Осмелюсь дать некоторую информацию из книги "Полярная авиация России. 1914-1945 гг."
ПОЛЯРНАЯ АВИАЦИЯ РОССИИ. 1914-1945 гг.
Андрей Почтарёв, Людмила Горбунова
В книге, посвященной истории зарождения, становления и развития Полярной авиации России, впервые полно и всесторонне рассказывается о создании и функционировании в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока первых авиаотрядов, авиагрупп и воздушных линий, предназначенных для исследования Арктики и обслуживания Великого Северного морского пути. Книга охватывает период с 1914 по 1945 годы.
При ее создании были использованы ранее неизвестные архивные документы, многие из которых длительное время хранились под грифом «Секретно» и «Совершенно секретно» и вводятся в научный оборот впервые. Именно благодаря этим документам авторы книги установили важную дату - день рождения Полярной авиации России - 1 марта 1931 года. В этот день в СССР появилось первое структурное авиационное подразделение акционерного общества «Комсеверпуть» - Служба связи (вскоре - Авиаслужба). Так начались полёты советских авиаторов по спасению экипажа затонувшего ледокола «Челюскин», освоению Северного полюса и Полюса недоступности, перегонке в период Великой Отечественной войны ленд-лизовских самолётов по Красноярской воздушной трассе из США в Советский Союз, масштабная деятельность по созданию в годы «холодной войны» ледовых арктических аэродромов ВВС, проведению высокоширотных воздушных экспедиций, обслуживанию дрейфующих научных станций «Северный полюс» во льдах Северного Ледовитого океана и научных экспедиций в Антарктиде.
ОБ АВТОРАХ:
Почтарёв Андрей Николаевич - кандидат исторических наук, профессор Академии военных наук, полковник запаса. Более 30 лет прослужил в Вооружённых Силах России, в т.ч. в авиации Военно-Морского Флота. Окончил военное училище, военную академию, адъюнктуру Института военной истории Минобороны РФ, работал редактором отдела газеты МО РФ «Красная звезда», редактором программы «Ударная сила» телекомпании «Останкино». Специалист по военному сотрудничеству СССР и США в годы Второй мировой войны и участию СССР/ России в локальных войнах и вооружённых конфликтах XX века. Автор и редактор около 300 печатных трудов, в т.ч. книг «Аляска-Сибирь-фронт. История легендарной авиатрассы. Документы. Комментарии. Воспоминания. 1942 - 1945 гг.», «Жизнь, отданная десанту», «Военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами», «ВТС России. Исторический очерк», и около 50 документальных телефильмов.
Горбунова Людмила Ивановна - руководитель секции ветеранов «АЛСИБ» («Аляска-Сибирь») Российского комитета ветеранов войны и военной службы, член Международной ассоциации писателей, Союза славянских журналистов, Красноярского землячества в Москве. Окончила Сибирский технологический университет, в 1996-2004 гг. работала директором некоммерческой организации Редакционно-издательского центра «50-летие Победы» Красноярского межрегионального Управления воздушного транспорта Минтранса РФ. Автор, автор-составитель и редактор около 30 печатных трудов, в т.ч. десяти книг по истории военной и Полярной авиации. Лауреат Всероссийских конкурсов Союза журналистов РФ, Минобороны РФ, Международной ассоциации писателей, Международного Союза славянских журналистов.
ISBN 978-5-98797-026-3
Тираж 1500 экз.
ОТ АВТОРОВ
Как не удивительно, уважаемые друзья, но до сегодняшнего дня в России не существовало такого издания, которое бы полностью охватило весь период развития отечественной Полярной авиации.
А ведь, как отмечает Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР, многократный участник арктических и антарктических экспедиций на вертолётах Полярной авиации Василий Колошенко, «в этой интереснейшей истории авиации было немало разрозненных сведений, фактов и воспоминаний, много было «белых пятен», недомолвок, неверных и ошибочных трактовок, связанных с определёнными политическими и идеологическими установками, типичными для разных периодов существования социалистического государства и его разных руководителей».
Читатели старших поколений хорошо знают о ней из бесчисленных газетных и журнальных статей, рассказов и воспоминаний непосредственных участников отдельных событий и эпопей, подобных знаменитым полётам «папанинцев» на Северный полюс, драматическим спасениям «челюскинцев» и первой дрейфующей станции «СП-1», ярким «чкаловским» и «громовским» сверхдальним перелётам через полюс в Америку. А для многих молодых людей - они уже ничего не говорят, поскольку относятся к далёкому прошлому, связанному с советским периодом в развитии нашей страны.
В конце 2006 года из печати вышла уникальная книга известного журналиста и писателя Юрия Каминского «В небе покинутой Арктики». Она продолжила полярную авиационную тему, поднятую автором ранее в его первом труде - «Кремлевские перелёты» (М.,1998). Эти книги, как и предыдущие многочисленные публикации и передачи на радио, посвящены лучшим из лучших представителей российской авиации - полярным лётчикам и адресованы молодёжи. Потому что рассказывают о настоящих мужских делах и поступках, о которых современные полные сил и энергии молодые люди имеют весьма смутное представления.
Среди героев книг - легендарный штурман Валентин Аккуратов. Незадолго до своей кончины, во время одной из последних встреч с Юрием Аркадьевичем он сказал ему: «Юра, газет и журналов о Полярной авиации было много. Кое-что написал я, остальное - книгу о Полярной авиации должен написать ты. Ты не напишешь - никто не напишет. Все пропадёт...» Это напутствие прозвучало как завещание.
К великому сожалению, в 2008 году Юрия Каминского не стало. Ещё раньше ушёл из жизни основатель, начальник, патриарх Полярной авиации, Герой Советского Союза Марк Иванович Шевелёв. Он так же, как и многие его товарищи, мечтал издать большой труд о «крылатых покорителях» Арктики и Антарктики. Но не успел... [12]
Но остались богатейшие архивы полярного журналиста, помощниками в работе которого были очевидцы знаменательных событий, гиганты лётного дела, стоявшие у истоков развития Полярной авиации, герои первых, потрясших весь мир высокоширотных и беспосадочных трансконтинентальных перелётов. Благодаря супруге Юрия Аркадьевича, Татьяне Витальевне Каминской, авторы получили уникальную возможность воспользоваться этим богатейшим архивом и продолжить начатое им благородное дело. За что мы выражаем ей особую благодарность и признательность.
Вместе с тем анализ этих архивных материалов показал, что за их рамками известных публикаций остались многие моменты становления Полярной авиации и повседневной напряжённой трудовой деятельности её лётчиков, штурманов, инженеров, радистов, техников и механиков - всех тех, кто был причастен к освоению высоких широт.
В книге мы сравнили их с Колумбом и его соратниками, с теми, кто открывал для человечества неизведанные земли и моря, кто, порой рискуя жизнью, а иногда и ценой её, вписывал в скрижали Отечества яркие страницы развития авиации, сделав его ведущей мировой авиационной державой.
Свою задачу авторский коллектив видел в том, чтобы впервые в российской историографии обобщить, проанализировать и ввести в оборот максимально большее число литературных и архивных источников, раскрывающих этапы развития Полярной авиации. При этом авторы вполне ясно отдают себе отчёт в том, что это лишь начальная попытка прикоснуться к столь объёмной и важной теме. Мы твёрдо уверены, что за этой книгой в нашей стране появятся новые, более глубокие исследования, раскрывающие историю отечественной Полярной авиации. И если по прочтении данного труда кому-то из читателей захочется заняться этим благородным делом, мы будем считать свою миссию выполненной.
Хотелось бы подчеркнуть, что в издательстве «Paulsen» уже вышел ряд книг, в которых в той или иной степени освещались страницы истории Полярной авиации России. Среди них: труды Ю.К. Бурлакова «Па-панинская четвёрка: взлёты и падения» (М., 2007) и В.Ю. Визе «Моря российской Арктики» (в 2-х тт. - М., 2008) с главой XXI во 2-м томе «Исследование Арктики с воздуха» и В.Г. Воловича «Полярные дневники» (М., 2010). Кроме того, в ближайших планах издательства - выпустить новые книги о полярных лётчиках - покорителях Северного и Южного полюсов нашей планеты. Поэтому авторы не сочли нужным углублять отдельные моменты из истории Полярной авиации.
Мы благодарим за помощь и содействие, оказанное при подготовке и написании данного труда, писателя-исследователя, вице-президента Ассоциации полярников России Ю.К. Бурлакова, штурмана Полярной авиации, девятикратную рекордсменку мира на вертолётах и самолётах, мастера спорта СССР, вице-президента Ассоциации лётного со- [13]
става России Т.К. Афанасьеву, бессменного директора издательства «Воздушный транспорт», полярного авиатора, заслуженного работника транспорта СССР А.С. Головчанского, действительного члена отделения географии стран МГО Русского географического общества Н.Ф. Мурзину, известных полярных лётчиков, неоднократных участников арктических и антарктических экспедиций, командира лётного отряда Е.Д. Кравченко и заместителя командира В.П. Гамова, бортмеханика В.М. Сергеева, пилота-инструктора Полярной авиации В.А. Кренёва, Заслуженного пилота СССР, начальника Красноярского управления Гражданской авиации (1966-1974 гг.), лётчика-инструктора Красноярской воздушной трассы В.М. Сидорчука, полярного авиатора-инженера авиационной службы и начальника аэропорта на Крайнем Севере Красноярского края В.А. Воль-хина, дочь начальника Полярной авиации М.Н. Чибисова Э.М. Телятникову, также кандидата технических наук А.Н. Болосова, многие годы проработавшего в ВВИА им. Н.Е. Жуковского и МАИ им. С. Орджоникидзе.
Отдельную благодарность авторы выражают сотрудникам: Российского государственного архива экономики - Е.А. Тюриной, Н.М. Костриковой, К.Ю. Макаровой, Т.В. Лихачёвой, И.Н. Сазонкиной, АА. Елизарову; Управления государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - Ю.В. Цыбину, Л.И. Макаровой; Архива Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) -Н.И. Демиденко; Центрального ордена Красной звезды архива Министерства обороны Российской Федерации - И.А. Пермякову, О.В. Волковой, О.А. Егоровой, В.П. Цимлянскому, руководителям интернет-сайта «Полярная почта», а также заместителю председателя Общероссийской общественной организации ветеранов войны и военной службы (ОООВВВС) полковнику В.Г. Горленко и заместителю председателя Международной комиссии ОООВВВС генерал-лейтенанту авиации И.П. Шпорту.
Весь труд будет состоять из двух книг: первая - охватывает период с 1914 года - от первого полёта Яна Нагурского на Новой Земле до победного в Великой Отечественной войне 1945 года, вторая - от первых послевоенных лет до наших дней.
Список источников и литературы, приведённый в первой книге в приложении 2, дан на обе книги.
Что вышло в итоге нашей работы - судить вам, уважаемые читатели. [14]
<...>
Во второй книге авторы представят на суд читателей описание не менее интересных и до сего дня не в полной мере раскрытых страниц из истории Полярной авиации России. Труд будет охватывать период с окончания Великой Отечественной войны и по наши дни. В него войдут драматические события освоения воздушных высокоширотных экспедиций «Северный полюс» в Арктике, советских экспедиций в Антарктиде и параллельно проводившихся засекреченных операций по созданию совместно с Министерством обороны СССР ледовых аэродромов «подскока» для базирования истребительной и дальнебомбарди-ровочной авиации. Геополитическое противоборство двух сверхдержав США и Советского Союза, вылившееся в «холодную войну», вынуждало их принимать меры по «завоеванию» Северного и Южного полюсов Земли. И на острие этих [577]
событий, как и ранее, были полярные лётчики, штурманы, бортмеханики, радисты и инженерно-технический состав.
Но главными задачами Полярной авиации по-прежнему оставались: ведение воздушной ледовой разведки и проводка караванов судов, выполнение транспортных и грузовых перевозок в интересах обеспечения дрейфующих научных станций «СП» во льдах Северного Ледовитого океана и стационарных - в Антарктиде, а также заполярных регионов.
Особое место в новой книге займут страницы о расформировании в 70-х годах XX века Управления Полярной авиации МГА СССР и передаче его функций территориальным управлениям Гражданской авиации. В наши дни их правопреемниками стали региональные авиакомпании. [578]
Приложение 2
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Архив Управления государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Ф. Приказы отдела кадров УПА ГВФ по личному составу за 1962 г. №№1 - 250; Приказы отдела кадров УПА ГВФ по личному составу за 1964 г. (т.1). №№1 - 267; Приказы отдела кадров УПА ГВФ - ПУГА МГА по личному составу за 1964 г. (т.2). №№268 - 530; Приказы отдела кадров ПУГА МГА по личному составу за 1965 г. №№ 1 - 547; Приказы отдела кадров ПУГА МГА по личному составу за 1969 г. (т.1). №№1 - 335; Приказы отдела кадров ПУГА МГА по личному составу за 1970 г. (т. 1). №№1 - 296; Приказы отдела кадров ПУГА МГА по личному составу за 1970 г. (т. 2). №№297 - 503.
2. Архив Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация). Документы по личному составу Гражданской авиации.
3. Российский Государственный Архив Экономики (РГАЭ). Ф. 55. Оп. 1. т.1. Д. 31, 135, 237, 245; Оп. 1. т.З. Д. 736, 850, 853, 856, 901, 1073, 1092. Оп. 6. Д.1920; Ф. 9527. Оп. 1. т.2. Д. 4666, 4667, 4964, 5242., Оп. 8, Д. 2638.
Ф. 9570. Оп. 1. т.1.Д. 23, 24, 28, 46, 159, 160, 161, 290, 300, 309, 312, 316, 323, 325, 328, 364, 365, 367, 368, 371, 373, 389, 413, 419, 420, 425, 434, 435, 466, 492; Оп.2. т.1. Д. 1095,1100,1103,1104,1105,1110,1112,1117,1119,1120,1124,1150,1152,1201,1940,1941, 1943,1944,1966,1993,2029,2262,2275,2287,2324; Оп. 2. т.2. Д. 2961,2962,2963,2964, 2972; Он. 2. т.4. Д.3845,3848,3849,3852,3876; Оп. 4. Д. 30,61,70,71,148,237,302,390, 557,574,776,777, 778,779,781; Оп. 5. Д. 311,375,487,801; Оп. 7. т.2. Коллекция фотодокументов по освоению районов Крайнего Севера, Арктики и Антарктики.
4. Личный архив В.И. Аккуратова.
5. Личный архив Т.К. Афанасьевой.
6. Личный архив А.Н. Болосова.
7. Личный архив М.В. Водопьянова.
8. Личный архив В.А. Вольхина.
9. Личный архив В.П. Гамова.
10. Личный архив Ю.А. Каминского.
11. Личный архив В.А. Кренёва.
12. Личный архив Е.Д. Кравченко.
13. Личный архив Н.Ф. Мурзиной.
14. Личный архив В.М. Перова.
15. Личный архив В.М. Сергеева.
16. Личный архив В.М. Сидорчука.
17. Личный архив М.Н. Чибисова.
18. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. Личных дел. Д. 0468635. [581]
СОДЕРЖАНИЕ
К читателям......................................................................6
О новом издании...............................................................10
От авторов......................................................................12
Глава первая: ПИОНЕРЫ АРКТИКИ
1.1. «Крёстный отец» полярных лётчиков.................................15
1.2. Забытое имя..............................................................31
1.3. Борьба за Крайний Север...............................................34
1.4. Арктические гонки Запада.............................................46
1.5. Дирижабль или самолёт?...............................................53
1.6. Начало большого пути..................................................75
1.7. «Комсеверпуть» - колыбель Полярной авиаци.....................129
Глава вторая: ГУСМП - ШКОЛА СТАНОВЛЕНИЯ
2.1. Управление воздушной службы......................................159
2.2. Сквозной поход «Челюскина» по Севморпути.....................188
2.3. На помощь приходит авиация........................................198
2.4. Обслуживание летней навигации 1934 г............................217
2.5. Москва укрепляет Арктическое направление......................227
2.6. Управление Полярной авиации.......................................256
2.7. Цель - Северный полюс................................................279
2.8. Высокоширотная воздушная экспедиция «Север».................321
2.9. Кремлёвские рекорды дальности....................................348
2.10.Ледяное дыхание триумфа...........................................371
2.11.Новые задачи - новое руководство.................................395
2.12.Первое боевое крещение.............................................427
2.13.Покорение «Полюса недоступности»................................444
Глава третья: СКВОЗЬ ОГНЕННЫЕ ГОДЫ
3.1. «Идёт война народная...».............................................473
3.2. В составе действующих войск.........................................482
3.3. Под крылом Берлин.....................................................491
3.4. Первая Военная миссия СССР в США.................................502
3.5. Наркоминдел летит к союзникам.....................................509
3.6. Воздушная трасса «Аляска-Сибирь-фронт»..........................519
3.7. Кругосветка полярных авиаторов.....................................543
3.8. Полярная авиация работает в интересах фронта...................553
Приложение 1: Начальники Полярной авиации (1931-1945 гг.)........579
Приложение 2: Источники и литература...................................581