«Orca», парусный бот

От ладьи и коча до атомохода.

«Orca», парусный бот

Сообщение fisch1 » 26 Сентябрь 2016 16:28

 «Orca».jpg
«Orca», бот Мурманской Биологической Станции
Вложения
«Orca»_бот_Мурманской_Биологической_Станции_открытка.pdf [480.86 КБ Скачиваний: 313]
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

«Orca», парусный бот

Сообщение fisch1 » 26 Сентябрь 2016 16:34

 52.jpg
 54.jpg


 51.jpg

Дерюгин К. М. Мурманская биологическая станция. 1899—1905. Спб., 1906.с.51-54
Вложения
 53.jpg
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

«Orca», парусный бот

Сообщение fisch1 » 17 Ноябрь 2020 19:15

О взятии первых морских проб с борта специально предназначенного
для научных работ судна в «Обзоре фаунистических изследований в Коль-
ском заливе до 1908 г». Дерюгин сообщал следующее.
«Сознавая, насколько важно для Станции иметь судно для биологиче-
ских работ в море, мы, за отсутствием средств, ограничились на первое время
постройкой в С.-Петербурге паруснаго бота «Орка», конструированнаго по
типу американских баркасов… Суденышко это, пользуясь ветром и парусами,
как двигателем, было специально приспособлено для зоологических изсле-
дований. Начиная с 1903 г. оно в течение нескольких лет довольно успешно
обслуживало Станцию, доставляя необходимый материал занимающимся».
На «Орке» в августе 1903 г. мы и совершили первыя экскурсии по
Кольскому заливу, в той части его, которую мы назвали «Траловой ямой»,
так как ровное, илистое дно ея, с массою Нуреrаттinа и Onuphis, оказалось
чрезвычайно благоприятным для работ с тралом…»

Историю нового этапа наблюдений в водах Кольского залива Дерю-
гин описывает в разделе «Шхуна «Александр Ковалевский»; её морское и
научное вооружение».
«С 1903 г. и по 1908 г. наиболее крупным судном на Мурм. Биол. стан-
ции был упомянутый выше бот «Орка». Однако, отсутствие на «Орке» механи-
ческого двигателя ставило судно и работающих на нем в полную зависимость
от ветра. Кроме того, «Орка», как судно полупалубнаго типа, всетаки не пред-
ставляла надежнаго убежища от столь частой на Мурмане непогоды; это ли-
шало возможности совершать более отдаленныя экскурсии в открытая части
Кольскаго залива. Наконец, и при работах с бота «Орка» обычныя в Кольском
заливе глубины свыше 100 саж. оставались почти недоступными для изследо-
вания, так как спускать и выбирать металлический трос на лебедку руками при
таких глубинах и утомительно и долго. Часто приходилось на «Орке» даже на
глубинах до 100 саж. проходить обширныя пространства под парусами и со
спущенным тралом, прежде чем получить что-либо в трал. Это лишало воз-
можности точно определять глубину и грунт, с которых был добыт материал,
хотя, конечно, бот «Орка» по сравнению с иолой и шлюпками, на которых мы
драгировали в 1899 г. и в начале 1903 г., был значительным шагом вперёд.
Решив приступить к постройке большого судна для Мурман. Биолог.
Станции, Комиссия, заведующая Станцией, возложила на меня выполне-
ние этого предприятия. Весною 1905 г. постройка судна была сдана верфи
А. М. Романова (в С.-Петербурге).»



 ОРКА.jpg


Адров Н.М.Дерюгинские рубежи морской биологии. Мурманск: ММБИ КНЦ РАН, 2013
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения