"Донбасс" (1), танкер

Списки личного состава, документы, описания судов и кораблей.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

"Донбасс" (1), танкер

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Февраль 2012 08:16

Кольская энциклопедия

"Донбасс", танкер. Построен в 1935 в г. Николаев. Техн. характеристики: водоизмещение — 7925 т, скорость — 11,5 уз., экипаж — 63 чел. Судно Дальневост. мор. пароходства, с 1941 — приписано к Мурм. порту. Вооружение (в гг. ВОВ): 2 пушки, неск. крупнокалиберных пулеметов. Кап.: Павлов М. И., Цильке В. Использовался в конвойных операциях. Отличился в конвое PQ-17. Следуя в Арх-ск с 10 тыс. т льняного масла и 71 т вооружений подвергся нападению ок. 50 торпедоносцев, 2 из которого удалось сбить. Экипаж спас 51 моряка с потопленного амер. транспорта "Даниэль Морган". Мн. чл. экипажа были награжд. орд. и мед., Павлов М. И. — англ. орд. "За боевые заслуги".
Погиб 7 нояб. 1942 на пути из Архангельска в Рейкьявик, будучи атакован нем. эсминцем Z-27, входившим в состав эскадры по борьбе с арктич. конвоями, действовавшей в рамках операции "Hoffnung" ("Надежда"). В ходе боя погибли 49 чел., 15 чел., в т. ч. кап. Цильке В., были взяты в плен. Благодаря радиограммам с "Д." командование изменило пути следования конвоев, в рез-те чего удалось избежать новых жертв. В честь "Д." было названо 3 амер. танкера, переданных СССР по лендлизу.

Сообщение Lashmivar » 10 авг 2010, 02:14 (восстановлено)

 f234_1.jpg
Донбасс (1)
Суда типа Эмба (1929-1936 гг.):
Теплоход танкер
Год постройки: 1935 г.
Место постройки: СССР
Грузовместимость GT (gross tonnage): 7925
В ДВМП: 1940-1942 гг.

Судно получено в 1940 году от пароходства Совтанкер.
Участник Полярных конвоев в Великую Отечественную войну: PQ-17, одиночного рейса.
Погибло в 1942 году в северной части Баренцева моря.
Типовые технические характеристики:
Вместимость (в брутто-регистровых тоннах): 7602
Длина (в метрах): 140,12
Ширина (в метрах): 17,94
Осадка (в метрах): 8,45
Мощность машины (в лошадиных силах): 2х1400
Скорость (в узлах): 10

http://www.fesco.ru/fleetr/second/f234.html
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Донбасс", танкер

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Февраль 2012 08:17

© Руднев Г. А. Огненные рейсы — Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1990
Книга на сайте: http://militera.lib.ru/h/rudnev_ga/index.html
Книга одним файлом: http://militera.lib.ru/h/0/chm/rudnev_ga.zip


Неравный бой

Танкер «Донбасс»
Место постройки Николаев
Год постройки 1935
Скорость в узлах 11,5
Дейдвейт, тыс. тонн 11,0
Род двигателя ДВС
Род топлива жидкое
Вооружение 2 пушки, несколько крупнокалиберных пулеметов
Капитан парохода «Донбасс» В. Э. Цильке

* * *
4 ноября 1942 года танкер «Донбасс» под командованием капитана В. Э. Цильке снялся из бухты Белужьей на Новой Земле и последовал на Исландию.
На следующий день примерно на траверзе пролива Маточкин Шар «Донбасс» подвергся нападению фашистского бомбардировщика. Встречный огонь артиллеристов танкера и своевременные маневры судном заставили воздушного пирата сбросить авиабомбы вдали от судна и скрыться.
7 ноября неожиданно из надвигающихся сумерек появился военный корабль и с большой дистанции обрушил на танкер артиллерийский огонь. Экипаж «Донбасса» вступил в неравный бой с многократно превосходящим по силе и боевым средствам фашистским военным кораблем. От вражеских снарядов вышли из строя все агрегаты машины, прервалась внутренняя связь, в топливных танках загорелась нефть. Огнем охватило машинное отделение и котельное. Вскоре загорелись кормовые надстройки, а затем и центральные.
Видя, что судно не тонет, а экипаж продолжает отстреливаться, фашисты выпустили две торпеды, которые переломили танкер пополам. Носовая его часть отделилась от корпуса и пошла ко дну, а кормовая, охваченная огнем, еще держалась на плаву. Это произошло на двадцатой минуте от начала сражения с немецким пиратом. Через пробоины в корпусе забортная вода стала быстро поступать внутрь, и обломок танкера начал медленно погружаться в воду.
Фашистский корабль не прекращал обстрела, хотя его жертва была обречена. Но и моряки «Донбасса» сражались до последней минуты. Из-за большого расстояния их снаряды не достигали цели, и фактически танкер находился в положении расстреливаемого.
Видя безвыходность положения, капитан В. Э. Цильке приказал всем оставшимся в живых морякам покинуть обломок танкера. Когда с танкера прекратился ответный огонь, военный корабль перешел с левого борта на правый и, используя отсвет пламени, стал приближаться и обстреливать из пулеметов плавающих в воде моряков.
Сделав свое гнусное дело, фашистский рейдер прекратил огонь и скрылся в темноте. Оставшиеся в живых моряки «Донбасса» оказались на легком плоту без запасов пресной воды и продуктов. Под действием свежего ветра плот как легкую песчинку понесло на север Баренцева моря.
Однако фашистам нужны были доказательства их разбойничьей «победы». Освещая прожектором плот, они подошли вплотную и бесцеремонно подняли на борт своего корабля изможденных моряков. Тех, кто был ранен или находился в тяжелом состоянии, оставляли на плоту. Шестнадцать моряков с «Донбасса» втолкнули в носовой кубрик, где уже находились моряки с потопленных английских и американских судов.
9 ноября 1942 года пленных доставили в порт Альта (Северная Норвегия) и сдали береговой охране, а потом погнали в лагерь для военнопленных. В феврале 1943 года их переправили в Гдыню (Польша) и поместили в концлагерь для моряков. Здесь они пробыли до 1945 года. В это время Советская Армия уже громила гитлеровских захватчиков по всему фронту, и в конце марта советские моряки были освобождены из фашистского плена и вернулись на Родину.


© Вайнер Б. А. Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне. — М.:Воениздат, 1989.
Книга на сайте: http://militera.lib.ru/h/vayner_ba/index.html

В той же опасной зоне, в районе островов Надежды и Медвежий, где разыгралась трагедия «Декабриста», почти в то же время погиб танкер «Донбасс» в поединке с фашистским военным кораблем. Это была единственная потеря из девяти советских транспортов, совершивших в ноябре — начале декабря самостоятельные переходы от Новой Земли до Исландии.
Радиостанция «Донбасса» не слышала сигнала «Декабриста» о помощи. Но если бы даже радиограмма была принята, капитан не имел права следовать на помощь. На этот счет существовал строгий приказ начальника пароходства, изданный, чтобы избегать излишних потерь{182}.
7 ноября 1942 г. «Донбасс» (капитан В. Э. Цильке) подходил к злополучному коридору. Небо было безоблачным. Фашистские самолеты обнаружили и атаковали танкер. Ему удалось отбиться от них и уклониться от торпед. Однако к вечеру его настиг фашистский эскадренный миноносец «Z-27». Он имел несравнимое превосходство в артиллерии и скорости хода. Но советские моряки сражались до конца, пока не кончились снаряды. Орудийный расчет в составе механика М. И. Тищенко и моториста Н. П. Галкина, оставшись без боеприпасов, в пылу боя зарядил пушку снарядом, который перед тем дал осечку, а сейчас сработал и поразил эсминец.
Однако судьба танкера уже была решена. От метких залпов гитлеровцев вышла из строя машина, загорелась нефть в танках. Все судно было объято пламенем, но еще держалось на плаву. Тогда эсминец с близкого расстояния выстрелил две торпеды. Танкер переломился. Носовая часть затонула сразу же, а кормовая, продолжая гореть, погружалась медленно. 49 членов экипажа погибли в этом неравном бою, длившемся около 45 минут. Оставшиеся в живых перешли на спасательный плот, оказавшись без продовольствия и пресной воды. Фашистский корабль сначала удалился, но потом вернулся и, подойдя к плоту, захватил находившихся там 12 моряков. Четверо из них умерли в концлагерях от истощения, остальные, [231] в том числе капитан В. Э. Цильке, после войны вернулись на Родину.

{182} См.: Руднев Г. А. Курсы, проложенные под огнем. Владивосток, 1983. С. 95.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Донбасс", танкер

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Февраль 2012 08:22

© Руднев Г. А. Огненные рейсы — Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1990
Часть IV.
Судовые роли и списки погибших моряков и юнг {9}

Судовая роль танкера "Донбасс"

    №,Фамилия,имя,отчество,Должность,Год рождения,

    1,Павлов Михаил Иванович,Капитан,1886,
    2,Морозов Арсений Максимович,1-й помощник,1894,
    3,Быстрых Василий Евдокимович,Ст. помощник,1903,
    4,Кранец Михаил Романович,2-й помощник,1914,
    5,Опарин Михаил Николаевич,3-й помощник,1913,
    6,Каландалзе Нина Германовна,4-й помощник,1918
    7,Федоров Мефодий Мартынович,Ст. механик,1894
    8,Малахов Иван Дмитриевич,3-й механик,1915
    9,Кульбицкий Михаил Никифорович,4-й механик,1911
    10,Кочугуев Сергей Осипович,Электромеханик,1909
    11,Платов Леонид Георгиевич,Радист,1906
    12,Боярчук Ольга Филипповна,Судовой медик,1921
    13,Чернухин Трофим Стефанович,Боцман,1887
    14,Слабодзян Валентин Филиппович,Плотник,1921
    15,Васильев Борис Михайлович,Матрос 1 класса,1917
    16,Ересько Филипп Григорьевич,Матрос 1 класса,1912
    17,Горлачев Александр Егорович,Матрос 1 класса,1915
    18,Бутенко Федор Васильевич,Матрос 1 класса,1912
    19,Тримасов Кузьма Андреевич,Матрос 1 класса,1915
    20,Гохокидзе Виктор Константинович,Матрос 2 класса,1898
    21,Кочуркин Николай Игнатьевич,Матрос 2 класса,1917
    22,Скрипкин Леонид Иванович,Электрик,1910
    23,Гальцев Николай Степанович,Электрик,1911
    24,Колпаков Николай Васильевич,Токарь,1923
    25,Лаврентьев Федор Иванович,Моторист 1 класса,1910
    26,Нилов Михаил Константинович,Моторист 1 класса,1911
    27,Хачко Виктор Петрович,Моторист 1 класса,1912
    28,Тагиев Исмаил Джанилович,Моторист 1 класса,1915
    29,Лавронов Анатолий Михайлович,Моторист 2 класса,1923
    30,Галкин Николай Павлович,Моторист 2 класса,1912
    31,Тимофеев Валентин Николаевич,Моторист 2 класса,1920
    32,Кузнецов Иван Иванович,Моторист 2 класса,1914
    33,Тульцев Евгений Евграфовнч,Моторист 2 класса,1914
    34,Мечик Леонид Александрович,Донкерман,1908
    35,Лемза Алексей Сергеевич,Моторист 1 класса,1914
    36,Тищенко Михаил Игнатьевич,Моторист 1 класса,1910
    37,Камнев Григорий Тимофеевич,Кок-повар,1916
    38,Юрковский Федор Константинович,Повар,1909,
    39,Загоруйко Вера Григорьевна,Уборщица,1923,
    40,Арбатская Татьяна Иовна,Дневальная,1894,
    41,Вайбель Антон Антонович,2-й механик,1912,
    42,Макиенко Мария Кузьминична,Буфетчица,1904,
    43,Макаров Михаил Иванович,4-й механик,1913,
    44,Миляев В. Н.,Радист,?,
{9} Перед выходом судов из промежуточных портов в судовых ролях могли произойти незначительные изменения.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Донбасс", танкер

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Февраль 2012 08:25

 Donbas41.jpg

© Руднев Г. А. Огненные рейсы — Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1990
Часть IV. Судовые роли и списки погибших моряков и юнг

Список погибших моряков танкера «Донбасс»

    №,Фамилия,имя,отчество,Должность,Год рождения

    1,Морозов Арсений Максимович,1-й помощник,1894
    2,Андрианов Михаил Иванович,2-й помощник,?
    3,Опарин Михаил Николаевич,3-й помощник,1913
    4,Каландадзе Нина Германовна,4-й помощник,1918
    5,Федоров Мефодий Мартынович,Ст. механик,1894
    6,Малахов Иван Дмитриевич,3-й механик,1915
    7,Гальцев Николай Степанович,Старший электрик,1911
    8,Климущева Ия Петровна,Судовой медик,?
    9,Черемных Василий Николаевич,Боцман,?
    10,Слободзян (Слабодзян) Валентин Филиппович,Плотник,1921
    11,Васильев Борис Михайлович,Матрос,1917
    12,Ересько Филипп Григорьевич,Матрос,1912
    13,Горлачев Александр Егорович,Матрос,1915
    14,Бутенко Федор Васильевич,Матрос,1912
    15,Тримасов (Тремасов) Кузьма Андреевич,Матрос,1915
    16,Кочуркин (Кочкурин) Николай Игнатьевич,Матрос,1917
    17,Шибанов Александр Алексеевич,Матрос,?
    18,Лаврентьев Федор Иванович,Моторист 1 класса,1910
    19,Хачко Виктор Петрович,Моторист 1 класса,1912
    20,Нилов Михаил Константинович,Моторист 1 класса (Матрос),1911
    21,Лемза Алексей Сергеевич,Моторист 1 класса,1914
    22,Родионов Герман Степанович,Моторист 1 класса,?
    23,Тагиев Исмаил Джанилович,Моторист 1 класса,1915
    24,Пащенко Виктор Филиппович,Моторист 1 класса,
    25,Галкин Николай Павлович,Моторист 1 класса,1912
    26,Кузнецов Иван Иванович,Моторист 1 класса,1914
    27,Мащенко Петр Гордеевич,Моторист 1 класса,?
    28,Афонасенко Трофим Семенович,Моторист 1 класса,?
    29,Мечик Леонид Александрович,Донкерман,1908
    30,Юрковский Федор Константинович,Повар,1909
    31,Камнев Григорий Тимофеевич,Кок-повар,1916
    32,Воронина Августа Александровна,Дневальная,1920
    33,Пахтусова Агриппина Петровна,Уборщица,?

Примечания padsee:
?-данных нет.
В скобках указвны данные с мемориальной доски.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Донбасс", танкер

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Февраль 2012 08:26

ОПЕРАЦИЯ "ХОФФНУНГ": ТРОФЕЙНЫЕ ДОКУМЕНТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ

© Болдырев Р.Ю.

В 13:28 на эсминце вновь была объявлена тревога. На пеленге 360° обнаружен танкер, который немцы приняли сначала за 2 отдельных судна. Танкер “Донбасс” (водоизмещение — 7925 т, команда — 62 человека, в том числе 5 женщин) шел пустым из Архангельска в Рейкьявик, где должен был войти в конвой, направлявшийся в Америку. “Донбасс” (капитан В.Э. Цильке) занимался перевозкой растительного масла. 4 ноября он в одиночку вышел из губы Белушьей на Новой Земле, но 6 ноября был атакован немецкой авиацией и повернул обратно. Тут и произошла его встреча с “Z-27”.

В 13:58 командир эсминца дает приказ атаковать пароход. Дистанция 2 километра. Второй залп накрыл корму, которая быстро загорелась. Одним из первых попаданий была разрушена машина танкера. “Донбасс” ведет ответный огонь по эсминцу из всех имеющихся средств: двух 76,2-мм орудий (на носу и на корме), трех зенитных пулеметов, однако его выстрелы не достигают цели. Позднее в советской литературе распространится легенда о том, что “орудийный расчет танкера..., оставшись без боеприпасов, в пылу боя зарядил пушку снарядом, который перед тем дал осечку, а сейчас сработал и поразил эсминец” (Вайнер Б.А. Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне”.- М., 1989.- с.230.). В вахтенном журнале эсминца не зафиксировано ни одного попадания с танкера, говорится о том, что он стрелял с перелетами. Если бы “снаряд поразил эсминец”, то в своем отчете о бое немецкий командир вряд ли охарактеризовал этот бой как «отличную тренировку для руководителей оружейно-технической службы и персонала”. В вахтенном журнале прямо говорится о полной безнаказанности действий эсминца.

В 14:00 в танкер угодило 2 торпеды, одна на уровне мостика, другая в центр корабля. Артиллерийским огнем были подавлены его орудия и пулеметы. Эсминец еще дважды проходит вдоль танкера. Стемнело, но горящая корма танкера ясно освещает цель. Чтобы приблизить финал, командир разрешает выстрел торпедой. Промах. Эсминец задерживается у танкера слишком долго, вынужден специально извещать Куммеца о ходе боя, объяснять причину задержки. В 14:25 выпускаются еще 2 торпеды с дистанции 1000 м. На этот раз поразили носовую часть, которая оторвалась вплоть до мостика и затонула. Тем не менее, кормовая часть пылает, но упорно держится на плаву. Командир эсминца приказал прекратить огонь и начать спасение экипажа танкера. «Донбасс» остался недобитым, но совершенно изуродованным. На беззащитный танкер было истрачено 5 торпед (после боя на эсминце осталась единственная торпеда). Координаты места гибели судна — 76°25" с.ш., 45°54" в.д.

Было спасено 15 человек, в том числе капитан, старший офицер и 1 женщина. Все спасенные невредимы. В вахтенном журнале отмечено: “Люди произвели хорошее впечатление”. Члены экипажа танкера были допрошены. Особенно интересным для немцев был рассказ радиста, который до этого участвовал в конвое PQ-17. Он сообщил, что крейсер “Адмирал Шеер” потопил при обстреле гавани Диксона пароход “Куйбышев”. От него же немцы узнали о тактике капитанов конвоируемых судов: при известии о выходе в море “Тирпица”, “Хиппера” и эсминцев они рассредоточиваются и прячутся по возможности дальше в лед.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Донбасс", танкер

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Февраль 2012 08:28

Одиссея капитана Цильке
© Владимир Каткевич
Порты Украины

В июле 1942 года капитан Черноморского морского пароходства В. Цильке был командирован в Северное морское пароходство и принял командованием танкером «Донбасс».
9 августа 1942 года «Донбасс» в составе последнего каравана снялся из Архангельска курсом на восток по Северному морскому пути. Пробились через льды только до рейда порта Амбарчик, дальше путь преградили сплошные ледовые поля. Караван повернул на запад и стал на отстой в бухте Белужья Губа (Новая Земля). Здесь Цильке получил приказ сниматься и дальше следовать в Англию… в одиночку и без охранения.
Капитан пробовал убедить командование, что это безрассудство, но приказ не отменили. 4 ноября «Донбасс» снялся в сопровождении тральщика. У 50-го градуса восточного меридиана тральщик повернул на базу.
5 ноября около полудня на широте Маточкина Шара советский танкер был атакован немецким дальним бомбардировщиком. Успешно маневрируя и отражая атаки зенитным огнем, экипаж вынудил сбросить бомбы вдали от судна.
Дойдя до параллели острова Морская лошадь, теплоход «Донбасс» лег курсом на запад. Весь день 6 ноября имели штормовую погоду. Около полуночи получили шифровки, которые по имеющемуся у Цильке шифру не декодировались.
Предполагая, что зачастившие шифровки-молнии предостерегают о грозящей опасности, капитан Цильке лёг курсом на норд-ост, чтобы удалиться от баз противника в северной Норвегии. Многократно слышали часто повторяемые в эфире сигналы о помощи с советских и союзнических британских, канадских судов. Начавшееся движение льда от острова Шпицберген на юг было не преодолеть при низкой скорости нашего танкера, и капитан изменил курс, чтобы обойти ледовые поля с юга.
К 7 ноября море успокоилось. В полдень появились трехмоторные немецкие бомбардировщики и самолеты-торпедоносцы. Атаки отражали из всех зенитных орудий и пулеметов, но на смену одним немецким самолетам прилетали другие. От разрыва бомб были выведены из строя несколько цилиндров двигателя, и ход судна снизился до 7 узлов.
В 16 часов по правому борту из сумерек неожиданно вынырнул надводный корабль и открыл с большой дистанции ураганный артиллерийский огонь. Были выведены и строя все агрегаты машины, прервана связь. От попадания снарядов в расходные нефтяные цистерны загорелось топливо, огонь охватил машинное и кочегарное отделения, кормовую и центральную надстройки. Через пробоины в корпусе поступала вода.
От попадания торпед судно раскололось надвое в районе коффердама центрального помпового отделения. Носовая часть пошла ко дну. Немцы продолжали обстрел с небольшого расстояния, команда «Донбасса» тоже огрызалась артогнем с обломка, но снаряды не долетали.

Спасти судно было невозможно, и капитан Цильке отдал команду оставить судно на плотах, шлюпки были разбиты.
В 16.20 капитан осмотрел пылающую кормовую часть, прыгнул за борт и был подобран командой, ютившейся на плоту.
Фашисты расстреливали живых моряков из пулеметов и шрапнелью. «Гнусно поиздевавшись над беззащитными, немецкий корабль скрылся в темноте», — напишет через три года Цильке в протоколе морского отдела СМЕРШа.
С расстояния мили команда наблюдала горящий кормовой обломок, он все еще находился на плаву. Уже в темноте появился немецкий быстроходный корабль, и капитан дал команду уничтожить документы, оставив только мореходные книжки. Моряков пленили, на немецком военном корабле они встретили экипаж потопленного СКР-78.
9 ноября экипаж «Донбасса» был заключен в лагерь для военнопленных № 330 на севере Норвегии. В следующем году моряков судна вывезли в лагерь под городом Гдыня. Там уже находилась часть экипажа парохода «Сибиряков». Пошли страшные дни и месяцы лагерной жизни.
3 марта 1945 года после неудачной попытки эвакуировать лагерь вглубь Германии пленные разбежались. С тремя военнопленными Цильке скрывался в подвале полуразрушенного шестиэтажного дома. Через месяц беглецов обнаружили. Но во время налета авиации Цильке и его товарищи вновь бежали. 4 апреля 1945-го Цильке был схвачен немцами, избит и отправлен на расстрел. В момент конвоирования вновь был совершен авианалет, и капитан бежал.
А уже на следующий день он встретил советских солдат. После этого явился в особый морской отдел ОКР СМЕРШ, где находился до 25 апреля 1945 года. После лечения в госпитале Таллинна в августе он был зачислен рядовым в 1-ю Горьковскую гвардейскую дивизию. В декабре 1945 был демобилизован и принят на работу в резерв морского инженерного управления ЧМП.
Работал капитаном-наставником большой группы пассажирских судов, курировал подготовку теплохода «Башкирия» перед скандинавским рейсом Н. С. Хрущева. В предоставлении визы для загранплавания Цильке было отказано.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Донбасс", танкер

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Февраль 2012 08:29

© Бадигин К.С. На морских дорогах.— М.: Политиздат, 1980.
Книга на сайте: http://militera.lib.ru/memo/russian/badigin/index.html

Из десяти союзных транспортов к нам дошло пять, остальные погибли в пути. Из наших северных портов в Исландию в октябре — декабре вышли двадцать три транспорта — тоже в одиночку, без военного сопровождения. Дошли двадцать два. Погиб танкер «Донбасс».
Капитан танкера Виталий Эмильевич Цильке рассказывал впоследствии:
— В ноябре мы проходили между островами Медвежий и Шпицберген. Весь день свирепствовал пронизывающий ледяной ветер, временами встречались полосы тумана и снежные заряды, видимость была слабая. К большой нашей досаде, после полуночи погода улучшилась, что было выгодно для противника.
7 ноября на праздничном митинге я поздравил экипаж с днем Великой Октябрьской социалистической революции и объявил, что судно вошло в опасную зону. Около девяти утра в облаках послышался характерный глухой звук моторов самолета.
Развив скорость до 11 узлов, мы шли зигзагами, резко меняя курсы. Одновременно привели в боевую готовность все зенитные средства защиты: две 76мм полуавтоматические пушки, шесть крупнокалиберных пулеметов, парашютные минометы против пикировщиков. На стальном тросе выпустили воздушного змея.
Появился самолетразведчик. Мы открыли огонь. Самолет отошел за пределы дальности стрельбы нашей артиллерии и стал описывать вокруг судна круги. Были слышны кодированные радиосигналы барражирующего разведчика. Через несколько минут к нему присоединились бомбардировщики, которые с большой высоты один за другим начали пикировать на судно, сбрасывая бомбы.
В последующие часы неоднократно появлялись новые группы самолетов. Они не только бомбили нас, но и обстреливали из пушки и пулеметов, пытаясь подавить зенитные установки.
Я все время находился на открытой палубе верхнего мостика, следил за действиями врага.
Фашисты целый день пытались атаковать судно, но все безуспешно. Уверенным прицельным огнем мы не допускали самолеты противника на близкое расстояние, и ни одна из сброшенных ими бомб в цель не попала. Авиаторпеды тоже проходили мимо судна…
Но вот детонация от взрывов бомб вблизи танкера нарушила нормальную работу судовых двигателей, скорость снизилась до 6 узлов. И тут, уже вечером, из темноты неожиданно возник военный корабль. Он быстро приближался с кормы, уклоняясь немного вправо.
Не зная национальности корабля, я скомандовал влево, держа в боевой готовности пушки и пулеметы. Корабль резко перешел на наш левый борт и открыл огонь. Одновременно ответили и мы. Попав под обстрел, неприятель моментально удалился из зоны действия наших пушек и, пользуясь превосходством артиллерии, с большой дистанции обрушил на танкер ураганный огонь из орудий большого калибра.
Так команда «Донбасса» вступила в новый ожесточенный бон. Но слишком неравными были силы. Наши моряки проявили беспредельное мужество и высочайшую доблесть. Однако бой танкера с эсминцем означал для нас верную гибель. Первые же вражеские снаряды вывели из строя многие механизмы, прервали связь, в топливных танках загорелась нефть. Пламя, черный дым охватили машинное отделение и кормовые надстройки. Главные машины остановились, судно превратилось в неподвижную мишень.
Видя, что танкер не тонет и продолжает отстреливаться, взбешенные фашисты выпустили две торпеды. Судно сильно подбросило, корпус разламывался пополам. Взрывной волной и хлынувшей на мостик водой меня сбило с ног. Вскочив, увидел, что носовая часть танкера медленно погружается. Я приказал всем перейти на корму и бросился в свою каюту, забрал из сейфа документы.
Носовая часть окончательно отделилась и пошла на дно. Корма еще держалась. Уцелевшая пушка продолжала стрелять. Но кончились боеприпасы. Правда, через несколько минут пушка вновь заговорила, послала по врагу два последних снаряда, ранее давших осечку. И опять вражеские залпы…
Тяжело было находиться в положении расстреливаемого и до отчаяния сознавать свое бессилие… Я приказал экипажу покинуть судно, вернее, его остатки.
Вместе с помполитом Морозовым мы убедились, что на борту остались только мертвые, и сошли на небольшой плот, сбитый матросами из деревянных обломков. В ярком свете горящего танкера фашисты расстреливали плот. В числе убитых оказался Морозов.
Наш примитивный плот с оставшимися в живых шестнадцатью моряками понесло ветром на север. Неожиданно подошел эсминец и взял всех нас на борт. Так мы оказались в плену.
Вооруженный автоматом матрос подвел меня к офицеру, видимо, командиру. Я едва держался на ногах. Стукнув меня по лбу, офицер зло сказал: «Дурак, ты один думал воевать против эскадры. Какой ты большой глупец. Посмотри налево».
Переводчик перевел мне это. Я обернулся. Возле нас, совсем близко, проходил фашистский крейсер…
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Донбасс", танкер

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Февраль 2012 08:36

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Дейч, Арнольд Генрихович

 Дейч_Арнольд_Генрихович.jpg
Арнольд Генрихович Дейч (оперативный псевдоним — Отто ;? 1904, Вена — 7 ноября 1942, СССР) — советский разведчик-нелегал. Создатель глубоко законспирированной «Оксфордской группы» агентов, был одним из первых советских разведчиков, которые делали ставку на приобретение перспективной агентуры. С момента создания по 1937 год контролировал деятельность Кембриджской пятёрки в Лондоне.

Биография

Родился в Вене в 1904 году в семье преподавателя из Словакии, с 1915 года обучался в гимназии, в 1924 году поступил на философский факультет Венского университета, параллельно изучал физику и химию. В 1928 году окончил университет с дипломом доктора философии и химии. Владел немецким, английским, французским, итальянским, голландским и русским языками. В 1924 году вступил в ряды Коммунистической партии Австрии. В 1928 году впервые побывал в Москве. В 1931 году вступил в ВКП(б). По рекомендации Коминтерна был принят на работу в ИНО ОГПУ. В 1933 году был направлен на нелегальную разведывательную работу в Париж (псевдоним «Отто»), выполнял специальные задания в Бельгии, Голландии, Австрии и Германии. В 1934 году переведен в Лондон (псевдоним «Стефан»), в целях прикрытия поступил на философский факультет Лондонского университета, в процессе работы привлек к сотрудничеству более 20 агентов, в том числе всех членов знаменитой «Кембриджской пятерки» (Ким Филби, Гай Берджес, Джон Кернкросс, Энтони Блант и Дональд Маклин). В августе 1935 года, возвращен в СССР.

В ноябре вновь вернулся в Лондон. С апреля 1936 года работал под руководством резидента Теодора Малли псевдоним («Манн»). Вместе с ним создал глубоко законспирированную «Оксфордскую группу» агентов. В 1936 году защитил диплом доктора психологии Лондонского университета. В сентябре 1937 года возвратился в Москву. В 1938 году Дейч и его супруга получили советское гражданство и паспорта на фамилии Ланг Стефана Григорьевича и Жозефины Павловны. После начала Великой Отечественной войны в ноябре 1941 года был направлен нелегальным резидентом в Аргентину вместе с группой разведчиков, первоначальный маршрут через Иран, Индию и страны Юго-Восточной Азии стал опасным в связи с начавшейся войной США с Японией, и группа вернулась в Москву. Было принято решение плыть через Северную Атлантику, 7 ноября 1942 года танкер «Донбасс» (капитан В.Э. Цильке), на котором находился разведчик, был потоплен немецким эскадренным миноносцем Z-27. По свидетельству оставшихся в живых очевидцев, Дейч героически погиб, спасая жизни других.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Донбасс" (1), танкер

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Февраль 2012 08:59

ЦВМА Ф.864, оп.1, д.1342, лл.87,88,88об,89
Список военной команды танкера "Донбасс"

 76614749.jpg
 76614750.jpg
 76614756.jpg
 76614763.jpg

Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Донбасс" (1), танкер

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Февраль 2012 09:58

ЦВМА Ф.864, оп.1, д.1375

 76615834 СГМП.jpg
 76615855 СГМП.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Завитаев Иван Яковлевич,лейтенант,пом.капитана по в/части

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Февраль 2012 10:01

ЦВМА Ф.3, оп.1, д.358

 003-0000001-0358-00000322 Завитаев.jpg
 003-0000001-0358-00000323 Завитаев.jpg
Номер записи 76623444
Фамилия Завитаев
Имя Иван
Отчество Яковлевич
Дата рождения __.__.1915
Место рождения Вологодская обл., Устюженский р-н, Пермский с/с, д. Максимовская
Дата и место призыва Василеостровский РВК, Ленинградская обл., г. Ленинград, Василеостровский р-н
Последнее место службы БВФ, п/х "Донбасс"
Воинское звание лейтенант
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.__.1943


 75792078-Завитаев.jpg
 75792079-Завитаев.jpg
Номер записи 75792080
Фамилия Завитаев
Имя Иван
Отчество Яковлевич
Дата рождения __.__.1915
Место рождения Вологодская обл., Устюженский р-н, Пермский с/с, д. Максимовская
Место призыва Василеостровский РВК, Ленинградская обл., г. Ленинград, Василеостровский р-н
Последнее место службы БВФ, п/х "Донбасс"
Воинское звание лейтенант
Причина выбытия жив
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Ляпин Владимир Михайлович,старшина 1 ст.

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Февраль 2012 12:08

 76295154 Ляпин ВМ.jpg
 76295155 Ляпин ВМ.jpg
Номер записи 76295156
Фамилия Ляпин
Имя Владимир
Отчество Михайлович
Дата рождения __.__.1918
Место рождения Рязанская обл., Старожиловский р-н
Место призыва Первомайский РВК
Последнее место службы БВФ, пароход "Донбасс"
Воинское звание старшина 1 ст.
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.02.1943
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Моисеев Михаил Ермолаевич,старшина 2 ст.

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Февраль 2012 12:15

 76160847 Моисеев МЕ.jpg
 76160848 Моисеев МЕ.jpg
Номер записи 76160849
Фамилия Моисеев
Имя Михаил
Отчество Ермолаевич
Дата рождения __.__.1911
Место рождения Ивановская обл., Гусевский р-н, Анохинец. с/с, Стекол. з-д им. Калинина
Место призыва Октябрьский РВК
Последнее место службы БВФ, пароход "Донбасс"
Воинское звание старшина 2 ст.
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.02.1943
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Горбовский Петр Степанович,мл.сержант

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Февраль 2012 12:29

 75623632-Горбовский.jpg
 75623633-Горбовский.jpg
Номер записи 75623634
Фамилия Горбовский
Имя Петр
Отчество Степанович
Дата рождения __.__.1922
Место рождения Смоленская обл., Краснинский р-н, с/з Маньков
Место призыва Няндомский РВК, Архангельская обл., Няндомский р-н
Последнее место службы БВФ, п/х Донбасс
Воинское звание мл. сержант
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.02.1943
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Александров Виктор Александрович,ст.сержант

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Февраль 2012 12:42

 к5-1-Александров Виктор Александрович.jpg
 к5-Александров Виктор Александрович.jpg
Номер записи 75465743
Фамилия Александров
Имя Виктор
Отчество Александрович
Дата рождения __.__.1914
Место рождения Ленинградская обл., Хвойнинский р-н, Бродский с/с, д. Назарино
Место призыва Щелковский РВК, Московская обл., Щелковский р-н
Последнее место службы БВФ, п/х "Донбасс"
Воинское звание ст. сержант 3 статьи
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.02.1943
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Бешкарев Георгий Васильевич,к/ф

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Февраль 2012 12:53

 к6-Бешкарев Георгий Васильевич.jpg
 к6-2-Бешкарев Георгий Васильевич.jpg
Номер записи 75495120
Фамилия Бешкарев
Имя Георгий
Отчество Васильевич
Дата рождения __.__.1922
Место рождения Кировская обл., Уржумский р-н, Буйский с/с, д. Ильинка
Место призыва Уржумский РВК, Кировская обл., Уржумский р-н
Последнее место службы БВФ, п/х "Донбасс"
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.02.1943
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Григорьев Петр Александрович,к/ф

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Февраль 2012 12:58

 к7-Григорьев Петр Александрович.jpg
 к7-2-Григорьев Петр Александрович.jpg
Номер записи 75751771
Фамилия Григорьев
Имя Петр
Отчество Александрович
Дата рождения __.__.1903
Место рождения Калининская обл., Максатихинский р-н, Столоповский с/с, д. Дмитровка
Место призыва Петрозаводский ГВК, Карело-Финская ССР, г. Петрозаводск
Последнее место службы БВФ, п/х "Донбасс"
Воинское звание краснофлотец запаса
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.02.1943
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Решетов Семен Николаевич,к/ф

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Февраль 2012 13:25

 к8-Решетов Семен Николаевич.jpg
 к8-2-Решетов Семен Николаевич.jpg
Номер записи 75713520
Фамилия Решетов
Имя Семен
Отчество Николаевич
Дата рождения __.__.1919 (__.__.1918)
Место рождения Архангельская обл., Ровдинский р-н, Низовский с/с, д. Рудинская
Место призыва Ровдинский РВК, Архангельская обл., Ровдинский р-н
Последнее место службы БВФ, п/л "Донбасс"
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.02.1942
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Силинский Павел Яковлевич,к/ф

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Февраль 2012 13:30

 к9-Силинский Павел Яковлевич.jpg
 к9-2-Силинский Павел Яковлевич.jpg
Номер записи 76217453
Фамилия Силинский
Имя Павел
Отчество Яковлевич
Дата рождения __.__.1920
Место рождения Вологодская обл., Тарногский р-н, Шевденицкий с/с, д. Новгородская
Место призыва Тарногский РВК
Последнее место службы БВФ, пароход "Донбасс"
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.02.1943
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Трунов Владимир Андреевич,к/ф

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Февраль 2012 13:44

 к10-Трунов Владимир Андреевич.jpg
 к10-2-Трунов Владимир Андреевич.jpg
Номер записи 76249602
Фамилия Трунов
Имя Владимир
Отчество Андреевич
Дата рождения __.__.1920
Место рождения Горьковская обл., Спасский р-н, с. Шишковердь
Место призыва Сормовский РВК
Последнее место службы БВФ, пароход "Донбас"
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.02.1943
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Кулаков Александр Алексеевич,к/ф

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Февраль 2012 14:10

 к11-Кулаков Александр Алексеевич.jpg
 к11-2-Кулаков Александр Алексеевич.jpg
Номер записи 76141066
Фамилия Кулаков
Имя Александр
Отчество Алексеевич
Дата рождения __.__.1921
Место рождения Вологодская обл., Вохомский р-н, Латузинский с/с, д. Кулакова
Место призыва Вохомский РВК
Последнее место службы БВФ, пароход "Донбасс"
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.02.1943
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Филиппов Михаил Гаврилович,к/ф

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Февраль 2012 14:14

 к12-Филиппов Михаил Гаврилович.jpg
 к12-2-Филиппов Михаил Гаврилович.jpg
Номер записи 76262036
Фамилия Филиппов
Имя Михаил
Отчество Гаврилович
Дата рождения __.__.1921
Место рождения Ленинградская обл., Ораниенбаумский р-н, ст. М.-Ижора
Место призыва Ораниенбаумский РВК
Последнее место службы БВФ, пароход "Донбасс"
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.02.1943
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Федотов Семен Филиппович,к/ф

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Февраль 2012 14:19

 к13-Федотов Семен Филиппович.jpg
 к13-2-Федотов Семен Филиппович.jpg
Номер записи 76259681
Фамилия Федотов
Имя Семен
Отчество Филиппович
Дата рождения __.__.1914
Место рождения Рязанская обл., Шиловский р-н, с. Сасыкино
Место призыва Дзержинский РВК
Последнее место службы БВФ, пароход "Донбасс"
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.02.1943
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мартынов Иван Степанович, мл.сержант

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Февраль 2012 14:27

 к14-Мартынов Иван Степанович.jpg
 к14-2-Мартынов Иван Степанович.jpg
Номер записи 76143847
Фамилия Мартынов
Имя Иван
Отчество Степанович
Дата рождения __.__.1920
Место рождения Орловская обл., Знаменский р-н, Низинский с/с, д. Низино
Место призыва Буденновский РВК
Последнее место службы БВФ, пароход "Донбасс"
Воинское звание мл. сержант
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.02.1943
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Козлов Иван Федорович, к/ф

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Февраль 2012 14:30

 к15-Козлов Иван Федорович.jpg
 к15-2-Козлов Иван Федорович.jpg
Номер записи 75828745
Фамилия Козлов
Имя Иван
Отчество Федорович
Дата рождения __.__.1920
Место рождения Вологодская обл., Кирилловский р-н, Волокославинский с/с, д. Коровино
Место призыва Кирилловский РВК, Вологодская обл., Кирилловский р-н
Последнее место службы БВФ, п/л "Донбасс"
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.02.1943
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Марков Илья Александрович, к/ф

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Февраль 2012 14:35

 к16-Марков Илья Александрович.jpg
 к16-2-Марков Илья Александрович.jpg
Номер записи 76142994
Фамилия Марков
Имя Илья
Отчество Александрович
Дата рождения __.__.1918 (__.__.1919)
Место рождения Курская обл., Белгородский р-н, с. Соломенное (с. Пушкарное)
Место призыва Краснозаводский РВК
Последнее место службы БВФ, пароход "Донбасс"
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.02.1943
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Тищенко Михаил Игнатьевич, Моторист 1 класса,1910

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Февраль 2012 14:44

 058-0977528-0071-00000345-Тищенко.jpg
 058-0977528-0071-00000346-Тищенко.jpg
Номер записи 301123944
Фамилия Тищенко
Имя Михаил
Отчество Игнатович
Дата рождения 08.09.1910
Место рождения Владивосток
Воинское звание солдат (рядовой)
Лагерный номер 2853
Дата пленения 07.11.1942
Место пленения Танкер "Донбасс"
Лагерь шталаг 330
Судьба Погиб в плену
Дата смерти __.__.1943
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 977528
Номер дела источника информации 71
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Донбасс" (1), танкер

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Февраль 2012 14:50

Список членов экипажа танкера "Донбасс" попавших в плен:

ОПЕРАЦИЯ "ХОФФНУНГ": ТРОФЕЙНЫЕ ДОКУМЕНТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ
© Болдырев Л.Ю.

Было спасено 15 человек, в том числе капитан, старший офицер и 1 женщина.
Все спасенные невредимы. В вахтенном журнале отмечено: “Люди произвели хорошее впечатление”.
Члены экипажа танкера были допрошены.





(padsee-пока в списке (документально) трое из 15. Поиск продолжается)
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Цильке Виталий Эмильевич, капитан танкера "Донбасс"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Февраль 2012 15:12

Из биографии:

О награждении т.т. Голуба Г. И., Палковского А. С., Борисенко И. С.,Каминского Д. Ф., Алексеева П. С. и других орденами Союза и Грамотой ЦИК Союза ССР. (Испания)
Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет:
За отличное и самоотверженное выполнение задания Правительства СССР по обороне страны наградить

Орденом Ленина.

1. Голуба Григория Ивановича – капитана теплохода «Карл Лепин».
2. Палковского А. С.
3. Борисенко Ивана Семеновича – капитана парохода «Зырянин»
4. Каминского Дениса Францевича – капитана парохода «Благоев»
5. Алексеева Павла Семеновича
6. Мезенцева Георгия Афанасьевича – капитана теплохода «Комсомол»
7. Габестро Андрея Густавовича
8. Цильке Виталия Эмильевича – капитана парохода «Курск»
9. Брейнконф Августа Дидризовича – капитана теплохода «Андреев»

Орденом Красной Звезды.
71. Попову Елизавету Павловну – буфетчицу теплохода «Андреев», беспартийную, проявившую большую заботу по обслуживанию личного состава теплохода и пассажиров во время шторма и всего пути следования. Попова представляла собою доктора, санитара и няню.


Председатель ЦИК Союза ССР М. Калинин.
Секретарь ЦИК Союза ССР И. Акулов.
Москва. Кремль. 16 декабря 1936 г.

Опубликовано в № 293 Известий ЦИК Союза ССР и ВЦИК от 17 декабря 1936 г.



Справка:
«Курск» (Kurs) - Y-7 советский грузовой пароход (построен в 1911г. в Англии. Дедвейт - 9018 т, наибольшая длина - 124,2 м, ширина - 15,6 м, осадка в грузу - 7,93 м, мощность - 3200 л. с, скорость- 11,5 узла. С 1927 г. под советским флагом, в составе Черноморского пароходства, капитан Виталий Эмильевич Цильке) 25.10. - 03.11.1936г. Севастополь - Аликанте. Груз 16 истребителей И-16 тип 5, 150 пулеметов Дегтярева, 6 – 127-мм пушек Armstrong, 11.000.000 патронов 7,62-мм, 9.000 винтовок 7,62-мм "Winchester” M.95 (7,62x54R), 40.000 снарядов 127-мм.
На «Курске» и «Благоеве» вместе с самолетами прибыли 31 летчик возглавляемые Сергеем Тарховым, 38 человек наземного персонала и 10 рабочих-сборщиков завода № 21. (Абросов С.В. «Воздушная война в Испании. Хроника воздушных сражений 1936-1939гг.» М. Яуза, Эксмо, 2008г.)
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Донбасс" (1), танкер

Сообщение jos odijk » 18 Февраль 2012 13:35

Сообщение jos odijk » 17 ноя 2011, 15:48

 passengerlistDonBassMarch42-1-DepPQ17.jpg
 passengerlistDonBassMarch42-2.jpg
 passengerlistDonBassMarch42-3.jpg
 passengerlistDonBassMarch42-4.jpg


Закрытые экипажа список Донбасса покидает Нью-Йорке в мае 1942 года. (соединить конвой PQ17)
Лотт из тех членов экипажа находились на борту, когда корабль затонул в ноябре 1942 года.

На первой странице вы найдете также 28 членов экипажа, о котором я уверен, 27 были членами экипажа из Ашхабада, затонул в США побережья. Кто вошел в корабль, чтобы вернуться домой.
jos odijk
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2011 12:06
Откуда: Netherlands

"Донбасс" (1), танкер

Сообщение ББК-10 » 07 Ноябрь 2016 13:56

Последний бой танкера «Донбасс»

Опубликовано: 7 Ноября 2016 12:16
© Роман НИКИТИН

Арнольд Дейч, он же «Стефан Ланг» : дейч.jpg
7 ноября исполнилось 74 года как героически погиб выдающийся советский разведчик-нелегал Арнольд Дейч. Имя Арнольда Генриховича Дейча прочно ассоциируется с легендарной «Кембриджской пятеркой», по оценке бывшего директора ЦРУ Аллена Даллеса, «самой сильной разведывательной группой времён Второй Мировой войны». Кто такой Ким Филби, знают, кажется, даже не только те, кто интересуется историей разведки. Уже немало известно и о том, кто новаторски для советских спецслужб начал делать ставку на вербовку перспективной агентуры – студентов английского Кембриджского университета. По собственным словам Арнольда Дейча, «диплом такого университета открывает двери в высшие сферы государственной и политической жизни страны». Но в тени подвигов разведчика на «невидимом фронте» традиционно остается драматическая история его финальной открытой схватки с нацизмом в холодных водах Баренцева моря, ставшего местом его вечного упокоения в точке с координатами 76°25" северной широты, 45°54" восточной долготы. Корреспондент «Совершенно секретно» узнал как героически погиб Арнольд Дейч.

«РАЗРЕШИТЕ ПОЙТИ НА ФРОНТ»

Арнольд Дейч работал красиво и умер красиво. Когда читаешь написанное им собственноручно, складывается впечатление, что разведчик и сам предпочел бы погибнуть в открытом бою. Спортивный, подтянутый, азартный – знавшим его казалось, что он готов к схватке всегда, хотя известно, что осторожности в работе ему было не занимать. Известное выражение «на миру и смерть красна» — это, как раз, про него. Пусть мир и узнал о нём, о его жизни и смерти, много лет спустя.
…В июне 1942 года начальник 1-го Управления ГУГБ НКВД СССР Павел Фитин получил из Тегерана довольно эмоциональное письмо от известного ему Стефана. «Уважаемый товарищ Фитин! Обращаюсь к Вам, как к начальнику и товарищу… – взывал к руководителю советской внешней разведки его подчиненный Стефан Ланг, ранее носивший имя Арнольд Дейч. — …Если не считать 3 месяцев, проведенных на пароходе и в Индии, где я всё же что-нибудь да сделал для нашего общего дела, я ничего полезного для войны не сумел осуществить… Разрешите мне вернуться в СССР и пойти на фронт для выполнения непосредственной для войны работы… С лучшим приветом Стефан».
Знать бы Стефану тогда, что и полгода не пройдёт, как осуществится это его желание выполнять «непосредственную для войны работу». Желание, являвшееся табу для всех без исключения разведчиков-нелегалов – встретиться с врагом в открытом бою. Трудно сказать, поколебалась ли его вера в первое в мире государство рабочих и крестьян после того, как он, его жена и дочь получили советское гражданство, особенно, если принять во внимание горькую московскую участь его товарища-нелегала Теодора Малли, изменение германской политики СССР в 1939 году, да вот такие резолюции предшественника Павла Фитина Владимира Деканозова: «Стефана надо хорошо проверить, а не учить языкам».
Но в чём можно быть абсолютно уверенным, так это в том, что, какие бы мысли на этот счёт не одолевали, возможно, разведчика, его внутренняя антифашистская позиция в те непростые и особенно опасные для таких, как он, предвоенные годы, не испытывала никаких политконъюнктурных колебаний. Когда же вскоре пришёл его час встретиться с нацизмом лицом к лицу, он не кричал «Хайль, Гитлер!», барахтаясь в ледяной воде и пытаясь ускорить свое спасение, как кое-кто из экипажа потопленного в тот же день, что и его танкер «Донбасс», СКР-78, а разделил судьбу судна, навеки оставшись в морских глубинах. Его история – это история страны, которой он служил. Непревзойдённые достижения на ниве внешней разведки, а затем незаслуженное забвение, что по тем реалиям было еще не так плохо. А дальше – героический парадокс: возвращение в разведку, так и не ставшее триумфальным из-за фатального невезения, финалом которого стал… боевой подвиг!+

«ДОНБАСС», ПОХОРОНИВШИЙ «НАДЕЖДУ»

В том, что экипаж танкера совершил именно подвиг, поводов сомневаться нет, но есть довольно существенные разночтения в его подробном изложении различными источниками. Строго говоря, «Донбасс» изначально следовало бы квалифицировать как вооруженный транспорт, но что это было за вооружение? На рейдирующий вспомогательный крейсер явно не тянуло. Установленные в конце марта в порту Нью-Йорка две 76-мм полуавтоматические зенитные пушки М-3 и пулеметы против 150-мм орудий главного калибра и торпед его противника – немецкого эскадренного миноносца Z-27. Да и скорость не позволяла уйти от быстроходного немца, способного развивать более 35 узлов. Но, возможно, когда капитан «Донбасса» Виталий Эмильевич Цильке скомандовал «к бою!», не было на его борту человека, более страстно желавшего этого самого боя, как Арнольд Дейч.
Ведь мытарства разведчика продолжались и после возвращения из Тегерана. Рядом источников, почему-то, проигнорирован факт его немедленного отзыва в Москву после июньского письма Павлу Фитину, а также сведения, не позволяющие усомниться в прозорливости главы советской внешней разведки. В самом деле, если вдуматься, какой резон был Фитину держать разведгруппу в Центре большую часть лета и осени 1942 года, с тем, чтобы отправить её в столь труднодостижимую Аргентину на судне, совершающем одиночное, так называемое «капельное», плавание вдоль кромки льда, к которому СССР и его союзники были вынуждены прибегнуть после трагедии конвоя PQ-17?
Напротив, Фитин наверняка постарался бы, насколько было возможно, обезопасить своих людей. В пользу этой гипотезы говорит следующий неопровержимый факт. Еще 9 августа «Донбасс» в составе каравана судов вышел из Архангельска и лёг курсом… на восток, а не на запад. Каравану удалось пройти далеко, до порта Амбарчик, но дальше начались непреодолимые сплошные ледовые поля. Словно какой-то злой рок преследовал Арнольда Дейча, который, наверное, уже устал то приближаться к цели, то удаляться от неё.
После очередного возвращения другого пути, как через Исландию, у него не оставалось. Он начался из бухты Белушья Губа на Новой Земле, где отстаивались суда каравана, 4 ноября 1942 года. Несомненно, капитан «Донбасса» В.А. Цильке, а вместе с ним Стефан Ланг, в полной мере осознавали всю рискованность этого рейса. Но вряд ли кому-то из них могло прийти в голову, какие сети расставляет противник в лице спецкомандования Кригсмарине по борьбе с конвоями, которое, на сей раз, решило одновременно уничтожить суда, идущие как с запада, так и с востока.
Танкер был уже в море, когда 5 ноября 1942 года из норвежской базы в Альта-фьорде вышло целое соединение немецких кораблей. В его состав входили тяжелый крейсер “Адмирал Хиппер” и четыре эскадренных миноносца, в числе которых был и “Z-27”. Операция «Hoffnung» («Надежда») началась. Казалось бы, самим сарказмом своего названия она не оставляла шансов находившимся в море судам союзников по антигитлеровской коалиции. Или у противника была собственная надежда – окончательно перекрыть арктический путь? Если и была, то именно «Донбассу» ценой собственной гибели удалось её похоронить.+

Z-27 – МОГИЛЬЩИК «ДОНБАССА»

Как свидетельствует вахтенный журнал эсминца Z-27 (в изложении Л.Ю. Болдырева), 6 ноября при сильном снегопаде и плохой видимости немцы приступили к прочёсыванию моря, идя дозором с запада на восток. Ориентировались исключительно по радиолокаторам, не дававшим возможность увеличить межкорабельный интервал в 15 миль, сужая, тем самым, район операции.
В тот день у «Донбасса» ещё был шанс избежать встречи с противником, проскользнув между островами Медвежий и Шпицберген вдоль кромки льдов, тем более что 5 ноября удалось без последствий для судна отбить атаку одиночного немецкого бомбардировщика. Опытный капитан Цильке почувствовал опасность и попытался сделать то, что предписывалось в таких случаях – спрятаться в лёд как можно севернее. Но на этом везение закончилось. Сперва вмешались погода и природа: началось движение льда от Шпицбергена на юг, а 7 ноября утих шторм, и улучшилась видимость. Всё это было на руку противнику.
По воспоминаниям В.Э. Цильке, приведённым в книге Константина Бадигина «На морских дорогах», утром рокового дня состоялся митинг, где не могли не присутствовать члены группы Стефана, на котором капитан поздравил команду с праздником Великой Октябрьской социалистической революции и объявил о том, что плавание становится опасным. Подтверждение его слов не заставило себя ждать: уже около девяти утра в небе появился первый самолёт – разведчик. С борта танкера за ним наблюдали наши разведчики-нелегалы. А, может быть, и не только наблюдали, если принять во внимание свидетельство капитана о гибели Арнольда Дейча в составе орудийной прислуги. Самолет-разведчик удалось отогнать, но своё дело он сделал. Волна за волной последовали атаки с воздуха: «Донбасс» бомбили, пытались торпедировать, поливали пушечно-пулемётным огнем, надеясь подавить его зенитные установки. Всё, чего добились немецкие лётчики, так это падения скорости хода судна до 6 узлов вследствие детонации близко сброшенных бомб.
«И тут, уже вечером, — рассказывал Бадигину Цильке, — из темноты неожиданно возник военный корабль. Он быстро приближался с кормы, уклоняясь немного вправо. Не зная национальности корабля, я скомандовал влево, держа в боевой готовности пушки и пулеметы. Корабль резко перешёл на наш левый борт и открыл огонь. Одновременно ответили и мы. Попав под обстрел, неприятель моментально удалился из зоны действия наших пушек и, пользуясь превосходством артиллерии, с большой дистанции обрушил на танкер ураганный огонь из орудий большого калибра… Первые же вражеские снаряды вывели из строя многие механизмы, прервали связь, в топливных танках загорелась нефть. Пламя, чёрный дым охватили машинное отделение и кормовые надстройки. Главные машины остановились, судно превратилось в неподвижную мишень.
Видя, что танкер не тонет и продолжает отстреливаться, взбешённые фашисты выпустили две торпеды. Судно сильно подбросило, корпус разламывался пополам. Взрывной волной и хлынувшей на мостик водой меня сбило с ног. Вскочив, увидел, что носовая часть танкера медленно погружается. Я приказал всем перейти на корму и бросился в свою каюту, забрал из сейфа документы.
Носовая часть окончательно отделилась и пошла на дно. Корма еще держалась. Уцелевшая пушка продолжала стрелять. Но кончились боеприпасы. Правда, через несколько минут пушка вновь заговорила, послала по врагу два последних снаряда, ранее давших осечку. И опять вражеские залпы…Я приказал экипажу покинуть судно, вернее, его остатки. Вместе с помполитом Морозовым мы убедились, что на борту остались только мёртвые, и сошли на небольшой плот, сбитый матросами из деревянных обломков. В ярком свете горящего танкера фашисты расстреливали плот. В числе убитых оказался Морозов. Наш примитивный плот с оставшимися в живых шестнадцатью моряками понесло ветром на север. Неожиданно подошел эсминец и взял всех нас на борт. Так мы оказались в плену».

ИСТОЧНИКИ СОВПАДАЮТ

Как ни странно, рассказ капитана, опубликованный ещё в советское время, в основном, соответствует содержанию вахтенного журнала потопившего его судно эсминца. (Это уже потом, в чужом пересказе, появилась легенда о прямом попадании в Z-27 того самого давшего осечку снаряда – Прим. ред.)
Разночтений немного: во-первых, у немцев время, естественно, берлинское – первый залп главным калибром был дан в 13:58 с дистанции 2 км, что, с учётом разницы, почти совпадает с указанным В.Э. Цильке – 16:00. Но самое главное, немецкий источник дает возможность установить время гибели Арнольда Генриховича Дейча с максимально возможной точностью. Итак, время по Шпицбергену 15:28: «Донбасс» обнаружен, но вначале принят за два отдельных судна; почти одновременно с началом артобстрела Z-27 выпускает по огрызающемуся из пушек и пулеметов танкеру две торпеды. 16:00 – время подлинного кошмара. Уже второй артиллерийский залп эсминца дает накрытие кормы танкера, одновременно две торпеды вонзаются в судно по центру, одна на уровне мостика, что полностью подтверждается словами Цильке: взрывной волной и потоком воды он оказался сбит с ног.
Скорее всего, именно тогда, в начале боя, получает тяжёлое, возможно, смертельное, ранение Арнольд Дейч. И советский капитан, и немецкий вахтенный журнал едины в характеристиках «Донбасса» как охваченной пожарами неподвижной и беззащитной мишени – его артиллерия и пулемёты подавлены. Как показывают источники, за весь скоротечный бой поразить эсминец не удалось ни разу – орудия танкера стреляли с перелётами. Да и так ли это важно, чтобы неуклюже пытаться привнести еще чуточку «сусальной» героики туда, где она априори присутствует? Ведь и так понятно, что в схватке с таким противником, как Z-27, у «Донбасса» изначально не было шансов. А танкер сопротивлялся до конца – уже даже не как судно, а как его кормовой обрубок.
Возможно, Цильке был контужен и оттого не смог точно определить, сколько всего торпед израсходовали немцы. А их было пять, причём, одна в цель не попала! Сказалась слабая подготовка офицера, руководившего стрельбой, что вынужден был признать сам противник, противореча собственному бахвальству в том же журнале об этом бое, как об «отличной тренировке».
Кроме того, танки судна не были заполнены горючим. Горело же на нем исключительно содержимое расходных цистерн, топливо. Если бы танкер перевозил бензин или нефть – тотчас взлетел бы на воздух, но в данном случае его пришлось практически перерубать пополам торпедами. Двумя не получилось: носовая часть погружалась, но, видимо, настолько медленно, что капитан успел приказать оставшимся в живых перейти на корму, а также забрать из сейфа судовые документы, которые уничтожил уже на плоту. И – с высоты капитанского мостика бросить прощальный взгляд на погружающийся в пучину бак своего судна, орудийную площадку на нём и Стефана, спасти которого он, по-видимому, в тех обстоятельствах не мог.
На это же указывает фрагмент наиболее свежей статьи о нем «Погиб в морском бою», автором которой является капитан I ранга в отставке Анатолий Максимов: «После войны вернувшийся из плена капитан Цильке сообщил подробности гибели нашего разведчика. Дейч участвовал в бою с эсминцем в составе артиллерийской прислуги на носу танкера. В момент взрыва торпеды он с перебитыми ногами был там. Пучина Баренцева моря поглотила выдающегося разведчика. Это случилось в трёхстах милях к западу от северной оконечности Новой Земли».
Цильке упоминает о двух торпедах, поразивших советский танкер. Максимов пишет всего об одной, но роковой. В работе Л.Ю. Болдырева «Операция «Хоффнунг»: трофейные документы свидетельствуют», который, судя по всему, даже не знал о присутствии на судне группы нелегалов (и оттого, может быть, наиболее беспристрастен), речь идет о четырёх попаданиях. Два, затем промах, и спустя не менее двадцати минут после первых, ещё два. После чего носовая часть «Донбасса» окончательно отделяется и идет ко дну в 16:25 по Шпицбергену. Поэтому есть все основания считать именно этот час и минуты временем гибели Арнольда Генриховича Дейча: «В 14:25 (по Берлину – Прим. ред.) выпускаются еще 2 торпеды с дистанции 1000 м. На этот раз поразили носовую часть, которая оторвалась вплоть до мостика и затонула». Дальнейшая история морского противостояния сильного и слабого – это уже история без Стефана.
Но ещё когда он был жив, радист «Донбасса» успел дважды выйти в эфир с радиограммами о ведении танкером артиллерийского боя. Все до единого советские и союзнические суда, находившиеся тогда в Баренцевом море, для немцев как в воду канули – это правда, только вот сведения о том, что «Донбасс» самоубийственно нарушил радиомолчание ещё до того, как был атакован эсминцем, мягко говоря, несколько преувеличены, впрочем, не они одни…
Но, в конце концов, главное не то, когда был послан сигнал, а то, был ли он вовремя принят. 9 ноября 1942 г. немецкая эскадра вернулась в Альту без каких-либо новых успехов, не найдя больше в арктических водах ни одного судна. Как пишет Болдырев, эсминцем Z-27 «было спасено 15 человек, в том числе капитан, старший офицер и 1 женщина. Все спасенные невредимы. В вахтенном журнале отмечено: «Люди произвели хорошее впечатление». Члены экипажа танкера были допрошены.
Особенно интересным для немцев был рассказ радиста, который до этого участвовал в конвое PQ-17… Немцы узнали о тактике капитанов конвоируемых судов: при известии о выходе в море “Тирпица”, “Хиппера” и эсминцев они рассредоточиваются и прячутся по возможности дальше в лёд». Больше немцы ни от кого ничего важного не узнали. А радист, отбивший спасительные радиограммы… Раньше из-за подобных «неоднозначностей», обычно, страдала вся тема. В лучшем случае, они замалчивались, вместо того, чтобы искать им объяснение. Между тем, словоохотливость пленённых – явление в той страшной войне нередкое, и есть тому более яркие и известные примеры, такие, как сын самого Сталина или некоторые генералы, причём, не обязательно потенциальные «власовцы». Наверное, шока от попадания во вражеский стан не испытывали лишь предатели. И ещё разведчики.

СОЮЗНИЧЕСКОЕ ВОЗМЕЗДИЕ

Советская внешняя разведка понесла тяжёлую утрату. Кроме тех, кому было положено, о гибели Стефана Ланга и его товарищей не узнал никто. Капитан В.Э. Цильке пронёс эту тайну через плен и лагерный ужас и, вероятно, даже допросы в контрразведке СМЕРШ. Но что значит человеческая жизнь, даже столь ценная, в мировой войне, когда утешения приходилось искать миллионам? Однако, неисповедимы пути возмездия, как пути Господни. Чуть более чем через год, 28 декабря 1943 года, потопивший «Донбасс» эсминец Z-27 сам был отправлен на дно морское английскими лёгкими крейсерами «Энтерпрайз» и «Глазго» во время боя в Бискайском заливе. Как и в Баренцевом море, бой был неравным: двадцать седьмой, как лидер, вёл за собой целую флотилию эсминцев. И это ещё не всё: помимо эсминцев в бою участвовали немецкие миноносцы. Но судьбе было угодно, чтобы схватка произошла в знаменитый бискайский шторм, сильный настолько, что немцы даже торпеды не сумели выпустить. А англичане, напротив, использовали все свои боевые навыки, подкреплённые лучшими мореходными качествами их кораблей в штормовых условиях, что отразилось на точности стрельб.
В бою с «Глазго» и «Энтерпрайз» эскадренным миноносцем Кригсмарине Z-27 командовал (и погиб вместе с ним) корветтен-капитан Гюнтер Шульц. Так как Шульц занимал эту должность с 8 сентября 1942 года, именно с его именем связано участие эсминца в операции Hoffnung («Надежда») по борьбе с арктическим «капельным плаванием». Жертвой этой операции стал и вооруженный танкер «Донбасс».

Справка «Совершенно секретно»: О лагерной и послевоенной судьбе В.Э. Цильке довольно подробно поведал автор Владимир Каткевич. Судя по тому, что его информация размещена на Интернет-ресурсе «Порты Украины», возможно, именно в её архивах следует искать фильтрационное дело В.Э. Цильке. Но и у Каткевича нет ни слова о разведгруппе на борту танкера. О том, что Стефан Ланг – Арнольд Дейч – следовал в Рейкъявик (и далее в Аргентину) не один, лишь вскользь упоминают и «посвящённые», историки спецслужб. Что поделать, столь сильна, наверное, магия легендарного имени гения разведки. Но кто воскресит из небытия имена участников его группы?
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4812
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Потери кораблей и судов в Арктике во время Великой Отечественной Войны 1941-1945



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения