Адольф Милованов » 19 Ноябрь 2015 19:58
Не поленился и выписал в архиве полный текст по этому происшествию.
Л. 118. Приказ Нач. ГУСМП ММФ СССР №58. 12.9.1959г. О результатах расследования катастрофы самолёта Ли-2 СССР-04242 в Чукотском ОАО Полярной авиации.
10 августа 1959г. в 10ч. 40м. по московскому времени в районе Апапельгино (в 35 км от аэродрома у мыса Шелагского, который находится на высоте 469м над уровнем моря) произошла катастрофа самолёта Ли-2 СССР-04242 Чукотского ОАО Полярной авиации Главсевморпути ММФ. При катастрофе погибли штурман, бортмеханик, техник радиолокаторщик и находившиеся на борту 4 человека научных сотрудников ААНИИ и капитан-наставник Дальневосточного пароходства.
Прибывшая на место происшествия комиссия установила, что самолёт Ли-2 СССР-04242 в составе экипажа: к/к Кулёв Ю.М, 2п Горин К.А, штурман корабля Косачёв В.А. с группой научных сотрудников ААНИИ (двух гидрологов, двух инженеров по аппаратуре «Берёзка») и капитана-наставника Дальневосточного пароходства, после окончания ледовой разведки в море следовал в/п Апапельгин.
В 9ч.30м. московского времени самолёт вышел на мыс Биллингса и взял курс вдоль берега к мысу Шелагскому. Полёт происходил визуально при видимости более 20 км, небо ясное, вершины гор были открыты, над морем и в низменности низкий туман с просветами. Полёт происходил на высоте 500м с включённым автопилотом, на удалении от береговой черты в 5 км. Не долетая до м. Шелагского к/к Кулёв вышел в общую кабину для переговоров с капитаном-наставником по вопросу сброса с борта самолёта вымпела в штаб морских операций. В это время управление самолётом выполнял второй пилот Горин, на левое сидение сел штурман Косачёв, остальные члены экипажа находились на своих рабочих местах.
В соответствие с планом-заданием, выданным Штабом морской проводки, самолёт должен был следовать в обход м. Шелагского на удалении от береговой черты в 5 км. Второй пилот Горин принял самовольное и неправильное решение пересечь высоту м. Шелагского (469м) без набора положенной безопасной высоты. При подходе самолёта к вершине горы, вследствие действия нисходящих потоков самолёт начал терять высоту. Второй пилот Горин продолжал полёт, пытаясь набрать высоту при помощи автопилота, не меняя при этом режим работы авиадвигателям, установленного для горизонтального полёта.
В результате неправильных действий со стороны 2п. Горина набрать безопасную высоту не удалось и в 10ч 40м самолёт в положении «набора высоты» задел за склон воздушными винтами и хвостовой стойкой. Разрушив воздушные винты и хвостовую стойку, самолёт по инерции на мотогандолах и центроплане прополз по склону, выскочил на её вершину, продвинулся по ней ещё 55м, развернулся на 70 градусов, загорелся и сгорел.
Принятыми мерами Штаба проводки и командования Чукотского ОАО горящий самолёт был обнаружен на вершине м. Шелагского, куда на вертолёте прибыло руководство отряда и была оказана надлежащая помощь пострадавшим.
Основной причиной катастрофы самолёта Ли-2 СССР-04242 явилось:
грубые нарушения наставления по производству полётов в ГВФ вторым пилотом Гориным, выразившееся в самовольном принятии решения на полёт в горной местности на автопилоте, не имея надлежащей безопасной высоты полёта, чем нарушил пар. 94, 218, 219, 224 НПП ГА-58 и командиром корабля Кулёвым, доверившим управление самолётом 2-у пилоту при подходе к АДС, чем нарушил пар. 119 и 225 НПП ГА-58.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. К/к Ли-2 СССР-04242 Кулёва Ю.М. за передоверие управлением самолёта 2-у пилоту при входе в зону АДС, - перевести во вторые пилоты;
2. На 2-го пилота самолёта Ли-2 СССР-04242 Горина К.А., допустившего грубое нарушение пар. 94, 96, 118, 119 и 224 НПП ГА-58, являющимся основным виновником катастрофы самолёта, материалы передать в следственные органы для привлечения к судебной ответственности;
3. Командиру Чукотского ОАО тов. Лукашенко В.Ф. и его заместителю по л/с Питонову за слабый контроль и недостаточное руководство экипажами ледовой разведки, - объявить выговор.
Указать заместителю командира Чукотского авиаотряда по политчасти т. Тютюнькину на недостаточность по воспитанию лётного состава отряда;
4. Командиру 1-й АЭ Чукотского ОАО т. Утяшеву Ф.Ш., за слабую дисциплину в АЭ, - объявить строгий выговор.
5. Самолёт Ли-2 СССР-04242, зав. №18439909 и установленные на нём двигатели за №№ ЛС14198 и ЛС14169 списать с баланса Чукотского ОАО и исключить из списков СМП Полярной авиации.
6. Бортрадиста самолёта Ли-2 СССР-04242 т. Савельева И.Ф. за самоотверженный подвиг по извлечению из горящего самолёта оставшихся в живых членов экипажа, а также тел погибших, - наградить ценным подарком.
Приказ объявить всему руководящему и лётно-подъёмному составу.
Начальник Главсевморпути ММФ /А.Афанасьев/
Шевелёв 12.9.59. Приказ разослан в лётную службу ПА и а/отряды, а/п, СМ СССР, Прокуратуру СССР, ГВФ.