Конвой БД-5 ( 1944 )

Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 18 Август 2008 13:26

Список участников конвоя БД-5 создан на основе обработке, анализу, документальной проверке и синтезу данных из архивных источников (ЦВМА, ф. 2941, оп. 2, д. 87, л. 189, л. 190, л. 191, л. 192, л. 193, л. 194, л. 195, л. 196, л. 197, л. 198, л. 199, л. 200, л. 201, д. 88, л. 164, л. 165, л. 166, л. 167, л. 168, л. 169, л. 170, л. 171, л. 172, л. 173, л. 174, л. 175, л. 176. л. 177, л. 178, л. 179, л. 180, л. 181). Архивные документы датируются 01.12.1944 г., 25 августа 1944 г. и все подписаны начальником организационно-строевого отдела Беломорской флотилии майором Свердловым. Это основное об источниках. Можно было бы много порассуждать по ним, но сейчас не это главное, важен список, который поможет найти родственников участников конвоя БД-5, а может быть, (ведь, однажды, это произошло) и самих участников трагического конвоя. Данный документ получил название – «список Лещенко-Шулинина». При создании списка были устранены явные опечатки и ошибки, в остальном сохранена стилистика архивного источника.

Изучая полученные данные и сопоставляя их, Сергей Шулинин выделил отдельный блок информации об участниках конвоя, имеющих признаки совпадения информации и требующей дальнейшего уточнения и проверки. В данном списке присутствуют группы из 71 двойных и 1 тройная запись. Всего 145 записей. Для количества основного списка это может обозначать увеличение минимум на 72 и максимум на 145 человек. Мне кажется, что есть большая вероятность того, что из 130 записей получится данные о 65 участниках конвоя, остальные записи под вопросом.

Краткая характеристика полученных данных:
1. Количество участников конвоя БД-5 (основной список) – 591 человек.
2. Количество погибших – 343 человек.
3. Количество спасённых – 234 человек.
4. Количество участников с невыясненной судьбой – 14 человек.
5. Количество данных на участников конвоя (дополнительный список) – 145.

Список сокращений:
Список сокращений:
ВВС – военно-воздушные силы,
БВФ – Беломорская военная флотилия,
ГУСМП – Главное управление Северного морского пути,
КВМБ – Карская военно-морская база,
Карская ВМБ – Карская военно-морская база,
АБ – авиабаза,
СФ – Северный флот,
ПАРМ – передвижная авиаремонтная мастерская,
АРМ – авиаремонтная мастерская,
БФ – Беломорская флотилия,
ВМИУ – Военно-морское инженерное училище,
БТЩ - Базовый тральщик,
ДТЩ - дивизион тральщиков,
ОВР — охрана водного района,
ГБ - главная база,
ОАД - отдельный артиллерийский дивизион,
УПС - Управление правительственной связи,
ОКОС - отдел кадров офицерского состава.

Требуют расшифровки сокращения:
СКС, МСО, ГГУ.

Списки находится на вкладке "Внимание! Ведётся поиск" - http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=788 Жду отзывов, замечаний и предложений.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Николай Тучин » 18 Август 2008 16:58

С волнением читал материалы данной темы.

Мой дед, Демидов Виктор Александрович, командовал "Мариной Расковой" и погиб вместе с ней.

О событиях того дня мне было известно со слов моей бабушки, ныне покойной, к которой приходили спасшиеся моряки.

Она, в частности, говорила, что судовая рация была выведена из строя (возможно, преднамеренно) и сигнал "СОС" дед передавал из своей каюты, где у него была своя рация.
Николай Тучин
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 18 Август 2008 14:33
Откуда: Москва

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Август 2008 19:59

Shulc пишет:Требуют расшифровки сокращения:
ДТЩ, БТЩ, ГБ, ОВР, СКС, МСО, ОАД, УПС, ОКОС.

БТЩ - Базовый тральщик
ДТЩ - дивизион тральщиков
ОВР — охрана водного района.
ГБ - главная база
МСО - в тексте не нашел. [?]
ОАД - отдельный артиллерийский дивизион
УПС - Управление правительственной связи
ОКОС - отдел кадров офицерского состава
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11713
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Александр Андреев » 19 Август 2008 00:56

Ankabut пишет:С волнением читал материалы данной темы.

Мой дед, Демидов Виктор Александрович, командовал "Мариной Расковой" и погиб вместе с ней.

О событиях того дня мне было известно со слов моей бабушки, ныне покойной, к которой приходили спасшиеся моряки.

Она, в частности, говорила, что судовая рация была выведена из строя (возможно, преднамеренно) и сигнал "СОС" дед передавал из своей каюты, где у него была своя рация.

Здравствуйте!

Очень рады видеть Вас на форуме. А есть ли у Вас какие-то материалы о В.А. Демидове? В любом случае свяжитесь, пожалуйста, через форум с Shulc, инициатором "Карской экспедиции".
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 19 Август 2008 11:25

Я уже связался. Правда, ещё жду ответа.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 19 Август 2008 11:39

Иван Кукушкин пишет:
Shulc пишет:Требуют расшифровки сокращения:
ДТЩ, БТЩ, ГБ, ОВР, СКС, МСО, ОАД, УПС, ОКОС.

БТЩ - Базовый тральщик
ДТЩ - дивизион тральщиков
ОВР — охрана водного района.
ГБ - главная база
МСО - в тексте не нашел. [?]
ОАД - отдельный артиллерийский дивизион
УПС - Управление правительственной связи
ОКОС - отдел кадров офицерского состава

Спасибо за информацию. Сейчас размещу. По поводу МСО. Это моя редакция, в документе - М.С.О. Запись - "287. Кузьмин Андрей Иванович, М.С.О. БФ, капитан мед. службы, погиб, БФ."
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Николай Тучин » 19 Август 2008 13:53

Обилием материалов похвастаться не могу. Было несколько писем, фотографий. Сейчас мы с мамой пытаемся разобрать бабушкины вещи и найти их. Бабушка очень переживала смерть деда и не хотела ничего вспоминать. Поэтому биографических подробностей знаю очень мало. ЕМНИП, незадолго до похода его наградили орденом Ленина. В детстве она мне показывала орденскую книжку.

П.С. С Shulc обязательно свяжусь в ближайшее время.
Николай Тучин
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 18 Август 2008 14:33
Откуда: Москва

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Иван Кукушкин » 19 Август 2008 15:12

Shulc пишет:Спасибо за информацию. Сейчас размещу. По поводу МСО. Это моя редакция, в документе - М.С.О. Запись - "287. Кузьмин Андрей Иванович, М.С.О. БФ, капитан мед. службы, погиб, БФ."

Получается - пока непонятны два сокращения: СКС и М.С.О

МСО - видимо что-то связанное с медициной, раз капитан мед.службы
СКС - возможно связисты (специалист СКС, к/о СКС, стар. СКС - корабельная связь?)
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11713
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Александр Андреев » 19 Август 2008 15:16

Иван Кукушкин пишет:МСО - видимо что-то связанное с медициной, раз капитан мед.службы
СКС - возможно связисты (специалист СКС, к/о СКС, стар. СКС - корабельная связь?)

МСО - предположительно "медико-санитарный отдел (отделение)".
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 19 Август 2008 19:49

Должен огорчить. Выставленные списки не являются полными. По имеющейся информации неполны списки минного тральщика ТЩ-116. Лаптев Валентин Прокопьевич, живущий ныне участник конвоя БД-5, отсутствует в этих списках. Нет и других фамилий. Так что предстоит вести дальнейшую поисковую операцию по выявлению всех участников конвоя БД-5. В списке представлены только несколько человек с ТЩ-116 с допиской - (гребцы шлюпки).

Связь с Ankabut установлена. Думаю надолго.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Николай Тучин » 20 Август 2008 13:13

Взято из:

Непомнящий Николай. "Военные катастрофы на море".
Серия: Военные тайны ХХ века
Издательство: Вече
Год издания: 2002
ISBN: 5783808326


Происшествие на Карском море
(Гибель транспорта «Марина Раскова»)


Северный морской путь — судоходная магистраль вдоль северных берегов России по Баренцеву морю, по морям Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому, по Берингову проливу и Берингову морю. Его основными портами считаются Мурманск, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Амбарчик, Певек, Провидения, Анадырь, Петропавловск-Камчатский. К началу Второй мировой войны магистраль стала уже известной водной коммуникацией.
Выгодность Северного морского пути для Советского Союза всегда заключалась в непосредственной близости отечественных берегов, своих баз снабжения и в большом сокращении расстояний. От Ленинграда до Владивостока расстояние этим путем составляло 14 280 километров.
Правда, перемещения военных кораблей и судов этим путем сильно затруднялись из-за тяжелых метеорологических условий.
Низкие температуры, жестокие морозы, частые полярные ветры со стороны ледовых просторов океана постоянно волновали поверхность северных морей. Полярные ветры и раньше и теперь холодят не только тундровые, но и центральные части России.
В Ледовитом океане ветер самый грозный фактор, поэтому там больше всего необходимо, и тогда и теперь, прислушиваться именно к ветру. Ветер беспрестанно выполняет огромную работу. Его сила всегда поднимала устрашающие штормы и ураганы. Ломались и ворошились льды многометровой толщины.
Сильные ветры бушевали сутками, а моря при этом штормили беспрерывно.
Тем не менее бывала и благоприятная погода.
Бывали также и штиль, и туманы, когда в двух-трех метрах ничего не было видно.
Плохие погодные условия нередко срывали выполнение астрономических наблюдений.
Наступление полярной ночи еще больше усиливало опасности морского движения.
Впрочем, моряки привыкли к этим трудностям и стремились их преодолеть, хотя в холодное время было приятно думать о южных морях и вспоминать, как тепло на Черном море.

Северный флот, как и в первые годы войны, обеспечивал выполнение морских перевозок. В первой конвойной операции 1944 года ледоколы из Белого были отконвоированы в Карское море. Причем за первое полугодие Северный флот обеспечил морские перевозки на внутренних путях без единой потери флотских кораблей.
Однако во втором полугодии для борьбы с советским арктическим судоходством Германия применила новое оружие — акустические торпеды.
Внезапность применения нового оружия обеспечила противнику успех первых атак.
8 августа из Архангельска в порт Диксон вышел военный конвой, состоявший из транспорта «Марина Раскова» и трех тральщиков с номерами 114, 116, 118.
Названный в память о советской летчице транспорт в данном случае перевозил спецгрузы и поэтому шел под охраной трех морских боевых тральщиков. Каждый тральщик имел водоизмещение около тысячи тонн, зенитные автоматы и орудие калибра 100 мм.
До выхода в Карское море конвой не имел никаких противодействий. Вражеских подводных лодок на пути следования он не обнаружил.
Возможно, этот факт в некоторой степени и притупил бдительность личного состава конвоя. Он безопасно прошел значительную часть пути и находился уже в Карском море, когда вечером 12 августа в 60 милях западнее от острова Белый транспорт «Марина Раскова» подорвался на мине. Глухой взрыв под судном был характерен для взрыва неконтактной мины.
После взрыва транспорт оставался на плаву. Командир конвоя капитан 1 ранга А.З. Шмелев решил, что конвой попал на минное поле, и поэтому приказал тральщикам ТЩ-118 и ТЩ-114 подойти к аварийному транспорту и оказать ему помощь. Когда ТЩ-118 подходил к транспорту, в 1,5 — 2 кабельтовых от него произошел аналогичный взрыв под кормовой частью ТЩ-118. Часть экипажа тральщика и командир конвоя, находившийся на нем, были спасены соседним тральщиком.

Поскольку и этот взрыв походил на взрыв неконтактной мины, командир конвоя и другие офицеры решили, что конвой, бесспорно, находится именно на минном поле.
Находясь в плену этого убеждения, командир конвоя приказал оставшимся двум тральщикам осторожно подойти к борту транспорта для спасения людей, но затем тральщику ТЩ-114 он все же велел встать на якорь, чтобы не маневрировать на «минном поле».
Если бы конвой действительно попал на минное поле, то эти действия были бы правильными, однако в этом районе моря мин не было.
Здесь, в Карском море, как оказалось, крейсировали вражеские подводные лодки, вооруженные, как потом было установлено, новыми акустическими торпедами.
Дальнейшее развитие событий подтвердило, что суда атаковывались подводными лодками с использованием акустических торпед.
Вскоре установили ее эффективные свойства: акустическая торпеда самонаводилась на корабль по шуму от его винтов и машин и взрывалась под влиянием его магнитного поля. Поэтому уклониться от акустической торпеды путем маневрирования было невозможно, так как она сама маневрировала, непрерывно следуя на шум от винтов и машин.
Значит, надо было искать подводную лодку противника и отражать ее атаки. Но таких торпед в те дни наши моряки не знали, поэтому не существовало и тактики борьбы против них.
Пользуясь внезапностью применения новых торпед, вражеские подводные лодки, никем не преследуемые, неоднократно выходили на боевые позиции для торпедных залпов.
Так погибли ТЩ-118 и ТЩ-114, причем ТЩ-114 от взрыва разломился пополам. Погибла большая часть личного состава тральщиков, в том числе и командир конвоя А.З. Шмелев.
После потопления тральщиков подводные лодки добили транспорт «Марина Раскова».
До этого происшествия Эдуард Гайкович Авалян, Юрий Гурьевич Кимнатный и Виктор Львович Перчук плавали на тральщике ТЩ-116. Первые двое участвовали в выполнении кораблем пяти боевых заданий, а Перчуку довелось участвовать в шести.
Этот тральщик потопил немецкую подводную лодку. При этом событии Авалян обеспечил бесперебойную связь командного поста со всеми боевыми постами, непосредственно работал по подготовке к бою главного орудия, от которого зависело потопление подводной лодки. Кимнатный сумел организовать помощь для быстрой подачи боезапаса к орудию.
При затяжном выстреле, пренебрегая опасностью, Авалян быстро удалил выбрасываемый патрон из коренника и обеспечил этим приемом нормальную стрельбу. Перчук, находясь на вахте у реостатов обмотки размагничивания, четко следил за изменением курса корабля, быстро и безошибочно устанавливал расчеты на заданный курс и тем самым обеспечил безопасность корабля от воздействия электромагнитных мин противника.
В данном происшествии Авалян и Кимнатный проявили и находчивость, и отвагу при спасении личного состава с ТЩ-118 и с транспорта «Марина Раскова». В ходе происшествия ТЩ-116 подобрал с воды погибающих и возвратился в базу.
За мужество и отвагу, проявленные в боях против немецко-фашистских захватчиков, в то время еще будучи курсантами, Авалян и Кимнатный были награждены медалями Ушакова, а Перчук — медалью Нахимова.

Возвратимся снова к сути происшествия.
Разработка, производство и размещение акустической торпеды для подводных лодок являлись военной тайной особой важности, и противнику удалось сохранить эту тайну также и в процессе боевого использования.
Когда идет война, беда не ходит одна. Такие происшествия, как у нас в Карском море, случились и в других морях у нашего союзнического Британского флота.
Однажды морякам Балтийского флота удалось захватить германскую в Таллине подводную лодку, на которой обнаружились две акустические торпеды Т-5.
В связи с этим, премьер-министр Великобритании У. Черчилль в личном и строго секретном послании И.В. Сталину 30 ноября 1944 года писал, что это единственный известный тип торпед, управляемых на основе принципов акустики и он является весьма эффективным не только против торговых судов, но и против эскортных кораблей. Хотя эта торпеда еще не применялась в широком масштабе, однако при помощи нее было потоплено или повреждено 24 британских эскортных судна, в том числе пять судов из состава конвоев, направленных в Северную Россию.
У. Черчилль извещал о том, что в течение многих месяцев противник готовился начать новую кампанию подводной войны в огромном масштабе при помощи новых подводных лодок, обладающих особенно большой скоростью под водой.
Он сообщал, что англичане заняты поиском контрмер и уже изобрели особый прибор, который обеспечивает некоторую защиту от этой торпеды и установлен на британских эсминцах, используемых в настоящее время советским военно-морским флотом.
Однако, писал он, изучение натурального образца торпеды Т-5 было бы крайне ценным для изыскания контрмер.
В порядке взаимопомощи он просил И.В. Сталина содействовать немедленной отправке одной торпеды в Соединенное Королевство.
«Мы считаем, — писал У. Черчилль, — получение одной торпеды Т-5 настолько срочным делом, что мы были бы готовы направить за торпедой британский самолет, в любое удобное место, назначенное Вами... Адмиралтейство будет предоставлять советскому военно-морскому флоту все результаты своих исследований и экспериментов с этой торпедой, а также любую новую защитную аппаратуру, сконструированную впоследствии».

И. Сталин ответил, что, к сожалению, русское командование лишено возможности уже сейчас послать в Англию одну из указанных торпед, так как обе торпеды имеют повреждения от взрыва, вследствие чего из двух торпед... надо собирать одну.
Отсюда, полагал Сталин, есть две возможности: либо получаемые по мере изучения чертежи и описания будут немедленно передаваться британской военной миссии, а по окончании изучения и испытаний и торпеда тоже будет передана, либо немедля выехать в Советский Союз британским специалистам и на месте изучить в деталях торпеду и снять с нее чертежи.
Мы, отвечал И. Сталин, предоставляем любую из двух возможностей.
У. Черчилль предпочел вторую и заверил, что направит офицера Адмиралтейства на испытания, назначенные на январь.
Подобными путями шли совместные поиски контрмер против торпеды Т-5.
Этот фактор снова подтвердил опасную роль новейшего оружия.
Очевидно, что акустическая торпеда оправдала расчеты противника. И это еще раз подчеркнуло необходимость проведения остронаправленных работ ученых и конструкторов с целью опережения планов противника.
После происшествия в Карском море командование Северного флота приняло самые срочные и энергичные меры, чтобы избежать новых потерь. В первую очередь были увеличены силы охранения судов. На два-три транспорта стали выделять в конвой не меньше шести новых боевых кораблей.
Таким образом, применение акустической торпеды чрезвычайно ожесточило борьбу кораблей на Северном морском пути.
Но в конечном счете эта борьба распространилась на все действующие флоты, и закончилась она победой наших кораблей.
Николай Тучин
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 18 Август 2008 14:33
Откуда: Москва

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 22 Август 2008 11:24

Ankabut пишет:Взято из:

Непомнящий Николай. "Военные катастрофы на море".
Серия: Военные тайны ХХ века
Издательство: Вече
Год издания: 2002
ISBN: 5783808326

Хорошая фактура. Правда написано не понятно и, иногда, некорректно. Выдержка из статьи: "...когда вечером 12 августа в 60 милях западнее от острова Белый транспорт «Марина Раскова» подорвался на мине..." Утверждается категорично. Не хорошо это. Трагедия конвоя БД-5 автор называет "проишествием". Я - не великий писатель, но нельзя же так, ребята. Для информации по словарю "происшествие - событие, нарушившее обычный ход вещей" и "трагедия - потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье". Почувствуйте разницу. Осторожно со словом - оно и убить может.

Есть интересные вещи. Про Аваляна и Кимнатного. Правда, из текста непонятно были ли они участниками конвоя БД-5 или нет? Напрямую об этом там не говорится.

Слова "Находясь в плену этого убеждения" намного лучше читается чем "ошибка командования конвоя" или "ошибка капитана" у других авторов.

"Но таких торпед в те дни наши моряки не знали, поэтому не существовало и тактики борьбы против них." Ни тактики, ни стратегии - правильное замечание.

Про торпеды в тексте интересная информация. Более подробно об этом не могу сказать - не специалист в этом вопросе.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 22 Август 2008 11:32

Нашёл интересную информацию. Меня заинтреговала тема находки в заливе Миддендорфа. Но об этом как-нибудь потом.

М.И. Белов.
История открытия и освоения Северного Морского пути. Том IV.
Ленинград: Гидрометеорологическое издательство, 1969 г.
Cтр. 517-518.

Со дня опубликования первых сообщений о находке в заливе Миддендорфа была проделана значительная работа. В ней принимали участие десятки людей и учреждений. Кроме автора, у которого сосредоточивались все материалы, поиски новых документов вели сотрудники Центрального военно-морского архива В.М. Дубровский, Н.П. Фефилатиев, Т.У. Курносова, участники событий, отдельные лица, знакомые со службой на флоте. Была установлена связь с десятками бывших североморцев, полярниками, в частности с Иваном Семеновичем Руденко, который ныне живет в Куйбышеве. Его фамилия была выжжена на рукоятке карманного ножа, найденного в заливе. К сожалению, И.С. Руденко, опознав свой нож, не смог припомнить, кому точно его передал. Однако он запомнил, что подарил его по окончании Объединенной школы на Соловецких островах в мае 1944 г. одному из своих ближайших товарищей-курсантов: или Д.С. Локтионову, или С. Рудскому, или А.К. Стаханову. Фамилию его земляка комсомольца М.Г. Дроздова, единственного, кто по окончании Объединенной школы служил на тральщике «АМ-120» и кто оставался на корабле в числе 34 добровольцев вместе с Лысовым, И.С. Руденко не помнит, хотя ему и была показана его фотография. Д.С. Локтионов, который сейчас живет в Ленинграде, никогда не бывал в Карском море. Семен Рудской, как выяснилось из документов, погиб 12 августа во время потопления транспорта «Марина Раскова» у острова Белого, т. е. раньше, чем вышла в свет газета, обрывок которой найден в ватнике одного из погибших людей в заливе Миддендорфа.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 22 Август 2008 11:46

Мне выслали книгу с Диксона. Посоветовал бы её почитать. Много что для себя почерпнул нового и любопытного из неё. Авторы поработали очень хорошо. Оригинальный и в то же время простой дизайн. Книга насыщена информацией, за что и спасибо авторам. Рекомендую почитать.

Привожу выдержки из книги, касающиеся конвоя БД-5. Некоторые пункты спорны, но авторы работали с источниками и публикациями, которые были известны на то время. Но спорные факты имеют право быть. Для кого-то это истина, для кого-то это ложь. Время расставит всё по местам.

Диксон снежной Арктики столица.
Красноярской книжное издательство, 2005.
Авторский коллектив.
Тираж 2000 экз.

12 августа германские подводные лодки были замечены в трёх удалённых друг от друга местах: утром – у острова Вардропер (шхеры Минина), днём – к северо-востоку от Вайгача, поздно вечером – у острова Белый. Первые две лодки обнаружили лётчики С.М. Рубан и М.И. Козлов, вылетевшие с Диксона на ледовую разведку на самолётах «Каталина». Рубан обстрелял лодку из крупнокалиберного пулемёта, сообщив об этом. Вылетевшие в тот же район самолёты В.И. Гуричева и СВ. Соколова обнаружили перископ и сбросили по нему восемь бомб. На поверхности моря расплылось масляное пятно.

13 августа примерно в 15 километрах от Диксона с рейдового катера заметили лодку и даже разглядели на ней номер 27... (на самом деле это была «U-278»). На поиски был послан самолёт, но он вернулся, не обнаружив противника.

К тому времени на Диксоне ещё не было известно о трагедии, разыгравшейся в Карском море в 60 милях к западу от острова Белый.

Транспорт «Марина Раскова»160 (капитан В.А. Демидов) в составе небольшого конвоя «БД-5» вышел из Молотовска. На борту судна находилось 354 человека (по другим данным - 359): экипаж, смена зимовщиков, семьи работающих на Диксоне, в том числе 116 женщин и 24 ребёнка. Значительную часть пассажиров составляли заключённые, направлявшиеся для работы в «Нордвикстрой». В трюмах находилось 6310 тонн продовольственных и технических грузов, которые предназначались для Диксона и портов моря Лаптевых. В составе охранения конвоя шли три новейших тральщика: «Т-118» (на нём держал флаг командир конвоя капитан 1-го ранга А.З. Шмелёв), «Т-116» и «Т-114».

К вечеру 12 августа за кормой судна и кораблей уже осталась большая часть пути. И вдруг в 20 часов корпус «Марины Расковой» потряс глухой взрыв, характерный для взрыва неконтактной мины, а не обычной торпеды с ударным взрывателем. И это ввело командира конвоя в заблуждение. На самом деле транспорт поразила акустическая торпеда, самонаводящаяся на судно по шуму его винтов и взрывающаяся от его магнитного поля. Уклониться от такой торпеды обычным маневрированием невозможно, так как она всё время идёт за судном, реагируя на шум его винтов.

Транспорт остался на плаву. А корабли вместо того, чтобы искать подводного противника и атаковать его, направились к «Марине Расковой» для оказания помощи. На подходе к аварийному судну раздался взрыв на тральщике «Т-118», часть экипажа которого спас соседний тральщик. Спустя четыре часа во время спасательных работ разломился пополам от взрыва «Т-114».

И только за полчаса до этого от конвоя поступило в Штаб операций на Диксоне первое донесение о случившемся.

Таким образом, из всего конвоя уцелел лишь один тральщик «Т-116», принявший на борт 186 человек и доставивший их в Хабарово в проливе Югорский Шар. В бушующем море среди холодных волн остались три вельбота, кунгас161 и катер с живыми и умирающими людьми. В большинстве своём без одежды, пищи и пресной воды. По предварительным сведениям, на них находилось свыше 150 человек, спасшихся с «Марины Расковой» и тральщиков.

С получением донесения о разыгравшейся в Карском море трагедии командующий Беломорской военной флотилией и начальник ГУСМП дали указание немедленно выслать корабли и самолёты для поиска бедствующих в море людей. Однако ведущиеся в условиях жестокой непогоды на большом пространстве поиски, которые продолжались более двух недель, до 3 сентября, не принесли желаемых результатов.
Штаб морских операций на Диксоне также принимал меры. Однако здесь отчётливо понимали, что поиск на большой площади далеко не прост. И тогда гидролог М.М. Сомов и синоптик Н.В. Шацилло принесли в штаб разработанный ими план поисков затерянных в Карском море людей. План, основанный на опыте, интуиции и расчёте.

Они разбили всю акваторию моря на квадраты. При этом постарались предусмотреть всё: ветер и волнение, особенности морских течений в этом районе и даже парусность плавсредств. В результате появились расчёты скорости, с какой они должны дрейфовать, и координаты того места, где могут находиться в данное время. Конечно, все эти данные были очень приблизительными, но они послужили началу поисков с воздуха162. В дело вступили «Каталины» М.И. Козлова, СВ. Сокола, неутомимых и отважных рыцарей полярного неба.
После двух неудачных полётов 16 и 17 августа на третий день М.И. Козлов обнаружил вельбот с «Марины Расковой», на котором находилось двадцать пять человек. Их с трудом удалось переправить на гидросамолёт, а затем доставить на базу.

23 августа самолёт М.И. Козлова обнаружил кунгас с неподвижно лежащими людьми и сообщил на Диксон, откуда должен быть прийти корабль. Девять часов барражировала «Каталина» над морем в ожидании спасателя. Когда стало ясно, что его не дождаться, Козлов с колоссальным риском посадил свою машину среди вздымающихся волн (их высота достигала четырёх метров). Из сорока человек, находившихся на кунгасе, в живых оказалось тринадцать, из которых лишь шесть могло передвигаться самостоятельно. Когда спасённые оказались на гидросамолёте, стало ясно, что взлететь на перегруженной машине, да ещё при совершенно неподходящей погоде, не удастся. И тогда Матвей Ильич Козлов принял крайне рискованное решение: рулить на летающей лодке по бурному морю. Двенадцать часов ушло на это беспримерное и опасное «плавание» к острову Белый, который находился в 90 милях. Здесь они передали тринадцать спасённых на посланный с Диксона тральщик.

К сожалению, многие цифры погибших и спасённых людей, которые приводятся в различных источниках, противоречивы. Во-первых, как отмечалось в документах, в том числе отчёте Штаба морских операций за период навигации 1944 года, при посадке на транспорт «Марина Раскова» недостаточно точно вёлся учёт пассажиров. Данные же о спасённых взяты из показаний оставшихся в живых пассажиров и членов экипажей судна и тральщиков.

Считается, что на «Марине Расковой» и обоих боевых кораблях находилось 519 человек. Всего удалось спасти 259 человек (186 – тральщиком «Т-116» и 73 - авиацией)163.
Все обстоятельства, связанные с этой трагедией, стали предметом обстоятельного разбора в штабах и политорганах различных уровней: на Северном флоте, Беломорской военной флотилии, в Штабе морских операций и штабе Карской военно-морской базы на Диксоне. Выводы оказались неутешительные: неправильная оценка тактической обстановки, невысокая организация спасательных работ, недостаточная оперативность в действиях командного и руководящего состава.

160 Транспорт «Марина Раскова» – бывшее американское судно постройки 1919 года под названием «Айрон Кденд». Принят от США в январе 1943 года.

161 Вельбот - быстроходная 4-8-вёсельная шлюпка; кунгас – небольшое моторное, парусное или гребное судно.

162 Каневский 3.M. Всем ветрам назло! М., 1983. С. 145, 146.
163 Суда Министерства Морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Справочник. М., 1989. С. 21.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Николай Тучин » 22 Август 2008 13:08

На мой взгляд, самая вопиющая неточность - то, что по этой книге можно заключить, что ТЩ-116 потопил подводную лодку и подобрав всех, кто находился в воде, спокойно вернулся на базу.
Николай Тучин
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 18 Август 2008 14:33
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Арктические конвои



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения