Правда, 1934, № 152, 4 июняАРКТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ В 1934 ГОДУ.
СЕМЕН ИОФФЕ
ЗАМ. НАЧ. ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ.
Первое донесение тов. Шмидта из лагеря, посланное аварийной радиостанцией 13 февраля, непосредственно после трагической гибели судна, гласило, что, несмотря на неудачу борьба за овладение Северным морским путем не будет ослаблена ни на одну минуту.
Эта борьба продолжается.. В 1934 году наступление будет вестись на широко развернутом фронте.
Какие же основные задачи Главное управление Северного морского пути ставит в навигацию 1934 года?
Прежде всего следует упомянуть о традиционной Карской экспедиции.
Современная техника (ледокол, авиационная разведка, наблюдения полярных станций, радио) обеспечивает для карских судов условия нормальных регулярных рейсов.
Невольно вспоминается история плавания в Карском море. После отдельных смелых попыток плавания к устьям сибирских рек в XV и XVII веках, в XIX столетии русские исследователи — Литке и академик Бер признали Карское море недоступным. Тем не менее в начале ХХ века царское правительство поставило задачу обеспечить морской путь в Сибирь. Столыпин И Кривошеин в 1910 году намечали решение этой задачи совсем в стиле помпадуров Щедрина: предлагалось объявить в устьях Оби и Енисея режим «порто-франко» (свободного, беспошлинного ввоза товаров), и это считалось достаточным. В свете наших достижений потуги царского правительства создать морской путь в Сибирь выглядят особенно жалкими.
Карские экспедиции, как уже указывалось, мы проводим в условиях нормальных рейсов. В текущем году лидером судов будет ледокол "Ермак" — классическое ледокольное судно, построенное по проекту Макарова.
В 1933 году впервые в истории 3 советских судна — "Правда", "Сталин" и "Володарский" — прошли через Карское море и пролив Бориса Вилькицкого в море Лаптевых в достигли устья Лены. К сожалению, не удалось вывести эти суда обратно, и они остались у островов Самуила, где благополучно заканчивают зимовку. В текущем году ленская операции будет повторена. Суда повезут грузы для золотой промышленности, для треста "Якутосевморпуть", для кооперации и т. д., а также грузы полярных станций.
В текущую навигацию намечен также перевод с Енисея морским путе» на Лену речного перехода "Партизан Щетинкин". Переброска парохода представляет собой трудную задачу, хотя в прошлом году на Лену уже были переброшены теплоход "Первая пятилетка" и мощный лихтер (железная баржа). Помимо того, для бассейна Лены Главное управление Северного шорского пути заказало в текущем году три разборных буксира, из которых один будет готов к концу года.
Для обслуживания флота непаровым тоннажем на Лене строится Пеледуйская верфь, которая уже в текущем году должна дать первую продукцию: баржи, кунгасы, катера. Все эти мероприятия дадут возможность в 1935 году в широких размерах развернуть операции в низовьях Лены.
Переходя к изложению задач остальных экспедиций, следует отметить, что мы исходим, составляя наш план, из опыта 1933 года. Еще во время плавания "Челюскина" мы сносились с тов. Шмидтом по целому ряду принципиальных вопросов, в частности особенно тщательно был подготовлен вопрос об оснащении наиболее трудного и неизученного сектора Арктики — восточного. На основании соображений тов. Шмидта намечено построить целый ряд новых станций на побережье Восточносибирского и Чукотского морей, так как эти районы наименее изучены. Одновременно значительно усиливается работа и в западной части Ледовитого океана.
Смена зимовщиков на Земле франца-Иосифа будет произведена ледокольным пароходом "Таймыр". Это судно произведет также гидрологические работы и даст практику молодым гидрологам. Смена станций на Новой Земле и доставка туда исследовательских партий будут возложены на два транспортных судна Наркомвода, приписанные к Архангельску.
Ледокольный пароход "Сибиряков" будет направлен к мысу Челюскин для смены зимовщиков и снабжения полярной станции: на "Сибирякове" также пойдет большой груз — новые здания для станции, оборудование авиобазы, вездеходы и т. д. В прошлом году из-за тяжелых льдов, затруднявших выгрузку, строительство на мысе Челюскин не было произведено в полном объеме. Станция эта находятся на самой северной точке материка, в узловом пункте Арктики — проливе Вилькицкого. В связи с этим успех рейса "Сибирякова" в 1934 году будет иметь большое значение для скорейшего освоения Северного морского пути.
В навигацию 1934 года выйдет в поход поднятый с морского дна ледокольный пароход "Садко". Он находится в настоящее время в Архангельске, в доке. Если архангельские организации, в особенности завод "Красная кузница", возьмут необходимые темпы, то в последней декаде июня ремонт парохода будет закончен. Машины и котлы "Садко" в полной исправности. "Садко", 17 лет лежавший на дне моря а ныне вступающий в строй, имеет прекрасные обводы и хорошие ледовые качества. Это судно будет отравлено на Северную Землю для снятия зимовщиков с островов Каменева и для создания станции на мысе Оловянном. Это очень трудная и ответственная задача. В 1933 году посланный на Северную Землю "Седов" не мог достигнуть цели из-за недоступных льдов. По целому ряду причин "Седов" не мог также выгрузить станцию на острове Уединения. В этом году эта задача — создание станции на мысе Оловянном или на острове Уединения — возлагается на "Садко". В плане работ станции на мысе Оловянном, кроме обычных метеорологических наблюдений и гидрологических работ, стоят также разведки на олово.
Ледокольный пароход "Русанов" повторит совершенный им с большим успехом рейс в море Лаптевых. "Русанов" должен достигнуть бухты Нордвик и доставить туда геологоразведочную нефтяную партию, а также организовать в Нордвике полярную станцию. Нордвик имеет для нас особое значение. Партия Емельянцева привезла после работы 1933—1934 годов образцы полезных ископаемых этого богатейшего района. В Нордвике обнаружены выходы нефти. Геологическое строение Нордвика — соляные купола — приближает его к Эмбе. Кроме соли и нефти, на Нордвике обнаружены выходы самородной серы, а также залегание угля. Работы 1934 год» ставят себе целью главным образом обследование нефтяных богатств этого района.
Все упомянутые суда попутно будут вести и научные наблюдения.
В целях широкого развертывания гидрографических и гидрологических работ в северозападную часть Карского моря пойдет специальное судно "Седов". "Седов" также будет лидером гидрографических ботов в Карском море.
Центральная часть трассы Северного морского пути — море Лаптевых — очень мало исследована. Выше было упомянуто, что в западную часть этого моря зайдет ледокольный пароход "Русанов". Центральная же часть будет изучена целым рядом станций, личный состав которых будет направлен через Лену. На теплоход "Первая пятилетка" возложена задача обеспечить организацию станции у Ляховских островов. Кроме того, наличие в устье Лены гидрографических ботов обеспечит обслуживание других научных пунктов, создаваемых в море Лаптевых.
Выше было указано, что в текущем году предполагается в значительной степени усилить станции на востоке. Эта операция будет обеспечена двумя пароходами из Владивостока.
Мы предполагаем, наконец, произвести смену зимовщиков на острове Врангеля, которая не производилась в продолжение 5 лет. Наличие на Дальнем Востоке мощного ледокола "Красин" дает наибольшую гарантию, что смена будет произведена своевременно и обеспечит полностью потребности этого важного пункта в Арктике.
В операциях текущего года примет участие ледорез "Литке", который получил капитальный ремонт. "Литке" должен будет направиться с востока на запад, оказать, если это потребуется, помощь зимующим судам первой Ленской и обеспечить проводку через пролив Вилькицкого судов второй Ленской. Кроме того, намечена большая программа работ по гидрологии Чукотского и В.-Сибирского морей. Перечень этих задач показывает, каким ответственным является плавание этого судна.
* * *
В итоге операций 1934 г. мы будем иметь в Арктике мощную опорную стационарную сеть — сеть полярных станций, вокруг которых строится и научная работа, и навигационное освещение районов, и радиосвязь, и маячная служба, и, наконец, изыскания природных богатств.
Переход к стационарной работе по всей трассе Северного морского пути вместо отдельных отрывочных экспедиций является отличительной чертой плана 1934 г. До революции в Ледовитом океане было всего 4 полярных станции, в 1933 году число их достигло 21, а в 1934 году возрастает до 36. Так, среди других будут открыты новые станции в бухте Провидения, на мысе Сердце-Камень, на острове Колючино, у мыса Ванкарем, четыре станции в море Лаптевых (Нордвик, о-ва Ляховские, Котельный, Дунай) и две станнин в наименее доступной северо-восточной части Карского моря — у мыса Оловянного и у островов Русских.
В 1933 году на северных станциях зимовало 308 человек, в текущем году население наших северных форпостов составит около 450 человек.
В 1934 году будет значительно усилена авиация на Севере. Опыт героической эпопеи челюскинцев лишний раз подчеркнул, какое значение имеет авиация для работы в Арктике. Самолеты должны вести там ледовую разведку, различные другие авионаблюдения, перевозить пассажиров и грузы, оказывать помощь в аварийных случаях и т. д. В прошлом году была созданы базы круглогодичного действия, добившиеся значительных результатов. В 1934 году эти базы будут расширены и созданы новые: на Земле Франца-Иосифа, в Карском море — у мыса Челюскина, в море Лаптевых — в Тикси, на мысе Северном и в Уэллене. Нужно отметить также, что до текущего года в Арктике работали главным образом импортные тяжелые морские машины (хотя с большим успехом работали и наши отечественные машины, особенно «Р-5» и другие). В текущем же году успехи нашей передовой авиационной промышленности позволяют приступить к широкому применению отечественных мощных морских машин.
В прошлом году главное управление Северного морского пути обратило особое внимание на радиосвязь. По побережью Северного Ледовитого океана, от Архангельска до Берингова пролива, была создана непрерывная связь по цепи станций Главсевморпути. Самоотверженные и преданные кадры наших радистов обеспечили отличную работу радиостанций в течение всего года и особенно во время операций по спасению челюскинцев. В текущем году радиосвязь значительно усиливается. Строятся два мощных радиоузла — на острове Диксон и в Архангельске. Трасса оснащается передовыми техническими средствами — радиомаяками и пеленгаторными станциями. Два радиомаяка будут поставлены в Карском море, один — на востоке.
* * *
План научных работ в текущем году значительно увеличен. Особое внимание обращено на гидрографические и гидрологические исследования. В этой области поистине непочатый край работы, а между тем средства, имеющиеся в нашем распоряжении, все еще недостаточны.
Научная деятельность полярных станций имеет важнейшее значение. В 1934 году на всех 36 станциях будут вестись метеорологические наблюдения, на 16 станциях — работы по гидрологии, на 11 — по аэрологии. Кроме того, некоторые станции будут вести наблюдения по атмосферному электричеству, земному магнетизму, актинометрии, биологии и т. д. Впервые создаются две синоптические группы — на Диксоне и мысе Северном. Большине геологические работы намечены на Оловянном, Нордвике и Чукотке: там же будут работать и геодезисты.
Для гидрографических работ в 1933—34 году построено значительное количество деревянных ботов, шхун и т. д. Но имеющийся у нас мелкий речной флот явно недостаточен. Придется строить значительно больше.
В текущем году будут завезены строители и материалы на остров Диксон, где будет строиться угольная база. Портоизыскательские работы в Тикси будут в 1934 году в основном закончены.
Намечена большая работа по оборудованию трассы Северного морского пути маяками и различными знаками.
* * *
Задача проложить Северный морской путь сложна и ответственна. Но в борьбе с суровой стихией в Арктике выковываются крепкие, самоотверженные большевистские кадры, имеющие такого отважного командира. как Отто Юльевич Шмидт. Наличие этих кадров является одним из существенных залогов успеха.
Северный морской путь, проложить который предложила партия и ее вождь товарищ Сталин, будет освоен.