Выпуск №9. Март 2008

27 марта. Пополнение в «Библиотеке»

Добавлены сразу два новых рассказа.

«Дрейфующая Россия» Вадима Литинского продолжает тему "взимных посещений" советских и американских полярников дрейфующих станций. В этот раз затронута тема ВШЭ "Север" Гидрографической службы военно-морского флота СССР, вообще мало известная и редко упоминаемая.

«...Экспедиция «СЕВЕР-67» выполняла батиметрические, гидрологические, океанографические, метеорологические и геофизические исследования в том году в Канадском секторе Северного Ледовитого океана. Дрейфующая льдина, на которой размещалась база экспедиции, по данным американского спутника-шпиона находилась в этот момент в точке с координатами 76°40' с.ш. и 164°40' з.д. (секунды я упускаю, льдина-то всё равно дрейфовала, да какая вам разница, в конце-концов). На льдине базировалось около дюжины лётных отрядов, которые на самолётах АН-2 и вертолётах Ми-4 совершали посадки на лёд, измеряли глубину дна с помощью эхолотов и сейсмических станций и измеряли гравитационное поле и составляющие магнитного поля Земли. Работу выполняли, в основном, офицеры-гидрографы, а капитанами-наставниками по геофизике у них были сотрудники НИИГА. Автор сей байки в 1962 году в качестве начальника гравиметрической партии НИИГА принимал участие в работе ВВЭ «СЕВЕР-14» (тогда ещё использовали для названия экспедиций их порядковые номера, позже их заменили на год, в каком эта высокоширотная воздушная экспедиция проводила работу)»

Перейти к тексту: Вадим Литинский, «Дрейфующая Россия»

Второй рассказ - это скорее автобиографическая повесть. В основу положена работа в экспедиции по геофизической съемке Новосибирских островов в 1972.
Лев Липков, «Средства транспорта на острове Котельном»:

«...Глядя, как неимоверно быстро и легко пролетают под крылом те самые места, где я еще несколько дней назад тащился с черепашьей скоростью в натуженно ревущем вездеходе, я искренне радовался, что все уже позади и не испытывал ни малейшего сожаления, что расстаюсь с этим чужим и холодным пространством, где я умудрился благополучно выжить. Но я тогда и не подозревал, что этот холодный и неприветливый мир незаметно, ненастойчиво и негласно, внедрился в меня и пустил во мне невидимые, но цепкие корни. Уже потом, отогревшись в семейном тепле и уюте, вернувшись к своему столу в институте и втянувшись в упорядоченную нормализованную городскую жизнь, стал ловить себя на том, что все чаще и чаще вспоминаю все, что было тогда со мной на острове Котельном, но уже без плохого, без усталости, опасности и беспомощности, без холода и неудобств. Просто вдруг реальность отступала в сторону и наплывали вдруг голубые торосы и снега пролива Лаптева, тонущие в розовом свете, долгие, нежно окрашенные закаты или зеркально сверкающие замороженные пески Земли Бунге. Постепенно я понял, что просто люблю этот необъяснимо красивый, полупризрачный, молчаливый и застенчивый мир...»

Перейти к тексту: http://www.polarpost.ru/Library/Lipkov/main-kotelniy.html

22 марта. Добавление в «Библиотеке»

Владислав Мартианов. «Шестой континент, пятый океан. Авиация Третьей советской континентальной антарктической экспедиции (ноябрь 1957 — январь 1959 года)».

Автор подробно описывает работу авиаотряда континентальной экспедиции 3-й КАЭ, от погрузки в порту - до сдачи смены. Рассматриваются трудности и аварии, рабочие полеты и перелеты, спасательные экспедиции и посещение Мирного коллегами из США.

Книга сопровождается более чем 50-ю фотографиями и иллюстрациями.

Перейти к оглавлению: «Шестой континент, пятый океан»

19 марта. Изменения в «Библиотеке»

Обновлен ранее размещенный рассказ Вадима Арпадовича Литинского "Дрейфующая Америка", о посещении заброшеной американской станции «Чарли» одним из бортов полярной авиации.

«..На закате своей жизни я решил рассказать о тех приключениях в Арктике, которым я был свидетель. У меня много таких баек. Мой друг-канадец, бывший НИИГА-пник Лёва Липков, с которым мы на разваливающихся вездеходах делали гравиметрическую съемку Новосибирских островов в 1976-77 годах, написал мне: "Вадим - у нас с тобой есть столько всего в голове, что это становится нашим долгом - рассказать нашим детям и внукам о том, как работали их папашки". Лёва на разделку оленя затрачивал 15 минут, мой личный рекорд - 25. Много оленей мы там убили - разносолов у нас тоже не было, говяжья тушенка даже с гречкой быстро надоедает...

Он начал первым - два года тому назад написал прекрасный рассказ "Транспортные средства на острове Котельном" о той работе на Новосибирских островах. Я перечитываю его, и у меня першит в горле. Это наша... - нет, не юность, а зрелость. Я готов подписаться под каждой его строчкой.

"Мы наделали тогда много вреда. Мы ворвались в этот мир со своими ревущими машинами, носились по острову взад и вперед, ранили тундру стальными гусеницами, набросали пустых бочек, убили сотни оленей и загубили десятки нерожденных еще, и, доломав свои несчастные вездеходы, исчезли, как будто нас там и не было... Я не знаю, вернусь ли я когда-нибудь в те места. Скорее всего - не вернусь никогда. А ведь из Канады так близко, только махнуть через Северный Полюс, но все никак не получается, все не пускает судьба, а время уходит. Но если вдруг получится, что я вернусь, то обещаю, что все будет по другому. Обещаю, что не буду там носиться по тундре, шуметь и мусорить. Обещаю, что войду осторожно, чтобы не разбудить мою любимую [Арктику], и тихо сяду где-нибудь в уголке. Мне уже ничего особенного не надо, я буду только сидеть и смотреть, надеясь, что вот-вот снова загорится над проливом тот розовый свет, как много, много лет назад. Скорее всего, я этого не дождусь. Тогда я осторожно, стараясь не шуметь, уйду обратно, откуда пришел. И уже навсегда"....

перейти к тексту: Вадим Литинский, "Дрейфующая Америка"

18 марта. Изменения в «Библиотеке»

Экипаж самолета Н-209Ранее размещенная версия книги Евгения Костомарова «Тайна третьего перелёта или цейтнот Леваневского» заменена на издание 2-е, исправленное и дополненное. Текст был любезно предоставлен атвором, связатся с которым можно по этой ссылке: http://www.proza.ru/author.html?topsecret или же у нас на форуме: http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=198

«Материалы данной книги - суть обобщение публикаций советской и российской прессы, касающейся тайны гибели экипажа советского самолета Н-209 в 1937 году. Судьба самолета Н-209 и его экипажа стала одной из самых драматических страниц в истории советской полярной авиации и одновременно одной из самых загадочных страниц в истории арктических путешествий.

Работа над книгой велась несколько лет. В процессе создания этой книги автором было обработано и систематизировано громадное количество материала. Но так как почти все материалы были заимствованы из разрозненных источников (они даны в конце книги), то он не претендует на авторство в прямом смысле этого слова, о чем честно здесь всех предупреждает.

Создание книги стоило больших усилий, но цель автора состоит в том, чтобы просветить молодежь и гражданскую общественность о первых дальних беспосадочных межконтинентальных трансарктических перелетах. И еще - сподвигнуть людей на возобновление поисков пропавшего без вести много лет назад при загадочных обстоятельствах советского самолета Н-209 с экипажем в шесть человек, командиром которого являлся Герой Советского Союза, морской и полярный летчика С. А. Леваневский. Тем более что зацепки, где искать самолет, есть.

Мы должны помнить героев своей страны.»

Перейти к тексту: http://www.polarpost.ru/Library/Taina_3pereleta/main-3perelet.html

16 марта. Пополнение в «Библиотеке»

Зиновий КаневскийК 50-летнему юбилею спасения участников бельгийской антарктической экспедиции экипажем Виктора Перова на сайте размещена документальная повесть Зиновия Каневского «Морозное лето в Кристальных Горах».

«В декабре 1958 года многочисленные газеты, советские и зарубежные, запестрели вдруг драматичными, подчас детективно звучащими заголовками: «Беда случилась у Кристальных гор», «Пилоты ведут поиск, однако...», «Записка в брошенном самолете», «Продуктов осталось на два дня», «Палатка среди трещин» и т. п. Затем в тех же газетах появились подробные рассказы о том, что произошло. Несколько дней из жизни самолета Ли-2 с бортовым номером Н-495 и его экипажа навсегда вошли в историю полярной авиации, в историю освоения шестого континента.

Четверть века с лишним прошло с тех пор — возраст целого человеческого поколения. И оно, нынешнее поколение, ничего или почти ничего не знает, не помнит о том, что происходило в летние декабрьские дни на самом суровом материке Земли. Вот почему есть смысл заново перелистать страницы той давней, но не тускнеющей истории, а попутно постараться взглянуть на нее не только под героико-романтическим углом зрения, но и глазами профессионалов-аэронавигаторов, в первую очередь — прямых участников тех событий, летчика и штурмана самолета Н-495...»

перейти к тексту: http://www.polarpost.ru/Library/Kanevskiy-Eto_Bilo_v_visokih_shirotah/main-eto_bilo.html

Также опубликована еще одна глава из книги Каневского "Льды и судьбы" под названием "Разбуженная Арктика", которая повествует об уникальных транспортных операциях "Ямал" 1976, 1977 и 1978 годов.

перейти к тексту: http://www.polarpost.ru/Library/Kanevskiy-Ldi_i_sudbi/ldi-06.html

14 марта. "Пижма"

Есть одна тема в истории Советской Арктики, которая уже достаточно долгое время будоражит умы и не дает покоя все новым и новым поклонникам. История близнеца парохода «Челюскин» - «Пижмы», взорванного НКВД вместе с двумя тысячами заключенных во льдах Арктики.

В вкратце миф гласит следующее: «Челюскин» с экипажем из конвоиров и «Пижма» с грузом заключенных выходят из Мурманска 5 декабря. Ведя себя как атомоходы класса "Арктика", два «пассажирских не ледокольных парохода» (с) форсируя тяжелый зимний лед в разгар полярной ночи, за декабрь–январь проходят весь Северный Морской Путь и внезапно застревают во льдах Берингова пролива. После чего «тонкие стальные стенки «Челюскина» рвутся» под напором льда, и он тонет. «Пижму» в 30 км взрывают с целью затопления вместе с заключенными, но она не тонет. Экипаж «Челюскина» спасают советские полярные летчики, заключенных с «Пижмы» - американские полярные летчики.

Это уже выпадает за рамки «обычного бреда». Все пишется сознательно, литературно, пугающе и устрашающе. Миф мутирует, ошибки ранних публикаций мягко замалчиваются и обходятся. Комбриг становится генералом. Заключенные «Пижмы» из «деревенских мужиков» превращаются в «классных коротковолновиков». Вместо пешего похода по льдам Лучшие В Мире Американские Полярные Летчики спасают уцелевших.

Скрупулезно проверяя каждую зацепку энтузиасты продолжают «раскопки».  История «Пижмы» не выдерживает никакой критики, рушится как карточный домик - и одновременно растет и крепнет в прессе. Появляется даже телеверсия.

Так откуда взялась эта «Пижма» и почему она такая живучая?
Добавлять очередную порцию описаний несоответствий и опровержений уже нет смысла, более знающие люди и более глубоко изучавшие эту тему уже неоднократно разобрали всё по винтикам.
Но своя версия истории «Пижмы» у меня все-таки есть:

"Четыре Человека умеющих писать" или "Самая правдивая история «Пижмы», основанная на исторических фактах."

193… год.
Глубокая ночь. В маленькой комнате за столом сидит человек. Человек не просто сидит –  он думает. На столе перед ним нарисованный на огрызке бумаги общий план коммунальной квартиры, рядом – чистые листы бумаги, перо и чернильница. Шум проехавшей за окном машины видимо окончательно формирует мысль человека. Он берет перо и, бросив задумчивый взгляд на стену коммуналки начинает аккуратно выводить: «Довожу до Вашего сведения, что так называемый «герой революции» Н…, на самом деле является ярым антисоветчиком и агентом мирового империализма…».

Так «Пижма» получала своих героев.

197... год.
Глубокая ночь. На малюсенькой кухне за столом сидит человек. Человек не просто сидит –  он думает. На столе перед ним аккуратно расчерченный лист с планом «Садово-Огородного Товарищества «Урожай», рядом – чистые листы бумаги, ручка и чуть слышно шипящий радиоприемник. В мягкий дымок от чашки с чаем вплетается вкрадчивый и убедительный голос диктора с легким акцентом: «… что подтверждает также  и широко известный факт гибели в Чукотском море в 1935 году парохода «Джурма» с двенадцатью тысячами заключённых на борту. Со слов очевидцев, спасенных…»
Рев внезапно заработавшей «глушилки» видимо окончательно формирует мысль человека.
Выключив приемник он берет ручку и начинает аккуратно выводить: «Довожу до Вашего сведения, что так называемый «герой труда» О…., на самом деле является ярым расхитителем социалистической собственности, приверженцем вражеских «Голосов», неодобрительно отзывается о ЦК…»

Так «Пижма» получала своих поклонников.

199…
Глубокая ночь. В комнатушке с пошарпанными обоями за столом сидит человек. Человек не просто сидит –  он думает. На столе перед ним аннулированная «Сберегательная книжка», рядом – кучка цветных бумажек с рядами нулей. Пепельница переполнена окурками, китайский калькулятор показывает цифирки несовместимые с лежащими рядом бумажками. Телевизор в углу комнаты радостно бубнит о том, что все внутри страны плохо, а за пределами - хорошо. Взгляд человека упав на заголовки свежей независимой газеты начинает оживляться. Строчка «оплата за статью зависит от качества поданного материала» усиливает возбуждение. Минуту подумав он расчищает стол, закуривает и раскрыв ученическую тетрадь улыбаясь в предвкушении "адекватной оценки" выводит первые строчки:
«Довожу до Вашего сведения, что так называемые «герои-челюскинцы» на самом деле являются кровавыми палачами Сталина и их приспешниками…»

Так «Пижма» получала своих авторов.

200…
Солнечный день. В удобном кресле сидит человек. Человек не просто сидит –  он думает. Стол завален бумагами с громозвучным словом «рейтинг», отображающими «падение интереса». Человек – явно не доволен падением этого «рейтинга»,  это может плохо сказаться на перспективах покупки «Майбаха» и строительстве «дома в живописном месте».
Взгляд человека бродит по стенам кабинета как беспризорный кот по помойке. Пожелтевшая передовица старой газеты в красивой рамке заставляет человека встать и подойти ближе. Надев очки он читает текст, хмурит брови, жмурится что-то вспоминая и видимо вспомнив наконец набирает номер телефона. Секретарша, принесшая свежесваренный кофе шефу слышит жизнерадостное: «Привет старик. Слушай, тут такая тема возникла, а что если нам к примеру провести независимое, понимаешь расследование. Что-нибудь этакое, всем с детства известное, но чтоб такие факты всплывали – за уши не оторвешь. Что думаешь, а?...»

Так «Пижма» получила свою живучесть.

 

Вот, собственно и вся история. Возможно, что-то было не так и не тогда. А разве это важно?
Просто мне кажется, что история "Пижмы" уже давно вышла за рамки решенного вопроса: была она или нет...

Приложение 1: «Газета висящая в рамке. «Известия», 30 января 1937г.»

ОНИ ПОЛУЧИЛИ ПО ЗАСЛУГАМ

        Закончился судебный процесс диверсантов, террористов, шпионов, поджигателей, убийц, подлых изменников и продавцов родины, агентов врага народа Троцкого, агентов гестапо и японской разведки.
Все дни процесса трудящиеся нашей дорогой цветущей родины с напряженным вниманием следили за судебным разбирательством. Какие жуткие картины вставали перед нашими глазами, когда эти бандиты перечисляли все свои отвратительные, вопиющие преступления.
Прокурор Союза ССР тов. А.Я. Вышинский в своей речи, насыщенной неопровержимыми фактами, выразил волю всего народа. В бурных аплодисментах зала утонули заключительные слова прокурора:
"Я не один! Пусть жертвы погребены, но они стоят здесь рядом со мною, указывая на эту скамью подсудимых, на вас, подсудимые, своими страшными руками, истлевшими в могилах, куда вы их отправили!.."
Мы приветствуем решение пролетарского суда. Расправившись с врагами, мы должны помнить, что осколки разбитого вдребезги могут еще себя проявить. Не все негодяи выловлены. Выше бдительность, товарищи!

Герои Советского Союза: А.ЛЯПИДЕВСКИЙ, В.МОЛОКОВ, И.ДОРОНИН, М.ВОДОПЬЯНОВ.

 

Комментарии – как всегда на нашем форуме: http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=1598#p1598
"Известия", 30 января 1937г. (стр.4): http://www.oldgazette.ru/izvestie/30011937/text4.html

Ранняя версия мифа. "Карина" http://www.dostoyanie.com/belimov/karina.html
Полная версия мифа, исправленная и доработанная. "Тайна экспедиции "Челюскина" http://www.avtomekka.ru/tayna-ekspeditsii-chelyuskina_0.html
Дальнейшее развитие в прессе, "Тайна затопленной "Пижмы": http://www.habex.ru/default.aspx?pm=content&cid=217

О "Пижме" и ее авторах:
С. Ларьков. «Об одном полярном мифе ГУЛАГа»: http://www.memorial.krsk.ru/Articles/2007Larkov1.htm
Лазарь Фрейдгейм Версии экспедиции "Челюскина" (файл для скачивания): http://www.cheluskin.com/download/disc_02.doc

12 марта 2008. Ледовая база «Барнео» ЭЦ «Полюс»

Ледовая база "Барнео" / Barneo ice campНа сезон 2008 года, для ледовой базы «Барнео» готовятся конверт и административные штемпеля.

Барнео - ледовый лагерь, ежегодно дрейфующий в районе Северного Полюса. Лагерь Барнео открывается в начале апреля и на целый месяц становится главным научным и туристическим центром в Арктике. Базу организует и поддерживает Экспедиционный научный центр "Полюс". ЭЦ Арктики и Антарктики "Полюс" - является экспедиционным отделом Ассоциации Полярников России под руководством Героя Советского Союза и Героя России, доктора географических наук Артура Николаевича Чилингарова.

На Барнео строится ледовый аэродром, принимающий регулярные рейсы Ан-74. Базируются два вертолёта Ми-8, для полётов на Северный полюс и к точкам научных измерений. В лагере собираются 2 кают компании по 72 кв.м каждая , 12 отапливаемых жилых модулей (30 кв.м.) новой конструкции и несколько технических помещений. Модули обогреваются тепловыми пушками, дизель-генераторы обеспечивают лагерь электроэнергией, топливо доставляется методом парашютного сброса с помощью Ил-76.

ледовая база Барнео / Barneo ice camp 2008
ледовая база Барнео / Barneo ice camp 2008

В сезоны 2007 и 2008 годов ледовая база Барнео обеспечивает проведение работ по программам Международного Полярного Года. В сезон 2007 работала настоящая международная команда: группа французских ученых во главе с доктором Жаном Луи Этьенном, группа российских ученых во главе с профессором Игорем Мельниковым (программа ПАЛЭКС 2007) и традиционная для Барнео группа специалистов НАСА во главе с доктором Джемми Мориссоном. Всего же в сезон 2007 ледовая база Барнео приняла более 250 человек.

В 2008 году ожидается продолжение работ по программе Института Океанологии им. Ширшова ПАЛЭКС 2008, для чего после заброса из Москвы на дрейфующую ледовую базу Барнео всего снаряжения и всей научно-технической группы, в 200-300 м от базы будет построен палаточный лагерь для жилья, размещения лабораторного и научного оборудования. Далее, раз в пять дней на удалении до 100 км в направлениях N, E, S и W от центрального лагеря будут проводится проводиться аналогичные работы силами трех сотрудников, доставляемых к точкам наблюдений вертолетом. Мобильная группа из трех сотрудников на снегоходах с санями и необходимым снаряжением для жизнеобеспечения и проведения научных наблюдений, будет проводить измерения толщины снежно-ледового покрова и отбор ледовых кернов в направлениях N, E, S и W от центрального лагеря. Проведение наблюдений непосредственно в географической точке Северный Полюс (СП) будет зависеть от удаленности центральной базы от СП, состояния ледового покрова, техники, персонала и др. факторов. Решение о проведении работ у СП будет принято после анализа всех текущих факторов на месте.

С 2007 года на ледовой базе Барнео применяются специальные почтовые штемпеля:
№ 40ш-2007. Высокоширотная полярная экспедиция "89 градусов N. Ледовая база "Барнео"
№ 41ш-2007. Высокошироная полярная экспедиция "90 градусов N. Северный полюс".

Ссылки в сети:

• Экспедиционный центр Арктики и Антарктики "Полюс": http://www.polus.ru/
• Ледовый дрейфующий лагерь Барнео: http://barneo.ru/
• Панарктическая ледовая дрейфующая экспедиция (ПАЛЭКС)/PanArctic Ice Camp Expedition (PAICEX): http://www.paicex.ru/

10 марта 2008. К 100-летию достижения Северного Полюса Фредериком Альбертом Куком
Северный полюс 1908. Фредерик Альберт Кук.К 100-летию достижения Северного Полюса Фредериком Альбертом Куком, для ледового лагеря «Барнео» ЭЦ «Полюс» готовятся юбилейный конверт и юбилейный административный штемпель.

Врач Фредерик Альберт Кук (1865-1940)- один их ярких представителей полярных исследователей конца XIX - начала XX веков. Принимал участие в нескольких полярных экспедициях: в Северную Гренландию (1898), на Землю Грейама. В 1897-1899 годах участвовал в бельгийской морской экспедиции в высокие южные широты, где познакомился с молодым норвежским штурманом - Руалом Амундсеном, который позднее напишет:

"Он [Кук] был единственным из всех нас, никогда не терявшим мужества, всегда бодрым, полным надежды, он всегда имел доброе слово для каждого. Болел ли кто - он сидел у постели и утешал больного; падал ли кто духом - он подбодрял его и внушал уверенность в избавлении. Мало того что никогда не угасала в нем вера, но изобретательность и предприимчивость его не имели границ".

Зимовка экспедиции проходила в тяжелейших условиях, судно накрепко зажало льдами, увлекло в дрейф, который продолжался долгих тринадцать месяцев. Это была первая в истории зимовка в Антарктиде. По окончании экспедиции Кук был награждён бельгийским орденом Леопольда.

В 1906 году Кук впервые в истории совершил восхождение на самую высокую вершину Северной Америки – гору Мак-Кинли в центре Аляски и задался целью покорить Северный полюс. Кук намеревался пройти к полюсу вместе с двумя спутниками-эскимосами, имея двое нарт и 26 собак. Полюсный план доктора Кука был рассчитан на полную мобилизацию человеческих ресурсов. Никаких излишеств, продовольствия ровно столько, сколько необходимо, чтобы выжить.

Северный полюс 1908. Фредерик Альберт Кук.Переход давался с неимоверным трудом. 21 апреля 1908 года – Кук, согласно вычислениям, ступил на самую северную точку планеты. Но путь домой занял еще больше времени, только в апреле 1909 года Кук со своими спутниками сумел вернуться в эскимосское поселение Эта, к людям. Еще 700 миль Кук прошел по Гренландии – от Эты до Упернавика. Отсюда в конце июня он отплыл на датском судне в Европу. Через несколько дней пришло сообщение о достижении Северного полюса от Роберта Пири. Заявление Кука Пири сразу же взял под сомнение, даже не ознакомившись с дневниками и отчетом. В последствии в прессе была развернута шумная компания и "независимое расследование".

Кук предпочел уклониться от склоки за "приоритет первооткрывателя" и надолго уехал из Америки. Не явился он даже и на заседание конгресса, где слушалось его «дело». Долгие годы имя Кука получило ярлык «самого большого лжеца в истории полярных исследований», а Пири "большинством голосов" считался первым человеком, достигшим полюса. Так продолжалось до тех пор, пока наблюдения Кука не стали подтверждаться современными данными.

«Все то, в чем в свое время обвиняли и упрекали Кука, при проверке временем обернулось в его пользу. В конце концов были ли Кук и Пири точно на полюсе, теперь не так уж и важно. Гораздо существеннее, что эти люди дали первый достоверный научный материал о ледовых условиях в приполюсном районе и на подходах к нему. Научные заслуги того и другого неоспоримы. Недаром на карте Советской Арктики в архипелаге Земли Франца-Иосифа есть пролив Фредерика Кука и ледник Роберта Пири» ( В.Купецкий http://www.polarpost.ru/Library/Kupetskiy/text-ktobilperviy.html ).

Анализируя записи Ф.Кука, многие полярные исследователи приходят к выводу: в апреле 1908 года он был если не на самом полюсе, то настолько близко от него, насколько точно позволили расчитать координаты приборы и методы доступные Куку.

Две книги Кука - "Мое обретение полюса" и "Возвращение с полюса" были опубликованы в 1911 и 1951 годах на английском языке, первая из них была переведена и издана на русском языке в 1987 г.

ссылки в сети:
Кук Фредерик Альберт
. Из книги "100 великих путешественников". Составитель: И.А.Муромов. "Вече" Москва 2000: http://www.ivki.ru/kapustin/person/kukf/kukf.htm
The Frederick A. Cook Society: http://www.cookpolar.org/
Frederick Cook, from Wikipedia, the free encyclopedia: http://en.wikipedia.org/wiki/Frederick_Cook

Все вопросы, пожелания, просьбы по юбилейному выпуску можно задавать на нашем форуме, в «Столе Заказов»: http://www.polarpost.ru/f/viewforum.php?id=16

8 марта 2008 г.

Связанны Вы с "высокими широтами" или нет, живете за полярным кругом или до него - сегодня это не существенно.

Милые женщины! Счатья Вам такого - как хочется, удачи там - где требуется, здоровья, любви, достатка и избытка и Вам, и Вашим близким!

С праздником Вас!

 

 

07 марта. Пополнение в «Столе заказов»

#902 Атомный ледокол "50 лет Победы". "С Новым Годом!"
#903 Аатомный ледокол "Сибирь". 30 лет введения в строй.
#904 Атомный ледокол "Ленин". 50 лет со дня спуска на воду и подъема флага.
#905 30 лет теплоходу "Клавдия Еланская"
#906 100 лет со дня рождения Н.А.Лунина. Ростов-На-Дону
#907 Ю.А.Гагарин. Служба в ВВС Северного Флота.

http://www.polarpost.ru/market.php?page=44&order=id&category_id=0

#908 Ю.А.Гагарин. "Летчики ВВС Северного Флота - Герои Советского СОюза".
#909 45 лет первому подводному походу советской АПЛ на Северный Полюс. К-3 "Ленинский Комсомол"
#910 75 лет Мурманскому Гидрометеорологическому Центру ГУ МУ
#911 130 лет гидрологической станции "Кола"
#912 180 лет гидрографической службе военно-морского флота России
#913 70 лет трансполярного перелета экипажа М.М.ГОРОМОВА через северный полюс СССР-США
#914 70 лет первой воздушной высокоширотной экспедиции «Север». Холмогоры (комплект №914-917) обр. сторона №915
#915 70 лет первой воздушной высокоширотной экспедиции «Север». Холмогоры (комплект №914-917)
#916 70 лет первой воздушной высокоширотной экспедиции «Север». Нарьян-мар (комплект №914-917)
#917 70 лет первой воздушной высокоширотной экспедиции «Север». Северный полюс (комплект №914-917)

http://www.polarpost.ru/market.php?page=45&order=id&category_id=0

5 марта. К столетию М.М.Сомова.

100 лет со дня рождения М.М.Совома. ААНИИ. 100 лет со дня рождения М.М.Совома. НЭС «Михаил Сомов».100 лет со дня рождения М.М.Совома. Московская Ассоциация Полярников

К 100-летию Героя Советского Союза, инженера-океанолога, ученого, почетного полярника Михаила Михаиловича Сомова.

5 марта 2008: добавлены подготовленные к юбилею сопроводительные (административные) штемпеля Росгидромета.

Все вопросы по юбилейному выпуску можно задавать на нашем форуме, в «Столе Заказов»: http://www.polarpost.ru/f/viewforum.php?id=16

Михаил Михайлович Сомов родился 7 апреля 1908 года в Москве. В 1934 году М.М. Сомов зачислен в Московский гидрометеорологический институт. После окончания института он получает квалификацию "инженер-океанолог" и поступает на работу в Центральный институт прогнозов. В 1938 году направлен в составе экспедиции для участия в арктической ледовой разведке.

Участник Великой Отечественной войны. Военные годы провёл на Диксоне и частично в Архангельске. Занимался ледовой разведкой. Участвовал в отражении нападения на Диксон фашистского крейсера "Адмирал Шеер".

Михаил Михаилович Сомов. 100 лет со дня рождения.В 1945 году Сомов назначен гидрологом центрального штаба морских операций в Главном управлении Северного морского пути. В 1948-1949 годах М.М. Сомов руководит подвижными научными группами по изучению с воздуха западной части Центральной Арктики, является одним из первооткрывателей в 1948 году "того самого" подводного хребта Ломоносова. В 1950-1951 году Михаил Михайлович Сомов возглавляет дрейфующую станцию "СП-2".

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 января 1952 Сомову Михаилу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 9277).

В 1955-57 и 1962-64 годах М.М. Сомов руководит Первой, Восьмой (сезонная часть) и Девятой Советскими Антарктическими Экспедициями. 13 февраля 1956 года экспедиция, возглавляемая им, открывает первую советскую научную обсерваторию в Антарктиде - "Мирный".

В последующие годы Герой Советского Союза, доктор географических наук (1954 год) Сомов М.М. жил и работал в городе-герое Ленинграде, был заместителем директора НИИ Арктики и Антарктики, представлял Советский Союз в Специальном комитете по антарктическим исследованиям (ныне Научный комитет по антарктическим исследованиям (SCAR)) с момента его создания в 1958 году по 1964 год.

Скончался 30 декабря 1973 г. Похоронен в посёлке Комарово Сестрорецкого района Ленинградской области.

К столетию выдающегося советского ученого и полярника издатцентром "Марка" выпускается почтовая карточка, 7 апреля 2008 года в Москве состоится "специальное гашение".
Представленный конверт подготовлен в честь юбилея М.М.Сомова для "Росгидромета" (в оформлении использованы рисунки И.П.Рубана). Готовятся также памятные сопроводительные (административные) штемпеля для Московской Ассоциации полярников, ААНИИ, НЭС «Михаил Сомов» (Северное УГМС).

Биография М.М.Сомова на сайте ААНИИ: http://www.aari.nw.ru/projects/Antarctic/persons/somov/somov_ru.html
Сомов Михаил Михайлович на сайте «Герои страны»: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1591

 

 

Музей Арктики и Антарктики

Рекомендуем посетить: Российский государственный музей Арктики и Антарктики (РГМАА), сотрудники которого оказывают неоценимую помощь а подготовке юбилейных и исторических материалов.

РГМАА является крупнейшим в мире музеем, коллекция которого (около 100 тысяч экспонатов) посвящена полярной тематике.