ПЛАВАНИЕ СЕВЕРОВОСТОЧНЫМ ПРОХОДОМ НА Л/П „СИБИРЯКОВ“Основной задачей организованной Всесоюзным Арктическим институтом экспедиции на л/п „Сибиряков“ являлся проход северным морским путем из Архангельска в Тихий океан в одно лето. В программу экспедиции были включены также разносторонние научные исследования, поскольку эти исследования не требовали специальных длительных остановок.
Экспедицию возглавлял директор Арктического института, проф. О. Ю. Шмидт, научной частью экспедиции руководил его заместитель проф. В. Ю. Визе, командование судном находилось в руках капитана В. И. Воронина.
В экспедиции участвовали следующие научные сотрудники Арктического института: В. И. Влодавец (геология), Я. Я. Гаккель (астрономия и геодезия), А. Ф. Лактионов (гидрология), Л. О. Ретовский (гидробиология) и И. Л. Русинова (геофизика). Кроме того, для участия в научных работах экспедиции были приглашены Л. О. Белопольский (зоология), Б. П. Брунс (физическая химия), В. Н. Дмитриев (гидрография) и П. П. Ширшов (гидробиология и ботаника). Врачом экспедиции состоял д-р Л. Ф. Лимчер. Для подрывных работ в экспедицию был приглашен инженер Б. Ю. Малер, для обслуживания эхолота — электротехник Шишкин, для обработки шкур — Н. Чачба. В экспедиции участвовали также литераторы и корреспонденты (С, А. Семенов, Б. В. Громов, Л. Ф. Муханов), художники (Л. В. Канторович, Ф. П. Решетников), киноработники (В. А. Шнейдеров, М. А. Трояновский, Я. Д. Купер) и фотограф (П. К. Новицкий). Помощником начальника по административной части состоял И. А. Копусов, а заведующим хозяйством — П. Г. Малашенко. Согласно плану, в экспедиции должна была принять участие также летная группа, во главе с летчиком И. К. Ивановым. Однако, вследствие аварии самолета в Белом море, летная часть экспедиции отпала. До бухты Провидения на Чукотском п-ове на борту
— 244 —
ледокола находилась, в качестве пассажиров, группа из четырех геологов и техников, командированная трестом Союззолото. Судовой состав экспедиции состоял из тридцати шести человек.
„Сибиряков“ покинул Архангельск 28 июля 1932 г. и, по выходе из Белого моря, взял курс на Маточкин Шар, у восточного устья которого экспедиция была 31 июля. На дальнейшем пути к о-ву Диксон „Сибиряков“ пересек две приблизительно 30-мильные полосы льда, сильно изъеденного и не представлявшего затруднений. У о-ва Диксон экспедиция пробыла до 11 августа, в ожидании парохода Карской операции „Wagland“, с которого, дополнительно к имевшимся на ледоколе 600 тоннам угля, было взято еще 250 тонн. Время ожидания угольщика было использовано для научного рейса к о-ву Свердрупа, в котором приняла участие также прибывшая к о-ву Диксон на „Русанове“ экспедиция под начальством проф. Р. Л. Самойловича. Совместно с „Русановым“ были выполнены четыре меридиональных океанографических разреза между о-вами Диксон и Свердрупа, и последний остров — до этого еще ни разу не посещенный человеком — был заснят топографически и положение его определено астрономически.
На пути от о-ва Диксон до о-вов Сергея Каменева льда не было встречено совершенно. 12 августа, приблизительно в широте 74°50'N и долготе 82°00/Е, был усмотрен новый остров, не показанный на картах. В тот же день было принято радио с „Русанова“, также направлявшегося к Северной Земле, в котором Р. Л. Самойлович сообщал, что и с „Русанова“ была усмотрена новая земля.
После непродолжительной остановки у научной станции на о-вах Сергея Каменева, „Сибиряков“ взял курс на север, вдоль западных берегов Северной Земли. Исключительно благоприятные ледовые условия встреченные на крайнем северо-востоке Карского моря, позволяли надеяться на возможность обхода Северной Земли с севера. 15 августа экспедиция встретила первый лед недалеко от о-ва Шмидта, а в широте 81°28'N и долготе 96°54'Е „Сибиряков“ обнаружил южную кромку полярного пака, вынудившую взять курс сперва на восток, а потом на юго-восток. У восточного берега Северной Земли, в районе входа в пролив Красной Армии, был встречен невзломанный однолетний лед. Попытка обойти этот лед с востока не увенчалась успехом, так как здесь вплотную к нему примыкал полярный пак. Было решено форсировать невзломанное ледяное поле у пролива Красной Армии. Толщина его в северной части составляла около 1/2 м, и в южной — 1 1/2 м. Протяжение его с севера на юг равнялось 8 милям; удерживалось оно неподвижно сидящими на мели айсбергами, которых здесь было насчитано 129. На форсирование этого ледяного поля ушло два дня; нередко приходилось прибегать к взрыванию льда с помощью аммонала.
- 245 —
18 августа ледокол вышел на чистую воду против входа в фьорд Матусевича. Следуя по прибрежной полосе чистой воды на юг, "Сибиряков“ встретил хотя и сильно разбитый, но очень сплоченный и тяжелый лед к востоку от о-ва Большевик. Средняя толщина этого льда, имевшего темнобурую окраску, составляла 3 м. Время от времени прибегая к помощи аммонала, „Сибиряков" медленно продвигался на юг и в районе мыса Евгенова вышел в разреженный лед, потеряв на пути лопасть винта.
21 августа экспедиция находилась недалеко от о-ва Малый Таймыр. Первоначальный план итти отсюда к северным берегам Новосибирских о-вов пришлось оставить, так как на востоке простирались сплоченные торосистые льды. Курс был взят вдоль берегов Таймырского п-ова на юго-восток. У северовосточных берегов Таймыра находился сплоченный крупно-битый лед, имевший местами столь темную окраску, что над ним появлялось ложное „водяное небо“. 24 августа ледокол вышел на чистую воду (в широте 76°04' N и долготе 116°43' Е, приближенно) и в ночь с 26 на 27 августа вошел в бухту Тикси. Здесь было взято 260 тонн Сангарского угля, доставленного по р. Лене на барже. В бухте Тикси экспедиция
— 246 —
встретила группу речных пароходов, которые при помощи морского буксирного парохода и ледокола „Литке" вышедших из Владивостока, должны были быть переброшены на Колыму. Исключительно тяжелые ледовые условия, наблюдавшиеся летом 1932 г. у северных берегов Чукотского п-ова, не позволили, однако, указанным судам своевременно прибыть в устье Лены и выполнить операцию по буксировке. Вследствие этого, было решено взять на буксир „Сибирякова“ речные пароходы „Партизан“ и „Якут“ и доставить их из бухты Тикси в устье Колымы.
Переход от дельты Лены до о-ва Ляховского был сделан при тихой погоде и при совершенном отсутствии льдов. 31 августа „Сибиряков“ встал на якорь у геофизической станции на о-ве Б. Ляховской, где в это время находилась экспедиция Всесоюзного Объединения Гражданского воздушного флота, под начальством т. Ландина. Югозападная часть Восточно-Сибирского моря была также свободна от льдов, и первые редкие льды были встречены только у Медвежьих о-вов. 4 сентября около мыса Медвежьего „Якут“ и „Партизан“ оставили экспедицию, а „Сибиряков“ продолжал свой путь на восток.
В районе Чаунской губы был встречен очень тяжелый лед, который, как выяснилось впоследствии, простирался вдоль Чукотского побережья до Берингова пролива. Этот крупно-битый и очень сплоченный лед, исключительно многолетний и торосистый, с громадными подводными таранами, имел в среднем толщину в 4—5 м, отдельные же льдины сидели в воде на 10—12 м. Держась недалеко от берега, „Сибиряков“ 8 сентября достиг мыса Северного. 10 сентября ледокол находился около о-ва Колючина и, работая в сплоченных льдах, повредил здесь лопасти винта. Осмотр показал, что одна лопасть вовсе отсутствует, от второй осталась только половина, а от третьей и четвертой — по трети. Было решено поставить имевшиеся на борту запасные лопасти, для чего предварительно из кормовой части ледокола в носовую были перегружены 400 тонн угля и весь запас продовольствия. Работа по смене лопастей продолжалась до 16 сентября, когда ледокол продолжил свой путь к Берингову проливу.
17 сентября сломался упорный подшипник, а 18 сентября, недалеко от о-ва Идлидля, ледокол потерпел еще более серьезную аварию — сломался конец гребного вала и вместе с винтом упал в море. Дрейфовавший в сплоченном тяжелом льду (9—10 баллов) ледокол, после многочисленных зигзагов и петель, описанных под влиянием течения (которое вдоль самого берега, повидимому, направлено в сторону Берингова пролива) и ветров, 27 сентября, восточнее мыса Сердце-Камень, в расстоянии 16 миль от берега, был вынесен в более разреженный лед. В тот же день были поставлены самодельные паруса из имевшихся на борту брезентов. Временами закрепляя тросы за стамухи и подтягиваясь, временами взрывая лед аммоналом, „Сибиряков“ 1 октября в 14 ч. 45 м. вышел
— 247 —
на чистую воду, несколько восточнее меридиана мыса Дежнева. В 15 ч. 10 м. к ледоколу подошел тральщик „Уссуриец“, под командой капитана С. И. Кострубова, заранее вызванный по радио.
От мыса Дежнева „Сибиряков“ шел на буксире „Уссурийца“ и, посетив бухту Провидения, бухту Глубокую и Петропавловск-Камчатский, 4 ноября вошел в порт Иокогаму, где встал на ремонт. Члены экспедиции вернулись в Ленинград через Владивосток.
Научные результаты экспедиции вкратце сводятся к следующему. Выполнено 26 глубоководных гидрологических и гидробиологических станций (в Карском море, к северу от Северной Земли и в море Лаптевых). Взятые на станциях пробы воды частью исследованы на борту, частью же будут исследоваться в лабораториях института на содержание хлора, кислорода, фосфатов, нитратов, нитритов и сульфатов, на щелочность, на концентрацию водородных ионов и на электропроводность. На этих же станциях взято 97 проб планктона количественной сетью Джеди и 27 проб отстойного планктона. Траловых сборов было сделано 10, сборов с помощью дночерпателя — 3 и ихтиологических сборов — 4. Собрано около 600 проб воды поверхностного слоя, в которых определены соленость, щелочность и электропроводность. Планктонных сборов из поверхностного слоя произведено 165. Взято 8 проб воды и столько же проб льда — для полного химического анализа. Собраны 20 проб различных налетов на льду, для исследования водорослей, и многочисленные пробы льда для исследования минеральных включений. Произведено 38 спектроколориметрических определений количества хлорофилла в планктоне. В различных местах выполнено качественное описание спектров вытяжек хлорофилла и ксантофилла из проб планктона. Собрано 57 проб водорослей из различных пресноводных водоемов. Велись наблюдения над морскими млекопитающими. В четырех пунктах (о-в Свердрупа, бухта Тикси, о-в Б. Ляховский, бухта Глубокая) определены элементы земного магнетизма. Произведена съемка о-ва Свердрупа и в некоторых местах внесены исправления в очертания береговой линии. Собран петрографический материал (о-в Диксон, о-ва С. Каменева, залив Провидения, бухта Глубокая), обследован геологически о-в Свердрупа, взято 20 колонок донных отложений в северной части Карского моря и в море Лаптевых. На всем пути до Берингова пролива произведены морские промеры через 10 миль. Метеорологические наблюдения производились каждые 4 часа и, кроме того, по программе Международного полярного года, в 1 ч. и 13 ч. ср. Гриничского времени. В морях Лаптевых, Восточно-Сибирском и Чукотском выполнена обширная серия наблюдений над испарением воды и теплообменом между морем и воздухом.
В. ВИЗЕ