Петрунь, М-2

Тема: Арктические и Антарктические полярные станции. Постоянные, сезонные.

Петрунь, М-2

Сообщение [ Леспромхоз ] » 04 Январь 2009 14:13

Петрунь М-2.

Синоптический индекс: 23324.
Начало наблюдений - апрель 1903 г.
Координаты: 66°26'С, 60°46'В.
Высота метеоплощадки над уровнем моря: 60,8 м (грунтовый металлический репер).
Штат: 7 ед.

Станция расположена в долине р. Уса в 4 км к востоку от впадения в нее р. Б.Роговой.
Рельеф окружающей местности - слабоволнистый со множеством болот и небольших заболоченных озер. Станция расположена в зоне лесотундры. Рстительность тундровая. Зрелый лес встречается небольшими полосами в речных долинах. Почвы в районе станции болотно-торфяные.
В 1903 г. приборы были установлены в центре села возле церкви. В 1915 г. все приборы перенесены во двор дома наблюдателя. В октябре 1924 г. станция восстановлена в центре села, регулярные наблюдения начались с 1925 г.
1 октября 1932 г. метеорологическая площадка перенесена на 500 м к юго-востоку на окраину села, а 21 октября 1937 г. - на 200 м к востоку.
Наблюдения производятся в 8 синоптических сроков. Станция входит в состав опорной сети.

Адрес: 169832, Республика Коми, Интинский р-н, ГМС Петрунь.
Тел: 8 (82145) 94-2-36

 1.jpg
 2.jpg
 3.jpg


История возникновения села Петрунь, которое раньше называлось Болбан, очень интересна. Сами жители села любят рассказывать разные версии по этому поводу. Наиболее распространенным является мнение о том, что село было основано в 1871 году братьями Симоном, Петром и Иваном Хозяиновыми из Мохчи на месте оленеводов-ненцев, которые приносили здесь жертвы своему идолу Болбану.
До всероссийской переписи населения, состоявшейся в 1897 году, Болбан было уже достаточно большим, по северным меркам, поселением, насчитывающим 16 дворов с 52 мужескими и 39 женскими душами, но о нем никто не знал. Не было оно известно ни людям, ни властям, не значилось на картах. Открыл село дьякон Ардалион Колчин, занимавшийся переписью. Пресвященный архиепископ Иоанникий распорядился самоедское капище срыть, построить православную церковь, а дьякона посвятить в священники нового храма. По высочайшему велению село Болбан было переименовано в Петрунь.

Петрунью село названо по имени отца первопоселенцев – Петра Семеновича Хозяинова. Старожилы уточняют, что свое новое название село получило в 1914 году на сельском сходе.

В народных преданиях существует и другая версия христианизации села: якобы дьяк Ардальон Колчин согнал всех людей в воду, окрестил в православную веру, а так как сам был пьян, а дело было в Петров день, то всех мужиков нарек Петрами.

Источник: http://www.rusvera.mrezha.ru/370/11.htm

Из истории метеонаблюдений в с. Петрунь.
Отрывки из книги: Л.Н. Малофеевская
ГОРОД НА БОЛЬШОЙ ИНТЕ
г. Сыктывкар, 2004
http://www.gorod-inta.ru/?96310001

И.Н. Сорвачев - первооткрыватель интинских углей


В истории открытия Печорского угольного бассейна до недавнего времени существовала такая легенда, будто житель деревни Тит В.Я. Попов, охотясь в 1921 году на реке Воркуте, нашел черный камень, бросил его в костер, и тот начал накаливаться, потрескивать, вспыхнул и загорелся жарким пламенем. Набрал он этого камня в мешок и отправил в Москву, лично В.И. Ленину: И в результате в Коми крае, на Печоре, появились геологи, началась индустриализация края. И всем этим мы были обязаны Советской власти.
На самом деле события разворачивались совсем по другому сценарию. И все это происходило до революции 1917 года.
В 1900 году в селе Петрунь, что находится у Полярного круга, появился новый житель - Иван Николаевич Сорвачев. Приехав, он сразу же в верхней части села ставит собственный дом, с разрешения земской управы открывает государственный магазин, начинает торговать мукой и солью, не оставляя свой основной заработок - оформление местной церкви. В 1903 году в селе Петрунь была построена вместо сгоревшей новая деревянная Георгиевская церковь, оформлением которой и занялся Иван Николаевич, имея за плечами многолетний опыт художника-оформителя.
Нового селянина тянут к себе богатая пушным зверем тайга, река Уса и озера, изобилующие ценной рыбой. Иван Николаевич занимается охотой и песцовым промыслом - выращиванием песцов. Маленьких песцов, крестоватиков, он за бесценок покупал у оленеводов, растил их до 760 голов в год и сбывал торговым организациям.
Вместе с тем, он был довольно образованным человеком, сведущим во многих делах. Любил читать книги, выписывал газеты и журнал Русского географического общества. Петруньцы старшего поколения помнят его как необыкновенно одаренного, доброго человека, готового всегда прийти на помощь.
Поселившись в селе Петрунь, Сорвачев занимался разнообразной деятельностью: сельским хозяйством и охотничьим промыслом, агрономией и гидрометеорологией, строительным делом и живописью, врачеванием домашних животных, оказывал медицинскую помощь людям, торговал, выпекал хлеб для оленеводов и вел поисковые работы на уголь. Столь разнообразная детальность И.Н. Сорвачева объясняется, по-видимому, его поисками различных, наиболее выгодных источников заработка, наилучшим способом приложения своих сил, знаний, исключительной предприимчивостью и деловой энергией, и теми общественно-политическими условиями, в которых он жил.
Приехал он в село Петрунь по рекомендации П.П. Матафтина - чиновника по крестьянским делам Печорского уезда, с которым был знаком несколько лет. Объявив себя "самоедским царем" в 1903 году, Матафтин явно рассчитывал на поддержку и помощь Сорвачева. И новое место жительства - село Петрунь, "как узловой пункт кочевников-оленеводов, куда приезжает почти весь состав оленеводов", устаивало их обоих.

Справка. Петр Платонович Матафтин родился примерно в 1852 году. Из потомственных вологодских дворян. В 1886-1892 г.г. - мировой судья Усть-Сысольска. Получил высшее сельскохозяйственное образование. С 1896 года - чиновник по крестьянским делам второго участка Печорского уезда, жил в Ижме. В 1897 году произведен в чин губернского секретаря, в 19900 году стал титулярным советником, с 1901 года - коллежский асессор. Всесторонее знал Север. В 1903 году на сборе старшин кочевых ненецких племен представился сыном императора Александра III, предъявил старшинам царскую "дарственную грамоту" на владение тундрой и кочевыми народами. Он собирал отмененный как раз в 1903 году пушной ясак с ненцев, в союзе с пижемским торговцем Е. Кирилловым сбывал пушнину в Москве, Нижнем Новгороде и других городах России, в течение нескольких лет устанавливал для ненцев различные "налоги" в свою пользу ("покопытный налог" на оленьи стада и др.). В 1908-1912 г.г. Матафтина привлекли к судебной ответственности за грабежи и злоупотребления по должности, но ввиду отсутствия показаний свидетелей дело замяли. В Архангельске Петра Платоновича считали "ископаемым чудовищем". По версии Л. Смоленцева, Матафтин выступил в 1914 году организатором убийства А.В. Журавского. После революции 1917 года он был арестован и в тюрьме покончил с собой.


Иван Николаевич приехал в село Петрунь с выношенной идеей заняться поисками угля в этом крае. Делом по розыску угля в тундре поручил ему заниматься первоначально швед, очевидно. Концессионер акционерного общества "Стелла Поляре", где в конце XIX века приказчиком по заготовке лесоматериалов работал Сорвачев. Но, как позднее утверждал Сорвачев, П.П. Матафтин "отговорил" его работать на шведа и убедил, что уголь важен и нужен самой России. И вместо аванса Матафтин дал Сорвачеву 1000 пудов хлеба, который Иван Николаевич реализует в магазине по государственным ценам. Вырученные деньги Иван Николаевич употребляет для найма рабочей силы по розыску угля.
Поисками угля он начинает заниматься сразу и очень интенсивно. Родственники исоседи утверждали, что еще не успеет растаять снег в тундре, а Иван Николаевич надевает свое полевое обмундирование, берет ружье и исчезает из села до поздней осени. Так продолжалось вплоть до 1910 года. За это время он многое успел: прошел пешком и обследовал реки Усу, Косью, Нечу, Большую Инту, Малую Сыню, Адзьву.
Известно, что в эти годы по реке Усе от ее устья до реки Роговой прошел маршрутом Н.А. Кулик, который неоднократно бывал в Петруни. Очевидно, что Сорвачеву были известны цели и задачи геологических исследований Н.А. Кулика.
В 1910 году Сорвачева обвинили в растрате хлеба, судили, и он 19 месяцев отсидел в Усть-Цилемской тюрьме, но не отказался от идеи по изучению окрестных мест.



Кто же такой житель села Петрунь гражданин Сорвачев?
Сейчас, когда мы имеем архивные документы, выстроить биографию Ивана Николаевича просто. Иван Николаевич Сорвачев родился в 1865 году в деревне Тентюково, пригород Усть-Сысольска. Закончил уездное училище в Усть-Сысольске. Отец его писал иконы для церквей, а Иван Николаевич чеканил ризы, иконостасы и украшал паникадила. До 24 лет жил он в Усть-Сысольске, разъезжая по селам сначала вместе с отцом, а потом самостоятельно, работал по оборудованию церквей и иконостасов в них. Украшал церкви в селах Визинга, Пожег, Пыелдино и др.
Делом по оборудованию церквей занимался до 1898 года, по подряду оформлял церкви в селе Галове, Щелья-Юре, Ласте и других ижемских селах. Одновременно увлекся выделкой кожи. Имел кожевенный завод в Щелья-Юре и с помощью наемной рабочей силы заготовлял до 1800 кож в год.
Затем два года работал в селе Кожва приказчиком по заготовке лесоматериалов для лесопильного завода шведской акционерной компании "Стелла Поляре".
С 1900 по 1931 год - более 30 лет жизнь Ивана Николаевича связана с селом Петрунь. И все это время он не переставал удивлять сельчан своей надежностью, основательностью и энергией. И за какое бы дело он ни брался, все у него получалось. Между тем, у Сорвачева подрастают сыновья Александр и Вячеслав. Иван Николаевич срубил новый дом, обзавелся скотом, хозяйством; приобрел конную косилку и конные грабли. Имел неплохие связи в ижемских селах, наладил скупку в сбыт пушнины, продукции оленеводства. С 1917 по 1928 годы имел 200 голов оленей, получал от них доход.
Со временем коммерческое дело он передает сыну Александру, а сам занимается сельскохозяйственным опытничеством: у Полярного круга возделывает картофель, морковь, капусту, осушает болото, а в 1915 году приступает к фенологическим и водомерным наблюдениям. Открывает любительскую метеостанцию и водомерный пост на Усе, становится наблюдателем. За это получает жалование 18 рублей. Работает до 1930 года, когда его, в связи с отнесением к классу кулаков, снимают со службы.

Немало еще добрых дел на счету Сорвачева. Он собирал травы, делал отвары и настойки, лечил людей и животных и, как правило, бесплатно. В 1914 году он был подрядчиком строительства первой школы в селе. Это здание и по сей день украшает центральную улицу Петруни. Сейчас здесь размещается торговый центр.
Но бурное трудное время не обошло стороной Сорвачева. Его семью лотнгосят к классу кулаков. А в государстве уже идет экономическая борьба, рассчитанная на подрыв крепких крестьянских хозяйств. В период организации колхоза и ликвидации кулачества как класса в селе Петрунь по доносу его арестовывают, якобы за порчу сепаратора и скрытую антисоветскую агитацию среди населения, с другими пятью кулаками Я.И. и А.В. Хозяиновыми, Г.Н. Поповым, С.А. Каневым и П.А. Семяшкиным.
Обвинения сочли обоснованными, хотя все материалы на обвиняемых носили явно предположительный характер, никто из них свою вину не признал и на допросах не подтвердил письменных показаний свидетелей.
Из материалов дела видно, что Сорвачев имел непосредственное отношение к открытию Интинских и Неченских углей. Выполняя распоряжение Матафтина, он организовал материально-техническое снабжение разведки на уголь. Примечательно, что действия Сорвачева и Матафтина были направлены на сохранение месторождения угля для России, несмотря на интерес к углю иностранных концессионеров. Данный эпизод по делу не был взят во внимание и подробного расследования по делу не получил.
Несомненно, Сорвачев и другие его "подельники" преследовались по классовому признаку и были осуждены не судом, а тройкой ПП ОГПУ Северного края во внесудебном порядке, что является грубым нарушением юридических норм и прав человека.
Из протокола допроса обвиняемого: "Сорвачев, 65 лет, по национальности коми, женат, всего семейства 9 человек (есть при мне женатый сын Александр Иванович, который осужден за невыполнение нормы выработки на лесозаготовке к двум годам с конфискацией имущества). Образование общее среднее, соцположение - кулак. В хозяйстве имею: 3 коровы, 3 лошади (из них две присуждены по делу сына), овец - 2; сельхозорудия: грабилок - 1, косилок - 1, земли не имею, хлеб у нас не родится, пожни сенокосные без нормы, ставлю сена сколь хватает силы. За 1930 год у меня три коровы пали из-за бескормицы. У многих брал деньги взаймы для уплаты сельхозналога (был обложен налогом в этом году на 1360 руб.), задолжал некоторым сельчанам по 100-150-200 рублей, с которыми так и не расплатился".
Несмотря на это, Иван Николаевич вместе со своими односельчанами Я.И. Хозяиновым, П.В. Семяшкиным, Г.Н. Поповым отнесены к категории "контрреволюционный кулацкий актив", высланы в Чибью и расстреляны в 1931 году. В настоящее время все они реабилитированы.
Возможно, легенда о находке угля В.Я. Поповым совместилась с реальной жизнью И.Н. Сорвачева, в особенности в той ее части, что касалось поисков угля. В истории открытий совмещения легенд и реальностей возможны. Но то, что все это было не после революции, а до нее; и не на реке Воркуте, а на Большой Инте и Нече; и обнаружил уголь не Попов, а Сорвачев; и отправил этот уголь не Ленину, а Чернышеву - это "мелочи", в то время никому не нужные детали. В эпоху тоталитарного режима модно было заигрывать с народом, доказывая тем самым, что он является двигателем прогресса, а за ложь или молчание давали ордена. Так на деле поступили с В.Я. Поповым.
В геологических кругах считают, что партия, возглавляемая Е.Д. Сошкиной, открыла Интинское месторождение, обнаружив нижнепермские угли на реке Большая Инта, хотя это было повторное открытие, да и на Интинском месторождении ее партия пробыла несколько часов. Усилия же, затраченные Сорвачевым и Матафтиным, неизмеримо более значительны, да и по времени осуществлены на 12 лет раньше. Но их имена как-то остались на обочине истории открытия Печорского угольного бассейна.
В этом, очевидно, и заключается одна из драматических страниц истории Печорских углей.
Открытое Сорвачевым и Матафтиным Интинское месторождение угля на ряд лет оказалось забытым. Видный в то время ученый-геолог, академик А.П. Павлов, учитель будущего профессора А.А. Чернова, летом 1918 года писал: "В собственно Печорском Крае не только каменноугольных богатств, но и вообще каменного угля не имеется"...

Сорвачев Иван Николаевич, 1865 г. р., коми, место рождения: г. Сыктывкар, Коми АССР; место проживания: с. Петрунь, Ижемский район, Коми АССР, крестьянин. Арестован 17.02.1931 г. Осужден 17.06.1931 г. "тройкой" при ПП ОГПУ Северного края по ст. ст. 58-1 УК РСФСР, 58-10, 58-14 УК РСФСР к высшей мере наказания.
http://visz.nlr.ru/search/lists/komi12/241_13.html
Возвращенные имена: Список жертв политических репрессий, осужденных на территории Республики Коми
(Покаяние: Коми республиканский мартиролог жертв массовых политических репрессий.
Т. 1-2.- Сыктывкар, 1998-1999)
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Петрунь

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Январь 2009 22:06

Не совсем в тему, но очень интересно.
Газета "Республика", № 174 (3848)
27 сентября 2008 года


Богомазы Сорвачевы


 5.jpg
Икона, предположительно написанная Н.Сорвачевым.

Династия усть-сысольских иконописцев оставила заметный след в культуре Коми края, хотя сегодня он просматривается с трудом

Газета «Республика» уже информировала своих читателей о новом проекте Национальной галереи РК. Он называется «Иконопись, деревянная резная пластика, медное художественное литье XVII-начала ХХ века из собрания галереи». Проект, представленный искусствоведами из Сыктывкара, стал одним из шести финалистов конкурса в рамках программы поддержки провинциальных музеев изобразительного искусства, финансируемой компанией «Северсталь». Сейчас в рамках этого проекта готовится каталог, куда впервые войдут не только все собранные сведения об истории иконописи в Коми крае, но и имена иконописцев, работавших над украшением храмов. К сожалению, до наших дней дошли фамилии немногих богомазов (так раньше в России в просторечье называли иконописцев), вставших в прошлые века на нелегкую и редкую стезю.

Из тех, кого сберегла и сохранила народная память, можно назвать династию усть-сысольских иконописцев Сорвачевых.

Автограф на окладе

Одна из причин того, почему остались неизвестными авторы большинства икон, украшавших в нашем крае дома и храмы, общеизвестна. В православной традиции иконы в подавляющем большинстве не подписывались. Писать лики святых, выводить на досках образы Богородицы и Христа издревле считалось даром, предназначением, ниспосланным свыше. Человек, овладевший ремеслом иконописца, являлся лишь неким связующим мостиком между небом и землей. Его труд уже сам по себе был наградой. Да и мыслимо ли было художнику клеймить своим земным именем святые образа, почитаемые всеми святыми.

Такая анонимность икон, которые считаются одной из главных составляющих отечественной культуры, сегодня заводит в тупик искусствоведов. Для любого из них настоящим чудом оборачивается каждый автограф, «затерявшийся» в одном из уголков попавших в поле зрения иконы или оклада. Недавно подобное открытие поджидало одну из нас. В частном собрании внимание привлекла икона святых Кирилла и Афанасия Александрийских, убранная в медный чеканный оклад. Рассматривая этот оклад, наткнулась на прочеканенную надпись: «Н.Е.Сорвачевъ». Усть-Сыс».

То, что устьсысолец Николай Ефимович Сорвачев занимался изготовлением окладов и позолотой иконостасов, в своей работе «Столица Зырянского края» подтверждает историк Михаил Рогачев. Из архивных источников известно, что священник Вознесенской церкви села Ыб в 1900 году именно Николаю Сорвачеву заказывал копию с почитаемой в этих местах святыни – древней житийной иконы Параскевы Пятницы и медную ризу к ней. Еще одна икона, вышедшая из-под рук и кисти Сорвачева, хранится в фондах Национального музея РК. На ней запечатлены святые мученики Кирик и Улита, тоже очень почитаемые в Коми крае. Правда, передавшая ее в музей бывшая владелица автором иконы назвала Николая Михайловича Сорвачева. Несовпадение отчества, скорее всего, ошибка. В выявленных иконах проглядывается рука одного мастера. Можно проследить и некоторые закономерности в его работе. Техника масляной живописи по тонкой клеевой подложке, упрощенная манера академической живописи, отсутствие золота, свой, особый стиль передачи деталей...

Ремесло в наследство

В Коми крае в предшествующие революции десятилетия, можно сказать, сложилась самобытная школа иконописи. Одна из ее особенностей – передача ремесла от отца сыну. Едва ли не все из выявленных богомазов нашего края представители какой-либо династии. В Усть-Сысольске иконописцами слыли Сорвачевы, в Выльгорте – Худяевы, в Кочпоне – Холоповы, в удорском селе Кослан – Поповы. Наверняка этим перечислением семьи и роды иконописцев не иссякают. К сожалению, анонимность икон и отсутствие документальных источников не позволяет назвать остальных.

Автограф Сорвачевых на окладе между тем дает возможность проследить историю этой семьи. Эта фамилия на сысольских берегах укоренилась еще в середине XVII века. К 1720 году в Усть-Сысольске насчитывалось уже 15 хозяйств, во главе которых стояли Сорвачевы. К середине XVIII века семьи с этой фамилией обжили и ближайшую к Усть-Сысольску Подгорную волость: обосновались в Слободе, Озеле и Визябоже.

Первым иконописцем в роду Сорвачевых в документах зафиксирован Ефим (1805 года рождения), незаконнорожденный внук мещанина Семена Поликарповича. В архивных материалах за 1861 год о нем сказано: «Мещанин, иконописец, живописец, грамотен, имеет дом на выгонной земле с доходом два рубля в год».

Ефим Сорвачев был дважды женат. Первая супруга Евдокия отошла в мир иной, оставив на попечение мужа семерых детей от 10 до 30 лет. Чтобы хоть как-то наладить пошатнувшийся быт, Ефим привел в дом девицу Александру, по возрасту годившуюся ему в дочери. Общих детей с молодой женой у него не было, Александра Филипповна занималась лишь воспитанием пасынков да ведением домашнего хозяйства. Она пережила мужа на семнадцать лет.

Иконописное и живописное дело отца продолжил сын Николай. Старшего сына Ефима Сорвачева – Назара – взяли в рекруты, и он со службы в Усть-Сысольск не вернулся. Николай окончил уездное училище, обладал разносторонними знаниями. Современники отзывались о нем как о человеке, которого в окружающей жизни интересовало буквально все. Кроме живописи и иконописи, он разбирался в медицине, знал толк и в травах. В слободке Онтон-пи, где проживала его семья, Николая Ефимовича прозвали Писти Коля. Такое прозвище он заслужил за то, что в 1900 году делал прививки от оспы.

Николай, как и отец, был дважды женат. Первая супруга скончалась сразу же после рождения ребенка. Второй женой иконописца и лекаря стала дочь городского старосты и гласного (депутата) городской думы Ивана Титова – Александра. Она подарила мужу 12 детей.

Расстрелян за талант

Двое сыновей – Иван и Николай – унаследовали от Николая Ефимовича иконописное ремесло. Так же, как и отец, они пытались «объять необъятное» – познать суть разных вещей и явлений, попробовать себя в разных делах, оставить свой след в разных сферах деятельности.

Иван Николаевич в 1900 году перебрался жить в село Петрунь Печорского уезда. И, можно сказать, разбудил этот удаленный от центра уголок. В селе организовал кожевенный завод, построил магазин, школу, метеостанцию. Именно он открыл и месторождение каменных углей в бассейне Печоры. Как и многие жители этих мест, стал заниматься оленеводством. А одновременно с этим писал иконы. Еще будучи в Усть-Сысольске, он учился писать лики у отца, а затем с ним же отправлялся расписывать храмы. По рассказам, именно Сорвачевы украшали церкви в Визинге, Пожеге, Пыелдино.

Перебравшись на север Коми края, Иван Сорвачев не потерял интереса к иконописи. Став довольно состоятельным человеком, он брал подряды на оформление церквей в селах Галово, Щельяюр, Ласта. Обосновавшись в Петруни, снова нашел душеполезное и приятное занятие – начал обустраивать интерьеры деревянной Георгиевской церкви, выстроенной в селе в 1903 году вместо сгоревшей. А в свободные часы, как и отец, изучал местные флору и фауну, лечил травами сельчан и их скот.

Одаренный от природы и достаточно образованный человек (Иван Николаевич окончил уездное училище в Усть-Сысольске и Вологодскую духовную семинарию), он не пришелся ко двору советской власти. Несмотря на все заслуги, в начале 1931 года Сорвачева арестовали, объявили кулаком и вскоре расстреляли.

На разных полюсах

В кулаки в 1930 году записали и его брата Николая, оставшегося в Усть-Сысольске. В расчет не взяли ничего, даже большое семейство, которое живописцу-самоучке было непросто прокормить. Кроме жены Марии Ивановны на попечении Николая Николаевича находилось шестеро детей. Ремесло богомаза после водворения новой власти объявили вредным, порочным, опасным, что лишило семью Сорвачевых всякого источника дохода и пропитания. В 20-е годы глава семейства был вынужден вырезать печати и штампы для госучреждений Усть-Сысольска. Одновременно с этим богомаз крестьянствовал, обрабатывая скудный земельный надел. С началом коллективизации он лишился принадлежавшей ему тягловой силы – лошади. Зато продолжал держать две коровы. Такое выбивание из общего ряда не могло не иметь последствий. Николая Сорвачева раскулачили. Что стало с ним и его семьей после этого, до сих пор исследователям неизвестно.

Между прочим, из одного роду-племени с иконописцами Сорвачевыми был и один из бывших председателей Коми облисполкома Василий Иванович Сорвачев. В отличие от родичей-богомазов он сделал блестящую карьеру на партийно-государственном поприще. В те же самые годы, когда над его родными сгущались тучи, он получил должность председателя ГубЧК, в 20-е годы стал представителем Коми области при ВЦИКе, избирался членом ВЦИК СССР, делегатом V Всероссийского съезда Советов,
Х съезда РКП(б)... Остается неизвестным, знал ли он о грозящей своим однофамильцам-родственникам участи и пытался ли предотвратить незаслуженную кару.

Известно, что рукописи не горят. Жизнь снова и снова подтверждает и это правило, и другое – из тлена восстают и иконы. Исследование жизни и творчества мастеров-богомазов Сорвачевых из Коми края только начинается. А значит, впереди непременно ждут и открытия. Наверняка иконы, вышедшие из-под кисти мастеров этой династии, сохранились в селах нашей республики. Возможно, они до сих пор хранятся и в сыктывкарских семьях. Хочется надеяться и верить, что искусствоведам еще не раз улыбнется удача увидеть на святых досках или отчеканенных ризах выбитую вязью фамилию: «Сорвачевъ».


Мария ЕЛЬСОВА, краевед,
Наталья ПЛАКСИНА, искусствовед.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Петрунь, М-2

Сообщение fisch1 » 16 Март 2015 20:06

 100k--q41-049_050--(1982). Петрунь.gif
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Полярные станции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения