репрессий.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение SVF » 08 Октябрь 2008 18:34

Год назад редакторы изд-ва АПЕКС подарили мне вот такую книгу.

Дудина Д.П. Вокруг Нордвика …: Книга воспоминаний. Норильск, Изд-во АПЕКС, 2006. 112 С.

Информации по Нордвику - море. Кстати, там утверждается, что заключенных в Нордвикстрое практически не было.
В 1994 г. я пролетал на ним, вертолетчики сверху показывали мне два кладбища - по их словам - мужское и женское (а так только зеков хоронили). Книга этого не подтверждает.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4473
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение [ Леспромхоз ] » 08 Октябрь 2008 21:05

Сайт Красноярского общества "Мемориал"
С.Эбеджанс. Кровь, пот и соль «Нордвикстроя»
http://www.memorial.krsk.ru/Public/90/1990_6.htm


23 июля обследовали поселок Солерудник, он находится от порта Нордвик на расстоянии 2600 м. Здесь всего тридцать строений, из них десять — промышленного назначения. Некоторые дома украшены резными деревянными деталями, что нас, конечно же, очень удивило. Во всех домах — центральное отопление, освещение. В центре поселка — грандиозное деревянное строение купольного типа непонятного назначения. Хорошо, что среди нас был Олег Мельников, по образованию горняк, он и предположил, что в этом здании происходило обогащение либо флотация. Но эту версию нужно проверять.


И здесь кругом — американское оборудование. Найдены газеты «За индустриализацию Арктики» 1945 года. Знают ли американцы, что они помогали з/к в этой самой индустриализации?

На одной из сопок вблизи Солерудника — кладбище. Оно потрясло нас не огромными размерами, как писалось в «ЗП» за 08.07.89 г., а, наоборот, малыми — всего 84 могилы мы насчитали на этом кладбище, на 29-ти из них сохранились табличка. На 18-ти табличках выбиты слова: любимому сыночку или любимой дочке. Что было в 1948 году, которым датированы в основном детские смерти, — эпидемия, голод? Где сейчас эти матери и отцы, которые поставили маленькие крестики на могилки «любимых крошек» (есть такая надпись). Живы ли?

Больше кладбищ не обнаружено. Нестранно ли это? Нордвик осваивается с начала 30-х, заканчивает свое существование в середине 50-х, — и всего 84 могилы, половина которых — детские? Вопрос, который можно адресовать разве что морю, но оно молчит...
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 09 Октябрь 2008 10:12

Отвечу понемногу сразу всем.

На транспорте "Марина Раскова" была военная команда из 5-6 человек, чёткая цель её нахождения из документов не прослеживается. Лагеря в Нордвике, как мне сказали в Красноярском "Мемориале" точно не было, а вот спецпоселенцы были.

С сергеем Александровичем Ларьковым я связался. Не буду приводить весть текст письма, но один его вопрос меня поразил: "Стоит ли тратить время на дело, которое с 99%-ной вероятностью не даст результатов?" Без комментариев. Для меня-то ответ очевиден. Я готов время тратить даже из-за 0,хрен десятых%. Отрицательный результат тоже результат. Но в данном случае есть ещё и надежда на получение ответа.

Я скорей всего скоро пошлю запрос в Красноярское отделение "Мемориала". По поводу запроса в Москву в "Мемориал", подумаю, так как есть некоторые технологические тонкости. Есть хорошая у них страница на сайте, там можно самому найти данные на людей. Ещё подумаю.

По УПСу. В списке участников конвоя попадается записи: работник управления полярных станций ГУСМП. Логично предположить, что УПС - управление полярных станций, но УПС может быть и управлением правительственной связи.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3171
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Октябрь 2008 16:54

Shulc пишет:По УПСу. В списке участников конвоя попадается записи: работник управления полярных станций ГУСМП. Логично предположить, что УПС - управление полярных станций, но УПС может быть и управлением правительственной связи.

В списке нашел только две записи с УПС и тут же с расшифровкой:

110. Седова, спасена, Арх. отдел УПС.
111. Седова Александра Михайловна, спасена, работник управления полярных станций ГУСМП, пассажир п/х "М. Раскова".

118. Кузнецова, спасена, Арх. отдел УПС, пассажир тр. "М. Раскова".
119. Кузнецова Клавдия Федоровна, погибла, работник управления полярных станций ГУСМП, пассажир тр. "М. Раскова".
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11701
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Пред.След.

Вернуться в Арктические конвои



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения