ПЛАВАНИЕ СУДНА „БЕЛУХА" в 1931 ГОДУМоторное судно „Белуха", принадлежащее а/о „Комсеверпуть", совершило в 1931 г. плавание к западному Таймыру.{1} Целью плавания было достижение устья Лены и возвращение в ту же навигацию в исходный пункт — Архангельск. Однако, тяжелые ледовые условия в восточной части Карского моря, вместе с необходимостью гарантии судна от вынужденной зимовки, заставили уже в походе изменить первоначальный план.
„Белуха" вышла из Архангельска 6 августа. Для производства научных работ в состав экспедиции включены были гидролог П. К. Хмыз-
{1} Бюлл. Арктич. инст., 1931, № 8, стр. 152.— 25 —
ников и гидрограф
И. М. Сендик (командированный Гидрографическим управлением). После захода в губу Белушью на Новой Земле для высадки промышленников, „Белуха" 13 августа направилась в Карское море через пролив Югорский Шар. После небольшой задержки в море, вследствие повреждения одного из цилиндров главного мотора, и после временного исправления машины судно прибыло 18 августа на о-в Диксон. Здесь в течение четырех суток была произведена судовыми средствами замена неисправного цилиндра новым. Здесь же произошла встреча с прилетевшим из Красноярска самолетом „Комсеверпуть № 1“, под командой Б. Г. Чухновского. Самолет был предназначен сопровождать „Белуху" в походе на восток и вести ледовую разведку.
22 августа оказалось возможным продолжить плавание на восток. На следующий день „Белуха“ посетила место зимовки братьев Колосовых.{1} Вблизи зимовья, на крайнем к морю мысе, был обнаружен выставленный промышленниками для подхода судов довольно большой знак — гурий.
Все члены колонии, состоявшей из двух взрослых мужчин, одного подростка и женщины с грудным ребенком, хорошо перенесли зимовку, кроме женщины, заболевшей ревматизмом. В промысловом отношении зимовка оказалась удачной — было добыто значительное количество песцов, медведей и морского зверя. По выходе из залива, в котором находилось зимовье, был встречен сплоченный лед. Попытка обойти его севернее о-ва Скотт-Гансена не увенчалась успехом. Повернув к берегу, судно пошло вдоль острова на восток, с намерением пройди узким проливом, как казалось, отделявшим два острова от материка. Здесь, под берегом, льда почти не было. Однако, после двух часов хода выяснилось, что судно зашло в не нанесенный на карту залив. Выйдя из этого залива, м/с „Белуха“ стало на якорь, чтобы выждать разрежения льда. 31 августа и 1 сентября были сделаны новые попытки пройти на северовосток вдоль о-вов Скотт-Гансена, также не увенчавшиеся успехом. 2 сентября судно направилось к зимовью Колосовых, которого достигло вечером того же дня. В бухте у зимовья находился самолет „Комсеверпуть № 1“ Б. Г. Чухновского. На следующий день самолет вылетел на разведку льдов в направлении залива Миддендорфа. В полете принял участие П. К. Xмызников. Самолет летел вдоль береговой черты. Через 1 1/2 часа полета самолет прошел над заливом Миддендорфа, где в 1929 г. шхуной „Зверобой" была устроена база авиогорючего. Однако, бухта, где находится база, оказалась заполненной битым льдом, исключавшим возможность посадки. От залива Миддендорфа самолет пролетел к о-ву Таймыр, затем сделал петлю к северу от него и повернул к зимовью Колосовых. На обратном пути в районе залива Миддендорфа
{1} Бюлл. Арктич. инст., 1931, № 1-2, стр. 7.— 26 —
была произведена ледовая разведка в сторону моря, протяжением около 40 миль. Весь полет продолжался около 5 часов. Состояние льда в районе полета представлялось в следующем виде. Вдоль берега шла полоса, шириной от 3 до 7 миль, чистой воды, мористее находилась полоса разреженного льда в несколько миль шириной; далее она переходила в сплоченный лед до горизонта. В двух местах —у о-вов Скотт-Гансена и в районе мыса Стерлегова — сплоченный лед приближался к берегу, отделяясь от него разреженным льдом. На следующий день, 4 сентября, Б. Г. Чухновский, вместе с А. К. Бурке и И. М. Сендиком, вновь вылетел на разведку льдов в районе мыса Михайлова и о-вов Скотт-Гансена. Разведка подтвердила наличие свободного от льда прохода вблизи берега. Наконец, 5 сентября, когда показались у входа в залив льды, была произведена еще одна разведка самолетом, указавшая на дальнейшее изменение состояния льда в сторону улучшения. В тот же день „Белуха" снялась с якоря, покинула залив зимовья Колосовых и вскоре вошла в лед между о-вами Скотт-Гансена и мысом Михайлова. Постепенно сплоченный лед стал прижимать судно к берегу. Глубины в этом месте оказались достаточно большими — свыше 20 саж., что и позволило пройти первый трудный участок (мыс Михайлова — о-ва Скотт-Гансена). С 6 сентября судно двигалось без особых затруднений. Однако, к вечеру того же дня, по предположению в районе мыса Стерлегова, „Белуха“ вошла в тяжелый сплоченный лед. Простояв затертой во льду ночь с 6 на 7 сентября и выяснив невозможность дальнейшего движения, экспедиция в тот же день вынуждена была повернуть к шхерам Минина. Вечером 8 сентября „Белуха“ вновь стала на якорь у зимовья Колосовых. Ввиду тяжелого состояния льда, было решено из имевшихся на судне двух перезимовочных партий одну поселить на мысе Михайлова и в тот же день приступить к постройке нового зимовья. В течение последующих четырех дней были выгружены все запасы и собран дом для зимовья. Оставив на зимовку двух опытных промышленников, судно вышло в обратный путь и 17 сентября бросило якорь у о-ва Диксон, а 1 октября вышло на Новую Землю, для обслуживания имеющихся здесь промыслов Комсеверпути.
На борту „Белухи" произведены следующие научные работы. Гидрологические — взято 35 глубоководных станций, со 140 наблюдениями температуры и солености на глубинах и 121 определением содержания кислорода. Поверхностных температур и соленостей взято 340 и, кроме того, сделан ряд других определений. Все анализы, как-то: определение солености (титрованием на хлор), на кислород и проч., выполнены на „Белухе" в судовой гидрохимической лаборатории. Сделан ряд определений течений, при чем взята одна 19-тичасовая станция наблюдений приливо-отливных течений на разных горизонтах. Был установлен у зи-
— 27 —
мовья Колосовых футшток для ежечасных наблюдений над приливами. К сожалению, он функционировал всего шесть дней, после чего был сбит штормом. Велись также метеорологические наблюдения и собраны пробы планктона (65 проб), поверхностного и глубинного. Производились также сборы бентоса. Экспедицией определены астрономический пункт на мысе Михайлова и в трех пунктах — величина магнитного склонения. Уточнены береговые очертания южного берега Пясинского залива и о-ва Моржевого, путем судовой и частью угломерной съемок. Определено по углам положение Северовосточных островов. Зарисовками с самолета и судна в значительной мере приближена к действительности сложная картина шхер Минина и района к востоку от них.
В научных работах, кроме специально командированных гидролога П. К. Хмызникова и гидрографа И. М. Сендика, принимал участие судовой состав; сборы по гидробиологии произведены в большей части судовым врачом С. С. Шиян.
Экспедицией на „Белухе" руководил капитан судна А. К. Бурке.