ВЫСОКОШИРОТНАЯ ВОЗДУШНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ «СЕВЕР-10» (1958 г.)
В целях выполнения научных работ по дальнейшему изучению Северного Ледовитого океана в период проведения Международного геофизического года в соответствии с планом экспедиционных работ АНИИ (с 03.07.1958 г. - ААНИИ) в 1958 г. была организована ВВЭ «Север-10» (приказ начальника ГУСМП № 24 от 24 марта 1958 г.).
Начальником экспедиции был назначен снс АНИИ М.М.Никитин, его заместителем по авиации и командиром авиаотряда экспедиции — Б.С.Осипов, по материально-техническому снабжению — Б.В.Вайнбаум (в сентябре - ноябре -начальник экспедиции).
Начальниками новых смен на дрейфующих станциях утверждены кандидаты географических наук: на СП-6 — С.Т.Серлапов, на СП-7 — Н.А.Белов. Всего в работах экспедиции «Север-10» участвовало 226 человек: 10 — штаб экспедиции, 22 — научно-технический состав (в том числе 4 снс), 75 — летно-подъемный состав, 38 — инженерно-технический состав, 40 — личный состав старой смены дрейфующих станций и 41 человек новой смены.
Для проведения экспедиции выделили 16 самолетов: 4 Ту-4, 5 Ил-12 и Ил-14, 6 Ли-2, один Ан-2 и 1 вертолет Ми-4.
Весь авиационный парк был разбит на три авиаотряда.
Первый (командир Б.С.Осипов) состоял из 4 Ту-4, 5 "Илов", 1 Ли-2, 1 Ми-4 (командир - Н.Н.Кузнецов). Его задача - обеспечить смену личного состава дрейфующих станций и доставку на станции необходимого оборудования, продовольствия, топлива и другого снаряжения для высококачественного выполнения научно-исследовательских работ коллективами станций и научными отрядами экспедиции «Север-10». Кроме этого, экипаж Ли-2 должен был в районе СП-7 подобрать льдину, пригодную, без особой подготовки, для приема Ту-4.
Во второй авиаотряд (командир В.И.Масленников) входили 2 специально оборудованных Ли-2 на лыжах, его единственной задачей являлось обеспечение работы отряда «Вишера».
Третий (командир М.П.Ступишин) состоял из 4 Ли-2 на лыжах. На этот отряд возлагалась расстановка радиовех и ДАРМС, проведение попутных гидрологических и ледоисследовательских работ, а также выполнение попутной авиаразведки. Отряд работал двумя группами: первая — на западе под руководством начальника экспедиции «А-138» Х.Г.Буняка и командира отряда М.П.Ступишина, вторая — на востоке под руководством участника «А-138» прибориста В.М.Сарри и командира самолета А.С.Полякова.
Работа экспедиции «А-138». Как и в предыдущем году, она работала двумя группами. Западная - приступила к работе 30 марта, а восточная — 7 апреля. Хорошая погода благоприятствовала тому, что обе группы закончили свою работу 22 апреля. Всего было установлено 11 радиовех и 10 ДАРМС, выполнено 18 гидрологических станций.
Обеспечение дрейфующих станций. При организации этой работы наибольшие трудности были с обеспечением СП-7. Вследствие ее большого удаления от основной базы экспедиции Тикси (около 2000 км) самолеты Ил-12 не могли обеспечить перевозку грузов на станцию в короткий срок. А самолеты Ил-14 из-за веса конструкции (мала полезная загрузка самолета) оказались вообще неприменимыми. Наиболее экономичным в то время типом самолета для пере¬возки грузов на большие расстояния, как было установлено в предыдущих экспедициях, являлся самолет Ту-4. Поэтому экипажу Ли-2 (командир П.П.Лапик) и была поставлена задача в возможно короткий срок найти и подготовить ВПП для приема Ту-4. 5 апреля экипаж П.П.Лапика в районе СП-7 обнаружил такую, льдину и в течение трех дней на ней была подготовлена ВПП для приема тяжелых машин. 8 апреля на нее совершил первую посадку самолет Ту-4. С этого дня на этих самолетах (командиры Б.С.Осипов и И.Г.Бахтинов) начался интенсивный завоз грузов в район СП-7.
Коллектив дрейфующей станции СП-7 выбыл из Ленинграда и Москвы 4 и 5 апреля. На станцию сотрудники прибывали тремя группами: 7, 10 и 12 апреля. Не дожидаясь прибытия последней группы, новая смена приняла станцию 11 апреля 1958 г. в координатах 86° 27' с.ш., 149° 38' з.д.
В период проведения весеннего этапа ВВЭ предстояло выполнить следующие работы по материально-техническому обеспечению:
— снабдить всем необходимым новые смены дрейфующих станций СП-6 и СП-7 на первые полгода дрейфа и при благоприятных метеорологических условиях обеспечить ГСМ и некоторыми другими материалами на год дрейфа;
— обеспечить всем необходимым на весь период работы отряды экспедиции «Север-10»: «Вишера», ледоисследовательский и отряд по расстановке радиовех и ДАРМС (экспедиция «А-138»).
Выполнением этой операции занимался первый авиаотряд. Командирами на этих самолетах были известные лётчики: на 2 Ту-4 — Б.С.Осипов и И.Г.Бахтинов; на 2 Ил-12 — И.И.Черевичный и Г.В.Сорокин; на 3 Ил-14 — Ф.А.Шатров, С.А.Петров и В.И.Васильев; на 1 Ли-2 — П.П.Лапик.
Снабжение станций продолжалось с 1 апреля по 26 мая 1958 г. Большая часть грузов была перевезена самолетами Ту-4, которые брали загрузку из Тикси на СП-6 от 8300 до 10500 кг, а на СП-7 - от 5025 до 6770 кг в зависимости от условий полета, тогда, как Ил-12 брали на СП-6 от 1600 до 2000 кг, а на СП-7 от 1000 до 1200 кг. А новые Ил-14 и того меньше: на СП-6 около 1500 кг, а на СП-7 максимум 1284 кг. Конечно, и стоимость летного часа Ту-4 отличалась от стоимости Ил-14 и Ил-12, в 1958 г. она составляла 3850 руб. против 9800 руб. Учитывая все факторы, особенно принимая во внимание фактор времени, гораздо выгоднее, при большом удалении от береговой базы, было использовать тяжелые машины. В итоге самолетами Ту-4 доставлено из Тикси на СП-6 150,9 т груза, а на СП-7 - 117,5 т, т.е. почти 84 % от общего количества доставленного на лед груза.
Самолёты ВВЭ на станции СП-6.
Всего в весенний период экспедиции доставлено на СП-6 180,5 т, а на СП-7 — 144,6 т грузов необходимых для нормальной работы станций до осени 1958 г.
Ту-4 и Ил-14 на аэродроме СП-6.
Снабжение станций продолжалось с 1 апреля по 26 мая 1958 г.
Осенний этап экспедиции «Север-10» - им руководил Б.В.Вайнбаум, его заместителем по летной работе был командир Московского отдельного авиационного отряда (МОАО) П.П.Москаленко.
На осенний этап ВВЭ возлагалось выполнение следующих задач:
— обеспечение СП-6 и СП-7 продовольствием, оборудованием, ГСМ и другими материалами, необходимыми для полного выполнения программ научно-исследовательских работ в наиболее ответственный зимний период;
— доставка научных групп сотрудников ААНИИ и МГУ на СП-6 и обеспечение их всем необходимым для проведения гидрологических наблюдений согласно утвержденной программе;
— доставка групп А.В.Гусева и Светлова на СП-6 и СП-7 и обеспечение их всеми средствами для выполнения приказа начальника ГУСМП от 18.10.58 г. и руководства ААНИИ;
— авиационное обеспечение экспедиции «А-138» по доставке личного состава, оборудования и вех на исходные базы по расстановке вех, включая СП-6, и снабжение этой экспедиции всем необходимым;
— доставка личного состава и аппаратуры для обсерватории о.Хейса;
— обеспечение СП-7 палатками, полевым снаряжением, продовольствием для временного размещения груп¬пы советских и иностранных корреспондентов.
В экспедиции работали 6 самолетов: 2 Ил-14 (командиры Г.С.Бенкунский, М.П.Ступишин), 3 Ил-12 (командиры К.Ф.Михайленко, Б.А.Миньков, А.К.Жгун) и 1 Ли-2 (командир Г.Ф.Денежкин).
В период с 24 сентября по 3 ноября на СП-6 было доставлено 44,9 т грузов, включая и топливо для дозаправки самолетов, которые летали на СП-7. Полеты по снабжению СП-7 начались 13 октября и продолжались по 3 ноября. Всего доставлено на станцию 37,8 т различных грузов.
Несмотря на то, что план работы экспедиции оказался очень напряженным, выполнен он был полностью и с хорошим качеством. Руководители дрейфующих станций высоко оценили обеспечение коллективов станций, «выражая большую благодарность за безграничное внимание к нуждам, отличное обеспечение».
В ВВЭ «Север-10» был выполнен большой объем научных исследований. Так, осуществлено 18 гидрологических станций с измерением температуры воды и солености — 148. Установлены 21 ДАРМС и радиовеха. Выполнено 23 нивелировки профиля льдины длиной 300 метров, измерено толщин льда — 65, проведено испытаний образцов льда на изгиб — 150, на твердость льда — 71, определений солености льда — 44, плотности льда - 38, плотности снежного покрова — 83; измерены скорости распространения сдвиговых волн — 34 и скорости распространения про-дольных волн — 57. Выполнены определения асимметрических сил, связанных с вращением Земли. Получены данные по теплообмену между атмосферой и деятельной поверхностью в условиях полярной ночи. Проведены градиентные наблюдения за скоростью ветра. Осуществлена стереофотосъемка нижней поверхности льда. Сделаны: измерения в шурфе температуры воздуха, снега и льда на 11 горизонтах в течение месяца; градиентные наблюдения за ветром на 5 горизонтах через каждые 10 мин; выполнены 7 сейсмопрофилей, несколько сейсмограмм, 50 записей колебаний ледяного покрова, 58 измерений скорости распространения упругих волн; аэрофотосъемка острова. И, наконец, по маршрутам полетов самолётов производилась ледовая разведка.
Кроме того, по плану Минобороны СССР в ВВЭ "Север-10" в апреле 1958 г. приняли участие и самолёты ДА Ту-16А, Ту-95 и Ту-4Р, включая Ту-16-е 52-го гв.тбап (командир – гв.подполковник А.С.Кротов) 45-й Гомельской тбад 50-й ВА. Так, 5 самолётов Ту-16А (6 экипажей) этого полка выполнили полёты в Арктике с посадкой на аэродром Тикси, а затем 1 из них (бортовой №04, командир - майор Базарный, инструктор -заместитель командира дивизии, Герой Советского Союза полковник А.А.Алехнович) 26 апреля во взаимодействии с бомбардировщиками 2 Ту-16А, 2 Ту-4Р (121-го Севастопольского Краснознаменного гв.одрап) и 2 Ту-95 успешно выполнил посадку на ледовый аэродром в районе дрейфующей полярной станции СП-6 (81°15' с.ш., 147° 42' в.д.). Не выключая двигателей, он тут же пошёл на взлёт. Однако его колеса левой стойки шасси провалились в плохо замерзшую промоину соленой морской воды, что дало толчок к развороту влево, и бомбардировщик зацепил левым крылом стартовый самолет Ил-12Д, при этом получив тяжёлые повреждения (вышли из строя турбина и левое крыло). К счастью, никто сильно не пострадал. Экипаж Ту-16-го эвакуировал вскоре севший Ту-4Р гв.майора А.Акулова. Вскоре очередной Ту-4 доставил на льдину новую турбину и ремонтную бригаду. Но та сделать в арктических условиях ничего не смогла. Через год, 16 апреля 1959 г. ввиду невозможности эвакуации аварийный самолёт был сожжён на льдине, а не сгоревшие обломки столкнули в море. Это была первая и единственная в мире посадка тяжёлого реактивного бомбардировщика на дрейфующий лёд в Арктике.
В том же 1959 г. на том же ледовом аэродроме был разбит при посадке ещё один военный борт Ту-4.
Повреждённые Ту-16 (в центре) и Ил-12Д (слева) на аэродроме СП-6. Апрель 1958 г.
Более подробно см.:
viewtopic.php?f=2&t=375&start=15