Гидрографическая Экспедиція Сѣвернаго Ледовитаго океана.Личный и судовой составъ. Экспедиція подъ начальствомъ флигель-адъютанта капитана 2-го ранга Вилькицкаго, имѣя въ своемъ составѣ 13 офицеровъ и 80 нижнихъ чиновъ совершила свое плаваніе на гидрографическихъ судахъ «Таймыръ» и «Вайгачъ».
Очеркъ кампаніи. Имѣя своей задачей пройти сѣвернымъ морскимъ путемъ изъ Владивостока въ Архангельскъ, суда экспедиціи «Таймыръ» и «Вайгачъ» послѣ зимовки въ Таймырскомъ заливѣ (гдѣ были затерты льдами 6 октября 1914 г.), освободившись въ концѣ іюля изъ льдовъ, продолжали свое плаваніе и 4 сентября прибыли благополучно въ г. Архангельскъ.
Зимовка. Оба судна замерзли къ сѣверу отъ полуострова Карла. Оскара, «Таймыръ» въ широтѣ 75° 40' и долготѣ отъ Гринвича 100° 40' въ 8 миляхъ отъ берега противъ
— 70 —
открытой бухты, которую Нансенъ назвалъ (1894) заливомъ Дика, а «Вайгачъ» въ широтѣ 77° и долготѣ 100° 20' въ разстояніи 15-ти миль къ сѣверо-западу отъ «Таймыра». Разстояніе «Вайгача» отъ берега было около 20 миль.
Тотчасъ-же какъ оба судна были затерты льдами приступили къ приготовленіямъ къ зимовкѣ.
Вычистили котлы, пересмотрѣли запасы провизіи, приняли мѣры къ сохраненію механизмовъ, выпустили воду изъ систернъ и котловъ, поставили тенты и приняли возможныя мѣры для меньшаго охлажденія внутреннихъ помѣщеній.
Наружный бортъ обложили снѣгомъ. Температура въ жилыхъ помѣщеніяхъ рѣдко опускалась до +8° С, только внизу у пола въ каютахъ удаленныхъ отъ камельковъ бывала иногда отрицательная.
16 октября установилось сообщеніе между судами. Въ этотъ день на «Таймыръ» прибылъ командиръ «Вайгача» капитанъ 2 ранга Новопашенный съ санной партіей.
Радіотелеграфъ. Около этого времени судно «Эклипсъ»г снаряженное Главнымъ Гидрографическимъ Унравленіемъ для поисковъ пропавшихъ экспедицій геолога Русанова и лейте-нанта Брусилова и зазимовавшее у мыса Штеллинга, начало перехватывать телеграммы изъ Норвегіи на Шпицбергенъ и изъ Архангельска на Югорскій шаръ и время отъ времени сообщать на «Таймыръ» нѣкоторыя свѣдѣнія о ходѣ войны. Командиръ «Эклипса», капитанъ Свердрупъ, увеличивъ мощность своей радіостанціи устройствомъ высокой мачты на льду, добился радіотелеграфной связи со станціей «Югорскій шаръ», результатомъ чего явилась возможность въ январѣ обмѣняться служебными телеграммами между Управленіемъ и судномъ «Таймыръ».
Черезъ нѣсколько дней послѣ установленія радіотелеграфной связи чины экспедиціи были глубоко осчастливлены высоко-милостивымъ привѣтомъ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА.
Полученіе телеграммъ не представляло особыхъ затрудненій. Телеграмма весьма мощной радіостанціи «Югорскій шаръ» передавалась дальше безпрепятственно. Что касается отпра-
— 71 —
вленія депешъ, то, иногда даже въ наилучшее время безплодныя попытки «Эклипса» передать что либо Югорскому шару продолжались долѣе недѣли. Въ силу этого «Эклипсъ» не успѣлъ передать всѣхъ служебныхъ телеграммъ, шедшихъ всегда раньше прочихъ, не говоря уже о частныхъ. Изъ этихъ по-слѣднихъ ни одна не дождалась своей очереди. Въ концѣ марта были приняты еще двѣ телеграммы, извѣщавшія о высылкѣ вспомогательныхй экспедицій: санной къ мысу Штеллинга подъ начальствомъ бывшаго боцмана Бѣгичева для доставленія оленей по просьбѣ начальника экспедиціи и экспедиціи подъ начальствомъ врача Кушакова къ острову Диксона для доставки угля и устройства зимней базы. Съ полученіемъ этихъ послѣднихъ телеграммъ связь окончательно прекратилась. Все стараніе плававшаго на «Эклипсѣ» телеграфнаго чиновника Д. И. Иванова, заботами котораго установился обмѣнъ телеграммъ въ темное время, не могли поддержать связь, когда стало свѣтло.
Занятія. Къ концу октября приготовленія къ зимовкѣ были окончены. Тогда начались теоретическія учебныя занятія съ командой, въ которыхъ приняли участіе всѣ офицеры. Затѣмъ ученики занимались по спеціальностямъ, а желающіе обучались иностраннымъ языкамъ. На «Таймырѣ» вся строевая команда обучалась, кромѣ того, сигнальному дѣлу. По воскресеньямъ и праздникамъ устраивались для команды научно-популярныя лекціи или литературныя чтенія. Были установлены ежедневныя обязательныя прогулви по льду.
Экскурсiи. По окончаніи длинной полярной ночи, тянувшеqся 103 дня, начались экскурсіи на берегъ и съ одного судна на другое. Разстояніе между судами экспедиціи около 30 верстъ обычно проходилось въ одинъ день, иногда со значительнымъ грузомъ и часто безъ остановокъ для отдыха. На берегъ былъ свезенъ большой желѣзный знакъ, который предполагалось установить на мысу при наступленіи теплой погоды. На «Вайгачъ» была отвезена запасная лопасть винта и происходилъ обмѣнъ между судами нѣкоторыхъ припасовъ.
— 72 —
Состояніе здоровья личнаго состава. Здоровье офицеровъ и команды было удовлетворительно. Довольно часто случались незначительныя обмороженія, а одинъ разъ матросъ 1 ст. Андрей Попковъ настолько сильно отморозилъ лѣвую руку, что потребовалась ампутація трехъ пальцевъ и части четвертаго. Въ нѣсколькихъ случаяхъ наблюдался, особенно за время полярной ночи, упадокъ питанія, повышенное нервное состояніе, а на «Вайгачѣ» обнаружено было нѣсколько заболѣваній цингой, къ счастью въ легкой формѣ.
Въ концѣ зимы экспедиція понесла тяжелыя потери въ личномъ составѣ: на «Вайгачѣ» 16 февраля скончался отъ уреміи лейтенантъ Алексѣй Николаевичъ Жоховъ, а 2 марта отъ перетонита кочегаръ 1 ст. Иванъ Ладоничевъ. Тѣла покойныхъ были доставлены на «Таймыръ», откуда перевезены на берегъ и погребены.
Переводъ части команды экспедиціи на «Эклипсъ». На случай, если бы экспедиціи не удалось къ осени 1915 г. выбраться изъ льдовъ, начальникъ экспедиціи, чтобы сохранить долѣе пищевые запасы, распорядился отправить въ концѣ августа 36 чел. команды при трехъ офицерахъ на зимовавшее у мыса Штеллинга судно «Эклипсъ», гдѣ количество пищевыхъ запасовъ было весьма значительно.
Еще въ серединѣ апрѣля былъ устроенъ въ 40 верстахъ отъ «Таймыра» на западной части полуострова Короля Оскара вспомогательный складъ для отправляемыхъ на «Эклипсъ», сама же переборка людей экспедиціи совершилась при содѣйствіи капитана Свердрупа, устроившаго на пути отъ «Эклипса» къ «Таймыру» нѣсколько вспомогательныхъ складовъ провизіи. Свердрупъ вышелъ къ «Таймыру» съ санной партіей 16 апрѣля и возвратился на «Эклипсъ» съ людьми экспедиціи 22 мая.
По прибытіи на «Эклипсъ» партія списанныхъ съ «Таймыра» людей при содѣйствіи санной экспедиціи Бѣгичева направилась сухимъ путемъ черезъ тундру въ селеніе Гольчиху, куда и прибыла благополучно.
Исправленіе поврежденiй. Съ наступленіемъ свѣтлаго и болѣе теплаго времени на обоихъ судахъ начались работы
— 73 —
по исправленію поврежденій, причиненныхъ напоромъ льда. Осеныо на «Вайгачѣ» было приступлено къ вымораживанію винта, ледъ вынимался по частямъ, такъ что корма судна оказалась какъ бы стоящей въ докѣ. Одна изъ лопастей была замѣнена, затѣмъ продолжалось вымораживаніе нижней части винта для замѣны второй лопасти, но при теплой погодѣ въ началѣ апрѣля, просочилась вода, заполнившая сдѣланный докъ и прекратила работы. На гидрографическомъ суднѣ «Таймыръ» щели наружнаго борта были задѣланы еще осенью. Для подкрѣпленія поврежденнаго набора корабля на нѣкоторые шпангоуты и ихъ угольники наложены противъ разорванныхъ мѣстъ желѣзныя планки. Щели въ переборкахъ задѣланы на сурикѣ деревянными клиньями, скрѣпленными болтами или желѣзными пластинками съ резиновой прокладкой. Въ один-надцати мѣстахъ поставлены упоры между поврежденными шпангоутами и верхней палубой, для чего использованы за-пасныя дымогарныя трубы.
Освобожденіе изъ льдовъ и дальнѣйшее плаваніе. 11 апрѣля взошло незаходящее солнце, а въ послѣднихъ числахъ іюля оба судна освободились изъ льдовъ и продолжали свое плаваніе на западъ. 17 августа «Таймыръ» и «Вайгачъ» прибыли къ острову Диксона, гдѣ встрѣтились съ прибывшей туда уже раньше вспомогательной экспедиціей подъ начальствомъ врача Кушакова. 21 августа прибылъ къ Диксону капитанъ Свердрупъ на суднѣ «Эклипсъ».
Гидрографическое судио «Вайгачъ» было послано 22 августа къ селенію Гольчиха, чтобы принять прибывшую туда береговую партію экспедиціи (о чемъ получили донесеніе, переданное на «Таймыръ» инородцами). Оно возвратилось обратно 24 августа, выполнивъ порученіе.
26 августа къ острову Диксона прибылъ норвежскій капитанъ Эвенсенъ на пароходѣ-ледоколъ «Китъ», купленномъ Главнымъ Гидрографическимъ Управленіемъ въ Норвегіи для доставки угля гидрографической экспедиціи Сѣвернаго Ледовитаго океана.
Такимъ образомъ въ это время на рейдѣ у острова Диксона сосредоточились, какъ оба судна экспедиціи, такъ и три
— 74 —
вспомогательныхъ экспедиціи, имѣвшихъ назначеніе оказать содѣйствіе гидрографическй экспедпціи Сѣвернаго Ледовитаго океана.
За время стоянки у Диксона суда «Таймыръ» и «Вайгачъ» освѣжили свои запасы провизіи и угля, принявъ таковые отъ вспомогательныхъ экспедицій. Получивъ руководящія инструк-ціи отъ Главнаго Гидрографическаго Управленія, гидрографи-ческая экспедиція Сѣвернаго Ледовитаго океана 27 августа вышла въ Архангельскъ, куда благополучно прибыла 4 сентября.
Работы по гидрографіи и метеорологіи. За время своего плаванія и зимовки гидрографическая экспедиція Сѣвернаго Ледовитаго океана описала южный берегъ земли ИМПЕРА-ТОРА НИКОЛАЯ II, западные берега острова ЦЕСАРЕВИЧА АЛЕКСѢЯ и берегъ полуострова Короля Оскара.
Во время зимовки въ серединѣ апрѣля по окончаній по-лярной ночи лейтенантомъ Евгеновымъ были произведены съемки сѣверо - восточнаго и западнаго берега полуострова Короля Оскара; эта съемка представляетъ собой продолженіе съемки, начатой еще осенью лейтенантомъ Жоховымъ, и связана со съемкой лейтенанта Колчака 1901 года.
Во время зимовки производились правильныя метеорологическія наблюденія. Число обычно употреблявшихся метеорологическихъ приборовъ увеличено дождемѣромъ, флюгеромъ Вильда, испарителями, сѣткой для опредѣленія направленія движенія облаковъ, приспособленъ термографъ для работы при низкихъ температурахъ и построенъ приборъ для опредѣленія толщины и наростанія льда,
Командиромъ гидрографическаго судна «Вайгачъ», канитаномъ 2 ранга Новопашеннымъ, придумано и устроено особое приспособленіе для опредѣленія темиературы льда на разной глубинѣ съ помощыо термометровъ Негретти и Замбра. Имъ же конструированъ и установленъ на льду особаго устройства самопишущій приборъ (мареографъ) для записи колебанія уровня моря.
Кромѣ обычныхъ метеорологическихъ наблюденій производились частые подъемы метеорографовъ на змѣяхъ, при чемъ за зимній періодъ метеорографъ подымался свыше 30 разъ.
— 75 —
Гидрографыческія наблюденія надъ температурой и соленостью воды на разныхъ глубинахъ и надъ соленостъю льда въ разныхъ слояхъ велись на обоихъ судахъ. Въ темное время велись описанія полярныхъ сіяній, производились также біологическія наблюденія.
Отчет ГГУ ММ за 1915 год, с. 233.Гидрографическая экспедиція Сѣвернаго Ледовитаго океана.И. д. Началъника экспедиціи, онъ-же командиръ тр. «Таймыръ» — Флигель-Адъютантъ, Капитанъ 2 ранга
Вилькицкій, Борисъ Андреевичъ (до 1 октября).
Помощники Начальника:
Командиръ тр. «Вайгачъ» — Капитанъ 2 ранга
Новопашенный, Петръ Алексѣевичъ (до 1 октября).
Инженеръ-механикъ Канитанъ 2 ранга
Александровъ, Дмитрій Васильевичъ (до 1 октября).
Лейтенантъ
Гельшертъ, Николай Александровичъ (до 1 октября).
Лейтенантъ
Неупокоевъ, Константинъ Константиновичъ (до 1 октября).
Лейтенантъ
Лавровъ 1, Алексѣй Модестовичъ (до 1 октября)
Лейтенантъ фонъ
Транзе 2, Николай Александровичъ (до 1 октября).
Лейтенантъ
Жоховъ, Алексѣй Николаевичъ (до 16 февр.).
Лейтенантъ
Анцевъ, Дмитрій Рейнгольдовичъ (до 1 окт.).
Лейтенантъ
Евгеновъ, Николай Ивановичъ (до 1 октября).
Мичманъ
Николъскій, Александръ Григорьевичъ (до 1 окт.).