«Заря»: яхта, шхуна-барк, баркентина.Описание А. В. Колчака
Подробное описание судна Русской полярной экспедиции составил в январе 1906 г.
А. В. Колчак для немецкого издания дневников Э. В. Толля, осуществленного его вдовой –
Эммелиной Толль (Toll E. Die russische Polarfahrt der Sarja 1900/02. Berlin, 1909). В ориги-
нале, на русском языке, этот текст публикуется впервые.
Подробное описание судна Русской полярной экспедиции составил в январе 1906 г.
А. В. Колчак для немецкого издания дневников Э. В. Толля, осуществленного его вдовой –
Эммелиной Толль (Toll E. Die russische Polarfahrt der Sarja 1900/02. Berlin, 1909). В ориги-
нале, на русском языке, этот текст публикуется впервые.
Осенью 1899 года барон Э. В. фон Толль отправился в Норвегию для
приобретения судна для Русской Полярной Экспедиции. После осмотра в
портах Норвегии нескольких судов барон Толль остановился на паровом
тюленебойном барке «Harald Haarfoger», который после покупки был
переименован в яхту «Заря».
Барк «Harald Haarfoger» по своей постройке и вооружению
принадлежит к типу китобойных или тюленебойных барков,
предназначавшихся для промыслового плавания в Ледовитом океане. Суда
этого типа, строившиеся на мелких эллингах в Норвегии, полагались,
главным образом, для парусного крейсерства вблизи кромки льдов и
сообразно этому имели полное барковое вооружение и сравнительно
слабую вспомогательную машину. Построенные на чисто практических
основаниях, суда этого выработанного типа отличались огромным запасом
прочности и прекрасными мореходными качествами: отлично держались
на волнении, обладали большой поворотливостью и малым радиусом
циркуляции, облегчавшим управление этими судами во время плавания в
разбитом льде.
Применительно к условиям плавания во льду, эти суда имели крайне
солидный набор и обшивку, сплошные забранные дейдвуды [кормовые
оконечности судна, в которых устанавливаются выходы гребных валов
наружу – здесь и далее в квадратных скобках примечания Н. Кузнецова],
усиленные литыми брештуками [горизонтальными треугольными листами]
и крючьями, и специальную наружную обшивку из твердого мыльного
дерева (green-heart) [современное название – бакаут, очень твердая и плотная
древесина] в виде пояса шириной около 10–12 фут [3–3,65 м] с углублением
ниже WL [ватерлинии] по 8 – 10 фут [2,4–3 м], а в носовой части доходившего
до киля. На некоторых судах этого типа устраивался подъемный руль, что
имеет значение при положении судна, затертым льдом, особенно во время
напора; на «Заре» руль был простой, не подъемный, и практика показала, что
замена руля запасным или постановка на место вышедшего из петель руля
не представляет затруднений.
К подобному же типу, как и бывший «Harald Haarfoger»,
принадлежало много судов [неразборчиво] арктических и антарктических
экспедиций, начиная с «Vega» экспедиции Норденшельда и кончая «Stella
Polare» (бывший «Jason») экспедиции герцога Абруцкого, «Southen Cross» –
Боргревника, «Belgica» – Герлиха, «Antarctic» – Норденшельда и пр.
Размерения корпуса «Зари» были следующие. Длина (наибольшая) –
144´ [43,89 м], ширина (наибольшая) – 33´ [10 м], углубление ахтерштевнем
в полном грузу – 17½´ [5,2 м]. Водоизмещение (displacement) в полном грузу
1082 тонны, light displacement [водоизмещение порожнего судна] – 589 тонн,
dead weight [полная грузоподъемность] – 493 тонны.
Корпус был построен на заводе Brink’а в Христиании в 1873 г. В
1894 году судно тимберовалось [ремонтировалось], конопатилось все вновь,
и был сменен и положен новый ледяной пояс из green-heart’а. В 1900
году судно было проконопачено вновь и переменены износившиеся доски
наружной медной обшивки.
Весь набор судна дубовый; наружная обшивка, первая – сосновая,
вторая – смешанная, из дуба и сосны, третья, внешняя – из green-heart’а.
Внутренняя обшивка в главном трюме и машинном отделении сосновая.
Машина была построена на заводе «Nylands Vaerksted» в Христиании
в 1872 г. и исправлялась в Sandefeor’е в 1894 г. Машина системы
compaund, ГНР [индикаторных лошадиных сил] = 228 (номинальных сил
64), двухцилиндровая; диаметры цилиндров 20˝.3 [51,5 см] и 40″.3 [1,02 м],
ход поршня 24″.8 [63 см]. Котел цилиндрический – один. Диаметр котла –
10´.5 [3,2 м], длина 9´.1 [2,77 м], построен на заводе «Nylands Vaerksted» в
Христиании в 1885 г. Топок – 2, диаметром 3´.5 [1,06 м]. Рабочее давление
пара 62 фунта [427,5 кПа]. При благоприятных условиях наибольшая
скорость хода около 8 узлов.
После покупки «Harald Haarfoger», переименованный в яхту «Заря»,
был приведен в Larkick (Христиания) и на эллинге Колин-Арчера
(известного строителя «Фрама» норвежской экспедиции Ф. Нансена) был
приспособлен для целей экспедиции, для чего были сделаны следующие
переделки и устройства.
В нижнем трюме были поставлены в средней части корпуса
шпангоутные крепления в виде наклонных пиллерсов [вертикальных стоек]
между флор-тимберсами [нижними частями шпангоутов] и нижним рядом
бимсов [поперечных связей шпангоутов]. В диаметральной плоскости
поставлен ряд пиллерсов между кильсоном [продольная связь днищевых
частей шпангоутов] и нижними бимсами, а также между последними и
бимсами верхней палубы. Палубная настилка верхней палубы tween deck’а
[междупалубного пространства] заменена новой. Построена между фок–
и грот-мачтой новая рубка с семью каютами для членов экспедиции и
кают-компанией. В ней даже была выгорожена крюйт-камера для запасов
патронов, пороха и пироксилина, [неразборчиво], ванная и ватер-клозет.
Рубка построена с двойными стенами и потолком с промежутком,
заполненным листами толя и смесью из пробки и опилок. Устроено вновь и
переделано носовое отделение для команды на 10 человек, поставлен новый
камбуз, устроена командная ванна.
Кормовая рубка между грот и бизань мачтами переделана в
лабораторию, приспособленную для научных работ, также, как и описанная
выше рубка для помещения личного состава экспедиции, т. е. с двойными
стенами, потолком и двойными дверями. Лаборатория эта имела три
отделения: одно, предназначавшееся для морских зоологических и
гидрологических работ, другое – для геологических (служившее рабочим
кабинетом начальника экспедиции) и третье – для биологических и
бактериологических занятий. Над передней рубкой был устроен командный
мостик и штурманская рубка, в которой находился путевой компас и главный
штурвал. На баке был установлен новый паровой брашпиль. Дальнейшие
мелкие работы по корпусу состояли в установке различных приспособлений
для морских зоологических и гидрологических работ и исследований: вынос
[выносная площадка] с линями, глубиномеров и т. п. Паровая лебедка у грот-
мачты со стрелой была приспособлена для драгирования и траления.
В виду малочисленности команды парусное барковое вооружение
было изменено: прямые паруса оставлены были только на фок-мачте, и
по парусному вооружению яхта «Заря» отвечала типу шхуны-барка или
баркентины.
В машинном отделении, кроме полного ремонта машины и котла,
было устроено помещение для 4 человек машинной команды, добавочная
угольная яма и установлены турбодинамо для электрического освещения и
токарный станок.
На яхте «Заря» находился паровой катер, два 26-футовых китобойных
вельбота, один 24-футовый спасательный вельбот образца, принятого
в военном флоте, одна четверка [четырехвесельная шлюпка] и двойка
[двухвесельная шлюпка]. На яхте имелся запасный руль и штурвал, а также
запасной винт.
В октябре 1899 года яхта «Заря» была освидетельствована обществом
«Norwvegian Bureau Veritas» и получила аттестат А1 N1 [свидетельство о
годности к плаванию в определенном районе] на три года.
Санкт-Петербургский филиал Учреждения Российской академии наук
Архива РАН (СПФ АРАН) Ф. 14. Оп. 1. Д. 127. ЛЛ. 1 – 3об. Рукопись.
Автограф. Публикуется впервые.
Кузнецов Н.А. В поисках Земли Санникова. Полярные экспедиции Толля и Колчака. М.: Paulsen, 2014.