Мошковский Яков Давидович (1905-1939)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Мошковский Яков Давидович (1905-1939)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Март 2009 17:44

Мошковский Яков Давидович (1905-1939)

Советский военный и полярный летчик, один из организаторов отечественного парашютизма. В 1927 году окончил Борисоглебскую школу лётчиков. С 1930 в НИИ ВВС, с 1931 в Осоавиахиме. В 1933-1938гг. возгравлял Высшую парашютную школу Осоавиахима. В 1938 году назначен начальником спортотдела ЦК Осоавиахима, готовил кадры инструкторов — парашютистов. В 1937 году, на самолете АНТ-6, в качестве второго пилота в экипаже И.П.Музурука, участвовал в высадке экспедиции И.Д. Папанина на Северный полюс. Участник поисков С.А. Леваневского в 1938. Совершил 502 прыжка спарашютом. В 1934 году, одним из первых парашютистов, был удостоен звания «Мастер парашютного спорта СССР». Награждён орденом Ленина и орденом Красной Звезды. Автор книги "Записки пилота". Погиб, выполняя прыжок особой сложности, при показательных выступлениях парашютистов на северной окраине Москвы.

 landingminovmosh.jpg
Яков Мошковский (слева) и Леонид Минов

 landingfounder.jpg
Л. Г. Минов (слева) и Я.Д. Мошковский (справа)

Фотографии с сайта:
http://www.vrn-histpage.ru/formation/landing.html
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мошковский Яков Давидович (1905-1939)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Март 2009 18:18

Давид Мошковский – учитель еврейской школы в Пинске, всегда помнил, что, согласно Талмуду, одной из обязанностей отца по отношению к сыну является необходимость научить его ремеслу. Давид был умным человеком и умел заглядывать в будущее. Он понимал, что в начале XX века, а дети в молодой семье появлялись именно тогда, мало научить ремеслу. Необходимо дать знания, привить любовь к книгам, к творчеству, и дети самостоятельно овладеют ремеслом, которое придется им по душе.
У Давида Мошковского было пятеро сыновей. Он был расстрелян белополяками в числе 35 заложников в 1919 году. Все дети Давида выросли честными и трудолюбивыми людьми. И это главная заслуга отца, это достойный памятник на его могиле. Трое сыновей Давида стали известными людьми, прославившими и свою семью, и свой город.
Мы решили рассказать о братьях Мошковских с помощью публикаций, которые были сделаны в последнее время в разных изданиях.

Подготовил Семен Шапиро


 0303_01.jpg
Ученый с мировой славой

Имя Шабсая Давидовича Мошковского широко известно не только в России и странах СНГ, но и в дальнем зарубежье. Его знают как выдающегося протозоолога, паразитолога, химиотерапевта и эпидемиолога.

Родился в Пинске 23 июля 1895 года. Очень рано уехал из дома в Москву, твердо решив связать жизнь с медициной. После окончания медицинского факультета Московского университета служил в рядах Красной Армии. С 1921 года начал трудовую деятельность в Тропическом институте (теперь Институт медицинской паразитологии и тропической медицины имени Е. И. Марциновского). Несколько лет работал заместителем директора этого института по науке. В 1935–1966 годах заведовал созданной им кафедрой медицинской паразитологии Центрального института усовершенствования врачей.

Большое место в его исследованиях занимала малярия. Долгое время Ш. Д. Мошковский работал в группе химиков-синтетиков и протозоологов института, которая получила два авторских свидетельства на новые препараты, имевшие противомалярийный эффект. Разработанные им схемы, методы лечения и химпрофилактики малярии широко внедрялись в практику и сыграли большую роль в деле ликвидации малярии в стране.

В 1968 году в Тегеране пристальное внимание участники VIII Международного конгресса по трофической медицине и малярии обратили на доклад
Ш. Д. Мошковского на пленарном заседании, посвященном новым направлениям эпидемиологии.

Позднее ученый особо тщательно исследует экологию инфекций в зависимости от факторов внешней среды.

В 1974 году уже в пожилом возрасте (ему было почти 80 лет) в докладе на X Международном гегелевском философском конгрессе Ш. Д. Мошковский выразительно показал значение гегелевской диалектики для решения методологических трудностей, с которыми реально соприкасаются естествоведы.

Шабсай Давидович активно участвовал в научно-общественной жизни. Длительное время являлся членом президиума ученого медицинского совета Министерства здравоохранения СССР, членом эпидемиологического и фармакологического комитетов, был членом редколлегии журнала «Медицинская паразитология и паразитарные болезни». При непосредственном участии Ш. Д. Мошковского выполнено 10 докторских и более 30 кандидатских диссертаций. Им написаны 300 с лишним научных работ, в том числе – монографии, пособия, учебники.

Шабсай Давидович много лет являлся экспертом Всемирной организации здравоохранения. По ее заданию в 1966 году посетил Египет и Эфиопию.

Имя ученого навечно вписано в Книгу Почета Всесоюзного общества микробиологов, эпидемиологов и инфекционистов имени И. И. Мечникова. Награжден многими орденами и медалями СССР, а также болгарским орденом Кирилла и Мефодия.

Член-корреспондент Академии медицинских наук СССР, доктор медицинских наук, профессор Ш. Д. Мошковский умер 20 августа 1982 года в возрасте 87 лет.

 0303_02.jpg
За Водопьяновым на Север летал и Мошковский

Сегодня, я думаю, уже мало кто из жителей Пинска может объяснить, в честь кого названа маленькая улочка, расположенная в районе Центрального рынка, бывшая Котлярская, а ныне – имени Мошковского. А между тем не только этот человек – Яков Мошковский, но и его братья стали известными людьми.
Передо мной – вырезка из газеты “Правда” от 28 июля 1939 года: “24 июля 1939 года при исполнении служебных обязанностей погиб начальник спортивного отдела Управления авиации Осовиахима СССР майор тов. Мошковский Яков Давидович.
Тов. Мошковский родился в 1905 г. в г. Пинске (быв. Минской губ.)”...

Более детальное изучение биографии Мошковского позволило выяснить, что семья его проживала на той самой Котлярской улице, которая потом была переименована в улицу имени Мошковского.
В 1919 году Яков переехал к старшему брату Шабсаю в Москву. Окончив школу-интернат, поступил в Егорьевскую военную школу летчиков, затем в Борисоглебскую военную школу, после окончания которой получил назначение в авиационную часть, расположенную в Гатчине.
В 1930 году, на самой заре парашютного спорта, он совершил свой первый прыжок, и с этого момента его жизнь была целиком отдана новому увлечению. В 1933 году Якова Мошковского уже назначили начальником Высшей парашютной школы Центрального Совета Осовиахима. За организацию парашютного дела в стране в 1935 году был награжден орденом Красной Звезды.
В 1937 году состоялся знаменитый перелет на Северный полюс. Флагманский самолет возглавил
М. В. Водопьянов, первым посадивший свою машину на полярные льды. По этому маршруту направились еще три самолета. В экипаже одного из них – «Н-172» – вторым пилотом летел Я. Мошковский.
Об этом историческом событии сообщали все информационные агентства мира. В фондах Пинского музея хранится пожелтевший от времени номер газеты «Известия» за 27 мая 1937 года, первая страница которой посвящена этому героическому перелету. Здесь же фотографии всех членов трех экипажей, среди них и Я. Мошковский.
За этот беспримерный в истории перелет все участники экспедиции удостоились высоких наград СССР. Я. Д. Мошковский был награжден орденом Ленина.
Парашютный спорт стал делом всей жизни Якова Мошковского, погибшего в неполных 34 года.
Путь в авиацию для него начинался в Пинске. Пусть в детстве он еще не осознавал себя в будущей профессии, но учеба в Пинском реальном училище, куда определил сына отец, не была напрасной.
Много фотографий в запасниках музея, запечатлевших молодого, сильного, обаятельного мужчину, каковым и был Яков Давидович: вот он на занятиях в парашютной школе, а вот – на Северном полюсе, здесь – за штурвалом самолета. Не менее интересен снимок, где сам М. И. Калинин вручает ему высокую правительственную награду. И вот еще одна, но уже скорбная фотография – надгробная плита на Новодевичьем кладбище, где похоронен Я. Мошковский.
Рядом с фотоснимками – вырезки из газет, рассказывающие о перелете на Северный полюс, небольшая брошюра, изданная на английском языке. Написана она была на русском языке Мошковским, затем переведена и издана незадолго до его смерти. Брошюра посвящена развитию парашютного спорта в СССР.
Эти и другие материалы передала Пинскому музею жена летчика Мария Николаевна Мошковская. Среди них и личные документы Якова Давидовича – гостевой билет на Х съезд ВЛКСМ, членский билет Дома советского писателя, удостоверение личности. Последнее выдано 7 марта 1939 года военным комиссаром Москвы и содержит важные для изучения биографии Мошковского сведения. В нем, кстати, и сведения о правительственных наградах, о личном оружии, разрешенном к ношению (это парабеллум за № 1500), о воинском звании, занимаемой должности и прочем.
Хотелось бы еще обратить внимание на книгу “Под куполом парашюта”, принадлежащую этой коллекции. Она издана в 1947 году, спустя много лет после смерти Я. Мошковского. Авторы – те, кто вместе с ним осваивал парашютный спорт, и те, для кого Яков Давидович был учителем в этом деле.
В частности, ставший впоследствии инструктором парашютного спорта Виктор Воронков вспоминает о своих первых шагах в парашютном спорте и о своих встречах с Я. Мошковским, предупреждавшим его о недопустимости “фокусничать” в небе. Не внявший этим предупреждениям Виктор чуть было не погиб во время пятого прыжка: его спасло лишь то, что “приземлился” он на крону дерева. После случившегося вечером того же дня Я. Мошковский взял Воронкова и привез его к тому самому дереву, что спасло жизнь начинавшему парашютисту, и сказал: “Огради это дерево и ухаживай за ним, как за любимой девушкой. Прыгать будешь, но при таком условии: даю тебе шестой прыжок, прыгнешь плохо – проиграл, прыгнешь хорошо – тоже проиграл, прыгнешь отлично – выиграл, получаешь право на дальнейшие прыжки”.
В коллекции есть и вещевые памятники, связанные с именем Я. Мошковского. Среди них – оригинальные вещи, как, например, письменный прибор, подаренный Якову Давидовичу рабочими завода “Авиаприбор», выполненный в виде панели управления самолетом; бронзовая табличка с надписью “Я. Д. МОШКОВСКИЙ”, висевшая на двери его московской квартиры и первая встречавшая своего хозяина, возвращавшегося домой после изматывающей работы, связанной с постоянным нервным напряжением, переживаниями за тех, кто уходил в небо, чтобы выполнить прыжок.
Имя этого человека – Якова Давидовича Мошковского, советского пилота, участвовавшего в перелете к Северному полюсу, пионера парашютного спорта, к счастью, стало пусть и небольшой, но частью истории Пинска. И мы должны знать и помнить об этом.

Раиса АКИМОЧКИНА


 0303_03.jpg
Одна, но пламенная страсть

Подчеркивать возраст немолодых людей не принято. До поры до времени. Наступает рубеж, когда человек начинает гордиться своими годами, когда они – неоценимое его богатство. В полной мере это относится к нашему великому современнику – Михаилу Давидовичу Мошковскому, академику РАМП, Герою Социалистического Труда (звания, присвоенные еще советским правительством).
Написано об этом корифее медицинской науки немало.
Почти ровесник века, Мошковский – свидетель трех государственных формаций. Хорошо помнит дореволюционные годы с тревогами Первой мировой войны, царским отречением от престола, чертой оседлости для иноверцев. На советское время пришелся расцвет его таланта. И в полном здравии вступил он в нашу новую, пока еще трудно определимую эпоху. Прожил большую яркую жизнь, при всем желании в рамки одной статьи не вмещающуюся.
Михаил Давидович Мошковский о себе рассказывает скупо, неохотно. Другое дело – о фармакологии, о ней готов говорить бесконечно.
И все же перенесемся в его молодые годы. Сын учителя младших классов из белорусского городка Пинск, он с детства проявлял склонности к технике. Вечно что-то мастерил, чинил. И по окончании школы приехал в Москву к старшему брату Шабсаю – тот работал в Институте малярии (ныне Институт медицинской паразитологии и тропической медицины имени Е. И. Марциновского), и позже стал ведущим его ученым – приехал с твердым намерением поступать в технический вуз. Но жизнь распорядилась иначе.
Работа в лаборатории по ремонту оборудования при медицинском факультете II Московского университета перевернула все планы. Обслуживала эта мастерская в основном кафедры фармакологии и физиологии. Туда часто захаживали знаменитая Лина Соломоновна Штерн и фармаколог Владислав Иринархович Скворцов – помогали молодому технику отладить, настроить нехитрую тогдашнюю экспериментальную аппаратуру. Профессор Скворцов, почувствовав в стеснительном юноше живой пытливый ум, между делом рассказывал ему о фармакологии, о том, как из науки описательной превращается она в фундаментальную, как проникает в интимные механизмы действия лекарств. Человек глубоко эрудированный, Владислав Иринархович столь ярко все это живописал, что поневоле заронил в душу своего молодого друга интерес к фармакологии. Да и книги по биологии и физиологии, которые Скворцов и Штерн приносили Мошковскому, все больше склоняли его к медицине.
В студенческие годы Миша продолжал работать в лаборатории.
Но непосредственно заняться фармакологией молодому врачу довелось не сразу. И его после вуза ждал воинский долг. Попал он в научно-исследовательский санитарный институт Красной Армии. Порадовался назначению токсикологом; хоть какая-то связь с фармакологией. Работать довелось под началом учеников Лины Штерн. Под их руководством выполнил первые свои научные исследования. Но едва, четыре года спустя, военврач III ранга Мошковский демобилизовался, прямиком подался к профессору Скворцову в научно-исследовательский химико-фармацевтический институт, где параллельно с руководством кафедрой во II Московском медицинском (отделившемся от университета) заведовал он отделом фармакологии. С той поры Михаил Давидович вот уже шесть десятилетий, за вычетом поры Великой Отечественной войны (уже на второй ее день он вновь надел гимнастерку с тремя красными квадратиками в петлице), верно служит все тому же институту.
Еще в конце тридцатых годов молодой ученый успел выпустить первый свой препарат – цнтитон, возбуждающий функцию дыхания, и защитил кандидатскую диссертацию по фармакологии. Это было время бурного развития фармакологии. И Мошковский был не только его очевидцем – он был и великим созидателем. Одних только оригинальных препаратов из рук ученого вышло более тридцати – промидол, антидепрессант пиразидол, бета-блокатор проксодалол...
И всегда находил особую радость стоять «у станка» – экспериментировать и добиваться желаемого результата. Михаил Давидович и в зрелые годы работал с юношеской увлеченностью.
По-видимому, неизбывная любовь к делу, которому служил, придавала Мошковскому силы. И Михаил Давидович каждое утро, даже в жгучие морозные дни, – в своем все том же тесном, уставленном допотопной мебелью кабинете заведующего лабораторией фармакологии. И мимо его строгого оппонирующего глаза не проходила ни одна докторская диссертация, выходящая из-под пера сотрудников института. И в вечерние часы, когда повседневная суета была позади, ему, хорошо думалось, хорошо писалось.
Мошковский – автор фундаментального труда «Фармакология XX века», над которым с перерывами работал шестьдесят лет. Это очерки о современном лекарственном арсенале, о том, как развитие биологической науки сказалось на достижениях фармакологии.
Делом всей жизни Мошковского стали его традиционные двухтомники «Лекарственные средства». Вероятно, нет в нашей стране лечащего врача, для которого они не были бы настольными книгами. Почти сорок лет назад вышло первое их издание. С тех пор по мере появления новых лекарственных препаратов Михаил Давидович постоянно корректировал, подновлял свой труд. При жизни Михаила Давидовича Мошковского вышло тринадцать изданий.
Мошковский торопился жить: понимал, что он не вечен, а ему столько еще надо было успеть, столько хотелось сказать своим современникам и потомкам!
В 2002 году, на 94-м году, жизни Михаил Давидович Мошковский скончался…

Марина МЕЛКОНЯН

http://www.mishpoha.org/library/03/0303.shtml
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мошковский Яков Давидович (1905-1939)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Март 2009 18:32

 titul.jpg
Шелест И. И. С крыла на крыло. — М.: «Молодая гвардия», 1969.

Первый ученик

Тридцатые годы!.. Кто-то назвал их тогда «золотыми годами авиаспорта».
Хочу поговорить еще «наедине» с Яшей Мошковским.
Яша не пытался скрыть своей улыбки, когда Минов переходил к восторгам от нового своего увлечения — планерным спортом.
— Леонид Григорьевич, дорогой!.. В такой спешке? Давайте не будем!..
Стоят друг против друга, смеются, каждый по-своему.
Высокий Минов, будто растянутый слегка, гладкие волосы назад.
И коренастый Мошковский — буйная шевелюра, гимнастерка из коверкота на манер толстовки, фонарями рукава.
Два мастера — Минов и Мошковский. Большие знаки у обоих — как в зеркале: белые купола по ультрамарину неба. На подвеске число прыжков... Кто из молодых не мечтал об этом? Да, но сколько нужно прыгать!
Яков Давыдович поворачивался на каблуках. Он носил коричневые сапоги, хотя это было не совсем по форме. К тому же одно голенище было чуть тоньше и выявляло не слишком совершенный изгиб ноги — память все тех же переломов при прыжках.
Уже отходя от собеседника, прихрамывая, Яша мог вспомнить какой-нибудь придуманный им пустячок...
— Да, простите, совсем забыл: вот новость... Скоро поступит в продажу бильярд со сплошной лузой! Для сумасшедших!.. Чтоб не нервничали. Следите за рекламой!..
К планеристам Яша относился в общем не дурно, но все же считал их «недостаточно окрепшими головами».
— Поговорите с Остряковым, Балашевым, возьмутся всех вас «перебросать» — пусть, не возражаю, — говорил Мошковский. — У нас, как у спартанцев: которые уцелеют — могут выйти в люди. Еще не поздно!
Для своей школы в Тушине он подобрал инструкторов себе по духу.
Внешне Мошковский уступал им — это были московские красавцы. Но по смелости, по преданности «с потрохами» все тому же парашютизму подобрать себе равных он просто бы не смог.
Кто из новичков в то время не получал лучезарной улыбки Николая Острякова, покидая самолет?.. Кого не провожал ободряющий взгляд Пети Балашова?.. Нога уже над пропастью в пятьсот метров, правая рука сжимает кольцо...
«Ступай», все будет хорошо!» — говорили они глазами.
Позже Остряков вернулся из Испании Героем... Особенно проявил себя в Отечественную войну — при обороне Севастополя. Он был командующим черноморской авиацией, но не посчастливилось ему увидеть нашего триумфа, погиб при бомбежке.
Балашову тоже не суждено было дожить до конца войны.
Рассказывают, что при перелете в горах он попал не то в снежную бурю, не то в туман. Петр был перегонщиком: водил на фронт американские «бостоны»...
В памяти так и остались их улыбки.
Теперь отступлю еще на несколько лет назад, к году тридцатому.
Яков Мошковский был дежурным по авиабригаде, когда Минов впервые прилетел в их часть после возвращения из Америки, где он изучал парашютное дело.
От серебристого Р-5 Минов шел аршинными шагами, не обращая внимания на молодого летчика. Яков поспешал, бросая взгляды на ястребиный профиль гостя, на пурпурный ромбик в голубой петлице. Мошковский не мог долго молчать.
— А я знаю, зачем вы прилетели к нам!.. — сказал он.
Минов обернулся, удивленный формой обращения.
С любопытством взглянул на парня с наганом, «кубарями» в петлицах и повязкой на рукаве. Глаза, какие-то проворные, восторженные и лукавые, о чем-то уже просили.
— Зачем же? — поинтересовался Минов.
— Будете демонстрировать здесь парашютные прыжки!
— Вот как!.. — улыбнулся довольно Минов.
Позже Мошковский нашел случай еще раз встретиться и заявил в упор:
— Товарищ командир, если станете подбирать тех, кто захочет прыгать, так, чур, я первый!..
Когда Минов в беседе с командиром бригады попросил прикрепить к себе расторопного летчика для вывозки и помощи, тот задумался: «Кого бы это?»
— Скажите, командир, а этот ваш дежурный, что меня встречал... Как его?..
— Мошковский? Вы знаете, это мысль. Он мне две недели не дает прохода с вашими прыжками. Узнал как-то, что вы прилетите, и стал приставать: хочет обязательно прыгнуть первым!

* * *
Примерно через год, 22 апреля тридцать первого года, учитель и его первый ученик проводили обучение летчиков парашютным прыжкам в истребительной части Бориса Юнгмейстера.
Они привезли с собой три тренировочных парашюта.
Первым с утра выполнил показательный прыжок Минов. За ним прыгнул Мошковский.
На третьем парашюте спустился новичок — один из командиров части.
После переукладки парашютов к вечеру Минов повез первым для прыжка летчика Журавлева.
Невиданное в те времена зрелище громадных зонтов в небе собрало вокруг аэродрома толпу людей. Это были в основном курортники южного городка — народ свободный.
Весь личный состав авиачасти прятался от солнца в тени ангаров.
По команде Журавлев вылез на крыло.
Минов ободрил его улыбкой, и летчик тоже сделал попытку улыбнуться.
«Пора!» — кивнул инструктор, и летчик, отпустив левую руку с борта, стал падать спиной и... рванул наотмашь кольцо.
Свалив машину в крен, Минов видел, как почему-то вяло наполняется основной купол: он принял несимметричную форму... Еще несколько секунд и... купол стал закручиваться в жгут. Летчик медлил с раскрытием запасного парашюта.
— Все! — крикнул Минов и в кровь прикусил губу. Он чуть не спикировал к земле.
Прямо с посадки Минов тихо подрулил к толпе людей, ощущая легкую тошноту. Смерть тошнотворна, особенно когда совсем рядом махнет своим крылом.
Еще из кабины он увидел Мошковского: очень проворный всегда, тут он суетился, подгоняя зачем-то к себе лямки парашюта.
— Куда вы, безумец! — Минов соскочил с крыла очень бледный, потрясенный несчастьем.
Так хорошо начатое дело могло пойти прахом. Все доверие к парашютам у летчиков исчезнет, как ясный день в тумане. После трагедии попробуй агитировать за надежность парашюта...
Вот... Всего несколько минут назад был веселый, смелый человек... А теперь лежит, укрытый белым шелком.
— Отставить! — желчно скомандовал Минов. — Мошковский, возьмите себя в руки!
— Леонид Григорьевич, я должен... Вы должны мне разрешить... Только прыжок, сейчас, сию минуту — хоть как-нибудь...
Минов помедлил: «Может быть, он прав? Страшному гнету нужна разрядка!»
Они еще не знали, в чем там дело, но были уверены: только нелепая случайность!
— Решайте, Леонид Григорьевич... Я верю, и вы верите... Парашют не виноват!
— Что ж, давайте, Яша!
Через десять минут Яков Давыдович уже спокойно спускался под белым куполом и видел сквозь отверстие над головой очень синее южное небо. Вниз он не смотрел.
На похоронах погибшего оба стояли в почетном карауле. Уже было известно: пружина вытяжного парашюта, пока Журавлев падал спиной, попала ему сзади под шлем.
Нелепейшая случайность!
Основной купол стал выходить, завернув вершину. Потом пружинка разорвала шлем... но было уже поздно. Парашют закрутился в жгут.
Они слышали, как рыдала женщина. Сквозь ее рыдания прорывались проклятия извергам, что отняли у нее мужа.
Кошмарное было настроение.
Вечером Минов долго бродил один по пляжу.
«Нужно прыгнуть с парашютом... Журавлева! — твердо решил он. — Завтра же я это сделаю. Нужно объяснить так, чтобы все знали, и публика тоже: парашют нужно реабилитировать!»
Утром Яков, как только узнал, заторопился:
— Леонид Григорьевич, дайте мне прыгнуть. Вы не должны рисковать... Вы...
— Оставьте, Мошковский, — резко оборвал Минов. — Это обязан сделать я, и только я!
Мошковский смолк. Впервые он услышал от учителя такое обращение.
На другой день утром к Минову обратился командир части Борис Юнгмейстер:
— Леонид Григорьевич, вы напрасно обижаете Мошковского. Он тоже вправе на этот прыжок.
Подошел комиссар и тоже стал защищать Мошковского.
— Да что вы... в конце концов! — вскипел Минов. — Здесь я ответственный руководитель демонстрации парашютов, и позвольте!.. Решать буду сам!
Юнгмейстер немного погодя опять заговорил:
— А что, если решить по справедливости: потянуть жребий? Никому не обидно... А? — и уставился на Минова.
Минов выругался про себя, чувствуя, что скамейку выбивают из-под ног.
— Ладно, давайте жребий... Черт с вами!
Юнгмейстер вытащил коробок спичек.
— С головкой — прыгать, — сказал он. — Вот две, — и спрятал спички за спиной.
— Какую?
— Левую, — не думая, ответил Минов.
— На, получай! — ответил Юнгмейстер, и Минов увидел белый обломок.
— Итак, по чести: прыгает Мошковский, — добавил комиссар с улыбкой.
— Ладно, — недовольно щелкнул каблуками Минов и вышел.
На этот прыжок он повез Мошковского сам.

Надевая парашют Журавлева, Яков успел «ввернуть» про попа и осужденного. Оба тащились к месту казни в гнусную погоду, и вот батюшка решил как-то утешить того, чьи часы были уже сочтены: «Тебе, сын мой, только в один конец, а мне еще придется возвращаться! Бр-р!»
— Слушайте, Яша, оставьте ваши анекдоты хоть сейчас. Поймите, не до смеха.
— Есть, товарищ командир! — вытянулся Мошковский.
Как ни верил Минов в парашюты, а все же ему было крепко не по себе. Он волновался и не хотел, чтобы это заметил Яков. Мошковский тоже был очень возбужден. Он рано вылез на крыло и прятал голову за козырек пустой кабины.
Минов смотрел направо, вниз через борт, рассчитывая прыжок. Яков сам увидел, что пора. Глянул в глаза Минову. Тот поднял очки и пошевелил губами: «Ступайте, дорогой!»
Яков повалился, разворачиваясь лицом к земле.
Тут же у него из-за спины словно выстрелил белый жгут и вспыхнул перламутром раскрытой раковины.
У Минова выдуло слезы.
Он закрыл глаза очками и закрутил машину в радостную спираль, сопровождая парашютиста до земли.
Так и прочертил глубоким креном вокруг него.
Мошковский вскочил на ноги, помахал рукой. Шелк недвижно распластался рядом.
Когда Минов подрулил, Яшку уже качали. Он барахтался, что-то кричал.
Комиссар тут же стал записывать — прыгать захотели почти все летчики части.
За обедом только и разговоров было, что о прыжке Мошковского на злополучном парашюте. Когда подали второе, Юнгмейстер вдруг сказал:
— Не могу больше, Леонид... Должен сказать тебе: спички те были обе без головок.
Минов бросил вилку и нож.
— То есть как это прикажете понять? — резко сказал вставая.
— Так и понимай... Это у тебя, Леня, необыкновенный друг. Мошковский нам с комиссаром не давал шагу ступить: умолял, требовал дать прыгнуть именно ему. Убеждал, что мы не смеем рисковать Миновым!..

* * *

Должно быть, в тридцать пятом году Мошковский заехал в Коктебель, на Узун-Сырт.
В чудный августовский день на очередном планерном слете дул несильный, ровный ветер. Над южным склоном, что вечно любуется видом на Карадаг, гуськом парили молчаливые планеры...
Здесь Яша впервые познакомился с одним из них.
Еще перед обедом Мошковский появился на старте: оживленный, с шуткой, как добряк с кисетом: «Угощайтесь!.. Самосадик свой... Полноте, сколько угодно!»
— Яша, не хотите ли испробовать парение? — предложил начальник слета. — В вас не больше ста?
— Меня душит смех... Будто не знаете, что во мне семьдесят!.. Давайте, где ваш планер?
На старт подтащили учебный паритель. С кабины сняли фанерный футляр-обтекатель. Яше представилась сиротливая балка. На ней ручка управления, педали торчат поперек, чашка фанерного сиденья.
Минов пригласил:
— Садитесь, Яша, вы еще можете полюбить планеризм, — сам расправлял привязные ремни.
Мошковский сел, не моргнув глазом. Попробовал управление, рассматривая свои ноги на педалях. Впереди воздух. Более рельефно сапоги не представлялись ему еще ни в одной кабине.
— Мне как-то неловко, — изобразил он на лице смущение, — накиньте что-нибудь...
Надвинули обтекатель. Мошковский сказал Минову:
— Первый раз без парашюта... Ой, чему вы меня учили?..
Планеристы побежали под гору, становясь на амортизатор.
Мипов наклонился, сам инструктировал пилота. Из-под склона мы видели крыло, перед ним лицо Яши и плечи.
Через минуту раздалась команда:
— Старт!.. — И планер взлетел.
Это был самый короткий полет Яши Мошковского. Может быть, здесь сказалась его недооценка безмоторного летания.
Он слишком поторопился, набирая высоту.
Мы видели, как планер почти застыл на месте. Потом Яша сделал попытку развернуться вдоль склона, и планер, потеряв окончательно скорость, повалился на крыло.
Когда нос аппарата стал зловеще опускаться, все оцепенели.
Планер крутанул нечто похожее на полувиток штопора или спирали и рухнул на склон.
Как говорят, раздался характерный треск. Кто был на старте, стремглав бросились к планеру.
Яша не получил даже заметных ссадин. В этом смысле все кончилось очень удачно.
Несколько смущенный, он тут же уехал. Говорили, что был проездом из дома отдыха. Заскочил в гости к Минову.
Справедливости ради хочу заметить, что это далеко не единственный случай, когда опытный летчик не справился с первого раза с парением. Такой же срыв там же, на южном склоне Узун-Сырта, пережил, например, известный полярный летчик Сырокваша. И тоже не скрыл от нас смущенной обиды на планер.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мошковский Яков Давидович (1905-1939)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Март 2009 18:45

Порфирий Порфирьевич Полосухин
ЗАПИСКИ СПОРТСМЕНА-ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЯ И ПАРАШЮТИСТА
Литературная запись Сергея Владимировича Ревзина
Издание 3-е, переработанное
http://www.allbooks.su/chr_83/txt_author_id_3363/txt_book_id_8741/index_txt.html

Это было 12 июля 1935 года. Прошло менее месяца, и снова нам довелось демонстрировать на Тушинском аэродроме своё искусство. Теперь нашими гостями были многотысячные зрители, пришедшие на открытие первого слёта парашютистов. Праздник, посвящённый этому событию, начался оригинальным прыжком спортсмена Жижина, который, опускаясь под куполом парашюта, оглашал небо торжественным звуком фанфары.
Затем прыгали пионеры парашютного спорта: Минов, которого мы по аналогии с "дедушкой русской авиации" - лётчиком Росинским - называли "дедушкой советского парашютизма", и Мошковский, шутя присвоивший себе соответственный титул "бабушки".
Сергей Ефимов, Николай Гладков, Константин Кайтанов, Сергей Щукин и я показали живую диаграмму роста достижений советского парашютизма в затяжных прыжках - мы падали один дольше другого, не раскрывая парашютов, а Нина Камнева объясняла по радио зрителям, какие рекорды иллюстрирует "диаграмма". В конце праздника на аэродром был сброшен большой парашютный десант.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мошковский Яков Давидович (1905-1939)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Ноябрь 2012 21:54

Казахский фармацевтический вестник
http://pharmnews.kz/news/m_d_mashkovski ... 11-15-2023

 450px-Tomb_Mashkovsky_M_D_.jpg
 14.jpg
 30901.jpg
М. Д. Машковский - основоположник советской фармакологии

Другой старший брат Михаила - Яков Машковский в 1920 году в четырнадцатилетнем возрасте пробрался через линию фронта и приехал в Москву. Своего брата Шабсая он сразу не нашел и поэтому попал в интернат для беспризорных, который назывался «Экспериментально-наглядная школа имени Радищева». Здесь он окончил среднюю школу, затем учился на подготовительном отделении Химико-технологического института им. Менделеева. Рядом с общежитием располагалось теоретическое училище летчиков. Красивая форма и продовольственный паек повлияли на решение Якова стать летчиком. Позднее он окончил Балашевское летное училище и Борисоглебскую школу военных летчиков. С 1927 по 1930 годы служил в ВВС Московского военного округа, был старшим летчиком в воронежской Авиационной бригаде. В 1932 году была выпущена серия почтовых карточек «Парашют в СССР» тиражом 6000 экземпляров. На одной из них было изображение одного из первых парашютистов СССР Я. Машковского. В 1934 году ему было присвоено звание «Мастер парашютного спорта СССР». В 1933-1938 годах Яков возглавлял Высшую парашютную школу, а с 1938 года стал начальником спортивного отдела ЦК Осоавиахима. В 1937 году Яков Машковский принимал участие в высадке экспедиции «Северный полюс-1» (был вторым пилотом одного из самолетов), а также отвечал за парашютное обеспечение экспедиции. Эти события были подробно описаны им в книге «Записки пилота» (М.: «Молодая гвардия», 1938). В 1939 году Яков погиб во время показательного прыжка на Химкинском водохранилище. Сильный порыв ветра снес его на берег; в результате удара он получил травму черепа и через сутки, не приходя в сознание, скончался.


Что-то у меня с головой...
Мошковский-Машковский...
Может кто прояснит?
А эти почтовые карточки «Парашют в СССР» кто-нибудь ведел, может показать ?
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мошковский Яков Давидович (1905-1939)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Ноябрь 2012 08:56

Из Википедии:
братья:
Машковский, Михаил Давыдович (1908—2002) — советский фармаколог, один из основоположников фармакологии в СССР, академик АМН.
Мошковский, Шабсай Давидович (1895—1982) — советский инфекционист и эпидемиолог, член-корреспондент АМН.
Мошковский, Яков Давидович (1905—1939) — советский лётчик и парашютист, один из пионеров парашютизма в СССР.

младший почему-то одной буковкой отличается
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мошковский Яков Давидович (1905-1939)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Ноябрь 2012 10:21

 moshkovsky1.jpg
http://sport-necropol.narod.ru/moshkovsky.html
© Денис Шабалин, 2008 г.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мошковский Яков Давидович (1905-1939)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 25 Ноябрь 2012 10:30

ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2002 КИСЛЕВ 5763 – 11(127)
http://www.lechaim.ru/ARHIV/127/mail.htm

Мы с мужем давние почитатели журнала «Лехаим». Давно хотела написать вам о моем отце, да все не решалась. Но во время похорон на Новодевичьем генерала Лебедя, когда один из журналистов заявил, что на этом кладбище хоронят первого десантника, решилась.
Дело в том, что первый десантник, покоящийся на Новодевичьем, – мой отец Яков Давидович Машковский, родившийся 7 ноября 1905 года в Пинске, в Белоруссии, в семье учителя, которого в 1939 году расстреляли белополяки.
Отец учился в химико-технологическом институте Москвы и, как многие тогда молодые люди, увлекся авиацией, а затем и парашютизмом, стал одним из первых в СССР парашютистов, возглавил обучение этому делу летчиков. И в августе 1930 года на маневрах МВО под его руководством был спущен первый парашютный десант – этот день считается днем рождения ВДВ. В 1937 году отец принимал участие в высадке на Северный полюс группы папанинцев, был вторым пилотом самолета Алексеева и отвечал за парашютное обеспечение экспедиции. В 1938 году отец погиб во время парада в День военно-морского флота – не раскрылся парашют. Урна с прахом майора, мастера парашютного спорта, орденоносца Я. Д. Машковского замурована в правой части стены Новодевичьего возле захоронения жертв крушения самолета «Максим Горький».

С уважением Роза Геронимус,
Новосибирск
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мошковский Яков Давидович (1905-1939)

Сообщение Адольф Милованов » 10 Июнь 2014 18:08

РГАЭ. Ф. 9570. Оп. 2. Д. 106. (2 банки ф/к) Переписка с ЦК ВКП(б) и с ЦИК и ВЦИК и ЯАССР
Б. 1. Л. 2. Начальнику ХОЗУПРАВЛЕНИЯ ЦИК тов. Пахомову. 3 октября 1937г.
В соответствие с договорённостью с Вами о предоставлении квартир в домах ЦИКа Героям Советского Союза и орденоносцам Главсевморпути, прошу Вас дать квартиры следующим товарищам: … 7. Мошковскому Я.Д. дважды орденоносцу к/к Н-212 с семьёй из 4 человек - из 3 комнат до 50 кв.м. …
Учитывая специфическую потребность семьи каждого из них (этаж, расположение комнат, район, наличие гаража для персональной машины и т.д.) необходимо с Вашего разрешения предварительно осмотреть эти квартиры и вслед за тем оформить ордер на въезд.
Начальник ГУСМП при СНК СССР Шмидт О.Ю.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1288
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Мошковский Яков Давидович (1905-1939)

Сообщение Адольф Милованов » 06 Август 2016 19:58

 CIMG5750.JPG
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=20&t=189&start=15
Это о катастрофе Н-212 п/у Мошковского Я.Д. Похоронен на Новодевичьем кладбище. 4-7-2
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1288
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Мошковский Яков Давидович (1905-1939)

Сообщение Historik » 18 Октябрь 2018 13:56

 Мошковский.jpg

Я.Д.Мошковский - участник экспедиции на Северный полюс у "Авиаарктики". Москва. март 1937 г. Фото Б.Я.Фишмана - http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=5572595
Из коллекции ФГБУК "Государственный центральный музей современной истории России".
Historik
 
Сообщения: 492
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Мошковский Яков Давидович (1905-1939)

Сообщение fisch1 » 29 Октябрь 2018 11:25

 Мошковский.Записки пилота.PNG
Мошковский Я. Д. Записки пилота. Москва — Северный полюс — Москва / Подготовил к печати Н. Подорольский. — М: Молодая гвардия, 1938. — 222 с.

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН
fisch1
 
Сообщения: 2440
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Мошковский Яков Давидович (1905-1939)

Сообщение Борис Дворкин » 19 Январь 2020 20:06

Вот информация с http://voenspez.ru/index.php?topic=99205.20
МОШКОВСКИЙ Яков Давидович (1905-1939), начальник Учебно-лётного отдела Управления авиации Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР, военный и полярный лётчик, один из пионеров советского парашютизма, мастер парашютного спорта (его удостоверение за номером «2»).
Родился 7 ноября 1905 года в Белоруссии – в районном городе Пинске Брестской области. Еврей. Служащий из мещан. Был женат: супруга, Кронер Мария Михайловна, по состоянию на декабрь 1934 года – домохозяйка.
Партийность:
в 1923-1929 гг. – член ВЛКСМ («выбыл механически» по возрасту);
- в 1931-1936 гг. – беспартийный, но из «группы сочувствующих ВКП(б)»;
- в 1929-1930 гг. («был переведён в к-ты ВКП(б), утверждён бюро ВКП(б) части, но в ОПК [Окружная партийная комиссия] дело не попало, т.к. в 1930 г. я выбыл совсем из Воронежа. Потом дело затерялось») и в 1936-1939 гг. – кандидат в члены ВКП(б);
- с 1939 года – член ВКП(б).
Родители: Мошковские Давид Иосифович и София Ефимовна (в девичестве Гарбуз). Отец – из мещан города Пинска, народный учитель и в данном качестве в одной из еврейских школ Пинска преподавал еврейский и русский языки, а также историю и географию; в 1919 году «расстрелян белополяками по обвинению в сочувствии Советской власти». Мать – из мещан города Пинска, домохозяйка, при этом по состоянию на декабрь 1934 года проживала «на иждивении детей» в подмосковном посёлке Малаховка («Лермонтовская, 22»), а состоянию на первую половину 1939 года – на иждивении самого Я.Д. Мошковского.
Родственники по состоянию на первую половину 1939 года:
- старший брат – Мошковский Шабсай Давидович (1895-1982), советский учёный инфекционист и эпидемиолог, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Академии медицинских наук СССР (с 1946 года), эксперт Всемирной организации здравоохранения. К 1939 году – заместитель директора Института медицинской паразитологи имени Е.И. Марциновского-начальник отдела протозоологии и одновременно – начальник кафедры медицинской паразитологии Центрального института усовершенствования врачей; проживал по адресу: город Москва, Зубовская площадь, 2, квартира 2;
- младший брат – Мошковский Михаил Давидович (1908-2002), советский и российский учёный, член-корреспондент Академии наук СССР(с 1961 года), академик РАМН, один из основоположников отечественной фармакологии, выдающийся специалист в области создания, классификации и описания лекарственных средств и фармакотерапии, автор многократно переиздававшегося издания «Лекарственные средства (пособие по фармакотерапии для врачей)», доктор медицинских наук (с 1948 года), Герой Социалистического Труда (с 1991 года. Про). К 1939 году – младший научный сотрудник Всесоюзным научно-исследовательским химико-фармацевтическим институтом (ныне – ОАО «Центр по химии лекарственных средств»); проживал по адресу: город Москва, Госпитальная площадь, 3-А, квартира 4;
- сестра – Роза Давидовна. К 1939 году – медработник некоей столичной «больницы им. Обухова»; проживала по адресу: город Москва, Староконюшенный переулок, 17, квартира 1;
- сестра – Рахиль Давидовна. К 1939 году – инженер столичного Дербеневского химического завода имени И.В. Сталина; проживала по адресу: город Москва, Калашников переулок, 7, квартира 34;
- дядя по матери – «за границей имею дядю (брат матери), всю жизнь живёт в гор. Пинске б. Минской губ. (ныне – Польша). Жив ли он и чем занимается – не знаю, никакой вязи не мел и не имею»;
- племянница – Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981), в послевоенный период – известная советская детская поэтесса и прозаик.
Родители супруги: Кронер Михаил Григорьевич и Анна Марковна. По состоянию на декабрь 1934 года: тесть – инвалид, бухгалтер по гражданской специальности; тёща – домохозяйка, портниха по гражданской специальности; проживал по адресу: город Ленинград (ныне – Санкт-Петербург), улица Моховая, 4, квартира 27.
Образование:
- общее – среднее: начальное образование получил на дому к 1919 году; в 1922 году закончил в городе Москве образцово-показательную школу имени А.Н. Радищева (находилась в статусе школы 2-й степени); 1 июня 1923 года – первый курс рабфака при Московском практическом химико-технологическом институте имени Д.И. Менделеева;
- военное: 1 мая 1925 года закончил Ленинградскую военно-теоретическую школу Красного Воздушного Флота, а 1 июня 1927 года – 2-ю (Борисоглебскую) военную школу лётчиков имени Осоавиахима СССР.
До 1920 года – в городе Пинске «учился дома и служил делопроизводителем в лесной конторе».
С 1920 года – «жил в Москве в школе-интернате (образцово-показательная школа имени А.Н. Радищева)», при этом до 1922 года – воспитанник озвученной выше школы-интерната, а затем в течение года – слушатель первого курса рабфака при Московском практическом химико-технологическом институте имени Д.И. Менделеева.
С 1 июня 1923 года – на военной службе в советских ВВС: как доброволец стал тогда курсантом Егорьевской военно-теоретической авиационной школы, по причине чего (в силу ряда реорганизаций данного военно-учебного заведения) в 1924 году последовательно курсант Киевского военного училища Красного Воздушного флота и Ленинградской военно-теоретической школы Красного Воздушного Флота.
По выпуску 1 мая 1925 года произведён в краскомы с направлением на учёбу во 2-ю (Борисоглебскую) военную школу лётчиков имени Авиахима СССР (с 30 марта 1927 года – имени Осоавиахима СССР): здесь до 1 апреля 1927 года – учлёт.
С 1 апреля 1927 года и по 1 июня 1929 года – в городе Гатчина Ленинградской области как представитель лётно-подъёмного состава 55-й отдельной авиационной эскадрильи: последовательно младший и старший лётчик.
С 1 июня 1929 года и по 15 декабря 1930 года – в Воронеже как командир корабля 53-й отдельной авиационной эскадрильи 11-й авиационной бригады.
26 июля 1930 года во время сборов ВВС Московского военного округа на воронежском аэродроме вслед за краскомом ВВС Л.Г. Миновым выполнил показательный прыжок. И этот же прыжок стал самым первым в жизни Я.Д. Мошковского! Правда не обошлось тогда без происшествия: при приземлении Якова Давидовича снесло на строящееся здание, по причине чего понадобилась помощь пожарных, чтобы зависший высоко над землёй парашютист смог спуститься вниз по пожарной лестнице…
2 августа 1930 года впервые в истории советских Вооружённых Сил в ходе манёвров МВО в тыл условного противника с борта двухмоторного бомбардировщика французского производства «Фарман F.62 Голиаф» (пилот – лётчик Громов) был выброшен тактический десант. Последний состоял из двух групп. Командовать первой назначили краскома Л.Г. Минова, а второй – краскома Я.Д. Мошковского. При себе, помимо парашютов, десантники имели по две ручные гранаты и нагану.
Первая группа совершила прыжок с высоты 350 метров. На её выброску ушло всего лишь на всего пять секунд. При этом с борта этого же самого самолёта за ходом и результатом десантирования наблюдал Я.Д. Мошковский.
Место приземления – пахотное поле размером 600 на 800 метров, которое находилось в двух километра от Воронежа, вблизи хутора Клочково (ныне – в черте Воронежа).
Несмотря сильный порывистый ветер при приземлении обошлось без травм и ушибов.
В тот момент, когда «Фарман F.62 Голиаф» ложился на обратный курс, чтобы поднять на борт вторую группу десантников, над площадкой, где десантники освобождались от парашютного снаряжения, прошла тройка самолетов марки «Р-1», которая с высоты в 150 метров сбросила на грузовых парашютах два мягких почтовых мешка и четыре полутяжёлых короба конструкции Н.П. Благина. Это были контейнеры с оружием (винтовки, два ручных пулемёта) и с соответствующим боекомплектом.
К моменту приземления второй десантной группы (прыгала с высоты в полкилометра и также приземлилась без происшествий) оружие уже было распаковано и приготовлено к бою.
Впоследствии 2 августа 1930 год было объявлено в СССР датой рождения отечественных воздушно-десантных войск, а краскомы Л.Г. Минов и Я.Д. Мошковский удостоены неофициального титула пионеров советского парашютизма. В 1997 же году на месте высадки десанта был установлен памятный знак – гранитный камень, крашенный мемориальной доской с надписью: «Здесь 2 августа 1930 года произведён первый воздушный десант в СССР в количестве двенадцати человек».
Согласно ряду библиографических источников, якобы сразу после описанных выше манёвров краском Я.Д. Мошковский был «назначен первым в ВВС СССР начальником парашютной службы авиационной бригады», однако в официальном послужном списке и рукописных автобиографиях Я.Д. Мошковского данный факт не отражён, а посему может рассматриваться только и исключительно как голословное утверждение.
С 15 декабря 1930 года и по 1 марта 1931 года – «командир н/отряда» 61-й отдельной авиационной эскадрильи.
С 1 марта 1931 года и по 13 января 1933 года – начальник парашютного отдела Научно-испытательного института ВВС РККА. Место службы в данный период – сначала Центральный аэродром (Москва, Ходынка), а с 1932 года – Чкаловский аэродром (окрестности подмосковного города Щёлково).
С 13 января 1933 года – на военной службе в системе Осоавиахима: начальник дислоцировавшейся в подмосковном городе Тушино (ныне – в черте Москве) Высшей парашютной школы Осоавиахима СССР, при этом с 15 апреля 1933 – в резерве Красной Армии по должностной категории «К-9» (давала право на ношении в петлицах по три номенклатурные «шпалы»).
В Москве в период своей службы в системе Осоавиахима проживал:
- по состоянию на декабрь 1934 года – по адресу: Малый Козихинский переулок, 4, квартира 19;
- по состоянию на начало 1939 года – по адресу: Колокольников переулок, 8, квартира 8.
10 августа 1934 года в ходе авиационного праздника в Тушино, на котором присутствовал и И.В. Сталин, было публично оглашено постановление Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР о присвоении звания «Мастер парашютного спорта СССР» первым четырнадцати лучшим парашютистам страны. Второй в том списке значилась фамилия краскома ВВС Я.Д. Мошковского как «совершившего 101 прыжок, первому положившему начало массовому развитию парашютного спорта».
Он же «за развитие парашютизма в стране» Указом ЦИК СССР от 5 мая 1935 года был удостоен ордена Красной Звезды.
Из аттестации, датированной сентябрём 1934 года и подписанной начальником авиации Осоавиахима краскомом Е.А. Гельфером: «Тов. МОШКОВСКИЙ является пионером парашютного спорта Осоавиахима,
Прекрасно зная технику парашютного дела, он с увлечением относится к делу. Много труда положено тов. МОШКОВСКИМ за 1933-34 гг. делу внедрения парашютного спорта в широкие массы трудящейся молодёжи. Под его руководством подготовлена первая сотня инструкторов для парашютизма…
…Новым требованиям тов. МОШКОВСКИЙ не удовлетворяет [правильно – не соответствует], ибо 1) ему не хватает организационных способностей для нового масштаба работы;2) военное развитие его недостаточно; 3) вследствие недостатка политической грамотности и отсутствия навыков общественной работы он не в состоянии обеспечить руководство массовым занятием парашютным спортом.
Тов. МОЩКОВСКИЙ – беспартийный; политически подготовлен слабо; над своей военной и политичекой подготовкой н работает. Дисциплинирован слабо (проявляет недисциплинированность в воздухе). Не выдержан во взаимоотношениях с начальниками и с лицами, равными по службе. К подчинённым малотребователен. Очень часто на его поступках сказывается «головокружение от успехов», которые в парашютном спорте Осоавиахима пока невелики.
Беря во внимание подготовку тов. МОШКОВСКОГО и его личные качества, считаю его вполне соответствующим только должности начальника Высш. парашютной ОАХ».
В июне-июле 1935 года совместно с краскомом СССР М.Г. Забелиным, таким же, как сам, мастером парашютного спорта, в Тушино – в роли инструктора, обучающего парашютному делу следующих членов прибывшей в Москву французской военной делегации – капитана ВВС Фредерика Жея, капитана ВВС Андре Дюрьё и майора кавалерии графа Пешо Шалюе дю Рью. К слову сказать, по возвращению на родину капитан Фредерик Жей сформировал и возглавил первую французскую десантную часть, где как единственный в своей стране «дипломированный» специалист подготовил группу из пятидесяти парашютистов-инструкторов. Впоследствии дослужился до звания полковника. Его имя теперь почитается на родине на правах отца-основателям французских ВДВ!
Приказом НКО СССР за № 888/п от 14 мая 1936 года в качестве первичного он был удостоен военного (в современной терминологии – воинское) звания «капитан» с выслугой в полтора года, а в 1938 году (но не ранее октября) очередного – «майор».
В 1936-1937 гг. – начальник Отдела парашютного спорта Центрального аэроклуба СССР имени А.В. Косарева.
С марта 1937 года и по июнь 1938 года – на острове Рудольфа (самый северный из островов Земли Франца-Иосифа): как второй пилот в экипаже одного из четырёх четырёхмоторных самолётов АНТ-6-4М-34Р «Авиаарктика» из состава авиации Главсерморпути. И в данном качестве с 21 мая по 6 июня 1937 года обеспечивал высадку на дрейфующую льдину первой в мире советской полярной научно-исследовательской дрейфующей станции – «Северный полюс-1» под руководством И.Д. Папанина, а, начиная с вечера 13 августа 1937 года и на протяжении последующих нескольких месяцев, – в экспедиции по поиску пропавшего над Северным полюсом в ходе сверхдлинного перелёта из Москвы в Фэрбенкс (Аляска, США) советского четырёхмоторного самолёта ДБ-А с бортовым номером Н-209 и экипажем из шести человек во главе с прославленным полярным лётчиком Героем Советского Союза С.А. Леваневским.
За участие в озвученных выше полярных экспедициях Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 года был удостоен своей второй государственно награды – ордена Ленина.
По возвращению в 1938 году написал и в издательстве «Молодая гвардия» издал книгу «Записки пилота», в которой подробно описал свою арктическую одиссею.
Из аттестационного листа, датированного, предположительно, июнем 1938 года и составленного по лини кадрового аппарата Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР: «Награждён: орденом «Красная Звезда» [правильно – Красной Звезды] – за участие в развитии парашютизма; орденом Ленина – за участие в экспедиции на Северный полюс.
В настоящее время находиться в составе отряда на остр. Рудольфа.
Энергичный командир. Отличный лётчик.
Вполне достоин присвоения звания «майор».
Приказом по Центральному аэроклубу СССР имени А.В. Косарева за № 97 от 23 июня 1938 года и приказом по управлению того де аэроклуба за № 18 от 27 июля 1938 года зачислен на все виды довольствия с 23 июня 1938 года.
По возвращению вновь возглавил в структуре управления Центрального аэроклуба СССР имени А.В. Косарева Отдел парашютного спорта.
Из служебного отзыва, датированного октябрём 1938 года: «Капитан тов. МОШКОВСКИЙ Яков Давидович работает в Осоавиахиме с 1932 [правильно – с 13 января 1933] года. Последние годы тов. МОШКОВСКИЙ работал начальником Отдела парашютного спорта Центрального аэроклуба СССР.
В прошлом – энтузиаст парашютного дела.
В 1937 году принимал участие в экспедиции на Северный полюс и в поисках экипажа самолёта ЛЕВАНЕВСКОГО.
Неоднократно в том числе и в 1938 году, готовил парашютный десант к празднику 18-го августа. С этой работой справляется.
Военными качествами обладает, решителен, инициативен, но, проявляя инициативу, иногда способен не считаться с мнением коллектива и указаниями старших начальников. Излишне развязанный.
Состоял в группе сочувствующих ВКП(б). В 1938 году принят кандидатом в член ВКП(б).
Награждён правительственными [правильно – государственными] орденом ЛЕНИНА и орденам «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» [правильно – Красной Звезды].
Центральным советом Осоавиахима награждён знаком «ЗА АКТИВНУЮ ОБОРОННУЮ РАБОТУ».
Специально уточним, что высшей награды оборонного общества в лице нагрудного знака «За активную оборонную работу» был удостоен постановлением президиума Центрального совета Союза Осоавиахим СССР за № 296 от 9 октября 1933 года, однако в официальную картотеку кавалеров данной награды внесён с искажением фамилии – как Машковский, а не Мошковский.
Приказом Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 3 от 25 марта 1939 года назначен начальником Спортивного отдела Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова. Однако уже через несколько дней данная должность по причине реформирования центрального аппарата Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР была трансформирована в должность начальника Отдела воздушного спорта Управления авиации.
А ко второй половине июля 1939 года майор Я.Д. Мошковский – начальник Учебно-лётного отдела Управления авиации Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР.
24 июля 1938 года, совершая в ходе праздничных торжеств, посвящённых только что установленному Дню Военно-Морского флота, свой 302-й (по другим данным – 502-й) прыжок с парашютом (и он же сложный показательный, поскольку происходил над гладью Химкинского водохранилища), получил тяжёлую черепно-мозговую травму: порыв ветра снёс майора Я.Д. Мошковского, где тот со всего маха ударился головой о борт стоявшего там грузовика – передвижной торговой палатки.
Через несколько часов скончался, не приходя в создание.
Некролог в память выдающегося спортсмена-парашютиста был размещён на страницах центральной советской прессы 28 июля: «24 июля трагически погиб известный мастер парашютного спорта СССР майор Я.Д. Мошковский. С именем тов. Мошковского связана история парашютного спорта в нашей стране. Он был пионером массового парашютизма. Прекрасный мастер парашютного дела, смелый лётчик, он всю свою жизнь отдал делу укрепления оборонной мощи Советского Союза».
Прощание и гражданская панихида состоялись в Центральном доме работников искусств.
Тело майора Я.Д. Мошковского было кремировано, после чего урна с прахом под мелодию «Интернационала» была помещена в нишу древней стены Новодевичьего монастыря. А установил её туда выдающийся советский полярный лётчик Герой Советского Союза М.Т. Слепнёв.
Из списков личного состава системы Осоавиахима исключён приказом Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 17 от 28 сентября 1939 года.
В настоящий момент в городе Пинске бывшая улица Котлярская, в доме № 1 по которой некогда проживала семья Давида Иосифовича и Софьи Ефимовны Мошковских, носит имя братьев Мошковских – в память о выдающихся земляках в лице Шабсая, Якова и Михаила Мошковских.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Вложения
 moshkovskijj.jpg
 Мошковский.jpg
 мошковский с французами.jpg
Аватара пользователя
Борис Дворкин
 
Сообщения: 357
Зарегистрирован: 12 Июль 2018 09:20

Мошковский Яков Давидович (1905-1939)

Сообщение Адольф Милованов » 21 Январь 2020 10:52

Интересная деталь. В последней информации Борис Дворкин разместил наиболее полную информацию о Я.Д. Мошковском за подписью Юрия Ржевцева. НО! В ней совершенно не указан один очень важный эпизод из лётной работы героя. Восполняю этот пробел.
РГАЭ, ф. 9570, оп. 2, д. 126 (ф/к) 1б. до 129л. Приказы по ГУСМП с №361 по 500 за 38г.
Пр. 361 по ГУСМП 5.9.38г …
Л. 89. Пр. №408 по ГУСМП при СНК СССР 25.9.1938г.
За май и июнь 1938г в Полярной авиации имели 3 тяжёлых самолётных катастрофы:
Катастрофа самолёта Н-212 под управлением к/к Мошковского и пилота Глущенко при которой погибли: Герой Советского Союза т. Бабушкин, инж. Жутовский, б/м Гурский и врач Россалье с разрушением м/ч на 100%.
Катастрофа самолёта МП-1 Н-51 п/у инструктора Клименко при которой погиб весь экипаж в составе 4-х человек с разрушением м/ч на 100%.
Катастрофа самолёта Н-164 п/у лётчика Сизых, при которой погибло 8 человек и на 100% разрушен самолёт.
Расследованием всех этих катастроф установлено, что они произошли исключительно по вине лётного состава, грубо нарушивших Наставление по лётной службе.
Придавая исключительное значение борьбе с аварийностью Инспекция УПА с момента происшествий и по настоящее время проводила глубокое изучение и анализ аварийных материалов для окончательного установления истинных причин рассматриваемых катастроф.
В результате проделанной работы Инспекция установила, что катастрофа Н-212 произошла в результате нарушения со стороны экипажа отдельных пунктов Наставления по лётной службе.
а) После прилёта из Амдермы в Архангельск экипаж корабля не имел достаточного отдыха, а поэтому все просмотровые работы и текущий ремонт делались наспех с затратой большого количества энергии, что естественно привело к переутомлению всех людей с вытекающими отсюда притуплением внимательности в ответственный момент старта.
Нагрузка самолёта – 21,3 тонны состояла, главным образом из пассажиров, личных вещей и излишнего бензина, в данном случае не вызывавшегося никакой необходимостью, а всякое снижение полётного веса самолёта давало бы гарантию более лёгкого взлёта.
При развороте самолёта влево с момента старта не парализован был разворот, а после ухода самолёта влево больше, чем на 15 градусов – не прекращён разбег. Таким образом, последовало прямое нарушение П.41 Наставления по лётной службе.
К/к Мошковский и 1-й пилот Глущенко перед вылетом не осмотрели лично полосу взлёта. К/к Мошковский перед вылетом в рейс присутствовал на банкете, где употреблял спиртные напитки и отдыха за время пребывания в Архангельске имел не более 1 часа, что естественно привело к притуплению внимания и понижению лётных качеств.
В момент катастрофы на аэродроме возникла паника. Руководитель полёта командир Беломорского отряда т. Скворцов не проявил должных распорядительности и организованности, сам поддался общему настроению, в результате чего, имевшийся на аэродроме катер не был использован для оказания помощи пострадавшим.
Особо преступным упущением тов. Скворцова явилось отсутствие дежурного врача на аэродроме перед вылетом, как это требует Наставление по лётной службе, а поэтому первая медицинская помощь не была обеспечена.
б) Наличие в Николаевской школе морлётов неоднократных примеров беспечности в выполнении лётных заданий, ослабления дисциплины и нарушений Наставления по лётной службе привело к катастрофе самолёта Н-51.
Во время левого виража курсант т. Воротенков допустил ошибку в пилотировании, увеличив крен до перемены рулей, а инструктор т. Клименко, благодаря присущей ему беспечности и самоуверенности своевременно не остановил курсанта и в последний момент уменьшил крен одними элеронами, оставив ногу в прежнем положении. Хвост самолёта, таким образом, получил занос в сторону виража, и самолёт перешёл в штопор, продолжая до самой земли. Экипаж полностью погиб, самолёт разбит на 100%.
Расследованием установлено, что инструкторский и командный состав знали, что данный тип самолёта не выходит из штопора, а командование школы не заострило внимание лётного состава на особой тщательности и осторожности при выполнении упражнения №3, дабы исключить всякую возможность перехода в штопор. Также не было и нет чётких указаний, когда и при каких случаях лётным составом надлежит пользоваться парашютами.
Основной причиной катастрофы явилась система постановки лётной работы в школе, а инструктор тов. Клименко – ярким примером последствий, к которым эта система неминуемо должна была привести.
в) Из всех донесений с места непосредственного происшествия ясно, что катастрофа самолёта Н-164 произошла вследствие прямого нарушения Наставления по л/службе.
Лётчик тов. Сизых вёл самолёт на посадку с недопустимой скоростью подхода к воде с большим углом. Машина резко ударилась поплавками о поверхность воды, носовая часть поплавков обломилась, самолёт получил резкое торможение и скапотировал.
По имеющимся сведениям полёт из Сангар-Хая до Якутска и заход на посадку в Якутске протекали в нормальных условиях и произведены были т. Сизых правильно, но, как отмечалось выше, посадка была выполнена т. Сизых недопустимо небрежно и только вследствие этого самолёт СССР Н-164 потерпел катастрофу. Материальная часть уничтожена на 100%.
г) За рассматриваемый приказом период на Ленской АГ кроме катастрофы с самолётом Н-164 лётчика Сизых, - 24.8 с.г. произошла новая катастрофа самолёта Н-160 лётчика Черепкова, следствие которой ещё не закончено, но по предварительным данным, установлено, что причины этой катастрофы совершенно аналогичны с катастрофой Н-164. Аварийность на Ленской АГ была всегда ненормально высока, однако командир группы Галышев не принимал решительных мер борьбы с распущенностью ЛПС в отдельных случаях своим отношением к происшествиям создавая обстановку объективно располагающую к повторению аварий и катастроф. Всё это показывает, что несмотря на ряд мер, предпринятых УПА в направлении укрепления лётной дисциплины и повышения сознательности личного состава, в основной массе последнего до сих пор никакого перелома нет. Зазнайство, самоуверенность и отсутствие борьбы с аварийностью приводит к тяжёлым катастрофам с человеческими жертвами.
Командиры АГ, особенно Ленской попустительствуют неорганизованности и распущенности среди ЛПС. Массово-политической работы на линиях и среди ЛПС не проводится. Налицо большая засорённость политически сомнительными людьми и враждебными элементами, проводящими вредительскую работу.
В целях положения начала непримиримой борьбы за высокую дисциплинированность и сознательность, борьбы за ликвидацию всех отрицательных явлений Постановлением Правительства от 28.3.1938г. в системе Главсевморпути и в частности в УПА ПРИКАЗЫВАЮ:
П. 1. К/к СССР Н-212 пилота Мошковского и пилота Глущенко за нарушение Наставления по лётной службе, за допущение ничем не вызывавшейся перегрузки самолёта, за не серьёзный осмотр материальной части считать прямыми виновниками катастрофы самолёта – материалы по этому делу передать Прокурору СССР.

П. 2. Командира Беломорского отряда т. Скворцова, за допущение при катастрофе возникновения паники на аэродроме и непринятие необходимых мер по спасению пострадавших и оказанию им первой медицинской помощи, в связи с отсутствием дежурного врача – считать непосредственным виновным в увеличенном количестве пострадавших при катастрофе, а поэтому передать его дело в Главную Военную Прокуратуру.
П. 3. Начальнику школы морлётов т. Конкину за ослабление лётной дисциплины в школе, за непринятие мер борьбы со злостными нарушителями основных правил лётной службы, что в конечном счёте привело к катастрофе самолёта Н-51 – объявляю строгий выговор с занесением в личное дело.
П. 4. Командиру Ленской АГ т. Галышеву за недостаточную твёрдость в деле борьбы с аварийностью, результатом чего за короткий период времени произошли 2 тяжёлые катастрофы с человеческими жертвами и серьёзная авария самолёта Н-163 лётчика Прокопова – объявляю строгий выговор с занесением в личное дело.
Материалы по катастрофам самолётов СССР Н-163 и СССР Н-160 передать в Главную Военную Прокуратуру.
П.5. Начальнику УПА тов. Мазурук в 15-дневный срок с момента выхода настоящего приказа наметить конкретный план мероприятий по борьбе с аварийностью в системе Полярной авиации.
П. 6. Настоящий приказ довести до сведения всего личного состава Полярной авиации Главсевморпути.
Начальник Главсевморпути при СНК СССР … О Шмидт.
Зам. Начальник Политуправления Главсевморпути при СНК СССР … Рябчиков.

Д. 2963. Приказы №1-116 УПА 1938г. 7 янв-10 авг 1938г.194л.
Л. 155. Пр. 88, 11.6.1938г. П. 1. В связи с окончанием работ отряда по розыскам тов. Леваневского участников экспедиции считать прибывшими в Москву и с 10.6.38г откомандировать: …
П.5. Бобченко П.А. – 1-го б/механика полагать командировке в гор. Архангельск на самолёт Н-212.
Мошковского – командира корабля откомандировать в распоряжение Центрального аэроклуба им. Косарева с 13.6.1938г.
... Зам. Нач. УПА Главсевморпути Мазурук.

Опись 5. Дело 141. Переписка с СНК СССР 1938г. 213л.
Л. 196. Управление Делами СНК 26.9.1938г. №СО-4064 Сов. секретно
Прокурору СССР тов. Вышинскому А.Я.
ГУСМП тов. Шмидт О.Ю.
По поручению СНК СССР сообщаю, что СНК СССР согласен с предложением Прокурора СССР о предании суду командира самолёта Н-212 ГУСМП Мошковского
и о разрешении дела пилота Глущенко и коменданта аэродрома Скворцова в дисциплинарном порядке.
Управляющий Делами СНК Союза СССР (Н.П. Петруничев)
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1288
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения