ГИДРОГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ В МОРЕ ЛАПТЕВЫХ В НАВИГАЦИЮ 1933 ГОДА НА ШХУНЕ „ПИОНЕР“ ЛЕНО-ХАТАНГСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИВ программу работ Лено-Хатангской экспедиции входили гидрографические работы в море Лаптевых, в частности съемка бара Туматской протоки (один из рукавов дельты Лены) и промер в районе о-ва Бегичева, для выяснения возможности подхода морских судов к Соляной горе, расположенной на п-ове Юрюнг-тумус, между Хатангским заливом и бухтой Нордвик.
Все указанные работы были выполнены Гидрографическим отрядом экспедиции, который располагал небольшой шхуной „Пионер“, водоизмещением около 50 тонн (длина 15 м, ширина 4. 5 м, осадка 1. 3 м, мотор 40 HP, скорость 4—5 узлов). Экипаж шхуны состоял из семи человек — начальника отряда, гидрографа
С. Д. Лаппо, производителя работ и командира шхуны
А. А. Кухарского, механика
В. Ю. Менгеля и четырех матросов.
В начале июля 1933 г. „Пионер“ начал работу в Булуне установкой водомерного поста, разбивкой гидрометрического створа и определением расхода воды. Последний устанавливался путем измерений скорости течения поверхностного слоя воды батометром-тахиметром Глушкова на девяти вертикалях живого сечения. Местоположение вертикалей определялось по створу и углу, взятому секстаном. Берега реки по створу были занивелированы от бровки до уреза воды. Горизонт воды связан с репером водомерного поста, установленным на левом берегу против здания метеостанции.
Водомерные наблюдения в Булуне будут продолжены заведующим метеостанцией
Д. В. Кушнаревым в течение круглого года, вместе с параллельными наблюдениями температуры воды, начатыми с октября 1933 г.
Закончив работу в Булуне, шхуна „Пионер“ направилась в дельту р. Лены, где был установлен 9 июня водомерный пост у о-ва Отстой Барж; ноль водомерной рейки удалось связать с сохранившимся здесь репером Нижнеленской экспедиции 1921 г., под начальством
Н. И. Евгенова. Пройдя Малой Туматской протокой и посетив метеостанцию Второго
— 6 —
Международного полярного года на о-ве Матуей, Гидрографический отряд с 11 июня до 1 августа вел работу по съемке бара Туматской протоки, известного под названием Сагастырского.
В результате было выяснено, что жерло Туматской протоки далеко выходит в море, образуя бар в 18 милях от устья, в зависимости от состояния уровня воды, связанного с приливом (40—60 см) и явлениями сгона или нагона воды (амплитуда около 1 м). В круг работ при съемке бара вошли: сооружение шести береговых знаков, установка двух водомерных постов на метеостанции Второго МПГ на о-ве Мостырь и на о-ве Пионер, топографическая съемка береговой полосы, протяжением около 10 км, триангуляция опорных знаков с привязкой к астрономическому пункту в Сагастыре, определение истинного азимута и магнитного склонения, установка и определение двадцати опорных вех для промера, промер и гидрометеорологические наблюдения. На основании произведенных работ представляется возможным, внеся соответствующие исправления на существующие карты, составить удовлетворяющую требованиям навигации карту Сагастырского бара.
Окончив работу на Сагастырском баре, „Пионер“ перешел к метеостанции на о-ве Мостырь, где до 6 августа ожидал Лено-Хатангскую экспедицию („Пионер“ вышел из Якутска раньше).
6 августа, не дождавшись Лено-Хатангской экспедиции, о движении которой сведений никаких не было, отряд направился в Хатангский залив. По окончании работ в Сагастыре „Пионер“ имел запас горючего всего на 7 ходовых суток (что было недостаточно для похода к о-ву Бегичева); однако, имелась надежда на получение топлива (бензина и керосина) на Оленекской баре или с судов, приходящих в бухту Нордвик, или, наконец, в Хатангском заливе, куда, по имеющимся сведениям, в 1927 г. было завезено горючее для самолета.
Пройдя Сагастырский бар, „Пионер“ взял курс на запад вдоль берега, в расчете встретить под берегом чистую воду (в море было еще много льдов) и в то же время сделать прибрежный промер к западу от устья р. Лены.
Обогнув о-в Дунай и переждав разрядку льдов у о-ва Эркогор, 10 августа "Пионер" посетил Оленекский бар, где никого не встретил, и продолжал плавание к Хатангскому заливу. 12 августа „Пионер“ прибыл к о-ву Бегичева, предварительно зайдя на метеостанцию, расположенную в Анабарской губе, в 20 милях южнее мыса Пакса. Работа в районе о-ва Бегичева, вследствие неблагоприятной погоды, затянулась до 6 сентября. Здесь удалось установить связь с геологической станцией Всесоюзного Арктического института, возглавляемой геологом
Емельянцевым, оказав, ему помощь в переезде на материк. Геологи, в свою очередь, помогли работе отряда, содействуя организации и проведению ежечасных водо-
— 7 —
мерных наблюдений. Они же указали на местонахождение горючего в Хатангском заливе. Получение горючего дало гидрографам возможность благополучно закончить работу и вернуться в устье Лены.
Ограниченный запас топлива и неблагоприятные метеорологические условия во второй половине августа в районе о-ва Бегичева заставили отряд ограничиться только основными заданиями, предусмотренными планом работ. Необходимо было осветить промером бухту Нордвик и северную часть Хатангского залива, для подхода судов, которые направлялись к п-ову Юрюнг-тумус. До сего времени на картах это водное пространство показано белым пятном, югозападная часть о-ва Бегичева изображена пунктиром, а маленький о-в Николая на последних картах совсем не фигурировал. В результате морской описью охвачены восточный пролив Нордвик, западный пролив Нордвик, п-ов Юрюнг-тумус, югозападный берег о-ва Бегичева и о-ва Николая. На восточном берегу п-ова Юрюнг-тумус произведены ежечасные наблюдения над колебанием горизонта воды с 16 по 30 августа; здесь же определено магнитное склонение, при помощи компаса, по азимуту солнца. На стоянках определялись течения. У юго-восточного мыса о-ва Бегичева сделана 13-часовая серия наблюдений над течениями при помощи поплавков. Данные о течениях и колебаниях уровня воды имеют весьма важное значение для навигации в районе о-ва Бегичева. Амплитуда прилива отливной волны в бухте Нордвик доходит до 2 1/2 м, скорость течения местами достигает 3 узлов, что наблюдалось 23 августа при входе в Хатангский залив от о-ва Преображения. Здесь, очевидно, сказалось явление нагона, вследствие предшествовавших северо-восточных ветров.
Кроме указанных выше работ, Гидрографическим отрядом велись судовые метеорологические наблюдения и наблюдения над температурой поверхностного слоя воды, собирались сведения по лоции и производились фотографические снимки. Вследствие отсутствия на г/с „Пионер“ длинноволнового радиотелеграфа и неисправности коротковолнового, для проведения морских судов были оставлены карты промеров и письма на вновь поставленных знаках на северовосточном мысе о-ва Бегичева и на о-ве Преображения, в южной его части. Письма и карты были оставлены также на Нордвикской метеостанции.
Несмотря на рекогносцировочный характер, произведенная в районе о-ва Бегичева гидрографическая работа дает ценный материал, освещая совершенно неизученную часть моря Лаптевых, приобретающую актуальное экономическое значение в связи с положительными результатами геолого-разведочных работ.
Покинув бухту Нордвик 7 сентября, „Пионер" 10 сентября прошел Оленекский бар и, проследовав по Оленекской и по Быковской протокам, прибыл 17 сентября в бухту Тикси.
ЛАППО