1933: Западно-Таймырская экспедиция ГУСМП

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

1933: Западно-Таймырская экспедиция ГУСМП

Сообщение ББК-10 » 23 Ноябрь 2014 19:45

 ТЭ - 141.jpg
М. СЕРГЕЕВ
Таймырская экспедиция
(предварительные итоги)

Летом 1933 года мне пришлось принять участие в организованной Сектором полярных авио-изысканий ГУСМП комплексной экспедиции в восточную часть Карского моря.
В задачу экспедиции входило: а) гидрографическое обследование побережья Западного Таймыра от мыса Михайлова (к востоку от Диксона) до мыса Челюскин и островного района к северу от Диксона (острова Арктического института, острова "Известий ЦИК" и о-в Уединения);
б) гидрологические работы в этом районе;
в) авиационные изыскания во всем районе с целью установления возможности базирования гидросамолетов.
Попутно с этими основными работами экспедиция должна была выявить основные предпосылки к организации зверобойно - пушного промысла на побережьи Таймыра, а также изучение района в геологическом и экономическом отношениях.
Экспедицию возглавлял начальник Сектора полярных авио-изысканий ГУСМП т.Ландин И. А., проводивший полярные экспедиции Гл. Управления Гражданского Воздушного флота в 1930, 1931 и 1932 годах на Камчатке и на участке м. Дежнев — р. Лена (1931—1932 гг.).
Для выполнения работ экспедиции было предоставлено три судна:
а) моторная шхуна „Белуха" (б. „Хобби") с осадкой до 15 фут., грузоподъемностью ок. 250 тонн, находившаяся в Архангельске;
б) моторный бот Таймыркомбината „Сталинец" грузоподъемностью 80 тонн, скорость хода до 7 узлов, находившийся в Игарке;
в) м/б "Гыдо-ямо“ грузоподъемностью 19 тонн, находившийся в Красноярске в ремонте.
На всех судах имелись шлюпки с руль-моторами для шлюпочных промеров и высадки на берег.
Встреча всех судов экспедиции предполагалась на о. Диксон в пер вых числах августа, после чего собственно и должна была начаться основная работа экспедиции в районе к востоку от Диксона.
31. VII. 1933 года шхуна „Белуха" вышла из Архангельска к проливу Маточкин Шар, производя попутно авио-изыскательские работы в Белушьей губе и в Малых Кармакулах.
В пролив Матшар вошли 9.VIII, встретив здесь ледокол „Ленин" с судами Карской экспедиции.
Первый лед мы встретили в 12 милях от выхода из пролива Матшар и вышли на чистую воду лишь 17.VIII, при чем 3 дня (14, 15 и 16) „Белуха“ не могла продвигаться вперед, будучи зажатой среди крупного льда.
20. VIII „Белуха" прибыла к основному району работ экспедиции на о. Диксон, где к тому времени сосредоточились и боты экспедиции „Сталинец" и „Гыдо-ямо", спустившиеся по р. Енисею от Красноярска и Игарки.
Боты производили довольно тягостное впечатление как по своей конструктивной отделке, так и по
[141]
 ТЭ - 142.jpg
условиям размещения личного состава. Тесно, холодно, никаких удобств для ведения научной работы. В этом отношении пришлось позавидовать экспедициям на ледокольных пароходах, где научным работникам предоставляются все возможности.
К этому времени было уже ясно, что оптимальная программа работ экспедиции в конкретных условиях навигации 1933 года не обеспечивается ни имеющимися средствами, ни остающимся для работы временем.
Поэтому на совещании руководящего состава экспедиции, происходившем на Диксоне 22.VIII, было решено ограничить на востоке район работ ботов экспедиции 93-м меридианом, т. е. заливом Миддендорфа и только в случае особо благоприятных ледовых условий продолжить их до 95-го меридиана, т. е. до западного входа в пролив Фрама.
В то же время необходимо было использовать возможности для гидрологических работ к северу от Диксона, вплоть до о-ва Уединение для шхуны „Белуха" с тем, чтобы затем в остающееся время закончить работу всеми судами у побережья залива Миддендорфа.
Погрузив нефть, уголь и приняв с борта ледокола „Красин" пресную воду, „Белуха" 24.VIII-двинулась в путь.
Погода была благоприятная, дул довольно свежий норд-ост без тума-
[142]
 ТЭ - 143.jpg
нов, и мы, обогнув Диксон с востока, взяли курс на о. Свердруп. Ледовые условия в восточной части Карского моря представлялись довольно туманными. Регулярная воздушная разведка отсутствовала, и единственный самолет, имевшийся к тому времени на Диксоне, пилота Алексеева, конечно не был в состоянии обслужить нужды всех экспедиционных судов. Тем не менее мы имели от него 25.VIII ряд ценных сведений. Его полет 24.VIII к востоку от Диксона давал следующую картину льда: вдоль побережья от Диксона до архипелага Норденшельда шла полоса чистой воды, шириной примерно 15 миль, с двумя перемычками: одной — у мыса Прощания шириною в 6 миль и другой — у островов Тилло, шириной около 2 миль. Архипелаг Норденшельда весь забит льдом. К северу от полыньи, насколько позволяла видимость горизонта с самолета, — везде был лед.
Как будто бы большой „язык" тяжелого неподвижного льда тянулся от Северной Земли к юго-западу, и проход в пролив Вилькицкого северным путем был повидимому невозможен.
При наличии продолжающихся норд-остовых ветров нам казалось более целесообразным использовать время для работ к северу от Диксона, где мы надеялись достигнуть
о. Уединения, ожидая отжимных юго-западных или юго-восточных ветров. При наступлении их, используя енисейское течение, можно было без особых затруднений спуститься на юг и перейти на работу в район Западно-Таймырского побережья. Этому соображению благоприятствовало и то, что боты, вышедшие для работы к мысу Михайлова, были снабжены всем необходимым и могли дней 10—12 обойтись без помощи „Белухи“.
Примерно в 10—15 милях к югу от о. Свердрупа мы уже встретили кромку льда и начали огибать ее к западу, так как к востоку тянулась полоса непроходимого для „Белухи“ льда. Оставив Свердруп к востоку, мы шли ломаными курсами вдоль кромки льда к Русановским островам (теперь Арктического института), имея гидрологические станции и ведя попутный промер.
27.VIII подошли к островам и высадили на берег топографическую партию. Стоял туман, и мы не могли сделать астроопределений, но нашли астропункт, определенный „Сибиряковым", что обеспечило точность всех наших работ. Кроме того, еще на Диксоне мы имели сведения от проф. Визе о наличии внутри островов большой лагуны, могущей служить местом для посадки гидросамолетов.
В результате работ на этих островах выяснилось, что показанная на карте группа островов и остров Сидорова представляют собой два острова, соединяющиеся с запада намывной косой протяжением около 12 миль. Эта коса при сильном волнении и ветре с запада создает сильный накат и вероятно издали была принята с „Русанова“ за гряду камней, как это было показано на карте. Камней же на самом деле не существует, и дно у островов с запада песчаное, плавно поднимающееся к берегу.
Общая длина островов в направлении 160°—340° равна 16 милям.
[143]
 ТЭ - 144.jpg
Оба острова разделены большой лагуной, которая была почти вся забита льдом, и поэтому нам не удалось произвести в ней шлюпочный промер. Западный берег и часть лагуны засняты топографической съемкой.
На островах нет никакой растительности, лишь изредка кое-где попадается мох. На берегу обнаружены следы белого медведя, песца, много гусей и уток.
Острова оказались на 20 миль севернее, чем они были нанесены на карту по данным л/п „Русанова".
30.VIII снялись с якоря в виду передвижки льдов, грозящих закрыть щель, в которой мы стояли, и взяли курс к северу к островам „Известий ЦИК“. Эти острова впервые были замечены в 1932 году экспедицией на „Сибирякове", но точное их местоположение и конфигурация определены не были, так как высадки на них не было.
Экспедицией на „Белухе" была произведена рекогносцировка островов, частичная топографическая и морская съемки и построены два навигационных знака.
В результате работ у островов „Известий ЦИК“ выяснено наличие шести островов (вместо 3, имевшихся на карте), расположение которых дает судну укрытие от ветра и волны с любых направлений. Один из наиболее крупных островов этой группы назван нами "островом Гронского".
Работы здесь чрезвычайно затруднялись наличием берегового торосистого припая и частыми туманами. На островах много медведей, есть песец. Кроме того замечены моржи.
Дальнейший путь „Белухи“ лежал к о. Уединения. Интересна история этого острова. Он был открыт и назван норвежским капитаном Иогансеном в 1878 году, но Иогансен высадиться на остров не мог. Второе посещение острова с высадкой на него было лишь в 1915 г., т. е. через 37 лет после открытия, экспедицией О. Свердрупа под русским флагом на шхуне „Эклипс", (теперь „Ломоносов").
Точных астрономических определений из-за плохой погоды ни Иогансен, ни Свердруп не сделали, и потому координаты острова были нанесены на карту приближенно. Рекогносцировкой острова д-ром Тржемесским с „Эклипса" обнаружено присутствие на нем каменного угля.
С тех пор остров никем не посещался. В прошлом году экспедиции на „Сибирякове" и „Русанове" не смогли найти острова, хотя курсы обоих судов были проложены прямо по месту его на карте.
Имея задачей продолжить гидрологический разрез от островов „Известий ЦИК" далее на север до острова Уединение, мы предполагали возможность значительного смещения острова к западу от места, показанного на карте, исходя из анализа глубин (быстрое падение глубин от меридиана 79° до 81,5°, с
[144]
 ТЭ - 145.jpg
250 метров до 24 метров по направлению на восток, и большие глубины 185—190 метров около места о. Уединения на карте).
3. IX в 10 часов утра впереди справа по носу показались неясные очертания какого-то острова.
Мы медленно, среди льдов, подвигались к нему, не решаясь еще сказать, что именно это и есть остров Уединения. Вырисовывался высокий западный берег, окруженный торосистыми стамухами и льдинами. С трудом удалось выбрать место для якорной стоянки, в милях 1 1/2 от берега, после чего немедленно съехали на берег для предварительной рекогносцировки острова.
По плавающим льдинам, перепрыгивая с одной льдины на другую, перебираемся на берег и начинаем обход его, начиная с северо-западной части. Остров производит мрачное, но мощное впечатление. Суровая природа его, абсолютное отсутствие всякой растительности, возвышенности, пересекаемые руслами высохших речек, придают ему угрюмый характер. Сразу наталкиваемся на медведей, которых и убиваем.
К 12 часам ночи рекогносцировка закончена. С несомненностью устанавливаем, что это именно и есть остров Уединения.
Остров резко делится на две части: возвышенную — западную и низменную — восточную. Возвышенный западный берег сначала постепенно снижается в направлении на восток, а затем резко переходит в восточную низменную часть.
Возвышенная часть о-ва прорезана небольшим логом с довольно крутыми склонами, являющимися главной водосборной артерией острова. Кроме этого лога и его притоков имеются лишь незначительные овражки, рассекающие берега, особенно в югозападной и южной части.
Возвышенная часть острова сложена серыми и желтоватыми песчаниками, иногда очень слабыми, иногда же очень прочными. Этим песчаникам подчинены прослои каменного угля, найденные впервые доктором Тржемесским с „Эклипса“. Нами выходы угля наблюдались на склонах вышеупомянутого лога.
Что касается восточной низменной части, то она повидимому образована за счет наносов с возвышенной части.
Остров в направлении NNW-SSO около 3,5 миль, а в направлении O—W около 10 миль. В его юговосточной части имеется лагуна-озеро, покрытая льдом.
Географическое расположение острова в центральной части Карского моря делает его очень ценным для устройства радиостанции с научным персоналом.
[145]
 ТЭ - 146.jpg
Имея очень жесткое приказание н-ка экспедиции Ландина быть 9 сентября у залива Миддендорфа, чтобы помочь ботам в гидрографической работе у побережья Западного Таймыра, мы не могли задерживаться у о. Уединения и, построив на нем навигационный знак, 4 сентября повернули на юг.
В это время боты „Сталинец“ и „Гыдо-ямо“ в неимоверно тяжелых условиях, преодолев льды, героическими темпами вели свою работу.
9-го числа мы подошли к мысу Де-Колонга, самой восточной точке нашей работы. Температура воздуха и воды быстро понижалась, и уже 12 сентября мы имели утром температуру воздуха —12°, а температуру воды —1,8°, что показывало на быстрое наступление зимы в этом районе.
Построив два больших навигационных знака на мысе Иванова и на вновь нанесенном на карту острове Балицкого, а боты, сделав топосъемку побережья, построив знаки на побережьи и произведя промеры, мы 17. IX начали отход к Диксону при замерзающем море, покрытом блинчатым льдом.
20. IX у острова Кузькин-Сибиряков, взяв на „Белуху" почти весь экспедиционный состав, мы отпустили боты к своим енисейским портам, а „Белуха" взяла курс на Архангельск с попутными авио-изысканиями у п/о „Ямал" и острова „Белый".
24 сентября „Белуха", огибая остров Белый в счислимой широте 73°38 N и долготе 69°55 Ost, наткнулась на необследованную 15-футовую банку. При сильном NW ветре и волне (до 6 баллов) судно получило до 15 ударов кормой о грунт, потеряло руль и дало течь в машинном отделении. Несмотря на все принятые меры по откачке воды, откачать ее не удалось, и „Белуха" 25. IX затонула. Все экспедиционное имущество и личный состав были пересажены на п/х „Аркос", находившийся поблизости, и таким образом материалы экспедиции были спасены.
22 октября экспедиция вернулась в Москву.

Предварительные итоги работ по отдельным партиям.

Гидрологическая партия.

В результате полуторамесячной работы на „Белухе" в Карском море выполнены следующие 4 гидрологических разреза:
1. Маточкин Шар — о. Диксон — 11 станций (с I полусуточной) через 20 миль.
2. О-в Диксон — о. Свердруп — 4 станции (с I полусуточной).
3. О-в Свердруп — о. Уединения — 11 станций (с I полусуточной) через
10—15 миль.
4. О-в Свердруп — шхеры Минина — 9 станций через 10—15 миль.
Всего удалось сделать 37 гидрологических станций, в том числе 3 полусуточных.
На полусуточных станциях помимо ежечасных наблюдений за глубиной, температурой воды и взятия через каждые 3 часа проб воды, производились также ежечасные наблюдения за течениями вертушкой Экмана-Мерца, в первом приближении подтвердившей наличие подмеченного, но неисследованного в 1932 году, мощного Енисейского течения к северо-западным берегам Северной Земли.
На всех глубоководных станциях пробы воды брались на хлор, щелочной резерв, кислород, нитраты, фосфаты и концентрацию водородных ионов.
35 станций из 37 взятых было обработано в судовой лаборатории на „Белухе" гидрохимиком Е. В. Казеевой, что указывает на полную целесообразность развернутой работы во время плавания.
Помимо специальных гидрологических работ, гидропартией сделано, начиная от маяка Городецкого, 205 поверхностных сборов температуры и проб воды на хлор и щелочной резерв (с 1.VIII по 24.IX), 154 наблюдения за состоянием льдов (с 10.VIII по 21.IX) и 279 срочных метеорологических наблюдений (с 7. VIII по 24.IX), а также проведено 2 серии футшточных наблюдений в Белушьей губе в течение 48 часов и на островах Арктического института в течение 13 часов.
[146]
 ТЭ - 147.jpg
Как на особенность нынешнего года, по сравнению с прошлым, можно уже теперь указать на тяжелые ледовые условия в Карском море, на преобладание низких температур поверхности воды и воздуха в августе и сентябре, а также на весьма слабое проявление летнего температурного режима моря в августе и уже полное наступление зимнего режима в середине сентября.
Гидрологическими работами руководил научный сотрудник Арктического института Добронравов С. К.

Гидрографическая партия.

Задание для гидрографической партии экспедиции предусматривало, помимо ряда других работ, определение 12 основных астропунктов, заснять топосъемкой береговую полосу линейным протяжением в 300 км. и дать 1.500 миль судового промера.
Как указывалось выше, план был сокращен в силу ледовых условий и неподготовленности ботов. В дальнейшем, в связи с наличием берегового припая в заливах и бухтах выяснилась невозможность производства авио-изыскательских работ в полном объеме. Освободившиеся 2 топографических партии были переданы гидрографической группе, что позволило первоначальный план съемки отдельных участков изменить в сторону увеличения топографических работ. Работу в заливе Миддендорфа произвести не удалось, т. к. в течение всего сентября и подступы к нему были скованы льдом.
Кроме того, береговой припай не позволил развить работы в районе о о. Крузенштерна. Фактически работы были начаты 25.VIII, окончены 16.IX, рабочий период длился 23 дня, т. е. 60% первоначального плана.

Итоги по отдельным элементам гидрографических работ.

а) Астропункты.
Определено основных 8 астропунктов, из них 7 универсальными инструментами, а именно: м. Михайлова, м. Приметный, м. Стерлегова, м. Каминского, м. Штеллинга, на о ве Балицкого группы Крузенштерна, на м. Иванова. Восьмой астропункт определен на о-вах „Известий ЦИК“ секстаном.

б) Топографическая съемка.
Заснята вся береговая черта от м. Михайлова до м. Фуса за исключением залива Миддендорфа, оказавшегося скованным льдом, западная часть островов „Известий ЦИК“ и лагуна в северной части островов Арктического института.
Всего заснято топосъемкой 600 линейных километров, т. е. превышение плана в два раза.

в) Судовой промер.
Судовой промер производился механическими лотами Томсона и ручными лотами, разбитыми в метрах.
Глубины брались с промежутками от 3 до 10 метров. Промер очень часто затруднялся наличием плавающих льдов и носил характер рекогносцировочного, а в районе о.о. Тилло — м. Штеллинга — полусистематического.
Всего дано судового промера с учетом работ шхуны „Белуха" 1.950 морских миль, вместо 1.500 намеченных по оптимальному плану в 40 рабочих дней.

Знаки.
Для целей кораблевождения и обоснования судового промера экспедицией построено и выставлено 20 знаков и вех, из которых 17 по своей высоте и видимости представляют большую ценность для навигации.
В результате работ по побережью от мыса Михайлова до м. Фуса установлено значительное изменение береговой черты по сравнению с имеющимися картами. Так п/о Михайлова оказался смещенным на 3 1/2 - 4 мили к югу от показанного на карте, Острова Маркгама смещены на 3 мили к юго-западу; острова у м. Каминского смещены к западу на 5 миль, о-ва Крузенштерна оказались смещенными к северу на 2 мили, а в 8-ми милях на северо-запад от этих островов обнаружена еще группа островов, не показанных на карте.
Работами гидрографических партий руководили гидрограф СПБГУ Лютостанский А. В. и гидрограф Эверлинг А. В. Астрономические работы велись Авсюком Г. А. и Кравковым С. Г.
[147]
 ТЭ - 148.jpg
Работа авио-изыскательской партии
Авио-изыскательская работа велась главным образом на шхуне „Белуха", так как в районе плавания ботов экспедиции (к востоку от м. Михайлова) все бухты и заливы, где могли быть места, пригодные для базирования гидросамолетов, оказались скованными береговым припаем, вследствие чего оказалось невозможным производство промеров.
В результате обследован целый ряд новых мест, где возможно базирование гидросамолетов.
Участок побережья от м. Михайлова до залива Миддендорфа в значительной мере подвергся геологическому изучению, благодаря образцам, собранным „Русской полярной экспедицией под начальством Э. В. Толля", материал которой был подвергнут монографической обработке О. О. Баклундом.
Материал Э. В. Толля состоял из одних образцов, почти без сопровождения их описанием. В результате работ ЗТЭ этот недостаток теперь устраняется. Одновременно с этим выяснилось, что породы, слагающие Таймырский берег, еще более разнообразны, чем это следовало из материалов Толля.
В практическом отношении наибольший интерес представляет широкое распространение пегметитов. Целесообразным представляется поэтому постановка поисковых работ, связанных с последними — в первую очередь на белую слюду. Также возможно наличие серного колчедана и есть признаки меди.
Кроме основного района работ экспедиции, попутно были осмотрены некоторые места Енисейского залива, о-в Диксон и Чертова губа, на геологическом строении которых мы за недостатком места не останавливаемся.
Геологические наблюдения производились геологом экспедиции Херасковым Н. П.

Экономические изыскания
В результате экономических изысканий выявлены экономические предпосылки к производственному применению авиации на Крайнем Севере.
Для этого собран ряд материалов в местных административных и хозяйственных органах и обследована работа промыслов и других производств этих районов.
По этим материалам можно будет установить, в какие периоды, откуда и докуда целесообразно и необходимо перебрасывать грузы воздушным путем и в каком количестве.
[148]
 ТЭ - 149.jpg
Находившийся в составе экспедиции зоолог Розанов М. П. был 20.VIII на о-ве Диксон откомандирован для обследования зверобойных промыслов в районе о-ва Диксон у р. Пясины, так как в указанном районе зверобойные промысла велись кустарным способом без научных обоснований.
Зоологом дан целый ряд указаний на месте по организации промыслов и подготовляется записка о состоянии зверобойных и пушных промыслов Таймырского полуострова.
На всем пути экспедиции производилась киносъемка производственного и бытового характера кино-оператором "Восток-кино“ — т. Блюмом Г. В., в результате чего мы будем иметь весьма интересный фильм, характеризующий Советский Север.
***
Подводя итоги работы экспедиции, необходимо отметить, что в общем экспедиция проделала большую работу за столь короткий срок (23 дня пребывания в основном районе) и в столь суровых условиях, каковые характерны для Северо - восточной части Карского моря.
По окончании экспедиции представители ее сделали доклад шефу экспедиции — ОГПУ Украины в гор. Харькове, где были очень тепло встречены и где им обещана дальнейшая поддержка в деле освоения Арктики.
[149]
Последний раз редактировалось ББК-10 25 Апрель 2017 12:16, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 9427
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Западно-Таймырская экспедиция ГУСМП

Сообщение ББК-10 » 23 Апрель 2017 12:03

Бюллетень Арктического института СССР. № 11. -Л., 1933, с. 330-334

 Бюллетень Арктического института СССР. № 11. -Л., 1933, с. 330-334 ЗТЭ - 0001.jpg
ЗАПАДНО-ТАЙМЫРСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ
В 1933 ГОДУ


Западно-Таймырская экспедиция Главного Управления Северного морского пути 1933 г. была организована Сектором полярных авиаизысканий ГУСМП.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 11. -Л., 1933, с. 330-334 ЗТЭ - 0002.jpg
— 331 —
По плану, утвержденному Коллегией ГУСМП, главным районом работ экспедиции являлся участок Северного морского пути от о-ва Диксона до мыса Челюскина. Экспедиция носила комплексный характер и включала в себя следующие партии: а) Гидрологическую — состоявшую из научных сотрудников Арктического института, под руководством С. К. Добронравова, б) Гидрографическую — в составе сотрудников Сибирского Гидрографического управления, под общим руководством гидрографа А. В. Лютостанского, а также гидрографа А. В. Эверлинга; астрономические работы велись С. Н. Кравковым и Г. И. Авсюком; в) Авиаизыскательскую — в составе сотрудников Сектора полярных авиаизысканий ГУСМП, под общим руководством И. А. Ландина.
Экспедицию возглавлял начальник Сектора полярных авиаизысканий ГУСМП И. А. Ландин. Заместителем начальника экспедиции и руководителем работ на э/с „Белуха" был М. М. Сергеев.
Для обеспечения возможности выполнения весьма значительного объема работ в одну навигацию (предполагалось вести работу в течение не более 40 дней), экспедиции было предоставлено три судна:
1) моторная шхуна „Белуха" (б. „Hobby")—250 тонн, осадка 15 футов, скорость хода 6. 5 узлов — главным образом для гидрологических работ и попутно для работ по гидрографии и авиаизысканиям в тех местах, где глубины позволяли держаться в достаточной близости к берегам; „Белуха“ являлась также базой горючего, продовольствия, обмундирования и прочего имущества для других судов экспедиции, ввиду малого тоннажа последних; 2) парусно-моторный бот „Сталинец" Таймыркомбината — 80 тонн, осадка 9 футов, ход 7 узлов — главным образом для гидрографических работ; 3) парусно-моторный бот „Гыдаямо" — 18 тонн, осадка 7 футов, ход 7 узлов — главным образом для работ по авиаизысканиям и высадке береговых партий.
31 июля шхуна „Белуха“, выйдя из Архангельска и проведя попутные работы по авиаизысканиям в Белушьей губе, Малых Кармакулах и Маточкином Шаре, 10 августа вышла в Карское море проливом Маточкин Шар.
Пройдя 150 миль в тяжелых ледовых условиях, 20 августа шхуна прибыла в бухту Диксона, куда к тому времени подошли и боты экспедиции „Сталинец" и „Гыдаямо", спустившиеся по р. Енисею из Красноярска и Игарки. К этому времени выяснилось, что оптимальная программа работ экспедиции в конкретных условиях навигации 1933 г, в восточной части Карского моря совершенно не обеспечивается ни имеющимися средствами, ни остающимся для работы временем, а именно: а) боты „Сталинец" и „Гыдаямо", из-за плохого ремонта и слабости корпусов, имели угрожающую течь и не были поэтому пригодны для плавания во льдах: б) сроки работ, в связи с исключительно поздним

 Бюллетень Арктического института СССР. № 11. -Л., 1933, с. 330-334 ЗТЭ - 0003.jpg
— 332 —
освобождением от льдов северной части Карского моря, должны были быть сокращены.
В связи с этим было принято решение ограничить на востоке район работ ботов экспедиции 93-м меридианом и только в Случае особо благоприятных ледовых условий продолжать их до 95-го меридиана, т. е. до западного входа в пролив Фрама. В то же время необходимо было дать шхуне „Белуха“ возможность вести гидрологические работы к северу от о-ва Диксона вплоть до о-ва Уединения с тем, чтобы в остающееся после завершения этих работ время шхуна помогла остальным судам в их работе в районе между мысом Михайлова и заливом Миддендорфа.
Боты экспедиции 23 августа вышли с о-ва Диксона и к 28 августа прибыли в район работ к мысу Михайлова, где и продолжали работу до 17 сентября.
Этапы плавания „Белухи“ в восточной части Карского моря: 24 августа выход с о-ва Диксона; 24—26 августа гидрологический разрез о-в Диксона — о-в Свердрупа (четыре станции с одной полусуточной), с попутными промерами. 26 августа — 3 сентября гидрологический разрез о-в Свердрупа — о-в Уединения (одиннадцать станций с одной полусуточной), с гидрографическими работами у о-вов Арктического института, Известий ЦИК и Уединения (морская и топографическая съемка, постройка знаков, промеры). 4—9 сентября переход от о-ва Уединения к о-вам Крузенштерна, с гидрологическим разрезом о-в Свердрупа — шхеры Минина (девять станций) и промеры. 10—17 сентября гидрографическая и гидрологическая работа в районе о-ва Крузенштерна — мыс Михайлова: а) постройка знака на п-ове Де-Колонга; б) постройка двух знаков на о-вах Крузенштерна; в) две гидрологические станции в этом районе.
К 20 сентября все суда экспедиции возвратились в район о-ва Диксона, при чем боты экспедиции, пошли вверх по р. Енисею к портам своей приписки, а шхуна „Белуха" вышла в Архангельск с попутными авиаизысканиями в районе о-ва Белого и п-ова Ямала.
24 сентября „Белуха", огибая о-в Белый, в счислимых широте 73° 38' N и долготе 69° 44' Е, наткнулась на необследованную 15-ти футовую банку, и при сильном волнении (ветер и волна WNW в 5 баллов) судно получило до пятнадцати ударов кормой. В результате шхуна потеряла руль и получила, сильную течь в машинном отделении. Откачать воду, несмотря на все принятые меры и помощь, поданную с прибывшего парохода „Аркос“, не удалось, и 25 сентября в 10 ч. утра „Белуха" затонула. Все материалы работ экспедиции, люди и ценное имущество были спасены.
За время работы экспедицией в целом выполнено следующее.
Гидрологическая партия. Разрезы: 1) Карское море (от φ = 73° 37' N и λ = 64° 54' Е) — о-в Диксона — одиннадцать станций через каждые 30 миль,

 Бюллетень Арктического института СССР. № 11. -Л., 1933, с. 330-334 ЗТЭ - 0004.jpg
— 333 —
с одной полусуточной; 2) о-в Диксона — о-в Свердрупа — четыре станции через 10—15 миль, с одной полусуточной; 3) о-в Свердрупа — о-в Уединения — одиннадцать станций через 10—15 миль, с одной полусуточной; 4) о-в Свердрупа — шхеры Минина — девять станций через 10—15 миль; кроме того начат разрез к западу от пролива Григорьева (удалось, по условиям погоды, выполнить две станции). Всего взято тридцать семь станций с тремя полусуточными станциями. Собрано 205 поверхностных сборов температур и проб воды начиная от маяка Городецкого. Произведено 154 наблюдения над состоянием льдов и 279 срочных метеорологических наблюдений, а также проведены две серии футшточных наблюдений в Белушьей губе и на о-вах Арктического института. Тридцать пять станций было обработано в судовой лаборатории на „Белухе" гидрохимиком Е. В. Казеевой, что указывает на полную целесообразность развернутой лабораторной работы во время плавания.
Гидрографическая партия. Астрономические пункты: работа по определению астропунктов производилась двумя партиями. Первая партия имела в своем распоряжении следующий инструментарий: 2" универсал Гильдебранда №356, с микроскопом, микрометром и окулярным микрометром, четыре столовых хронометра, 12 звездных, один средний и один тринадцатибойщик; а также радиоприемник ЛБ-2 с четырехламповым усилителем. Вторая партия работала при помощи 5" универсала Бамберга, четырех столовых хронометров и такого же (ЛБ-2) радиоприемника.
Всего определено восемь основных астропунктов, из них семь универсальными инструментами, а именно: на мысе Михайлова, мысе Приметном, мысе Стерлегова, мысе Каминского, мысе Штеллинга, мысе Иванова и на одном из островов группы Крузенштерна. Восьмой астропункт определен у о-вов Известий ЦИК секстаном на воде из определения широты по близмеридиональным высотам и двух сомнеровых линий.
Топографическая работа. Заснята береговая черта от мыса Михайлова до мыса Фуса маршрутной мензульной полуинструментальной съемкой, основанной на триангуляционной и геометрической сети, общим протяжением 600 км.
Судовой промер производился механическими лотами Томсона и ручными лотами, разбитыми в метрах. Промер очень часто затруднялся наличием плавающих льдов и имел рекогносцировочный характер, а в районе о-вов Тилло и мыса Штеллинга — полусистематический. Всего дано судового промера 1950 миль.
Постройка навигационных знаков. Для целей кораблевождения и обоснования судового промера, экспедицией построено и выставлено двадцать знаков и вех, из которых семнадцать по своей высоте и

 Бюллетень Арктического института СССР. № 11. -Л., 1933, с. 330-334 ЗТЭ - 0005.jpg
— 334 —
видимости представляют большую ценность для навигации. Знаки установлены: два на о-вах Мона, один на о-ве Маркхэм, два на о-вах Крузенштерна, по одному на мысах Михайлова, Прощания, Каминского, Дубинского, Штеллинга, Иванова, два на о-вах Известий ЦИК и один на о-ве Уединения. На мысе Стерлегова и на о-ве группы Тилло установлены вехи.
Фотосъемка. Заснято, с целью получения панорамы с обсервованных (по двум углам) точек, аэрофотоаппаратом Кодак 1 побережье от мыса Штеллинга до мыса Каминского. Кроме того, отдельными снимками заснят ряд мысов, островов и т. п.
Авиаизыскательские работы велись по р. Енисею, в районе Новой Земли и к востоку от о-ва Диксона, с целью обеспечения воздушных путей на севере. Авиаизыскания проводились по следующему плану: а) выбор пункта с точки зрения его пригодности; б) топографическая съемка (при отсутствии карт подходящего масштаба) и поверка существующей карты, с нанесением горизонталей; в) промеры водоема; г) фотографирование (панорамный снимок с обсервованного места); д) описание пункта.
Кроме перечисленных работ, на всем пути экспедиции велись геологические наблюдения геологом Н. П. Херасковым. Обследованы также зверобойные промыслы в районе Диксон — Пясина зоологом экспедиции М. П. Розановым; попутные экономические изыскания велись А. К. Львовым. На протяжении всего пути экспедиции кинооператором а/о „Востоккино“ Г. В. Блюмом производилась киносъемка экспедиционной работы.
М. СЕРГЕЕВ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 9427
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Западно-Таймырская экспедиция ГУСМП

Сообщение ББК-10 » 06 Ноябрь 2018 13:58

Сводный отчет Западно-Таймырской экспедиции Управления воздушной службы Главсевморпути за 1933 год по основной деятельности с приложением фотоснимков, схем и карт
РГАЭ. Ф. 9570. Оп. 2. Д. 1095. Всего 729 листов.

Изображения ЛЛ. 1, 17, 66, 85, 131.
http://rgae.ru/nsa/tematic-perechen/raz ... /041.shtml
 f9570 op2 d1095.jpg
 f9570 op2 d1095 l1.jpg
 f9570 op2 d1095 l1_.jpg
 f9570 op2 d1095 l17.jpg
 f9570 op2 d1095 l66.jpg
 f9570 op2 d1095 l85.jpg
 f9570 op2 d1095 l131.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 9427
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Западно-Таймырская экспедиция ГУСМП

Сообщение ББК-10 » 07 Февраль 2021 09:50

Правда Севера, 1933, № 78, 4 апреля

 Правда Севера, 1933, № 078_04-04-1933 БЕЛУХА-НОЖКИН.jpg
К ПОХОДУ В АРКТИКУ готовится судно "Белуха", переданное управлению Северного морского пути. "Белуха" перестраивается на Судоремонтном заводе в Архангельске. Капитаном судна назначен т. Ножкин. Предполагаемый рейс "Белухи" — Архангельск — остров Белый, куда в этом году необходимо завести радиостанцию, продовольственные запасы и группу зимовщиков.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 9427
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Западно-Таймырская экспедиция ГУСМП

Сообщение ББК-10 » 23 Май 2021 20:37

Восточно-Сибирская Правда, 1933, № 277 (2 декабря)

 ВСП 1933 № 277 (2 дек.) Иван Ландин. Зап-Таймырская экспедиция.jpg
10 тысяч километров по Карскому морю
Богатства Таймырского полуострова

Новая победа советских полярников

На-днях в Красноярок возвратилась енисейская группа Западно-Таймырской экспедиции в составе ботов: «Ныдоямо» и «Сталинец», под руководством капитана - полярника ЛОНДИНА.
На острове Диксона к этим судам присоединилась, прибывшая из Архангельска, шхуна «Белуха». В этом составе экспедиция обследовала западный берег Таймырского полуострова до мыса Фуса, достигнув пролива Фрама в архипелаге Норденшельда.
Экспедиция выявила, что берега Таймыра изображаются на картах совершенно неправильно. Что ранее считалось берегами — оказалось многочисленными островами, соединенными сплошными водяными перемычками. В районе Стерлегова мыса (Карское море) в океан впадает совершенно неизвестная мощная река. Кроме того, экспедиция открыла десятки неизвестных островов, определила ряд астрономических пунктов и, в наиболее приметных точках, установила навигационные знаки, произвела промеры глубины моря, бухт, занесла все это на карту.
Обследованное побережье изобилует крупными стадами дикого оленя. На шхерах, фиордах и островах много белого медведя, песца, моржей, тюленей, морского зайца. Зверь не напуган и совершенно не боится человека. В ряде мест побережья обнаружены богатейшие выходы ценных ископаемых.
Экспедиция в оба конца сделала около 10 тыс. километров, несмотря на неблагоприятное лето и условия работы. Все суда возвратились без поломок и аварий, доказав полную возможность плавания вокруг Таймыра даже на таких небольших судах, как промысловый моторный бот «Ныдоямо», имеющий водоизмерение всего около 20 тонн. (ВСРОСТА).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 9427
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Западно-Таймырская экспедиция ГУСМП

Сообщение ББК-10 » 23 Май 2021 20:43

Восточно-Сибирская правда, №286, 12 декабря 1933 г.

 ВСП 1933 № 286 (12 дек.) ЛАНДИН фр.jpg
СТРАНИЦА ЛЕТОПИСИ АРКТИКИ

I.

Начальник западно-таймырской экспедиции на судне «Белуха», известный полярный авиатор тов. И. И[А]. Ландин и его заместитель тов. Барановский передали нам копии редких документов, найденных у знака Вильда. Этих документов—три. Первый из них побывал в зубах у песцов. Зубы полярных лисиц оставили глубокие следы на измятой бумаге с утраченным текстом.
— Это не беда, — сказал тов. Барановский, — мы сумеем реставрировать этот текст и во что-бы то нм стало прочесть его. Давайте посмотрим и вторе, самое интересное письмо. Читайте. Я только что закончил его перевод.
На прекрасно сохранившемся листе белой бумаги было написано: «Мыс Вильда, 27 июля 1921 года.
Прибыли сюда совместно с Бегичевым и еще одним русским и самоедом на оленях. С нами также один норвежец. Прибыли для поисков местопребывания Тессема и Кнутсена. Нашли бумагу, из которой видно, что они пришли 10 ноября 1919 года сюда и отправились на Диксон, имея при себе запас продовольствия на 20*) дней. Здесь мы нашли письма на английском языке (не те-ли, что мы видим сейчас, изглоданные песцами? АВТОРЫ).
«Мы пытались найти следы Тессема и Кнутсена, чтобы можно было выяснить причины их гибели. «Хеймен» ушла из Тромзе 12 августа 1920 года в направлении Диксона и мыса Вильда. Но, однако, «Хеймен» дошла не дальше широты 75°11' и долготы 87°15', хотя у нас не было намерения зимовать здесь, там как эта зимовка не согласована нами с правительством.
Норвегии. «Хеймен».. (дальше—не разборчиво).
Под документом стояли четкие подписи:
"Альфред Карлсен.
Капитан М. К. Якобсен.
29 июля 1921 года".
— Они писали это письмо целых два дня, — сказал тов. Барановский. — обратите внимание на даты.: в начале письма стоит 27 июля. А вот третьи записка. Здесь уже не нужно переводчика. Ее писал русский.
Мы читали на обрывке опять-таки изглоданной песцами бумаги:
"... спутниками были Н. А. Бегичев.... и капитан на «Хеймен» Якобсен и... Карлсен. Спутники Амундсена Кнутсен и Тессем были на Вильда 10 ноября 1919 года. Ушли на Диксон 15 ноября 1919 года. Н. БЕГИЧЕВ.
1921 года, 27 июля".
— Это писал сам Бегичев. Да, это были его крупные, размашистые каракули, выведенные жирным карандашом.
— Теперь я расскажу, как мы нашли эти бумаги, — сказал тов. Барановский. — На западной стороне мыса Вильде мы наткнулись на склад продовольствия. На берегу в беспо-

*) Вот текст письма Кнутсена и Тессема:
«Мод», экспедиция.. Два человека экспедиции, путешествующие с собаками и санями, прибыли сюда 10 ноября 1919 года. Мы нашли склад провизии очень разоренным. Особенно хлеб был сырой и испорчен морской водой. Очевидно, высокая вода моря омывала этот пункт. Мы подвинули склад дальше на берег, приблизительно на 25 ярдов и пополнили наш запас провизией. Мы находимся в хороших условиях и собираемся уходить на Диксон.
Тессем, Кнутсен.


рядке лежали банки о консервированными языками, мясом, бидоны с керосином. Часть продуктов прекрасно сохранилась. Письма не были запакованы, они просто валялись в таком виде, как вы видите их сейчас. Мы привели склад продовольствия в порядок, взяли письма и, взамен их, оставили свою записку.
Что-же за документы нашла западно-таймырская экспедиция? Кто такие авторы бумаг, оставленных на мысе Вильде?
Откроем страницы летописей Арктики.
II

18 июля 1918 года великий ледовый викинг Руальд Амундсен повел из Варде на восток корабль «Мод». На борту судна находилось десять человек, в том числе матросы Пауль Кнутсен и Петер Тессем. **) Экспедиция проделала огромную научно-исследовательскую работу в районе Таймыра и мыса Челюскина. Во время этих скитаний, 18 сентября 1918 года, Амундсен открыл на широте 77 гр. 88 м. и долготе 106 гр. 40 м., небольшую бухту, названную в честь корабля гаванью Мод.
Отсюда и начался гибельный маршрут Кнутсена н Тессема. Их позвал к себе Амундсен и сказал:
— Я оставляю вас здесь. «Мод» будет делать ледовой дрейф в течение целых трех лет. Надо известить Европу о нашем походе в этом же году. Возьмите документы и идите на Диксон. От гавани Мод до Диксона всего 900 километров, на мысе Вильде вы найдете продовольственные склады, устроенные Свердрупом в 1915 году.
И два норвежца остались в гавани Мод, а Амундсен пошел к востоку и зазимовал у Чукотского побережья около острова Айона. Отсюда он по радио известил мир о том, что Кнутсен и Тессем должны притти на Диксон.
Но отважные норвежцы не появились на полярном острове. Тогда Норвегия послала на розыски спутников Амундсена парусно-моторное судно «Хеймен». Капитан шхуны Якобсен напрасно плавал между Диксоном и мысом Вильде; он не

**) Петер Л. Тессем был до этого известен, как участник экспедиции Фиала на землю Франца-Иосифа.

мог найти следов погибших. На помощь Якобсену из низовьев Енисея из-за полярного села Дудинки, при был советский боцман Никифор Алексеевич Бегичев. Ему принадлежит честь обеих страшных находок в снегах Арктики.
Итак, Бегичев с караваном в 600 оленей, взяв о собой людей с «Хеймен» — капитала Якобсена и переводчика Карлсена, — пришел на мыс Вильде, где спасатели и оставили записки, хранящиеся сейчас у тов. Барановского.
— Я пойду по берегу, — сказал Бегичев норвежцам. — а вы направитесь к Диксону прямо через тундру.
Отважный боцман 10 августа 1921 года отправился в путь, и его зоркие глаза увидели на мысе Стерлегова брошенную нарту.
10 августа потрясенный Бегичев стоял у остатков страшного костра около мыса Приметного. Ружейные гильзы с норвежскими знаками, остатки складного ножа с обломанным лезвием, консервные банки окружали костер, а в середине костра, лежали обуглившийся человеческий череп и кости. На костре был сожжен один из спутников Амундсена.
— Где-же второй?
Летом 1922 года Бегичев снова пошел разгадывать тайну Арктик. Он решил, что один из норвежце сжег своего спутника на костре, что бы тело умершего не сделалось добычей песцов. Где-же труп более выносливого, но также погибшего норвежца?
После упорных поисков, Бегичев 10 августа 1922 года дошел до цели.
Он шел по высокому берегу около Диксона и на дне глубокого обрыва нашел то, что когда-то было веселым и крепким матросом судна «Мод».
Из кармана вязаной теплой кирасы, покрывавшей скелет мертвеца, выглядывала цепочка золотых часов. Лыжи и ружье матроса «Мод», очевидно, скатились вниз с обрыва и утонули в воде.
—Тессем! Тессем! — вскричал Бегичев, прочитан имя, вырезанное на крышке часов. Он бросился осматривать землю, на которой лежал скелет. И вот находка — прорезиненный пакет с письмом Амундсена и научные записки экспедиции на «Мод».
Рядом лежали компас и хронометр. Мужественный Тессем, предав огню тело Кнутсена, берег почту великого Амундсена до тех пор, пока не свалился в двух милях от радиостанции острова Диксон, пройдя по тундре 898 километров.
Бегичев предал земле останки Петера Тессема, снял с пальцевой кости скелета кольцо и, исполняя последний долг, отправил его в Норвегию вдове полярного героя.
Бегичев не знал, что через пять лет он также погибнет трагической смертью, и его тело будет погребено в устье холодной реки.
III

Кто-же был Бегичев? Этот удиви тельный самородок-исследователь начал свою деятельность ровно тридцать три года тому назад.
Уроженец города Царева, он попал матросом во флот, долго плавал в дальних рейсах и в 1900 году впервые пошел на шхуне «Заря» вместе с начальником экспедиции Толлем в полярные воды. В 1906 году Бегичев работает зверобоем на енисейском севере, совмещая свою профессию с занятиями ученого. В этот период он открыл к северу от бухты Нордвик остров, названный впоследствии островом Бегичева. Позднее открыл реки Марию и Тамару.
Невдалеке от острова Бегичева боцман «Зари» нашел зимовье неизвестных разведчиков Арктики, в ко тором хранилась пять древних алебард и шахматы из костей мамонта, Бегичев собирал коллекции и первым открыл пласты каменного угля в районе Нордвика и там же нашел жидкую нефть.
В 1915 году Бегичев пошел на помощь бедствовавшим во льдах, между западным побережьем Таймыра, людям с кораблей «Вайгач» и «Таймыр», навестив по пути Отто Свердрупа, зимовавшего на своем «Эклипсе» (теперь «Ломоносов») у мыса Вильде. Знаменитый Б. А. Вилькицкий считал этот поход Бегичева неосуществимым предприятием.
Жизнь Никифора Алексеевича Бегичева неожиданно оборвалась. Он погиб в устье Пясины, где зимовал, руководя работой артели зверобоев. Он умер в холодное утро 18 мая 1927 года и был похороиея на четвертый день.
Храбрый боцман, спасший столько жизней, с безграничной отвагой ставивший на карту много раз собственную жизнь, спит вечным сном на высоком берегу полярного моря. Над его могилой можно прочесть надпись:
«... Покоится прах известного путешественника и организатора промысловой артели Никифора Алексеевича Бегичева».
Тов. Барановский, конечно, сумеет расшифровать письмо, изглоданное песцами. Это письмо, повидимому принадлежит Отто Свердрупу зимовавшему в 1915 году на мысе Вильде.
***
Вот какую цепь самых разнообразных событий напомнили нам документы, изглоданные песцами. Вокруг мыса Вильде причудливо переплелись пути разведчиков Арктики.
По дополнительно полученным нами сведениям, в Якутске найдена часть дневников Бегичева, а проф. Визе увез в Ленинград дневник одного из спутников Амундсена, найденный советскими исследователями Арктики. Эти документы, несомненно помогут нам и деле дальнейшего освоения великой страны богатейших возможностей.
Сергей МАРКОВ, Ал. ОПАРИН
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 9427
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Западно-Таймырская экспедиция ГУСМП

Сообщение ББК-10 » 26 Август 2021 20:45

Правда Севера, 1933, № 149, 1 июля

 Правда Севера, 1933, № 149, 01 июля - ЛАНДИН Таймырская экспедиция.jpg
ТАЙМЫРСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ВЫЕХАЛА ИЗ МОСКВЫ

МОСКВА, (Наш корр.). Из Москвы выехали участники экспедиции на Таймыр во главе с ее начальником тов. Ландиным.
Экспедиция выйдет к Таймыру из Красноярска на двух моторных ботах. Суда пройдут вниз по Енисею до Северного полярного моря.
— Головное судно экспедиции — шхуна "Белуха", — сообщил нашему корреспонденту тов. Ландин. — выйдет из Архангельска 15 июля.
"Белуха" и сопровождающие ее суда пройдут Маточкин Шар и Новую Землю, после чего сделают продолжительную остановку у острова Диксон. По выходе из Диксона вся флотилия развернет работу по гидрографическому изучению еще неисследованных берегов Таймырского полуострова.
Шхуна "Белуха" снабжена мощным радиопередатчиком, обрешечивающим уверенную связь с ближайшими береговыми радиостанциями.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 9427
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Западно-Таймырская экспедиция ГУСМП

Сообщение ББК-10 » 18 Сентябрь 2021 19:03

Правда, 1933, № 331, 2 декабря

 Правда, 1933 , № 331, 02 декабря ЛАНДИН Таймыр.jpg
НОВАЯ СТРАНА.
Слева: новая река, открытая у м. Стерлегова. Справа: экспедиционное судно "Гыдо-ямо" в архипелаге Норденшельда.

РАСШИФРОВАННЫМ ТАЙМЫР.

20 августа 1933 г. гавань Диксона представляла необычную картину. Здесь, вокруг одинокой полярной радиостанции собралась значительная часть ледокольного флота СССР во главе в "Красиным". Всего на рейде насчитывалось не менее 25 паровых и моторных судов, не считая громадных лихтеров, доставленных на буксире.
Шла подготовка к очередному планомерному штурму Арктики. Часть судов с острова Диксона должна была направиться вместе с "Красиным" в устье Лены, группа судов отправлялась в Пясинский залив. Наша западнотаймырская комплексная экспедиция готовилась к обследованию участка северного морского пути вдоль Таймыра. В распоряжении экспедиции были три судна: шхуна "Белуха" и морские боты: "Сталинец" и "Гыдо-Ямо".
Карта берегов Таймыра, даже изданная в 1933 г., пестрила надписями: "Предполагаемый остров", "Необследованный берег". "Возможный пролив" и т. п. Под многими названияии можно бы видеть буквы П. С. (положение сомнительно).
В свое время Фритьоф Нансен, совершавший путь на «Фраме» вдоль берегов Таймыра, писал:
"Неоднократно мне казалось, что я вижу перед собой устья глубоких фиордов. Расхождение действительности с тем что было изображено на картах, приводило меня в немалое смущение".
Да и наша экспедиция была смущена, лишь только приступила к работам по съемке берегов Таймыра: мы нашли мало сходства с тем, что было изображено на карте.
По существу это была новая страна!
Берег, возвышаясь на 10-18 метров над уровнем моря, представлял всхолмленную тундру, заканчивающуюся в районе мысов утесистыми образованиями. Многочисленные заливы подчас чрезвычайно глубоко врезаются в материк. Нами было нанесено на карту много новых островов.
У мыса Стерлегова скалы прикрывали неизвестную реку, мощную, но с очень медленным течением, почти неподвижную, которую мы прозвали Ленивой. Являясь, видимо, единственной на громадном протяжении между р. Пясиной и Хатангой, она будет безусловно иметь большое хозяйственное значение, когда на Таймыре начнется иная жизнь, — жизнь промыслов я экономического подъема края.
А промысловые возможности здесь велики. В районе островов Крузенштерна и вновь открытого острова Балицкого одновременно можно было наблюдать на прибрежном льду по 10—12 медведей, которые бродили, как коровы на пастбище. Белые песцы приходили к судам, стоявшим у припая, в лакомились судовыми отбросами. По всему побережью тундры наблюдалась стада диких оленей. На льду заливов были обнаружены лежбища морского зверя. Встречались мощные стада белух. Бесчисленное количество малых ручьев несет в море массу органических остатков, дающих жизнь богатой океанской фауне.
Экспедиции удалось в районе своей работы уничтожить на карте белые пятна, пунктиры, обозначавшие необследованный берег (за исключением залива Миддендорфа, который был забит льдом).
Шхуна "Белуха" служила базой горючего, продовольствия и проч. имущества для других судов и в то же время производила самостоятельные научно-исследовательские работы. "Белухой" было сделано четыре гидрологических разреза Карского моря и около 2 000 миль судового промера. Самой важной работой этого судна было обследование вновь открытых островов, а также съемка и опись малодоступного о-ва Уединения, куда суда не заходили в течение последних 18 лет.
Работа экспедиции продолжалась до климатического предела: когда судно "Гыдо-Ямо", достигло крайней точки у входа в пролив Фрама (архипелаг Норденшельда), температура воздуха была минус 12°, а воды минус 2.2°, Экспедиция повернула на обратный курс, а полярная зима гналась за нами буквально по пятам.
На обратном пути в Архангельск "Белуха", огибая остров Белый, при шторме попала на неизвестную банку и потерпела аварию.
В результате работ западнотаймырской экспедиции к навигации 1934 г. будут готовы карты и лоция с указанием новых глубин и гидрологическими данными. Сведения собранные зоологом экспедиции, уже теперь положены в основу практической работы по добыче белухи. Геологические изыскания дадут картину пород Западного Таймыра.
Новая страна обследована!
Нач. западнотаймырской экспедиции И. ЛАНДИН.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 9427
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Западно-Таймырская экспедиция ГУСМП

Сообщение ББК-10 » 27 Сентябрь 2021 20:12

Правда Севера, 1933, № 159, 12 июля

 Правда Севера, 1933, № 159, 12 июля - РЕМОНТ БЕЛУХИ.jpg
НАКАНУНЕ ПОХОДОВ В АРКТИКУ

ФОРСИРОВАТЬ РЕМОНТ "БЕЛУХИ"


По договору главного управления Северного морского пути с Судоремонтным заводом направляющаяся в арктическую экспедицию шхуна "Белуха" должна была быть выпускаемой из ремонта еще 1 июля. Завод не дал материала для ремонта. Заводу была дана отсрочка на десять дней. Сейчас и этот срок сорвав, так-как завод производит работу по установке на шхуне цистерн в одну смену, а по договору должен работать три смены.
10-го июля снята с ремонта "Белухи" и эта единственная смена и направлена на производство других работ, менее срочных.
Оставшийся ремонт "Белухи" можно произвести при трехсменной работе всего лишь в четыре дня. 17-го июля шхуна "Белуха" должна выйти в арктическое плавание. Если не будет установлена трехсменная работа, срок выхода экспедиции будет сорван.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 9427
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Западно-Таймырская экспедиция ГУСМП

Сообщение ББК-10 » 09 Ноябрь 2021 10:17

Правда Севера, 1933, № 243, 21 октября

 Правда Севера, 1933, № 243, 21 октября - БЕЛУХА-2.jpg
 Правда Севера, 1933, № 243, 21 октября - БЕЛУХА-1.jpg
Гибель "Белухи"

Рассказ зам. нач. Западно-Таймырской экспедиции т. БАРАНОВСКОГО

24 октября радио принесло печальное известие о гибели известного промышленно-экспедиционного бота "Белуха".
В этом году "Белуха" совершила большой арктический рейс, имея на своем борту часть западно-таймырской экспедиции, во главе с заместителемал начальника экспедиции тов. Барановским. Барановский — живой свидетель гибели "Белухи" и активный участник спасения ее. Вот что он рассказывает о подробностях, происшедших с "Белухой" во время обратного рейса в Архангельск в Карском море.
24 сентября в 17 милях от острова Белый "Белуха" на полном ходу наткнулась на банку. Крепкий, много видавший на своем веку, бот не выдержал сильнейшего удара. "Белуха" получила серьезное ранение — огромную пробоину, был поломан баллер руля. Получена значительная течь. В это время на море разыгрывалась буря. Команда и экспедиционный состав приняли все меры по спасению погибающего судна. Но крепкие когти Карского моря не выпустили добычу. Положение было крайне напряженное. Надвигалась угроза не только гибели судна, но и грузов и людей. Командование приняло решение сняться с банки и выйти на глубину, и там заделать пробоину. Мы сошли с банки и были отброшены штормовым ветром в Карское море на глубину 22 метра. Возможность подвести пластырь и заделать пробоины отпала. С каждой минутой пробоины увеличивались. Вода прибывала. Машинное отделение было залито водой. Машина вышла из строя, но экспедиционный и судовой состав не растерялся. Быстро организуется команда. Пошли в ход ведра. Радист с великим напряжением устанавливает связь с "Аркосом". В пространство Арктики летит позывной СОС. С "Аркоса" получили радиограмму:
— "Идем к месту гибели "Белухи". "Держитесь".
Через 10 часов на горизонте показался "Аркос". К моменту его прибытия "Белуха" имела крен в 40 град. Только мы взошли на борт "Аркоса" и успев снять ценный груз, как "Белуха" медленно пошла ко дну. Налетевшим шквалистым, порывом ветра "Белуху" сорвало с якоря и над поверхностью моря остались мачты и верхняя часть капитанской рубки.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 9427
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Западно-Таймырская экспедиция ГУСМП

Сообщение ББК-10 » 15 Ноябрь 2021 13:59

Известия, №238 (5169), 27. 09. 1933

 Известия 1933-238 (5169)_27.09.1933 Авария шхуны БЕЛУХА.jpg
АВАРИЯ ШХУНЫ «БЕЛУХА»
КОМАНДА СПАСЕНА ПАРОХОДОМ «АРКОС»

«АРКОС», 26 сентября. (Радио. Роста). В 3 часа утра 24 сентября шхуна Западно-Таймырской экспедиции «Белуха» на широте 73°38' и долготе 69°55' к норд-весту от о. Белый наскочила на подводную отмель. От сильного удара сломался баллер руля и разошлось пазы наружной обшивки судна. «Белуха» начала быстро погружаться в воду.
Пароход «Аркос», случайно находившийся в 45 милях от тонущей шхуны, срочно прибыл на помощь «Белухе». Команда, экспедиционный состав и все ценное имущество спасены.
Приняты меры к спасению самой шхуны.
Зам. нач. экспедиции БАРАНОВСКИЙ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 9427
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Западно-Таймырская экспедиция ГУСМП

Сообщение ББК-10 » 18 Ноябрь 2021 09:21

Правда Севера, 1933, № 269, 24 ноября

 Правда Севера, 1933, № 269, 24 ноября - ЛАНДИН ЗТЭ.jpg
* ЛЕЖБИЩА МОРЖЕЙ и скопление стад диких оленей открыты в результате экспедиции ГУСМП этого года в районе мыса Михайлова и мыса Фусс на западном побережье Таймыра. По заключению известного полярного исследователя тов. Ландина, этот район имеет большое охотничье-промысловое значение. В будущей году ГУСМП будет продолжать исследование этих местностей.

Правда Севера, 1933, № 270, 26 ноября

 Правда Севера, 1933, № 270, 26 ноября - СТЕРЛЕГОВА.jpg
* НЕИЗВЕСТНАЯ РЕКА, мощная по своему течению и длине открыта экспедицией ГУСМП в районе мыса Стерлегова (Западный Таймыр). Река впадает в Карское море.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 9427
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения