О чем писал "Рабочий край"
В составе экипажа самолета, доставившего в 1937 году на Северный полюс группу советских полярников, был и наш земляк владимирец Петенин Павел Павлович. Впервые в истории после американского путешественника Роберта Пири люди снова стояли на полюсе...
Люди на льдине
Петенин входил в состав экипажа самолета "СССР- Н-170" и на тот момент действительно считался нашим земляком. Удивительного здесь ничего нет, ибо в 1937 году Владимирская область входила в состав Ивановской промышленной области.
Родился он в 1913 году во Владимирской губернии, рано лишился матери. В деревне пришлось жить недолго, и вскоре семья переехала во Владимир. Учился в школе ФЗУ при фабрике "Пионер", работал шлихтовальщиком, ткачом. В 1931 году Павел поступает в летную школу города Вольска Саратовской области, а в 1933 году получает звание бортмеханика и потом военного техника первого ранга.
Выпускник летной школы привлек внимание Героя Советского Союза Водопьянова, который взял его в экипаж самолета "СССР-Н-170".
Поселок героев
23 мая 1937 года газета "Рабочий край" вышла под шапкой "На Северном полюсе гордо реет флаг Советского Союза". Самолет, пилотируемый Михаилом Васильевичем Водопьяновым, совершил посадку на дрейфующую льдину у Северного полюса и высадил группу полярников: И. Д. Папанина (руководителя экспедиции), Е. К. Федорова и П. П. Ширшова. На Северном полюсе был установлен Государственный флаг Советского Союза. Так начала работу полярная станция "Северный полюс-1". Вся первая полоса "Рабочего края" была посвящена этому событию: здесь радиограмма товарищу И. В. Сталину и товарищу В. М. Молотову, радиограмма начальника экспедиции О. Ю. Шмидта о том, как прошли первые сутки новой полярной станции, репортаж с Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе...
Павел Павлович Петенин на всем протяжении экспедиции вел дневник, который был впоследствии опубликован в "Рабочем крае" под заголовком "Страницы из дневника". Некоторые записи достаточно любопытны. Вот одна из них, сделанная в день высадки на льдину.
"21 мая. Совершили посадку в 11 часов 34 минуты, в полете пробыли 6 часов 24 минуты. Радости было много, все друг друга поздравляли, жали друг другу руки. Первым вышел на лед станции "Северный полюс-1" товарищ Шмидт, за ним Водопьянов, а затем все остальные. Достали бутылку коньяку, кружки и выпили на радостях. Провозгласили тост за товарища Сталина и крикнули "Ура!"...
По расчетам флагштурмана Спирина... мы находились в 20 километрах за полюсом".
За этот полет Петенин был награжден орденом Красной Звезды и денежной премией в 10000 рублей. Летом И.Д. Папанину было присвоено звание Героя Советского Союза, а Кренкелю, Федорову и Ширшову вручили ордена Ленина. Вступавших в комсомол в тот год спрашивали: "Назовите поселок, где все жители орденоносцы, а один Герой Советского Союза?" Имелся в виду "поселок"-станция "Северный полюс-1". По первоначальному плану экспедиция должна была продолжаться полтора года. Однако непредвиденная скорость дрейфа внесла свои коррективы. Раньше, чем предполагалось, послали полярникам весть о подготовке кораблей для встречи их в Гренландском море. Экспедиция длилась 9 месяцев (274 дня), льдина прошла более 2000 километров. Ледоколы "Таймыр" и "Мурман" сняли четверку зимовщиков за 70-й широтой, всего в нескольких десятках километров от берегов Гренландии. Работа на станции "Северный полюс-1" была завершена 19 февраля 1938 года.
В те дни редакция газеты "Рабочий край" получала много писем со стихами в честь героев-полярников. Люди стремились выразить чувство патриотизма, чувство любви к Родине, порой не задумываясь о литературном достоинстве своих сочинений. Судите сами. Пишет рабкор Обозов:
Беречь людей
Великий Сталин нас учил,
Счастливой жизнью и веселой
Отвагу в нас он породил...
Таинственный штемпель
Прошло совсем немного времени, как станция "Северный полюс-1" прекратила свою работу, и появилась легенда о "почтовом штемпеле". До сих пор остается загадкой и будоражит умы филателистов всего мира вопрос, имела ли экспедиция на дрейфующей станции свой почтовый штемпель. Ни в дневниках И. Д. Папанина, ни в записях других участников экспедиции нет упоминаний о каком-либо штемпеле для обработки почты. И лишь известный полярный летчик М. В. Водопьянов в своих книгах об экспедиции не раз писал о штемпеле, который будто бы имелся в экспедиционном имуществе. Впервые упоминание об этом штемпеле появилось уже год спустя после завершения экспедиции. В книге "К сердцу Арктики" 1939 года издания Водопьянов указывал: Папанин "штемпелевал все письма, которые предстояло доставить на Большую землю". Двенадцать лет спустя в другой книге "Полюс" летчик снова говорил о штемпеле.
Но вот что интересно: никто из участников дрейфа не подтвердил приведенного факта.
Быть может, ивановские филателисты дадут ответ на эту загадку?
Правда, кое-что с помощью местных коллекционеров разгадать удалось. В 1938 году были выпущены конверты с надписью "Северный полюс", являвшийся официальным изданием Народного комиссариата связи. Однако значительная их часть использовалась населением для обычной переписки (см. фото). В этом же году выпущено несколько художественных открыток в память об экспедиции на Северный полюс. Может быть, существовала и открытка с изображением нашего земляка Петенина Павла Павловича? Хотелось бы надеяться, что и здесь последнее слово будет за ивановскими филателистами.
© Михаил КУЗЬМИН
© 2012 Рабочий край