Н-127 (АРК-5 / Р-5)

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Н-127 (АРК-5 / Р-5)

Сообщение Александр Андреев » 06 Март 2008 02:48

 Н127 Р5 (8).jpg

Самолет АРК-5 (Р-5 с закрытой кабиной), разработанный специально для Арктики.

В 1936 г. (28 марта — 21 мая) самолеты СССР Н-127 (летчик М.В. Водопьянов) и СССР Н-128 (летчик — В.М. Махоткин) совершили перелет по маршруту Москва—Земля Франца-Иосифа—Москва.

Из статьи В. Аккуратова «Самолеты садились на льдину» "Техника — молодежи" 1987 – № 5

Для разрешения затянувшегося спора О. Ю. Шмидт принял мудрое решение: за год до штурма полюса, то есть в марте 1936 года, из Москвы в высокие широты послать звено из двух одномоторных самолетов-разведчиков Р-5 под командованием Героя Советского Союза М. Водопьянова. Командиром второго самолета был назначен один из опытнейших ледовых разведчиков – В. Махоткин. Штурманом звена назначили меня.

Открытые двухместные самолеты перестроили в трехместные «лимузины». В навигационном отношении один из самолетов был оборудован стандартно, на втором установлена новинка того времени – импортный радиополукомпас. Правда, эта новинка уже над Карским морем вышла из строя. А так как второго штурмана не было, то при перелете в облаках на участке Мыс Желания (Новая Земля) – бухта Тихая самолет Водопьянова, идущий за нами, потерялся. Как потом выяснилось, он сел на острове Готерштеттера, и только спустя неделю, когда установилась ясная погода, восстановив ориентацию, Водопьянов нас нашел.

В этом перелете мы выясняли возможность посадок на льдины, отрабатывали применение астрономической ориентации, изучали работу магнитных компасов в магнитных полях высоких широт. На наиболее северном острове Земли Франца-Иосифа мы выбрали естественную полосу – место для промежуточной базы полюсной экспедиции. Попутно шла проверка экспедиционного снаряжения, обмундирования и питания.

Это был первый советский высокоширотный экспериментальный перелет, который проходил по маршруту Москва – Архангельск – Нарьян-Мар – Амдерма – Маточкин Шар – Мыс Желания – бухта Тихая – остров Рудольфа (Земля Франца-Иосифа) – 83°00' северной широты, 58°00' восточной долготы. Добытые сведения нужно было возможно быстро доставить в Москву. Ведь ледоколам предстояло пробиться туда со строительными грузами и оборудованием. Место для базы мы нашли всего в 918 км от полюса, на острове Рудольфа.

Несмотря на чрезвычайно тяжелые метеоусловия – туманы, неистовые пурги с ураганными ветрами, обледенение машин, отсутствие аэродромов, точных карт, «вранье» компасов,– задание было выполнено. Трудности усугублялись частыми отказами материальной части, впервые работавшей в таких условиях. А при посадке на лед бухты Тихая (Земля Франца-Иосифа) замаскированный снегом выступ льдины срезал лыжу самолета СССР Н-128, и он скапотировал (перевернулся на спину) и разбился. У самолета Водопьянова СССР Н-127 на старте в Москву отказал мотор – оборвался шатун цилиндра. Таким образом, обе машины летать уже не могли. Но попасть в Москву необходимо. Никаких мастерских, разумеется, на Земле Франца-Иосифа не было. Ждать ледокола? Но это почти полгода! Тогда мы решили из двух самолетов сделать один. Риск огромный, ведь на самолете, собранном из двух негодных, предстояло пересечь два моря – Баренцево и Карское. Но мы верили в золотые руки бортмехаников Ф. Бассейна и И. Ивашина, в свой опыт и 20 мая благополучно сели на Центральном аэродроме в Москве. Правда, В. Махоткину и И. Ивашину пришлось провести полярное лето на Рудольфе. Так завершился первый в советской авиации высокоширотный перелет. А наш СССР Н-127, как чудо, был выставлен на всеобщее обозрение на площади Дзержинского в дни празднования 19-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-127 (АРК-5 / Р-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 11 Март 2008 09:37

Отдельно добавлен Н-128: http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=1471#p1471

текст относится к обеим машинам:

Р-5 на airwar http://www.airwar.ru/enc/other1/r5.html

В соответствии с планом освоения северных территорий, Управление Главсевморпути подготовило на 1936 г. перелет из Москвы на Землю Франца-Иосифа. Рекордных целей при этом не ставилось. Основной задачей считалось изучение подступов к Северному полюсу, освоение маршрута полета, разведка ледовой обстановки в Карском и Баренцевом морях, накопление информации о климатических и погодных изменениях.

Вновь были подготовлены два Р-5. На этот раз их готовили особенно тщательно, а переделки и изменения стали более основательны. Новая модификация получила обозначение АРК-5 - тем самым подчеркивалось, что это арктический вариант. Количество членов экипажа в АРК-5 увеличили до 3-х человек, кабина была добротно отделана и утеплена. Бортовые обтекаемые контейнеры еще более увеличились в размерах, в них помещались запасные воздушные винты, лыжи, складные парты, палатка и надувная резиновая лодка. Все экспедиционное оборудование подбиралось из расчета, чтобы в случае вынужденной посадки на лед экипаж каждого самолета мог самостоятельно продвигаться на материк, имея при этом запас продовольствия на 45 суток для трех человек. Самолеты получили регистрационные номера Главсевморпути СССР Н-127 и Н-128, внешне привлекали оригинальной окраской в яркие зеленый и красный цвета. Ведущий самолет Н-127 был оборудован радиопеленгатором и радиокомпасом, радиостанцией МРК-0,04, снабженной жесткой антенной на верхнем крыле, Н-128 был оборудован проще и имел коротковолновую радиостанцию для связи с землей и Н-127. Командиром перелета был назначен М.В.Водопьянов, его бортмехаником Ф.И.Бассейн, радистом С.А.Иванов. Вторым самолетом Н-128 управлял В.М.Махоткин, его бортмехаником был В.Л.Ивашин, штурманом В.И.Аккуратов.

Перелет, начавшийся 28 марта 1936 г., прошел вполне благополучно, возможность полетов в высоких широтах была доказана. Эта экспедиция позволила более грамотно и осознанно подготовиться к следующим полетам и особенно к высадке десанта на Северный полюс в 1937 г. 21 мая в Москву вернулся один самолет - Н-127. Вторую машину подломали уже при возвращении домой в бухте Тихая. На момент поломки все были живы - здоровы, восстанавливать Н-128 не стали, аварийщиков позднее забрал ледокол.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11711
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-127 (АРК-5 / Р-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Март 2008 00:21

Вид АРК-5 Н-170 в "ТМ" за 1978: http://www.techmol.narod.ru/TM/IST_SER/1978/1978_1.htm
 Н127 Р5 (1).jpg
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11711
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-127 (АРК-5 / Р-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 19 Март 2008 00:28

Артамонов Владимир Иванович "Земля и небо Водопьянова" http://militera.lib.ru/bio/artamonov_vi/index.html

...В экспедицию входили шесть человек. Кроме Водопьянова, возглавлявшего экспедицию, это механик Ф. И. Бассейн, радист-челюскинец С. А. Иванов, летчик В. М. Махоткин, штурман В. И. Аккуратов, механик В. Л. Ивашина. Для полета выделялись два легких самолета П-5.

Помимо задачи «опробования» маршрута на Землю Франца-Иосифа стояла также задача выбора базы для будущей большой экспедиции. Для этого надо было облететь все острова архипелага, наметить аэродромы.

Вновь предоставляю слово начальнику технического отдела Управления К. А. Москатову:

«У нас в полярной авиации служил тогда Г. Г. Васильев, специалист высочайшей квалификации. Водопьянов несколько позднее предложил его кандидатуру для участия в подготовке самолетов к полету на Северный полюс, а до этого на остров Рудольфа. Водопьянов прекрасно понимал, что от хорошей работы приборов зависит успешное управление самолетами. Так вот Васильеву, чтобы он мог успешно испытать различные авиаприборы, поручено было морским путем побывать па всех тех пунктах, через которые проследует затем воздушная экспедиция на полюс, в частности на острове Рудольфа. Важно было заранее проверить работу приборов, посмотреть, как они себя будут вести в случае вынужденной посадки самолета... Под руководством другого инженера — В. Н. Гутовского — шла переделка тяжелых бомбардировщиков в гражданские самолеты... Уже тогда мы работали над проблемой окраски самолетов в такой цвет, чтобы в случае вынужденной посадки их можно было бы сверху легко обнаружить. Мы определили, что самый подходящий цвет — оранжевый, кроме того, выбрали нужный оттенок этого цвета. Ведь оттенков оранжевого цвета много, но не все хорошо видны на снегу. Изучали мы и характеристики льдов — этим, в частности, я занимался, опубликовал даже работу «О посадке самолетов на лед»{1}. Занимались разработкой конструкций лыж для самолетов. Ведь чтобы садиться на лыжах, нужно минимальное трение... Занимались мы проблемой обледенения самолетов... Для разработки всех этих вопросов привлекали самых квалифицированных специалистов. Если видим, что человек не будет над собой работать, не будет повышать свой профессиональный уровень, такого не берем. И надо сказать, что каждый специалист самостоятельно, без понуканий повышал свой профессиональный уровень. И делал это постоянно. Мы друг друга как бы воспитывали честным отношением к своим обязанностям. Если даем «добро» на полет, то уверены, что имеем право давать его. Мы считали, что наша честность должна быть на очень высоком уровне. Никаких послаблений друг другу! Даже, бывало, шплинтуя гайки, проверяли тут же, ломаются шплинты или нет. Самая незначительная мелочь не оставалась без внимания. Это была скрупулезная инженерная работа. Полет на Северный полюс

стал возможен благодаря отличной инженерной подготовке...»

В путевом дневнике, который теперь регулярно вел М. В. Водопьянов, появилась следующая запись: «По значимости задание очень важное. Вновь за каждым шагом экспедиции следит вся страна. Газеты и радио постоянно дают подробные сводки о полете».

Вылетели они из Москвы в марте 1936 года, когда морозы спали и больше стало солнечных дней. Местность в это время хорошо просматривается, погода благоприятствует успешному управлению самолетом.

Маршрут был следующим: Москва — Архангельск — Нарьян-Мар — Амдерма — Маточкин Шар — мыс Желания — бухта Тихая. Всего девятьсот километров их будет отделять в конце пути от Северного полюса.

Практика дала ему опыт, приучила быть внимательным даже к тому, что не вызывало на первый взгляд особых опасений. Ведь северные пути на любом своем участке могут предложить неожиданности. И хотя полет до Нарьян-Мара особых затруднений не вызывал (до Архангельска действует авиалиния, — а это значит, что на трассе имеются промежуточные площадки, — а от Архангельска до Нарьян-Мара проходит почтовая линия), Михаил Васильевич все равно был предельно собран. Лететь же от Нарьян-Мара до Амдермы намного сложнее. Под крылом заснеженная тундра. Ориентиров приметных нет. И, кроме того, за Амдермой начинаются моря. А как встретит экспедицию Новая Земля и ее проливы Югорский Шар, Карские Ворота и Маточкин Шар?...

и далее на http://militera.lib.ru/bio/artamonov_vi/01.html
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11711
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-127 (АРК-5 / Р-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Апрель 2008 04:30

 Н127 Р5 (6).jpg


в книге: «Aeroflot: an airline and its aircraft. An Illustrated History of the World's Largest Airline» вy R.E.G. Davies, Paladwr press 1992
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11711
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-127 (АРК-5 / Р-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 28 Апрель 2008 03:48

Иван Кукушкин пишет:Отдельно добавлен Н-128: http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=1471#p1471
текст относится к обеим машинам:
Р-5 на airwar http://www.airwar.ru/enc/other1/r5.html

Этот текст из книги: Михаил Маслов, «Самолеты-разведчики Р-5 и P-Z», "Экспринт" 2000 г.

фотография: «Н-127 крупным планом. На киле эмблема ГУСМП (Главное Управление Северного Морского Пути). Над фюзеляжем рамка радиокомпаса.»
 Н127 Р5 (5).jpg


фотография: «Экспедиция 1936 г. на Землю Франца-Иосифа в полном сборе. Второй слева М.В.Водопьянов, в цивильной кепке В.Махоткин, крайний справа В.Аккуратов.»
 Н127 Р5 (4).jpg


фотография: «АРК-5 СССР-Н-127 перед стартом на Землю Франца-Иосифа. Москва, 1936 г. На заднем плане видна передвижная прожекторная установка для ночных полетов, еще далее здание Центрального аэровокзала.»
 Н127 Р5 (11).jpg


фотография: «Н-127 к старту готов. Хорошо видна труба подвода теплого воздуха от выхлопного коллектора.»

 Н127 Р5 (3).jpg
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11711
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-127 (АРК-5 / Р-5)

Сообщение Александр Андреев » 14 Май 2008 04:39

Изображение
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-127 (АРК-5 / Р-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Июль 2008 05:35

Любопытный случай произошел с самолетом «Н-127». Мы шли звеном с мыса Желания на бухту Тихую. В полете нас застигли пурга и туман. На нашем самолете «Н-128» началось обледенение. Указатель скорости вышел из строя. Мы решили повернуть назад и передали об этом по радио самолету «Н-127». Никакого ответа. Мы вернулись на мыс Желания. Полярники сказали, что наши радиопередачи они слышали, а от «Н-127» с начала полета ничего не принимали.

Прошло уже четыре часа. «Н-127» давно уже должен быть в бухте Тихой. Но, как мы узнаем, там его нет. Беспокоимся за товарищей. Погода жуткая: пурга, ветер. На следующий день радиостанция острова Уединения привяла радиограмму с позывными «Н-127» такого содержания: «Отвечайте, кто меня слушает, ибо мой Б/Р....» На этом связь оборвалась.

Начались догадки и предположения. Зная экипаж самолета, и условия полета, я не сомневался, что самолет шел правильно по курсу и сел на одном из островов Земли Франца-Иосифа. Потом установилась двусторонняя радиосвязь с «Н-127». Он сообщал, что сел на острове Гохштеттера и просил доставить ему бензин.

Сообщение удивило меня. Судя по курсу самолета и по расходу горючего, маловероятно, чтобы он попал на остров Гохштеттера. Если даже он летел, с грубой точностью, в пределах + 25°, то и тогда он должен был очутиться в северной части Земли Франца-Иосифа, но никак не на острове Гохштеттера, находящемся в южной части архипелага. Я еще раз тщательно проверил свои расчеты и высказал предположение, что «Н-127» скорее всего сел в районе острова Греэм-Белл, лежащего севернее бухты Тихой.

Как показало дальнейшее, мы была правы: штурман «Н-127» неверно определил свои координаты. Самолет совершил вынужденную посадку в районе острова Греэм-Белл.

[ Аккуратов В., "На новых трассах", Издательство Главсевморпути, Москва-Ленинград, 1941. http://www.polarpost.ru/Library/Akkuratov-Trassi/text-akkuratov-05.html ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11711
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-127 (АРК-5 / Р-5)

Сообщение Bills Bons » 08 Июль 2008 18:29

Самолет Р-5,техническое описание и чертежи:

http://mkmagazin.almanacwhf.ru/avia/r_5.htm
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 925
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

Н-127 (АРК-5 / Р-5)

Сообщение Alexander Belov » 08 Июль 2008 19:43

Альбом технической эксплуатации Р-5 и ТБ-3 (с моторами М-17, М-34 и М-34Р):

http://www.airwar.ru/other/bibl/r5tb3-te.html
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1101
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Н-127 (АРК-5 / Р-5)

Сообщение Добролет » 16 Январь 2009 17:27

Из неопубликованного
Еще одно фото экипажа товарища Водопьянова
Изображение
кадры из документального фильма серии "Красные Звезды" с Н-127
Изображение
И фото с форума, не добравшееся до страницы
Изображение
Добролет
 
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 16 Май 2008 17:36

Н-127 (АРК-5 / Р-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 17 Март 2009 15:05

alex_andr пишет:Изображение
Самолет АРК-5 (Р-5 с закрытой кабиной), разработанный специально для Арктики.


Я так понял, текст в приказе идет именно об Н-127 и Н-128


скопировано из:
Частные архивы » Бассейн Флегонт Иванович
http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=8281#p8281

Изображение


ПРИКАЗ №368
по Главному Управлению Северного Морского Пути при СНК СССР гор. Москва
29 июля 1936 года.


На протяжении ряда лет экипаж в составе Героя Советского Союза тов. ВОДОПЬЯНОВА М,В. и борт-механика тов. Бассейн Ф.И. вложили много труда и энергии в дело приспособления самолета Р-5 для нормальной эксплоатации в условиях низких температур Севера. Их система отепления кабин самолета и фонарь целиком и полностью себя оправдали.

Считая рационализаторскую работу тов. ВОДОПЬЯНОВА М.В. и тов. БАССЕЙН Ф.И. ценной - премировать тов. ВОДОПЬЯНОВА М.В. денежной премией в размере 5.000 руб. и тов. БАССЕЙН Ф.И. автомобилем М-1.

И.о. НАЧ. ГЛАВСЕВМОРПУТИ
при СНК СССР Н. Янсон
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11711
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-127 (АРК-5 / Р-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 17 Март 2009 15:15

скопировано из:
Частные архивы » Бассейн Флегонт Иванович
http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=8289#p8289

Обрывок (?) статьи

Изображение

"Красная Звезда" (?)

РЕЙС В АРКТИКУ
Героя Советского Союза М. В. Водопьянова


... По обеим сторонах фюзеляжа расположены длинные калориферные трубы для отопления кабин отработанными газами. Самолет окрашен в зеленый и красный цвета. На хвостовом оперении — флаг арктической авиации. На плоскостях и фюзеляже — белые опознавательные знаки «СССР Н-127». Буква «Н» означает, что самолет предназначен для полетав в Арктике.

На каждом из самолетов устанавливаются приемно-передающие радиостанции.

Вчера новенькие, блистающие свежим лаком арктические машины осматривал начальник Главного управления Северного морского пути О. Ю. Шмидт.

На самолете «СССР Н-127» полетят начальник перелета М. В. Водопьянов, бортмеханик Ф. И. Бассейн, штурман С. А. Иванов; на самолете «СССР Н-128» летчик В. М. Махоткин, бортмеханик В. А Ивашина, штурман В. И. Аккуратов.

Коллектив завода имени Гольцмана, на котором в свое время работал токарем М. В. Водопьянов, с исключительным вниманием готовит машины для полета на Север. Перед отлетом оба самолета пройду всесторонние испытания в воздухе. Изменения, внесенные в конструкцию машин требуют тщательной проверки в воздухе, прежде чем машины отправятся в далекий путь.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11711
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-127 (АРК-5 / Р-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 17 Март 2009 15:35

скопировано из:
Частные архивы » Бассейн Флегонт Иванович
http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=8293#p8293

Изображение Изображение

Возвращение Героя Советского Союза М. В. Водопьянова в Москву. На снимке (слева направо): О. Ю. Шмидт и экипаж самолета «Н-127» — штурман-радист С. А. Иванов, М. В. Водопьянов, бортмеханик Ф. И. Бассейн — на митинге в Московском аэропорту. Фото Б. Вдовенко.

М. Водопьянов в Москве
Большой арктический перелет закончен


Когда Герой Советского Союза М. Водопьянов узнал, что посадка на Архангельском аэродроме, испорченном весенней погодой, невозможна, он избрал иной путь возвращения в Москву. Рано утром 20 мая, провожаемый жителями Нарьян-Мара, Михаил Водопьянов еще раз просмотрел летную карту, сводку погоды и сказал своим спутникам:

— Значит, летим на Вологду. Ветер встречный. Посадочных площадок нет. Транса незнакомая. Но мотор не сдаст!

Девять часов подряд пилот вел машину над болотами Севера, над тундрой, густыми лесами, притоками Северной Двины. Около 11 часов утра архангельская радиостанция приняла радиограмму с самолета:

«Москва, Авиаарктика. Шевелеву. Подходам к Двине. Если Вологда не задержит, сегодня, в 18 часов, будем в Москве. Водопьянов».

Но Вологда не захотела отпустить своего воздушного гостя, впервые проложившего сюда трассу из Нарьян-Мара.

Город чествовал Героя Советского Союза, открывшего летный путь до столицы на самую северную полярную станцию страны — Землю Франца-Иосифа.

Вчера, в 3 часа 18 сгинут дня, самолет Водопьянова покинул Вологду и взял курс на Москву.

Узнав об этом, к Центральному аэродрому Москвы поспепшли сотни людей. Руководители Главного управления Северного Морского пути тт. Шмидт, Бергавинов, Янсон, Герой Советского Союза тов. Молоков, известный полярный летчик тов. Бабушкин, родные Водопьянова, пилоты Гражданского, воздушного флота, рабочие завода № 89, подготовившие машину к большому арктическому перелету, встречали прекрасного летчика, товарища, друга и его отважных спутников.

Работники радиостанции аэропорта Прокопченко и Плотников среди десятков радиосигналов в эфире искали позывные самолета — «Рутуй».

— Находимся в 90 километрах от Москвы, — передал радист самолета С. Иванов.

К микрофону подошел корреспондент «Правды»:

— Привет участникам выдающегося перелета! Встречать вас собрались сотни людей.

— Спасибо «Правде» за привет! Сейчас подходим к Москве. Скоро увидимся, — ответил «Рутуй».

«Дозорные» забрались на крышу главного здания аэропорта и впились биноклями в горизонт.

— Виден! Сейчас появится над аэродромом!

В высоте показался самолет.

Темнозеленая машина, поблескивая в солнечных лучах, идет на посадку.

В 6 часов 30 минут вечера Водопьянов безукоризненно сажает машину на летное поле и рулит к асфальтовой дорожке, где собрались встречающие. За стеклами видно улыбающееся загорелое и обветренное лицо летчика. Ему машут фуражками, бросают цветы.

0. Ю. Шмидт, С. А. Бергавинов, Н. М. Янсон поздравляют пилота. Поднятый на руки Марьей Дмитриевной Водопьяновой четырехлетний Миша тянется к отцу:

— Хорошо, что прилетел. Теперь и я полетаю!

Короткий митинг. Первое слово берет О. Ю. Шмидт. Он поздравляет экипаж с блестящим завершением перелета Москва — Земля Франца-Иосифа—Москва. Советские самолеты впервые пересекли Баренцово море и достигли 83 градуса северной широты.

После выступления представителя завода № 89 тов. Захаровой, и гражданского летчика тов. Тикунова, слово берет М. Водопьянов. От имени своего экипажа — тт. Бассейна, Иванова и Аккуратова — он благодарит за теплую встречу и передает привет зимовщиков полярных станций трудящимся Москвы.

— Я готов хоть сейчас лететь па Северный полюс, — взволнованно говорит Водопьянов. — На такой пдекраеной машине, с безотказно работающим советским мотором можно летать спокойно!

Мы рады возвращению в Москву. Только вчера утром мы видели снег и лед, а сейчас стоим на зеленом поле нашей дорогой, цветущей столицы.

Летели мы спокойно, отлично зная, что за нами следит вся страна, что в трудную минуту она всегда придет нам на помощь.

Трудящиеся Ненецкого национального округа просили нас передать горячий привет великому Сталину.

Да здравствует Советская страна!

Да здравствует товарищ Сталин, воспитавший миллионы людей, готовых в любой момент отправиться на выполнение любого задания партии и правительства и преодолеть всякие трудности!

Эти слова вызывают новую овацию. Провожаемые сотнями людей. Водопьянов, Бассейн, Аккуратов и Иванов покидают аэродром.

Вечером в тесном кругу родных и друзей Водопьянов вспоминает о долгом пути. Его самолет «Н-127» пробыл в воздухе 75 часов, покрыв около 9.000 километров. Открыт новый воздушный путь к Северу. Но Водопьянов уже думает о будущем, о полетах к Северному полюсу.

Л. ХВАТ
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11711
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-127 (АРК-5 / Р-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 17 Март 2009 16:15

Дополнение к предыдущему посту: OCR второй заметки скана

Задание выполнено блестяще.

Беседа с тов. О. Ю. Шмидтом

В беседе с корреспондентом: «Правды» начальник Главного управления Северного морского пути тов. 0. Ю. Шмидт сказал следующее:

— Перелет Водопьянова завершает славный период в освоении Севера советской авиацией. Начиная с 1924—1925 годов советские летчики, продвигаясь все дальше на север, блестяще овладели искусством корабельной разведки с самолета (Бабушкин), освоили сначала Карское море (Чухновский), Чукотку и Якутию (Кальвиц, Галышев, Леваневский, Слепнев и другие), Таймырский полуостров вплоть до мыса Челюскин (Алексеев, Молоков), затем Северную Землю (Алексеев, Линдель). Наконец, в этом году Водопьянов и Махоткин впервые в истории пересекли Баренцово море и достигли Земли Франца-Иосифа.

После полета Водопьянова мы можем смело сказать, что нет больше такого места в Советском Союзе, куда бы не долетали советские самолеты.

Важно также отметить, что перелет Водопьянова совершен в зимних условиях, когда на Севере еще свирепствуют морозы.

Наряду с ледоколом самолет стал важнейшим средством изучения и освоения Севера. Полет тов. Водопьянова через Баренцово море от Новой Земли до Земли Франца-Иосифа, и обратно дает нам точную картину состояния льдов в этом трудно доступном районе Ледовитого океана. Эти наблюдения явятся главнейшей основой для предсказания ледовой обстановки в предстоящую навигацию и помогут нам правильно планировать трудные операции сквозного плавания по Северному Ледовитому океану.

Полет Водопьянова, особенно посещение им острова Рудольфа — самого северного из островов архипелага Земли Франца-Иосифа, — и проникновение дальше на Север за 83-й градус послужили великолепной тренировкой для экипажа. Сейчас мы уже достаточно вооружены, чтобы подготовить изучение Центрального полярного бассейна, вплоть до Северного полюса. Это нам необходимо, так как оживленная навигация по Ледовитому океану требует точных знаний о движении льдов, возникновении наклонов и других явлениях на всем его пространстве.

Нельзя не радоваться тому, что перелет совершен на нашей испытанной советской машине «Р-5», показавшей свои прекрасные качества при спасении челюскинцев. Идея утепления машины и создание ее арктического варианта принадлежит лично М. В. Водопьянову и воплощена в жизнь заводом № 89.

М. В. Водопьянов еще раз показал свою настойчивость, безграничную смелость и умение ориентироваться трудной обстановке. Задание выполнено блестяще.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11711
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения