"Снежный крейсер"

Вездеходы, аэросани, прочие средства передвижения. Домики ПДКО, КАПШ и др.
Экспериментальные проекты и действующие разработки
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

"Снежный крейсер"

Сообщение Alexander Belov » 07 Июль 2008 16:18

Это было в 1939 году, при подготовке новой экспедиции "полярного адмирала" Бэрда. Предполагалось, что машина, оснащенная всем необходимым для автономной работы экипажа из четырех исследователей сможет пробиться к Южному полюсу:

Изображение

Для разведки пути по ледникам предполагалось использовать самолет "Бичкрафт-17". На марше самолет устанавливался на крыше машины. Машина имела электрическую трансмиссию, все колеса были ведущими и поворотными.

- Рекламный пробег из Чикаго в Бостон. Огромная ярко-красная машина на дорогах Америки:

Изображение

Изображение

На борту "Северной Звезды" машина была доставлена к американской антарктической базе "Литтл Америка":

Изображение

У берегов Антарктиды. Машина спускалась на лед по деревянной рампе своим ходом.

Изображение

Однако уже у самой станции оказалось, что колеса проваливаются в снег, машина почти лежала на "брюхе". Для улучшения проходимости запасные колеса были установлены на оси:

Изображение

Однако это помогло мало. Машина смогла пройти едва-едва до самой станции. Несмотря на низкие температуры, моторы перегревались, а скорость была просто "черепашьей". Затея была оставлена, а корпус машины использовался как жилое и рабочее помещение станции:

Изображение

Источники:

http://www.thule.org/snowcruiser.html

http://www.joeld.net/snowcruiser/snowcruiser.html

Материал был собран в ходе работы над сценарием Литтл-Америки (делал по просьбе американских коллег).
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

"Снежный крейсер" - попытка американцев достичь Южного полюса

Сообщение Иван Кукушкин » 08 Октябрь 2008 03:00

Изображение Изображение

Проскакивал на американском e-bay.
Но не достался :)
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11720
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Снежный крейсер" - попытка американцев достичь Южного полюса

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Январь 2009 20:24

Снежный крейсер произвёл фурор и канул в Антарктиде
19 декабря 2005



Монстр, просто монстр. С незавидной, как это часто бывает у монстров, судьбой. Его любили, им восхищались, на него надеялись. В нём разочаровались, бросили и забыли. Во многом потому, что идея, родившаяся в горячей голове 70 лет назад, была воплощена впопыхах. Поспешили, но никого не насмешили.

А дело было так. В 1934 году вторая антарктическая экспедиция США едва не стоила адмиралу Ричарду Бирду (Richard E. Byrd) жизни. Отравленный угарным газом он лежал на базе, в занесённой снегом хижине, в то время как заместитель командира экспедиции, физик и исследователь Томас Поултер (Thomas C. Poulter), прилагал героические усилия, пытаясь вывезти адмирала на тракторах-снегоходах.

С третьей попытки Поултеру это удалось, но в технике, еле-еле преодолевшей по снегу несчастные две сотни километров, он разочаровался. Поэтому данный трагический инцидент, как теперь принято считать, и стал той искрой, из которой возгорелась оригинальная концепция "Антарктического снежного крейсера" (Antarctic Snow Cruiser).

После драматической экспедиции Поултер присоединился к специалистам исследовательского Фонда технологического института Иллинойса (Research Foundation of the Armour Institute of Technology; ныне IIT) и убедил своих новых коллег в необходимости создания нового транспортного средства для освоения Антарктиды. На её территорию, кстати сказать, в то время претендовали разные страны, надеясь отыскать подо льдом и присвоить природные ресурсы.

Перед путешествием в Антарктиду машину проверяли на способность преодолевать трещины в ледниках. За неимением оных испытания проходили в отдалённо схожих условиях.

И когда Соединённые Штаты, как обычно решившие стать лидерами в гонке за природными богатствами, в 1939 году объявили о планах по отправке третьей антарктической экспедиции, Поултер, на тот момент уже более 2 лет вынашивавший идею "Крейсера", примчался в Вашингтон и вышел к властям с заманчивым предложением.

Он сказал, что есть проект уникальной машины. Её постройка обойдётся в $150 тысяч, но это будут средства частных инвесторов — Поултер уговорил больше 70 американских компаний пожертвовать рабочую силу, материалы, и оборудование.

Готовый Snow Cruiser автор концепции пообещал предоставить правительству "взаймы", если оно покроет затраты на операцию по переброске транспортного средства в Антарктиду и обратно, после чего вернёт "Крейсер" в распоряжение Фонда.

Чиновники от этой идеи пришли в восторг, и 8 августа 1939 года строительство Snow Cruiser началось на пульмановском заводе в Чикаго. Причём сроки поджимали — на то, чтобы полностью построить, испытать и доставить гигантскую машину в порт, у её создателей было меньше 3 месяцев!

24 октября того же, 1939 года почти законченный (!) "Крейсер" начал своим ходом почти 1700-километровое путешествие в Бостон, где его прибытия ожидало судно "Полярная звезда" (North Star). Заметьте, если бы Cruiser не прибыл вовремя — к 15 ноября — на палубу корабля он бы не попал.

Длинный поход был богат самыми разными событиями. Невероятная ярко-красная машина получилась настолько огромной, что дороги, по которым она ехала, приходилось перекрывать, убирая с них весь остальной транспорт. Должно быть, самое время описать этого монстра.

Параметры впечатляют и сегодня. Длина – 17 метров, высота — 4,9 метра, ширина — 6 метров. Полный вес — 34 тонны. Максимальная скорость – 48 км/час. Каждое колесо приводилось в движение своим электромотором мощностью 75 "лошадей", а энергию для них поставляли два 6-цилиндровых дизель-генератора по 150 лошадиных сил каждый.

Ожидалось, что "Крейсер" сможет работать в диапазоне восьми с лишним тысяч километров. Что экипаж машины будет состоять из 5 человек, включая пилота, ведь на "спине" Cruiser планировалось разместить самолёт!

В дополнение к кабине, транспортное средство имело ряд помещений, в том числе цех, кухню и комнаты для жилья, которые по комфортабельности могли соперничать со многими довоенными бунгало.

В тыловой части "Крейсера" были предусмотрены складские площади для топлива, запасных шин, пищи и воды, запасов которых, по идее, должно было хватить, как минимум на год (да, антифриз, охлаждавший двигатели, также проходил через радиаторы в жилых помещениях, чтобы обогревать их).

Таким образом, согласно первоначальному плану, Antarctic Snow Cruiser был мобильной антарктической базой, на которой могли бы со всеми удобствами жить и работать несколько исследователей.

Но, как вы помните, "Крейсеру" сначала нужно было добраться до Бостона, попасть на борт судна. Это был тяжёлый путь в сопровождении полиции и автомобилей прессы, "автопробег" неизменно собирал на маршруте огромные толпы.

В Нью-Йорке Поултер сделал небольшую остановку, чтобы группа слепых детей смогла прикоснуться к машине. В Спрингфилде больные дети вскочили с больничных коек и, невзирая на холод, выбежали на улицу, чтобы встретить это красное чудо.

Ну а кульминации встречи с публикой достигли уже у самого Бостона, в городе Фрэминхеме (Framingham), который туристы со всей страны фактически зажали в кольцо 70 тысячами автомобилей.

Наконец, 12 ноября "Крейсер", по-видимому, не без божьей помощи, добрался до бостонского причала и погрузился на палубу "Полярной звезды". Чтобы гигант на ней уместился, пришлось на время снять его хвостовую секцию. И 15 ноября корабль отправился в путь.

Не обошлось без происшествий и на этот раз. Однажды ночью волнения на море чуть было не стали причиной потери машины — её едва удалось удержать на цепях.

С грехом пополам судно прибыло в Антарктиду 11 января 1940 года, и начался поиск подходящего места для выгрузки "Крейсера".

12 января "Полярная звезда" бросила якорь в Заливе кита. И чтобы Cruiser смог покинуть борт, из тяжёлой древесины был построен специальный скат, который при разгрузке начал разваливаться, так что только мастерство Поултера, сидевшего за рулём и в нужный момент давшего полный газ, позволило монстру съехать на безопасный лёд.

Вот с этого момента транспортное средство стало с фантастической скоростью терять своё очарование. Как только Поултер попытался на нём поехать, сразу стало очевидно, что представления проектировщиков о тяге были ошибочными.

Огромные шины легко крутились вхолостую, погрузившись в снег практически на метр. Кроме того, тут же перегрелись двигатели. Короче говоря, Cruiser оказался в Антарктиде абсолютно беспомощным.

24 января убитый горем Поултер отбыл обратно в Америку, где пресса уже окончательно утратила энтузиазм. Журналисты назвали миссию "полным провалом", а саму машину окрестили "динозавром на колёсах". Оставшиеся с "Крейсером" члены команды несколько раз пытались привести его в чувство, но тщетно.

Несколько месяцев спустя начало сказываться приближение антарктической зимы. Вконец расстроенные члены экспедиции решили сделать из машины стационарную базу для зимовки. Они укрыли "Крейсер" деревьями, засыпали снегом…

И тут оказалось, что получилось совсем неплохо: Cruiser отлично обогревался, так что команда могла спать, укрывшись самыми лёгкими одеялами. Учёные экспедиции даже провели небольшую серию научных экспериментов.

Скучная, долгая и тёмная зима пришла вместе с новостями о войне в Европе. Поскольку Америка готовилась к возможному участию во Второй Мировой, антарктическая служба лишилась всего финансирования.

Стало ясно, что третья экспедиция не будет, как было запланировано, многолетней. Хотя находящийся в Штатах Поултер продолжал твердить о модификациях, которые могут оживить машину, команда покинула Антарктиду в начале 1941 года, бросив "Крейсер" на произвол судьбы. Война заставила людей быстро о нём забыть.

Томас Поултер в 1948 году устроился в Стэндфордский исследовательский институт (Stanford Research Institute; ныне SRI International), где и проработал до самой своей смерти в 1978-м, занимаясь самыми разными исследованиями, от взрывчатых веществ и баллистики до коммуникаций между морскими животными.

В 1958 году учёные из международной организации IGY установили точное местонахождение "Крейсера", отправились в Антарктиду и откопали машину. В ней они нашли кипы старых журналов, обрывки бумаг и сигареты. Посмотрели и уехали.

Остаётся только догадываться, что после этого случилось с необычайным транспортным средством. Приблизительное его местоположение известно, но Cruiser никто никогда больше не находил. А, быть может, и не искал.

По одной из версий, машина оказалась на плавучей льдине, вышла на ней в море и утонула. Другой, более интригующий для американцев вариант — это возможное попадание "Крейсера" в руки СССР. Что, конечно, крайне маловероятно, ведь русские при вывозе машины должны были столкнуться с теми же самыми трудностями, что и члены экспедиции из США.

По мнению специалистов, "Крейсер" никак не повлиял на развитие машин для Антарктиды. Ведь в течение многих лет и по сей день самые эффективные транспортные средства для снега передвигаются на гусеницах. Но что-то полезное в истории со Snow Cruiser можно найти, правда?

[ Membrana http://www.membrana.ru/articles/technic/2005/12/19/210400.html ]

Изображение
Изображение
Изображение
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11720
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Снежный крейсер"

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Август 2009 15:25

 TM-40-01_18_0001.jpg
"Техника-Молодежи" 1/1940

Антарктический крейсер
И. Бородин

Для американской экспедиции в Антарк­тику Научно-исследовательский институт технологий в Чикаго спроектировал огром­ный автомобиль. Длина его достигает поч­ти 17 метров, а ширина — 4,5 метра. Этот своеобразный автобус получил название «антарктического снегового крейсера».

«Антарктический крейсер» передвигается ив четырех огромных колесах, снабженных пневматическим шинами. Эти шины имеют 3 метра в диаметре при ширине почти в 1 метр. Внутри каждого колеса помещается электромотор, который приводит его во вращение. Благодаря такому устройству «крейсера» водитель сможет делать лю­бые повороты, в том числе и очень крутые, включая колеса той или другой стороны. Точно так же самостоятельное управление имеют передние и задние колеса.

По расчетам конструкторов, «антаркти­ческий крейсер» будет безопасно перехо­дить ледовые трещины шириной до

4,5 метра. Дойдя до трещины, «крейсер» продолжает медленно двигаться, пока пе­редние колеса не дойдут до ее края. Но­совая часть «крейсера», которая выступает далеко вперед, нависнет в это время над противоположным ледяным полем. В этом положении передние колеса убираются, нос автомобиля опускается на противо­положный край трещины и начинает сколь­зить, толкаемый задними колесами. Когда передние колеса окажутся на противопо­ложном краю трещины, их снова опуска­ют, и они начинают тянуть «крейсер» вперед. В это время задние колеса, в свою очередь, убираются, и хвостовая часть «крейсера» скользит по снегу. Перейдя трещину, автомобиль продолжает движе­ние на всех четырех колесах.

Управление «крейсером» сосредоточено в руках одного человека, для которого уст­роена каюта на «втором этаже». Под этой каютой помещается ремонтная мастерская.

В центральной части «крейсера» располо­жена штурманский стол, моторное отделе­ние, кухня, фотолаборатория, столовая и спальня.

«Антарктический крейсер» снабжается: двумя дизелями мощностью в 200 лоша­диных сил каждый. Эти двигатели приво­дят в действие колесные электромоторы, ъ. также производят энергию для радио,, эл&ктрокухни. отопления и ремонтной ма­стерской.

На крыше «крейсера» укреплен пятиме­стный самолет, который участники экспе­диции намерены использовать для аэро­фотосъемки. Самолет снабжен лыжами.

Радиус действия «снегового крейсера» составляет 8 тыс. километров. Скорость его движения колеблется от 16 до 48 ки­лометров в час.

На «антарктическом крейсере» известный американский исследователь адмирал Бэрд собирается изучать район Южного полюса.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11720
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Antarctic Snow Cruiser video

Сообщение Иван Кукушкин » 15 Октябрь 2009 13:55

1. Antarctic Snow Cruiser - Introduction
2. Antarctic Snow Cruiser - Road Test
3. Antarctic Snow Cruiser - Performance test in Soft Sand

Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11720
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Снежный крейсер"

Сообщение VicSer » 15 Май 2010 12:03

Изображение
Сухопутный крейсер адмирала Бэрда

Журнал «Вокруг Света» / Февраль 2010 /
http://www.vokrugsveta.ru/print/vs/article/6844/

Эта история случилась ровно 70 лет назад, и в Европе ее толком и не заметили: уже шла Вторая мировая война. Да и конец уникального антарктического вездехода размером с крейсер был печальным: он… утонул. А может, кстати, и не утонул. Но вернуться сейчас к давно минувшим дням стоит уже потому, что в конструкции гигантского автомобиля применили технологии, которые сегодня только-только внедряются. Фото вверху: СТУДИЯ «ПАРОВОЗ»
Свет погас, замелькали первые кадры старой хроники: 1934 год, в ледяной пустыне Антарктиды отважный полярный исследователь контрадмирал Ричард Бэрд обреченно ждет смерти в хижине, отрезанный от всего мира страшной непогодой, какая в этих местах, у Южного полюса, случается регулярно. Вновь и вновь его друг и заместитель профессор Томас Поултер пытается прорваться к адмиралу через 123 мили на тракторах-снегоходах. И, наконец, третья попытка увенчивается успехом, хотя сил у спасателей и спасаемых почти не остается. Конец, титры.
Именно в 1934 году Поултер и задумал создать специализированное транспортное средство для поездки к полюсу, которому были бы не страшны ни снежные бури, ни 80-градусные морозы, ни коварные бездонные трещины, прикрытые тонким слоем смерзшегося снега (фирна). Двигатель и экипаж должны были быть защищены от непогоды и холода, а люди — иметь достаточно места для длительного (неделями и месяцами) пребывания в машине, сам автомобиль должен быть заметно длиннее ширины средней расщелины, иначе провалится.
Поултер был типичным американцем, то есть не только ученым-физиком, но и оборотистым бизнесменом. Во всяком случае, он убедил конгресс в том, что такой Snow Cruiser («Снежный крейсер») построить не только можно, но и нужно, и обойдется вся затея в какие-то 150 000 долларов, которые к тому же дадут частные инвесторы. От правительства Поултер просил всего-то ничего: оплатить расходы на саму экспедицию и переброску левиафана в Антарктиду и обратно.
Ударная стройка империализма
Строительство Snow Cruiser началось 8 августа 1939 года на чикагском заводе Pullmann, и всего на постройку, испытания и доставку в порт отвели… 11 недель! 24 октября крейсер был почти готов. Во всяком случае, настолько, чтобы своим ходом пуститься за 1700 километров в Бостон для погрузки на судно North Star. Опоздай он к 15 ноября — и все, очередная уникальная экспедиция адмирала Бэрда сорвалась бы. Только вообразите себе: на хайвее ярко-красный 34-тонный монстр длиной 17 метров, высотой 4,9 метра и шириной 6 метров. Пришлось перекрывать движение и разгонять толпы любопытных, буквально кидавшихся под огромные трехметровые колеса. Этот пробег и стал единственным ходовым испытанием Snow Cruiser, что и сыграло с ним злую шутку в Антарктиде. Снег оказался совсем непохожим по свойствам на асфальт.
Супертехнологии столетней давности
Как вращать колесо диаметром три метра? Нечего было и думать о подведении к каждому карданного вала — все механизмы должны были быть спрятаны внутри корпуса, чтобы их можно было чинить, не выходя на мороз. К тому же все четыре колеса ради маневренности могли поворачиваться, так что «крейсер» мог плыть по снежной глади не только вперед или назад, но и под углом. Создатели применили схему дизельэлектрохода: два двигателя по 150 л. с. вращали роторы двух генераторов, а колеса приводили во вращение встроенные в каждое (места хватало) электромоторы по 75 л. с. Вам кажется, что для такой махины силенок явно маловато? А вот конструкторам почему-то так не показалось, а зря… Впрочем, на шоссе Snow Cruiser развивал аж 48 км/ч. А зачем ему больше? Моторы и так получились на редкость прожорливыми, хорошо хоть, что в огромные баки можно было взять 9463 литра солярки (этого должно было хватить на 8000 километров пробега). И, кстати, внутри этого монстра экипаж из пяти человек и лабрадора Нави мог прожить в автономном режиме целый год — еды и тепла хватило бы.
Еще одна особенность «крейсера» — втягивающиеся на 1,2 метра колеса: это было необходимо, в частности, для преодоления широких расщелин.
Крах надежд
Не будем описывать все перипетии разгрузки Snow Cruiser в Антарктиде, скажем лишь, что колеса тяжелой машины, погружавшиеся в снег более чем на 0,9 метра, начинали беспомощно прокручиваться, а двигатели перегревались. Снег, в отличие от асфальта, проминался, и колеса все время оказывались в яме, а выехать из нее не хватало мощности. Единственной возможностью пройти хотя бы 148 километров оказалось… движение задним ходом (спасибо «правильной» развесовке носа и кормы, а также профилю днища и свесам). Впрочем, существование в уютных каютах рядом с теплыми дизелями оказалось весьма комфортным, и крейсер встал на вечный прикол в качестве базы для полярников. Потом его занесло снегом, и лишь длинный бамбуковый шест выдавал место «подземного» лагеря. Потом война отодвинула полярные исследования на второй план, и только в 1958 году машину откопали, посмотрели и уехали. А еще через пару лет она вдруг исчезла! По одной из версий, крейсер откололся вместе с ледником, уплыл в море и там утонул. Вторая (более экзотическая, но не то чтобы вовсе невероятная): коварные русские, мол, украли машину для изучения и увезли ее в Сибирь. Во всяком случае, так писали некоторые газеты той поры. А может быть, его просто не слишком хорошо искали?


Алексей Воробьев-Обухов
Аватара пользователя
VicSer
 
Сообщения: 423
Зарегистрирован: 25 Июнь 2008 14:49
Откуда: Москва

"Снежный крейсер"

Сообщение Polarstern » 29 Июнь 2010 17:44

Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 771
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Виннипег

"Снежный крейсер"

Сообщение Alexander Belov » 29 Июнь 2010 17:50

Да, похожа - во всех случаях машины колесные. В остальном - различаются.

МАЗы имеют механическую трансмиссию, "Снежный крейсер" - электрическую. Вагонная компоновка "крейсера" против рамных тягачей - и так далее...
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

"Снежный крейсер"

Сообщение Polarstern » 29 Июнь 2010 23:58

 Zil-49061.jpg
 Zil-49061-envelope.jpg


Мне кажется в ЗИЛ-49061 советские конструкторы смогли грамотно воплотить данную идею:

Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 771
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Виннипег

Сообщение Kirindas » 08 Январь 2011 19:43

Иван Кукушкин пишет:А дело было так. В 1934 году вторая антарктическая экспедиция США едва не стоила адмиралу Ричарду Бирду (Richard E. Byrd) жизни. Отравленный угарным газом он лежал на базе, в занесённой снегом хижине, в то время как заместитель командира экспедиции, физик и исследователь Томас Поултер (Thomas C. Poulter), прилагал героические усилия, пытаясь вывезти адмирала на тракторах-снегоходах.


http://cgi.ebay.com/US-Stamped-1934-Byr ... 27b7d61993

саму тему экспедиции тоже можно развернуть
Вложения
 Безымянный.JPG
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

"Снежный крейсер"

Сообщение Alexander Belov » 08 Январь 2011 20:41

Думаю, что это было бы интересно. Тем более, что Бэрд ставил, фактически эксперимент: опыт длительного одиночного пребывания в антарктических условиях. Связь с Литтл-Америкой была только по рации. Когда снег занес выхлопную трубу мотора генератора, и стало сказываться отравление угарным газом, радисты Литтл-Америки по изменению "почерка" поняли, что с Бэрдом случилась беда. Санно-тракторным поездом к нему была послана спасательная группа.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

"Снежный крейсер"

Сообщение fisch1 » 21 Май 2019 21:45

 Снежный крейсер.Огонек 1940 №04 с.21.jpg
"Снежный крейсер"//Огонек 1940 №04 с.21
fisch1
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Полярная спецтехника, оборудование и проч.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения