на буржуинских интернет торжищах появилось фото парохода (теплохода?) Анастас Микоян (Омск)
Foto 1929 russischer Schlepper Anastas Mikojan Omsk in der Nesserlander Schleuse
http://www.ebay.de/itm/Foto-1929-russis ... 3ce1295c90
судя по информации из интернетов пароход (теплоход?) можно отнести к полярным
http://flot55.ru/pages/-23-ot-27-dekabrja-2012
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
24 декабря 2012 года первому лауреату Государственной премии СССР в Иртышском пароходстве, легендарному капитану речного флота Виктору Ивановичу Евдокимову исполнилось 100 лет со дня рождения.
1. ПЕРВЫЕ ШАГИ
Родился Виктор Иванович в Омской области, в селе Баженово Саргатского района. Здесь же окончил школу. До 1932 года жил в селе, «крестьянствовал», как он собственноручно записал в своей автобиографии. Когда исполнилось 20 лет, решил на мир посмотреть. Приехал в Омск , с завистью, а больше с надеждой смотрел на суда, стоящие у причала Омской пристани. Вот бы взяли туда, подумал сельский парень. И взяли же Витьку, сына Ивана, но не на Омскую пристань, а в Карскую экспедицию, которая входила тогда в состав Главсевморпути. Приняли Виктора Евдокимова грузчиком на теплоход « Анастас Микоян », экипаж которого доставлял на Север Иртышского бассейна груженые баржи, лихтера.
У каждого поколения свои памятные вехи. В тридцатые годы речники Иртыша помогали полярникам осваивать Северный морской путь, начиналось строительство г. Норильска, на Урале – Магнитки. Теплоходы « Анастас Микоян », «Сибкрайком», «Первая пятилетка» завозили в северные широты различные грузы, в том числе уголь для ледоколов, которые работали на Севморпути.
Грузчик Евдокимов был очень настойчивым человеком. В 1933-м году он уже матрос теплохода « Анастас Микоян », а спустя год – рулевой… Виктор Иванович начинал учебу в Тобольске, затем перевелся в Омский речной техникум. А на реке настоящими учителями были три Ивана, три знаменитых капитана Иртышского речного пароходства – Иван Андреевич Чудинов, Иван Миронович Баньков, Иван Александрович Медведев. В разные годы они были капитанами теплохода « Анастас Микоян ». Речники хорошо знают, что такое настоящий наставник. Это – либо надежда на будущий успех, либо – отказ от избранного пути. Не больше и не меньше. Евдокимову повезло: у него были Учителя с большой буквы, и каждый из них оставил добрый след во флотской биографии Виктора Ивановича. Позднее он с благодарностью вспоминал речников, которые привили любовь к флоту, к северным широтам Обь-Иртышского бассейна.
2. ОТ ГРУЗЧИКА ДО ЛУЧШЕГО КАПИТАНА МРФ
Виктор Иванович гордился тем, что судьба оказалась к нему благосклонной. Он пришел на теплоход « Анастас Микоян » грузчиком, а покинул этот теплоход капитаном, лауреатом Государственной премии СССР, награжденным за высокий профессионализм орденом Ленина. В тридцатые года, когда он ходил матросом, затем рулевым и вторым штурманом, теплоход « Анастас Микоян » завозил грузы для первопроходцев Северного морского пути, для строящегося Норильска, обеспечивал всем необходимым северные фактории, зимовщиков. Именно этот теплоход – флагман Иртышского речного пароходства стал главной школой судоводителя Евдокимова.
Когда началась Отечественная война, Виктор Иванович был вторым штурманом на теплоходе « Анастас Микоян ». Он, как и его товарищи, писал рапорты с просьбой отправить на фронт. Но Государственный Комитет Обороны дал экипажу теплохода « Анастас Микоян » и другим судам, работавшим в Заполярье, ответственное задание по выводу флота из портов Нарьян-Мар на Печоре и Архангельск на Северной Двине в восточные районы Сибири. Это задание выполнялось во фронтовых условиях – немецкие подводные лодки все делали для того, чтобы сорвать буксировку судов Северным морским путем, конвои США, Великобритании. Буксировать суда через арктические моря было очень непросто. Случались и потери. Если первые караваны буксировали обычным способом, к примеру, « Анастас Микоян » вел суда на стальном тросе. Но частые шторма рвали стальные тросы, как нитки и, порой, гибли суда. На « Микояне » стали искать другие способы проводки судов. И выход был найден! Начали буксировать суда при помощи сжатия: суда обхватывались двумя тросами. Первый стягивал корму, второй – нос. Секрет был прост: при штормах тросы напрягались и сжимали судно, не давая ему деформироваться. И чем сильнее был ветер, тем крепче становилась сцепка каравана. Так речники Иртыша и моряки научились проводить суда практически без потерь. Благодаря мужеству и профессионализму экипажей, несмотря на частые штормы и яростные атаки немецких подлодок, в тыл было выведено около 300 единиц флота. За что экипаж « Микояна » получил благодарность от Верховного Главнокомандующего, а Виктор Иванович был удостоен ордена Ленина. Позднее, в 1950 году, за проводку судов арктическими морями В.И. Евдокимов стал лауреатом Государственной премии СССР.
Штурманская школа на « Анастасе Микояне », а в 1938 году Виктор Иванович стал помощником капитана, закалила характер будущего капитана, он набирался опыта и практических знаний. В 1945 году Виктор Иванович – капитан грузо-пассажирского парохода «Яков Свердлов», затем он работал на пароходе – плотоводе «Узбекистан», на буксирном пароходе «Александр Невский» Но этот период был недолгим. Виктор Иванович скучал по теплоходу « Анастас Микоян », где начиналась и состоялась его флотская жизнь. Совсем скоро, в 1948 году, он вернулся на этот теплоход, но уже капитаном. Большая часть грузов, адресованных северянам, доставалась именно « Микояну ». Флагман пароходства брал на буксир лихтеры «Ямал», «Явай», «Чукотка» грузоподъемностью четыре тысячи тонн каждый. Для их проводки требовалось особое мастерство. Теплоход « Анастас Микоян » с гружеными баржами и лихтерами с нетерпением ждали в факториях Ныда, Новый Порт, Тамбей, Дровяное, Гыдо-Ямо…
12 лет Виктор Евдокимов стоял на капитанском мостике « Анастаса Микояна », позднее переименованного в теплоход «Россия». В начале 60-х годов старый корабль, отработав свой век, ушел на «пенсию», а капитан Евдокимов принял пассажирский теплоход «Космонавт Гагарин». Путевку в жизнь от капитана Евдокимова получили многие речники Иртышского пароходства. Среди них – Анатолий Васильевич Шухов, Владимир Петрович Белоглазов, Арнольд Николаевич Кокинов, Александр Иванович Лоров…
Каким был Виктор Иванович Евдокимов? Как говорят ветераны иртышского флота, он был большим профессионалом судовождения. Они отмечают его огромную любовь к флоту, завидное трудолюбие, ответственность, справедливость, честность, порядочность. Говорят, Евдокимов никогда не читал нотаций, не делал замечаний, а просто иногда скажет: «Лучше бы сделать вот так…». Еще некоторые ветераны вспоминают то время, когда Виктор Иванович оставался старшим караванным капитаном за В. Вронского. Если Вронский – человек шумный, эмоциональный, то Евдокимов, наоборот, человек другого склада. Работали при нем все тихо, без крика и суеты. И все время Виктор Иванович был при деле: то троса заплетал, то легости готовил. Словом, во всем он был хозяйственным человеком, заботливым, душевно щедрым.
А каким он был внешне? Те, кто его хорошо помнят, говорят Виктор Иванович был среднего роста, поджарый, живой в общении, любил речную форму и носил ее с особым лоском. Кроме зимы, редко кто видел Евдокимова в гражданской одежде.
До конца своих дней он жил в частном доме на улице Крутой Яр. Располагалась эта улочка на затонском берегу. Дом Евдокимовых был образцовым среди многих деревянных строений городка Водников. Во дворе росли три ели. Сын Игорь и внук Олег стали речниками, правда, уровня легендарного отца и деда не достигли.
3. ИМЕНЕМ В.И. ЕВДОКИМОВА
Виктор Иванович очень любил молодых речников – курсантов из Омского РУ, ПТУ-7, ребят из клуба юных речников. И не случайно последние годы своей жизни он отдал Омскому речному училищу, начальником которого тогда был его ученик А.В. Шухов. Здесь Виктор Иванович с огромным интересом работал над созданием музея истории старейшего в Сибири речного училища. Позднее Омскому командному речному училищу было присвоено имя капитана В.И. Евдокимова. В день столетия со дня рождения Виктора Ивановича в училище прошел вечер, посвященный памяти капитана, лауреата, основателя музея.
Именем Виктора Ивановича Евдокимова назван первый из семи ледоколов, построенных на верфи «Вяртсиля» в Хельсинки. Первые годы ледокол «Капитан Евдокимов» работал на реках Иртышского бассейна. В августе 1983 года его передали Обь-Иртышскому пароходству, затем этот ледокол перегнали в Северо-Западное пароходство.
За многолетний и самоотверженный труд капитан Виктор Иванович Евдокимов награжден орденом Ленина (1949 г.), орденом Трудового Красного Знамени (1953 г.). В 1950 году за проводку судов арктическими морями В.И. Евдокимову присвоено высокое звание лауреата Государственной премии СССР (по тем временам – Сталинской премии). Виктор Иванович награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946 г.), в 1949 году ему было присвоено звание «Лучший капитан МРФ».
16 января 1981 года на 69-м году жизни Виктора Ивановича Евдокимова не стало. Но речники помнят его и радуются каждой встрече с теми, кто жил и работал рядом с капитаном Евдокимовым. Значит, он по-прежнему жив для флотских тружеников. И для реки, которую он так крепко любил. Виктор Иванович живет вместе с нами и не только в имени ледокола, в названии Омского РУ, но и в памяти друзей, его учеников, которые и сегодня несут вахту на Иртыше и на других реках России.
Г. ВСТАВСКИЙ.