Вазбуцкий Григорий Лазаревич

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Вазбуцкий Григорий Лазаревич

Сообщение Kirindas » 19 Август 2009 18:37

мне кажется, или темы о Вазбуцком нет?

Каминский М. Н. Своими руками // М., "Молодая гвардия", 1977
http://www.mainhands.ru/index.php?int=120

Григорий Вазбуцкий

Вынужденная задержка с вылетом позволила познакомиться с началом дела, из которого впоследствии вырос город. Первый город на Чукотке - Певек. "Родителями" этого города, которые заложили первые камни в его фундамент, стали три экспедиции. Имена их организаторов достойны памяти хотя бы в названиях улиц сегодняшнего Певека.

На основании чисто теоретических предположений о металлоносности района Чаунской губы первую, во многих отношениях героическую разведку совершила экспедиция неутомимого искателя Сергея Владимировича Обручева. Она работала в 1934-1935 годах и привезла в Москву лишь уверенность, что теория может подтвердиться практикой.

Уверенность, не подтвержденная реальными открытиями, - зыбкая почва для поиска. Однако маленькая, всего из 17 человек, экспедиция геофизика Николая Ильича Сафронова нашла, что искала.

Открытие коренного месторождения доказало, что олово на Чукотке есть. Этот второй камень был положен в 1936-1937 годах. Осталось убедиться, что открытие экспедиции Сафронова имеет промышленное значение. Это означало расширение поисков и обнаружение новых месторождений. И вот эту завершающую работу начала в 1937-1938 годах экспедиция инженера-оловянника Г. Л. Вазбуцкого.

Роль личности, стоящей во главе любого дела, особенно рельефна в местах, отдаленных от центра. Там нет возможности свою неспособность или незнание оправдать ссылками на кого-то.

Профессия полярного летчика часто требовала от меня работы на науку и контактов с людьми науки. Этот опыт позволяет утверждать, что такого организатора в ученом, каким оказался Вазбуцкий, встретишь не часто.

По личному опыту я знаю цену каждой доске и гвоздю на полярной зимовке. До 1938 года на Чукотке имелось всего два трактора: один в Анадыре, другой на нашей северной базе. Единственный токарный станок и сварочный агрегат, как упоминалось, тоже только в мастерских Анадырского рыбокомбината. На фоне такой бедности оснащение экспедиции Вазбуцкого поразило меня.

Возглавив экспедицию в Москве, Вазбуцкий просил, получил и доставил на певекскую косу: два новых трактора, два вездехода, двое аэросаней, несколько моторных вельботов, сорок ездовых собак, три лошади, несколько коров и свиней с фуражом для них. С финляндской границы (из Карелии) он сумел доставить во Владивосток и далее до Певека три рубленых дома, буровую вышку, каркасный склад и гараж. Само собой разумелось наличие радио- и электростанций, бурового оборудования, токарного станка и сварочного хозяйства.

Григорий Вазбуцкий создал небывалый прецедент, доложив центральному руководству, что его экспедиция обеспечена всем необходимым!

Для тех лет все перечисленное могло оказаться на берегах Чаунской губы только в результате организаторского подвига. Понятно, что планирующие органы выделили такое богатство не из-за голубых глаз (а они действительно голубые!) Вазбуцкого. Решалась проблема независимости от импорта стратегических металлов. Экспедиция на Чукотку была одной из многих в разные районы страны и никаких преимуществ не имела. После получения нарядов все остальное зависело только от организатора.

Григорий Лазаревич Вазбуцкий оставил вдохновляющий пример, как без нытья и всхлипов, по-деловому организовать труднейшую экспедицию в самый глухой угол Арктики.

В 39 лет Г. Л. Вазбуцкий уже был известен как геолог-оловянник. Таких специалистов в те годы считали единицами. По предложению Н. И. Сафронова ему и предложили возглавить поиски олова на Чукотке. Четыре геологических, пять топографических отрядов вместе с другими специалистами и горнорабочими составили 86 человек, больше половины населения Певека в 1937 году.

Но материальное обеспечение лишь половина дела. Геолог понимал, что решающую роль сыграют люди, а не вещи. Меня поразила новизна взгляда Вазбуцкого на проблему материальных стимулов. Непререкаемой догмой считалось, что в Арктике все без исключения должны иметь ненормированное рабочее время, без выходных дней. Вроде бы все компенсируется полярной надбавкой и увеличенным отпуском. В этой догме имелся свой смысл, и я был одним из его сторонников.

"На энтузиазме можно только авралить!" - доказывал мне Вазбуцкий. Планомерная, тяжелая физическая работа должна стимулироваться рублем. По его предложению впервые в практике полярной геологии для горнорабочих установили восьмичасовой рабочий день, сдельные расценки и нормальную шестидневную рабочую неделю.

"Ничто так не оправдывает себя, как затрата времени на подбор участников полярной экспедиции!" Начинающий полярник, геолог Вазбуцкий не знал этого высказывания Амундсена. Но он не жалел времени на собеседования с кандидатами. "Что может этот человек?" - для него был первостепенный вопрос. Просчеты были, и он исправлял их до прибытия на место. Даже отсюда он нашел предлог отправить двоих обратно на материк. Оставшиеся работали отлично, и экспедиция свою задачу выполнила. Чаунский район стал надежным бастионом в борьбе страны с оловянным голодом.

Но и на солнце есть пятна. При всех неоспоримых достоинствах организатора герой этого рассказа имел недостаток, противопоказанный руководителю. Фанатично исполняя свой долг, он требовал такой же самоотверженности от всех, не умея считаться с самолюбием и другими слабостями подчиненных.


сию книжку живьем наблюдать не случилось
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Re: Вазбуцкий Григорий Лазаревич

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Август 2009 19:47

сию книжку живьем наблюдать не случилось

Хорошая книга, и в принципе доступная. Год издания 1977-й.

Книга полярного летчика Михаила Николаевича Каминского "Своими руками" представляет собой продолжение его книги ``В небе Чукотки``. Она рассказывает о становлении советской авиации в Арктике. Что может и чего стоит человек - основная нравственная проблема книги. Автор раскрывает ее на примерах людей, которые делают свою судьбу "своими руками", - покорителей Арктики, летчиков, моряков, партийных и советских работников.


Фотографии интересные, но немного.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: Вазбуцкий Григорий Лазаревич

Сообщение Иван Кукушкин » 19 Август 2009 19:48

Интересно то как.
Про Вазбуцкого информации в сети почти нет.

Лишь упоминание в связи с НИИГА: http://magazines.russ.ru/zvezda/2004/10/er14-pr.html

В 1950-х годах Моор продолжал описывать в ряде статей сравнение массивов Сибирской платформы с кимберлитами Южной Африки.

Когда алмазные месторождения Сибири были уже открыты, все поражались точности предсказания, сделанного писателем-фантастом и геологом И. А. Ефремовым. В его рассказе “Алмазная труба”, написанном в 1945 году, геологи находят трубку в бассейне реки Мойеро всего в 150—200 километрах от будущих мировых открытий. Сейчас мы знаем, что рассказ был навеян работами Генриха Генриховича.

Он еще был жив, когда я пришел в НИИГА — в 1957 году, но я совершенно не помню его. Он был в тени таких колоритных фигур старых полярников, как В. А. Вакар, Г. Л. Вазбуцкий, обычно привлекавшихся для рецензий на отчеты.


офттоп: вот что мне совсем не нравится, так это постоянное упоминание НИИГА в разрезе "кто кому на хвост наступал". У всех подряд и повсюду.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11723
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Вазбуцкий Григорий Лазаревич (1898-?)

Сообщение ББК-10 » 20 Декабрь 2015 09:43

Репрессированные геологи. Биографические материалы. М.-СПб., 1995.

ВАЗБУЦКИЙ Григорий Лазаревич. 1898.
Геолог, специалист по рудным месторождениям. От ЦНИГРИ вел разведку на олово, свинец, цинк. Будучи в заключении, около года провел в Хапчеранге (Читинская обл.). В дальнейшем работал начальником отдела в НИИГА.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6318
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Вазбуцкий Григорий Лазаревич (1898-?)

Сообщение ББК-10 » 20 Декабрь 2015 09:47

 Красный Север 1940 № 102%285731%29 НАГРАЖДЕНИЕ РАБОТНИКОВ ГЛАВСЕВМОРПУТИ.jpg
Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся заслуги в деле освоения Северного морского пути и районов Крайнего Севера, а также за образцовую и самоотверженную работу в период арктических навигаций 1938 и 1939 годов награждены орденами и медалями Союза ССР 374 работника Главсевморпути.

Орденом Трудового Красного Знамени награждены 47 человек. Среди них:
...
Вазбуцкий Г. Л. — старший геолог Арктического Института.
...
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6318
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Вазбуцкий Григорий Лазаревич

Сообщение ББК-10 » 26 Март 2019 17:28

С сайта Кокунина Михаила Васильевича "Цветные камни Трансбайкальского региона"


Вазбуцкий

2-я Чаунская экспедиция была организована в Ленинграде в первой половине 1937 года на основе кратких радиоинформаций от 1-ой Чаунской экспедиции 1936-37 гг.
В этих информациях указывалось на обнаружение ряда свалов оловорудных жил в пределах Певекского полуострова в Чаунском районе Чукотского национального округа Дальневосточного Края. сведения с места работ в Ленинград поступали довольно скудно. Указывалось на большую длину рудных свалов, на нередко богатое содержание олова, отмечался тип месторождений.
Дополнительными радиограммами продолжавшими поступать уже в период организации новой экспедиции до ее выезда из Ленинграда, отмечались новые находки в пределах того же Певекского полуострова, в частности наличие россыпной оловоносности. никакими определенным данными с места о фактических данных длинах жил, мощностях, средних содержаниях олова, даже о характере рельефа и предполагаемых типах горно-разведочных выработок (штольни или шахты), новая экспедиция не обладала, тем не менее радидонесения с места работ производили благоприятное впечатление, как по концентрациям олова, так и по генетическим типам найденных месторождений…
После некоторых дебатов на совещании в Ленинграде о наиболее целесообразном масштабе геологической съемки и поисков остановились на 1:100000. Объем работ в пределах уже намеченных ассигнований 2900000 на 1937 и штата экспедиции 86 человек.
Для осуществления экспедиции предоставлено было завезти более 500 кв.м рубленных и др. строений под жилье и служебные помещения, два трактора, два вездехода, двое аэросаней, плавсредства, агрегаты механического приготовления проб, нефтяные и бензиновые двигатели от 3 до 15 МР, динамо и электромоторы, буровые станки «Крелиус» и ударные.
Для освещения и питпния механизмов была намечена постройка электростанции на 4 кв. с аккумуляторной, для связи - рация.

Организационный период в Ленинграде

Основное, что было проделано в Ленинграде — это получение и приобретение оборудования, снаряжения, материалов, строений, отгрузки по железной дороге до Владивостока, наем персонала экспедиции, оформление его и направление во Владивосток.
Не смотря на то, что руководящий состав экспедиции приступил к работе уже 15 февраля 1937 года, начать снаряжаться стало возможным только с 15 апреля, когда на складах Арктического института начало впервые появлятся кое-какое снаряжение. Нужно при этом отметить, что аппарат отдела снабжения АНИИ был совершенно не приспособлен снабдить самую крупную 2-ю Чаунскую экспедицию всем необходимым. Наряду с 2-3-мя исполнителями по снабжению отдела снабжения АНИИ работало 15-18 исполнителей, выдвинутых из вновь нанятого персонала экспедиции. Снаряжение экспедиции удалось осуществить двумя путями: полученные со складов АНИИ и, но в меньшей мере, самостоятельными приобретениями в Ленинграде и ряде других городов. От начала до самого конца операции по снабжению сопровождались сильными перебоями в финансированиями, как отдела снабжения, так и экспедиции, вызвавшие длительные застои в снабжении. Первые денежные средства начали поступать только в конце апреля. В мае было 17 дней безденежья, вплоть до выезда во Владивосток.
Не лучше обстояло дело и со строениями, так как в представлении фондовлесоматериалов и услугах Дальневосточной стройконторы ГУСМП экспедиции было категорически отказано. Пришлось проити ряд рогаток и своими силами удалось приобрести необходимое в селениях у ст. Грузино — финдляндской ж.д.
По вопросу перевозки строений экспедиция категорически отвергла предложение Дирекции института перебросить их северными пароходами из Мурманска или Архангельска и добилась ходатайства перед СНК СССР и НКПС, распоряжения наркома Л. М. Кагановича о перевозки строений по ж.д. во Владивосток.
Всего было отгружено по ж.д. в сопровождении 20 человек проводников во Владивосток из Ленинграда, Москвы, Гузино и др. мест оборудования, снаряжения, материалов, транспортных и плавсредств, жилых строений и лесоматериалов 26 крытых вагонов и платформ.
Отгрузки проведены малой и большой скоростью и товар-экспрессами с 29 апреля по 1 июня. Последние вагоны прибыли во Владивосток /Эгершельд 8 июня. Из мелких отправок затерялась в пути часть оборудования Крелиус А.В. со ст. Верещагино, в том числе буровая дробь. Только месячноре опоздание отплытия парохода из Владивостока дало возможность не опоздать с переправкой всего имущества дальше морем на Чукотку.
Что касается найма персонала, то весь инженерно-технический персонал 32 человека и значительная часть рабочих — 32 человека были приняты в Ленинграде лично начальником экспедиции, 15 человек в Карелии начальником партии В. П. Подольским, 3 человека наняты во Владивостоке. Тщательный подбор кадров в последствие себя оправдал.
Для организационных мероприятий выехали во Владивосток завхоз Еремеев (впоследствии уволенный) — 17 апреля и пом. начальника экспедиции В. П. Али-Мухамедов — 5 мая. Главная масса ИТР и рабочих выехали из Ленинграда, в первой половине июня, согласно полученного расписания отхода пароходов, прибыла во Владивосток во второй половине июня месяца и около месяца ожидала запоздалого отхода пароходов.

Всего нанято ИТР и рабочих, включая во Владивостоке... 86 человек
Уволено во Владивостоке по болезни... 2 человека
Зазимовали при переезде северным пароходом... 1 человек
Прибыли в Певек пароходами в 1937 году... 83 человека
Нанято в Певеке... 3 человека
Уволено в Певеке по болезни и собственному желанию в период работ... 2 человека
Осталось на вторую зимовку... 12 человек
Вернулись обратно во Владивосток в 1938 году... 72 человека

Ввиду непредоставления продовольствия ГУСМП около четверти такового, экспедиция вынуждена была приобрести самостоятельно. Также самостоятельно было выстроено бревенчатое здание буровой вышки, закуплены лошади свиньи, упряжь, немного буровой дроби, телеги, разные стройматериалы. Остальное время почти всего техперсонала прошло в продвижении нарядов, счетов, погрузочных ордеров, надзором за качеством отгружаемых продуктов, маркировкой грузов, переотправкой их на причальные склады, погрузкой на пароходы силами рабочих экспедиции.
Всего на 3 парохода было загружено около 700 тонн груза. в том числе дом и стройматериалы, снаряжение, продовольствие и фураж, транспортные и плавучие средства, горючее и топливо.
Следует отметить, что экспедиция была вынуждена систематически противодействовать тенденции Морского отдела снизить тоннаж, подлежащий перевозке, или оставить под тем или иным предлогом те или иные грузы от погрузки и все же остались во Владивостоке не погруженными аэросани и 2 вагонетки. Личный состав и грузы экспедиции вышли из Владивостока 13 июля пароходом «тов. Красин» (3 человека) и 18 июля пароходами «Свердловск» и «Анадырь» и прибыли в Певек 9 августа «Свердловск», 19-го «Анадырь» и 20 августа «тов. Красин».

Выгрузка, строительство и начало разведочных работ

Геологи и разведчики на месте ознакомились с месторождениями г. Янрапаак и южной части Певекского полуострова и с результатами работ экспедиции 1936-37 гг. К этому времени выяснилось, что г. Янрапаак, ключ Турмалиновый и др. заслуживают мало внимания из-за бедности руд. Центр внимания переносился на участки жил «Прибрежных» Морской россыпи, 2-го гранитного распадка и распространенные еще южнее. Сверх того рабочими Степановым и Валяевым в последние дни были доставлены образцы открытой ими жилы «Проспекторской» из бассейна реки Куйвивемм. Решено было начать разведку на участке «Прибрежных» жил, сначала канавами, параллельно с геофизической разведкой, а затем штольнями, детальными геологическими поисками и разведкой постепенно охватить все участки, продвигаясь к югу.

Постройки разведочной партии наметили в 8 км от Певека, базы экспедиции в самом Певеке.

На выгрузке с пароходов участвовал весь состав экспедиции и 2 трактора. По окончании ее приступили одновременно к строительству полевых геологических, геофизических и топографических партий. С 19 по 26 августа на вездеходе, тракторах, катере, шлюпках вышли на полевые работы 1 разведочная, 1 геофизическая, 4 геолого-топографические, 1 геодезическая партия и 1 поисковый отряд.

Дальнейшие этапы в работе экспедиции

Строительство базы и разведочной партии было закончено в октябре 1937 года. Партии вернулись с полевых работ на базу с 12 октября по 2 ноября, переключаясь затем на камеральную обработку материалов. Полевые рабочие на зимний период направлялись в разведочную партию для усиления стационарной работы ее. Часть рабочих была оставлена при базе по выделке мехов и шкур и шитью меховой одежды, для усиления работы электростанции, сапожных работ, транспорта и др. целей.
В зимний период проведена камеральная обработка материалов, составление предварительных отчетов и подготовка к выезду в поле, в том числе расфасовка и укупорка продовольствия, для последующей отправки в различные места тундры, свыше 40 продовольственных баз.
Развозка продовольственных баз в тундру на тракторах, вездеходах, собачьих нартах и самолете Чукотского авиаотряда выполнена с 22 марта по 18 апреля 1938 года. Возвратились партии по окончании полевых работ обратно на базу Певек с 14 июля по 3 августа.
Разведочные работы, как на Певекском полуострове, так и в бассейне реки Куйвивеем закончены 1 августа, после чего рабочие были задействованы на устройство дороги до 2-го гранитного распадка, укупорки коллекций и проб, усилений лабораторных работ. на берег моря у устья реки Куйвивеем заброшены палатки, брезенты, продукты, посуда, спальные принадлежности и подготовлена встреча новой экспедиции.

Первая встреча с членом новой экспедиции ГРУ ГУСМП геологом В. Н. Ерофеевым, прибывшим самолетом с мыса Шмидта, состоялась 7 августа 1938 года. Основной состав новой экспедиции прибыл в Певек 9 августа, пароходом «Анадырь». За исключением 12 человек, оставшихся на зимовку, остальной персонал экспедиции Арктического Института выбыл из Певека во Владивосток 11 августа пароходом «Анадырь» — 67 человек, и 23 августа пароходом «Искра» последние 5 человек (начальник экспедиции и геологи). Все 71 человек прибыли во Владивосток 16 октября 1938 года.

Структура и личный состав экспедиции

А. Руководящий состав:

Начальник экспедиции... Г. Л. Вазбуцкий
Пом.начальника экспедиции по адм.-хозяйственной части... В. Н. Али-Мухамедов
Парторг... И. М. Шаутин

Б. База экспедиции в сел. Певек:

1.контора и хоз.часть:

Бухгалтер... И. Ф. Фредериксон
Завхоз... В. М. Седов
Повара... 2 человека
Прачка... 1 человек
Сапожник... 1 человек
Конюх-хоз.рабочий... 1 человек
Плотник... 1 человек

2.транспортная группа и мех.мастерская:

Старший механик-водитель... А. Ф. Туманович
Механики-водители... И. В. Андреев, Г. А. Кривцов, Г. Я. Волков
Рабочие... 2 человека
Электростанция — моторист... В. П. Петров
Радиостанция — радист... С. С. Ключарев

3. лабораторная группа

Спектроскопист... Д. Г. Косичкин
Рабочий механической обработки проб, он же шлифовальщик... С. И. Блинов

В. Разведочная партия в южной части Певекского полуострова

Начальник партии... В. П. Подольский
Прораб... П. Е. Кузема (и частично, Н. И. Кикас)
Ст. горный десятник... И. И. Соболев
Кузнец и молотобоец... 2 человека
Повара... 2 человека
Горнозабойщики (забойщики, канавщики,буронос) -10-15 до 33 человек

Г. Разведочные партиив бассейне р. Куйвивеем

Прораб... Н. И. Кикас
Горнорабочие... 8 человек
Повар... 1 человек
Кузнец, молотобоец, запальщик... по совместительству

Д. Геофизическая партия

Ст. топограф-геофизик... Н. Н. Овечкин
Рабочие ... 2 человека

Е. Геофизическая партия

Ст. геофизик... А. П. Соловьев
Геофизик... К. М. Гремилов
Рабочий... 1 человек

Ж. Геолого-топографические съемочно-поисковые партии

Начальник партии — геолог... 1 человек
Топограф... 1 человек
Промывальщик... 1 человек
Рабочий при геологе... 1 человек
Рабочие при топографе... 3 человека
Геологи: А. В. Андриянов, Н. И. Тихомиров, В. И. Малиновский, Я. С. Зубрилин.
Топографы: В. С. Кириллов, А. И Бокарев, А. В. Лавров, Ф. П. Шелапков (частично также Н. Я. Овечкин).

Строения, машины и материальные средства экспедиции

А. Строения в Певеке

1. Дом 1 — бревенчатый, площадью 97 кв. м., 10 комнат (спектральная, фотокомната, 2 геологических и 1 топографический кабинеты, радиорубка, 3 жилых комнаты, хим. лаборатория со шлифовальной мастерской.
2. Дом 2 — бревенчатый, площадью 163 кв. м : жилых комнат, 1 кухня, 1 столовая, 1 красный уголок.
3. Дом 3 — бревенчатый, площадь 185 кв. м. Жилая площадь 64 кв.м. на рабочее ощежитие и еще 2 комнаты. Остальное — склад, плотницкая мастерская и прачечная.
4. Гараж — 175 кв.м.
5. Помещение механической обработки проб — 10,5 кв.м.
6.Скотный сарай дощатый — 40 кв. м.
7. Свинарник дощатый — 55 кв. м.
8. Дом бревенчатый 28 кв. м, построен и передан Райисполкому.

Б. Строения в разведочной партии

1. Дом 1 бревенчатый 46,5 кв. м из двух комнат.
2. Дом 2 бревенчатый 46,5 кв. м из 1 комнаты
3. Буровая вышка бревенчатая 37 кв. м.
4. Кузница фанерная

В. Механизмы

1. Буровой станок Крелиус К-300 с насосом и оборудованием.
2. Двигатели нефтяные»Коммунист» 15НР при буровом станке — 2 шт.
3. Двигатели нефтяные «Победа» 6НР — 2 шт, один из них оказался с заводским браком, другой работал на электростанции.
4. Двигатель бензиновый «Червонный двигун» 6 НР (куплен на месте), работал на электростанции.
5. Двигатели бензиновые «Червонный двигун» № НР — 3 шт. Работали на дробилке и валках.
6. Двигатель бензиновый «Архимед» — 1 шт.
7. Подвесные моторы Рыбинского и Московского заводов 6,8 и 12 НР — 6 шт.
8. Динамо и электромоторы постоянного тока — 5 шт., работали на электростанции, при истиралеле «Стюртевант», токарном станке.
9. Лабораторного вида дробилка, валик, дисковый истиратель.
10. Станок токарный.
11. Станок шлифовальный.

Г. Транспортные средства

Тракторы «Сталинец» ЧТЗ 60 НР (бензиновые/нигроловые) — 2 шт., с двумя колесными 2-х тонными прицепами к ним.
Вездеходы ГАЗ-АА — 40 НР — 2 шт.
Аэросани ВАИ и ЦАГИ с авиамоторами М-11 2 шт (получены из Ванкарема от экспедиции Дитмара).
Вельботы — 2 шт.
Шлюпки четверки и двойки — 5 шт.

Д. Лошади и собаки

3 лошади с необходимыми телегами и упряжью
3 нарты собак по 12 в упряжке, всего 36 и несколько собак резервных молодых и самок.

Прочие материальные средства экспедиции

Экспедиция была обеспечена в объеме, совершенно достаточном для выполнения плана и нормального существования лесоматериалами, стройматериалами и углем, горючим и смазочным, всяким инструментом и материалами, спецодеждой и продовольствием по арктическим нормам.

Рация экспедиции находилась на базе в пос. Певек и обслуживала не столько экспедицию, сколько разные другие организации-учреждения Чаунского района, Чаунскую культбазу, самолеты Чукотского авиаотряда, фактории, экспедиции НКЗ, строй контору, больницу, школу и все население пос. Певек и Чаун. Регулярная связь держалась с рациями полярных станций М. Шелагинского, Шелаурова (Новосибирские острова), М. Биллингса, залива Креста. Кроме того рация работала и с другими станциями, пароходами и самолетами, принимала ДальТАСС.

Ездить приходилось, главным образом по бездорожью тундры — сухим и мокрым кочкам, по сильно заболоченным лугам, речной гальке, вброд через речные перекаты, через доступные перевалы, по галечнику и песчаному штранду моря.

Вездеходы ГАЗ-АА длительно строились в Москве в мастерских НКЗ. Всеми теми недостатками и неполадками в работе, какими обладали вездеходы Арктического института в 1933-34 гг. на о. Самуила и м. Нордвик, не считая хрупкости конструкций выявилось следующее:

1. Как в тундре, так и по льду и снегу не только груз в 1,5-1,6 тонны или 1,3 тонны (по нормам НАТИ), но даже 1-1,1 тонна оказались чрезмерной нагрузкой для таких вездеходов. Во всех случаях вода в радиаторах закипала уже через 5-6 км пути.

2. Сравнительно пологие подъемы 5-10° вездеходы уже не берут, приходиться подниматься задним ходом.

3. По сухим кочкам (вибрация) так велика, что в целях сохранения машины приходится ехать только на второй скорости, при самых лучших условиях пути можно ехать с грузом только на третьей скорости.

4. При влажности растительного покрова по любой причине (заболоченный луг, мокрая трава, мокрые кочки, хотя бы просто от дождя) происходит беспрерывная пробуксовка резины, по резине (покрышки на ленте), останавливающая машину.

5. Такое же действие производит снег глубиной хотя бы 10-15 см.

6. Передние колеса врезаются в мягкий грунт.

7. Дюралевые плитцы быстро изнашиваются не от дороги, а задевая при движении о кузов.

таким образом оказалось возможным использовать вездеходы летом только с недогрузом и только по сухому грунту в тундре, проскакивая на всем ходу влажные места, а зимою только по льду или хорошему насту, т.е. почти тех условиях, при которых много шансов пройти и обыкновенной грузовой машине ГАЗ или ЗИС.

Вездеходы на сравнительно слабо заболоченных местах при буксировке срывают травяной покров, онажают талый глинистый материал, застревают и не могут выбраться своими силами. Выручка их вагами сложнее, чем обыкновенных машин. Обычно приходилось вытаскивать их тракторами.

Тракторы ЧТЗ 60 НР работавшие на смеси бензина с керосином оказались почти идеальными машинами для нашей тундры, прошли по ней повсеместно один 3976, другой 2943 км, амортизировались в малой степени. Летом по тундре выбираются своим ходом (с помощью подбрасывания под гусеницы бревен) или еще лучше воде не более 50-60 см. Идут почти везде кроме подъема на третьей скорости. Берут длинные перевалы, крутизной до 15° и значительно круче. Могут хорошо проходить и каменные валуны, однако больших камней мы избегали во избежание поломок звеньев гусениц или частей рамы двигателя.

Зимою трактора идут также хорошо, в том числе и по довольно глубокому (до 1 м) рыхлому снегу, в этом случае снег необходимо при буксировке подсыпать спереди под гусеницы для утрамбовки его трактором. Трактора ходили при температуре до — 40О.

По льду Чаунской губы от побережья трактора не направлялись из-за риска провалиться под воду на дно ввиду многих трещин, покрытых тонким льдом и замаскированных снегом.

Полезный груз, не считая веса саней, доходил до 3-4, а зимой до 7-8 тонн (с прицепкой двух саней).

Максимально длинный маршрут в оба конца 350 км занял 8 дней при двух водителях. пробег на 100 км можно сделать менее, чем в сутки при одном выносливом водителе.

Только два раза трактора требовали посторонней помощи для возвращения в Певек — оба раза благодаря грубой оплошности водителей. В первом случае трактор застрял в русле узкой речки, оказавшись поперек ее между двумя отвесными берегами высотой 0,8 м и был вытащен посланным вторым трактором. Во втором случае в начале зимы трактор переходил неглубокую речку Теюкууль в 70 км от базы и в 15-20 м от совершенно безопосного переезда застрял, проломив лед, своим ходом выйти не мог, гусеницы буксовали в талом песке-плывуне. Пока пришел второй трактор, ветрами с моря нагнало морской воды, которая замерзла и заморозила части трактора. Трактор очутился в окружении слоеного пирога — сверху морской лед, морская вода, пресный лед, пресная вода и талый песок. Пришлось очень долго ждать морозов, затем медленно выручать трактор, освобождая его методом промораживания и выемки льда вокруг. Только через 3 месяца трактор вернулся в Певек своим ходом.

Аэросани

Исключая пробные рейсы, сани ходили в мае месяце до самого разлива. Не смотря на старые моторы, отработавшие уже по 200 часов и таяние снега в тундре. сани показали очень хорошую работу, как в тундре, так и по губе. Их неотъемлимыми достоинствами являются быстрый ход, хорошая проходимость, мощные моторы, довольно большая грузоподъемность и малый расход горючего. Неудобство заключается в тесной кабине. не позволяющей грузить громоздкие и длинные предметы (одни сани не имели кабины вовсе).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6318
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения