1934 ГОД В АРКТИКЕ
Г. УШАКОВ
Зам. начальника Главного управления Севморпути
Походом в Мурманск ледореза «Литке» заканчивается один из основных этапов нашей работы в Арктике в сезон 1934 г.
Еще далеко не все суда закончили свою работу. Ледоколы
«Русанов»,
«Садко»,
«Седов»,
«Ермак»,
«Малыгин» еще борются с препятствиями, которые ставит их работе арктическая природа.
Продолжается проводка судов Карской экспедиции. Работают получившие дополнительное задание на обратном пути из Лены суда
«Молотов» и
«Сакко». В Тихом океане заканчивают свою операцию у берегов Чукотки и Камчатки пароходы
«Смоленск» и
«Урицкий».
Но уже сейчас можно смело говорить о некоторых результатах выполнения широкого плана наступления на Арктику, предпринятого в 1934 г.
1934 год изобилует такого рода походами, которые в прошлом делали бы целую эпоху в изучении Арктики. Сейчас же они носили обычный, так сказать рабочий, характер.
В дальневосточном секторе Арктики был совершен поход, попытки осуществить который не удавались уже в течение пяти лет. Краснознаменный ледокол
«Красин» достиг острова Врангеля и снял оттуда зимовщиков, бессменно работавших на острове 5 лет. Попутно «Красин» провел в районе о. Врангеля (северо-западнее его) значительную научную работу. Итоги этой работы вместе с материалами, добытыми «Сибиряковым» и «Литке», а также экспедицией «Челюскина» в районах несколько южнее о Врангеля, дадут нам ясное представление о навигационном и ледовом режиме этого труднейшего участка Северного морского пути.
Помимо «Красина», на Дальнем Востоке в арктическом рейсе Главсевморпути участвовали пароходы «Смоленск» и «Урицкий». Их задачей была смена зимовок на Чукотском побережье и доставка материалов для строительства новых полярных станций. Оба эти парохода выполнили план своих работ и сейчас возвращаются во Владивосток.
Одна за другой вступают в строй новые полярные станции.
На участке северного побережья Якутской республики, помимо Ленской экспедиции (о которой речь будет ниже), был проведен смелый рейс на Новосибирские острова речного теплохода
«Пятилетка». Этот теплоход выгрузился на острове Б. Ляховский в двух пунктах и провел там строительство полярных станций.
Кроме работ, связанных с хозяйственным освоением Якутского побережья в море Лаптевых, было осуществлено несколько экспедиций гидрографического характера.
В районе острова Котельного работало гидрографическое судно
«Темп».
Гидрографический бот
«Лаптев» совершил по примеру прошлогоднего рейса бота
«Пионер» переход из Тикси в бухту Нордвик. Бот оставлен там на год, чтобы этот исключительно важный с точки зрения хозяйственного освоения Арктики участок был в навигационном отношении окончательно изучен.
В этот же район на Нордвик из Архангельска прошел ледокол «Русанов», преодолев на своем пути льды Карского моря и пролива Вилькицкого. Ледокол «Русанов» построил на Нордвике большую станцию и высадил экспедиционную поисковую партию на нефть (с буровым оборудованием). На этом же участке было выгружено дополнительное оборудование и зимовавшим у островов Самуила пароходом «Правда». Таким образом второй год повторяющиеся попытки проникновения в нефтеносный Нордвикский район наконец успешно завершились.
На мыс Челюскина совершил рейс ледокол «Сибиряков». Он выгрузил и провел здесь строительство для геофизической обсерватории и ряда новых зданий и сооружений, закрепив таким образом постоянную базу на труднейшем для прохождения судов участке Северного морского пути.
Ледокол «Садко», в 1934 году поднятый силами краснознаменного Эпрона с морского дна, совершил спой первый большой рейс.
На экспедицию «Садко», возглавляемую зам. нач. Главного управления Северного морского пути т.
Иоффе, была возложена труднейшая задача — достигнуть мыса Оловянного на Северной земле либо острова Уединения и построить там новую полярную станцию, которая служила бы форпостом нашей работы в северо-восточной части Карского моря.
«Садко» встретил на своем пути наиболее трудные ледовые условия по сравнению со всеми прочими экспедициями. Это однако не останавливало его работы, и сейчас полярная станция на острове Уединения уже вступила в строй.
Дополнительное задание по снятию зимовщиков с островов Каменева, куда в течение двух лет не могли подойти суда, было осуществлено с помощью пилота тов.
Алексеева.
Тов. Алексеев с борт-инженером тов.
Побежимовым совершил исключительный по своей смелости полет на острова Каменева. Они сняли оттуда четырех зимовщиков а также начальника первой Ленской экспедиции
Лаврова и пилота
Линделя, несколько месяцев тому назад добравшихся пешком до зимовки после аварии их самолета.
Большую работу проделали, помимо самолета т.
Алексеева, также тяжелые морские самолеты
«Н-9» и
«Н-26» с командирами их тт.
Козловым и
Махоткиным.
Участие в проводке Ленской экспедиции проливом Норденшельда принимал самолет
«Н-8» (командир самолета т.
Головин).
Гидрографические работы Сибирского гидрографического управления обслуживали самолеты
«Н-25» и самолет
«МР-5».
Ледокол «Седов», руководимый проф. Самойловичем, был предоставлен целиком для научной работы. Своим удачным походом он нанес ка карту Карского моря между Землей Франца-Иосифа и Северной Землей целый ряд новых промеров. Были добыты также материалы, необходимые для изучения ледовой обстановки данного района и для составления предположений о ледовой обстановке на будущее время. Кроме того, участники экспедиции «Седова», высадившись на остров Визе, засняли геологическую карту этого острова, определили астрономический пункт высокой точности и магнитные элементы. Между мысом Желания и островом Визе ими обнаружена впадина глубиной до 520 метров. На ЕSЕ от острова оконтурено мелководье глубиной от 14 до 50 метров. Произведена топографическая съемка острова Уединения, определены периметр острова, его геологическое строение, а также астропункт и элементы Земного магнетизма.
Экспедиция на ледоколе «Таймыр» под руководством т.
Дриго в рекорднокороткий срок достигла Земли Франца-Иосифа, сменила там зимовщиков и, пользуясь оставшимся временем, совершила обход станций Новой Земли. Экспедицией проведены также гидрологические работы в Баренцовом море.
С точки зрения хозяйственного эффекта наибольшее значение имели Ленская и Карская экспедиции, которые сейчас успешно завершаются.
Головными судами Ленской и Карской экспедиций были ледоколы «Ермак» и «Малыгин». Руководил всей работой судов в Карском море т.
Орловский.
Ленская экспедиция в составе трех судов прошла в бухту Тикси и, выгрузившись там, возвратилась обратно в Карское море без зимовки. О значении этой экспедиции для хозяйственного развития северной части Якутской республики говорить не приходится, так как транспорт в последние годы определяет развитие производительных сил якутского Севера. Значение это усугубляется еще и тем, что одновременно с приходом морских судов в бухту Тикси туда был переброшен (по примеру «Пятилетки» в прошлом году) из Енисея в Лену речной пароход «Партизан Щетинкин». Это значительно усилило речной транспорт Лены и обеспечило продвижение грузопотоков от морского порта в глубь Якутской республики.
Количество грузов, доставленных на Лену морским путем в 1934 г., составило 7.450 тонн против 3.380 тонн, доставленных первой Ленской экспедицией в прошлом году.
Весьма эффективно проходит и Карская экспедиция, в которой в этом году участвует 28 судов, в том числе 25 иностранных.
Грузооборот Карской экспедиции в 1934 г. значительно возрос. В 1931 г. грузооборот Карской экспедиции составил всего 66.300 тонн, в 1932 г. — 96.300 тонн, в 1933 г. — 109.000 тонн,
а в 1934 г. — уже 112.000 тонн.
Этот огромный грузооборот при почти безаварийном ходе самой экспедиции позволяет утверждать, что участок Карского моря уже освоен для грузоперевозок Северным морским путем.
На карте Северного морского пути в итоге всех перечисленных работ мы имеем густую паутину, отражающую плавание советских судов. Среди них выделяется блестящая работа ледореза «Литке», сумевшего не только провести ряд оперативных работ по оказанию помощи судам первой Ленской экспедиции, речным судам и судам Карской экспедиции, но и попутно с этой работой совершить сквозной рейс Северным морским путем в направлении с востока на запад.
В прошлые годы «Сибиряков» и «Челюскин» также в одну навигацию прошли Северным морским путем. Их направление было противоположным тому, которым шел «Литке», и основные трудности, приведшие к частичной аварии «Сибирякова» и гибели «Челюскина», были встречены на конечном этапе Северного морского пути в Чукотском море.
«Литке» встретил эти трудности в самом начале своего пути в более благоприятное время года и преодолел их без потерь, чему немало способствовало и использование всех технических средств. Этими средствами мы располагаем сейчас в Арктике в несравненно большем масштабе, нежели в прежние годы.
В работе «Литке» в Чукотском море огромную услугу оказал самолет «Ш-2» с летчиком т.
Кукановым и борт-механиком т.
Куква. Большое значение имела также помощь вновь выстроенных на Чукотском побережье полярных станций.
Двигаясь дальше на запад, «Литке» зашел в бухту Тикси за углем и затем направился к зимовавшим у острова Самуила судам 1-го Ленского каравана. Здесь он с огромными усилиями вывел их из ледового плена. Несмотря на полученное при этом повреждение, «Литке» несколько раз прошел проливы Вилькицкого, проводя на этом труднейшем участке морские суда и речной пароход «Партизан Щетинкин».
Затем «Литке» вышел в Карское море и принял участие в работе Карской экспедиции, облегчив задачу «Ермаку».
И наконец 20 сентября краснознаменный ледорез, выполнив целиком свое задание и пройдя в одну навигацию с востока на запад весь Северный морской путь, пришвартовался в Мурманске.
Блестящие итоги похода «Литке» получили заслуженную оценку со стороны т. Сталина и членов Политбюро, возбудивших ходатайство о награждении участников экспедиции. Реальная
возможность прохождения в одну навигацию сквозного Северного морского пути, доказанная «Сибиряковым» и «Челюскиным», еще раз подтверждена «Литке».
Этот поход вместе со всей описанной нами выше суммой ледовых экспедиций 1934 года может служить блестящим подтверждением реальности и осуществимости задачи использования Северного морского пути как основной транспортной артерии, для хозяйственного развития огромных приполярных территорий нашего Союза.
Там, где плавал «Литке» с его помощью проходили и грузовые суда, проникая во все уголки Северного побережья - в Колыму, Лену, Хатангу. Енисей и Обь.
Мало того, сейчас уже можно поставить задачу и сквозного плавания грузовых судов Северным морским путем. Это первый и основной вывод из предварительного анализа работ 1934 г. и итогов похода «Литке».
Второй вывод, вернее итог, этих работ заключается в огромном научном багаже, накопленном нашими экспедициями, и широком полярном строительством, осуществленном ими.
Размеры полярного строительства характеризуются огромным ростом технического оснащения наших стационарных баз в Арктике — полярных станций и их количественным ростом: к 1 января 1933 г. было 15 станций, на 1 января 1934 г. — 19 станций, сейчас работают уже 34 станции, а к концу сезона их будет 39. Дальнейшее проникновение в глубь полярных территорий повлечет за собой рост числа наших полярных точек и в материковой части крайнего Севера. Общее число станций должно увеличиться до 145.
Располагая героической полярной авиацией, мощной сетью научных станций и раций на всех участках Северного морского пути и широко развернув разведки богатств далекого Приполярья, мы имеем налицо все необходимые, предпосылки для выполнения в кратчайший срок новых заданий, поставленных правительством перед Главным управлением Северного морского пути в историческом решении о развитии северного хозяйства.
Взгляните на эту карту. Только в той части арктического побережья мира, которая принадлежит СССР, ведется большая, планомерная работа по освоению Арктики. Лишь в этом году в наших полярных водах плавало более 70 экспедиционных судов. Огромную работу проделала советская арктическая авиация. Широко раскинулась сеть полярных станций, которых уже насчитывается 34 (на карте эти станции обозначены черными кружками).
Главнейшие экспедиции этого года отмечены на нашей карте. Это — замечательный поход "Литке" (сплошная черная линия); это — экспедиция на ледоколе "Красин" к о. Врангеля (пунктир); это — научный поход "Сибирякова" в бухту Тикси (пунктир с точками); это — поход возрожденного "Садко" к мысу Оловянному (черная линия в виде колючей проволоки); это — поход «Русанова» в бухту Нордвик; это наконец проводка судов Карско-Ленской экспедиции ледоколами "Ермак" и "Малыгин".