gusev_evgen пишет:.... В октябре 1996 года капитану Б.М. Соколову было присвоено звание (статус) «Почетного гражданина города – героя Мурманска»
20 июня 2001 г. капитана не стало. 17 августа 2002 года в городе Мурманске открыта мемориальная доска на доме № 19 по улице С. Перовской, в котором он жил.
Администрация города-героя Мурманска
http://www.citymurmansk.ru/index.php?blockid=256Почетные граждане города
Соколов Борис Макарович
И весь наш новый заполярный город
Принес к причалам флаги и цветы.
К. Алексеев
Родился Борис Макарович Соколов 19 августа 1927 года в деревне Большая Каменка Кологривского района Костромской области. Детство Бориса было тяжелым. Он рано познал нужду и физический непосильный труд хлебороба, когда отец его, деревенский плотник, шагал дорогами войны с первого дня и до победного конца.
Несколько лет семья Соколовых жила в Ленинграде. Купаясь в Финском заливе, он подолгу смотрел на проходившие мимо океанские торговые суда и военные корабли. Отец его, Макар Иванович, работал столяром и любил вспоминать о службе на тральщике. Своими рассказали о кораблях он вольно или невольно подогревал интерес сына к морю и морской профессии.
Морская же судьба Бориса Соколова складывалась удачно, хотя и нелегко. Главная черта его характера - целеустремленность. Вот она то и привела в 1945 году его, восемнадцатилетнего парня, в Ленинградское высшее арктическое морское училище, которому через 4 года было присвоено имя адмирала С. О. Макарова.
На первом курсе пришлось не только слушать лекции по астрономии, навигации и другим морским наукам, но и очень много работать на разгрузке угля, леса, перечистить тонны картошки, убирать территорию, делать все, что положено первокурснику. Борис был крепким парнем, не боялся никакой работы и учился легко и хорошо.
А вот и первая практика курсанта на ледоколе «В. Молотов» и знакомство с его капитаном П. А. Пономарёвым.
С ледокола, стоявшего у стенки Балтийского завода, снимали пушки, вооружение. Впереди мирные дела. Курсантов (около 30 человек) разместили в кормовом кубрике. Учились вязать узлы, разбирать снасти, приобретали первые морские навыки. Потом прошли ходовые испытания на чистой воде Финского залива. Капитан П. А. Пономарёв, всегда подтянутый, бодрый, произвёл на всех приятное впечатление. Тогда Борис и не мог подумать, что через 13 лет с
этим строгим и внимательным человеком будут они принимать у адмиралтейских судостроителей первый в мире атомный ледокол.
Практика второго курса проходила на учебных парусномоторных судах «Академик Шокальский» и «Профессор Визе». На них будущий судоводитель учился чувствовать море, получал морскую закалку. На Балтике попали в шторм, и Борису показалось, что его вы ворачивает наизнанку. Качку переносил тяжело, но никогда не сомневался - быть или не быть моряком.
Позади уже четвертый курс, и Борис - на «Илье Муромце». Соколова назначают на вакантное место исполняющего обязанности третьего помощника. За лето он успел побывать вторым и даже старшим помощником капитана. По окончании училища в 1951 году Борис попал в Ленинградское морское агентство Главсевморпути на ледокол «Илья Муромец». Старшим помощником на «Илье Муромце» тогда был Юрий Сергеевич Кучиев. Он вспоминал: «Пришёл Борис Соколов на ледокол третьим помощником сразу после окончания училища. Красивое, одухотворенное лицо, пытливый взгляд, статная фигура атлета, выше среднего роста, гордая осанка и мощный разворот плеч; весь собран, опрятен, чувствуется, что незамедлительно готов к осмысленному выполнению распоряжений. На вопросы отве
чает кратко и чётко, при этом лицо его временами озаряется доброй детской улыбкой».
В 1954 году за проявленные профессиональные знания, трудолюбие, инициативу Б. М. Соколова назначают старшим помощником капитана на ледокол «Александр Сибиряков». С 1957 года, в связи с передачей ледокола «Сибиряков» в Мурманское государственное морское арктическое пароходство, вся трудовая деятельность Бориса Макаровича связана с городом Мурманском и пароходством.
В 1958 году он решил попробовать себя на транспортных судах. Участвует в четвёртой Советской антарктической экспедиции - плавает на дизельэлектроходе «Обь». Кильский канал, Северное море,
Канарские острова, Кейптаун, плавание среди айсбергов в антарктических водах для Соколова как ледокольщика было особенно полезным и интересным. После экспедиции Борис Макарович подменил капитана на «Оби» и самостоятельно сделал несколько рейсов в Арктику.
В ноябре 1959 года Б. М. Соколова приказом министра Морского флота назначают дублёром капитана первого в мире атомного ледокола «Ленин» П. А. Пономарёва, а 4 ноября 1961 года - капитаном. Тогда Борису Макаровичу исполнилось 34 года. Для него на атомном ледоколе всё было ново и необычно. Как устроена атомномеханическая установка? Что такое реактор? Как получается тепловая энергия при расщеплении ядерного топлива? Волновал вопрос - не опасно ли работать и жить на атомном ледоколе?
Первая арктическая навигация в 1960 году была для экипажа атомохода периодом становления. Она длилась 3 месяца и 10 дней. За это время ледокол прошел 10 008 миль, из которых 7327 в тяжёлых льдах. А «Ленин» возглавлял проводку 92 транспортных судов. Это только начало, а впереди его ждали тяжёлые, беспримерные рейсы,
но уже без Павла Акимовича Пономарёва, которому исполнилось уже 66 лет. Он понимал, что в скором времени придется передать ледокол молодому капитану, и исподволь готовил его к этому. Соколов любил стоять на мостике с Павлом Акимовичем, внимательно изучая манеры его работы. А Пономарёв работал смело и красиво.
Навигация 1961 года для «Ленина» была необычной. Требовалось пробиться в район тяжёлых льдов в Чукотское море, доставить на паковую льдину экспедицию, построить дрейфующую полярную станцию «Северный полюс10» и расставить вдоль кромки многолетних льдов 16 дрейфующих автоматических метеостанций. 25 октября все работы по строительству «СП10» при участии экипажа были закончены. В условиях полярной ночи ледокол поднялся на восьми
десятую параллель и 12 ноября на восточных подходах к мысу Арктическому Новосибирских островов выставил самую северную радиометеостанцию. Рейс 1961 года показал, что ледокольный флот имеет реальную возможность приступить к расширению сроков арктической навигации.
В следующем 1962 году атомоход «Ленин» вышел из Мурманска в Арктику в необычно ранний срок - 5 июня, а 12 июня он приступил к вскрытию припая в Енисейском заливе. 15 июня канал от моря до выхода на чистую Енисейскую воду протяженностью 72 мили был пробит.
В 1963 году за проявленный самоотверженный труд в сложной арктической навигации и заслуги в деле развития морского транс порта Указом Президиума Верховного Совета СССР Б. М. Соколов награждён орденом Ленина.
В 1966 году после шестилетней эксплуатации ледокола было принято решение заменить трёхреакторную атомную энергетическую установку двухреакторной, более мощной, совершенной и надёжной.
С новым атомным сердцем, с новейшей автоматикой ледокол обрёл как бы вторую молодость.
В 1970 году Министерство морского флота СССР и руководство Мурманского морского пароходства приняли решение о проведении продлённых навигаций. Борис Макарович Соколов был непосредственным исполнителем экспериментального рейса и первой продлённой арктической навигации по вывозу норильской руды из
порта Дудинка. 1 декабря дизельэлектроход «Гижига» с грузом 6039 тонн медноникелевой руды был выведен из Енисейского залива на чистую воду в Баренцево море.
Знаменательное событие в жизни атомохода «Ленин» и всего экипажа произошло 10 апреля 1974 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР «За большой вклад в обеспечение арктических
перевозок народнохозяйственных грузов использование атомной энергии в мирных целях» атомоход «Ленин» был награждён высшей наградой Родины - орденом Ленина.
Очень серьёзным шагом на пути к расширению сроков арктической навигации, в сторону более раннего её открытия, был рейс, вошедший в историю арктических плаваний как первый Ямальский экспериментальный. В феврале 1976 года экипаж атомохода «Ленин» под командованием Б. М. Соколова успешно совершил сверхраннюю
для арктических условий экспериментальную проводку дизельэлектрохода «Павел Пономарёв» к полуострову Ямал. Проводка проводилась при необычайно сложной ледовой и гидрометеорологической обстановке. Экипаж «Ленина», возглавляемый Б. М. Соколовым, с честью справился с данной задачей. Успешное завершение экспериментального рейса доказало возможность регулярного снабжения газодобытчиков Ямала морским путем.
В 1977 году на полуостров Ямал в зимнее время было доставлено уже 36 тысяч тонн груза, а 1978 - 72 тысячи тонн. За проявленный образец героического труда группа моряков «Ленина» была удостоена высоких правительственных наград, а капитан Б. М. Соколов был награжден орденом Октябрьской Революции.
Герои живут среди нас. Эти крылатые слова по праву заслужил Герой Социалистического труда Б. М. Соколов, самозабвенно преданный своей работе, атомфлоту. Он доказал это своей жизнью, почти 40 лет бессменно возглавляя экипаж первого гражданского атомохода. В арктическом флоте страны нет другого капитана, который
столь продолжительное время трудился на одном судне и был так предан своему экипажу. На его долю выпали десятки сложнейших судоходных операций во льдах. Накопив уникальный опыт арктического мореплавания, Б. М. Соколов щедро делился им со своими коллегами, воспитав не одно поколение судоводителей ледокольщиков.
Отличительными чертами его характера и профессионального стиля были требовательность, добросовестность, внимание к нуждам людей. А глубочайшая преданность родному ледоколу, атомному флоту проявилась в его неустанных подвижнических усилиях по сохранению «Ленина» как памятника отечественной и мировой истории и культуры.
За заслуги перед Отечеством Борис Макарович Соколов был отмечен высшими наградами страны: орденами Ленина и Октябрьской Революции, медалью «300 лет Российскому флоту». Наряду со званием Героя Социалистического Труда он удостоен званий «Лучший капитан ММФ», «Почётный работник морского флота СССР». Его труд многократно отмечался Почётными грамотами Министерства морского флота, высших органов власти Мурманской области, зна
ками профессионального мастерства. Борис Макарович Соколов является почётным гражданином города-героя Мурманска и города Кологрива.
Борис Макарович Соколов ушел из жизни в 2001 году. Похоронен в Санкт-Петербурге.