"Юшар"

От ладьи и коча до атомохода.

"Юшар"

Сообщение Александр Андреев » 29 Июль 2008 19:40

"Моряк Севера", 28 апреля, 1989 г.



До 8 сентября 1921 года «Колгуев». Бывший товаро-пассажирский рефрижераторный пароход Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Построен в 1915 году в Англии. 11 мая 1916 года мобилизован, вооружен и 17 июля 1916 года в качестве посыльного судна зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана. Участвовал в первой мировой войне, использовался для дозорной и конвойной службы, осуществлял воинские перевозки. 26 октябяря 1917 года перешел на сторону советской власти. В марте 1918 года захвачен в Мурманске английскими интервентами и вскоре возвращен прежним владельцам. В конце февраля 1920 года после восстановления советской власти в Заполярье вернулся из Норвегии в Мурманск, национализирован и включен в состав Главвода, а 15 апреля 1920 года мобилизован вновь как посыльное судно и зачислен сначала в состав Беломорской военной флотилии, а с 24 апреля 1920 года в состав морских сил Северного моря. 25 мая 1920 года возвращен Беломортрану и исключен из состава РККФ. 12 июля 1941 года мобилизован вновь, принят от СГМП и вошел в состав Беломорской военной флотилии Северного флота после вооружения и переоборудования в минный заградитель. Участвовал в Великой Отечественной войне: постановка минных заграждений в горле Белого моря в 1941—1942 гг., осуществление воинских и народнохозяйственных перевозок.

Имел бортовой № 93. 9 октября 1943 года разоружен и возвращен СГМП. В 1963 году выведен из эксплуатации.

1940 тонн; 75,3 X 10,67x3,81 м; 1200 лошадиных сил; 9,5 узлов; 130 пассажиров.


На нем был доставлен к Новой Земле самолет Чухновского в 1924 г.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Юшар"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 29 Июль 2008 21:32

Изображение

42. Минный заградитель “Юшар”, СССР, 1941 г. Переоборудован из одноименного грузового судна, построенного в Англии в 1915 г. и первоначально называвшегося “Колгуев”. Водоизмещение полное 2020 т, мощность паровой машины 848 л. с., скорость хода 11 узлов. Длина наибольшая 75,5 м, ширина 10,7 м, среднее углубление 3,9 м. Вооружение: четыре 76-мм пушки, четыре 45-мм зенитки, 6 пулеметов, 200 мин. В октябре 1945 г. корабль возвращен торговому флоту, в 1963 г. сдан на слом.

Источник: "Моделист-Конструктор" 1990, №1
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Сообщение ЧАЙКА СВ » 04 Апрель 2014 13:23

 Пароход Юшар, 1930 г..jpg
Вот такой снимок из фондов Окружного краеведческого музея Ненецкого АО, напечатанного в книге Чупрова "Нарьян-Мар"
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Сообщение ЧАЙКА СВ » 04 Апрель 2014 13:41

Вот еще один Юшар с сайта поселка Шойна Ненецкого АО. Сами решите куда его определить.

Теплоход “Юшар” сел на мель
Автор: veadug от 9-01-2014, 18:11

Тот, кто жил в семидесятые годы в Шойне хорошо помнит приходивший сюда с Архангельска в летние месяцы красавец белый теплоход.
Построенный в Болгарии в 1970 году и приписанный к Архангельску теплоход «Юшар» работал на транспортных линиях Северного Морского Пароходства, в том числе совершал грузопассажирские рейсы от Архангельска до Нарьян-Мара.
Выполняя один - два рейса в месяц по этому маршруту в период навигации он заходил в некоторые населенные пункты по побережью и был хорошим подспорьем тем, кто летом приезжал в гости к родственникам или выезжал после длительной заполярной зимы отдохнуть на Большую землю.
Самолетом, хотя и можно было улететь, но в летний период, желающих было намного больше, чем мог взять борт самолета АН-2. Да и билет морем был “подешевле”.
Для справки: “Теплоход брал на борт до ста пассажиров. Двухпалубное судно располагало 24 каютами для пассажиров, рестораном для питания. Экипаж судна составлял 25 человек и 9 человек обслуживающего персонала. Длина судна 68 метров, ширина 10 метров, высота – 6 метров, осадка до 3 метров. Дальность плавания: 2200 миль (1 морская миля - 1852 метра), скорость судна 13-14 узлов в час. (1 узел – 1 морская миля в час)”.
Шойна – первая остановка судна после Архангельска. В хорошую погоду путь до Шойны занимал чуть меньше суток. При штормовом ветре судно обычно укрывалось у острова Моржовец (примерно середина пути) и пережидало непогоду. Тогда время в пути несколько увеличивалось.
Можно сказать, каждый житель Шойны хотя бы раз плавал на этом судне до Архангельска и обратно. Путешествие по Белому морю в хорошую погоду одно удовольствие. Качки нет, судно движется по ровной водной глади, мерцающей тысячами солнечных блесков.
В шторм плавание оставляло совсем другие воспоминания. Бортовая и килевая качки, судно переваливалось с боку на бок, то нос задерет к верху, то корму. Если нос зарывается в ближайшую волну, то брызги от нее летят на палубу. В каютах душно, так как иллюминаторы окон закрыты при шторме. Пассажиров начинает мутить от морской болезни. Лежишь в каюте на кровати, а тебя - то поднимает вместе с кораблем, то резко опускает. Стоять или сидеть довольно сложно. Правда те, кого не брала морская болезнь, умудрялись еще посидеть и в ресторане.
Жители Шойны загодя приходили на берег реки или поднимались на маячную сопку посмотреть, не показался ли на горизонте моря “белый теплоход“. Даже, если на нем никто из родственников не приезжал, все равно приходили. Для села это был праздник. Не были помехой ни дождь, ни ветер. Замерзнут, сходят домой чаю горячего попьют и снова на берег. Как бы ни прозевать самое интересное.
Стоят и ждут, когда теплоход появится на горизонте и встанет в море у приемного буя на якорь. Всем передают новость - “Юшар” пришел, ждет полной воды”.
Дождавшись полного прилива, теплоход поднимал якорь и начинал медленно заходить в реку, чтобы встать “на яму”, самое глубокое место в устье реки. Тогда к нему устремлялся местный транспорт: рыбкооповская и маячная доры, личные катера. Но иногда и везло пассажирам, если в Шойне находилось судно с грузом. Обычно с ним была баржа для разгрузки этого груза и она тоже шла к теплоходу за пассажирами.
В хорошую погоду с судна опускали специальный трап и пассажиры спускались по нему в катер. При сильном ветре катера, да и баржу на волнах подкидывало и опускало довольно резко и высоко. В этих случаях при высадке использовалась веревочная лесенка и люди по ней спускались. А были и пожилые пассажиры и дети. Нужно самому сойти и вещи опустить. Вообще “Одна романтика”.
В пятидесятых и шестидесятых годах, когда в реку заходили десятки рыболовецких и грузовых судов, использовали лоцмана. Его обязанности исправно исполнял местный житель Александр Медведев. Но времена изменились. За навигацию стало заходить от силы до десятка судов и решение о том заходить или нет в реку в зависимости от погодных условий стали принимать сами капитаны.
У многих Шоинских мужиков были свои “вторые имена”. Александра почему-то называли в народе “Репой”. В штормовую погоду мужики между собой говорили. “Репа” заведет. Он знает каждый метр реки, на мель не посадит. И действительно это был мастер своего дела.
С годами река стала сильно мелеть. В малые воды песчаные кошки стали выступать из воды все больше и больше. Ближе к морю при входе в реку была почти всегда видна, большая Карельская кошка. Когда то на эту кошку сел теплоход “Карелия”. Ее особенно опасались капитаны судов заходивших в реку Шойна.
Ранней весной, когда основной ледоход заканчивался, приходило гидрографическое судно. Делались промеры глубины устья реки, выставлялись буи по фарватеру. В море устанавливался приемный буй.
В штормовую погоду были случаи, когда теплоход “проходил мимо Шойны”. Такое право у капитана было. Нужно было придерживаться расписания, стоять долго, а шторма иногда продолжались и сутки и более, судно не могло. Нужно было плыть дальше до Нарьян-Мара, а это еще больше суток пути. Тогда пассажирам, ехавшим в Шойну крупно невезло. Быть рядом с Шойной и проехать мимо - удовольствие маленькое.
Тут все решал капитан. Ситуация для него было не из легких. И людей жаль и из расписания сильно выходить нельзя.
Вот в такой сложной ситуации и оказался капитан судна в один из рейсов в начале 70-х годов. “Вода пришла”, но штормовой ветер и волна были довольно сильными. В море людей было не снять. Даже иногда в реке снимали с большой опасностью, а тут море. Решил завести судно в реку. Не повезло, судно закинуло волной на одну из мелей. Сняться самостоятельно уже и в большую воду не смог, пришлось вызывать подмогу с Архангельска.
Судно просидело на мели не одни сутки, пока погода не направилась и с Архангельска не пришли спасательные суда и не стащили его с этой мели.
Жители Шойны в малую воду по кошкам чуть не до самого судна доходили. Ну, а как же, такое событие не часто бывает.
Судно после того проверили и оно продолжало благополучно плавать по Северным морям. В воскресные дни совместно с теплоходами «Буковина» и «Татария» «Юшар» совершал туристические круизы из Архангельска на Соловки.
Жители Шойны уже давно забыли, когда приходил к ним последний раз теплоход “Юшар”. Кто-то видимо посчитал, дескать хорошо живете, чтобы к вам еще и теплоходы ходили. Давай-ка продадим мы его за границу. Все больше пользы будет.

P.S.

В девяностых годах все три теплохода постепенно уходят и не возвращаются к родному причалу Архангельского морского порта. Здание морского вокзала превращается в торговую точку.
Оказалось все три теплохода были проданы иностранным компаниям и использовались уже ими в своих интересах. Архангелогородцы и жители прибрежных сел наверняка вспоминают эти красавцы теплоходы, которые так были необходимы в пятидесятые – семидесятые годы и почему-то не стали нужны после девяностых.
Вспомнились слова Анатолия Папанова из фильма “Холодное лето 53”. "Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые...".
Ну на самом деле смешнее, глупее, а главное вреднее того что произошло с пассажирскими теплоходами Северного Пароходства уже не придумаешь. Ну, хорошо, если бы за эти годы на их смену пришли более современные суда. Но ведь этого не случилось.

Гудаев М.В.
09.01.2014 года.
(Из воспоминаний)
В рассказе использованы фотографии Григорьева Владимира Васильевича.

 1389275517_na-meli Юшар.jpg
 1389275505_ Юшар.jpg
 1389275413_ Юшар.jpg
 1389275125_ Юшар.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

"ЮШАР", ранее "КОЛГУЕВ" - минный заградитель

Сообщение ЧАЙКА СВ » 04 Апрель 2014 13:59

Вот еще одна статья с сайта поселка Шойна, Ненецкий АО.
“Печора, Нарьян-Мар и мы”

Юшар

Старые нарьянмарцы помнят пароход «Юшар», который курсировал из Архангельска в Нарьян-Мар после войны.
Из справочных данных известно, что пароход был построен в 1915 году в Англии, имел полное водоизмещение 2020 тонн, длину 75,5 м ширину 10,7 м, мощность машин составляла 1260 л. с., скорость хода 12 узлов. В первую мировую воину входил в состав флотилии Северного Ледовитого океана в качестве посыльного судна и имел название «Колгуев». Имел вооружение и принимал участие в боевых действиях. Так 11 декабря 1916 года германская подводная лодка У-56 выпустила торпеду по стоящему на якоре в районе мыса Цып-Наволок «Колгуеву». Торпеда прошла мимо. «Колгуев» открыл огонь, и лодка удалилась. Немецкие подводные лодки причиняли много неприятностей судам, находящимся в Кольском заливе, помимо этого ставили минные заграждения, и пароход участвовал в их обнаружении.
В июле 1921 года ряд судов Беломортранса были переименованы. Так пароход «Колгуев» получил название «Юшар». В том же году «Юшар» участвовал в сложнейшей Карской экспедиции, когда в Сибирь была доставлена партия грузов, а из Сибири в Архангельск и на Печору доставлено 400 тысяч пудов хлеба. В состав отряда входило семь судов: ледокольные пароходы «В.Русанов», «Г.Седов», «А.Сибиряков» и четыре транспорта «Обь», «Енисей», «Канин» и «Юшар». В помощь экспедиции для проводки речных буксирных пароходов и барж (всего 8 единиц) были приданы еще два судна – «Выг» и ледокол №8. Архангельск экспедиция покинула 10 августа и 22 августа с большими трудностями и приключениями прибыли в Усть – Енисейский. 26 августа после прихода речных судов с хлебом приступили к погрузке. К экспедиции подключился также ледокольный пароход «Малыгин». С 3 по 10 сентября загруженные суда стали выходить в обратный путь. Возвращались двумя отрядами. Обратный путь был исключительно тяжелым из-за сложнейшей ледовой обстановки и штормовых ветров, в результате чего погибли два судна «Енисей» и «Обь». «Юшар» и «Канин» доставили хлеб на Печору. Остальные суда прибыли в Архангельск 27 сентября. Деятельность экспедиции получила высокую оценку. Всем участникам экспедиции была выдана премия по два пуда муки каждому и значительное денежное вознаграждение. Во время Великой Отечественной войны «Юшар» служил в качестве минного заградителя. На вооружении имел четыре 45-мм зенитки, четыре 46-мм пушки, 6 пулеметов, 200 мин. Выполнял также перевозку грузов. В октябре 1945 года корабль был возвращен торговому флоту. Закончил свою службу «Юшар» в 1963 году, был списан и сдан на слом. Мне выпала большая удача ознакомиться с этим знаменитым пароходом-тружеником не только внешне, но и, так сказать, изнутри. В 1948 году я в качестве пассажира одиннадцатилетним мальчишкой совершил поездку на «Юшаре» из Нарьян-Мара в Архангельск к папе, учившемуся в то время в Архангельске в партийной школе. Эта поездка запомнилась мне на всю жизнь. Не помню, к кому из взрослых я был прикреплён на время поездки, но особой опеки я не ощущал. Навсегда запомнилось суровое Баренцево море. Поездка от Нарьян-Мара до Архангельска должна была осуществиться за 3 или 4 дня, но рейс удлинился по непредвиденным обстоятельствам. У острова Колгуев разгрузка парохода осуществлялась на шлюпки. Вдали виднелся песчаный берег острова и крыши поселка Бугрино, грузы принимали ненцы - островитяне. После выгрузки пароход наткнулся на мель и крепко засел. Тщетны были попытки экипажа сняться с мели. Просидели мы на мели у берегов острова Колгуев около недели. Запомнилась длинная песчаная коса, и на песке лежала большая круглая мина – наследство недавно прошедшей войны. Мои младший сын, служивший на Тихоокеанском подводном флоте, утверждает, что подобные мины в сороковых годах уже не использовались. Спорить не могу, но мину видел. Из Архангельска на выручку приходили два морских буксира «Руслан» и «Людмила», пытались стащить нас с мели, но все попытки оказались тщетными. Тогда с питанием были трудности, поэтому дальнейшее пребывание парохода в таком положении грозило голодовкой. Одна уважаемая мной женщина, будучи молодой девчонкой, тоже в это время находилась на пароходе и вспоминает, что с питанием были большие трудности. Освобождение из плена осуществилось просто, видно, помог прилив, пароход спокойно снялся с мели и продолжил плавание. Понравилось путешествие по Белому морю, всё-таки не зря море называется «белым». После свинцовых вод Баренцева моря, Белое море казалось светлым и очень красивым. И вскоре мы прибыли в Архангельск. В Архангельске в то время были большие трудности с питанием. Вместо чая пили кипяток, днем питались в столовой, но время я даром не проводил, самостоятельно знакомился с городом, совершая пешеходные прогулки по городу. Через полмесяца я возвратился в Нарьян-Мар на самолете «Дуглас» с папой. Это тоже было моё первое путешествие на самолёте.
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Сообщение fisch1 » 23 Апрель 2015 16:06

 Колгуев.jpg
"Колгуев".Фото периода ПМВ.
"Колгуев". с 1920 - "Юшар". Бывший товаро-пассажирский параход, построен в 1915 в Англии. 11.5.1916 мобилизовано и 17.7.1916 в качестве посыльного судна включено в состав ФСЛО. В 8.1918 захвачено в Архангельске белогвардейцами и возвращено владельцу. 15.4.1920 мобилизовано вновь и включено сначала в состав Беломорской Военной Флотилии, а с 24.4.1920 - Морских Сил Северного Моря. 25.5.1920 передано Белмортрану. 12.7.1941 принято от СМП НКМФ и в качестве минного заградителя включено в состав Беломорской Военной Флотилии Северного Флота. Участвовало в Великой Отечественной. Имело бортовой № 93. 9.10.1945 разоружено, возвращено НКМФ. В 1963 выведено из эксплуатации и разобрано на металл.

Водоизмещение- 2000 т . Размерения-73,2 х 10,7 м Мощноть 1200 л.с. Скорость 11 узл. Вооружение 4 - 75мм
http://rosimperfleet.narod.ru/fslo/pos_sudafslo.html
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 39

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения