[ Леспромхоз ] » 23 Июнь 2008 13:56
Материал с сайта «Тунгусский феномен»:
http://tunguska.tsc.ru/ru/science/1/2/7/ 14 марта 1937 г. Президиум академии Наук СССР по докладу академика В. И. Вернадского о необходимости проведения аэрофотосъемки места падения метеорита вынес решение: просить Главное управление Северного морского пути произвести за его счет весной этого года аэрофотосъемку места падения Тунгусского метеорита. Затем было решено просить Комиссию по метеоритам после получения результатов аэрофотосъемки представить в Президиум академии Наук СССР доклад о дальнейших работах по метеориту и стоимости этих работ. Благодаря большому интересу к Тунгусскому метеориту, который проявлял академик О. Ю. Шмидт, бывший в то время начальником Главного управления Северного морского пути, в план работ Управления на 1937 г. была включена аэрофотосъемка места падения Тунгусского метеорита. В связи с этим на заседании Президиума Академии Наук СССР 15 апреля 1937 г. были вынесены: решения о проведении некоторых подготовительных мероприятий по Академии Наук СССР, связанных с аэрофотосъемкой. В связи с предстоящей аэрофотосъемкой Л.А. Кулик был командирован к месту работ на средства, отпущенные Академией Наук СССР, куда он и выехал в начале мая. Однако подготовка и отправка самолета сильно задержалась, и самолет прибыл для работы на факторию Вановару только 12 июля. При посадке на реке Подкаменной Тунгуске самолет потерпел аварию. К счастью, все находившиеся в самолете пассажиры и экипаж, в том числе Кулик и аэросъемщик Петров, не пострадали. Вследствие аварии аэрофотосъемка была отложена до осени. На месте же падения метеорита силами и средствами Главного управления Северного морского пути (старший топограф И. Е. Бурченков) был измерен геодезический базис, построена триангуляционная сеть V класса для мелкомасштабной съемки, проложены тахеометрические хода, пункты и точки которых замаркированы на местности различными способами.Кулик также отправился на место падения метеорита, но каких-либо исследовательских работ там он не проводил. Вскоре он вернулся на Вановару и ожидал прибытия нового самолета для осенней аэрофотосъемки. Однако вследствие неблагоприятной погоды аэрофотосъемку осенью 1937 г. выполнить не удалось, и последняя была отложена до весны 1938 г. В мае 1938 г. Л. А. Кулик был снова командирован Академией Наук СССР для научного руководства аэрофотосъемкой. 1 июня он прибыл в село Кежму и здесь ожидал аэрофотосъемочной партии, которая, как и в прошлом году, запоздала. Только 25 июня был сделан первый пробный полет, а с 27 июия, когда уже молодой лист на деревьях развернулся, было приступлено к аэрофотосъемке, которая велась в течение всего июля. В середине августа Кулик выехал из Кежмы на место падения метеорита. В это время в районе падения метеорита топограф Бурченков продолжал начатые в прошлом году геодезические работы. Имея у себя контактные отпечатки Кулик занимался их дешифровкой, отождествлением отдельных деталей, а также промером некоторых участков в связи с получившимися разрывами и пропусками в аэрофотосъемке. К середине сентября Кулик вернулся в Кежму, ожидая прибытия самолета для продолжения аэрофотосъемки с целью заполнения пропусков. Но аэрофотосъемка вследствие неблагоприятных метеорологических условий, а также из-за выпадения снега не состоялась и в конце октября Кулик вернулся в Москву. Интересно что за машина использовалась в 1937 году,
тот же Н-204?
Про аварию нашлось упоминание на сайте Эвенкия:
http://www.evenkya.ru/rus/?id=ez&sid=ez&artcategory_id=1817&article_id=1836 Требовалась аэрофотосъемка района падения метеорита. Для выполнения такой работы у Кулика была договоренность с авиаторами, что они сделают полет от села Кежма до Тунгусского метеорита и проведут аэрофотосъемку. На Заимку прибыл ходок из Кежмы (пройдя около 300 км!) и сообщил Кулику о времени прибытия в Кежму самолета. Кулик, пешком преодолев по таежным тропам этот путь, с месяц ждал обещанный рейс (горючее по Ангаре для заправки самолета везли на лодках). Наконец гидросамолет прибыл, но при посадке на воду о камни пробил поплавок. Полет на Тунгусский метеорит был отменен.
Кулик вернулся на свою Заимку. Но и тут не обошлось без ЧП. При посадке самолета на Подкаменную Тунгуску возле фактории Анавар самолет клюнул носом, хлебнул воды и Леонид Алексеевич, покинув от удара борт, оказался в речке. Отделались испугом, но ученый потерял очки. Местные ребятишки-водолазы сумели отыскать их на каменистом дне Подкаменной. Кулик торжественно поблагодарил ребят и в конце речи, надев спасенные очки, сказал: «Вернув мне очки, вы спасли отечественную науку!»
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.