Н-398 (Si.204D-1)

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.

Н-398 (Si.204D-1)

Сообщение Александр Андреев » 11 Март 2008 04:08

Siebel -204

Трофейный транспортный самолет.

Изображение

Рисунок с сайта airwar.ru

Оттуда же :

Первым из гражданских ведомств эти самолеты получило Управление полярной авиации ГУСМП. Парк его сильно поредел за годы войны. Управление начало пополняться трофейной техникой летом 1945-го. В июне - августе экипажи Московской авиагруппы ГУСМП перегнали из Германии среди прочих самолетов девять "Зибелей" (у нас они назывались Си-204). Два Си-204 остались в Москве для транспортных перевозок в средней полосе, а все остальные отправили в Красноярск, на завод №477 им.Побежимова для доработки под условия эксплуатации на севере. Для Си-204 сделали 10 комплектов лыж, так как планировалось получить всего 10 таких самолетов.

Уже в 1945-м начались полеты Си-204 на севере. В Чукотскую авиагруппу поступил самолет Н-370. Его перегнали из Москвы в конце июля. Эта машина никак для холодов не оборудовалась и почти не использовалась. В сентябре 1946-го ее вернули в Москву для доработки. Зато еще в мае - июне прилетели еще три "Зибеля". Вернее, долетели-то два. Н-379 разбили при перегонке. Пилот К.Ф.Куканов вел Си-204 из Зырянки в Кресты Колымские. Отказал левый мотор, затем перегрелся правый. Последовала вынужденная посадка на косу реки Федотиха, после которой машину списали. Еще три "Зибеля" вошли в Игарскую авиагруппу. За 1946-й Си-204 ГУСМП налетали 596 часов.

К апрелю 1947-го в Полярной авиации числились девять Си-204. За тот год ГУСМП потеряло три "Зибеля". Один Н-414 разбился в мае в Тульской области. Отказ одного и сбои второго мотора привели к вынужденной посадке. Второй Н-408 пал жертвой самоуверенности летчика Вяльцева. Ему непременно хотелось сесть на аэродром Чокурдах на одном двигателе. Но пилот не справился, машина пошла поперек полосы и ударилась о берег Индигирки.

Причина гибели третьего "Зибеля", Н-409, осталась невыясненной. После взлета в Дудинке он потерял скорость и упал. Пилот В.П.Брехов погиб. После этой серии аварий и катастроф пришли к выводу, что немецкие самолеты все-таки плохо приспособлены к работе на севере, а произведенные доработки недостаточны. Си-204 не проходили специальных испытаний в условиях низких температур. В итоге в 1948-м Полярная авиация сняла "Зибели", число которых к этому времени достигло 12, с эксплуатации. Самолеты по большей части передали другим ведомствам.

На линиях "Аэрофлота" эти машины появились немного позже, чем у полярников. ГВФ они заинтересовали в первую очередь на предмет возможности эксплуатации на Памире. Там продолжали летать на Хорог давно устаревшие П-5 (разоруженные Р-5). Самолетам было уже около десяти лет, выпуск стоявших на них моторов М-17Ф тоже давно прекратили. Другие имевшиеся у ГВФ машины либо не могли сесть на тамошних площадках, либо не обладали достаточным потолком для полетов в горах. Первоначально хотели заменить П-5 на немецкие трофейные самолеты "Юнкерс" W34. В качестве альтернативы этому одномоторному "юнкерсу" для полетов в горах рассматривался Си-204.

Для пробной эксплуатации один Си-204 одолжили у ГУСМП. К концу августа 1945-го его перегнали в Сталинабад, но полеты в Хорог задержались из-за отказа одного двигателя. Мотор срочно доставили самолетом и рейсы начались. После месяца успешной эксплуатации в высокогорье этот "Зибель" вернули в Полярную авиацию, а начальник ГУ ГВФ Астахов попросил у ВВС выделить 20 трофейных Си-204. Всего же, по оценкам управления, для линий в горных районах требовалось не менее 50 таких машин.

О трофнйных самолетах ГУСМП упоминается в книге Михайленко "Небо стоит верности" :
http://militera.lib.ru/memo/russian/mihalenko_kf/index.html

— Эти самолеты, мо-скать, ерунда, — повел рукой Козлов в сторону трофейных «зибелей» и «кондоров». — На лодках летал?
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-398 (Si.204D-1)

Сообщение Иван Кукушкин » 11 Март 2008 09:03

Промежуточный итог:

Si.204D-1 Н-370, Н-379, Н-398, Н-414, Н-408, Н-409

куда ушли уцелевшие, там же:

Главное управление Гидрометеослужбы получило в 1948-м от ГУСМП девять Си-204. Этим машинам дали новые номера - от М-351 до М-360. Их разбросали поодиночно по разным отрядам и звеньям - в Москве, Ленинграде, Алма-Ате... К апрелю 1950-го "Зибелей" осталось всего пять. К концу весны четыре из них списали. Когда на слом пошел последний - неизвестно. И, наконец, трест "Сельхозаэросъемка" министерства земледелия получил единственный Си-204 в 1947-м от Полярной авиации. На машине нанесли новый номер Ф-274. Базировалась она в Орше. В итоге к началу 1951-го "Зибелей" в нашей стране уже не осталось.


Дожили до необходимости таблички. Минут 15 не мог понять, где ж я уже читал столь знакомый текст про "Зибели" на форуме, в тексте-то Н-398 отсутсвует :)
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-398 (Si.204D-1)

Сообщение Иван Кукушкин » 06 Июль 2008 19:54

Номер не очень понятен. 399 или 398 - но больше похож на 398.

Изображение

Изображение

Из архива Г.Ф. Петрова ( http://gennadiy-spb.ya.ru/go.xml )
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-398 (Si.204D-1)

Сообщение Александр Андреев » 06 Июль 2008 20:01

Кстати, на "краснозвездном" Ли-2 номер тоже похож на УПА. Типа Н-4**?
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-398 (Si.204D-1)

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Июль 2008 03:33

alex_andr пишет:Кстати, на "краснозвездном" Ли-2 номер тоже похож на УПА. Типа Н-4**?

Точно!
Сперва даже не обратил внимания...
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-398 (Si.204D-1)

Сообщение Матвей Глухарь » 07 Июль 2008 19:05

Есть у меня одна догадка.

Изображение

Допустим, что на этом снимке тот же "Зибель". А это вполне вероятно - на снимках N-398 (9), если приглядеться, можно различить на носу более светлые пятна, как раз в том месте, где на "безымянном" намалеван какой-то рисунок с крыльями. Кроме того, снимки сделаны на одном аэродроме - на заднем плане один и тот же пейзаж, а на переднем, видимо, одни и те же бочки.

Догадка состоит в том, что все элементы окраски укладываются в одну нетиповую схему: снизу на крыле - рисунок, напоминающий языки пламени. Выполнен, скорее всего, красной краской. В тот же цвет, окрашены коки винтов со "звездочками". Красная молния на фюзеляже, красная окантовка "морды". Крылатый рисунок, закрывающий часть остекления.

Конечно, это всё теория, но почему бы не предположить, что самолет просто оформили в агитационных целях, либо по поводу, скажем, годовщины Октября? Между прочим, рисунок на крыле частично закрывает бортовой номер, и значит, его нанесли позже. До этого, окраска была типовой.
Матвей Глухарь
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 09 Апрель 2008 18:29

Н-398 (Si.204D-1)

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Июль 2008 21:19

Матвей Глухарь пишет:Конечно, это всё теория, но почему бы не предположить, что самолет просто оформили в агитационных целях, либо по поводу, скажем, годовщины Октября? Между прочим, рисунок на крыле частично закрывает бортовой номер, и значит, его нанесли позже. До этого, окраска была типовой.

А в ГВФ разве чего-то подобного не было?
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-398 (Si.204D-1)

Сообщение Матвей Глухарь » 07 Июль 2008 22:49

Может и было. Тут без разницы, кому принадлежал самолет - ГВФ или ГУПА. Я хочу по возможности уточнить детали этой окраски и маркировки. Модель "Зибеля" непокрашенная на полке стоит, и мне надо решить, красить ее как Н-398, или Н-376.
Матвей Глухарь
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 09 Апрель 2008 18:29

Н-398 (Si.204D-1)

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Июль 2008 23:35

Матвей Глухарь пишет:Может и было. Тут без разницы, кому принадлежал самолет - ГВФ или ГУПА. Я хочу по возможности уточнить детали этой окраски и маркировки. Модель "Зибеля" непокрашенная на полке стоит, и мне надо решить, красить ее как Н-398, или Н-376.

Просто если было - версия с агитацией (кого? чему?) или же "годовщиной" - уже не нужны. Можно попробовать ориентироватся на похожую "типовую" ГВФ.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород


Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 29

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения