Полярный летчик ЧеревичныйЗимой 1936 года на далеких Ляховских островах сгорела зимовка Шелаурово. Молодому полярному летчику Ивану Ивановичу Черевичному, находившемуся тогда в Иркутске, было приказано вывезти зимовщиков на материк. На двухмоторном самолете «ПС—7» Черевичный немедленно стартовал в далекий путь.
Полет протекал в сложных метеорологических условиях, над высокими отрогами Верхоянского хребта, В районе бухты Тикси самолет попал в жестокий ураган. «Началась такая болтанка, — вспоминает об этом перелете один из старейших полярных штурманов Штепенко,—какой я никогда больше, не испытывал в полетах над Арктикой. Самолет швыряю в 100-метровые пропасти и затем спова высоко подбрасывало... Крен доходил до 90 градусов. Черевичный крепко вцепился в штурвал... Механики лежали почти бездыханные в хвосте самолета. Воздушная болезнь лишила их возможности работать».
В этой сложной обстановке только один командир самолета, тов. Черевичный соблюдал полное спокойствие. Ни пурга, ни ураганный ветер, ни шестидесятиградусный мороз не могли сломить упорства молодого пилота. Через 8 дней Черевичный достиг Ляховских островов. 11 человек были взяты на борт самолета. Но когда машина поднялась над островом, неожиданно правый мотор окутался густым дымом: лопнул коленчатый вал и разбил картер. Черевичный на одном моторе маcтepcки посадил перегруженный самолет. Прошло всего несколько дней, и полет с 20 полярниками и большим грузом пушнины был продолжен и блестяще завершен в Иркутске.
Иван Иванович Черевичный один из опытнейших полярных пилотов. Родился он в 1909 году на Украине в городе Первомайске, 20 лет окончил Ленинградскую теоретическую военную школу летчиков, и спустя еще год — стал военным пилогом. Значительное время Черевичный был старшим инструктором в центральной летной школе Осоавиахима, а в 1934 году начал работать в полярной авиации.
Иван Иванович много летал на северных авиалиниях — вдоль Енисея, Лены, Оби, не раз пересекал высокие горные хребты. Поплавковый самолет устаревшей конструкции Черевичный водил между ущельями; потолок этой машины был ниже горных вершин. Черевичный долго работал на ледовой разведке, сопровождал
караваны судов, по трассе северного морского пути, настойчиво и с большим успехом осваивая труднейшие арктические трассы.
Тов. Черевичный совершил ряд выдающихся полетов в высокие широты Арктики. В 1939 году на новой летающей лодке «СССР Н275» он провел в воздухе 300 часов, покрыв за это время над полярными морями 60 тысяч километров. В том же году Черевичному впервые удалось совершить три полета к острову. Один из его разведывательных полетов продолжался почти сутки. Весной 1940 года на самолете «СССР Н—169». Черевичный совершил большие арктические перелеты. Летом того же года на летающей лодке «СССР Н—275» он сделал 27 разведывательных полетов вглубь Арктики, покрыв в общей сложности 70 тысяч километров.
Во время прошлогодней глубокой ледовой разведки Иван Иванович совершил полет в район так называемого полюса недоступности. Он достиг тогда 82 градуса северной широты и 170 градуса восточней долготы. Этот рейс длился 22 часа 02 минуты. 4.855 километров прошел без посадки самолет Черевичного, над льдами Арктики на высоте 1600 — 1750 метров.
В январе 1941 года Черевичный вновь был в Арктике и выполнил в глубокую полярную ночь pяд изумительных по смелости дальних перелетов. Вернувшись из этого рейса, он сразу же начал готовиться к полету в высокие широты восточной Арктики, где, как уже, известно, в течение короткого времени совершил три посадки на дрейфующие льды Северного Ледовитого океана.
На снимке: полярный летчик-орденоносец И. И. Черевичный.
Фото А. Межуева. (Фотохроника ТАСС).
М. ВОДОПЬЯНОВ, Герой Советского Союза.