Сосновский Иван Васильевич

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Сосновский Иван Васильевич

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Февраль 2009 16:48

Московский журнал
Н. Вехов
N 6 - 2006 г.
http://www.mj.rusk.ru/show.php?idar=801195

"Последний реформатор русского Севера"

Минуло шесть лет с того дня, как жители Архангельска проводили к новому месту службы своего губернатора А. П. Энгельгардта, энергия и дела которого пробудили самую северную русскую губернию от векового сна1. Многое из начатого Александром Платоновичем остановилось сразу после его отъезда. Но вот в ноябре 1907 года город облетело известие о назначении на должность архангельского гражданского губернатора Ивана Васильевича Сосновского, встреченное с надеждой и радостью: ведь тот начинал карьеру именно при Энгельгардте, прошел его школу, а значит, преобразование будет продолжаться...

И. В. Сосновский принадлежал к семейству, где "губернаторствование" являлось едва ли не традицией. Его отец, Василий Осипович Сосновский, действительный тайный советник, только в феврале 1901 года вышел в отставку с поста смоленского губернатора. Иван Васильевич родился в 1868 году, в 1890-м после окончания юридического факультета Санкт-Петербургского университета с "дипломом первой степени" поступил на службу в земский отдел Министерства внутренних дел. Его энергию и энтузиазм заметил А. П. Энгельгардт, летом 1893 года назначенный в Архангельск и набиравший себе штат новых сотрудников из числа перспективных служащих. Энгельгардт сразу предложил молодому чиновнику ехать с ним. После краткого семейного совещания (а к тому времени И. В. Сосновский уже был женат на княгине Любови Семеновне Тюменцевой) Сосновские решили перебраться в далекий Архангельск. Так Иван Васильевич впервые попал на Русский Север, начав трудиться там в должности младшего чиновника по особым поручениям.

В администрации А. П. Энгельгардта Сосновский прослужил лишь немногим более года, но за этот короткий срок успел многому научиться. С первых же дней своего пребывания в Архангельске он - в самой гуще событий губернской жизни: проверка состояния почтового тракта, инспекция строящейся грунтовой дороги от Койнаса до Усть-Цильмы, осмотр раскольничьих скитов, знакомство с соляными промыслами в Ненокском Посаде, участие в работе съездов по крестьянским вопросам и многое, многое другое. Вскоре последовало первое повышение - И. В. Сосновского назначают старшим чиновником по особым поручениям при губернаторе, которого он сопровождает в поездках по Онежскому, Кемскому, Кольскому, Печорскому уездам, на Мурман и Новую Землю: прекрасная "стажировка" в деле принятия масштабных административно-хозяйственных решений.

30 августа 1894 года "по засвидетельствованию начальства об отлично усердной службе и особых трудах" И. В. Сосновского награждают орденом Святого Станислава III степени и через короткое время отзывают в Санкт-Петербург на должность делопроизводителя земского отдела Министерства внутренних дел. Весной 1897 года он уже - старший помощник начальника канцелярии Комитета министров "сверх штата". Командировка на строящуюся Транссибирскую железную дорогу по "переселенческим делам" (1899) обозначила начало "сибирско-дальневосточного" периода его деятельности. Собрав "некоторые экспонаты для отдела Комитета Сибирской железной дороги" к Всемирной выставке 1900 года в Париже, Сосновский в качестве "заведующего" ими едет во Францию, где "за выставку" награждается кавалерским Крестом ордена Почетного Легиона. 1901-1903 годы Иван Васильевич проводит в командировках по Забайкальской, Амурской и Приморской областях с целью "выяснения некоторых вопросов, касающихся предстоящих в Забайкалье землеустроительных работ и казачьей колонизации Приамурского края". В январе 1903 года он возглавил отделение канцелярии Комитета министров, но на этом посту долго не задержался: 6 декабря 1904 года его переводят на должность пермского вице-губернатора, а уже из Перми по предложению министра внутренних дел П. А. Столыпина - в Архангельск.

И. В. Сосновский прибыл в столицу Русского Севера на поезде 22 декабря 1907 года. Тут же, в вокзальном помещении, он устроил небольшое совещание, наметив, кого будет ждать завтра с докладами, и отправился в губернаторский дом. Весь следующий день Сосновский принимал посетителей - "служащих по министерству иностранных дел", представителей военного и морского ведомств, иностранных консулов, "чинов прочих ведомств", делегации от всех сословий города, после чего обратился к собравшимся с речью. Посвятив несколько прочувствованных слов "памяти своего бывшего начальника и учителя, незабвенного А. П. Энгельгардта", он далее "упомянул о необходимости скорейшего проведения мероприятий по культурному и экономическому развитию Архангельского края, осуществление которых, к сожалению, несколько последних лет затормозились. В числе ближайших из таких мероприятий г. губернатор указал на введение в Архангельской губернии суда присяжных и земских учреждений, землеустройство удельных крестьян в Шенкурском уезде, расширение в губернии дорожной и школьной сети и проч."2. 30 декабря И. В. Сосновский встретился с городским головой Я. И. Лейцингером и гласными городской думы. Губернатор изложил свое видение реформы учебных заведений, объявив об открытии в Архангельске в 1908 году реального училища.

С самого начала стремясь обзавестись опытным и толковым заместителем, И. В. Сосновский пригласил на должность вице-губернатора действительного статского советника Александра Федоровича Шидловского, в 1903 году в чине полковника вышедшего в отставку. До этого Шидловский служил в столичном Пажеском корпусе офицером-воспитателем, занимал пост вятского вице-губернатора, то есть дело знал превосходно.

Весной 1908 года И. В. Сосновский начал тщательный объезд вверенной ему губернии, продлившийся до сентября. 10 июня он отправился на пароходе в Кемь. Трехдневная остановка в Соловецком монастыре - и вот Иван Васильевич в самом центре Беломорской Карелии. Отсюда он проделал до села Ухты путь длиной свыше 500 верст, испытав при этом "вопиющие неудобства летнего сообщения" в краю, где дорог не было совсем. Губернатору одна за другой открывались грустные картины: "Передвижение почты и пассажиров совершается частью в лодке по встречным озерам и речкам, а большей частью сухим путем по узкой тропинке, покрытой в многочисленных здесь болотистых и топких местах продольным деревянным настилом, когда бревна пляшут под ногами, требуют большого внимания и сноровки. На тех перегонах, где может пройти лошадь, кладь перевозится на особых санях с деревянными полозьями; а в остальных же местах багаж распределяется между бабами, заменяющими здесь обыкновенно лошадей, с зачетом две бабы за одну лошадь, и навьючивается ими на так называемые "крошни" - нечто вроде ранца из бересты, надеваемого на спину. За отсутствием селений по берегам Кеми между Панозером и Подужемьем женщинам, служащим на Панозерской земской станции, приходится грести бессменно с небольшими перерывами для отдыха и еды 80 верст вниз по течению до Подужемья и затем те же 80 верст идти на веслах обратно против сильного течения"3.

Было очевидно: подобная "первобытность" более нетерпима, она глушит связь внутренних районов Архангельской Карелии с акваторией Белого моря - основной транспортной магистралью Русского Севера - и препятствует развитию этой части губернии, увеличивая отток рабочей силы в более благоустроенную Финляндию. Осенью 1908 года Сосновский возбудил ходатайство перед Министерством внутренних дел о расширении в Карелии сети медицинских учреждений и об отпуске средств на постройку грунтовых дорог.

В первой половине июля И. В. Сосновского встречали на Мурмане, где он подробно ознакомился с рыбными промыслами и жизнью переселенцев, посетив все крупные становища и фактории, и наметил целый комплекс мер по развитию промысловой деятельности в Кольском уезде. Губернатор поддержал просьбу поморов о введении должности промысловых старост, которые решали бы возникающие между артелями и промышленниками спорные вопросы, и об обязательной регистрации промысловых судов, распорядился завезти на склады и в казенные магазины соль. Для сравнения увиденного на Мурмане с достижениями норвежских промысловиков И. В. Сосновский отправился в Норвегию - в города Вадсё и Вардё. На обратном пути губернатор осмотрел две колонии на полуострове Рыбачьем, по инициативе правительства, несколько десятилетий назад сделавшего ставку в освоении Русского Севера на скандинавов, заселенных финнами и норвежцами. "Для русификации местного норвежского и финляндского колонистского населения открыто за последнее время две школы Министерства народного просвещения в колониях Вайда-губа и Земляная. И. В. Сосновский обещал свою помощь в устройстве такой же школы в Цып-Наволоке, расположенном в восточной части Кольского полуострова. (...) В интересах развития Мурмана и его промыслов, далеко не удовлетворяющих до сего времени спроса наших северных губерний на треску и другую северную морскую рыбу, И. В. Сосновским возбуждены пред подлежащими ведомствами ходатайства: о разрешении выдачи ссуд на поморское промысловое судостроение, о пересмотре правил льготного заселения Мурмана с распространением их на пограничную с Норвегией полосу (имелись в виду берега Варангер-фьорда и Паз-реки. - Н. В.)"4.

Подобными ходатайствами заканчивались все поездки архангельского губернатора по уездам, где он посещал самые отдаленные волостные управления, сельские школы, лечебные учреждения, заботливо вникая в нужды местных жителей.

И. В. Сосновский ни на день не забывал о проблемах хозяйственного освоения Мурмана. В 1910 году вторично побывав тут, он с горечью отмечал, что за истекшее время на многокилометровом богатейшем мурманском берегу в колонисты "зачислено" всего 240 человек. "При таком темпе колонизации для заселения Мурманского края потребуется сотни лет. С этими выводами нельзя не сопоставить обнаруживающийся за последнее время упадок мурманских промыслов и агрессивное стремление наших западных соседей к использованию природных богатств исконно русской окраины"5. По мысли И. В. Сосновского, чтобы привлечь на Мурман переселенцев, им прежде всего нужно увеличить льготы, устроить в крупных становищах склады лесоматериалов, организовать "образцовую колонию". Губернатор предложил и место для нее - остров Кильдин, на котором "около 40 лет у бухты Монастырской живет семья принявшего русское подданство норвежского выходца Эриксена (на 1902 год у него имелся благоустроенный дом, 5 коров, 50 оленей, 18 овец, палубный листербот для промыслов и мелкие суда"6. Сосновский распорядился составить план земельных участков острова с целью "водворения сюда последующих колонистов". "В предотвращение антисанитарной и опасной в пожарном отношении скученности" участки на Кильдине должны были располагаться кварталами, разделенными широкими улицами. Выделялись места для церкви, школы, больницы, бани, факторий и складов, предусматривалось строительство верфи, "рыбацкой школы", пристани, эллинга. "Следует ожидать, что с устройством и дальнейшим развитием кильдинской образцовой колонии здесь благодаря исключительно благоприятным местным условиям создастся в недалеком будущем естественным путем, сам собою, не только промышленный, но и торговый центр, которого так недостает сейчас на Мурмане, продолжающем быть торговым данником соседнего Финмаркена, и в частности небольшого городка Вардё, процветающего за счет русских потребителей. Возлагавшиеся в этом отношении надежды на город Александровск, к сожалению, не оправдались; крупные затраты, произведенные в короткое время на искусственное создание этого города, долженствовавшего сразу же стать торгово-промышленным центром Мурмана, не могли устранить такого существенного недостатка, как отдаленность его от промыслового района и от большой торговой морской дороги"7.

Усилия И. В. Сосновского по защите интересов России на ее северных рубежах встретили понимание в правительственных кругах. В 1911 году под председательством товарища министра внутренних дел сенатора Лыкошина состоялось особое совещание, посвященное дальнейшей колонизации Мурмана. Решили образовать "междуведомственный комитет по заселению этой изобилующей рыбными богатствами окраины нашего Европейского Севера русскими колонистами" и приняли обращение к правительству: увеличить безвозмездную ссуду колонистам до 600 рублей, о чем ходатайствовал архангельский губернатор, и начать планомерное освоение Мурмана "путем устройства образцовых колоний, или культурных центров". Комитету было предложено подготовить и представить на рассмотрение Государственной Думы соответствующие документы. 18 июня 1911 года "Архангельские губернские ведомости" сообщали, что основные положения законопроекта "О мерах к упрочению преобладания русского элемента среди оседлого населения Мурмана" уже выработаны и внесены в Думу.

Не без участия И. В. Сосновского разрешился и спор о запрете на траловый лов рыбы (в тех местах, где идет ярусный лов), от которого в значительной степени зависело благополучие поморского населения и за который ратовали жители всех беломорских уездов, ведущих промысел на Севере. Предлагалось разрешить траловый лов не ближе 40 верст от берега. Иван Васильевич горячо поддерживал и другие пожелания поморов, имевшие целью улучшение промысловой деятельности, - например, оборудование в крупных становищах пристаней со складскими помещениями, введение льготных кредитов на закупку современных рыболовных судов, устройство небольших верфей на Мурмане и Белом море, прокладка сюда железной дороги, обучение детей в школах усовершенствованным способам лова рыбы, навигации и лоции, запрет в становищах торговли вином с транзитных грузовых пароходов. И. В. Сосновский завершил начатое еще при А. П. Энгельгардте устройство промыслового телеграфа. Если раньше телеграф функционировал только во время массового лова рыбы, то теперь в крупных становищах телеграфная связь стала постоянной. Чуть позже по инициативе губернатора во все мелкие становища провели телефонные линии. К телефонной магистрали подключили маяки, что значительно ускорило поступление информации о подходе рыбы и морского зверя к местам промыслов. К концу губернаторского срока Сосновского Архангельск имел надежное телеграфно-телефонное сообщение со столицами, уездами и даже с сопредельной Норвегией. Создавалась служба штормовых предупреждений, проект которой разработал известный специалист по организации рыбного промысла Л. Л. Брейфтус.

Архангельск постепенно избавлялся от своего многолетнего "захолустного" статуса. В 1908 году местные газеты сообщали о приезде в город известного тенора Мариинской оперы Николая Фигнера с супругой Ренэ Фигнер, о начале работ по устройству электрического освещения улиц, о близящемся к завершению строительству электростанции "мощностью на первое время до 3000 ламп при четырех машинах. (...) Отпуск энергии и устройство проводов в квартирах будут исполняться на выгодных условиях". Осенью, когда в Архангельске зафиксировали несколько случаев заболевания холерой, И. В. Сосновский "в сопровождении врачебного инспектора подробно осматривал холерный барак, (...) состоящий в заведовании доктора А. Хлопинского, причем нашел все в полном порядке и сделал распоряжение о снабжении находящихся в бараке больных теплым бельем. В видах предупреждения заноса холерной эпидемии в Поморье по распоряжению г. Начальника губернии организован осмотр пассажиров и команд на всех отходящих из Архангельска морских пароходах и поморских парусных судах. На каждый пароход Мурманского пароходства командируется на весь рейс фельдшер с необходимыми медикаментами и дезинфекционными средствами"8. Эпидемию удалось предотвратить.

Не осталась без внимания И. В. Сосновского и культурно-просветительская сфера, в которой одно из центральных мест занимал городской театр. Его добротное каменное здание было возведено в 1855 году "благодаря денежному содействию доброй памяти первостатейного купца Е. А. Плотникова" на углу Театральной улицы и набережной Северной Двины. С тех пор оно сильно обветшало. Весной 1910 года образованная из гласных городской думы "театральная комиссия" пришла к выводу, что для реставрации здания потребуется значительно больше средств, чем для строительства нового, место под которое отвели на углу "Воскресенской улицы и Троицкого проспекта, против дома Косторогова", постановив "объявить конкурс на составление проекта и учредить премию в 300 и 200 рублей за лучшие проекты"9.

На время губернаторства И. В. Сосновского пришелся и 200-летний юбилей великого уроженца Русского Севера М. В. Ломоносова. Сосновский принял в подготовке праздничных торжеств самое активное участие. В начале мая 1910 года он направил городской думе письмо со своими предложениями по увековечению памяти родоначальника русской науки в Архангельске. Одно из них - присвоить имя Ломоносова архангельской гимназии, в том же году отмечавшей 100-летие. С 22 мая 1911 года гимназия стала именоваться Ломоносовской. К ее юбилею выпустили серебряные и бронзовые нагрудные знаки; министерство народного просвещения ассигновало 270 тысяч рублей на строительство нового здания на углу Полицейской улицы и Псковского проспекта. В ноябре была учреждена гимназическая Ломоносовская стипендия "для образования одного из крестьян Архангельской губернии".

Большой общественный резонанс вызвала и другая инициатива И. В. Сосновского - учредить в Архангельске музей Русского Севера имени М. В. Ломоносова, объединив уже имеющиеся в городе публичный и рыбопромышленный Крайнего Севера музеи и епархиальное древлехранилище. "Для проектируемого Ломоносовского музея необходимо отвести вполне достаточное и для наличных, и для будущих коллекций помещение непременно в каменном доме, по возможности центрально расположенном и изолированном от других построек"10. Начинанию губернатора дали ход, и 8 ноября 1911 года император Николай II объявил подписку на устройство грандиозного по меркам того времени музея, начертав собственноручно: "Согласен, жертвую (...) 2000 рублей". Сначала (уже после отъезда Сосновского из Архангельска) дело продвигалась успешно. К 7 мая 1914 года сумма собранных средств перевалила за 30000 рублей, было выбрано место для постройки здания. Однако начавшаяся первая мировая война не позволила довести до конца начатое Иваном Васильевичем: 30 августа 1914 года его преемник С. Д. Бибиков уведомил городского голову Я. И. Лейцингера, что, по мнению министра внутренних дел, в столь тяжелые для России дни ставить вопрос о музее преждевременно - лучше отложить это до более благоприятных времен.

На рубеже 1908-1909 годов архангельский губернатор и его заместитель А. Ф. Шидловский, выступили с инициативой организовать Архангельское общество изучения Русского Севера - небывалое доселе объединение ученых, представителей городских властей и просто энергичных и любознательных граждан не только губернии, но и всей России, имеющее целью сохранение и пропаганду историко-культурного наследия этого уникального края, пробуждение широкого интереса к его дальнейшему изучению и освоению. Решением собравшихся в декабре 1908 года на первое совещание заинтересованных лиц были учреждены журнал Общества ("Известия Архангельского общества изучения Русского Севера"), библиотека, музей. Председателем единодушно избрали А. Ф. Шидловского. На событие откликнулись многие российские ученые и общественные деятели, выразившие желание вступить в Общество, почти на десять лет ставшее "русской северной академией"11.

И. В. Сосновский понимал: социально-экономический прогресс края тормозится отсутствием надежных транспортных коммуникаций. Две маломощные узкоколейки - Пермь-Котлас и Вологда-Архангельск - могли обеспечить лишь "прозябание", но не бурное развитие губернии. И вот в 1907 году в архангельских газетах стали появляться заметки о необходимости постройки железной дороги, позволившей бы "соединить Архангельский порт с областью Западной Сибири". 2 декабря 1909 года под председательством И. В. Сосновского состоялось расширенное совещание городской думы с участием представителей Биржевого комитета, купечества, морского порта, таможни и других ведомств, решившее "составить докладную записку от Архангельскго городского общественного управления с ходатайством об обращении внимания правительства на полную целесообразность соединения Архангельского порта железной дорогой с Западной Сибирью".

Оставался практически отрезанным от остальной России и Мурман. О прокладке сюда железнодорожного пути И. В. Сосновский начал хлопотать с первых дней своего правления. В данной связи заслуживает внимания обмен посланиями между архангельским губернатором и начальником Генерального штаба Е. А. Гернгроссом. Так, в письме из Петербурга от 13 апреля 1910 года говорилось о насущности для России проблемы обеспечения транзитной связи с внешним миром на случай войны: "В числе различный мероприятий этого рода выдвигается возможность использовать для означенной цели незамерзающую Екатерининскую гавань на Мурманском берегу". Сознавая слишком большую отдаленность такой перспективы, начальник Генерального штаба предлагал в качестве первоочередной меры устройство хотя бы грунтовых дорог, имея в виду использовать здесь автомобильный транспорт. 30 мая губернатор ответил на это приглашением "совершить путешествие по Лапландии для изучения на месте условий сооружения гужевых дорог"12.

В бытность И. В. Сосновского архангельским губернатором одной из главных его забот являлась постоянная борьба с иностранными нарушителями границ наших территориальных вод, ведущими браконьерскую добычу рыбы, пушнины, морского зверя. Выбирая время, когда Белое море еще покрывали льды и русские суда не могли выйти на промыслы, норвежские зверобойные и рыболовные шхуны по уже свободному Баренцеву морю проникали на Новую Землю, Колгуев, Вайгач и в Карское море. Они даже организовали несколько баз-поселений на Новой Земле, объявив эту часть архипелага никому не принадлежавшей, то есть бесхозной. Существовавшая практика посылки на летний период в районы промысловой деятельности поморов слабоскоростного военного транспорта "Бакан" не оправдывала себя - судно не поспевало за преследуемыми им норвежскими браконьерскими шхунами. Безусловной заслугой И. В. Сосновского следует считать организацию в 1910 году становища Ольгинского на Северном острове Новой Земли и выдворение норвежцев из незаконных поселений, а также покупку казной по его настоянию быстроходного судна "Андрей Первозванный" - для использования в качестве сторожевого корабля в Баренцевом море и у Новой Земли. Именно Сосновский инициировал ходатайство об учреждении пограничной стражи на русско-норвежской границе. Первый сторожевой пост "из 6 солдат гвардейского Измайловского полка с 4 кавалерийскими лошадями"13 был установлен в 1912 году - уже после отъезда Ивана Васильевича из Архангельска.

Время губернаторства И. В. Сосновского - время коренного улучшения деятельности Товарищества Архангельско-мурманского морского пароходства, осуществлявшего все транспортно-пассажирские перевозки по Белому и Баренцеву морям. В 1907 году в устье Северной Двины развернулись масштабные работы по модернизации и обустройству Архангельского порта. Углублялся фарватер, строилась первая в городе каменная пристань, расширялись мастерские по ремонту судов. Нужно было вводить новые скоростные пассажирские линии, но у Товарищества не хватало пароходов. Много неудобств доставляли жителям прибрежных селений бесчисленные мелководья и отсутствие навигационных знаков: погрузка и выгрузка производились далеко от берега, на близлежащие острова, а то и в лодки, люди по нескольку дней ждали парохода под открытым небом. По настоянию губернатора прежде всего были оборудованы приюты для пассажиров, снабженные всем необходимым на случай затяжного "сидения", а также крытыми моторными лодками14. С 1909 года на Мурманской линии Товарищества, обслуживающей наиболее важные в промысловом отношении районы, пароходное сообщение стало круглогодичным. Опять же по инициативе И. В. Сосновского Товарищество организовало заходы судов во все без исключения промысловые становища на мурманском берегу. Дальнейшей реорганизации подверглась и деятельность Товарищества на Белом море. В сентябре 1910 года на ежегодной Маргаритинской ярмарке в Архангельске Сосновский собрал на совещание судовладельцев-страхователей. Обсуждались вопросы страхования парусных судов с механическими двигателями, исследования течений в горле Белого моря - самом тяжелом участке акватории, углубления Корабельного устья Северной Двины. Поморы просили установить маячные огни в Сорокской и Кемской губах, других опасных для плавания районах. На обращение губернатора и директора-распорядителя Товарищества Г. П. Антоновского директор маяков и лоций Белого моря подполковник Арский рапортовал, что в марте 1911 года им созывались две комиссии "из сведущих лиц при участии г. Антоновского и капитанов Мурманского пароходства, в которых выработана программа маячных сооружений на 1911-1912 годы. Программа эта будет проведена в жизнь по утверждении ее Главным гидрографическим управлением в зависимости от ассигнованных средств и в достаточной степени удовлетворит ближайшие неотложные нужды безопасного мореплавания"15.

В тот же период приступили к реализации беспрецедентного проекта - оборудования морской трассы коммерческого сообщения между Западной Европой и Западной Сибирью надежной телеграфной связью. К августу 1912 года предполагалось построить четыре радиотелеграфных станции - две дальнего действия (в предместье Архангельска Исакогорке и в Югорском Шаре) и две местного значения (в Карских Воротах и в Байдарацкой губе). Работы начались в летнюю навигацию 1911 года (к местам строительства отправились пароходы с материалами, рабочими и оборудованием), а завершал их уже вышеупомянутый С. Д. Бибиков.

Заполненный до отказа кипучей деятельностью четырехлетний срок губернаторства миновал быстро. Ивана Васильевича ожидало новое место службы - Одесса. В ноябре 1911 года он официально распростился с архангелогородцами, устроив в театральном зале Коммерческого собрания обед, на котором городской голова Я. И. Лейцингер просил его "принять на себя звание почетного гражданина Архангельска". В память о деятельности И. В. Сосновского на посту губернатора ему преподнесли красочный альбом, где в многочисленных фотографиях эта деятельность была подробно и впечатляюще отражена.

Итак, Иван Васильевич Сосновский уехал в Одессу. Вскоре грянула революция. Дальнейшая судьба "последнего истинного реформатора и радетеля Русского Севера", включая год и обстоятельства его смерти, остается неизвестной.


--------------------------------------------------------------------------------

1. Подробнее об архангельском губернаторе А. П. Энгельгардте см.: "Московский журнал". 2003. N 5. С. 2-8.
2Архангельские губернские ведомости. 1907. 29 декабря.
3Краткое описание поездок и. д. архангельского губернатора И. В. Сосновского в 1908 г. Архангельск, 1908. С. 45.
4. Там же. С. 20.
5. Государственный архив Архангельской области (ГААО). Ф. 1, оп. 9, д. 633 "в", л. 3.
6. Там же. Л. 11.
7. Там же. Оп. 8, д. 2565, л. 3.
8. Архангельские губернские ведомости. 1908. 30 сентября.
9. ГААО. Ф. 2006, оп. 1, д. 50 "а", л. 5.
10. Газета "Архангельск". 1910. 24 августа.
11. Подробнее об Архангельском обществе изучения Русского Севера см.: "Московский журнал". 2000. N 9. С. 38-40.
12. ГААО. Ф. 1, оп. 8, т. 1, д. 2565, л. 1-3.
13. Газета "Архангельск", 1912. 14 июня.
14. ГААО. Ф. 304, оп. 1, д. 335, л. 209.
15. ГААО. Ф. 1, оп. 8, д. 2587, л. 43.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Сосновский Иван Васильевич

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Февраль 2009 17:05

Северный край: иллюстрированный альбом Архангельской губернии, 1914 г./Арханг. обл. краеведческий музей.- Архангельск, 2006 («Правда Севера»).

Переиздание иллюстрированного альбома «Северный край», впервые вышедшего из печати в Санкт-Петербурге в 1914 г., осуществлено Архангельским областным краеведческим музеем и посвящено архангельскому губернатору И.В.Сосновскому. Альбом содержит около 170 снимков, изображающих города и населенные пункты Архангельской губернии, старинные северные храмы, картины жизни края. Автором большинства из них является фотограф Я.И.Лейцингер, сопровождавший И.В.Сосновского в его поездках по губернии. В альбоме также помещены два портрета губернатора и маршрутная карта с обозначением его служебных поездок.

Коллеги! Покажите!!!
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Сосновский Иван Васильевич

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Февраль 2009 19:44

padsee пишет:Северный край: иллюстрированный альбом Архангельской губернии, 1914 г./Арханг. обл. краеведческий музей.- Архангельск, 2006 («Правда Севера»).
...
Коллеги! Покажите!!!


Чую - опять страшный дефьцыт будет.

У нас, например, местный историк к 70-летию перелета Чкалова-Байдукова-Белякова через полюс выпустил здоровый альбом, посвященный только и исключительно этому событию.

Я его в новостях видел разок, а более - нигде.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Сосновский Иван Васильевич

Сообщение Инспектор » 20 Февраль 2009 20:19

padsee пишет:Северный край: иллюстрированный альбом Архангельской губернии, 1914 г./Арханг. обл. краеведческий музей.- Архангельск, 2006 («Правда Севера»).

Переиздание иллюстрированного альбома «Северный край», впервые вышедшего из печати в Санкт-Петербурге в 1914 г., осуществлено Архангельским областным краеведческим музеем и посвящено архангельскому губернатору И.В.Сосновскому. Альбом содержит около 170 снимков, изображающих города и населенные пункты Архангельской губернии, старинные северные храмы, картины жизни края. Автором большинства из них является фотограф Я.И.Лейцингер, сопровождавший И.В.Сосновского в его поездках по губернии. В альбоме также помещены два портрета губернатора и маршрутная карта с обозначением его служебных поездок.

Коллеги! Покажите!!!


Я о таком впервые слышу. В продаже его не было, нигде не видел, но могу поспрошать у музейщиков...???
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 804
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Сосновский Иван Васильевич

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Март 2009 19:25

padsee пишет:Северный край: иллюстрированный альбом Архангельской губернии, 1914 г./Арханг. обл. краеведческий музей.- Архангельск, 2006 («Правда Севера»).
Переиздание иллюстрированного альбома «Северный край», впервые вышедшего из печати в Санкт-Петербурге в 1914 г., осуществлено Архангельским областным краеведческим музеем и посвящено архангельскому губернатору И.В.Сосновскому. Альбом содержит около 170 снимков, изображающих города и населенные пункты Архангельской губернии, старинные северные храмы, картины жизни края. Автором большинства из них является фотограф Я.И.Лейцингер, сопровождавший И.В.Сосновского в его поездках по губернии. В альбоме также помещены два портрета губернатора и маршрутная карта с обозначением его служебных поездок.


 feaade7092dct.jpg
 1b793353cf9dt.jpg
Одна из фотографий из альбома И.Ю. Соберга: Архангельская губерния. Холмогорский уезд.
Лесозаготовители. 1910-е гг. (Публикуется впервые).
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Сосновский Иван Васильевич

Сообщение [ Леспромхоз ] » 06 Март 2009 12:05

 1.jpg
И.В. Сосновский. Чиновник особых поручений при Архангельском Губернаторе (1893-1894 гг.)

 2.jpg
И.В. Сосновский. Архангельский Губернатор (1908-1911 гг.)

 3.jpg
Карта Архангельской губернии с маршрутами служебных поездок губернатора
И.В. Сосновского в 1908-1911 гг.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск


Сосновский Иван Васильевич

Сообщение ЧАЙКА СВ » 12 Апрель 2016 10:28

Фото И.В. Сосновского с просторов интернета.
Вложения
 i_046 И.В. Сосновский.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения